Научная статья на тему 'Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства Российской Федерации'

Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровая экономика / сельское хозяйство РФ. / digital transformation / digital economy / agriculture of the Russian Federation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства Российской Федерации»

Филимонова Н.Н.1

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, сельское хозяйство РФ.

Keywords: digital transformation, digital economy, agriculture of the Russian Federation.

Введение

Основными компонентами цифровой экономики для России сегодня являются потребление, электронная торговля, инвестиции, государственное управление, экспортно-импортная деятельность. Наибольшую долю в совокупном объёме цифровой экономики составляет потребление как форма виртуальной коммерции. За последние годы доля электронной торговли выросла на 35-40%, в общем объёме розничных продаж это около 5%, но все еще очень мало по сравнению со странами G20. Наибольшее распространение виртуальная коммерция получила в сегментах бытовой техники и электроники, одежды и обуви, мебели и товаров для дома. На эти категории приходится 80% рынка электронной коммерции в России. Рынок виртуальных продовольственных товаров в РФ также активно развивается, особенно в крупных городах.

Анализ данных о развитии цифровой экономики в разных странах мира

Формирование единой информационной среды - становится одной из основных задач управления, позволяющей повысить оперативность принятия управленческих решений и получить от этого положительные социальные эффекты. С развитием цифровой экономики современные компании должны научиться жить в динамичном мире постоянных инноваций и стать генераторами новых идей, т. е. занимать не выжидательную позицию, а наступательную. «Наибольшую долю в ВВП страны цифровая экономика занимает в США - 10,9%. Второе место по этому показателю занимает Китай, доля которого составляет 10,0% в ВВП страны. Доля 5 стран Западной Европы соответственно -8,2%, а в ВВП России - 3,9% - это почти в 3 раза ниже показателей стран-лидеров развития цифровой экономики» (рис. 1)2.

Объем цифровой экономики, %

12

США Китай 5 стран Индия Бразилия Чехия Россия Западной Европы

Рисунок 1.

Размер цифровой экономики в странах Запада и РФ, %

1 Филимонова Надежда Николаевна - к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» Российского нового университета, Москва.

2 Грибанов Ю.И., Аленина К.А. Сетевое управление как основа цифровой экономики. - http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/ 4804-2018-03-06-16-57-46

Данные рис. 1 показывают, что такие страны как Индия с долей в цифровой экономики 6,3%, Бразилия с показателем 6,2%, Чехия со значением 5,5% также опережают Россию по доле цифровой экономике в ВВП. Все это говорит о необходимости более внимательного отношения к развитию цифровых технологий и цифровой экономики в целом. «В условиях работы с огромными объемами разнородной информации, усиления конкуренции практически в любой сфере деятельности, дефицита квалифицированных кадров надежная и качественная работа ИТ-систем предприятия позволяет быстро принимать правильные управленческие решения, контролировать деятельность организации в режиме реального времени»1.

Таким образом, РФ значительно отстает от ведущих стран по развитию цифровых технологий и цифровой экономики в целом, а также качественной нормативно-правовой среды, способствующей развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), существующей ИКТ-инфраструктуры, включая кадровое обеспечение, взаимодействия между государством, бизнесом и обществом в области развития, внедрения и распространения ИКТ и производительности труда.

Это отставание может привести к тому, что в ходе изменения формы организации экономической деятельности, наступающим в результате повсеместного внедрения ИКТ и трансформации структуры мировой экономической системы, Россия не сможет создать достаточно конкурентоспособную конфигурацию национальных ресурсов, которая будет способна обеспечить производство, внедрение и коммерциализацию продукции, соответствующей шестому технологическому укладу, и, как следствие, обеспечить высокий уровень жизни граждан страны.

9 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы. На основании данной стратегии Правительством РФ была разработана и утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2. Основными целями данной программы является создание экосистемы цифровой экономики в РФ, необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, необходимых для преодоления ограничений развития базовых и зарождающихся отраслей экономики, повышения конкурентоспособности как отдельных элементов экономики РФ, так и в целом всей системы.

