Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казаренкова Н.П., Колмыкова Т.С., Лобанов И.В.

Введение. Рост социально-экономической напряженности, детерминированный разбалансированностью мирового хозяйства и усугубившийся под влиянием геополитического давления стран коллективного Запада на Россию, актуализирует проблематику поиска некоего базиса, своеобразной точки опоры, которая могла бы стабилизировать общество. Сохранение и преумножение благосостояния общества - это задача, которую в современное время необходимо сопрягать с мероприятиями, способствующими снижению социальной напряжённости и дифференциации в обществе. В мировой практике найден один из инструментов решения данной задачи, состоящий в развитии социального предпринимательства. Целью проведения исследования в рамках научной статьи является выявление объективных предпосылок, перспективных направлений и ключевых проблем процесса цифровой трансформации социального бизнеса. Безусловно, всеобщая цифровизация экономических процессов не может не затронуть социальную сферу предпринимательства, в связи с чем актуализируется задача поиска наиболее комфортной модели цифровой трансформации. Данные и методы. Инновационный феномен социального бизнеса определяет выбор методов проведения исследования в пользу инструментов трансформации классических бизнес-моделей в условиях цифровой экономики, а также методических и организационных аспектов функционирования субъектов социального предпринимательства. Методология общенаучного познания позволят сформировать авторский подход к теоретическому и методическому обоснованию механизма цифровой трансформации социального бизнеса. Полученные результаты. Результатом проведенного исследования является разработка цифровой платформы «Социальный предприниматель», которая сочетает в себе информационные, образовательные и финансовые функции. Предлагаемый проект направлен на обеспечение межведомственного, межпрофильного и межсекторального взаимодействия субъектов социального предпринимательства, органов государственной власти, финансовых агентов и инвесторов. Дальнейшая привязка клиентских сервисов к данной платформе позволит сформировать цифровую экосистему социального бизнеса, что значительно расширит возможности его развития. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для упрочнения взаимоотношений государства, бизнеса и общества, что станет новым драйвером экономического развития в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Казаренкова Н.П., Колмыкова Т.С., Лобанов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIAL BUSINESS

Introduction. The growth of socio-economic tensions, determined by the imbalance of the world economy and exacerbated under the influence of geopolitical pressure of the countries of the collective West on Russia, actualizes the problem of finding a certain basis, a kind of fulcrum, which could stabilize society. The preservation and multiplication of the welfare of society is a task that in modern times should be paired with measures that contribute to the reduction of social tensions and differentiation in society. In world practice one of the tools for solving this problem has been found, which consists in the development of social entrepreneurship. The purpose of the research in this article is to identify the objective prerequisites, promising directions and key problems of the process of digital transformation of social business. Undoubtedly, the universal digitalization of economic processes cannot but affect the social sphere of entrepreneurship, in this regard, the task of finding the most comfortable model of digital transformation is actualized. Data and methods. The innovative phenomenon of social business determines the choice of research methods in favor of tools for the transformation of classical business models in a digital economy, as well as methodological and organizational aspects of the functioning of subjects of social entrepreneurship. The methodology of general scientific knowledge will allow to form the author's approach to the theoretical and methodological justification of the mechanism of digital transformation of social business. The results obtained. The result of the research is the development of a digital platform "Social Entrepreneur", which combines information, educational and financial functions. The proposed project is aimed at ensuring interdepartmental, cross-departmental and cross-sectoral interaction of social entrepreneurship subjects, public authorities, financial agents and investors. The further binding of client services to this platform will make it possible to form a digital ecosystem of social business, which will greatly expand the possibilities for its development. Conclusion. The obtained results can be used to strengthen the relationship between the state, business and society, which will become a new driver of economic development in the context of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ

СИС ТЕМ

DOI: 10.36622^т2022.30.4.010 УДК 338.2

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Н.П. Казаренкова, Т.С. Колмыкова, И.В. Лобанов

Юго-Западный государственный университет Россия, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Введение. Рост социально-экономической напряженности, детерминированный разбалансированностью мирового хозяйства и усугубившийся под влиянием геополитического давления стран коллективного Запада на Россию, актуализирует проблематику поиска некоего базиса, своеобразной точки опоры, которая могла бы стабилизировать общество. Сохранение и преумножение благосостояния общества - это задача, которую в современное время необходимо сопрягать с мероприятиями, способствующими снижению социальной напряжённости и дифференциации в обществе. В мировой практике найден один из инструментов решения данной задачи, состоящий в развитии социального предпринимательства. Целью проведения исследования в рамках научной статьи является выявление объективных предпосылок, перспективных направлений и ключевых проблем процесса цифровой трансформации социального бизнеса. Безусловно, всеобщая цифровизация экономических процессов не может не затронуть социальную сферу предпринимательства, в связи с чем актуализируется задача поиска наиболее комфортной модели цифровой трансформации.

