Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ'

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Эдуард Сарифович

Актуальность исследования обусловлена цифровой повесткой развития современного общества. Процессы цифровизации, активно реализуемые во всех сферах общественной жизни требуют анализа и оценки их эффективности, логическим результатом которых ожидаемо должно стать формирование цифровой экономики в Российской Федерации. Скорость цифровой трансформации и уровень развития цифровой экономики напрямую зависят от условий и среды, в которых реализуются эти процессы. Корпоративная предпринимательская среда представляет собой наиболее перспективную и важнейшую составляющую экономической основы развития современного бизнеса в условиях развития цифровой экономики. Соответственно анализ развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде предполагает использование различных показателей, отражающих протекающие процессы цифровизации и цифровой трансформации с учетом особенностей корпоративной предпринимательской среды. В статье на основе изучения и обобщения различных научных публикаций и источников по данной проблематике рассмотрены теоретические и практические аспекты оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде. Предложен авторский подход к оценке развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде на основе интегрального индекса, рассчитанного путем взвешивания интегральных субиндексов, отражающих уровень цифрового развития элементов корпоративной предпринимательской среды. Преимуществами предложенного подхода является обоснованность, доступность, простота расчетов и легкость применения в практике функционирования корпоративных предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гасанов Эдуард Сарифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT ASSESSMENT IN THE CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT

The digital agenda for the modern society development makes the research topic relevant. relevance of the research is due to the. Digitalization processes actively implemented in all spheres of public life require their effectiveness evaluation, the logical result of which is expected to be the digital economy formation in the Russian Federation. The speed of digital transformation and its development level directly depend on the conditions and environment in which these processes are implemented. The corporate business environment is the most promising and most important component of the economic basis for the modern business development in the digital economy. Accordingly, the digital economy development analysis in the corporate business environment involves the use of various indicators reflecting the ongoing digitalization processes, taking into account the peculiarities of the corporate business environment. Based on the study and generalization of various scientific publications and sources on this subject, the theoretical and practical aspects of assessing the digital economy development in the corporate business environment are considered in the article. The author's approach to assessing the digital economy development in the corporate business environment is proposed, based on an integral index calculated by weighing integral sub-indices reflecting the digital development of corporate business environment elements level. The advantages of the proposed approach are the validity, accessibility, simplicity of calculations and application in the practice ease.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гасанов Э.С. Оценка развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 3. С. 13. URL: http://progress-human.com/images/ 2022/Tom8_3/Gasanov.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.183.13. EDN CNJXQD.

УДК 338.1

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ

Гасанов Эдуард Сарифович

Аспирант ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

fbd@ugues.ru

145, корп.12, ул. Чернышевского, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия +7 (347) 252-08-27

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена цифровой повесткой развития современного общества. Процессы цифровизации, активно реализуемые во всех сферах общественной жизни требуют анализа и оценки их эффективности, логическим результатом которых ожидаемо должно стать формирование цифровой экономики в Российской Федерации. Скорость цифровой трансформации и уровень развития цифровой экономики напрямую зависят от условий и среды, в которых реализуются эти процессы. Корпоративная предпринимательская среда представляет собой наиболее перспективную и важнейшую составляющую экономической основы развития современного бизнеса в условиях развития цифровой экономики. Соответственно анализ развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде предполагает использование различных показателей, отражающих протекающие процессы цифровизации и цифровой трансформации с учетом особенностей корпоративной предпринимательской среды. В статье на основе изучения и обобщения различных научных публикаций и источников по данной проблематике рассмотрены теоретические и практические аспекты оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде. Предложен авторский подход к оценке развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде на основе интегрального индекса, рассчитанного путем взвешивания интегральных субиндексов, отражающих уровень цифрового развития элементов корпоративной предпринимательской среды. Преимуществами предложенного подхода является обоснованность, доступность, простота расчетов и легкость применения в практике функционирования корпоративных предпринимательских структур.

Ключевые слова: цифровая экономика; корпоративная предпринимательская среда; уровень развития; цифровизация предприятия; оценка развития.

1ЕЬ коды: О12; 040; Р17.

Введение

Углубление процессов цифровизации параллельно с приоритизацией предпринимательской активности акцентируют внимание научной общественности на изучении такой экономической системы, как корпоративная предпринимательская среда, и процессов в ней происходящих, в первую очередь, это относится к процессам цифровизации и цифровой трансформации, обеспечивающих развитие цифровой экономики.

