Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ОБЗОР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ОБЗОР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ / РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич

Цель исследования - выявить наиболее актуальные проблемы в области цифровой трансформации высшего образования, которые исследуются современными учеными-педагогами, психологами, социологами, философами, экономистами. Представлен теоретико-методологический обзор авторских позиций и интерпретаций при решении базовых вопросов и проблем, связанных с исследованием процесса цифровизации образования в условиях цифрового общества. Оцениваются преимущества и риски цифровой трансформации высшего образования. Научная новизна исследования заключается в том, что автором был произведен теоретический анализ новейших (2019-2021 гг.) российских социально-гуманитарных и научно-педагогических источников по рассматриваемой проблематике с позиций междисциплинарного подхода. В результате были выявлены ключевые направления исследований цифровизации образования, направленные на обновление содержания, форм и методов профессиональной подготовки в высшей школе в условиях цифровых реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF INTERDISCIPLINARY APPROACH: REVIEW OF HUMANITARIAN STUDIES

The purpose of the study is to identify the actual problems in the field of digital transformation of higher education, studied by modern scientists - teachers, psychologists, sociologists, philosophers, economists. A theoretical and methodological review of the authors' positions and interpretations of the problems under study related to the process of digitalization of education in a digital society is presented. The advantages and risks of the digital transformation of higher education are assessed. The scientific novelty lies in the fact that the author has analyzed the latest (2019-2021) Russian scientific sources in the humanities and pedagogy from the standpoint of an interdisciplinary approach. As a result, key areas of research of digitalization processes in education were identified, aimed at updating the content, forms and methods of professional training in higher education in the context of digital realities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ОБЗОР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

■

со X

UJ

П

UJ Q-

-0 Q_

О CO LO

О

DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF INTERDISCIPLINARYAPPROACH: REVIEW OF HUMANITARIAN STUDIES

Bermus Aleksandr Grigorievkh, PSc of Pedagogical sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don

The purpose of the study is to identify the actual problems in the field of digital transformation of higher education, studied by modern scientists - teachers, psychologists, sociologists, philosophers, economists. A theoretical and methodological review of the authors'positions and interpretations of the problems under study related to the process of digitization of education in a digital society is presented. The advantages and risks of the digital transformation of higher education are assessed. The scientific novelty lies in the fact that the author has analyzed the latest (2019-2021) Russian scientific sources in the humanities and pedagogy from the standpoint of an interdisciplinary approach. As a result, key areas of research ofdigitalization processes in education were identified, aimed at updating the content, forms and methods of professional training in higher education in the context of digital realities.

Keywords: higher education; digitalization; digital transformation; informatization; the benefits of digitalization; digitalization risks; interdisciplinary approach.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.1

УДК37.013.46 ВАК РФ 5.8.7/13,00.08

& БермусА.Г., 2022

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА: ОБЗОР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель исследования - выявить наиболее актуальные проблемы в области циф ровой трансформации высшего образования, которые исследуются современными учеными-педагогами, психологами, социологами, философами, экономистами. Представлен теоретико-методологический обзор авторских позиций и интерпретаций при решении базовых вопросов и проблем, связанных с исследованием процесса цифровизации образования в условиях цифрового общества. Оцениваются преимущества и риски цифровой трансформации высшего образования. Научная новизна исследования заключается в том, что автором был произведен теоретический анализ новейших (2019-2021 гг.) российских социально-гуманитарных и научно-педагогических источников по рассматриваемой проблематике с позиций междисциплинарного подхода. В резуль та те были выявлены ключевые направления исследований цифровизации образования, направленные на обновление содержания, форм и методов профессиональной подготовки в высшей школе в условиях цифровых реалий. Ключевые слова: высшее образование; цифровизация; цифровая трансформация; информатизация; преимущества цифровизации;риски цифровизации; междисциплинарный подход.

БЕРМУС Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, Ростов -на -Дону ОЙСЮ; 0000-0002-9342-6339

Введение

Утвержденная 14 июля 2021 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации "Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования" [69] поставила перед профессионально-педагогическимсообществом ряд актуальных задач, направленных на достижение "цифровой зрелости" как кардинальной цели стратегического развития во всех отраслях экономики и социальной сферы. Являясь сферой образовательных услуг, образовательная деятельность в высшей школе также подлежит интенсивной цифровой трансформации, которая предполагает коренное изменение инфраструктуры высшего образования, управление данными и кадровым потенциалом, создание цифровых сервисов, разработку новых образовательных технологий, изменение формата образовательных программ и т.д.

Ключевые инициативы в сфере цифровизации образования, намеченные в рамках достижения национальных целей развития страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N0 474 "0 национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" нашли широкое отражение в

научно-педагогических источниках. Контент-анализ научно-педагогической литературы за последние три года (2019-2021 гг.) показал, что учеными и педагогами-исследователями был охвачен широкий круг вопросов, связанных с цифровизацией сферы образования, включая его высшую ступень на уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации. Тематика современных исследований, касающихся цифрови-зации образования (преимущественно высшего), включает следующие аспекты:

- изучение глобальных вызовов информационного общества и их влияния на изменение содержания и форм образовательной деятельности в результате внедрения цифровых и информационно-коммуникационных технологий;

- изменение функций и роли преподавателя в условиях цифрового информационно-образовательного пространства;

- изменение социально-коммуникативных, когнитивных, психологическихи индивидуаль-но-личностных особенностей обучающихся под воздействием цифровой среды;

- появление новых образовательных и информационно-коммуникативных практик в системе высшего образования;

- обновление управления системой высшего образования с учетом цифровой трансформации;

- выявление преимуществ и недостатков глобальной дигитализации системы образования, оценка потенциальных рисков цифрови-зации и определение возможных способов их предотвращения.

