Научная статья на тему 'Цифровая трансформация среды хозяйствования органов государственной власти'

Цифровая трансформация среды хозяйствования органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая среда / цифровые компетенции / цифровая экономика / цифровое правительство / цифровые данные / цифровое управление / Digital environment / digital competencies / digital economy / digital government / digital data / digital management

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ямалова Э. Н., Яруллин Р. Р., Кашапова Р. А.

Цифровая трансформация в обществе – это современная необходимость, определяемая технологическим укладом и потребностью в формировании эффективной цифровой среды, что определяет актуальность данного исследования. Объект исследования –цифровая экономика. Предмет исследования – цифровая среда органов государственного управления. Цель исследования – рассмотреть и представить смысл и значение цифровой трансформации среды хозяйствования органов государственной власти. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Представлены принципиальные схемы цифровой трансформации; 2. Представлены основные элементы цифровой трансформации частного (коммерческого) сектора и органов государственной власти; 3. Выделены современные тенденции цифровой трансформации в рамках цифровизации общественной среды; 4. Авторами предлагается комплекс стратегических действий и развитие цифровых компетенций бюрократического аппарата. В статье сделан вывод, что в современном быстро развивающемся мире цифровых технологий, переход к цифровизации больше не является кратковременной частной тенденцией, а становится ключевой необходимостью для стран, правительств и компаний, для того чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке. Правительства и страны, которые не смогут адаптироваться к новым реалиям, рискуют отстать от других участников рынка, тем самым повышая значение систем образования для овладения новыми навыками и умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ямалова Э. Н., Яруллин Р. Р., Кашапова Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital transformation of the management environment of public authorities

Digital transformation in society is a modern necessity determined by the technological order and the need to form an effective digital environment, which determines the relevance of this study. The object of research is the digital economy. The subject of the study is the digital environment of public administration. The purpose of the study is to consider and present the meaning and significance of the digital transformation of the management environment of public authorities. The theoretical significance of the study is as follows: 1. The basic schemes of digital transformation are presented; 2. The main elements of the digital transformation of the private (commercial) sector and public authorities are presented; 3. The current trends of digital transformation in the framework of digitalization of the public environment are highlighted; 4. The authors propose a set of strategic actions and the development of digital competencies of the bureaucratic apparatus. The article concludes that in today’s rapidly developing world of digital technologies, the transition to digitalization is no longer a short-term private trend, but is becoming a key necessity for countries, governments and companies in order to remain competitive in the global market. Governments and countries that will not be able to adapt to the new realities risk falling behind other market participants, thereby increasing the importance of education systems for mastering new skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация среды хозяйствования органов государственной власти»

DOI 10.46320/2077-7639-2023-3-119-134-144

Цифровая трансформация среды хозяйствования органов государственной власти

Ямалова Э.Н., Яруллин Р.Р., Кашапова Р.А.

Цифровая трансформация в обществе - это современная необходимость, определяемая технологическим укладом и потребностью в формировании эффективной цифровой среды, что определяет актуальность данного исследования. Объект исследования -цифровая экономика. Предмет исследования - цифровая среда органов государственного управления. Цель исследования - рассмотреть и представить смысл и значение цифровой трансформации среды хозяйствования органов государственной власти. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Представлены принципиальные схемы цифровой трансформации; 2. Представлены основные элементы цифровой трансформации частного (коммерческого) сектора и органов государственной власти; 3. Выделены современные тенденции цифровой трансформации в рамках цифровизации общественной среды; 4. Авторами предлагается комплекс стратегических действий и развитие цифровых компетенций бюрократического аппарата. В статье сделан вывод, что в современном быстро развивающемся мире цифровых технологий, переход к цифровизации больше не является кратковременной частной тенденцией, а становится ключевой необходимостью для стран, правительств и компаний, для того чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке. Правительства и страны, которые не смогут адаптироваться к новым реалиям, рискуют отстать от других участников рынка, тем самым повышая значение систем образования для овладения новыми навыками и умениями.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Ямалова Э.Н., Яруллин Р.Р., Кашапова Р.А. Цифровая трансформация среды хозяйствования органов государственной власти // Дискуссия. - 2023. - Вып. 119. - С. 134-144.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровая среда, цифровые компетенции, цифровая экономика, цифровое правительство, цифровые данные, цифровое управление.

JEL: H500, H540, H590

DOI 10.46320/2077-7639-2022-3-119-134-144

Digital transformation

of the management environment

of public authorities

Yamalova E.N., Yarullin R.R., Kashapova R.A.

