Научная статья на тему 'Цифровизация денег как фактор виртуализации активов'

Цифровизация денег как фактор виртуализации активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
854
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / цифровые деньги / блокчейн / акторы цифровой экономики / криптоэкономика / криптовалюта / виртуальные активы / фиатные деньги / волатильность / информационнокоммуникационные технологии / виртуальные валюты / виртуальные токены / digitalization / digital economy / digital money / blockchain / digital economy actors / cryptoeconomics / cryptocurrency / virtual assets / fiat money / volatility / information and communication technology / virtual currencies / virtual tokens
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация денег как фактор виртуализации активов»

Белокрылова О.С.,

Гончарова Е.В?

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕНЕГ КАК ФАКТОР ВИРТУАЛИЗАЦИИ АКТИВОВ2

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровые деньги, блокчейн, акторы цифровой экономики, криптоэкономика, криптовалюта, виртуальные активы, фиатные деньги, волатильность, информационно-коммуникационные технологии, виртуальные валюты, виртуальные токены.

Keywords: digitalization, digital economy, digital money, blockchain, digital economy actors, cryptoeconomics, crypto-currency, virtual assets, fiat money, volatility, information and communication technology, virtual currencies, virtual tokens.

Важнейшей составляющей расширяющейся 4 промышленной революции3 продолжает оставаться непрерывное обновление информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Новейшие ИКТ - Интернет вещей, мобильные приложения, Интернет еда, в целом, виртуализация экономических взаимодействий - это важная составляющая 4 промышленной революции.

В России на реализацию разработанного в соответствии с майским4 Указом Президента РФ Цифрового национального проекта выделено 3 трлн. руб. до 2024 г.

Развитие ИКТ, массовое распространение технологий Big Data, облачных вычислений, централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров стали информационно-технологической основой цифро-визации денег как технологии хранения, обработки и передачи информации в рамках безналичных расчетов и платежей.

Стремительная институционально-цифровая модернизация экономики России актуализирует необходимость разработки теоретических оснований исследования процессов цифровизации денег как фактора виртуализации активов действующих акторов экономической системы. С определенной долей условности общепринято считать периодом образования категории «цифровые деньги» середину 1970-х годов и связывать их зарождение с появлением первых информационных технологий, автоматизирующих операционные действия человека, включая технологии банковского обслуживания.

На наш взгляд, эволюция цифровых денег объективно детерминирована эволюцией информационных технологий и компьютерной техники, обусловившей расширение сферы применения электронных денег и способов их распространения. В целом, к настоящему времени выделяются три агрегированных подхода к трактовке цифровых денег:

- дематериализованная форма наличных денег;

- финансовый продукт с предоплаченной стоимостью;

- средство платежа.

Цифровые деньги как дематериализованная форма наличных денег удовлетворяют всем основным характеристикам наличных денег: обращаемости, универсальности в использовании, единовременности и окончательности расчетов. Поэтому они «относятся к деньгам или денежным субститутам, которые преобразованы в информацию, хранимую на компьютерном чипе или персональном компьютере, для того, чтобы быть переданными по информационным сетям, таким как Интернет»5.

Согласно второму подходу, цифровые деньги характеризуются как продукт с предоплаченной стоимостью, т.е. как хранящие стоимость финансовые продукты, причем, информация об этой стоимости доступна потребителю и хранится на находящемся у него электронном устройстве6.

С позиций третьего подхода цифровые деньги идентифицируются как средство платежа, т.е. в широком смысле -как электронное хранение стоимости на техническом устройстве, применяемом для осуществления платежей в пользу

1 Белокрылова Ольга Спиридоновна - д.э.н., Заслуженный деятель науки РФ, профессор Южного Федерального университета. E-mail: obelokrylova@sfedu.ru

Гончарова Екатерина Владимировна - к.э.н., директор Фонда поддержки антикризисных программ. E-mail: mydigitalecon-omy@mail.ru

Статья подготовлена в рамках реализации гранта РФФИ № 18-010-00871 «Разработка инструментария оценки и стимулирования качества публичных закупок: концептуальные основания и методические подходы» (рук.: д.э.н., профессор кафедры экономической теории ЮФУ Белокрылова О.С.).

3 Industry 4.0. Changes and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies. - Zurich: Deloitte AG0,

2015.