По мере информатизации и дигитализации всех аспектов жизнедеятельности в социуме, назрела необходимость оценки специфики цифровой трансформации сферы образования, рассматриваемой на стыке учебных и управленческих процессов, а также оценки преимуществ и рисков цифровизации с позиций различных социально-гуманитарных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики, экономических нзук и др. Нам представляется, что анализ особенностей трансформации образования в междисциплинарном контексте и сопоставление различных методологических подходов к исследованию и организации цифровой модернизации образовательного процесса в высшей школе могут оказаться полезными как в контексте дальнейшего развития педагогической науки и практики, так и с позиций методо-

логического обновления каждой из перечисленных выше отраслей знания.

Данная публикация представляет собой исследование обзорного характера, материалом для которого послужили аналитические обзоры, рефлексии, публикации в отечественной научной периодике, тезисы международных научно-практических конференций, материалы диссертаций по заявленной тематике, би бл ио графи ческие списки и да йджесты. В хро-нологическом отношении анализировались тексты научных источников за последние три года (период с 201 9 по 2021 гг. включительно). Из обзорных статей по рассматриваемой тематике следует упомянуть публикацию Д.В. Буданцева [21], автор которой представил аналитическое исследование научных источников по теме цифровизации образования с 2Ö16 по 2020 гг. с использованием данных библиометрического анализа. Практический интерес представляют также рекомендательный библиографический список "Циф-ровизация образовательной среды", выполненный в Зональной научной библиотеке им. В.А. Артисевич на базе Саратовского национального исследовательского государ-ственногоуниверситета им, Н.Г. Чернышевского [81], и дайджест сетевого сообщества цифровых школ "Педагогические практики работы в цифровой образовательной среде" [34].

Не вызывает сомнений тот факт, что циф-ровизация различных сфер экономики - это глобальное социальное явление, которое необходимо исследовать под разными углами зрения и рассматривать как феномен становления цифрового общества. На необходимость и актуальность междисциплинарных исследований цифровой трансформации образования указывают современные исследователи: М.А. Абрамова и М. Фзрника [1]; Б.Г. Ивановский [38]; И.А. Колесникова [41]; И.Я. Мурзина [52]; A.B. Сухарев [71J и др. И.В. Бородушко представляет процесс цифровизации как уникальный интегратор всех социальных процессов [19]. В рамках настоящего исследования мы поставили перед собой задачу - обобщить актуальную проблематику, преимущества и риски цифровизации сферы высшего образования, рассматриваемые специалистами в области философии образования, психологии, экономических и управленческих наук, и сопоставить методологические подходы различных гуманитарных дисциплин с подходами и спецификой подачи материала науками об образовании.

си ftj о

OJ

h-

Q-<

X

сч

-vT

S

Особенности и проблематика цифровой трансформации образования в оценке гуманитарных и социально-экономических дисциплин

На первый взгляд кажется очевидным, что процессы и тенденции цифровой трансформации образования, с точки зрения различных научных дисциплин, должны рассматриваться в соответствии со специфическими задачами каждой из отраслей гуманитарного знания, т.е. ^ экономические науки рассматриваютсоциаль-но-экономические и управленческие аспекты -р цифровизации образования, аксиология -111 ценностные, философия - философско-этичес-кие, педагогика - образовательные и воспита-Ш тельные. Однако анализ научной литературы показывает, что цифровая трансформация в ^Г сфе ре об ра зо ва н ия ред к о а на л и зи руется и ссл е-. дователями исключительно с позиций какой--0 либо одной, отдельно взятой науки. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ^ уточнить, Что понимают под цифровой транс-I р формацией вообще и цифровой трансформа-Ф цией образования, в частности.

Понятие "цифровая трансформация" как устойчивое словосочетание вошло в терми-носферу социально-гуманитарных наук с конца 1990-х - начала 2000-х гг. Первоначально термин "цифровая трансформация" применялся преимущественно в сфере бизнеса и управления [85] и лишь позднее данное понятие стали интерпретировать более широко - как один из концептов цифровой экономики, включая область образовательных услуг. По мере расширения процесса дигитализации и охвата всехсфержизнедеятельносги человека "цифровая трансформация" стала пониматься как многогранный процесс цифровизации общества [39]. В настоящее время цифровую трансформацию образования рассматривают в различных аспектах: как новый процесс, проявляющийся в изменениях образа жизни, социальных навыков и параметров здоровья обучающихся под влиянием информационного воздействия [9]; как процесс "перехода на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью ГГ-устройств" [47]; как "цифровую производную компетентностного подхода" [28] и т.д.

Попробуем выявить ключевые аспекты смыслового поля исследовательской проблематики цифровой трансформации образования применительно к различным областям гуманитарного знания.

А. Цифровая трансформация образования как предмет философской рефлексии

Цифровая трансформация и связанная с этим процессом модернизация образовательной деятельности рассматривается в философии образования преимущественно с нравственно-философских и этических позиций,не исключая при этом более широких, трансдисциплинарных обобщений. Так, М.А. Артемов говорит о необходимости со стороны педагогических работников выстраивать "морально-оправданную парадигму должного применения знаний в цифровую эпоху" ориентируясь на воспитание высоких личностных и социальных идеалов, формирование гражданской ответственности, идеалов свободы, истины, социальной справедливости с тем, чтобы не уступить идейное первенство искусственному интеллекту, "набирающему обороты" в ситуации экономической необходимости [8].

