Научная статья на тему 'Цифровая трансформация общества в Республике Бурятия'

Цифровая трансформация общества в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / самозанятость / платформенная занятость / мобильные приложения / мессенджеры / информационные технологии / инновации / digitalization / self-employment / platform employment / mobile applications / instant messengers / information technology / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дашибалова Ирина Николаевна, Ван Ирина Доржиевна

В статье рассматривается роль цифровых процессов и информационных решений в регионе Бурятия. Цифровизация наряду с доступностью образования, медицины и сферы услуг, имеет ограничения и риски, демонстрирует цифровое неравенство регионов. Платформенная занятость в регионе формирует рынок цифровых профессий, включает активных пользователей в новые виды социальных практик, предполагает самообучение и рост профессиональных компетенций. Вместе с тем, ввиду сложившейся структуры рынка труда, неустойчивости правового статуса цифровых профессий, цифрового бизнеса обнаруживаются проблемы легализации, налогообложения, пенсионных страховых отчислений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дашибалова Ирина Николаевна, Ван Ирина Доржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article examines the role of digital processes and information solutions in the Buryatia region. Digitalization, along with the accessibility of education, medicine and services, has limitations and risks, demonstrating the digital inequality of regions. Platform employment in the region forms the market for digital professions, includes active users in new types of social practices, involves self-learning and the growth of professional competencies. At the same time, due to the current structure of the labor market, the instability of the legal status of digital professions, digital business, problems of legalization, taxation, pension insurance deductions are revealed.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация общества в Республике Бурятия»

Цифровая трансформация общества в Республике Бурятия

Дашибалова Ирина Николаевна,

к.ф.н., старший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН E-mail: dashibalonirina@gmai.com

Ван Ирина Доржиевна,

младший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН E-mail: irdon@yandex.ru

В статье рассматривается роль цифровых процессов и информационных решений в регионе Бурятия. Цифровизация наряду с доступностью образования, медицины и сферы услуг, имеет ограничения и риски, демонстрирует цифровое неравенство регионов. Платформенная занятость в регионе формирует рынок цифровых профессий, включает активных пользователей в новые виды социальных практик, предполагает самообучение и рост профессиональных компетенций. Вместе с тем, ввиду сложившейся структуры рынка труда, неустойчивости правового статуса цифровых профессий, цифрового бизнеса обнаруживаются проблемы легализации, налогообложения, пенсионных страховых отчислений.

Ключевые слова: цифровизация, самозанятость, платформенная занятость, мобильные приложения, мессенджеры, информационные технологии, инновации.

<п ■_

CJ

Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (Х^1-ХХ1 вв».) № 121031000243-5.

Цифровая трансформация общества в последнее десятилетие XXI в. преобразует различные сферы социальной жизни, включая бизнес, образование, здравоохранение, государственное управление и т.д. Процессы ускоренной передачи информации привели к автоматизации бизнес-процессов с использованием программного обеспечения, искусственного интеллекта и роботов, онлайн-банкинга, развитию электронной коммерции и появлению новых форм экономики [1].

По мнению Ю.И. Грибанова, «происходит неуклонная сервисизация всей хозяйственной деятельности за счет постепенного отхода от модели удовлетворения потребностей за счет поставки товаров к модели их удовлетворения за счет оказания все более персонализированных услуг, техническую основу для чего создает именно цифровая экономика» [2, с. 37]. Диджитализация и внедрение цифровых платформ постепенно внедряется в государственном секторе (в сфере госзакупок и проведения тендеров, в Налоговой службе, появление и развитие российского портала Госуслуги). Примеры цифровиза-ции включают в себя переход от бумажной документации и электронным системам учета и хранения данных, автоматизацию процессов с использованием роботов, чат-ботов. Цифровые процессы вносят изменения в трудовые рынки и требуют новых навыков и знаний у работников. В системе образования вводятся инновационные методы преподавания, электронные материалы, интерактивные учебники, мультимедиа и повышается доступность образовательных ресурсов, также происходит индивидуализация обучения с ростом образовательных платформ, онлайн курсов, репетиторских услуг.