Так, по оценкам экспертов компании МсЮшеу, до 34% от общего увеличения ВВП РФ к 2025 году будет достигнуто за счёт влияния цифровой экономики. Шпилькина Т.А., Жидкова М.А., Рыбьякова О.И. полагают, что для реализации мероприятий по развитию цифровой экономики нужно провести глобальную цифровизацию страны, что предусмотрено стратегией развития России до 2024 года3.

Рассмотрим в этом отношении более подробно отрасль сельского хозяйства.

Текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную обеспокоенность: недостаток научно-практических знаний по инновационным современным агротехнологиям и методологии, отсутствие глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию, а также неразвитость системы логистики, хранения и доставки приводят к высоким издержкам производства. Небольшое число сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают финансовыми возможностями для закупки новой техники, использования ИТ-оборудования и платформ.

Возможности для модернизации отрасли огромны, продовольственная безопасность страны и развитие экспортного потенциала, превращают сельское хозяйство в высокотехнологичную отрасль, способную не только обеспечить продовольствием себя, но и многие страны мира, а также создать возможности для внедрения новых инновационных разработок, не существовавших ранее, стимулировать принятие управленческих решений, способных обеспечить население качественными и безопасными продуктами.

Размер затрат ИКТ по разделу «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», по данным Росстата в 2015 году составили 4 млрд. руб., что составляет 0,34% от всех ИКТ-инвестиций во все отрасли хозяйства, в 2017 году 0,85 млрд. руб. или 0,2%4. Это самый низкий показатель по отраслям, что свидетельствует о низкой цифровизации отечественного сельскохозяйственного хозяйства, однако эта цифра подчеркивает, что отрасль обладает наибольшим потенциалом для инвестиций в ИКТ технологии.

Трансформация сельского хозяйства Российской Федерации включает в себя цифровизацию следующих направлений производства5:

- Растениеводство, первичная переработка, ускоренная селекция и генетика;

- Овощи открытого и закрытого грунтов, тепличная отрасль;

- Фрукты и ягоды, технологии переработки и хранения;

- Аквакультура, рыбоводство, технологии переработки;

- Птицеводство и животноводство, питание, ускоренная селекция и генетика.

1 Филимонова Н.Н. Аутсорсинг информационных технологий в России // Двадцать четвертые апрельские экономические чтения: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. д.э.н., доц. В.А. Ковалева, д.э.н., проф. А.И. Ковалева. - Омск, 2018. - С. 169-174.

2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - http://government.ru

3 Шпилькина Т. А., Жидкова М.А., Рыбьякова О.И. Роль цифровых технологий в стратегии развития страны - 2024 // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: X Международная конференция. Сб. трудов. Международная академия информатизации, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» / Отв. Ред. и сост. Т.В. Пирязева, В.В. Серов. - М.: Спутник+, 2018. - С. 116-118.

4 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru

5 Концепция «Научно-технологического развития цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство» / Аналитический центр Минсельхоза РФ. - https://www.mcxac.ru/

Программа также непосредственно влияет на:

- государственную поддержку производителя;

- финансовый и страховой секторы;

- средства производства сельхозпродукции;

- инфраструктуру хранения и обработки, логистические и сбытовые цепочки;

- процессы надзора и контроля;

- образовательные процессы и состав программ обучения.

Целями цифровой трансформации сельского хозяйства являются:

- рост вклада в экономику в 2024 году - до 8,9 трлн. руб.

- рост экспортной выручки в перспективе 2025 года до 45 млрд. долл.

- создание, диспетчеризация и агрегация потоков данных для создания сквозных цепочек от производства сельхозпродукции до потребления с глубокой интеграцией в смежные отрасли цифровой экономики как инструмент повышения производительности труда в сельском хозяйстве и максимизации прибыли предприятий отрасли.

