Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОПЫТ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, РОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОПЫТ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, РОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИТОГИ / БАРЬЕРЫ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

Цель. Целью статьи является исследование опыта и промежуточных итогов цифровой трансформации здравоохранения, а также уточнение барьеров и перспективных точек роста в данном направлении за счет ролевого участия государства. Структура/методология/подход. В исследовании отмечено значение цифровой трансформации здравоохранения, поставленные целевые ориентиры в регулирующих данную сферу стратегических документах, включая профильный федеральный проект. Исследован положительный опыт цифровых преобразований в здравоохранении ряда зарубежных стран, рассмотрены основные направления изменений в здравоохранении и внедряемые бизнес-модели. В качестве основы методического аппарата исследования использованы подходы к основным вариантам осуществления бизнес-моделей в здравоохранении на базе цифровой трансформации, проведен их критический анализ в отечественных условиях. Раскрыто ролевое участие государства в цифровых преобразованиях сферы здравоохранения в России. Результаты. Проанализирована текущая ситуация с запросом на цифровые технологии, промежуточными итогами цифровой трансформации и приведены данные по прогнозу спроса на цифровые преобразования и продукты со стороны медицинских организаций в России к 2030 г. Сгруппированы основные барьеры в осуществлении цифровой трансформации здравоохранения, характерные для различных стран, включая Россию, а также уточнены сложности с реализацией персонифицированного подхода и пациенто-центричности, свойственные отечественному здравоохранению. Детерминирована принципиальная возможность внедрения обновленных моделей (предиктивной, партисипативной, превентивной и персонализированной) в отечественных условиях при прямом (финансирование, организационные и управленческие воздействия) и косвенном (за счет вовлечения частного капитала) патронаже государства. Практические последствия. В практическом плане продемонстрирована возможность и необходимость отслеживания сложностей и барьеров общего характера и направлений их преодоления на базе вовлеченности управленцев в пересмотр ряда установок реализации цифровой трансформации и организационно-управленческих усилий по нивелированию частных барьеров, характерных преимущественно для отечественных условий. Оригинальность/значение. Проведенное исследование позволяет скорректировать усилия на цифровых преобразованиях в здравоохранении с условием активного ролевого участия государства на таких направлениях, как «врач - пациент» и «врач - врач», позволяющих внедрять эффективные решения в части телемедицинских технологий, моделей превентивной, предиктивной, партисипативной и персонализированной медицины, представляющих собой перспективные точки роста качества обслуживания и, как следствие, качества и продолжительности жизни россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION IN HEALTHCARE: EXPERIENCE, INTERIM RESULTS, ROLE PARTICIPATION OF THE STATE

The purpose of the article is to study the experience and intermediate results of the digital transformation of healthcare, as well as to clarify barriers and promising "points of growth" in this direction due to the role participation of the state. The study notes the importance of the digital transformation of healthcare, the set targets in strategic documents regulating this area, including the profile federal project. The positive experience of a number of foreign countries from digital transformations in healthcare is studied, the main directions of changes in healthcare and the business models being implemented are considered. As the basis of the methodological apparatus of the study, approaches to the main options for implementing business models in healthcare based on digital transformation were used, and their critical analysis was carried out in domestic conditions. The role of the state in the digital transformation of the healthcare sector in Russia is revealed. The current situation with the demand for digital technologies, intermediate results of digital transformation is analyzed and data on the forecast of demand for digital transformations and products from medical organizations in Russia by 2030 are presented. The main barriers in the implementation of digital transformation of healthcare, characteristic of various countries, including Russia, are grouped, as well as the difficulties with the implementation of a personalized approach and patient-centricity are clarified, characteristic of domestic healthcare. The fundamental possibility of introducing updated models (predictive, participatory, preventive and personalized) in domestic conditions with direct (financing, organizational and management impacts) and indirect (through the involvement of private capital) patronage of the state is determined. In practical terms, the possibility and necessity of tracking difficulties and barriers of a general nature and ways to overcome them on the basis of the involvement of managers in the revision of a number of installations for the implementation of digital transformation and organizational and managerial efforts to level out private barriers, characteristic mainly for domestic conditions, are demonstrated. The conducted research makes it possible to adjust efforts on digital transformations in healthcare with the condition of active role participation of the state in such areas as "doctor - patient" and "doctor - doctor", which allow implementing effective solutions in terms of telemedicine technologies, models of preventive, predictive, participatory and personalized medicine, representing promising "growth points" of increasing the quality of service and, as a result, the quality and life expectancy of Russians.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОПЫТ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, РОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ DOI 10.54220/finis.1991-0525.2023.77.4.003