Моральные аспекты цифровизации образования в контексте защиты информации и прав личности в цифровой среде, опасность разрушения ценностно-смыслового базиса культуры, необходимость создания социогумани-Тарного фундамента науки итехники, важность формирования системообразующего мировоззрения и ценностного центрирования личности освещаются в исследованиях К В. Воденко и соавторов [27]; A.B. Гурьяновой и A.B. Тимофеева [33]; Л,Г. Королевой и A.B. Сухоруких [42]; Т.Ю. Кротенко [45] и др.

Оценивая перспективы развития образования в цифровую эпоху, Б.В. Марков и С.В. Волкова отмечают, что активное внедрение цифровых технологий и интерактивных обучающих программ делает необходимым поиск альтернативных форм и методов дополнения электронного формата обучения традиционными практиками книжной культуры, причем учитель в этом процессе приобретает роль наставника в освоении обучающимися цифровых ресурсов [48]. Авторы отмечают, что цифрови-зация образования - это закономерный этап развития знания и не следует абсолютизировать недостатки экранной культуры и цифровых средств обучения, которые, при надлежащем отношении и корректном использовании, способствуют гуманизации учебной деятельности.

М.А. Маниковская подчеркивает тот факт, что тотальная цифровизация коренным образом меняет человеческие отношения и тем самым бросает вызов нормам и ценностям морали [49]. В образовательной сфере это несет в себе опасность дегуманизации и чрезмерной

инструментализации образования и вызывает такие негативные последствия, как снижение креативности и мотивации к обучению, "лжетворчество", зависимость от гаждетов и интеллектуальный коллапс, возникающий под воздействием на человеческое мышление технического прогресса [50] (последнее явление освещается также и е психологии в контексте исследования "цифровойдеменции", "гаджето-мании" и "номофо6ии"[77]).

На неоднозначность в оценке процесса цифровизации образования указывают также И.А. Пфаненштиль и В-И. Панарин [59], считающие, что цифровые технологии, с одной стороны, оказывают положительное влияние, расширяя образовательное пространство, а, с другой стороны, они же становятся причиной негативного процесса, который авторы обозначили термином "расчеловечивание", проявляющееся в потере человеком духовности, доминировании культа технического прогресса, трансформации сложившихся педагогических традиций и, в конечном счете, отказе от истины как ключевой цели гносеологии.

Исследуя социальные последствия и риски процесса цифровой трансформации в образовательной сфере (дегуманизация обучения, кризис интеллектуальной культуры, доминирование индивидуализма и прагматизма в межличностных отношениях и др.), A.A. Строков предлагает такие пути решения проблемы, как внедрение новых организационных образовательных структур, изменение традиционных форм и методов обучения, в опоре на лучшие традиции отечественной педагогики [70],

Отдельным объектом философской рефлексии является система традиционных ценностей, сложившаяся в сфере отечественного образования. Аксиологическому компоненту цифровой трансформации образования в контексте переоценки профессиональных и культурных ценностей будущих педагогов в цифровую эпоху посвящены исследования Е.П. Белозерцева [14]; A.M. Ходырева и соавторов [78J, Исследователи отмечают важность гуманизации содержания высшего (в особенности педагогического) образования в условиях глобального технологического обновления; необходимость подготовки педагогов нового типа, готовых принять вызовы цифрового общества; актуальность систематизации новых, "цифровых" (посттрадиционных) ценностей в контексте ценностно-смысловой трансформации профессиональной подготовки в высшей школе. В условиях становления цифровой ме-

диасреды, по мнению Н-Ю. Квашенко, наблюдается коренная трансформация ценностных установок личности и происходит становление цифровой культуры, что требует сохранения высоких духовно-нравственных доминант в социальном пространстве-времени, а также ограничения хаоса цифровых коммуникаций посредством определения критериев безопасности и создания системы информационных фильтров [40].

Б. Цифровая трансформация образования как объект социологического анализа

Как любой глобальный социальный процесс, цифровая трансформация образования систематически выступает в качестве объекта социологического анализа. В основном, исследования в этой области посвящены изучению какого-либо одного конкретного вопроса, например, определению готовности педагогов к работе в цифровой среде [20; 54; 64]. Широко изучается цифровая грамотность российских педагогов. Так, вдокладе Аналитического центра НАФИ [80] (2019 г.) представлены результаты мониторинга уровня цифровой грамотности педагогических работников - учителей школ и преподавателей вузов - на основе оценки результатов всероссийского опроса, проведенного в 2018 г.; производится дифференцирование терминов "информационно грамотный человек", "компьютерно грамотный человек", "коммуникативно грамотный человек" и "медиаграмотный человек". Социологами и педагогами изучаются особенности цифровизации обучения в высшей школе посредством комплексного анализа мнений российских студентов и преподавателей вузов [2]. Всесторонне анализируются социальные риски цифровизации российского образования, в том числе в высшей школе [23], при этом в качестве ключевой причины негативных явлений называется некомпетентность преподавателей в области цифровых образовательных технологий; делается вывод о неизбежности перехода к социокультурному измерению цифровизации.