Ключевыми задачами программы являются:

- создание технологий, упрощающих процесс кредитования и страхования сельскохозяйственного производства, снижение сроков предоставления государственных услуг (субсидии, дотации и др.) с учетом наличия объективных цифровых данных о субъекте, упрощение документооборота; задача - стимулирование внедрение цифры и, следовательно, рост оборота и производительности труда хозяйствующих субъектов;

- внедрение цифровых инструментов для использования информационных ресурсов, платформ и технологий, повышающих эффективность производства (точное земледелие, контроль вегетации, цифровое поле - стадо и т.п.), способствующих улучшению контроля и надзора, обеспечивающих эффективность управления (анализ баланса производства и потребления, экспорта, конъюнктуры рынка на всех уровнях, создание эффективной цепочки сбыта от производителя до потребителя;

- использования финансово-регуляторных инструментов для сглаживания сезонных спадов и информационных инструментов управления наличием биржевых товаров на складах хранения (зерно, масло, сахар, сухое молоко и пр.);

- повышение эффективности взаимодействия участников между собой и с государством с переходом в цифровой формат, интеграция информационных ресурсов и удобный быстрый доступ к ним неограниченного авторизиро-ванного количества пользователей (электронное сопровождение сделок, электронные складские расписки, акты приемки товара на переработку и др.);

- развитие цифровой среды дистанционного аграрного образования и рынка профессионального агроконсуль-тирования;

- повышение привлекательности работы в сельском хозяйстве, увеличение спроса на специалистов ИТ в сельскохозяйственной отрасли, повышение уровня доходов на селе;

- обеспечение совместимости процессов и стандартов производства продукции с общемировыми для выхода России на лидирующее позиции как экспортера сельхозпродукции;

- обеспечение участников сельхозпроизводства доступом к платформе макропрогнозирования спроса, платформам управления сельхозтехникой, прогнозам погоды и средствам объективного контроля вегетации, инструментам планирования и управления производством с элементами Big Data и AI, тесная интеграция процессов цифрового сельского хозяйства с платформами, разрабатываемыми в процессе реализации цифровой экономики1.

Предметными задачами цифровой трансформации сельского хозяйства являются2:

- формирование базового набора процессов и методологии цифрового сельского хозяйства, в целях эффективного и оперативного использования имеющихся ресурсов для внедрения экономически обоснованных наилучших доступных технологий и практик, повышающих рентабельность сельскохозяйственного производства, обеспечивающих возможность производства сельскохозяйственной продукции в сквозной цифровой среде «от поля до прилавка»;

- запуск платформы для производителей, способствующей формированию динамических сезонных KPI управления растениеводством - «Эффективный гектар», и животноводством - «Эффективная голова», позволяющей эффективно использовать имеющие у производителя ресурсы: мощности машинно-тракторного парка, кадры, показатели прибыли, рентабельности и затрат, значения себестоимости продукции по отраслям, прогнозы по сбыту, фьючерсы закупочных цен на продукцию внутри России и для экспорта продукции;

- разработка функциональных требований к отечественной аппаратуре дифференциального позиционирования по сигналам ГЛОНАСС/ГНСС для систем цифрового и «точного земледелия»;

- внедрение платформ объективного мониторинга и управления транспортной и логистической инфраструктурой в сельском хозяйстве;

- создание инновационных хозяйств как площадок для отработки технологий и обучения;

- внедрение платформ «Интернета вещей» (киберфизические системы) для управления сельхозтехникой, теплицами, инструментами, потоками используемых материалов, повышения энергоэффективности производства, управления системами прослеживаемости и т.д.;

- обеспечение международной совместимости применяемых стандартов и протоколов с целью постепенного импортозамещения доминирующих на рынке сельскохозяйственного производства зарубежных технологий.

1 Концепция «Научно-технологического развития цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство» / Аналитический центр Минсельхоза РФ. - https://www.mcxac.ru/

2 Там же.

- обязательная локализация данных телеметрического контроля;

- применение технологий цифрового анализа структуры, состава и состояния почв, мониторинга посевов для повышения урожайности и предиктивного анализа урожая, вредителей и т.д.;

- разработка технических требований и внедрение отечественной аппаратуры дифференцированного внесения удобрений и химикатов для систем цифрового и точного земледелия на основе цифровых почвенных карт показывающих особенности свойства на каждом участке поля;

- апробация, анализ и внедрение цифровых технологий управления сберегающим земледелием (биологизация производства), применяемые на всех этапах/технологических операциях производства (прямой и полосовой посев, дифференцированное внесение удобрений, контролируемый проезд техники (СТТ), эффективная уборочная и послеуборочная логистика и т.д.);