Digital transformation in society is a modern necessity determined by the technological order and the need to form an effective digital environment, which determines the relevance of this study. The object of research is the digital economy. The subject of the study is the digital environment of public administration. The purpose of the study is to consider and present the meaning and significance of the digital transformation of the management environment of public authorities. The theoretical significance of the study is as follows: 1. The basic schemes of digital transformation are presented; 2. The main elements of the digital transformation of the private (commercial) sector and public authorities are presented; 3. The current trends of digital transformation in the framework of digitaliza-tion of the public environment are highlighted; 4. The authors propose a set of strategic actions and the development of digital competencies of the bureaucratic apparatus. The article concludes that in today's rapidly developing world of digital technologies, the transition to digitalization is no longer a short-term private trend, but is becoming a key necessity for countries, governments and companies in order to remain competitive in the global market. Governments and countries that will not be able to adapt to the new realities risk falling behind other market participants, thereby increasing the importance of education systems for mastering new skills and abilities.

FOR CITATION APA

Yamalova E.N., Yarullin R.R., Kashapova R.A. Digital transformation of the management environment of public authorities. Diskussiya [Discussion], 119, 134-144.

KEYWORDS

Digital environment, digital competencies, digital economy, digital government, digital data, digital management.

JEL: H500, H540, H590

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая трансформация правительства представляет собой последовательную цифро-визацию органов государственной власти и постоянное использование современных технологий с целью улучшения работы правительства: «Очевидно, что информатизация пронизывает все социально-экономические процессы, протекающие в обществе. В связи с этим государ-

ственный аппарат может быть эффективным только при условии использования тех возможностей, которые предоставляют информационные и телекоммуникационные технологии» [1, с. 5]. Правительства на всех уровнях претерпевают цифровую трансформацию для более эффективного, прозрачного и экономичного предоставления государственных услуг и программ, так в Российской Федерации процесс трансформации

был запущен в 2010 год: «В октябре 2010 года была одобрена первая реакция Федеральной целевой программы «Информационное общество (20112020)», одной из подпрограмм которой является «Информационное государство»» [2, с. 308 ]. В настоящее время цифровая трансформация государственных органов стала критически важной для удовлетворения ожиданий граждан, никто не хочет стоять в очередях, проходить административные барьеры и бюрократические препятствия в государственных учреждениях, и этого следует избегать, эффективно осуществляя циф-ровизацию основных функций государственной власти - рисунок 1.

Чтобы успешно осуществить цифровую трансформацию, ИТ-специалисты и практики должны четко понимать, что с точки зрения пользователей государственными услугами считается успешным. Мировая пандемия в 2019 году стала проверкой для правительств по всему миру и побудила их переосмыслить свою роль, в результате началась цифровая трансформация, которая направлена на обеспечение эффективности, масштабируемости и непрерывности процесса предостав-

ления государственных услуг. Именно пандемия СОУГО-19 подчеркнула важность электронного правительства и цифровых технологий для коммуникации и сотрудничества между гражданами, политиками, частным и общественным сектором, эта трансформация стала особенно явной, когда правительственные учреждения по всему миру начали цифровизацию своих услуг и расширение онлайн - присутствия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Цифровая трансформация государственного управления представляет собой процесс использования технологий для улучшения работы правительства и усовершенствования общего опыта взаимодействия граждан и бизнеса с государственными учреждениями. Ее целью является создание более открытого, эффективного и оперативно реагирующего государственного сектора, способного удовлетворять национальные и локальные потребности граждан: «С точки зрения основной функциональной направленности государственных структур на макроуровне автор статьи выделяет следующих акторов цифрового правительства: сервисы единых данных для сов-

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Функции органов государственной власти требующие цифровизации

местного использования в государственном секторе, межведомственные сервисы для совместного использования, аналитические сервисы, сервисы по обеспечению кибербезопасности и конфиденциальности» [3, с. 158]. Цифровая трансформация правительства может принимать разные формы, включая замену устаревших систем автоматизации и разработку современных цифровых платформ, при этом применяются самые передовые технологии в рамках цифровизации общественных процессов: «Цифровизации - это разносторонний процесс автоматизации сфер общественных отношений за счет программно-технических возможностей и перспективных разработок в этом направлении, что позволяет в конечном итоге увеличить производительность, повысить эффективность и оптимизировать затраты» [4, с. 38]. В общем смысле и значения понятия цифровую трансформацию можно обозначить, как процесс замещения или параллельного совмещения человеческой и автоматизированной деятельности -рисунок 2.

Наиболее известными технологиями, которые правительства используют в настоящее время, являются [5], [6], [7], [8], [9], [10]:

1. Гибридные облачные вычисления: эти облачные вычисления сочетают оптимизацию затрат, гибкость и масштабируемость общедоступного облака с управлением и соответствием требованиям частного облака.