Пржедецкая Н.В.,

д.э.н, профессор, РГЭУ (РИНХ) Россия, г. Ростов-на-Дону E-mail: nvpr@bk.ru Борзенко К.В., к.э.н., доцент, РГЭУ (РИНХ) Россия, г. Ростов-на-Дону E-mail: k_cherry@mail.ru

JEL classification: I11 I18

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОПЫТ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, РОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Цель. Целью статьи является исследование опыта и промежуточных итогов цифровой трансформации здравоохранения, а также уточнение барьеров и перспективных точек роста в данном направлении за счет ролевого участия государства.

Структура/методология/подход. В исследовании отмечено значение цифровой трансформации здравоохранения, поставленные целевые ориентиры в регулирующих данную сферу стратегических документах, включая профильный федеральный проект. Исследован положительный опыт цифровых преобразований в здравоохранении ряда зарубежных стран, рассмотрены основные направления изменений в здравоохранении и внедряемые бизнес-модели. В качестве основы методического аппарата исследования использованы подходы к основным вариантам осуществления бизнес-моделей в здравоохранении на базе цифровой трансформации, проведен их критический анализ в отечественных условиях. Раскрыто ролевое участие государства в цифровых преобразованиях сферы здравоохранения в России.

Результаты. Проанализирована текущая ситуация с запросом на цифровые

технологии, промежуточными итогами цифровой трансформации и приведены данные по прогнозу спроса на цифровые преобразования и продукты со стороны медицинских организаций в России к 2030 г. Сгруппированы основные барьеры в осуществлении цифровой трансформации здравоохранения, характерные для различных стран, включая Россию, а также уточнены сложности с реализацией персонифицированного подхода и пациенто-центричности, свойственные отечественному здравоохранению. Детерминирована принципиальная возможность внедрения обновленных моделей (предик-тивной, партисипативной, превентивной и персонализированной) в отечественных условиях при прямом (финансирование, организационные и управленческие воздействия) и косвенном (за счет вовлечения частного капитала) патронаже государства.

Практические последствия. В практическом плане продемонстрирована возможность и необходимость отслеживания сложностей и барьеров общего характера и направлений их преодоления на базе вовлеченности управленцев в пересмотр ряда установок реализации цифровой трансформации и организационно-управленческих усилий по нивелированию частных барьеров, характерных преимущественно для отечественных условий.

Оригинальность/значение. Проведенное исследование позволяет скорректировать усилия на цифровых преобразованиях в здравоохранении с условием активного ролевого участия государства на таких направлениях, как «врач - пациент» и «врач - врач», позволяющих внедрять эффективные решения в части телемедицинских технологий, моделей превентивной, предиктивной, партисипативной и персонализированной медицины, представляющих собой перспективные точки роста качества обслуживания и, как следствие, качества и продолжительности жизни россиян.

Ключевые слова: здравоохранение, цифровая трансформация, итоги, барьеры, роль государства.

N. V. Przhedetskaya, K. V. Borzenko

DIGITAL TRANSFORMATION IN HEALTHCARE: EXPERIENCE, INTERIM RESULTS, ROLE PARTICIPATION OF THE STATE

Annotation

The purpose of the article is to study the experience and intermediate results of the digital transformation of healthcare, as well as to clarify barriers and promising "points of growth" in this direction due to the role participation of the state.

The study notes the importance of the digital transformation of healthcare, the set targets in strategic documents regulating this area, including the profile federal project. The positive experience of a number of foreign countries from digital transformations in healthcare is studied, the main directions of changes in healthcare and the business models being implemented are considered. As the basis of the methodological apparatus of the study, approaches to the main options for implementing business models in healthcare based on digital transformation were used, and their critical analysis was carried out in domestic conditions. The role of the state in the digital transformation of the healthcare sector in Russia is revealed.

