Научная статья на тему 'Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации: анализ, сравнительная оценка с международным опытом и перспективы применения'

Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации: анализ, сравнительная оценка с международным опытом и перспективы применения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / стратегия / энергетический переход / анализ / digitalization / digital transformation / strategy / energy transition / analysis

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Булавин А. С.

Статья освещает важность цифровых технологий в мировой политической системе и подчеркивает их значимость для энергетических систем государств. Автор выделяет роль цифровизации во влиянии на конкурентоспособность и эффективность всей технологической цепочки энергосистемы, а также в обеспечении энергобезопасности. Также подчеркивается важность цифрового управления в топливно-энергетическом комплексе (далее – ТЭК), как важного фактора, влияющего на прогресс государства. Выводы статьи выявляют, что государства играют ключевую роль в обеспечении энергетических ресурсов для общества. В то же время, постоянное соперничество за технологии и ресурсы может иметь серьезные последствия для окружающей среды и социально-экономического благополучия. Статья предоставляет важный анализ цифровизации энергетики в России и подчеркивает, что использование иностранного опыта требует аккуратного подхода и адаптации к российским условиям. Она призывает к балансу между усвоением новых практик и сохранению уникальных характеристик национальной энергетической системы для успешного развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation of the fuel and energy complex of the Russian Federation: analysis, comparative assessment with international experience and application prospects

The article highlights the importance of digital technologies in the global political system and emphasizes their significance for the energy systems of states. The author highlights the role of digitalization in influencing the competitiveness and efficiency of the entire technological chain of the energy system, as well as in ensuring energy security. The importance of digital management in the fuel and energy complex (hereinafter FEC) as an important factor affecting the progress of the state is also emphasized. The article’s findings reveal that states play a key role in providing energy resources for society. At the same time, the constant competition for technology and resources can have serious consequences for the environment and socio-economic well-being. The article provides an important analysis of the digitalization of energy in Russia and emphasizes that the use of foreign experience requires a careful approach and adaptation to Russian conditions. It calls for a balance between assimilating new practices and preserving the unique characteristics of the national energy system for the successful development of the industry.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации: анализ, сравнительная оценка с международным опытом и перспективы применения»

Булавин А.С.

Аспирант. Славяно-Греко-Латинская академия.

Цифровая трансформация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации: анализ, сравнительная оценка с международным опытом и перспективы применения

I. Введение

Современная экономика также, как и мир в целом, подвергается значительному воздействию цифровых трансформаций. Страны и компании усиливают фокус внимания на цифровые технологии, как инструмент для усиления своей конкурентоспособности и достижения лидерства в данной области. Инновации проникают и продолжают улучшать бизнес-процессы в различных отраслях экономики, начиная от промышленности и заканчивая сферой услуг, а также оказывают влияние на политику государств и общество в целом.

В эпоху цифровизации ведущая роль в новых технологиях приносит огромные экономические выгоды и политические преимущества. Правительства и компании все больше рассматривают цифровые технологии как средство для увеличения своей конкурентоспособности и достижения технологического лидерства. Цифровые инновации проникают и продолжают улучшать бизнес-процессы в различных отраслях экономики, от промышленности до сферы услуг, а также в государственном управлении и обществе в целом.

В эпоху цифровых технологий, лидерство в новых технологиях приносит огромные экономические выгоды и политическое преимущество. Оно определяет долю мирового рынка и позволяет устанавливать необходимые технические стандарты. Вместе с тем, соперничество в области технологий рассматривается учеными и экспертами как технологические конфликты, дополняющие торговые войны. Ярким примером является противостояние между США и Китаем [1].

В этих условиях стремительно меняющегося мирового порядка и постоянного технологического прогресса, энергетическая система оста-

ется одной из ключевых сфер интереса для обеспечения устойчивого развития любого государства. Современность и происходящие события предъявляют необходимость не только объединения передовых цифровых технологий с целью оптимизации и повышения всей технологической цепочки энергосистемы (добыча ресурсов, переработка, производство, передачи и распределение), но и гарантирования уровня энергобезопасности.

В этом ключе политика цифровизации и цифровое государственное управление особенно в топливно-энергетическом комплексе становятся важными направлениями для обеспечения эффективного развития государственной системы. Анализ развития цифровизации энергетической системы Российской Федерации, а также изучение опыта других стран представляют собой актуальную задачу научного исследования. Данная статья направлена на обобщение и анализ имеющихся данных о циф-ровизации энергетики в России, сопоставление этого опыта с мировой практикой и выявление возможностей применения успешных моделей в контексте российских реалий.