Корпоративная предпринимательская среда как экономическая система являлась объектом научного изучения с момента своего возникновения, однако до настоящего времени целый ряд аспектов остаются не вполне изученными. В то же время неизбежные цифровые преобразования экономики и общества обусловливают формирование новых условий, как во внешней среде, так и внутри корпоративной предпринимательской среды, по сути, меняя сами принципы и модели ее функционирования. Процессы цифровизации и цифровой трансформации кардинально меняют модели бизнеса и набор необходимых компетенций человека в нем. Развитие цифровой экономики взаимообусловлено с развитием цифровых навыков персонала каждой организации и компании. Цифровизация деятельности предприятий формирует новые условия не только для трансформации существующих и выстраивания новых экономических отношений корпоративных предпринимательских структур, но и для реализации предпринимательского поведения персонала (интрапренерства) внутри организации. Таким образом, оценка развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде, учитывающая перечисленные выше принципиально важные аспекты, представляется весьма актуальной и практически важной научной задачей.

Объектом исследования является развитие цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

Предметом исследования выступает уровень развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

Цель исследования заключается в оценке развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

Задачи исследования: теоретический обзор и изучение научных исследований и разработок в области анализа и оценки развития цифровой экономики в условиях корпоративной предпринимательской среды; исследование подходов и методологий оценки

развития цифровой экономики; формирование совокупности показателей, отражающих уровень цифрового развития составляющих элементов корпоративной предпринимательской среды; разработка методики оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

1.Материалы и методы исследования

При проведении исследования использовались методы логического и структурного анализа, обобщения, группировки, систематизации и сравнения, в решении отдельных задач применялись методы интегрального и корреляционного анализа.

Материалами исследования послужили публикации российских и зарубежных ученых в области цифровой экономики, корпоративной предпринимательской среды, в том числе по проблематике оценки развития цифровой экономики, а также методики и результаты исследований различных рейтинговых агентств.

2. Разработанность проблемы

Для формирования грамотной стратегии развития цифровой экономики необходим эффективный инструментарий, позволяющий измерить достигнутый цифровой прогресс в той или иной социально-экономической системе. Очевидно, что для каждой социально-экономической системы такой инструментарий будет отличным, поскольку он должен учитывать их особенности и специфику.

Несмотря на новизну экономического явления, проблематике оценки развития цифровой экономики посвящен целый ряд научных работ, исследующих возможности оценки цифровой экономики как на страновом уровне [1] (Koh L.V., Koh Ju.V., 2019), так и на уровне социально-экономических систем [2] (Safiullin M. R., 2019), регионов [3] (OberninaM. S., 2020), городов [4] (Ershova T.V., Hohlov Ju. E., 2018) и предприятий [5] (MerzlovI.Ju., 2022).

Ученые [6, 7, 8, 9] (Tjushnjakov V. N., 2020; Sheremet T. G., 2020; Hahina A. M., 2020; Gorbachev M. I., 2019), исследующие проблематику оценки развития цифровой экономики на страновом уровне, как правило, обращаются к международным и национальным рейтингам, построенным на основе расчета различных интегральных индексов, исходя из значений которых определяется достигнутый уровень страны в цифровой гонке. Наиболее часто в научных исследованиях упоминаются такие индексы как:

«ICT Development Index» (IDI) - Индекс развития информационно-коммуникационных технологий [10], предложен Международным союзом электросвязи (МСЭ) для 176 стран мира;

«The Digital Economy and Society Index» (DESI) - Индекс цифровой экономики и общества ЕС [11], рассчитывается Европейской Комиссией для 28 стран ЕС;

«IMD World Digital Competitiveness Index» (WDCI) - Индекс глобальной цифровой конкурентоспособности [12], рассчитывается Швейцарской школой бизнеса IMD для 144 стран мира;

«Global Connectivity Index» (GCI) - Индекс глобального подключения [13], представлен компанией Huawei для 79 крупнейших стран мира;

«The UN Global E-Government Development Index» (EGDI) - Индекс развития электронного правительства [14], разработан ООН Департаментом экономического и социального развития, рассчитывается для 193 стран мира;

«BCG E-Intensity» (BCG) - Индекс цифровизации экономики [15], рассчитывается Boston Consulting Group для 85 стран мира;

«Digital Evolution Index» (DEI) - Индекс цифровой эволюции [16], представлен Mastercard и Школа права и дипломатии им. Флетчера, для 60 стран по 170 параметрам;

«Networked Readiness Index» (NRI) - Индекс готовности к сетевому миру [17], рассчитывается Всемирным экономическим форумом, Всемирным банком и Международной школой бизнеса, для 140 стран мира;

«E-Participation Index» (EPART) - Индекс электронного участия [18], представлен ООН Департаментом экономического и социального развития, для 193 стран мира;

«The Global Innovation Index» (GII) - Глобальный индекс инноваций [19], предложен французской бизнес-школой INSEAD и Корнельским университетом (США) при поддержке Всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO) для 130 стран мира.