2. Обмен данными, когда многие страны активно работают над обеспечением доступа к данным государственного сектора, включая открытые правительственные данные, геоданные и транспортные данные. Они также уделяют внимание обмену данными внутри государственного сектора, используя политику и стратегии открытого доступа к данным для совместного использования их в области искусственного интеллекта.

3. Искусственный интеллект и машинное обучение: эти технологии могут эффективно заменять человека во многих аспектах административной деятельности и предоставлять государственные услуг.

4. Рекуррентные нейронные сети (ИКК) — это класс искусственных нейронных сетей, где узлы могут быть соединены в циклическую структуру, что позволяет передавать выходные данные из одних узлов в следующие входы тех же узлов. Это позволяет модели выражать временное динамическое

ЗАМЕЩЕНИЕ ф

И-

СОВМЕЩЕНИЕ

ф ~ IP

Источник: составлено авторами

Рисунок 2. Две принципиальных схемы цифровой трансформации

поведение. В отличие от простых прямых нейронных сетей, ИММ имеют способность использовать свое внутреннее состояние (память) для обработки входных последовательностей разной длины.

5. Сверточные нейронные сети — это специальный тип искусственных нейронных сетей, применяющий математическую аппарат и операции известная как свертка, в одном или нескольких слоях вместо обычного умножения матриц, которые разработаны специально для обработки пиксельной информации и широко используются для распознавания и обработки изображений.

Цифровая трансформация частного (коммерческого) сектора предполагает автоматизацию административных и операционных действий: «Цифровая трансформация промышленной отрасли подразделяется на две категории: циф-ровизация системы управления предприятиями и внедрение цифровых технологий в ЖЦПП (жизненный цикл промышленной продукции)» [11, с. 162] и можно выделить ряд основных элементов цифровой трансформации частного (коммерческого) сектора - рисунок 3.

Важность цифровой трансформации государственных услуг все больше приобретает значение для построения эффективной цифровой

среды в современном обществе, так как цифровая трансформация, в том числе, помогает повысить эффективность, результативность и удобство для граждан: «Цифровая модификация проявляется как новый мировой курс и вызов эпохи, когда цифровые технологии и сервисы электронной коммуникации становятся стандартом и проникают во все сферы жизнедеятельности» [12, с. 23]. Можно выделить следующие основные элементы цифровой трансформации взаимодействия органов государственной власти и населения - рисунок 4.

Перечислим основные преимущества цифровой трансформации государственных услуг:

1. Больший доступ к услугам для граждан, так как онлайн-услуги государственных организаций становятся доступными для большего числа людей, в любое время и в любом месте за счёт того, что физические препятствия сокращаются, а охват услуг расширяется: «Востребованным в мире и перспективным для России представляется переход на беспилотный автотранспорт, в том числе используемый в формате шеринга»

[13, с. 12].

2. Удобство использования, так как граждане могут удовлетворить свои потребности в государственных учреждениях с помощью интернет-ре-

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

е! , ^ я

1 Г7>

ш ф Ещ

Цифровизация Цифровизация

бизнеса операций

еЗ

Цифровой маркетинг

Источник: составлено авторами

Рисунок 3. Основные элементы цифровой трансформации частного (коммерческого) сектора

сурсов, таких как цифровые порталы и мобильные приложения, избегая необходимости физического присутствия, что позволяет экономить время и усилия: «Главным недостатком, на наш взгляд, в данном исполнении НП «ЦЭ» является ее низкая маневренность, сложная иерархичность сопод-чиненности функций, задач, принятий решений и - самое основное - недостаточный уровень обеспечения контроля и обратной связи по оценочным достижениям, планируемым в отраслях экономики» [14, с. 59].

3. Повышение производительности через автоматизацию рутинных задач и процессов с помощью технологий позволяет освободить время государственных служащих для более значимых и результативных задач: «Недостаточный уровень цифровизации может быть успешно преодолен в среднесрочной перспективе в случае эффективных совместных усилий государства и частного бизнеса в аспекте интенсификации инноваций и технологических инвестиций» [15, с. 106].

4. Предоставление более качественных и персонализированных услуг с использованием данных, так государственные организации могут предложить индивидуальные и целевые услуги, анализируя данные граждан: «Согласитесь, когда

чувствуется забота и внимание со стороны государства, то и гражданам хочется оставаться в этом государстве жить, работать, растить детей,

вкладываться в экономику» [16, с. 451].

5. Большая прозрачность благодаря открытым данным, более доступные правительственные данные в интернете способствуют повышению прозрачности, появлению новых идей и стимулируют инновации: «Государственный уровень регулирования цифровизации МСЗУ включает в себя три компонента: формирование системы управления цифровой трансформации МСЗУ, процесс определения массовых социально значимых услуг и их выделение из числа всех государственных и муниципальных услуг» [17, с. 111].