Данные и методы. Инновационный феномен социального бизнеса определяет выбор методов проведения исследования в пользу инструментов трансформации классических бизнес-моделей в условиях цифровой экономики, а также методических и организационных аспектов функционирования субъектов социального предпринимательства. Методология общенаучного познания позволят сформировать авторский подход к теоретическому и методическому обоснованию механизма цифровой трансформации социального бизнеса.

Полученные результаты. Результатом проведенного исследования является разработка цифровой платформы «Социальный предприниматель», которая сочетает в себе информационные, образовательные и финансовые функции. Предлагаемый проект направлен на обеспечение межведомственного, межпрофильного и межсекторального взаимодействия субъектов социального предпринимательства, органов государственной власти, финансовых агентов и инвесторов. Дальнейшая привязка клиентских сервисов к данной платформе позволит сформировать цифровую экосистему социального бизнеса, что значительно расширит возможности его развития. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для упрочнения взаимоотношений государства, бизнеса и общества, что станет новым драйвером экономического развития в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: управление инновациями, инновационная экосистема, социальный бизнес, цифровая платформа

Сведения об авторах:

Казаренкова Наталья Петровна _fk@list.ru), канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита

Колмыкова Татьяна Сергеевна (kgtu_fk@list.ru), д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита

Лобанов Иван Владимирович _fk@list.ru),

аспирант

On authors:

Kazarenkova Natalia P. (kgtu_fk@list.ru), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Finance and Credit Department

Kolmykova Tatiana S. (kgtu_fk@list.ru), Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Credit

Lobanov Ivan V. (kgtu_fk@list.ru), postgraduate student

Для цитирования:

Казаренкова Н.П. Цифровая трансформация социального бизнеса / Н.П. Казаренкова, Т.С. Колмыкова, И.В. Лобанов // Организатор производства. 2022. Т.30. № 4. С. 108-116. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.010

DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIAL BUSINESS

N.P. Kazarenkova, T.S. Kolmykova, I.V. Lobanova

Southwestern State University

94, 50 Let Oktyabrya St., Kursk, 305040, Russia

Introduction. The growth of socio-economic tensions, determined by the imbalance of the world economy and exacerbated under the influence of geopolitical pressure of the countries of the collective West on Russia, actualizes the problem of finding a certain basis, a kind of fulcrum, which could stabilize society. The preservation and multiplication of the welfare of society is a task that in modern times should be paired with measures that contribute to the reduction of social tensions and differentiation in society. In world practice one of the tools for solving this problem has been found, which consists in the development of social entrepreneurship. The purpose of the research in this article is to identify the objective prerequisites, promising directions and key problems of the process of digital transformation of social business. Undoubtedly, the universal digitalization of economic processes cannot but affect the social sphere of entrepreneurship, in this regard, the task offinding the most comfortable model of digital transformation is actualized.

Data and methods. The innovative phenomenon of social business determines the choice of research methods in favor of tools for the transformation of classical business models in a digital economy, as well as methodological and organizational aspects of the functioning of subjects of social entrepreneurship. The methodology of general scientific knowledge will allow to form the author's approach to the theoretical and methodological justification of the mechanism of digital transformation of social business. The results obtained. The result of the research is the development of a digital platform "Social Entrepreneur", which combines information, educational and financial functions. The proposed project is aimed at ensuring interdepartmental, cross-departmental and cross-sectoral interaction of social entrepreneurship subjects, public authorities, financial agents and investors. The further binding of client services to this platform will make it possible to form a digital ecosystem of social business, which will greatly expand the possibilities for its development.

Conclusion. The obtained results can be used to strengthen the relationship between the state, business and society, which will become a new driver of economic development in the context of digital transformation.