4 Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // ГарантРу. - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/

5 US Unified Money Services Act. 5.12.2018. - http://slideshare.net

6 Difficulties for central banks arising in connection with the development of electronic money / Bank for International Settle-ments.12.01.2019. - http://www.orioncom.ru/demo_bkb/npsndoc2/kl_princ.htm

не только эмитента, но и других фирм, не требуют использования банковских счетов для проведения платежных операций и действуют как предоплаченный инструмент на предъявителя1. При этом в узком смысле цифровые деньги «являются денежной стоимостью, представленной требованием на эмитента, которая, во-первых, хранится на электронном устройстве, во-вторых, эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств, и, в-третьих, принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами»2.

Таким образом, цифровые деньги определяются как «требование на эмитента денег, которое хранится в электронном устройстве и которое принимается в качестве платежа третьими лицами, иными кроме эмитента»3. При этом особенности сущности и специфики цифровых денег определены объемом и ценностью представляющей их информации. Как известно, минимальная единица измерения отраженной на цифровых носителях информации исчисляется в битах (англ. «bit» - «двоичная цифра»). С технологической точки зрения «bit» представляет собой ячейку памяти в электронных вычислительных машинах, которая хранится в виде двух цифр: «0» и «1». Поэтому название такой крип-товалюты, как «Bitcoin» адекватно отражает ее сущностное содержание: «bit» - единица информации, «сош» - «монета». Соответственно, ценность данной криптовалюты обусловлена, в первую очередь, затратами электроэнергии, потребляемой на функционирование технических устройств, которые обеспечивают майнеров (добытчиков биткойнов) необходимыми вычислительными мощностями.

Однако экономико-теоретическая и даже марксистская трактовка цифровых денег как информационного воплощения всеобщего эквивалента требует определения характера и специфики той информации, которая призвана выполнять функции денег. Так, взаимосвязь между информацией о всеобщем эквиваленте и ее электронно-цифровым носителем устанавливается благодаря процессу отражения, который рассматривается философией как неотъемлемая составляющая взаимодействия носителей. Согласно теории информации, разработанной Деминым А.И., целесообразно различать первичную и вторичную информацию: «ту информацию, которую мы наблюдем в окружающем нас мире в натуральной форме и воспринимаем с помощью наших органов чувств, мы будем называть первичной информацией, а ту, которую мы получаем в кодированной форме в процессе обучения и мышления - вторичной информацией»4. При этом следует учитывать, что вторичная информация всегда является отражением первичной информации, характеризуя ее свойства, структуру и форму, т.е. она зависима, производна от первичной информации. Но новая первичная информация возникает на базе взаимодействия под управлением как первичной, так и вторичной информации. Поэтому они взаимозависимы с учетом того, что вторичная информация может многократно перекодироваться, переноситься на другие носители информации без потери своего содержания, а изменение первичной информации ведет к изменению формы, структуры материи, т.е. к потере содержания информации. Следовательно, в этом плане вторичная информация не зависит от первичной, и первичная информация может изменяться под воздействием вторичной5.

Более того, вторичная информация всегда носит нематериальный характер, и в рамках другой классификации Демин А.И. проводит разграничения между конкретной и абстрактной информацией: «...Та информация, которую получает человек из окружающей его действительности в натуральной форме, всегда конкретна, но мы ее немедленно преобразуем, мысленно перекодируем, превращая в абстрактную информацию, с которой и начинаем оперировать в процессе общения»6.

Таким образом, основываясь на теории информации Демина А.И., цифровые деньги могут быть представлены исключительно вторичной абстрактной информацией. Такая информация предназначена для соизмерения ценностей обмениваемых благ, а также установления пропорций их обмена. При этом в качестве механизма передачи цифровых денег взаимодействующими экономическими акторами выступает кодирующее устройство актора-плательщика и канал связи с декодирующим устройством актора-получателя. Выделенные предпосылки анализа позволяют выявить общее и различия цифровых денег в сравнении с наличными и безналичными деньгами. Во-первых, процесс передачи цифровых денег краткосрочен, как и процедура передачи наличных денег, однако при этом не требуется непосредственный контакт актора-плательщика с актором-получателем. Во-вторых, безналичные расчеты, вне зависимости от степени удаленности акторов системы друг от друга, требуют обязательного наличия у актора-плательщика и актора-получателя балансовых счетов для отражения списания и зачисления соответствующей суммы денежных средств, тогда как для передачи цифровых денег иметь балансовые счета не обязательно.