В отдельных публикациях исследуется отношение студентов к процессу цифровизации различных компонентов учебной деятельности [36; 60; 75], в том числе, опыт восприятия студентами ускоренного перехода к цифровым формам обучения в условиях пандемии [46; 76]. На стыке социологии образования и экономических наук разрабатываются методики оценки готовности вузов к цифровизации и информатизации в формате непрерывного образования с использованием методов

си ftj о

OJ

ь-

Q. <

X

сч

41"

S

со X

U-l

П

U-l Q-

-0 Q-

O CO LO

О

10

кластерного анализа иэкспертных оценок [73], Исследуются "институциональные ловушки" на пути цифровизации образовател ьного п роцес-са в отечественных вузах [29],

Имеются также теоретические исследования, где, основываясь на методах социологического анализа, производится рефлексия всех достигнутых к настоящему моменту результатов и следствий цифровой трансформации высшего образования. Так, В.Н Минина выделяет основные тренды,характеризующие процесс цифровизации обучения в высшей школе, включая полноформатный переход вузов к онлайн-обучению, широкое применение моделей смешанного обучения, организацию единой цифровой образовательной среды и новые подходы вуправленческойдеятельности [51J. В 2021 г. вышел учебник для бакалавриата "Социология цифровизации" [43], в котором делается попытка разработать методологические основания социологической парадигмы цифровой трансформации, в том числе в области образования. Цифровизация образования рассматривается исследователями как новая социальная реальность, обусловливающая множественные институциональные изменения в высшей школе [7].

В. Экономические и управленческие аспекты цифровой трансформации образования

С позиций экономических наук цифровую трансформацию образования рассматривают как неотъемлемую составляющую цифровой экономики и закономерный, достигнутый эволюционным путем этап социально-экономического развития общества в условиях четвертой промышленной революции [26; 72].

Разработка инновационных форм управления образовательной деятельностью в условиях цифровизации является функцией образовательного менеджмента и неразрывно связана с социально-экономической политикой государства, что нашло отражение в монографическом исследовании М М. Батовой [12]. Помимо теоретической рефлексии тенденций развития отечественного образования в условиях цифровой экономики (публикации H.A. Перевозчиковой и Д.Г. Багдасаровой [58], Е.С. Новиковой [53]), в исследованиях по экономической тематике, как правило, затрагиваются конкретные практико-ориентирован-ные вопросы, направленные на решение тех или иных стратегических задач образовательной политики, например, цифровая переподготовка педагогических кадров [3]; проектирование опережающего [4] и дополнительного [24] профессионального образования; цифро-

вой франчайзинг образовательных услуг [17]; обеспечение конкурентоспособности профессионального образования [1 б]; проблемы внедрения массовых онлайн-курсов [82]; моделирование электронной информационной образовательной среды вуза [6]; применение технологии экологического, социального и корпоративного управления (Е5й) [15] и др. Цифровая трансформация образования анализируется в контексте мировых социально-экономических тенденций с учетом явления глобализации, выступая как ее закономерный этап [67].

Практически каждое гуманитарное исследование в той или иной степени отражает риски и негативные тенденции цифровой трансформации образовательных институтов, рассматривая потенциальные возможности их предотвращения. Риски - явление социальное, характерное для цифровой экономики, в целом, что, на наш взгляд, объясняет тот факт, что именно сложности и риски цифрового обучения и цифрового образования чаще всего привлекают внимание исследователей независимо от области научного знания, с позиций которой рассматриваются данные социально-экономические явления. В публикациях, освещающих экономические и управленческие аспекты образования в цифровом обществе, анализируются риски неуправляемого (стихийного) внедрения стратегий цифровизации в образовательных организациях; неконтролируемое влияние киберсоциализации на развитие личности; цифровое неравенство, приводящее к резкому социальному расслоению в обществе; приоритет высоких технологий в ущерб гуманизации; риски некорректного выбора моделей цифровой образовательной деятельности и др. О.М.Смирнова указывает, что особенно сложной проблемой в сфере образования является принятие педагогами и управленцами в сфере образования объективного характера существующих и потенциальных рисков с целью построения стратегий цифровой оптимизации экономики образования [66]

Г. Психологические аспекты цифровой трансформации образования

Исследование психологических аспектов цифровизации и информатизации образования предполагает всесторонний анализ информационного воздействия на развитие личностных качеств человека, формирование и становление его когнитивной и мотивацион-ной сферы. Психологи исследуют не так давно обнаруженную патологическую зависимость

человека от гаджетов и неспособность индивида решать бытовые, интеллектуальные и иные задачи без доступа к сета Интернет, что получило название "цифровая деменция", или "цифровое слабоумие" (данный термин был введен немецким нейробиологом М. Шпитце-ромв 2012 году [36]). У.В. Хрипунова, B.C. Кулакова и Э.А. Тимофеева отмечают, что некорректное использование цифровых технологий оказывает неблагоприятное влияние на когнитивную функцию мозга, память, интеплек-туэльные особенности личности [79]. Этому "недугу", проявляющемуся в ухудшении работоспособности правого полушария мозга и увеличении нагрузки на левое полушарие, в равной степени подвержены дети, подростки и взрослые, Авторы подчеркивают, что данная проблема создает реальную угрозу психологическому здоровью и требует поиска путей ее неотложного разрешения.