Цифровая трансформация позволяет предоставлять государственные услуги более современным, эффективным и гражданоориентированным образом, повышая доступность, удобство, производительность, персонализацию, прозрачность и экономическую эффективность, это экономически и социально выгодно как организациям, так и гражданам, которым они обслуживают. Один из примеров таких инициатив - создание централизованных порталов цифровых услуг для граждан и мобильных приложений, которые ста-

Источник: составлено авторами

Рисунок 4. Основные элементы цифровой трансформации органов государственной власти

новятся едиными точками входа для всех государственных услуг. Благодаря этому гражданам становится легче находить нужную информацию, так как она консолидируется на одной платформе. Другой подход включает переход государственных служб и приложений в облако, что повышает безопасность данных и одновременно улучшает гибкость, масштабируемость и экономическую эффективность. Технологии автоматизации, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и ИРА, активно внедряются для повышения операционной эффективности, оптимизации процессов и уменьшения рутинной работы. Это помогает освободить сотрудников от монотонных задач и позволяет им сосредоточиться на более важных заданиях. Правительства используют анализ данных для получения ценной информации на основе государственных данных и моделей использования государственных услуг гражданами, что позволяет более эффективно распределять ресурсы, выявлять случаи мошенничества и прогнозировать спрос. Также осуществляются инициативы по открытию данных, которые предоставляют государственную информацию в доступных форматах и на различных платформах, что стимулирует исследования, разработку приложений и решений третьих сторон, что принесет пользу гражданам. Реализуя подобные инициативы, правительства стремятся реформировать систему предоставления государственных услуг, повысить уровень ответственности, сократить расходы и лучше удовлетворить потребности граждан с помощью цифровой трансформации и использования передовых технологий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Цифровая трансформация в правительстве и государственном секторе представляет собой процесс применения технологий и цифровых решений для модернизации предоставления государственных услуг, оптимизации внутренних операций и улучшения общего управления. Представим существующие различные тенденции в цифровой трансформации правительства, которые демонстрируют разнообразие и динамичность этого процесса и охватывают технологии и стратегии, которые способствуют созданию более современного и гибкого государственного сектора.

Первая тенденция - принятие решений на основе данных. В рамках этой тенденции используется анализ больших данных для разработки политики на основе фактической информации, а также для решения социальных проблем. Создается культура управления, основанная на данных, чтобы достичь лучших результатов.

Вторая тенденция связана с использованием технологии блокчейн для прозрачных транзакций, исследуются возможности использования блокчейна для безопасных и прозрачных транзакций, а также внедрения децентрализованных решений для снижения мошенничества и коррупции. Применение блокчейна повышает доверие к государственным процессам.

Третья тенденция связана с инициативами по включению цифровых технологий. Основная цель этой тенденции - преодолеть цифровой разрыв и обеспечить равный доступ к государственным услугам для всех. Также проводятся программы цифровой грамотности для всего населения, а инклюзивность становится ключевым аспектом цифровой трансформации.

Четвёртая тенденция, это повышение гибкости правительства через внедрение гибких методологий для более оперативного и адаптивного управления. Ускорение реализации и достижения целей проектов с помощью гибких практик, улучшение гибкости в реагировании на изменяющиеся потребности граждан.

Пятая тенденция предполагает применение дополненной реальности (АИ) в государственных услугах, разработка приложений АИ для создания увлекательного опыта использования государственных услуг. Расширение программ обучения государственных служащих с использованием АИ. Повышение взаимодействия и осведомленности граждан с помощью дополненной реальности.

Шестая тенденция заключается в роботизации и автоматизация процессов (ИРА) для повышения эффективности, реализация ИРА для автоматизации рутинных и повторяющихся задач. Повышение операционной эффективности и снижение возможности человеческих ошибок и оптимизация распределения ресурсов за счет использования роботизации и автоматизации.

Положительные аспекты цифровой трансформации органов государственной власти:

1. Увеличение вовлеченности и удовлетворенности граждан

Гражданам часто сложно добиться того, чтобы их проблемы были услышаны, однако цифровая трансформация предоставляет возможность правительствам установить более прямую связь с гражданами через онлайн-платформы, мобильные приложения и социальные сети, например создание централизованного портала для граждан может предоставить им доступ к широкому спектру государственных услуг и информации.

140

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ПОЛИТИКА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

DISCUSSION №4 (119) AUQUST 2023

Таблица 1

Комплекс стратегических действий и развитие цифровых компетенций бюрократического аппарата

Стратегические действия Содержание

Планирование сценариев Планирование сценариев является инструментом, который помогает организациям представить различные возможные будущие сценарии и подготовиться к различным неожиданностям.