- цифровизация животноводства и использование технологий «цифрового стада», внедрение процессов жизненного цикла и прослеживаемости для обеспечения высокого качества, в том числе для экспорта продукции животноводства («зеленые коридоры»);

- проведение работ по стандартизации форматов и протоколов обмена данными между информационными системами управления производством для роста конкуренции поставщиков цифровых решений с приоритетом отечественным разработчикам программного обеспечения при соблюдении совместимости с общемировыми стандартами;

- развитие цифровых технологий отечественной селекции и генетики (в том числе на основе технологии блок-чейн), ускоренное выведение и производство новых сортов растений и пород животных, адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям регионов, с высоким потенциалом урожайности, привесов и устойчивости к болезням и повреждению вредителями с созданием в регионах селекционно-семеноводческих центров;

- содействие в разработке и внедрению в систему высшего и среднего профессионального образования новых образовательных программ и стандартов обучения по инновационным технологиям цифрового земледелия (в т.ч. применение прямого посева, технологии точного земледелия, биотехнологии и т.д.), в курсы повышения квалификации кадров для АПК, обеспечение комплекса мер по трансферту знаний и распространения технологий сберегающего земледелия и биотехнологий в сельхозпроизводстве;

- создание сквозной платформы контроля процессов производства сельхозпродукции для обеспечения работы систем социального питания России;

- формирование наборов данных и процедур для создания информационных систем торгов, закупок, управления экспортом и импортом продукции сельского хозяйства;

- интеграция информационных систем участников рынка и государства в распределенную и открытую «метасистему», обеспечивающую интеграцию баз знаний по инновационным технологиям для экологической и экономической эффективности сельского хозяйства по всем рабочим системам, включая системы прослеживаемости, данные по семенному и генетическому фонду, поставщиков удобрений и т.д.1

Реализация программы будет способствовать развитию новой аграрной технологической политики Российской Федерации и росту в смежных отраслях: ИКТ, производство инновационной с/х техники, а также оборудования для точного земледелия, биологических препаратов (СЗР, стимуляторов и удобрений), оптимизации использования минеральных удобрений и химических СЗР, снижению воздействия на окружающую среду, развитию селекционно-семеноводческих центров, внедрению новых образовательных стандартов в программы обучения в аграрных вузах и колледжах, а также на курсах повышения квалификации, профессиональной службы аграрных консультантов, оптимизации процессов жизненного цикла сельскохозяйственной отрасли за счет цифровизации процессов.

Цифровизация в сельском хозяйстве предоставляет возможность создавать сложные автоматизированные производственно-логистические цепочки, охватывающие розничные сети, оптовые торговые компании, логистику, сельхозпроизводителей и их поставщиков в единый процесс с адаптивным управлением. В свою очередь, цифровизация товарных потоков и производства делают возможным системное аккумулирование торговых партий для экспорта продукции АПК. Программа создает условия для привлечения частного финансирования разрабатываемых платформ и приложений сельхозпроизводителей, активное привлечение услуг по агроконсультированию.

Сценарий цифровой трансформации предполагает системную, ускоренную цифровизацию сельскохозяйственного производства и интеграцию с направлениями программ цифровой экономики. Программа диктует необходимость инклюзивного использования логистических грузоперевозок, стимулирование внутреннего потребления, развитие экспорта продукции и построение платформ, обеспечивающих сквозные цифровые решения для формирования добавленной стоимости и обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса.

Сценарий подразумевает пошаговое развитие цифровизации отечественного сельского хозяйства в производственных циклах. Учитывая «горизонтальный характер» трансформируемой отрасли в целом, это обеспечит создание цепочек жизненного цикла производства и реализации продукции (рис. 2)2.

На первом этапе участники программы совместно с Министерством сельского хозяйства РФ формируют и обеспечивают процесс определения динамических сезонных КР1 по отраслям сельского хозяйства. Создается Национальный союз Цифровой трансформации сельского хозяйства, который будет выступать как Центр Компетенции программы, обеспечивающий не дискриминационный доступ к программе всем заинтересованным участниками агропро-

1 Концепция «Научно-технологического развития цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство» / Аналитический центр Минсельхоза РФ. - https://www.mcxac.ru/

2 Там же.