Еще одной актуальной психологической проблемой в условиях перехода к цифровому обществу является значительная информационная перегруженность как обучающихся, так и педагогов. Н С. Крамаренко к негативным тенденциям, связанным с информационными перегрузками, относит распространенный в настоящее время феномен одновременного посещения обучающимися различных серверов и Интернет-ресурсов, что, безусловно, от-рицательновлияетназффективностьучебной деятельности [44], Современными исследователями оценивается фактор киберсоциализа-ции, оказывающий влияние на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях применения цифровой образовательной среды [10]. А.А. Вербицкий указывает на необходимость поиска психологических закономерностей и механизмов влияния цифрового обучения на личность индивида [25]. К наиболее очевидным следствиям стихийной цифровизации образования ученый относит следующие: риск деградации речи и мышления; отсутствие (либо существенное ограничение) компонента "воспитание" как морально-нрав-ственной категории в условиях цифровой образовательной среды; доведение до абсурда принципа индивидуализации обучения в условиях свертывания социальных контактов и дефицита реального общения обучающихся и педагога "лицом к лицу". Выход из этой ситуации видится в нахождении оптимального баланса различных возможностей на психологическом, физиологическом, педагогическом, методическом уровнях.

То, что цифровизация образования приводит к неоднозначным психологическим последствиям, отмечают многие исследователи. Например, М.С. Яницкий говорит об изменениях ценностно-смысловыхориентаций индивида в результате необходимости усваивать огромные объемы информации и получать любые знания исключительно из Интернет-ис-точников, что, в конечном итоге, приводит к субъективному обесцениванию знания и созданию иллюзии "всезнания". Более того, происходит реальный разрыв между поколениями людей, рожденных до цифровой эпохи, и Тех, кто сформировался как личность уже под воздействием цифрового контента [84].

А.А, Орлов [55] описывает характерные особенности когнитивной, эмоциональной и ценностной сферы "сетевой личности" современного обучающегося, формирующиеся под действием сети Интернет, с учетом типологии, выделенной в теории поколений (беби-буме-ры, поколение У, поколение 7., в которое включают и представителей так называемого поколения ¡Оеп (дети поколения "альфа") - т.е. тех, кто был рожден и обучается в эпоху цифровизации). Последние две подгруппы (2 и ¡беп) - это как раз и есть современная сетевая личность, или обучающиеся, для которых в большей степени, чем для старших возрастных категорий, свойственны такие качества личности, как прагматизм, меркантилизм, склонность к избыточной технологизации, что делает крайне важным развитие мотивацион-но-ценностных установок "цифрового" поколения.

Имеются исследования, в которых анализируется психологическая и мотивационная составляющие готовности студентов к обучению в условиях цифрового информационно-образовательного пространства [37]. На основе данных анкетирования исследователями определяются критерии готовности обучающихся к дистанционным формам обучения, в том числе мобилизация ресурсов личности к учебной деятельности в ситуациях рисков, неопределенности и т.п. [74]. Описаны особенности экопсихологического подхода к изучению типов взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде как друг с другом, так и с компонентами самой среды [22].

Д. Цифровая трансформация образования с позиций педагогической науки и практики

Исследования особенностей цифровизации образования в отечественной педагогической науке с каждым годом становятся все более многочисленными. Большинство авто-

си

CU О OJ

Ь-

Q. <

X

сч

41"

S

11

ров опирается на междисциплинарный подход в комплексе с совокупностью традиционных методологических подходов, широко применяющихся в современных науках об образовании (деятельностный, системный, компетентностный,личностно-ориентирован-ный, полевой, субъектный и др.). В целом, педагоги-исследователи рассматривают те же проблемы цифровой трансформации образования, что и представители других гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а ^ именно, преимущества, недостатки и риски ^ цифровизации; проблемы психологической 2 адаптации и особенности мотивации обучающихся в цифровой информационно-образова-—~Г тельной среде; морально-этические аспекты Ц| цифровой трансформации; освещается аксио-0- логическая проблематика; особенности управ-^ ления образовательными системами в условиях цифровой среды;техническая оснащенность р образовательных организаций и т.д. Однако, 0_ как показывают результаты контекстного ана-О лиза целевой выборки современных текстов по педагогической тематике (2019-2021 гг.), ^¿Г наибольший удельный вес в научно-педаго-гических источниках принадлежит вопросам применения цифровых (электронных) образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, а также проблемам формированию цифровых компетенций обучающихся, например, в публикациях В,Д. Балуевой и Е.А. Мах-риной [11 ]; Т.И. Анисимовой и Ф.М, Сабировой [5]; Т.В. Пучковской [61] и др.

Сформулирована концепция цифрового профессионального образования [18]. Предлагаются инновационные модели цифровой трансформации образования [62]. Разрабатываются методологические основания цифровой дидактики [32; 63]. Большое количество научных трудов, в том числе на диссертационном уровне, посвящено изменению роли педагога в условиях цифровой образовательной среды, перечислим лишь некоторые из них: [ 13; 57; 65], В последние годы поднимается а к-туальный вопрос об обновлении стратегий профессионального воспитания в высшей школе [35; 83].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложены новые методологические подходы к интерпретации педагогических практик и опыта цифровизации образовательной деятельности, Так, С.Ю. Степанов, П.А. Оржековс-кий и Д.В. Ушаков теоретически обосновывают технологию "цифрового ангела" в контексте разработки концептуально-математических и психолого-педагогических инструментов раз-

вития компетенций и навыков для нужд цифрового образования [68]. Данная педагогическая технология способствует формированию репродуктивных и креативных мыслительных действий; рефлексивных компетенций, мета-компетенций и метана вы ков. Н-И. Пак разрабатывает основы ментальной дидактики, основанные на применении ментальных и структурно-ментальных схем в цифровом образовательном пространстве, что необходимо для целенаправленного развития различных типов мышления- вычислительного, структурного, интуитивного, алгоритмического [56]. В исследовании Т.Б. Гребенюк разработана концепция педагогики индивидуальности, рассматриваемая с позиций сферической структуры психики [30]. А.И. Гордин и О.В. Гордина выявляют психолого-педагогические риски цифровой трансформации образования как инструмента трансгуманизации сознания человека в условиях тотальной цифровизации [31].