The current situation with the demand for digital technologies, intermediate results of digital transformation is analyzed and data on the forecast of demand for digital transformations and products from medical organizations in Russia by 2030 are presented. The main barriers in the implementation of digital transformation of healthcare, characteristic of various countries, including Russia, are grouped, as well as the difficulties with the implementation of a personalized approach and patient-centricity are clarified, characteristic of domestic healthcare. The fundamental possibility of introducing updated models (predictive, participatory, preventive and personalized) in domestic conditions with direct (financing, organizational and management impacts) and indirect (through the involvement of private capital) patronage of the state is determined.

In practical terms, the possibility and necessity of tracking difficulties and barriers of a general nature and ways to overcome them on the basis of the involvement of managers in the revision of a number of installations for the implementation of digital transformation and organizational and managerial efforts to level out private barriers, characteristic mainly for domestic conditions, are demonstrated.

The conducted research makes it possible to adjust efforts on digital transformations in healthcare with the condition of active role participation of the state in such areas as "doctor - patient" and "doctor - doctor", which allow implementing effective solutions in terms of telemedicine technologies, models of preventive, predictive, participatory and personalized medicine, representing promising "growth points" of increasing the quality of service and, as a result, the quality and life expectancy of Russians.

Keywords: healthcare, digital transformation, outcomes, barriers, the role of the state.

В настоящее время одна из главенствующих ролей в преобразовании функционирования отраслей экономики и повышении качества их работы отводится цифровой трансформации. Представители экспертного академического сообщества, определяя цифровую трансформацию, характеризуют ее как «...качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам» [7].

Данное утверждение справедливо в отношении здравоохранения [5]. Так, официальным шагом к актуализации цифровой трансформации приоритетных направлений и отраслей в экономике России, в рамках которого она получила официальное развитие, является Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором явно были обозначены, например, такие целевые

установки, как «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», а также «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» [4], что опосредует ряд преобразований, связанных с цифровизацией и повышением уровня здравоохранения для обеспечения роста продолжительности и качества жизни населения, вовлекаемого в получение медицинских услуг.

Согласно отчетным данным Организации экономического сотрудничества и развития большие объемы информации о пациентах позволяют выбирать и реализо-вывать индивидуальные траектории в их лечении [16], также важным трендом современности, реализуемым на основе цифровой трансформации и способствующим повышению результативности работы медицинских учреждений, является активное включение пациентов в лечебный процесс, что специалисты именуют партисипатив-ной медициной [11].

Существенное значение приобретают нейротехнологии, направленные на борьбу с расстройствами у населения, поскольку, согласно прогнозам ВОЗ, уже к 2050 г. количество людей, испытывающих такое расстройство, как деменция, превысит 150 млн чел. [2]. Интерес к цифровой трансформации возрастает как к направлению, дающему возможность поддерживать как физическое, так и ментальное здоровье граждан [18].

В развитии цифровой трансформации в здравоохранении, особенно в России, одна из ключевых ролей принадлежит государству. В данной связи мы считаем обоснованным исследовать существующий опыт других стран в указанном направлении, уже осуществленные усилия в России, а также определить возможные барьеры и перспективные точки роста за счет активного участия государства в предпринимаемых шагах по цифровой трансформации здравоохранения.

Материалы и методы

В исследовании существующего опыта, имеющихся результатов цифровой

трансформации в здравоохранении в России и ролевого участия государства в этом процессе мы опирались на аналитическое рассмотрение мнений ученых-экспертов в изучаемом направлении, материалов стратегических документов, определяющих целевые установки реализации цифровой трансформации, отчетов специализированных агентств, представляющих текущие и прогнозные данные относительно итогов цифровых преобразований и спроса на цифровые технологии и продукты. Использованы методы научного поиска, систематизации данных, анализа вторичной информации, анализа и синтеза данных, а также формулирования непротиворечивых выводов на основе выявленных закономерностей.

Обсуждение

Ряд исследователей отмечает, что ключевое значение в цифровой трансформации должен иметь клиентоориентиро-ванный подход, где контакт «пациент -врач» превалирует над функциональным походом в формальном переустройстве работы системы здравоохранения на основе некоего единого цифрового контура [1].