Механизм правового регулирования виртуальных активов в России пока четко не определен и в настоящее время находится в процессе становления. Так, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в марте 2018 года представлены на рассмотрение 3 законопроекта, входящие в один пакет и 22.05.2018 года принятые в первом чтении (со сроком представления поправок в четырнадцатидневный срок со дня принятия постановления 04.06.2018), а именно:

1. Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»;

1 E-Money Report / European Central Bank. 23.12.2018. - http://economic-defmition.com/Pan_European_institutions/Evropeyskiy_ central nyy bank European Central Bank eto.html

2 Directive of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 No. 2000/46 / EC «On activities in the field of electronic money and prudential supervision of institutions involved in this activity». 15.11.2018. - https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian_ru

3 Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). 12.12.2018. - https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/FATF_ documents/FATF_Guidances/typ_

4 Демин А.И. Информационная теория экономики: Макромодель. - М.: КомКнига, 2007. - С. 113-115.

5 Там же, с. 114.

6 Там же, с. 110.

2. Законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»;

3. Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части один, два и четыре Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)».

Становление институциональной среды функционирования виртуальных активов обусловливает необходимость дефиниции их содержательных характеристик и проведения их классификации по ряду критериев. Поскольку к виртуальным активам относят нематериальные объекты, которые имеют экономическую ценность, полезны или могут быть использованы исключительно в виртуальном пространстве, то в их структуре выделяются:

1. Игровые активы - активы игроков виртуальных игр: оружие, снаряжение, артефакты, внутриигровые деньги и иное «имущество», включая «внешность» и дополнительные способности аватара (персонажа) игрока в многопользовательской онлайн-игре.

Конечно, игровые отношения не подлежат формально-законодательной регламентации, однако возможность кражи одним персонажем «вещей» другого персонажа или самого персонажа актуализирует вопрос институционального регулирования отношений игроков в реальном мире. Хищение «игрового актива» посредством взлома аккаунта игрока, когда отношения по поводу это виртуального актива выходят за рамки игрового поля, требует вмешательства реальных акторов экономической системы. Учитывая, что стоимость похищенных виртуальных активов может быть достаточно высокой в реальных деньгах, такие действия вполне могут классифицироваться как кража в уголовно-правовом смысле. Поэтому, например, для нормативно-правового регулирования подобных отношений и с целью создания институциональной среды функционирования виртуальных активов Министерство юстиции Тайваня в постановлении от 23 ноября 2011 г. не только причислило «виртуальное имущество» к имуществу в правовом смысле, но и признало уголовную наказуемость кражи таких объектов. Следовательно, правонарушения, совершаемые в виртуальном мире, могут повлечь за собой вполне реальные с экономической точки зрения последствия, и для правового регулирования спорных отношений необходимы четкие институциональные рамки. Например, в суд был предъявлен иск, в котором оспаривалось решение администратора онлайн-игры Second Life, признавшего проведенный в рамках игры аукцион несоответствующим правилам игры и заблокировавшего аккаунт игрока, который приобрел актив на этом аукционе. В результате этой блокировки истец утратил возможность пользоваться своим «игровым активом», за который были уплачены реальные деньги - около 8000 долл. Таким образом, игровые активы имеют реальную экономическую ценность, выступают объектом имущественного права.

2. Виртуальные валюты, включающие:

- мобильные фиатные валюты, используемые при проведении банковских платежей;

- корпоративную ценностную валюту, т.е. вознаграждение за лояльность, скидки акторам системы, выражаемые в баллах и кредитах;

- валюту виртуальных миров - внутриигровую валюту;

- децентрализованную валюту, т.е. криптовалюту как альтернативу централизованной банковской валюте.

Следует отметить, что с позиций институционально-правового подхода децентрализованная валюта не является деньгами или валютой вообще, и во многих странах предпринимаются попытки регламентировать, например, налогообложение деятельности, связанной с оборотом криптовалюты, в том числе и в России. Так, в России с 1 октября 2017 года возможность потребления материальных благ посредством их оплаты в криптовалюте реализована через сервис доставки еды «Хочу-есть». С 21 января 2019 года в 120 городах России, в том числе и в г. Ростове-на-Дону стартовал данный пилотный проект. По мнению разработчиков этого сервиса, первоначальной задачей было внедрение инноваций для повышения эффективности процесса заказа еды, однако в дальнейшем применение технологии блокчейн позволило оплачивать заказ криптовалютой Ethereum (ETH) или собственной криптовалютой компании When Hungry (WHY). Например, большая пицца обойдется клиенту в 0,1 ETH или 0,003 BTC при автоматическом пересчете по текущему курсу криптовалюты на фиатные деньги.

