Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация экономики / искусственный интеллект / конкуренция / цифровые двойники / финтех-сектор / маркетплейс / кибербезопасность / стартап / 3D инфраструктура / Интернет вещей / digital transformation of economy / artificial intelligence / competition / digital twins / fintech sector / marketplace / cybersecurity / startup / 3D infrastructure / Internet of things (IoT)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ»

Клейнхоф И.А.1

д.э.н., доцент, профессор Академии социального управления

Kle-inessa@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

Ключевые слова: цифровая трансформация экономики, искусственный интеллект, конкуренция, цифровые двойники, финтех-сектор, маркетплейс, кибербезопасность, стартап, 3D инфраструктура, Интернет вещей.

Keywords: digital transformation of economy, artificial intelligence, compétition, digital twins, fntech sector, marketplace, cybersecurity, startup, 3D infrastructure, Internet of things (IoT).

Среди основных трендов цифровой трансформации российской экономики задают тон стремительный взлет финтех-индустрии, интеллектуальный бизнес, промышленный Интернет вещей, кибербезопасность, технологии digital twins, искусственный интеллект, системы поддержки принятия управленческих решений с использованием искусственного интеллекта, облачные технологии, электронная коммерция и многое другое.

Финтех не только составил острую конкуренцию соответствующим традиционным организациям, но и изменил архитектуру финансового сектора. Среди положительных аспектов следует выделить создание стратегических парт-нерств классических игроков финансового рынка с финтех-компаниями/финтех-стартапами, а соответственно и перетекание новейших цифровых технологий с последующим созданием новых инновационных продуктов и сервисов. По оценкам представителей ведущих банков страны - Сбербанка и Альфа банка, российское банковское сообщество в ближайшие 3-5 лет ждет взлет применения «безлюдных» технологий обслуживания клиентов, связанный с использованием искусственного интеллекта (чат-ботов, голосовых помощников, возможностями биометрической идентификации клиента и удаленного проведения сделок и т.д.). Крупнейшие банки имеют структурные цифровые подразделения, ведут корпоративные разработки в сфере применения искусственного интеллекта, в приоритетном порядке - технологии распознавания и синтеза речи, в качестве альтернативы - приобретение уже готовых проектов в данных сферах и применение стратегии Open innovation. Первым среди отечественных банков анонсировал своего голосового помощника «Тинькофф Банк», причем затраты на его создание и обучение уже окупились. Уже реализован проект с использованием прототипа вышеуказанного сервиса, предоставляющий возможность голосом осуществлять сделки на Московской бирже через Open API «Тинькофф Инвестиции»2.

Интенсификация конкуренции в перспективе может снизить долю растущей монополизации финансового рынка. Так доля «Сбербанка» и «ВТБ» по данным за 2021 год составляет 71,2% всего портфеля по ипотечным кредитам, тогда как остальные три сотни банков на рынке довольствуются долей около 5%3.

Важным результатом цифровизации финансового сектора является рост доступности и снижение стоимости финансовых услуг для населения страны, включая отделенные территориальные образования. Имеют место и частно-государственные инициативы в данной сфере. Отдельно стоит упомянуть о проекте Банка России «Маркетплейс», который представляет собой централизованный онлайн-сервис, позволяющий потребителям финансовых продуктов и услуг совершать транзакции в режиме 24/7 в любой географической точке Российской Федерации4. Причем несмотря на то, что инициатива создания «Маркетплейса» исходила от государства, он базируется не на государственных инвестициях, а на рыночных принципах. Исходной предпосылкой его основания Банком России было формирование законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов/услуг во всех территориальных образованиях нашей страны. В рамках проекта доступны услуги нескольких финансовых платформ и широкий ассортимент финансовых продуктов/услуг от различных организаций, представленных на каждой из платформ. Финансовая платформа предоставляет собой электронную площадку, дающую возможность проводить онлайн-сделки между финансовыми организациями либо эмитентами и потребителями финансовых продуктов/услуг. Данные платформы призваны решать технологические задачи цифровизации финансовых транзакций и комплексного взаимодействия между их участниками. В проект «Маркетплейс» интегрированы следующие платформы: «Финуслуги», «ВТБ Регистратор», «ИНФИНИТУМ». Доступ к платформе осуществляется ее оператором.

Финтех-сектор аккумулирует такие направления цифровизации как продвинутые сервисы кибербезопасности, цифровые платформы (включая платформы wealth management) и мобильные приложения, бесконтактную биометрию, искусственный интеллект, блокчейн, open banking, автономные финансы, инновационные виды платежей, цифровые

1 Сфера научных интересов: инновационная экономика.