Мы полагаем, что такая точка зрения является оправданной, поскольку следование только формальным критериям и претворение в жизнь решений, контролируемых от лица государства, часто воплощается в организационно-управленческих установках, которые определяют механизм работы медицинского учреждения, регламентирующий условия взаимодействия медицинского персонала, но не всегда сказываются на охвате пациентов, качестве оказываемых услуг и т.д.

В данной связи целесообразно указать, что экспертным сообществом к ключевым направлениям цифровой трансформации в исследуемой отрасли, реализуемой фактически при содействии государства, относятся те (по сути, бизнес-модели работы учреждений здравоохранения [7]), которые позволяют повысить вовлеченность пациентов в оказание им услуг и персонифицировать сервисы, в том числе на ранних стадиях взаимодействия (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные варианты осуществления бизнес-моделей в здравоохранении

на базе цифровой трансформации [7]

Телемедицина дает возможность расширить охват пациентов, вести удаленные консультации, а также обмениваться опытом врачам и медицинскому персоналу для повышения качества обслуживания населения [10]. Телекоммуникационные технологии позволяют проводить раннюю диагностику и, следовательно, лечение в сроки, не приводящие к осложнениям. Телемедицинская составляющая, инфраструктурная обеспеченность предполагает участие государства с точки зрения создания условий в виде прямого выделения средств или государственно-частного партнерства в направлении развития инфраструктурной базы медицинских учреждений.

Такая модель, как персонализированная медицина, основывается на выявлении особенностей определенного индивида и нахождении подхода к профилактике и лечению, подходящих именно ему, а не реализуемых просто по некой стандартизированной схеме. Такое лечение подбирается на базе анализа генома определенного человека. Данная персонификация тоже требует поддержки и одобрения, пересмотра ряда требований в регламентирующих медицинскую деятельность документах, поскольку долгое время превалировал подход к лечению согласно традиционным протоколам и схемам. Большую роль в данном направлении играет меди-

цинский интернет вещей, позволяющий контролировать изменения в организме пациента и/или правильно дозировать применяемые лекарства, отслеживать параметры стерильности лабораторий и необходимой чистоты лечебных помещений и т.д. [15].

В рамках модели партисипативной медицины пациент вовлекается в процесс лечения как активный участник, в чем также большую роль играют цифровые технологии, позволяющие оперативно фиксировать все необходимые изменения в его организме и прогнозировать результат. Такой обновленный подход предполагает накопление данных о пациентах и использование искусственного интеллекта (ИИ) [8].

Модель превентивной медицины связана с ранней диагностикой, в том числе на основе телемедицинских технологий, и анализом возможных рисков развития заболеваний на основе управления медицинскими массивами данным (medical big data).

Не менее значимым направлением специалисты считают предиктивную медицину, которая нацелена на оценку вероятности проявления тех или иных заболеваний за счет геномных исследований и превентивных действий, способных снизить возможные риски [14].

К наиболее значимым характеристикам цифровой медицины принято относить создание единой экосистемы, которая позволяет получать «бесшовный» доступ к необходимым услугам и непрерывно фиксировать изменения в состоянии здоровья [19].

Клиентоцентричность, в основе которой лежит представленный выше подход модели 4P medicine (превентивная, персонализированная, партисипативная, предик-тивная медицина), становится центральным элементом всех реализуемых бизнес-моделей [12].

Подчеркнем, что принципиальное полноценное внедрение данных моделей в отечественных условиях возможно при прямом (финансирование, организационные и управленческие воздействия) и косвенном (за счет вовлечения частного капитала) патронаже государства.

Результат

Катализатором процессов развития цифровых преобразований в отрасли здравоохранения выступила пандемия COVID-19, обусловившая удаленный формат оказания лечебно-консультационной помощи. Характеризуя сложившийся в других странах опыт использования результатов цифровой

трансформации в здравоохранении, приведем пример Китая, где активно использовали искусственный интеллект для диагностики результатов КТ пациентов, что позволило оперативно выделять рисковые группы больных пневмонией в период вспышки COVID-19 [20].

В Финляндии запущен сервис Health Village, который обеспечивает возможность оперативной связи медицинского персонала с пациентами, пересылающими показания медицинских приборов, что позволяет вести необходимые электронные записи, фиксировать изменения и назначать необходимое лечение [7].