Прогнозирование Прогнозирование основано на использовании статистических методов и анализе исторических данных, позволяя организациям предугадывать, как тенденции могут измениться в будущем. Однако прогнозы могут быть ненадежными из-за возможных сбоев и непредвиденных обстоятельств.

Мониторинг новых технологий Мониторинг новых технологий является важным процессом, который позволяет организациям следить за последними разработками в областях, таких как искусственный интеллект, блокчейн, Интернет вещей и биотехнологии. Такой мониторинг позволяет определить, какие технологии могут иметь значительное влияние в будущем.

Мониторинг границ масштаба Мониторинг границ масштаба - это постоянный процесс поиска сигналов о потенциальных проблемах, угрозах и возможностях на долгосрочном горизонте. Это позволяет организациям заранее обнаружить эти тенденции и принять соответствующие меры.

Развитие цифровых компетенций бюрократического аппарата

Навыки Правительства должны уделять внимание программам обучения и переподготовки, чтобы обеспечить обучение работников навыкам, таким как анализ данных, искусственный интеллект, облачные вычисления, кибербезопасность и другим важным областям. Это помогает заполнить существующие пробелы в цифровых навыках.

Сотрудничество Сотрудничество с образовательными учреждениями такими, как школы, колледжи, университеты и т.д., позволяет правительствам разрабатывать индивидуальные программы обучения для своей рабочей силы. Это партнерство с внешними образовательными учреждениями позволяет использовать их экспертизу и опыт в разработке программ обучения.

Найм Правительства могут нанимать специалистов в цифровых областях, поскольку обучение занимает время. Это позволяет ускорить процесс цифровой трансформации, привлекая людей с передовыми знаниями в области обработки данных, разработки программного обеспечения и других цифровых навыков.

Стажировки Внедрение программ стажировок и ученичества - еще один шаг, который может быть предпринят правительствами. Это позволяет привлекать стажеров и учеников, чтобы они работали вместе с текущими сотрудниками и приобретали цифровые навыки на рабочем месте. Такая практика способствует развитию кадрового потенциала.

Сертификация Поддержка профессиональных сертификатов - правительства могут покрывать расходы работников на получение соответствующих сертификатов в областях информационных технологий, анализа данных и управления проектами. Это подтверждает их навыки и компетенции в соответствующих областях.

Источник: составлено авторами

Это помогает людям быть более вовлеченными и информированными о работе системы.

2. Оптимизация процессов и снижение административной нагрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровая трансформация также позволяет упростить и автоматизировать государственные процессы, что ведет к сокращению работы с бумажными документами. Цифровизация управления документами уменьшает административную нагрузку на государственных служащих благодаря быстрому и легкому доступу к важной информации.

3. Экономия затрат и повышение операционной эффективности

Государственные службы сталкиваются с необходимостью эффективного использова-

ния ресурсов для сокращения излишних затрат: оцифровка платежных систем, например, позволяет устранить физическую обработку наличных денег. Это способствует снижению издержек и повышению безопасности, поскольку цифровые транзакции и запросы обрабатываются быстрее и без ошибок, связанных с ручным сбором данных.

4. Прозрачность и отчетность

Цифровая трансформация способствует повышению прозрачности и отчетности в работе правительства и благодаря доступности цифровых данных из любой точки мира, граждане могут отслеживать деятельность правительства и обнаруживать задержки. Публикация бюджетной информации в Интернете и предоставле-

ние электронных услуг для получения лицензий позволяют гражданам следить за процессами и предотвращать фаворитизм. Цифровые технологии облегчают контроль за государственными процессами и поддерживают отчетность перед гражданами.

5. Улучшенное сотрудничество и совместимость

Цифровая трансформация способствует лучшему сотрудничеству между госучреждениями и ведомствами, когда совместная работа и обмен информацией становятся гораздо удобнее, когда системы взаимосвязаны, что позволяет департаментам различных государственных учреждений легко обмениваться данными и сотрудничать с гражданами.

ОБСУЖДЕНИЕ

В современном быстро развивающемся мире цифровых технологий переход к цифровизации больше не является просто модным трендом, а становится ключевой необходимостью для правительств и стран, чтобы оставаться конкурентоспособными и актуальными на международных площадках. Правительства и страны, которые не смогут адаптироваться к новым реалиям, рискуют отстать от других участников рынка, тем самым повышая значение систем образования для овладения новыми навыками и умениями: «Структура современной информационно-образовательной среды включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, базы знаний, организационно-методические, технические и программные средства, обеспечивающие хранение, обработку, передачу информации, реализующие коммуникации и быстрый доступ к информации» [18, с. 241]. Технологии искусственного интеллекта (ИИ), большие данные и облачные вычисления играют ключевую роль в этом процессе в различных отраслях, в то время как в сфере производства особое внимание уделяется специализированной роботизации. Множество правительств по всему миру активно внедряют цифровые технологии: почти три четверти глобальных организаций указали цифровую трансформацию в качестве своего основного приоритета в области информационных технологий в 2022 году, что значительно больше, чем в 2021 году.