Изучение используемых для формирования индексов, методологий и совокупности показателей в целях оценки развития цифровой экономики, показал, что наиболее дискуссионными являются вопросы выбора предметных областей измерения, формирования набора оценочных показателей и их группировка в субиндексы для расчета итоговых интегральных индексов, в этом и состоят ключевые отличия между выше обозначенными мировыми и национальными индексами. Каждый из изученных индексов имеет свой ориентир и направленность, обусловленные целями и задачами организаций его разработавших. Так, например, важность владения населением цифровыми навыками для развития цифровой экономики учитывается только в индексах IDI, WDCI, EDGI, развитие ИКТ оценивается только в индексе GCI. Таким образом, очевидно, что универсальной методологии и системы показателей оценки развития цифровой экономики до настоящего времени не сформировано.

3. Результаты исследования и их обсуждение

Корпоративная предпринимательская среда понимается нами как сложная интегрированная система, сочетающая в себе множество внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на достижение предпринимателем поставленных целей при реализации предпринимательской инициативы в процессе осуществления хозяйственной деятельности с целю получения предпринимательского дохода.

Главной особенностью корпоративной предпринимательской среды является присутствие такого уникального фактора, как интрапренерство - это возможность проявления предпринимательской инициативы внутри бизнес-системы. Цифровые технологии открывают новые возможности для проявления и развития предпринимательских инициатив персонала в корпоративной предпринимательской среде, в свою очередь интрапренерство становится одним из факторов развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде и, соответственно, требует учета при оценке развития цифровой экономики.

Изучив теоретические и методологические разработки в области оценки развития цифровой экономики, нами разработан авторский подход к оценке развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде основу которого составила методика, представленная на рисунке 1.

Предложенная методика включает три последовательных этапа на каждом из которых выполняется набор процедур. В соответствии с этапами предложенной методики оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде оценочные процедуры базируются на совокупности наиболее значимых измеряемых показателей, которые для целей оценивания интегрируются сначала в субиндексы, а затем в единый интегральный показатель.

На первом этапе осуществляется выбор и обоснование показателей развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде, что является одной из наиболее сложных и трудоемких задач. На основе изучения опыта оценивания развития цифровой экономики с помощью международных и национальных рейтингов на основе индексов, для решения поставленных исследовании задач интерес представила методология и группировка показателей, используемых в индексе мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI) [12].

Швейцарская школа бизнес ГМО группирует оцениваемые показатели по трем направлениям: знания и навыки, техника и технологии, адаптация к изменениям. Аппроксимируя данную группировку к уровню корпоративной предпринимательской среды, можно выделить три ключевые группы оценочных показателей для расчета субиндексов, используемых в дальнейшем для интегральной оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде:

Рис. 1: Методика оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде

1. Выбор и группировка показателей развития цифровой экономики в

корпоративной предпринимательской среде.

1. Показатели развития персонала компании

ПрП1, где I — число показателей в группе

2. Показатели развития интрапренерства в компании ПрИ;, где I — число показателей в группе

3. Показатели цифровизации деятельности компании ПЦ где I — число показателей в группе

2. Расчет интегральных субиндексов по каждой группе показателей развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

3. Расчет интегрального

индекса развития цифровой экономики в

корпоративной предпринимательской среде.

© Э.С.Гасанов

1. Субиндекс «Уровень развития персонала компании».

И

рп

= ^*прп,

где I - число показателей в группе; ^ - весовые коэффициенты частных показателей; ПрП —нормирован ные частные показатели.

2. Субиндекс «Уровень развития интрапренерства в компании».

И

рИ

где I - число показателей в группе; ^ - весовые коэффициенты частных показателей; ПрИ - нормированные частные показатели.

3. Субиндекс «Уровень цифровизации деятельности компании».

И

*ПЦ,

где I - число показателей в группе; ^ - весовые коэффициенты частных показателей; ПЦ1 - нормированные частные показатели.