В США активно внедрены телемедицинские технологии, с помощью которых оказываются консультации широкому количеству пациентов, а это существенно снижает риски осложнений за счет того, что показатели изменения состояния здоровья перманентно отслеживаются профессионалами [13].

В целом, анализируя ситуацию в различных странах, специалисты выделяют три основные характеристики изменений в здравоохранении под воздействием цифровой трансформации (рис. 2).

персонализированным

подход вместо стандартных протоколов

/ \

снижение количества заболеваний за счет ранней диагностики

пациентоцентричность

Рисунок 2 - Основные характеристики изменений в здравоохранении под воздействием цифровой трансформации [7]

Характеризуя ситуацию в России, поясним, что прирост телемедицинского компонента является чрезвычайно значимым, так как дает возможность повысить качество обслуживания и получения медицинских консультаций, услуг жителями удаленных и малонаселенных территорий [9]. Согласно

экспертным оценкам, сегмент телемедицины в России к 2025 г. может достичь 96 млрд руб. [17].

Подчеркнем, что в России крайне велика роль государства в осуществлении цифровой трансформации здравоохранения, что четко прослеживается в рамках

реализации профильного федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [6]. Согласно существующим данным уже в 2020 г. были достигнуты существенные результаты в части цифровых преобразований в отечественном здравоохранении: создано более 926 тыс. специально оборудованных рабочих мест, которые подключены к профильным медицинским информационным системам; более 80 % всех медицинских организаций активно используют такие системы для взаимодействия с ЕГИСЗ [3]; более 23 % медицинских орга-

низаций вовлечены в обслуживание граждан на базе использования сервиса «Мое Здоровье» на портале Госуслуг (вызов врача, запись на прием, запись на диспансеризацию и т.д.). Также обеспечивается тесная связь медицинских учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы на основе единого цифрового документооборота [3].

Отметим также, что спрос самого сегмента здравоохранения на внедрение цифровых технологий в 2020 г. был оценен в размере 13,1 млрд руб., тогда как к 2030 г. прогнозируется рост до 195,8 млрд руб. (рис. 3).

квантовые технологии | 1,36

системы распределенного реестра ■ 5,31

технологии виртуальном и дополненной реальности

19,15

технологии беспроводной связи

17,55

компоненты робототехники и сенсорика

27,83

нейротехнологии и искусственный интеллект

46,01

передовые производственные технологии

8,57

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 3 - Прогноз спроса на передовые цифровые технологии в здравоохранении

в 2030 гг., млрд руб. [7]

Однако, несмотря на полученные значительные результаты и положительные прогнозы в отношении запроса медицинских организаций на передовые цифровые технологии, наличествуют также барьеры и сложности в осуществлении полноценной цифровой трансформации.

Одним из очевидных барьеров является недостаточность финансовых средств, что предполагает помощь со стороны государства в реализации проектов государственно-частного партнерства, которые

позволят как усилить инфраструктурное обеспечение для необходимых изменений, так и осуществлять стартапы в рамках внедрения передовых цифровых практик в медицину.

Сложность представляет собой также вопрос надлежащего кадрового обеспечения, потому что необходима подготовка как врачей и медицинского персонала, готовых работать в новой цифровой среде, использовать программные продукты и цифровые технологии в контактах с колле-

гами (по рабочим вопросам) и пациентами, так и управленцев, обладающих достаточным уровнем цифровых компетенций. Процесс обучения специалистов также становится более затратным, поскольку в его рамках необходимо готовить врачей к осуществлению высокотехнологичных медицинских услуг и использовать дополненную и виртуальную реальность в обучении. Это предполагает комплектацию и переоборудование учебных заведений и медицинских учреждений, выступающих базами практики. Обучение врачей занимает достаточно продолжительное время, что предполагает обновление их знаний в части используемых цифровых технологий и продуктов в процессе обучения и далее в рамках повышения квалификации в течение трудовой карьеры.

К сложностям можно отнести также вопросы обеспечения безопасности медицинских данных, под которыми понимается внедрение систем защиты информации, поскольку сведения о диагностике пациентов, их состоянии здоровья представляют собой медицинскую тайну, тогда как применение технологий искусственного интеллекта подразумевает накопление этих данных и возможность их обработки. Соответственно, такие проблемы могут и должны решаться на базе централизованных одобренных со стороны государства регуляторных практик.