2 Финансовая сфера. Банковское обозрение. - https://bosfera.ru/bo/poslushay-bank

3 https://frankrg.com/data-hub/category/mortgage/figure/29566

4 Маркетплейс / Банк России. - https://www.cbr.ru/fintech/market_place/

сервисы для реализации ESG-проектов в экологической/социальной сфере, такие как мобильное банковское приложение «Meniga carbon footprint» и др.

По итогам 2020 года глобальные венчурные fintech инвестиции составили 41,4 млрд. долларов (из них 50% доля США), превысив суммарный показатель 2019 года1. В 2021 году сектор финансовых услуг занял ведущую позицию по мировому объему привлеченных венчурных инвестиций - 134 миллиарда долларов2.

Следующим критически важным звеном цифровой трансформации экономики является технология digital twins, изменяющая парадигму принятия управленческих решений, которая в данном случае эволюционирует от реактивного, интуитивного подхода к предиктивной и предписывающей аналитике на основе обширных возможностей Интернета вещей и машинного обучения. Пионером по разработке и официальному утверждению стандартов в части цифровых двойников явилась Россия в минувшем году. Интеллектуальная информационная поддержка принятия управленческих решений в режиме реального времени в процессе организации, планирования и прогнозирования производственных процессов - одно из преимуществ технологии digital twins. Она позволяет протестировать альтернативные варианты управленческих решений и оценить их экономическую эффективность до этапа внедрения. Следует отметить трансформацию системы контроля и мониторинга по определенным блокам производства посредством агрегирования информации на цифровой платформе.

Технологии виртуальной реальности позволяют создать цифровой двойник города. Должностные лица различных уровней власти, ответственные за городские агломерации получают эффективный инструмент управления. Среди новых открывающихся возможностей - создание 3D копии городского ландшафта и всей совокупности городских объектов с детальной информацией, расширение возможностей мониторинга и контроля, в том числе за соблюдением антиковидных мер, нецелевого использования земельных участков, состоянием дорог, модернизация системы борьбы со стихийными бедствиями и предотвращением чрезвычайных ситуаций. Так, например, система позволяет в превентивном порядке определить зоны затопления и своевременно эвакуировать людей. Цифровой двойник города создает основу для роста эффективности и бесперебойного функционирования основополагающих элементов городского хозяйства, включая транспорт, производственную инфраструктуру и коммунальное хозяйство.

Для создания эффективно работающей модели цифрового двойника города важен этап формирования информационной базы. Учет стратегически важных аспектов городского управления обеспечит успешную практическую реализацию проекта цифрового двойника города.

Создание цифровых двойников города требует привлечения значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов, интеграции с ведущими IT-компаниями, возведения 3D инфраструктуры. Суммарные инвестиции в проект по созданию цифрового двойника города Чонджу в Республике Корея составили 6,5 млн. долларов3.

В мире насчитывается свыше 1000 проектов умных городов, из них в Китае реализуется около половины -490 проектов, при этом в 2020 году на Китай пришлось свыше 20% глобальных расходов в данной сфере4. В России также реализуются масштабные государственные проекты внедрения digital twins. Выделяется создание цифрового двойника Санкт-Петербурга и успешно стартовавший в 2019 году проект «Роскосмоса» и Кемеровской области по оцифровке городов региона.

Пандемия остро поставила вопрос о разработке превентивных мер по предотвращению и минимизации рисков цепочки поставок в части кибербезопасности, возможных сбоев в работе поставщиков, транспортного коллапса, чрезвычайных ситуаций. Динамично и непредсказуемо развивающая внешняя среда с чередой кризисов, волатильностью цен на сырьевые ресурсы и иными дестабилизирующими факторами приводит к тому, что компаниям приходится нести не только ощутимые убытки, но и имиджевые потери, в оперативном порядке менять график поставок. В данных условиях эффективным решением представляется трансформация логистического комплекса с применением технологий цифровых двойников. Оптимизация производственных процессов базируется на системном моделировании и проведении стресс-тестов.

Несомненную важность приобретает также обеспечение кибербезопасности и внедрение цифровых anti-fraud систем.

Цифровой двойник цепочки поставок представляет собой цифровую копию цепочки поставок товаров/услуг компании в режиме реального времени, куда стекается информация об изменениях во внешней и внутренней среде посредством системы датчиков Интернета вещей (IoT).