4. Оценка достоверности проведенных расчетов и релевантности полученных значений интегральных субиндексов. Расчет коэффициента вариации:

С7 = - * 100% = , ' _, *100%,

где £ - число периодов исследования, каждый из которых равен 1 году; т - число субиндексов.

1. Интегральный индекс развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде

И = ,

где т - число субиндексов;

£ - число периодов исследования, каждый из которых равен 1 году;

- весовые коэффициенты субиндексов; Итс - значения субиндексов по каждому периоду.

2. Оценка достоверности проведенных расчетов и релевантности полученных значений интегрального индекса развития цифровой экономики.

Расчет коэффициента вариации:

С7 = - * 100% =

i

£tHt t

Ь(И;:-И)2

400%,

И - значение интегрального индекса в период t.

t-i

t-i

Источник: составлено автором

1. Показатели развития персонала компании;

2. Показатели развития интрапренерства в компании;

3. Показатели цифровизации деятельности компании.

Каждая группа включает определенный набор показателей (рисунок 2), характеризующих процессы развития цифровой экономики. Такая группировка показателей обусловлена особенностями корпоративной предпринимательской среды, а именно: важнейшей роли человеческого фактора, который оценивается нами по двум областям - это уровень развития персонала компании и уровень развития интрапренерства. Третья группа показателей предназначена для оценки цифровизации деятельности компании.

На втором этапе предложенной методики проводится расчет интегральных субиндексов по каждой группе показателей. Для этого все показатели унифицируются методом нормирования, определяются их весовые коэффициенты и проводится расчет интегральных субиндексов. Релевантность полученных значений предложено оценивать при помощи коэффициента вариации.

Заключительный этап предложенной методики предполагает расчет интегрального индекса развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде с учетом весов каждого из рассчитанных субиндексов. Достоверность и обоснованность полученных значений, также оценивается по методу вариационного анализа. Результаты полученных значений интегрального индекса позволяют отследить динамику развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде за исследуемый период времени. А также оценить динамику изменений по каждой группе оценочных показателей на основе рассчитанных интегральных субиндексов.

Заключение

В ходе проведения исследования были рассмотрены и проанализированы существующие подходы и методологии оценки развития цифровой экономики в различных социально-экономических системах. Анализ научных публикаций позволил выявить существующие проблемные области в решении задачи оценивания процессов развития цифровой экономики, а также обосновать уникальность и значимость в современных реалиях такой социально-экономической системы как корпоративная предпринимательская среда. С учетом особенностей корпоративной предпринимательской среды был предложен подход и разработана методика оценки развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде.

Рис. 2: Показатели оценки уровня развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде

1. Шказатели и. Квалификационно-возрастной состав персонала;

развития персонала

компании

1.2. Удельный вес работников с высшим специальным образованием в общей численности персонала компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Удельный вес работников, занятых исследованиями и разработками в общей численности персонала компании;

1.4. Удельный вес персонала прошедшего обучение/повышение

квалификации/приняло участие в образовательных программах, в общей численности персонала компании;

1.5. Затраты компании на реализацию программ повышения квалификации и обучения сотрудников.

2. Показатели 2.1. Число документально зафиксированных инноваций (патентных заявок на

ражития изобретения/полезные модели/рацпредложения), созданных сотрудниками компании;

интрапренерства в

компании -

2.2. Затраты компании на инновационные исследования и разработки, выполняемые собственными силами;

2.3. Затраты на материальное стимулирование/премии сотрудникам за творческую/новаторскую деятельность;

2.4. Удельный вес новой продукции/услуг в общем объеме продукции/услуг компании;

2.5. Численность работников, находящихся в списке лиц, зачисленных в кадровый резерв компании.

3. Показатели цифровизации деятельности компании

3.1. Затраты компании на создание, внедрение, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг;

3.2. Затраты компании на присутствие в цифровом пространстве (ведение сайта, соц.сетей и т.п.);

3.3. Численность сотрудников, имеющих доступ к широкополосному интернету, облачным сервисам и прочим цифровым технологиям, внедренным в компании;

3.4. Численность сотрудников, ежедневно использующих цифровые технологии при выполнении должностных обязанностей;

3.5. Затраты на обучение и подготовку персонала в области цифровых технологий и производства связанных с ними продуктов и услуг.