Заключение

Подведем итоги представленного автором обзорного исследования. Очевидно, что цифровая трансформация - неизбежный и закономерный итог развития цифрового общества. Сегодня в процесс цифровизации задействованы все сферы жизнедеятельности человека. Сфера образования не является исключением. Как и любой глобальный процесс, цифровизация образования требует широкого трансдисциплинарного рассмотрения, поэтому наиболее обстоятельный анализ цифровой трансформации образования возможен лишь в рамках междисциплинарного подхода и комплексного обобщения итогов исследований данной проблематики в различных областях гуманитарного знания.

Нам представляется, что именно трансдисциплинарное измерение цифровизации образования, в том числе высшего, будет способствовать осмыслению новых явлений в глобальном социуме, связанных с процессами становления цифрового общества. Высшее образование как образовательная услуга среди других социальных услуг цифровой экономики в условиях глобальной цифровизации обладает не только плюсами, но и минусами. С одной стороны, образование получает широкие инструментальные возможности, связанные в применением цифровых образовательных технологий, а, с другой - стихийная цифровизация, дефицит "живого" общения и зависимость от гаджетов создают реальную угрозу потери традиционных нравственных

принципов и идеалов морали, способствуют формализации процесса обучения и, при определенных условиях, ведут к обесцениванию его результатов, что проявляется в таких известных негативных явлениях, как плагиат, лжетворчество, цифровое неравенство, цифровая деменция, дегуманизация образовательной деятельности, опасность не устоять в духовном плане перед разнообразными возможностями искусственного интеллекта и т.д. Решить эти проблемы средствами отдельно взятых научных дисциплин, будь то философия, психология, педагогика,социология, экономические науки и т.д., представляется довольно проблематичным, Лишь комплексная оценка ситуации в рамках системного рассмотрения всех преимуществ и рисков цифровизации образования с учетом мнений ученых-гуманитариев поможет, на наш взгляд, найти оптимальные пути решения многочисленных проблем современного цифрового общества.

Литература:

1. Абрамова М. А., Фарника М. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9. - № 4. - С. 3167-3175.

2. Алешковский И.А,, Гаспаришвили А.Т., Крухма-лева O.S. Цифровизации в системе высшего образования: социологический анализ /./ Aima mater (Вестник высшей школы). - 2021. - М® 3. - С 16-24.

3. Алиева Э.Ф., Алексеева A.C., Ванданова ЭЛ., Кар-ташова Е.В., Резапкина Г.В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций //Образовательная политика. - 2020.

(81).-С. 54-61.

4. Апдр юхин а Л .МЛ омо в це ва Н. В., Caд ов н и кова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. -2020,- №1.- С. 30-43.

5. Анисимова Т. П., Сабирова Ф. М. Формирование цифровых компетенций у выпускников магистратуры педагогических направлений подготовки // Перспективы и приоритеты педагогического образования в апоху трансформаций, выбора и вызовов : Vi Виртуальный Межд. форум по педагогическому образованию: сб, науч, трудов. 4.J. -Казань : Изд-во Казанского университета, 2020. -С 28-31.

6. Антохина Ю.А., Варджапетли А.Г., Маркелова N.M. Некоторые аспекты цифровизации высшего образования // Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы : мат-лы Межд. форума. Санкт-Петербург, 28-31 октября 2019 г. -СПб.: 1УА11,2019. С5-9.

7. Артамонова М.В., Радченко C.B. Цифровизация высшего образования как новая социальная реальность // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15. - №6. - С. 30-44.

8. Артемов М.В. Нравственно-философский анализ практики цифровизации в современном

образовании для юристов: взгляд в будущее //Актуальные проблемы российского права. - 2019,-№6 (103).-С19-26.

9. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности //Философия образования. - 2020.- Т. 20. -N«2.-С 131-144.

10.Байгужин П. А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9. - №5. - С. 48-70. П.Балуева В.Д., Махрина Е.А. Цифровизация и её влияние на образовательное пространство в контексте формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. - 2021.7(85). - Режим доступа: https:/ /7universurn.com/ru/ psy/a rchive/itern/12045

12,Батова М.М. Цифровая парадигма развития системы "образование-наука-производСТВо" : монография. - М,: Первое экономическое изда-тел ьство, 2021, - 218 с.

13.Батракова И.С., Глубокова E.H., Писарева С.А., Тряпицына А,П, Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - №8-9.- С. 9-19.

14. Белозерцев Е. П. Гуманизация педагогического образования в условиях цифровой цивилизации: мечта, надежда, концепт// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2020. - №4. -С 15-19.

15,Беляев Е.А. Особенности развития рынка образовательных услуг в условиях цифровизации / /Цифровой контент социального и э ко системного развития экономики : сб. трудов межд. науч-но-практ. конф. Симферополь, 23 ноября 2021 г. -Симферополь: Ариал, 2021. - С, 39-40,

16, Бермус А. Г. Обеспечение конкурентоспособнести профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // ВестникМос-ковского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2021. - №2.-С. 3-27.

17.Бессарабова В. В. Цифровой франчайзинг образовательных услуг: понятие и правовые аспекты // Цифровая трансформация образования :сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ, конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. - Минск : ГИАЦ Минобразования, 2019. - С. 70-73.