3. Виртуальные токены - запись в распределенном реестре, в юридическом смысле обозначающая любое правовое явление. По сути, токен может отображать любой процесс в цифровом пространстве, и это обстоятельство делает проблематичным отнесение всех токенов к виртуальным активам. В некоторых случаях токены могут обозначать имущественное право на вполне материальные вещи (например, один токен может быть приравнен к одному квадратному метру жилой площади), получение «реальных» услуг (например, просмотр фильма в кинотеатре), означать предоставленное актору, который приобрел инвестиционные (security) токены, право на получение прибыли компании и т.п. Вследствие этого к виртуальным активам следует отнести только виртуальные токены, т.е. утрачивающие свое значение вне виртуальной реальности (например, внутриигровая валюта, баллы за определенные действия акторов, «репутация», «карма» и т.д.). Такой подход, например, положен в основу законопроекта о виртуальных финансовых активах, опубликованного правительством Мальты в мае 2018 года, в котором к виртуальным финансовым активам отнесены электронные деньги, финансовые инструменты и виртуальные токены.

4. Доменные имена как идентификатор бизнеса (группы акторов) или частных лиц (отдельных акторов) в Интернете, а не как средство переадресации в сети. Так, использование «удачного» доменного имени вполне способно принести дополнительный и существенный доход его правообладателю, поэтому возможность признания за доменами имущественной ценности уже не оспаривается. При этом суммы сделок по продаже доменов достаточно масштабны: так, доменное имя <vacation.rentals> было продано за рекордную для новых доменов общего назначения сумму 500 300 долл.

5. Виртуальные активы в социальных сетях - это сами аккаунты пользователей и приобретаемые ими всевозможные стикеры и картинки-подарки. В контексте дела «Вконтакте» против «Double Data» формальная

идентификация перечисленных виртуальных активов в качестве объектов субъективных гражданских прав является весьма актуальной задачей на сегодняшний день1.

Таким образом, понятием «виртуальные активы» охватывается значительное число вновь возникших объектов, отношения по поводу которых, вне всяких сомнений, относятся к числу имущественных, несмотря на «нереальность» (виртуальность) самих объектов. То обстоятельство, что ни один из причисленных нами к виртуальным активам объектов прямо не упомянут Гражданском Кодексе (ГК) РФ, на наш взгляд, не влияет на признание за ними «статуса» объекта гражданских прав. Это объясняется тем, что в ГК РФ не определена структура понятия «имущество», а содержащийся в статье 128 ГК РФ перечень является открытым. Это позволяет сделать заключение о том, что все, что обладает экономической ценностью для акторов экономической системы и допускает передачу (переход) от одного лица к другому, является имуществом (активом). С целью эффективной реализации прав акторов экономической системы на виртуальное имущество, правоотношения по поводу перечисленных объектов нуждаются в институциональном урегулировании, учитывающем их специфику.

К «виртуальным», то есть нематериальным активам принято также относить то, что на Западе называют «corporate identity», а у нас - бренд (от английского «brand»). Бренд позволяет актору-производителю устанавливать связь с актором-потребителем, заставляя последнего до известной степени соотносить, отождествлять себя с брендом. Бренд - это мощный инструмент, и это понимают те, от кого зависит оценка стоимости пакета акций той или иной известной компании. Зачастую, оценка стоимости бренда составляет большую величину, чем совокупная оценка стоимости бизнеса компании, ее активов без учета бренда. Допустим, газированный напиток Coca-Cola можно производить и на заводах, не принадлежащих одноименной корпорации. Это - бренд сам по себе, причем, очень мощный, воздействующий также на политику, не говоря уже об экономике и образе жизни. Это означает, что рост значения нематериальных активов наблюдается не только в информационно-коммуникационных и высокотехнологичных отраслях. Даже нефтяные гиганты в значительной степени зависят от бренда, о чем свидетельствует, например, оценка стоимости акций British Petrolium до аварии в Мексиканском заливе и после нее. Удар был нанесен больше по бренду, чем по материальным активам, поэтому оценка стоимости нематериальных активов с повышение степени цифровиза-ции (виртуализации) экономики приобретает первостепенное значение. Первым примером получения патента на технологию создания мультиэмитентных расчетных и платежных систем на блокчейне стал финансовый российский конгломерат ВТБ. При этом впервые запатентованные результаты интеллектуальной деятельности банка и инвестиции, направляемые банком на развитие ИТ-технологий, меняют свой характер с прикладных на стратегические, нацеленные на создание высокотехнологичных систем. Применение этой новой технологии позволит банку создавать цифровые продукты, сервисы и платежные инструменты, решая задачи учета взаиморасчетов между практически неограниченным количеством акторов системы за счет снижения издержек и повышения эффективности бизнес-процессов.