Источник: Составлено автором © Э.С.Гасанов

DOI 10.34709/IM.183.13

8

Представленная методика отличается доступностью и может быть использована в компаниях и организациях любых форм собственности и размерах. Результаты оценки могут быть использованы руководством компаний для выстраивания грамотных стратегий цифровых преобразований и развития цифровой экономики для достижения конкурентоспособности в новых условиях.

Литература

1. Кох, Л.В.; Кох, Ю.В. Анализ существующих подходов к измерению цифровой экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Том 12. № 4. С.: 78-89. Б01: 10.18721ЛЕ.12407.

2. Сафиуллин, М.Р.; Абдукаева, А.А.; Ельшин, Л.А. Оценка и анализ цифровой трансформации региональных экономических систем Российской Федерации: методические подходы и их апробация // Вестник ГУУ. 2019. № 12. С.: 133-143. Б01: 10.26425/1816-4277-2019-12-133-143.

3. Обернина, М.С. Оценка развития цифровой экономики регионов // Научные междисциплинарные исследования. 2020. № 5. С.: 119-123.

4. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе / Под ред. Т.В., Ершовой; Ю.Е., Хохлова. М.: Институт развития информационного общества. 2018. 98 с.

5. Мерзлов, И.Ю.; Шилова, Е.В.; Санникова, Е.А.; Сединин, М.А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 9. С.: 2379-2396. Б01: 10.18334/ерр.10.9.110856.

6. Тюшняков, В.Н. Инструменты оценки уровня развития цифровой экономики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С.: 158-165.

7. Шеремет, Т.Г. Международные и национальные методики оценки уровня развития цифровой экономики // Дистанционные образовательные технологии. Сб. трудов V Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В. Н. Таран. Симферополь. 2020. С.: 350-355.

8. Хахина, А.М.; Жеребов, Е.Д.; Лебедев, Д.А. Инструментальные средства оценки уровня развития цифровой экономики // Кластеризация цифровой экономики: глобальные вызовы. Сб. трудов национальной научно-практической конференции с зарубежным участием. В 2-х томах. Под редакцией Д.Г., Родионова; А.В., Бабкина. Изд-во: Политех-Пресс. 2020. С.: 364-371. Б01: 10.18720/1ЕР/2020.5/44.

9. Горбачев, М.И.; Петренко А.П.; Карпунин, Н.А. Международный опыт определения уровня развития цифровой экономики с помощью индексов // Управление рисками в АПК. 2019. № 2 (30). С.: 69-82. БОТ 10.53988/24136573-2019-02-05.

10. Индекс развития ИКТ 2020 года: Предложение. Справочный документ. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/events/egh2020/IDI2020_BackgroundDocument_R.pdf (Дата обращения: 15.06.2022).

11. The Digital Economy and Society Index (DESI). URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi. (Дата обращения: 15.06.2022).

12. World Digital Competitiveness Ranking 2021. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness/. (Дата обращения: 15.06.2022).

13. Welcome to Huawei's GCI 2020. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/index.html. (Дата обращения: 15.06.2022).

14. The UN Global E-Government Development Index (EGDI). URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/-E-Government-Development-Index. (Дата обращения: 15.06.2022).

15. The 2015 BCG e-Intensity Index. (2015) // The Boston Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/interactives/bcg-e-intensityindex.aspx. (Дата обращения: 15.06.2022).

16. Digital Evolution Index (DEI). URL: https://knoema.com/DEI2020/digital-evolution-index-dei. (Дата обращения: 15.06.2022).

17. The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society / Soumitra Dutta and Bruno Lanvin (editors), USA, Washington D.C., Portulans Institute. 2019. 310 p. URL: https://networkreadinessindex.org/wp-content/uploads/2020/03/The-NetworkReadiness-Index-2019-New-version-March-2020.pdf. (Дата обращения: 15.06.2022).

18. E-Participation Index. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/E-Participation-Index. (Дата обращения: 15.06.2022).