13.Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография, - М.: Дело, РАНХиГС, 2020. - 112 с.

19.Бородушко И.В, Междисциплинарный подход в исследованиях тенденций цифровизации//Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б, Боб-кова филиала Российской таможенной академии. -2021.-№2(78).-С. 74-77.

20.Бороненко Т. Д., Федотова B.C. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. -2020,-№4 (115),-С. 33-44.

21.Буданцев Д, 8, Цифровизация в сфере образования; обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127.

CU ftj о

OJ

h-

Q-<

X

сч

41"

i

13

22.Булатова Т. А., Капцов A.B., Колесникова Е.И. Особенности экопсихологических типов взаимодействия обучающихся с образовательной средой вуза в условиях цифровизации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2019. - № 2 (26). - С 29-52.

23,Курганова Л,А, Социальные риски цифрови зации высшего образования //Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - №4. - С. 224-227. 24-Валеева И.А, Пустовалова И,Н.Дополнительное профессиональное образование педагогических работников 8 условиях цифровизации // Учебный эксперименте образовании,- 2021.- №1 (97). -С 7-12.

25.Вербицкий А,А, Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс) /

2019, - №1(6), - Режим доступа; http://journal, hornocyberus.ru/Verbitskiy_AA_l_2019

26.Вертакова Ю.&., Плотников S.A. Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации // Управленческое консультирование. - 2020. - № (3). - С. 54-60.

27. Воденко К. 8., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-фи-лософский дискурс И Гуманитарий Юга России. -

2020.-Т. 9. - № 3. - С. 36-44,

28. Гладышев А. А., Гладышева A.A. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире, - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 3503-3519.

29.Головчии М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования //Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, -№3.-С. 59-75.

30. Гребен ю к Т. Г. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образования,- 2020, - № 2 (6),- С. 20-27.

31.Гордин А.И., Гордина О.В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика, Вопросы теории и практики, -Тамбов : Грамота, 2021. - Т. б. - № 4. - С. 537-547.

32. Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление "новой дидактики" педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - N»3. - С. 47-53.

33.Гурьянова A.B., Тимофеев А. В. О предназначении философии и гуманитарного знания в эпоху цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. -2020. - №3. - С. 70-76.

34.Дайджест "Педагогические практики работы в цифровой образовательной среде" [Электронный ресурс) / под ред. С.А. Гайсиной. - 2020. - Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/up!oads/ 2020/07

35.Елисеева Е. S., Киютина И.И., Никонец O.E. Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи //Проблемы современного педагогического образования. - 2019, - М» 62(2).- С. 74-77.

Зб.Зверкова А.Ю., Омельченко Е. А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Концепт. - 2021. -NP7. - С 45-61.

37. Иванова М. М, Готовность студентов-психоло-гов к учебе в условиях цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]// Ratioet Natura. - 2020. - № 2(2). - Режим доступа: https://ratio-п а tu га, ru/s ites/ defa u I t/f i I е s/2021 -07/11 б-g otov п ost-studentov-psi kho!ogov-k-uchebe-v-us!oviyakh-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy.pdf

38.Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. -2021. - №1 (З).-С 80-95.

39.Касавипа H.A. Цифровизация как предметмеж-дисциплинарных исследований //Эпистемология и философия науки. - 2019.-Т. 56,- №4.- С. 251-259.

40.Квашенко Н.Ю. Влияние иносферы на ценностные установки личности в цифровой культуре // Общество. Коммуникация, Образование. - 2020. -Т. 11,-№1,-С 19-29.

41.Колесникова И, А, Постпедагогический синд ром эпохи цифромодернизма // Высшее образование В России. - 2019. - Т, 28. - № 8-9, - С. 67-82.

42.Королёва Л.Г., Сухоруких A.B. "Цифровизация" или гуманизация образования: актуальность аси-ологической альтернативы // Nomothetika: философия. Социология. Право. - 2019. - Т. 44. - №3. -С 375-385,

43.Кравченко С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов, - М.: ЮРАЙТ, 2021. - 236 с.

44.Крамаренко Н. С. Проблемы "цифровой потребности" и информационной перегруженности обучающихся поколения Z // Педагогика. -2020, - № 4. - С. 37 - 42.

45.Кротенко Т. Ю. Философские аспекты цифровой социализации образования // Образование и проблемы развития общества. - 2019. - №2 (8).-С. 27-31.

46.Ларионова Ё.А., Семенова T.B., Шмелева Е.Д. [и др.]. Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов//Университетское управление: практика и анализ. -2020.-Т. 24,- N'4, - С. 22-29.

47.Лолаева А. С., Лолаева Д. Т. Цифровая трансформация образования: правовой и философский подходы // Образование и право. - 2021, -N«2,-С 223-230.

48.Марков Б. В., Волкова С.В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век.- 2020. - Вып. 3 (31), - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php7id =6051

49.Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке Росси И. - 2019, - №2 (87), - С, 100-106.

50.Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования.-2021.-Вып. 1.-С. 99-105.

51.Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты П Вестник

Санкт-Петербургского университета. Социолога- 2020,-Т. 13.-Вып. 1.-С. 84-101.

52. Мурзина И.Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования // Образование и наука. - 2020, - № 22(10). - С 90-115.

53.Новикова Е. С. Современные тенденции развития российского высшего образования в условиях цифровизации мировой экономики // Вестник университета, - 2021. - №7.- С. 67-73.