Крупнейший региональный банк Юга России ПАО КБ «Центр-Инвест», заботясь о защите таких прав, ещё в 1997 году зарегистрировал свой товарный знак и стал одним из немногих российских банков, оценивших свой бренд. Региональный центр «Югпатент» оценил итоговую рыночную стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности банка ПАО КБ «Центр-Инвест» на территории РФ в 1,2 млрд. руб. Для отражения результатов проведённой оценки в балансе банка осталось лишь убедить Минфин РФ в том, что капитал банка необходимо увеличить на 1,2 млрд. руб. Однако это является достаточно сложной задачей, поскольку для её решения требуются соответствующие общие постановления Минфина, которых пока нет. В результате, ни по одному из видов отчётности банк не может признать бренд в качестве актива. Зарегистрированный государством «старший товарный знак» и оценка его рыночной стоимости российской компанией позволят ПАО КБ «Центр-Инвест» в дальнейшем провести международную регистрацию товарного знака и оценку бренда по международным стандартам. Однако до тех пор, пока интеллектуальные права не приносят доход, они просто не существуют. Оформление прав собственности даёт прирост капитала, но, как показано, пока «виртуальный». Однако это необходимый шаг для международной регистрации бренда и его оценки по другим стандартам. Очевидно, это требуется для реализации стратегии развития банка. Поэтому при расчёте капитализации банка Центр-Инвест инвесторами проведённая оценка виртуального актива в перспективе будет учитываться. Другим примером вложений в виртуальные активы как нематериальные объекты, имеющие стоимость, но извлечение пользы от использования которых является исключительно виртуальным при реальном извлечении дохода, являются спортивные программы спортклубов "LESS MILLES". Они представляют собой виртуальный актив, вложение в который приносит доход с пользой для реального актора рыночной системы.

Ограниченно выполняя основные функции денег (за исключением средства платежа), цифровые деньги функционируют в полузакрытой электронно-платежной системе (виртуальной реальности) как предоплаченный финансовый продукт. При этом основное отличие их обращения от обращения законных денег (фиатных) заключается в том, что при обращении цифровых денег уступка покупателем продавцу права требования к оператору электронно-платежной системы по исполнению денежных обязательств не носит окончательный характер.

Одной из главных проблем криптовалюты, которая на современном этапе мешает ей стать полноценной заменой фиатным деньгам, является, на наш взгляд, ее высокая волатильность. Так, курс первой криптовалюты Bitcoin 11 декабря 2017 года вырос за несколько часов с 6000 долл. до 17 000 долл. Такие скачки курсов не только первой криптовалюты, но и всех остальных цифровых денег (в разных масштабах) не позволяют акторам системы повышать уровень доверия к использованию цифровых денег.

К настоящему времени единственной попыткой решения проблемы волатильности криптовалют является создание цифровой валюты, курс которой привязан к реальным активам, либо обеспечен другими криптовалютами. Та-

1 Орешин Е. Кому принадлежат данные из соцсетей. - http://zakon.ru/blog/2018/05/28/komu_prinadlezhat_dannye_iz_socsetej