19. Global Innovation Index (GII) 2021. URL: https://www.globalinnovationindex.org/Home. (Дата обращения: 15.06.2022).

DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT ASSESSMENT IN THE CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT

Eduard Gasanov

Ufa State Petroleum Technical University, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

Abstract. The digital agenda for the modern society development makes the research topic relevant. relevance of the research is due to the. Digitalization processes actively implemented in all spheres of © Э.С.Гасанов 10 DOI 10.34709/IM.183.13

public life require their effectiveness evaluation, the logical result of which is expected to be the digital economy formation in the Russian Federation. The speed of digital transformation and its development level directly depend on the conditions and environment in which these processes are implemented. The corporate business environment is the most promising and most important component of the economic basis for the modern business development in the digital economy. Accordingly, the digital economy development analysis in the corporate business environment involves the use of various indicators reflecting the ongoing digitalization processes, taking into account the peculiarities of the corporate business environment. Based on the study and generalization of various scientific publications and sources on this subject, the theoretical and practical aspects of assessing the digital economy development in the corporate business environment are considered in the article. The author's approach to assessing the digital economy development in the corporate business environment is proposed, based on an integral index calculated by weighing integral sub-indices reflecting the digital development of corporate business environment elements level. The advantages of the proposed approach are the validity, accessibility, simplicity of calculations and application in the practice ease.

Keywords: digital economy; corporate business environment; development level; digitalization; assessment of development.

JEL codes: 012; 040; P17.

References

1. Kokh, L.V.; Kokh, Yu.V. (2019) Analysis of Existing Approaches to Measuring the Digital Economy // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences. Vol. 12. No. 4. P.: 78-89. DOI: 10.18721/JE.12407.

2. Safiullin, M.R.; Abdukaeva, A.A.; Elshin, L.A. (2019) Evaluation and analysis of the digital transformation of regional economic systems of the Russian Federation: methodological approaches and their approbation // Bulletin of the State University of Management. No. 12. P.: 133-143. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-12-133-143.

3. Obernina, M.S. (2020) Assessment of the development of the digital economy of regions // Scientific interdisciplinary research. No. 5. P.: 119-123.

4. Assessment of the level of development of the digital economy in the city of Sevastopol (2018) / Ed. T.V.Ershova; Yu.E.Khokhlova. Moscow: Institute for the Information Society Development. 98 p.

5. Merzlov, I.Yu.; Shilova, E.V.; Sannikova, E.A.; Sedinin, M.A. (2020) Comprehensive methodology for assessing the level of digitalization of organizations // Economics, entrepreneurship and law. Vol. 10. No. 9. P.: 2379-2396. DOI: 10.18334/epp.10.9.110856.

6. Tyushnyakov, V.N. (2020) Instruments for assessing the level of development of the digital economy // Bulletin of the North Caucasian Federal University. No. 1 (76). P.: 158-165.

7. Sheremet, T.G. (2020) International and national methods for assessing the level of development of the digital economy // Distance learning technologies. Sat. Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference. Rep. editor V. N. Taran. Simferopol. P.: 350-355.

8. Khakhina, A.M.; Zherebov, E.D.; Lebedev, D.A. (2020) Tools for assessing the level of development of the digital economy // Clustering the digital economy: global challenges. Sat. proceedings of the national scientific-practical conference with foreign participation. In 2 volumes. Edited by D.G., Rodionov; A.V., Babkina. Publishing house: Polytech-Press. P.: 364-371. DOI: 10.18720/IEP/2020.5/44.

9. Gorbachev, M.I.; Petrenko A.P.; Karpunin, N.A. (2019) International experience in determining the level of development of the digital economy with the help of indices // Risk management in the agro-industrial complex. No. 2 (30). P.: 69-82. DOI 10.53988/24136573-2019-02-05.

10. ICT Development Index 2020: Proposal. Reference document. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/events/egh2020/IDI2020_BackgroundDocument_R.pdf.

11. The Digital Economy and Society Index (DESI). URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi.

12. World Digital Competitiveness Ranking 2021. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness/.

13. Welcome to Huawei's GCI 2020. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/index.html.

14. The UN Global E-Government Development Index (EGDI). URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/-E-Government-Development-Index.

15. The 2015 BCG e-Intensity Index. (2015) // The Boston Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/interactives/bcg-e-intensityindex.aspx.

16. Digital Evolution Index (DEI). URL: https://knoema.com/DEI2020/digital-evolution-index-dei.

17. The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society / Soumitra Dutta and Bruno Lanvin (editors), USA, Washington D.C., Portulans Institute. 2019. 310 p. URL: https://networkreadinessindex.org/wp-content/uploads/2020/03/The-NetworkReadiness-Index-2019-New-version-March-2020.pdf.

18. E-Participation Index. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/E-Participation-Index.

19. Global Innovation Index (GII) 2021. URL: https://www.globalinnovationindex.org/Home.

Contact

Eduard Gasanov

Ufa State Petroleum Technical University

12-145, Chernyshevsky st., Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia fbd@ugues.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.