Keywords: innovation management, innovation ecosystem, social business, digital platform For citation:

Kazarenkova N.P. Digital Transformation of Social Business / N.P. Kazarenkova, T.S. Kolmykova, IV. Lobanov // Production Organizer. 2022. Vol. 30. No. 4. Pp. 108-116. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.010

Введение

Необходимость решения проблем социальной направленности в современных условиях определяет важность развития такого экономического института как социальное предпринимательство. Феномен

социального бизнеса состоит в эффекте синергии предпринимательского подхода и социальной значимости в решении задач социально-экономического развития.

Следует отметить, что социальное предпринимательство является новым

явлением в мировой экономике. Научное исследование и обобщение эмпирического опыта развития социального бизнеса относится к 90-м годам XX столетия.

Истоки социального

предпринимательства находятся в области концепции социальной ответственности бизнеса. Реализация данной концепции предполагает наличие социальной деятельности предпринимателя,

направленной на решение проблем социального развития. Одновременно с этим, предполагается наличие ответственности бизнеса перед государством, обществом и даже индивидами за социальные последствия предпринимательской

деятельности.

Теория

Концепция социальной ответственности бизнеса балансирует между теориями корпоративного альтруизма и

корпоративного эгоизма, обосновывая необходимость участия бизнеса в решении социальных проблем для собственного же блага. Реализация социальных и благотворительных программ формирует благоприятную социальную среду, что обеспечивает прирост прибыли компании в будущем, а также способствует созданию ее положительного имиджа. В этой связи добровольность социальной ответственности предпринимателя компенсируется

дополнительными выгодами и

преимуществами развития бизнеса.

Развитие теоретических представлений о сущности социального предпринимательства отражено в трудах Г. Диза, которому принадлежит наиболее распространенная трактовка данного термина, который определяет социальное

предпринимательство как «применение лучших практик традиционного

предпринимательства для реализации социальной миссии» [1].

Обобщение разнообразных научных подходов к описанию содержательных аспектов социального предпринимательства [2, 3, 4] позволило сформировать

собственный подход к его определению. В рамках настоящего исследования под социальным предпринимательством будем понимать деятельность экономических субъектов, инициированную для решения социальной, культурной и/или

экологической проблемы,

характеризующуюся финансовой

жизнеспособностью, реинвестицией средств, использованием невостребованных ранее ресурсов, преследующую долгосрочные перемены в жизни общества.

Цифровизация экономического

пространства, активно захватывающая различные сферы жизнедеятельности общества, понуждает бизнес искать новые формы взаимодействия с клиентами, с обществом, реализовывать новые бизнес-модели [5, 6, 7, 8, 14]. Ученые отмечают, что в условиях активного распространения цифровых сервисов и услуг происходит отказ от линейной модели развития экономики в пользу исследования новых бизнес-форматов, удовлетворяющих

условиям обеспечения эффективности и рационального использования ограниченных ресурсов [9, 10, 11, 12, 13]. Учет данного аспекта особенно важен в современной макроэкономической ситуации,

характеризующейся беспрецедентным

санкционным давлением на российскую экономику.

Данные и методы

Социальное предпринимательство как одна из эффективных форм обеспечения социально-экономического развития начала свое эволюционное движение в европейских странах. На законодательной основе впервые в мире социальное предпринимательство было закреплено в Италии, где создавались социальные кооперативы. Итальянский опыт социального предпринимательства оказался настолько успешен, что уже в середине 90-х годов он распространяется по многим европейским странам: в Бельгии создаются «предприятия с социальными целями», в Португалии - «совместные социальные предприятия», в Германии - «социальные

кооперативы с ограниченном

ответственностью», в Великобритании -«общественные компании».

Параллельно с европейской линией развития социального предпринимательства, первые попытки решения общественных проблем с привлечением бизнес-сообщества делают и в США. Следует отметить, что вплоть до 2005 года европейские и американские теоретические исследования в области социального предпринимательства

не пересекаются. В отличие от европейских стран, которые шли по пути создания обособленных социальных бизнес-структур, в США программа развития социального предпринимательства осуществлялась на основе некоммерческих организаций.

Обобщенный опыт различных стран по реализации концепции социального предпринимательства представлен в таблице 1.