Цифровизация сферы услуг внедряет массовые коммуникационные технологии для улучшения процессов продаж. Эффективности торговых операций способствует управление клиентской базой данных через платформенные решения. Платформенная торговля расширяет географию продаж, сокращает время на обработку заказов с помощью интернет-магазинов на международном уровне, и соответственно, увеличивает емкость рынка и повышение качества обслуживания [3].

Диджитализация транспортных услуг проявляется в использовании мобильных приложений, веб-порталов «Умный город», «Умный транспорт», «2 ГИС», сервисы заказа такси, сайты и чаты поиска попутчиков, карше-ринг для поиска общественных видов транспорта и аренды автомобилей. Клиенты могут найти, заказать, арендовать транспорт или купить билеты. На уровне муниципальных служб умные системы управления регулируют транспортные потоки, снижают «пробки» и оптимизируют движение. Удобство обслуживания и уже привычный режим для пассажиров представляют электронные билетные системы и безналичный расчет для оплаты проезда всех видов транспорта, включая маршруты дальнего следования.

Использование цифровых технологий в ресторанном бизнесе включает автоматизацию бизнес-процессов для заказов и доставки, и самое главное, управление и аналитику информации о предпочтениях клиентов. Преимуществом цифровизации общепита является его высокая производительность, совершенствование сервиса для клиентов, управление кадрами, учет товарооборота [4].

В период пандемии 2020 г. трудовая сфера столкнулась с режимом дистанционной занятости. С одной сто-

роны, ряд профессий предполагают удаленный, творческий характер деятельности, поэтому до, во время и после пандемии работники данного направления изменений не почувствовали. С другой стороны, многим оффлайн работникам пришлось психологически и организационно перестраивать свои стили взаимодействия с работодателями и формировать свой «виртуальный офис». Формат видеоконференций, облачных сервисов, онлайн-платформ, электронный документооборот стал для части населения новой реальностью и новым видом труда. Цифровизация трудовой сферы открыла много преимуществ, таких как сокращение времени на поездку на работу, увеличила производительность, внесла гибкость и мобильность. Одновременно цифровые процессы являются вызовом для рабочих мест и информационной безопасности, требуют переобучения персонала.

В цифровой экономике складываются новые нетрадиционные виды занятости. Первыми, кто освоил возможности цифровых платформ стали фрилансеры. Сервисы HeadHunter, Авито и т.д. предоставляют возможности и широкий диапазон вакансий. Специализированные профессиональные платформы позволяют людям работать удаленно и предоставлять услуги по разработке сайтов, программного обеспечения, приложений, веб-дизайну, написанию контента. Следующей обширной группой работников онлайн являются сотрудники и самозанятые на дому. Они предлагают свои услуги через интернет, это могут быть контент-менеджеры, маркетологи, SMM-специалисты, блогеры, администраторы интернет-магазинов и т.д. Онлайн занятость включает партнерский маркетинг. С помощью рекламы продуктов и услуг, комиссий за продажи, взаимные ссылки происходит взаимовыгодное партнерство. Ряд творческих профессий подразумевает создание цифровых продуктов: написание текстов, музыки, редактирование фотографий и киноизображений и очень популярное продвижение онлайн-курсов, коучинг. В банковской системе, телекоммуникационных системах сформировалась практика виртуального ассистента для административной поддержки и помощи клиентам через интернет. Это лишь некоторые примеры нетрадиционной занятости в цифровой экономике, количество которых будет расти с постоянным развитием интернета.

Наряду с перспективными и наглядными факторами цифровизации общества увеличиваются проблемы поиска работы для некоторых слоев населения в связи роботизацией. Как утверждают Фомичева Т.В., Катаева В.И.: «В группу риска попадают следующие категории населения: трудоспособное население, занятое на временной работе; население, работающее неполный рабочий день и имеющее случайные (несистематические) заработки; работники фриланса и заёмного труда; мигранты; стажёры и студенты. В качестве социального последствия цифровизации, внедрения цифровой экономики, можно назвать комплексную дегуманизацию человеческих отношений, вследствие конкуренции за рабочие места между роботами и людьми» [5, с. 83].