В 2021 году глобальные затраты на цифровую трансформацию достигли 1,59 триллиона долларов США, что на 20 процентов больше, чем предыдущий год1, считается, что пандемия стала

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista. com/topics/6778/digita[-transformation/

катализатором для увеличения усилий в области цифровой трансформации, а рост удалённой работы побудил предприятия активно использовать облачные технологии. Фактически, модификация существующих ИТ-решений с интеграцией облачных технологий стала наиболее распространенным методом цифровой трансформации среди компаний по всему миру в 2022 году, при этом мировой рынок общедоступных облачных технологий, по оценкам, достиг отметки в 490 миллиардов долларов США2 и к концу 2022 года почти 90 процентов компаний по всему миру внедрили облачные технологии, что является рекордным показателем проникновения новой технологии: «Существует также риск внедрения цифровой трансформации просто ради этого без реального улучшения процесса или добавления дополнительной ценности. Кроме того, существуют затраты, которые некоторые, возможно, не захотят брать на себя, несмотря на обещания высокой отдачи от инвестиций и потенциальной эффективности» [19, с. 28].

Искусственный интеллект является ведущей силой в процессе цифровой трансформации, но скорость его внедрения значительно варьируется в различных сегментах бизнеса. Наибольшее распространение искусственного интеллекта отмечается в области технологий и телекоммуникаций, где он активно используется для разработки продуктов и услуг, в то время как в финансовом секторе он нашел применение в области обслуживания, например, четверть компаний по всему миру планировали внедрить программы по обработке данных в 2022 году, в сравнении с 18 процентами0 в 2021 году, а 30 процентов планировали запустить программы, связанные с освоением цифровых технологий и трансформации. Для сотрудников повышение квалификации в области цифровых технологий становится ключевым фактором успеха на рынке труда, и интерес к освоению цифровых навыков особенно высок в странах с развивающейся экономикой, таких как Индия и Китай.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Широкое внедрение новых цифровых процессов привело к изменению восприятия роли бюрократического процесса и административного ресурса, так как некоторые технологии требуют специализированных навыков и компетенций в рамках цифровой экономики: «Цифровая экономика является одним из самых актуальных и динамичных направлений современной эко-2 Там же.

номической науки, возникшим на пересечении научно-технологического прогресса и инноваций в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровую экономику можно определить как экономическую деятельность, которая основана на цифровых технологиях и данных» [20, с. 11]. Вместе с тем, как новые чиновники часто становятся ключевыми участниками при любой трансформации в рамках государственного управления, все большее количество организаций выделяют значительное внимание обучению и переквалификации существующих работни-

Список литературы

1. Саморуков А.А. Цифровая трансформация государственного управления / А.А. Саморуков // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22, № 1. С. 4-13. - DOI 10.22394/1682-2358-2022-1-4-13. EDN EMFFIO.

2. Райхлина А.В. Трансформация государственного управления в цифровой экономике / А.В. Райхлина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 307309. EDN NXYTOT.

3. Легостаева Н.И. Цифровая трансформация системы государственного управления: классификация цифровых акторов государственных структур / Н.И. Легостаева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 4. С. 155-165. DOI 10.15593/2224-9354/2021.4.10. EDN OEVHJI.

4. ОсечкинаА.С. Некоторые проблемы государственного управления в условиях цифровой трансформации общества / А.С. Осечкина // Обществознание и социальная психология. 2023. № 6-4 (50). С. 37-42. EDN JHPTGE.

5. Armenia S. et al. A systems approach to the digital transformation of public administration // Prospettive in organizzaz-ione. 2021. Т. 14.

6. Rot A. et al. Digital transformation of public administration through blockchain technology // Towards Industry 4.0-cur-rent challenges in information systems. 2020. С. 111-126. DOI 10.1007/978-3-030-40417-8_7/

7. Datta P., Walker L, Amarilli F. Digital transformation: Learning from Italy's public administration //Journal of Information Technology Teaching Cases. 2020. Т. 10. № 2. С. 54-71. DOI 10.1177/2043886920910437/

8. Scupola A, Mergel I. Co-production in digital transformation of public administration and public value creation: The case of Denmark // Government Information Quarterly. 2022. Т. 39. № 1. С. 101650.

9. Sarker M.N.I., Wu M, Hossin M.A. Smart governance through bigdata: Digital transformation of public agencies // 2018 international conference on artificial intelligence and big data (ICAIBD). IEEE, 2018. С. 62-70. DOI 10.1109/ICAIBD.2018.8396168.