54. Нугуманова Л. А,, Шайхутдинова Г, А., Яковенко Т. 3. Готовность педагога работать в цифровой образовательной среде: результаты мониторинга // Информационные технологии в образовании: мат-лы XI Всерос. научно-практич. конф, с межд, участием.-2019,-С, 191-195.

55.Орлов А. А. Портрет "сетевой личности" в контексте теории поколений // Педагогика. - 2019. -№ 10.- С 5-16.

Бб.Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования //Открытое образование. - 2021, - Т. 25. - №5. - С. 4-14.

57.Пахомова Т. Е. Формирование ИКТ-компетен-тности студентов педагогического колледжа с учетом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чита, 2020. - 250 с.

58.Перевоэчикова H.A., Багдасарова Д.Г. Наука и образование в условиях цифровой экономики: стратегические цели и критерии инновационного развития// Вестник Института экономических исследований. - 2021. - № 1 (21). - С. 73-79.

59.Пфаненшггиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема "расчеловечивания" // Профессиональное образование в современном мире. ■■ 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 3656-3665.

60.Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления.-2019.- №3(39). - С.245-250.

61.Пучковская Т. В. Цифровые компетенции современного педагога // Цифровая трансформация образования : сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27марта 2019 г./ отв. ред. А. Б. Вельский. - Минск : ГИАЦ Минобразования, 2019. - С. 389-393.

62.Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Кушнир М.Э. [и Др.]. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитиюдеятельности // Информатика и образование. - 2020. - №5. -С, 4-14.

63.Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональ ное образован ие. Стол ица. - 2019. - № 3. - С. 16-26.

64.Сваталова Т, А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, - 2021. - №1 (46).-С. 38-44.

65.Сеткова И. Н., Лукина А. К. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век, - 2021,-№1 (33). -С 92-102.

66.Смирнова О.М. Цифровая экономика образования: опережающий характер или потребительский 6 из нес-проект? // Цифровой ученый: лабо-

ратория философа, - Нижний Новгород: Из-во Нижегородского государственного университета. - 2019. - Т. 2. - №4. - С. 43-49. 67,Степаненко С. Г. Цифровизация образования как этап мировой глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, - 2020. - №2. - С. 103-106. бЙ.СтепановС. Ю.,Оржековский П. А.,Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования [Электронный ресурс] //Непрерывное образование: XX! век. 2020, Вып. 2 (30).- Режимдоступа: https://!ll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=5684

69.Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki,gov.ru/ d ос um е nts/? ELEM Е NT J D=367 49

70.Строков A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. Й. - N-2. - С. 15.

71.Сухарев A.B. Цифровизация образования -философские и этнофункциональные психологические аспекты //Цифровой ученый: лаборатория философа. - Нижний Новгород : Из-во Нижегородского государственного университета. 2019. -Т, 2. -NS4. -С 36-42.

72.Трудности и перспективы цифровой трансформации образования /А. Ю.Уваров,Э. Гейбл, 14. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа эко-номики'^ Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

73.Усачева O.S., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой обра зова тельной среде //Высшее образование в России. - 2020. -Т. 29,-№5,-С 53-62.

74.Усольцева В,В. Готовность студентов-психологов к обучению в условиях цифровой образовательной среды [Электронный ре су рс]//Межд у народный научно-исследовательский журнал. -2021. - №1, - Режим доступа: https://research-j он rtial.org/psycol ogy/gotovn ost-st udentov-psixologov k-obuiheniyu-v usloviyax cifrovoj-ob razov a te I noj -s re d у /

75.Федюкина Т.Е., Чурин M.B, Самостоятельная работа студента как предмет цифровизации образования// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психо-л о го-педагог и чес кие науки. - 2021. - №2 (56), - С. 24-31.

76.Фролова Е.В., Рогач О.В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. - 2021. - N93 {51). - С. 43-54.

77.Хансен А. На цифровой игле / пер. И. Петрова. -М.: Рипол-Классик,2021.-240с.

78.Ходырев A.M., Данилова Л.Н., Ледовская T.B., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соц и ок и нетика. - 2020. - №4. -С 5-13.

79.Хрипунова У,В., Кудакова В, С, Тимофеева Э.А, Проблема цифрового слабоумия в XXI веке //

си си о

OJ

ь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q. <

£

сч

-vT

S

15

Психология личности: актуальные исследования : сб, научных трудое / под ред. Е.М, Разумовой. -Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2020. -С 29-33.

80.Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / T-A, Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О .А, Зайцева, Г,Р. Имаева,

Л.6. Спиридонова. Аналитический центр НАфИ. -М. : Изд-во НАфИ, 2019. - 84 с.

81.Цифровизация образовательной среды: список литературы (2016-2021 гг.) [Электронный ресурс], Саратов, 2021, - Режим доступа: https:// ww w.sg u. ru/si tes/defa ul t/files/d oc urne nts/2021 / с i f ro vi za с ¡y a _ob ra zov a te I n oy _s re dy- s pi s о k, pd f

82.Цыганкова B.H. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-кур-сов)//Креативнаяэкономика, -2019.- Т. 13.- М°3. -С 523-532.

83.Яковлева О.В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021.- N®1.- С. 96-100.

84.Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век, Подготовка кадров для цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №2 (34). - С. 38-44.

85.Patel К., McCarthy М. Р. Digital transformation: the essentials of e-buslness leadership. New York: McGraw-Hill. Istedition.2000.134 p. 86.Spitzer M. Digitale Demenz: Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. -München: Droemer Knaur GmbH & Co, KG, 2012. 368 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.