Д.О. Стребков указывает, опираясь на данные проведенного эмпирического исследования, что дополнительными ограничениями для фрилансеров и сходных групп на дистанционном режиме работы стали приостановка работы глобальных фриланс-бирж в 2022 г., добровольная или вынужденная миграция 1Т-специалистов, ограничения, наложенные на российские банки для межграничных переводов, закрытие доступа к зарубежным лицензионным программным продуктам, колебания валютного курса [6, с. 30-31]. Несмотря на потрясения и колебания, поляризационные процессы, рынок фриланс-услуг

будет расти, так как в России он далеко не исчерпан. Замещение Amazon, Али-экспресс успешно совершается Wildberris, Ozon. Активным российским комбосервисом и экосистемой становится Яндекс от службы доставки еды до такси.

Цифровая занятость имеет значительное влияние на российскую экономику, так как создаются новые рабочие места, новые отрасли, связанные с кибербезопас-ностью, искусственным интеллектом, блокчейном, телемедициной, информационными технологиями и программированием. Это способствует увеличению занятости и снижению безработицы. Инновационные компании и стартапы могут стать движущей силой экономического роста. Расширение бизнеса за счет онлайн торговли, маркетплейсы и другие цифровые платформы предоставляют доступ к международным рынкам и увеличивают объемы торговли. Цифровые решения открывают доступ для различных слоев населения и особенно групп с ОВЗ, женщин в декретном отпуске, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, а также жители отдаленных от центра регионов, тем самым устраняя цифровое неравенство.

Одним из следствий развития онлайн платформ является появление и активный рост числа лиц самозанятых. По данным Федеральной налоговой службы в 2023 г. зарегистрированы 8,1 млн человек. Для сравнения - в 2021 г. зафиксированы 1,6 млн в 2022 г. - 6 млн человек1.

Новый вид самозанятости представляет свободу и гибкость графика работы. Возможность устанавливать свое рабочее время, так как удобно самозанятому, выбирать проекты и клиентов позволяет адаптировать работу под свои потребности. С самозанятостью возможно увеличение дохода, собственное определение цены за услуги, параллельная работа над несколькими проектами одновременно. Так как самозанятый работает независимо, он является ответственным за свой успех или неудачу. Это развивает в нем навыки самодисциплины и лидерства. В процессе самозанятости происходит постоянное столкновение с вызовами получения все новых и новых навыков, т.е. регулярное получение знаний и опыта. Самозанятый имеет возможность работать из любого места и не ограничен одной компанией или организацией, выбирает разных партнеров для ведения бизнеса.

Как и любая сфера деятельности, цифровизация труда, имеет проблемы и риски. Быстрый темп развития и внедрения цифровых решений требует обучения новым навыкам и последним тенденциям. Введение автоматизации приведет к исчезновению определенных традиционных видов профессий. С увеличением информационных технологий повышается риск киберпреступле-ний и утечки персональных данных. Удаленный режим может способствовать проблемам здоровья, изоляции, отсутствия личного общения и нарушения баланса работы - личная жизнь.

Наряду с интенсивным процессом цифровизации, предлагающим новые возможности для самореализации, самообучения гибким навыкам, благодаря высокой скорости передачи информации, низкому порогу вхождения в цифровые сообщества обнаруживаются противоречия в форме цифрового разрыва в социальной структуре российского общества. Цифровой разрыв характеризует различия между уровнем цифровизации в мегаполисах и периферийных регионах, качеством

В России зарегистрированы более 8,1 млн самозанятых // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/news/activities_fts/13806994/. (дата обращения: 09.11.2023).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

разработок сетевых структур и мобильных приложений в крупных промышленных центрах и отсутствием цифровой инфраструктуры в депрессивных моногородах, а также степенью включённости в цифровой рынок активной молодёжи и представителей среднего класса.

Динамично развивающийся сервис электронного правительства показал высокую интеграцию населения и отличительные характеристики уровня цифровизации РФ. По поручению Президента РФ в срок до 01 декабря 2022 г. Единый портал Госуслуги (ЕПГУ) завершил централизацию основных инфоресурсов Пенсионного фонда, МВД, Росреестра и других федеральных органов власти, до 01 января 2023 г. завершен перенос всех массовых и социально значимых госуслуг в электронный формат1. На взгляд, непосредственно работающих с сервисами IT-специалистов, Госуслуги, портал Федеральной налоговой службы, телекоммуникации «не представляют особых конкурентных преимуществ с мировыми аналогами, но являются хорошими примерами цифровизации в РФ. Кроме того, данные электронные сервисы ввиду высокой доли госуправления непрозрачны и аффилированы» (интервью с бизнес-аналитиком, стаж в профессии 3 года).