Полезные экономические эффекты от внедрения цифрового двойника цепочки поставок:

- формирование информационной базы для принятия опережающих управленческих решений;

- сокращение времени на принятие управленческих решений;

- выявление сфер уязвимости в организации цепочки поставок компании и оценка эффективности различных вариантов корректирующих действий, в том числе в случае непредвиденных изменений в цепочке поставок (выход из строя производственного оборудования, задержки поставок сырья/комплектующих деловыми партнерами, стихийные бедствия и т.д.), их влияния на себестоимость;

- информационная база для выбора оптимального варианта корректировок в цепочке поставок в режиме реального времени до их практической реализации;

1 https://sber.pro/publication/finansy-2-0-kak-fintekh-startapy-vyrosli-v-pandemiiu

2 Там же.

3 https://bigasia.ru/content/news/society/v-yuzhnoy-koree-otsifruyut-tselyy-gorod/

4 https://huawei.ru/insights/tsifrovaya-industrializatsiya-i-intellektualnye-dvoyniki-gorodov/

Формирование с^ав&ов, характеризующих социально-экономическоераз више города

чЫайе* по государ стпап имр еп 1011алы плмпр огр аммам в сферах городского управления социально-экономического блока

•сЫги-^ по финансово-хозяйственной деятельности города

• (Маййпо инвестиционному потенциалу, проектами системе инновационного инвестирования

• (Майй по инновационной системе города

• (Майй по производственной инфраструктуре

• сМа^ по коммунальному хозяйству

• (Майй по транспортной системе

чЫтЧ по социальному блоку

Предиктавный анализ социально-экономического развития города

Анализ эффективности деятельности ор ганов

•Анализ развили и уровня цнфровнзацмн городского хозяйства

•Выявление напр явлений тр ансформацпн экономики гор ода •Мои1тор1шг/оценкаф1шшсово-хоэяйственной деятельное™ города

•Анализ инвестиционных процессов и инвестиционного потенциала

•Анализ инновационного развили •Прогнозная оценка рисков ухудшения основных показателей социально-экономического развил и •Анализ развили социальной сферы города, перспективных

•Анализ цифровой трансформации социально-экономического развили города

• Анализ уровня цнфровизации государственного управления в системе органов влаелт города

•Анализ внедрения механизмов инициалтвного б ю дж ел 1р о в ання

•Анализ эффективное™ цифровой обратой связи по государственным сер висам

•Анализ возможностей интеграции баз данных органов влаелт и бизнеса

•Анализ цнфровизации контрольно-надзорной деятельное л I

с1а1азе1:по мониторингу

позиций городав ключевых рейтингах

Рисунок 1.

Основные элементы информационного обеспечения в процессе создания цифрового двойника города

- обеспечение проактивного характера реакции на изменения внешней/внутренней среды в рамках функционирования цепочки поставок;

- эффективный риск-менеджмент;

- разработка детальных планов альтернативных вариантов трансформации цепочки поставок;

- мониторинг цепочки поставок с функцией настройки автоматического информирования по заданным параметрам (нештатные ситуации, объем товарных запасов и т.д.) сотрудников компании, потребителей и деловых партнеров;

- имплементация предиктивной аналитики как залог оптимизации планирования и использования ресурсов в цепочке поставок;

- рост прозрачности цепи поставок;

- новое качество управления логистическими цепочками.

Среди вызовов цифровой трансформации экономики следует отметить задачу обеспечения прорывного развития технологий искусственного интеллекта в России.

Среди основополагающих документов федерального уровня - «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта (далее ИИ) на период до 2030 года» и находящийся в процессе разработки Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. С точки зрения правового регулирования не решены вопросы безвинной ответственности в сфере ИИ.

Финансирование реализации национальных инициатив в части ИИ остается предельно скромным, если США в 2020 году оно составило 6 млрд. долларов, то в России - 3 млрд. рублей1. Доля отечественных организаций, применяющих в своей деятельности ИИ решения, в 2020 году составляла лишь 5,4%2.

В данном контексте предпринят комплекс государственных управленческих решений, в том числе, запущен федеральный проект «Искусственный интеллект», среди его основных направлений можно выделить:

- создание системы государственной поддержки бизнеса в ходе внедрения ИИ решений;

- поддержку (в том числе налоговые льготы, грантовую поддержку и др.) отечественных разработчиков ИИ технологических решений;

- поддержку малого бизнеса, реализующего ИИ проекты;

- создание комплекса экономических стимулов для роста коммерциализации инноваций в сфере ИИ;

- новые образовательные программы и направления подготовки в части ИИ;

- акселерационные государственные программы.

1 https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственн^IЙ_интеллект_(рынок_России)#

2 Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с. - https://issek.hse.ru/news/551331807.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.