Истоки социального предпринимательства

Таблица 1

Table 1

Origins of social ent repreneurship

Страна Наименование социальной организации Сфера деятельности Социальная миссия Результат

Испания La Fageda сельское хозяйство обеспечение занятости и социализации людей с ментальной инвалидностью эффективно работает с 1982 года, обеспечивает рабочие места для 300 человек с ментальной инвалидностью

Великобритания CAN Mezzanine аренда помещений предоставление льготных условий для некоммерческих организаций и социальных предпринимателей создание 1000 рабочих мест, распространение социальной франшизы

США Pioneer Human Services Seattle производство запчастей для Боинг, металлических изделий, техническое обслуживание и капремонт социального жилья социальная реабилитация бывших заключенных, алкоголиков и наркоманов более 1100 рабочих мест для социально незащищенных слоев населения, собственная методика избавления от зависимостей

Индия Aurolab производство глазных линз и слуховых аппаратов обеспечение доступными медицинскими изделиями беднейших слоев населения доля компании -10% мирового рынка

Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors

Возможность использования

зарубежного опыта развития социального предпринимательства в условиях

национальной экономики следует оценивать на основе следующих параметров:

1. Особенности социокультурного развития территории. Весь накопленный опыт социального обслуживания населения, в том числе в части обеспечения поддержки социально незащищенных слоев населения, сформировал представление о решении проблем социальной направленности исключительно со стороны государства. В связи с этим, отечественные предприниматели не испытывают желания принимать участие в решении социальных проблем, а социальную ответственность бизнеса воспринимают как дополнительную ненужную нагрузку на бизнес.

2. Уровень институционального развития национальной экономики. В настоящее время состояние информационной образовательной среды, социальной инфраструктуры, системы доступа к различным источникам финансирования, недостатки нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности не позволяют эффективно развивать институт социального предпринимательства.

3. Факторы, сдерживающие достижение экономической эффективности социального предпринимательства. Отсутствие статуса социального бизнеса в национальной экономике ставит его в позицию между благотворительностью и предпринимательством. Непонимание механизма реализации социальных бизнес-проектов позволяет отечественным предпринимателям реализовывать лишь программы в рамках социальной ответственности бизнеса, лишь в отдельных случаях доходит до разработки и внедрения полноценного социального стартапа.

Указанные аспекты формируют существенные затруднения для развития института социального

предпринимательства в национальной

экономике. Следует предположить, что для достижения значимых результатов в развитии социального предпринимательства необходимо расширить институциональные возможности его реализации, а также формировать соответствующую культуру поведения и управления, направленную на преодоление разрыва между запросом общества и откликом бизнеса на решение острых социальных проблем.

Полученные результаты

По сути, модель развития социального предпринимательства представляет собой гибридную модель на стыке некоммерческих организаций и коммерческих предприятий, реализующих программы социальной ответственности. Особенности различных моделей организации социального бизнеса отражены в таблице 2.

Адаптация обозначенных моделей организации социального бизнеса к условиям национальной экономики и особенностям ее социально-экономического развития возможна при создании необходимой инфраструктуры.

В условиях активной цифровизации мировой экономики, одним из наиболее эффективных инструментов построения информационно-коммуникационной инфраструктуры социального бизнеса являются цифровые платформы. На основе проведенного исследования эмпирического опыта развития социального бизнеса на мировом уровне, а также предпосылок социально-экономического развития

национальной экономики, предполагаем, что разработка и реализация блокчейн-платформы «Социальный предприниматель» будет способствовать развитию связей между основными субъектами социального предпринимательства.

Базовыми механизмами реализации цифровой платформы «Социальный предприниматель» являются:

- создание банка социальных идей, аккумулирующего в себе различные направления решения социально значимых проблем: от разработки полезных для

общества идей до поиска путей их воплощения;

- помощь с разработкой социальных стартапов, включая бизнес-план и расчет экономической эффективности, в том числе консультирование и образование социальных предпринимателей;

- поиск источников финансирования социальных стартапов на основе обеспечения взаимодействия социальных предпринимателей и потенциальных

инвесторов (банковское кредитование, государственные гранты и кредиты, краудфандинг, краудинвестинг);

обеспечение взаимодействия

социальных предпринимателей и

потенциальных потребителей социальных услуг (молодые и многодетные семьи, пенсионеры, безработные, инвалиды, дети и подростки, лица с пагубными зависимостями и т.д.).

Таблица 2

Характеристика моделей организации социального бизнеса Characteristics of social business organization models

Table 2

Характерист ика модели модель, основанная на благотворительности гибридная модель социального бизнеса модель коммерческой деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

классические некоммерческие организации некоммерческие организации с доходной деятельностью социальные предприятия социально-ответственный бизнес организации с программами социальной ответственности классические коммерческие организации

Мотивация добрая воля личная выгодна

Методы определяются миссией определяются рыночной конъюнктурой

Цели создание социальной ценности создание экономической ценности

Назначение прибыли направлена непосредственно на реализацию миссии (определяется законом или политикой организации) распределяется между акционерами и собственниками

Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors

Визуализация работы цифровой платформы «Социальный предприниматель» представлена на рисунке 1.