Отмеченные выше барьеры можно отнести к общим, характерным в той или иной степени для систем здравоохранения, вовлеченных в процессы цифровой трансформации, в разных странах. Однако подчеркнем, что в России определенные сложности проявляются и в рамках двух из трех отмеченных на рисунке 2 предполагаемых изменений под воздействием цифровой трансформации. Так, в недостаточной степени реализованным является персонализированный подход вместо стандартных протоколов лечения, поскольку следование им (протоколам) рассматривается как необходимая данность. Также определенные сложности наблюдаются с пациенто-центричностью, а именно его активным включением в процесс разработки и реали-

зации алгоритма лечения. Связано это с большой нагрузкой на медицинский персонал, жесткими временными рамками приема и необходимостью работы по определенному протоколу. Учитывая высокую зарегулированность сферы здравоохранения, что в целом оправданно, полагаем, что большая гибкость в функционировании учреждений здравоохранения и работе медицинских специалистов на базе внедрения цифровых технологий также должна реализовываться по централизованной схеме, принятой во всех медицинских организациях, а это опосредует участие государства.

Также подчеркнем, что внедрение цифровых продуктов и цифровых технологий в работу врача, как это декларируется в рамках цифровой трансформации, должно облегчать его труд, высвобождая время и энергию для взаимодействия с пациентами, на деле же в отечественных условиях речь идет о дополнительных трудозатратах и двойном (электронном и бумажном) документообороте при взаимодействии с пациентами, коллегами и руководством, что затрудняет выполнение основных функций и требует пересмотра приоритетов в работе со стороны управленческого модуля. В данном ключе считаем, что врачи и медицинский персонал должны обладать компетенциями в части применения цифровых технологий, сопряженных с выполнением ими профессиональных функций (взаимодействие «врач - пациент» и «врач -врач»), однако технические и сопроводительные процедуры должны быть возложены на вспомогательный персонал, который будет брать на себя цифровые «технические», немедицинские опции. Это также предполагает активное участие государства в направлении укомплектованности штатов медицинских учреждений для адекватного технического внедрения решений по цифровой трансформации здравоохранения, нацеленной на пациентоцен-тричность и реализацию индивидуальных траекторий оказания медицинских услуг, общего повышения качества обслуживания и, соответственно, жизни населения.

Заключение

Цифровая трансформация сферы здравоохранения проявилась в большинстве развитых стран мира. Дополнительным стимулом к ее интенсификации выступила пандемия COVГО-19. Согласно сложившемуся мировому опыту подобных преобразований изменения приводят к персонализированному подходу в лечении, общему снижению количества заболевших за счет ранней диагностики и пациенто-центричности оказываемых услуг.

Положительные преобразования, связанные с цифровой трансформацией здравоохранения, проявляются и в России, где в стратегических документах, определяющих эволюционирование приоритетных отраслей, соответствующие целевые установки связаны с функционированием медицинских учреждений. На текущий период уже заметны существенные положительные результаты в направлении цифровой трансформации, детерминированные и осуществляемые в соответствии с федеральным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Прогнозируется рост спроса со стороны медицинских учреждений на цифровые технологии и продукты к 2030 г., превышающий в 15 раз текущие показатели.

Однако наряду с положительными преобразованиями в России также проявляется ряд проблем, свидетельствующих о барьерности в осуществлении полноценной цифровой трансформации. К ним относится финансовый аспект, поскольку цифровая трансформация предполагает вложения в соответствующую инфраструктуру как медицинских учреждений, так и университетов, готовящих специалистов.

Другой проблемой выступает кадровая подготовка, поскольку она должна включать в себя направление по формированию глубоких цифровых компетенций у врачей, медицинского персонала, а также управленцев в сфере здравоохранения. Поскольку подготовка медицинского персонала занимает длительный временной ин-

тервал, то на протяжении всего учебного цикла необходимо обновление такого обучения с учетом инновационных изменений в цифровых продуктах и технологиях.