10. TangiL. et al. Barriers and drivers of digital transformation in public organizations: Results from a survey in the Netherlands / /Electronic Government: 19th IFIP WG 8.5 International Conference, EGOV 2020, Linkoping, Sweden, August 31-September 2, 2020, Proceedings 19. Springer International Publishing. 2020. С. 42-56. DOI 10.1007/978-3-030-57599-1_4.

11. Кухтина Е.К. Синергия промышленности и цифровой экономики / Е.К. Кухтина, О.Л. Перерва // Экономика и управле-

ков с помощью специальных образовательных и развивающих программ. Внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения может способствовать принятию более обоснованных решений руководством через прогностическое моделирование, а также улучшению обслуживания граждан с помощью персонализации и автоматизированных чат-ботов, тем не менее, сложности, связанные с интеграцией искусственного интеллекта, создают значительные барьеры для муниципальных и региональных органов государственной власти с ограниченным бюджетом.

ние: проблемы, решения. 2022. Т. 3, № 11 (131). С. 161-166. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2022.11.03.020. EDN KEKRID.

12. Воронова М.В. Необходимость внедрения цифровой педагогики в период цифровой трансформации экономики / М.В. Воронова // Вестник ИМСИТ. 2023. № 3 (95). С. 23-24. EDN DCVJLU.

13. Борзенко К.В. Вопросы цифровой трансформации в транспортной отрасли: актуализация развития спроса на цифровые технологии / К.В. Борзенко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2023. № 1 (81). С. 10-16. DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.81.1.001. EDN POCYIX.

14. Близкий Р.С. Трансформация учета и отчетности государственных финансов цифровой среды нацпроекта «Цифровая экономика» / Р.С. Близкий, Ю.С. Лебединская // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 57-63. DOI 10.24143/20735537-2023-1-57-63. EDN WUOFPG.

15. Бирюков А.А. Перспективы применения технологии обработки естественного языка в рамках цифровой трансформации экономики РФ и построения цифрового общества / А.А. Бирюков, И.А. Терещенко // Информационное общество. 2023. № 2. С. 105-120. DOI 10.52605/16059921_2023_02_105. EDN PPFEGG.

16. Мирошниченко М.А. Государство как платформа: к чему идет цифровая трансформация госуправления / М.А. Мирошниченко, Д.И. Городничая, М.Ю. Хейшхо // Вестник Академии знаний. 2023. № 2 (55). С. 450-458. EDN YTMWYO.

17. Молодова И.Ю. Проблемы цифровой трансформации массовых социально значимых услуг на муниципальном уровне / И.Ю. Молодова, Д.И. Сафонова // Муниципальная академия. 2023. № 2. С. 110-115. DOI 10.52176/2304831X_2023_02_110. EDN JKKVVF.

18. Шаврова О.Г. Универсальные компетенции будущего в контексте цифровой трансформации высшего образования / О.Г. Шаврова // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. 2023. № 22. С. 239-245. EDN HRJAKO.

19. Арланова А.А. Процесс цифровой трансформации экономики и ее роль в развитии современного общества / А.А. Арланова, М. Гараева // Вестник науки. 2023. Т. 2, № 4 (61). С. 26-29. EDN VGDJJM.

20. Назаров Д.М. Экономика 2.0: неоклассика, цифровая трансформация и эволюционная экономика / Д.М. Назаров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4 (142). С. 7-16. EDN AICYAO.

References

1. Samorukov A.A. Digital transformation of public administration / A.A. Samorukov // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. 2022. T. 22, № 1. P. 4-13. DOI 10.22394/16822358-2022-1-4-13. EDN EMFFIO.

2. Raikhlina A.V. Transformation of public administration in the digital economy / A.V. Raikhlina // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2020. № 1. P. 307-309. EDN NXYTQT.

3. Legostaeva N.I. Digital transformation of the public administration system: classification of digital actors of state structures / N.I. Legostaeva // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. 2021. № 4. P. 155-165. DOI 10.15593/2224-9354/2021.4.10. EDN OEVHJI.

4. Osechkina A.S. Some problems of public administration in the conditions of digital transformation of society / A.S. Osechkina // Social science and social psychology. 2023. № 6-4(50). Р. 37-42. EDN JHPTGE.

5. Armenia S. et al. A systems approach to the digital transformation of public administration // Prospettive in organizza-zione. 2021. T. 14.