II. Обзор состояния цифровизации энергетической системы в России

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 о национальных целях до 2024 года, была запущена программа «Цифровая экономика России». Одной из основных целей программы является создание гибкой системы правил для цифровой экономики. Это осуществляется через федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» под руководством Минэкономразвития.

Проект направлен на разработку нескольких документов для преодоления преград, препятствующих развитию цифровизации. Планируется регулирование пересекающихся аспектов законодательства в различных сферах, касающихся идентификации участников в цифровой среде, электронного документооборота и обработки большого количества данных [2].

На основе этих правил разработана стратегия для цифрового обновления топливно-энергетического комплекса (ТЭК). План включает в себя использование технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, робототехника и беспроводная связь. Искусственный интеллект будет использоваться для анализа данных и поддержки принятия решений в промышленности. Робототехника и беспроводная связь на-

правлены на улучшение работы и безопасности работников.

Реализация этих проектов поможет достичь целей, установленных указом Президента России от 21 июля 2020 года № 474. Эти цели включают в себя улучшение цифрового уровня важных секторов экономики и социальной сферы, увеличение инвестиций в отечественные ^-решения, а также в основные ресурсы и число работников в малом и среднем бизнесе [3].

В документе четко определены приоритеты, проекты, цели и участники цифровой трансформации, а также выделены проблемы, включая несовершенство юридической и технической базы, импортозависимость, технологические и нормативные барьеры в сборе и передаче данных. Документ также учитывает текущие внешнеполитические реалии и направлен на улучшение качества жизни граждан нашей страны, которые являются основными потребителями ресурсов.

Проекты цифровой трансформации:

1. Активный потребитель. Направлен на развитие и оптимизацию рынка электроэнергии.

2. Цифровой ассистент «Моя энергетика». Направлен на снижение расходов на программное обеспечение и сопутствующее оборудование, мероприятия по информационной безопасности.

3. Рост внедрения искусственного интеллекта. Направлен на реализацию мероприятий для построения сквозных процессов во всей отрасли.

4. Роботизация в нефтегазовом комплексе. Позволит повысить производительность труда.

5. Цифровая промышленная безопасность. Позволит снизить травматизм работников

Срок реализации для всех проектов определен до конца 2030 года.

Кроме того, в период глобального энергетического перехода и увеличения потребления энергоресурсов, важно, чтобы энергетические компании разрабатывали стратегии, способствующие внедрению экологически чистой энергетики [4].

Схема управления Стратегией представлена на рисунке 1.

Стратегия реализуется совместно с Ассоциацией «Цифровая энергетика», объединяющей заинтересованные стороны для формирования общей позиции по развитию цифровых технологий в ТЭК.

Ассоциация «Цифровая энергетика» поддерживает следующие сферы:

1. Стратегическое направление.

2. Кадры для цифровой энергетики.

3. Производительность и безопасность труда.

4. Импортозамещение.

5. Кибербезопасность.

6. Популяризация [5].

Поскольку Стратегия нацелена на долгосрочные результаты и вовлекает множество участников, ее основные достижения планируется оценить к 2030 году [6]. Это означает, что проведение промежуточного анализа не даст полной картины успешности реализации Стратегии, не позволив выявить как сильные, так и слабые стороны этого процесса.

III. Сравнительный анализ опыта других стран цифровой трансформации энергетических систем.

Стратегия цифровой трансформации ТЭК России представляет смешанную модель, включающую рыночные механизмы и влияние государственного аппарата, адаптируясь к разным сегментам энергетики и областям применения цифровых решений.

Для других стран можно выделить две дополнительные модели, одна из которых акцентирует внимание на использование современных технологий. Для данных стран акцентированное развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) не только связано с целями окружающей среды и экологии, но также направлено на увеличение энергетической автономии и обеспечение безопасности энергоснабжения. В данном контексте процесс цифровизации направлен на обеспечение устойчивости и адаптивности энергетических систем, оперативную трансмиссию энергии от источников генерации к точкам потребления, а также радикальное увеличение энергоэффективности. Современные тенденции развития мирового порядка оказывают влияние на развитие все отраслей, в том числе энергетическую как одну из самых основных и важных. Поэтому вектор развития западными странами, направленный на снижение зависимости от российских углеводородов особенно интересен с точки зрения правильности выбора и изучения опыта.