мышленного рынка. Союз также отвечает за взаимоотношения по развитию евразийских контактов в области цифро-визации сельского хозяйства.

Переработка Опт ^ \ А

► Производство ) Пищевое Розница » Потребители

производство Дистрибуция ^ 4 щ

Семена Овощи, фрукты

Удобрения Зерновые

Агрохимия Мясо

Лекарства, витамины Молочные продукты Корм

Первичная обработка выпечка Хранение Мясо

Транспорт Молочные продукты

Трейдеры Продукты питания

Биотопливо Закуски

Напитки

Гипермаркеты Супермаркеты Магазины Рестораны

Вендинговые аппараты

Городские Сельские

Рисунок 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизненный цикл производства и реализации сельскохозяйственной продукции

Ключевой задачей Союза станет изучение эффективности применения цифровых технологий, координирование пилотных внедрений на предприятиях в регионах РФ. Союз будет вести открытый справочник доступных технологий, и давать рекомендации российскому промышленному комплексу для производства, локализации, разработке и импор-тозамещению технологий, имеющих первостепенное значение. Союз будет проводить работу по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти по вопросам эксплуатации цифровых технологий и адаптации законодательства, а также по координации с другими направлениями цифровой экономики. Союз займется аналитическими исследованиями, направленными на цифровое развитие АПК, анализ мировых тенденций, раскрытие экспортных возможностей и выработку рекомендаций по поддержке отечественных производителей цифровых решений для АПК1.

На втором этапе (2019-2024 гг.), который затрагивает крупные и средние сельскохозяйственные производства происходит масштабирование апробированных технологий хозяйствующими субъектами, в том числе используя меры стимулирования, за счет смещения господдержки в пользу предприятий, внедряющих процессы и технологии цифро-визации с использованием методов объективного контроля за производством. Это, в свою очередь, позволит сельхозпроизводителям интегрироваться в мировое пространство, используя мировые стандарты соответствия требованиям качества и прослеживаемости продукции. Формируются и запускаются технологические и организационные основы для дистанционного обучения и повышения квалификации работников АПК с доступом к самым передовым технологиями в области сельского хозяйства и переработки продукции.

На третьем этапе (2022 г. и последующие годы) создается сквозная система информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, в результате будут оцифрованы все циклы сельхозпроизводства, что обеспечит снижение себестоимости и повысит доступность продукции, в том числе за счет минимизации участия посредников в сбытовых цепочках. Произойдет цифровая фрагментация (разделение труда) и «уберизация» хозяйств (например, хозяин крупного рогатого скота и молочного производства отвечает только за кормление, выгул и дойку, поставку кормов, лекарств, убой, вывоз продукции осуществляют специализированные компании).

В целом, экспертная команда программы цифровой экономики полагает, что в рамках цифровой трансформации должно создаваться множество информационных платформ, большинство из которых должны быть открытыми для участников индустрии. Это должно ускорить внедрение цифровизации, обеспечить конкуренцию между 1Т компаниями и консалтинговыми агентствами и обеспечить достоверность оборота данных в сельском хозяйстве. Долина О.Н по этому поводу отмечает, что «в качестве механизма обеспечения эффективной реализации долгосрочных проектов развития прогрессивных технологий, социальной сферы может стать программно-целевой метод финансового планирования, использование которого позволит наиболее эффективно планировать и использовать все ресурсы2.

Заключение

К 2024 г. профильные вузы осуществят первые выпуски и в полной мере реализуют программы по подготовке специалистов в области обработки данных, поддержки платформ, микроэлектроники и цифрового оборудования сельского хозяйства. Средние и мелкие товаропроизводители повысят производительность труда через фрагментацию производства, уберизацию и образование производственных цепочек с контролируемым жизненным циклом продукции. Существенно повысится качество сельскохозяйственной продукции, а Министерство сельского хозяйства РФ получит возможность прогнозировать цену на основные продукты перед началом сезона, в результате повысится продовольственная безопасность РФ.

1 Концепция «Научно-технологического развития цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство» / Аналитический центр Минсельхоза РФ. - https://www.mcxac.ru/

2Долина, О.Н. Тенденции развития финансовой системы России: проблемы и перспективы/ О.Н. Долина //Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. - 2016. - С. 20-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.