Эффективность функционирования

цифровой платформы «Социальный предприниматель» определяется наличием множества цепочек взаимодействия ее субъектов: государства, образовательных организаций, инвесторов, предпринимателей и потребителей социальных услуг. Государство может быть представлено как органами местной и региональной власти, министерствами, так и различными фондами поддержки социального

предпринимательства. С одной стороны, государство участвует в финансирование социальных бизнес-проектов через систему грантов и льготного кредитования, а с другой стороны, напрямую заинтересовано в

решение проблем социальной

напряженности.

Образовательные организации и потенциальные инвесторы являются частью инфраструктуры, необходимой для качественного развития социального бизнеса. К числу потенциальных инвесторов относятся как крупные частные и государственные компании,

заинтересованные в диверсификации своего бизнеса, так и коммерческие банки, а также мелкие частные инвесторы.

При этом следует отметить, что обеспечение в рамках предлагаемой цифровой платформы взаимодействия государства, науки и бизнеса формирует предпосылки для реализации инновационной спирали. Единое цифровое пространство позволяет повысить скорость и качество

решения социальных проблем, так как социальных бизнес-проектов, но и их способствует не только возникновению идей полноценной разработке и внедрению.

Источник: составлено авторами

Рис. 1. Цифровая платформа «Социальный предприниматель» Source: compiled by the authors

Fig. 1. Digital platform "Social Entrepreneur"

Заключение

В современных условиях

экономического развития невозможно переоценить важность и значимость социального бизнеса. Отсутствие социальной ответственности для

современного коммерческого предприятия практически невозможно, однако, формирование полноценной концепции социального предпринимательства или адаптация зарубежной практики ее реализации позволит повысить

эффективность развития национальной экономики и выведет его на качественно новый уровень.

Процесс цифровой трансформации затрагивает практически все области экономической деятельности и дает

высокотехнологичные инструменты для формирования инфраструктуры социального бизнеса. В целом считаем, что детальная разработка и внедрение механизма взаимодействия базовых участников развития социального предпринимательства на основе цифровой платформы, поможет заложить основы для его развития на уровне национальной экономики.

Библиографический список

1. Dees J. 2001. The meaning of «social entrepreneurship». Palo Alto, CA: Graduate School of Business, Stanford University.

2. Hulgard L., Spear R. 2006. Social entrepreneurship and the mobilization of social capital in European social enterprises. London: Routledge.

3. Kolmykova T.S., Ostimuk O.V., Obukhova A.S. 2017. Role of institutional investors in the resource provision of the region's economic growth. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 8. 2439-2447.

4. Romanova N.V. 2020. Digitalization of services in the social sphere: problems and prospects, Bulletin of UGNTU. Science, education, economics. Series: Economics. 1. 58-65.

5. Бабкин А.В. Методика оценки цифровой зрелости отраслевых промышленных экосистем / А.В. Бабкин, В.В. Глухов, Е.В. Шкарупета // Организатор производства. - 2022. - Т.30. - № 3. - С. 7-20.

6. Беляева О. В. Управление внедрением инновационных цифровых технологий регионов / О. В. Беляева, А. С. Обухова, И. Г. Ершова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 6(47). -С.45-49.

7. Ершова И. Г. Оценка инновационного потенциала региона в условиях цифровой экономики / И. Г. Ершова, Л. Н. Гусельникова // Естественно-гуманитарные исследования. -2020. - № 32(6). - С. 175-180.

8. Квашнина Д. В. Оценка инновационного потенциала экономической системы в условиях цифровизации / Д. В. Квашнина, И. Г. Ершова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 1(48). - С. 96-99.

9. Колмыкова Т. С. Цифровые технологии в трансформации архитектуры экономического пространства: перспективы и угрозы / Т. С. Колмыкова, Д. С. Садоян, Р. В. Грибов //

Управленческий учет. - 2021. - № 8-2. - С. 266272.

10. Колмыкова Т.С., Зеленов А.В. Новое качество человеческого капитала в контексте цифровой трансформации экономического пространства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 4. С. 4-8.