6. Rot A. et al. Digital transformation of public administration through blockchain technology // Towards Industry 4.0-cur-rent challenges in information systems. 2020. P. 111-126. DOI 10.1007/978-3-030-40417-8_7/

7. Datta P., Walker L., Amarilli F. Digital transformation: Learning from Italy's public administration // Journal of Information Technology Teaching Cases. 2020. T. 10. № 2. Р. 54-71. DOI 10.1177/2043886920910437/

8. Scupola A., Mergel I. Co-production in digital transformation of public administration and public value creation: The case of Denmark // Government Information Quarterly. 2022. T. 39. № 1. P. 101650.

9. Sarker M.N.I., Wu M., Hossin M.A. Smart governance through big data: Digital transformation of public agencies // 2018 international conference on artificial intelligence and big data (ICAIBD). IEEE, 2018. Р. 62-70. DOI 10.1109/ICAIBD.2018.8396168.

10. Tangi L. et al. Barriers and drivers of digital transformation in public organizations: Results from a survey in the Netherlands // Electronic Government: 19th IFIP WG 8.5 International Conference, EGOV 2020, Linkoping, Sweden, August 31-September 2, 2020, Proceedings 19. Springer International Publishing, 2020. Р. 42-56. DOI 10.1007/978-3-030-57599-1_4.

11. Kukhtina E.K. Synergy of industry and digital economy / E.K. Kukhtina, O.L. Pererva // Economics and management:

Информация об авторах

Ямалова Э.Н., доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и связей с общественностью, и.о. проректора по информационной работе Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с авторов: yamalovaen@mail.ru.

Яруллин Р.Р., доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Уфа, Российская Федерация).

Кашапова Р.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Уфа, Российская Федерация).

Информация о статье

Дата получения статьи: 13.07.2023

Дата принятия к публикации: 22.08.2023

© Ямалова Э.Н., Яруллин Р.Р., Кашапова Р.А., 2023.

problems, solutions. 2022. T. 3, № 11(131). P. 161-166. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2022.11.03.020. EDN KEKRID.

12. Voronova M.V. The need to introduce digital pedagogy during the period of digital transformation of the economy / M.V. Voronova // Bulletin of IMSIT. 2023. № 3 (95). P. 23-24. EDN DCVJLU.

13. Borzenko K.V. Issues of digital transformation in the transport industry: updating the development of demand for digital technologies / K.V. Borzenko // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). 2023. № 1 (81). P. 10-16. DOI 10.54220/v. rsue.1991-0533.2023.81.1.001. EDN POCYIX.

14. Blizkiy R.S. Transformation of accounting and reporting of public finances of the digital environment of the national project "Digital Economy" / R.S. Blizkiy, Yu.S. Lebedinskaya // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023. № 1. P. 57-63. DOI 10.24143/2073-5537-2023-1-57-63. EDN WUOFPG.

15. Biryukov A.A. Prospects for the use of natural language processing technology within the framework of the digital transformation of the Russian economy and the construction of a digital society / A.A. Biryukov, I.A. Tereshchenko // Information Society. 2023. № 2. P. 105-120. DOI 10.52605/16059921_2023_02_105. EDN PPFEGG.

16. Miroshnichenko M.A. The state as a platform: where is the digital transformation of public administration going / M.A. Miroshnichenko, D.I. Gorodnichaya, M.Yu. Kheishkho // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2023. № 2 (55). P. 450458. EDN YTMWYQ.

17. Molodova I.Yu. Problems of digital transformation of mass socially significant services at the municipal level / I.Yu. Molodova, D.I. Safonova // Municipal Academy. 2023. № 2. P. 110-115. DOI 10.52176/2304831X_2023_02_110. EDN JKKVVF.

18. Shavrov O.G. Universal competencies of the future in the context of digital transformation of higher education / O.G. Shavrova // Scientific works of the Republican Institute of Higher Education. Philosophical and humanities. 2023. № 22. P. 239-245. EDN HRJAKQ.

19. Arlanova A.A. The process of digital transformation of the economy and its role in the development of modern society / A.A. Arlanova, M. Garayeva // Bulletin of Science. 2023. T. 2, № 4 (61). P. 26-29. EDN VGDJJM.

20. Nazarov D.M. Economy 2.0: neoclassical, digital transformation and evolutionary economics / D.M. Nazarov // News of the St. Petersburg State Economic University. 2023. № 4 (142). P. 7-16. EDN AICYAQ.

Information about the authors

Yamalova E.N., Doctor of Political Sciences, Head of the Department of Political Science and Public Relations, Acting Vice-Rector for Information Work of the Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation). Corresponding author: yamalovaen@ mail.ru.

Yarullin R.R., Doctor of Economics, Professor of department Finance and Qedit of the Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation).

Kashapova R.A., PhD in Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and Law of the Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Ufa, Russian Federation).

Article Info

Received for publication: 13.07.2023 Accepted for publication: 22.08.2023

© Yamalova E.N., Yarullin R.R., Kashapova R.A., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.