Отдельного внимания требуют вопросы защиты персональной информации пациентов, требуемой для формирования медицинских больших данных. Все указанные барьеры предполагают в отечественных условиях активное участие государства в их устранении, так как должны опираться на единые централизованные решения, учитывая значение сферы здравоохранения. Кроме того, требуются управленческие решения в отношении кадрового обеспечения и подготовки соответствующих специалистов для функционирования медицинских учреждений в условиях цифровой трансформации, оказывающих сопровождающие сервисы для медицинского персонала. Поскольку в настоящее время врачи, ввиду цифровых преобразований, вовлечены в ведение электронного и бумажного документооборота, что не снижает, а скорее повышает их загруженность сопутствующими функциями, не дающими возможности уделять должного внимания пациентам. Такие преобразования за счет централизованного пересмотра функциональных обязанностей и комплектации штата медицинских учреждений позволят реализовать модели пар-тисипативной, предиктивной и персонализированной медицины, которые могут выступить точками роста в качественных характеристиках оказываемых населению медицинских услуг, однако это требует прямого (финансирование, организационные и управленческие воздействия) и косвенного (за счет вовлечения частного капитала) участия государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаренко В.А., Гузенко Н.В. Цифровизация сферы здравоохранения России: «умные технологии» в обеспечении качества жизни // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2021. - Т. 14. -№ 1. - С. 103-113.

2. ВОЗ (2020а). Деменция. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/dementia.

3. Минздрав России (20216). Портал оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ. - URL: https://portal.egisz. rosminzdrav.ru.

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.

5. Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В. Цифровая медицина как механизм повышения качества жизни в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2020. -№ 2 (70). - С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». URL: https://minzdrav. gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohra nenie/tsifra.

7. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абд-рахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселит-ская и др.; рук. авт. кол. П.Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - С. 15.

8. Accenture (2020). Digital Health Technology Vision 2020. - URL: https://www.accenture .com/_acnmedia/PDF -133/Accenture-Digital -Health-TechVisi on-2020.pdf#zoom=40.

9. Bondarenko V., Kostoglodov D., Nekrasova T. Telecommunications Techniques in the Healthcare Development: Foreign Experience and Russian Realities // Lecture Notes in Computer Science. - 2020. -Vol. 12526 LNCS. - Р. 318-327.

10. Bondarenko V.A., Voronov A.A., Zubareva, N.N., Chisnikov V.A. Marketing Management in the Creation of Business Models in the Medical Services Market in the Context of Digitalisation // Lecture Notes in Networks and Systemsthis Link is Disabled. -2022. - Vol. 380 LNNS. - P. 363-369.

11. Deloitte (2019a). Digital Health Technology Global Case Studies of Health re

Transformation. Care Transformation. - URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/indu stry/health-care/digital-health-technology.html.

12. Deloitte (2021). 2021 Global Health Care Outlook. - URL: https://www2. deloitte.com/global/en/pages/life-sciences-and-healthcare/articles/globahealth-care-sector-outlook.html.

13. Forbes (2020). Exclusive: Telemed-icine Company Doctor on Demand Raises $75 Million to Expand During the COVID-19 Pandemic. - URL: https://www.forbes.com/ sites/leahrosenbaum/2020/07/08/exclusive-tele medicine-company-doctor-on-demand-raises-75-million-to-expand-during-the-covid-19-pandemic/?sh=781fdaba4756.

14. KPMG (2020a). 2020 Autonomous Vehicles Readiness Index. - URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf /2020/07/2020-autonomousvehicles-readiness-index.pdf.

15. OECD (2018a). IoT Measurement and Applications. - URL: https://www. oecdilibrary.org/docserver/35209dbf-en.pdf? expires= 1616160514&id=id&accname=gu est&checksum=30EF60421 A9929501CA264 14C4BB760A.

16. OECD (2019f). Health in the 21st Century: Putting Data to Work for Stronger Health Systems. - URL: https://www.oecd. org/health/health-in-the-21 stcentury-e3b23f8e-en.htm.

17. VEB Ventures (2020). Эксперты: объем инвестиций в телемедицину в России через пять лет вырастет в 64 раза. -URL: https://veb.ventures/ru/about/news/106.