кие валюты получили название Stablcoin. Проект их создания датируется 2012 годом и получил название «мастерко-ин», а первый в истории Stablcoin появился в 2015 году и получил название Tether. Полностью обеспеченная долларом США в пропорции 1:1, на бирже это валюта стала обозначаться аббревиатурой USDT, и компания-разработчик обеспечила ее стабильность тем, что поместила в банк сумму реальных долларов, эквивалентную объему криптовалюты. Такая привязка криптовалюты к реальной валюте с созданием центрального резерва для гарантированного обмена по курсу позволила выявить очевидный недостаток: необходимый для поддержания курса уровень доверия к централизованному механизму обмена противоречит децентрализованной природе криптовалют. Так, при создании Stablcoin на основе американского доллара очевидным решением по формированию его запасов является вложение полученных за криптовалюту долларов в долговые облигации США с попыткой обеспечить функционирование системы за счет получаемых процентов. В 2016 году разработчики привязали Stablcoin не только к доллару, но и к евро и японской йене. Однако особого распространения эти валюты не получили. В том же году разработчики стали привязывать свои Stablcoins не только к фиатной валюте, но и к другим активам, например, к золоту. Так появилась валюта DGX, одна «монета» которой приравнивалась к 1 грамму золота 999 пробы. Запущенная на платформе Ethertum, она была обеспечена золотом, хранящимся в банке Сингапура. С целью снижения высокой волатильности криптовалют, осуществлены также попытки привязать их к нефти, другим драгоценным металлам и камням. Некоторые эксперты считают, что перспективным будет привязка курса Stablcoin к литию и другим элементам, задействованным в современной промышленности и нанотехнологиях. В качестве основных недостатков Stablcoins следует отметить, в первую очередь, его несоответствие философии криптовалют - анонимности и децентрализованности, а во-вторых, - невозможность использования как инвестиционного актива из-за привязки к конкретной валюте, цена на которую может не меняться, независимо от колебаний обеспечивающей валюты. Зависимость Stablcoins от традиционных активов подвергает их тем же рискам, а их хранение требует дополнительных затрат.

1) Таким образом, формирование институциональных основ цифровизации экономики России объективно включает правовую институционализацию процесса цифровизации денег как базового фактора виртуализации активов действующих акторов системы. Сравнительный анализ многообразных подходов к определению цифровых денег позволяет связать их существование с появлением информационных технологий безналичных расчетов акторов системы, а их развитие - с эволюцией информационно-коммуникационных технологий. Являясь информационным воплощением всеобщего эквивалента, цифровые деньги обеспечивают взаимосвязь между информацией о всеобщем эквиваленте и ее электронно-цифровым носителем и представлены исключительно вторичной абстрактной информацией. Ограниченно выполняя основные функции денег (за исключением средства платежа), цифровые деньги функционируют в полузакрытой электронно-платежной системе (виртуальной реальности) как предоплаченный финансовый продукт. Механизм их институционального регулирования находится в процессе становления. Определяя вола-тильность как основную проблему отсутствия доверия к криптвалютам, единственным способом ее решения представляется развитие цифровых валют, курс которых привязан к реальным активам или обеспечен другими криптова-лютами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» защите конкуренции» (в ред. от 29.05.2013 № 149-ФЗ) // Российская газета. - М., 2013. - 11 июня.

2. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // ГарантРу. - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/

3. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. - М.: Консалтбанкир, 1997. - 296 с.

4. Демин А.И. Информационная теория экономики: Макромодель. - М.: КомКнига, 2007. - 110 с.

5. Матюхин Г.Г. Проблемы кредитных денег при капитализме. - М.: Наука, 1977. - 224 с.

6. Орешин Е. Кому принадлежат данные из соцсетей. - http://zakon.ru/blog/2018/05/28/komu_prinadlezhat_dannye_iz_socsetej

7. Тихомирова Ю.А. Политэкономические проблемы денег в условиях современного капитализма. Автореф. дис. ... к-та экон. наук. - М., 1987. - 19 с.

8. Усоскин В.М. Теории денег - М.: Мысль, 1976. - 228 с.

9. Difficulties for central banks arising in connection with the development of electronic money / Bank for International Settlements. -http://www.orioncom.ru/demo_bkb/npsndoc2/kl_princ.htm

10. Directive of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 No. 2000/46 / EC «On activities in the field of electronic money and prudential supervision of institutions involved in this activity». - https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian_ru

11. European Central Bank. E-Money Report. - http://economic-definition.com/Pan_European_institutions/Evropeyskiy_central_nyy_bank_ European Central Bank eto.html

12. Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). - https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/FATF_documents/ FATF_Guidances/typ_

13. Industry 4.0. Changes and solutions for the digital transformation and use of exponential technologies. - Zurich: Deloitte AG0, 2015. -32 р.

14. Measuring the Information Society Report 2017. Vol. 1. - Geneva: International Telecommunication Union, 2017. - 170 р. -https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2017/MISR2017_Volume1.pdf

15. Triffin R. The evolution of the international monetary system: Historical reappraisal and future perspectives. - Princeton, 1964. - 206 p.

16. US Unified Money Services Act. - http://slideshare.net

17. World trade and payments: An introduction. - New York: Harper Collins college publishing, 1993. - 694 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.