Реализация стратегии цифровизации энергетического сектора Англии нацелена на экологическую безопасность (нулевые выбросы к 2050 году) и развитие интеллектуальности ТЭК. Будут внедрены как «умные» устройства на стороне потребителей, так и на стороне производителей энергии. Для правильной и корректной эксплуатации будет необходима система с использованием открытых данных и цифровых стандартов. Возникновение цифровой энергетической системы также вызовет новые

проблемы, такие как кибербезопасность и конкуренция, требующие разработки новых подходов и решений. Потребители в такой системе станут активными игроками, будут участвовать и влиять на производство, распределение и потребление энергии. Цифровизация энергетики обеспечивает гибкую работу системы, оптимизируя работу энергетических активов и снижая затраты для потребителей и станет драйвером для общего прогресса [7].

Другой пример, США, где представлена модель децентрализованного управления: регионы имеют автономию в выборе технологий и способов генерации, распределения и потребления энергоресурсов. Решения принимаются под влиянием рыночного спроса, позволяя экспериментировать и выбирать оптимальные подходы, учитывая местные факторы. Национальные отраслевые объединения играют координирующую роль для согласования региональных решений. Такие модели характеризуются отсутствием дефицита энергоресурсов и высоким уровнем экономического развития.

IV. Выводы и рекомендации

Центральным выводом настоящей статьи является осознание того, что государство играет важную роль в защите интересов своих граждан, включая обеспечение энергетическими ресурсами. Одновременно, статья подчеркивает постоянное соперничество и борьбу за технологии и ресурсы, что имеет потенциал серьезно повлиять на нашу планету и жизнь каждого человека. В этом контексте, важно учитывать воздействие данной динамики на окружающую среду, энергетическую безопасность и социально-экономическое благополучие общества, особенно в условиях постоянного роста потребления энергии. Необходимость разработки устойчивых стратегий использования ресурсов и развития технологий представляется важной задачей для обеспечения жизнеспособного и устойчивого будущего.

Одновременно, использование иностранного опыта в стратегии циф-ровизации может не только не привести к ожидаемым результатам, но также создать риск отставания от потенциального прогресса. Этот вывод подчеркивает важность адаптации и применения собственных стратегий, учитывая специфику и особенности национальной энергетической системы. Такой подход обеспечит России сохранность собственного направление развития, основанного на уникальных ресурсах и специфике, в то время как заимствование опыта других стран требует осмотрительного и

контекстуального подхода для успешной адаптации в рамках российской энергетики.

Список литературы:

1. Song M., Wang S. Market competition, green technology progress and comparative advantages in China // Management Decision. 2022. Vol. 56. № 1. Р. 188-203.

2. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3924-р.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Нормативное регулирование цифровой среды // URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/?ysclid=l r0kmrd77c549589505.

4. Шиганов А.И., Дмитриев А.Г. Трансформация нефтегазовых компаний: энергетический переход // Молодежь и наука 2023: к вершинам познания. 2023.

5. АНО «Цифровая энергетика» Годовой отчет Ассоциации «Цифровая энергетика». // URL: https://www.digitalenergy.ru/ wpcontent/uploads/2023/07/Приложение-3-годовой-отчет-за-2022-v3.pdf.

6. Паспорт Стратегии цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года. // URL: https://storage. strategy24.ru/files/news/202108/76c849c91f492fb923099296cca0c333.pdf.

7. Dvh2000, Цифровая трансформация энергетики по-британски. // URL: https://habr.com/ru/articles/708880/.

Bibliography

1. Song M., Wang S. Market competition, green technology progress and comparative advantages in China // Management Decision. 2022. Vol. 56. № 1. Р. 188-203.

2. On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of the fuel and energy complex: Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2021. № 3924-r.

3. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Regulatory regulation of the digital environment // URL: https:// www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/?ysclid=lr0kmrd 77c549589505.

4. Shiganov A.I., Dmitriev A.G. Transformation of oil and gas companies: energy transition // Youth and science 2023: to the heights of knowledge. 2023.

5. ANO "Digital Energy" Annual report of the Association "Digital Energy". // URL: https://www.digitalenergy.ru/wpcontent/up-loads/2023/07/Appendix-3-annual-report-for-2022-v3.pdf.

6. Passport of the Strategy for the digital transformation of the fuel and energy complex until 2030. // URL: https://storage.strategy24.

ru/files/news/202108/76c849c91f492fb923099296cca0c333.pdf.

7. Dvh2000, Digital transformation of energy in the British way. // URL: https://habr.com/ru/articles/708880/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.