18. WEF (2021). The Global Risks Report 2021. - URL: https://www.weforum.org/ reports/the-global-risks-report-2021.

19. WHO (2020). Global Strategy on Digital Health 2020-2025.

20. Wired (2020). Chinese Hospitals Deploy AI to Help Diagnose Covid-19. -URL: https://www.wired.com/story/chinese-hospitals-deploy-ai-help-diagnose-covid-19/.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bondarenko V.A., Guzenko N.V. Digitalization of the Russian healthcare sector: "smart technologies" in ensuring the quality of life // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: So-

cio-economic Sciences. - 2021. - Vol. 14. -№ 1. - P. 103-113.

2. WHO (2020a). Dementia. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/dementia.

3. Ministry of Health of Russia (2021b). Portal of operational interaction of EGISZ participants. - URL: https://portal.egisz.ros minzdrav.ru.

4. On the National development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020.

5. Przhedetskaya N.V., Borzenko K.V. Digital medicine as a mechanism for improving the quality of life in Russia // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). - 2020. - № 2 (70). - P. 75-79.

6. Federal project "Creation of a single digital circuit in healthcare on the basis of a unified state information system in the field of healthcare (EGISZ)". - URL: https://minzdrav. gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravo ohranenie/tsifra.

7. Digital transformation of industries: Starting conditions and priorities: dokl. to the XXII Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 13-30 Apr. 2021 / G.I. Abdrakhmanova, K.B. Bykhovsky, N.N. Veselitskaya et al.; hand. author. col. P.B. Rudnik; scientific ed. L.M. Gokhberg, P.B. Rudnik, K.O. Vishnevsky et al.; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". -M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. - P. 15.

8. Accenture (2020). Digital Health Technology Vision 2020. - URL: https://www.accenture .com/_acnmedia/PDF -133/Accenture-Digital -Health-TechVisi on-2020.pdf#zoom=40.

9. Bondarenko V., Kostoglodov D., Nekrasova T. Telecommunications Techniques in the Healthcare Development: Foreign Experience and Russian Realities // Lecture Notes in Computer Science. - 2020. -Vol. 12526 LNCS. - P. 318-327.

10. Bondarenko V.A., Voronov A.A., Zubareva, N.N., Chisnikov V.A. Marketing Management in the Creation of Business Models in the Medical Services Market in the

Context of Digitalisation // Lecture Notes in Networks and Systemsthis Link is Disabled. -2022. - Vol. 380 LNNS. - P. 363-369.

11. Deloitte (2019a). Digital Health Technology Global Case Studies of Health re Transformation. Care Transformation. - URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industr y/health-care/digital-health-technology.html.

12. Deloitte (2021). 2021 Global Health Care Outlook. - URL: https://www2. deloitte.com/global/en/pages/life-sciences-and-healthcare/articles/globahealth-care-sector-outlook.html.

13. Forbes (2020). Exclusive: Telemed-icine Company Doctor on Demand Raises $75 Million to Expand During the COVID-19 Pandemic. - URL: https://www.forbes. com/sites/leahrosenbaum/2020/07/08/exclusiv e-telemedicine-company-doctor-on-demand-raises-75-million-to-expand-during-the-covid-19-pandemic/?sh=781fdaba4756.

14. KPMG (2020a). 2020 Autonomous Vehicles Readiness Index. - URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/ 2020/07/2020-autonomousvehicles-readiness-index.pdf.

15. OECD (2018a). IoT Measurement and Applications. - URL: https://www.oecdilibrary.org/docserver/35209 dbf-en.pdf?expires= 1616160514&id=id&ac cname=guest&checksum=30EF60421A99295 01CA26414C4BB760A.

16. OECD (2019f). Health in the 21st Century: Putting Data to Work for Stronger Health Systems. - URL: https://www.oecd. org/health/health-in-the-21 stcentury-e3b23f8e-en.htm.

17. VEB Ventures (2020). Experts: the volume of investment in telemedicine in Russia will grow 64 times in five years. - URL: https://veb.ventures/ru/about/news/106.

18. WEF (2021). The Global Risks Report 2021. - URL: https://www.weforum. org/reports/the-global-risks-report-2021 (date of application: 24.03.2021).

19. WHO (2020). Global Strategy on Digital Health 2020-2025.

20. Wired (2020). Chinese Hospitals Deploy AI to Help Diagnose COVID-19. -URL: https://www.wired.com/story/chinese-hospitals-deploy-ai-help-diagnose-covid-19/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.