11. Колмыкова Т.С., Клыкова С.В., Макаров Н.Ю. "Цифровизация" как новая парадигма социально-экономического развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 5. № 11 (107). С. 5-9.

12. Мерзлякова Е.А. Современные особенности формирования и развития инновационного потенциала хозяйственных систем / Е.А. Мерзлякова, А.Ю. Гончаров, Р.В. Грибов // Организатор производства. - 2022. -Т.30. - № 3. - С. 58-66.

13. Обухова А. С. Исследование тенденций и перспектив развития цифровой экономики / А. С. Обухова, О. А. Павлова, Я. В. Черных // Регион: системы, экономика, управление. - 2019.

- № 3 (46). - С. 23-30.

14. Шкарупета Е.В. Модель исследования цифровой трансформации промышленных систем / Е.В. Шкарупета, А.В. Мосиенко // Организатор производства. - 2021. - Т.29. - № 4.

- С. 7-14.

Поступила в редакцию - 19 ноября 2022

г.

Принята в печать - 24 ноября 2022 г.

Bibliography

1. Dees J. 2001. The meaning of «social entrepreneurship». Palo Alto, CA: Graduate School of Business, Stanford University.

2. Hulgard L., Spear R. 2006. Social entrepreneurship and the mobilization of social capital in European social enterprises. London: Routledge.

3. Kolmykova T.S., Ostimuk O.V., Obukhova A.S. 2017. Role of institutional investors in the resource provision of the region's economic growth. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 8. 24392447.

4. Romanova N.V. 2020. Digitalization of services in the social sphere: problems and prospects, Bulletin of UGNTU. Science, education, economics. Series: Economics. 1. 58-65.

5. Babkin A.V. Metodika ocenki cifrovoj zrelosti otraslevyh promyshlennyh ekosistem / A.V. Babkin, V.V. Gluhov, E.V. SHkarupeta // Organizator proizvodstva. - 2022. - T.30. - № 3. - S. 7-20.

6. Belyaeva O. V. Upravlenie vnedreniem innovacionnyh cifrovyh tekhnologij regionov / O. V. Belyaeva, A. S. Obuhova, I. G. Ershova // Vestnik Akademii znanij. - 2021. - № 6(47). - S. 45-49.

7. Ershova I. G. Ocenka innovacionnogo potenciala regiona v usloviyah cifrovoj ekonomiki / I. G. Ershova, L. N. Gusel'nikova // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - № 32(6). - S. 175-180.

8. Kvashnina D. V. Ocenka innovacionnogo potenciala ekonomicheskoj sistemy v usloviyah

cifrovizacii / D. V. Kvashnina, I. G. Ershova // Vestnik Akademii znanij. - 2022. - № 1(48). - S. 96-99.

9. Kolmykova T. S. Cifrovye tekhnologii v transformacii arhitektury ekonomicheskogo prostranstva: perspektivy i ugrozy / T. S. Kolmykova, D. S. Sadoyan, R. V. Gribov // Upravlencheskij uchet. - 2021. - № 8-2. - S. 266-272.

10.Kolmykova T.S., Zelenov A.V. Novoe kachestvo chelovecheskogo kapitala v kontekste cifrovoj transformacii ekonomicheskogo prostranstva // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2020. T. 1. № 4. S. 4-8.

11.Kolmykova T.S., Klykova S.V., Makarov N.YU. "Cifrovizaciya" kak novaya paradigma social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2020. T. 5. № 11 (107). S. 5-9.

12.Merzlyakova E.A. Sovremennye osobennosti formirovaniya i razvitiya innovacionnogo potenciala hozyajstvennyh sistem / E.A. Merzlyakova, A.YU. Goncharov, R.V. Gribov // Organizator proizvodstva. -2022. - T.30. - № 3. - S. 58-66.

13.Obuhova A. S. Issledovanie tendencij i perspektiv razvitiya cifrovoj ekonomiki / A. S. Obuhova, O. A. Pavlova, YA. V. CHernyh // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. - 2019. - № 3 (46). - S. 23-30.

14.SHkarupeta E.V. Model' issledovaniya cifrovoj transformacii promyshlennyh sistem / E.V. SHkarupeta, A.V. Mosienko // Organizator proizvodstva. - 2021. - T.29. - № 4. - S. 7-14.

Received - 19 November 2022 Accepted for publication - 24 November 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.