Активному освоению цифровых профессий способствует развитие интернета в регионе. Согласно данным выборочного федерального статистического наблюдения, проведенного в 2021 г. Управлением статистики образования, науки и инноваций Росстата, 92,8% населения Республики Бурятия в возрасте 15-74 лет использует интернет, из них 84,9% - ежедневно. По указанному показателю Республика Бурятия занимает пятое место

в Дальневосточном федеральном округе среди 11 субъ-

2

ектов .

На сегодняшнем этапе развития информационных технологий, интернет стал не только массовым средством поиска информации и коммуникаций, но и инструментом коммерциализации. Потребители всё чаще используют интернет для покупок в онлайн-магазинах. В Республике Бурятия у половины пользователей сети востребовано приобретение товаров в маркетплейсах и услуги онлайн (54%). Интернет всё более интегрирован в процессы социальной жизни. В 2021 г. в Бурятии, не самом цифровом российском регионе, увеличилась доля тех, кто обращается за получением государственных услуг до 80%, в 6 раз в сравнении с 2014 г. Каждый второй гражданин пользуется электронным кабинетом налогоплательщика (48%). Треть населения РБ использует электронную запись к врачу (34%) и четверть (25%) практиковала дистанционное обучение. За последние четыре года число пользователей мобильного интернета выросло с 68 до 96 на 100 человек3. Данные показатели свидетельствуют об эффективной политике цифровиза-

1 Портал госуслуг меняет формат их предоставления. Перечень новшеств // Сетевое издание Cnews. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.cnews.ru/news/ top/2021-02-11_portal_gosuslug_k_vesne_izmenitsya (дата обращения: 21.10.2022).

2 Выборочное федеральное статистическое наблюдение

по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия - 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://gks.ru/free_doc/new_ site/business/it/ikt21/index.html (дата обращения: 21.10.2022).

£2 3 Использование сети Интернет в Республике Бурятия. " 31.05.2022 // Территориальный орган Федеральной служен бы государственной статистики по Республике Бурятия -еч [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://burstat. il gks.ru/infographics2022/document/166918 (дата обращения: z 21.10.2022).

ции и продвижению интернет-технологий в социальное пространство региона.

Проникновению интернета в повседневную реальность пользователей способствует интенсивное массовое внедрение социальных сетей и мобильных приложений. Интернет не только становится средой общения, но и местом обитания, источником дохода. В настоящее время практически каждый человек оказывается вовлеченным в интернет-технологии. Выйти в социальные сети с каким-либо продуктом, обучением либо вести блог, является для людей «социальным лифтом», представляющим не только средства дополнительного или основного заработка, но и возможностью качественно изменить уровень жизни.

Использование смартфонов (86% жителей Бурятии) в повседневном общении подтверждает всё большую включённость всех возрастных групп населения в социальные сети или мессенджеры согласно данным выборочного изучения использования населением информационных систем, интернета и наличия компьютерной техники за 2021 г.. 4

Специфика цифровой занятости в регионе предопределена работающими прикладными платформами. Благодаря деятельности разработчиков инфраструктуры электронного правительства достаточно эффективно введены российские отраслевые «Госуслуги», «Платон» и образовательные платформы Учи.ру, Getcourse, но они скорее формируют навыки цифрового взаимодействия, чем приносят доход пользователям. Ввиду региональных особенностей представленность цифровых платформ имеет инструментальный характер, то есть это чаты в мессенджерах и телеграм-каналах (Viber, Telegram, WhatsApp), справочники организаций, сайты объявлений (2ГИС). Взаимный поиск поставщиков и потребителей услуг приводит к удобной современной форме виртуальной коммуникации в социальных сетях - Вкон-такте, Одноклассники, в которых формируются тематические группы (пошив одежды, парикмахерские услуги, авторемонт и др.).

Сложившимися видами платформенной занятости через социальные сети в регионе стали аренда жилья, сбыт домашней и сельскохозяйственной продукции, репетиторство, домашний ремонт, служба доставки продуктов торговых сетей и кафе, переводческие услуги, группы попутчиков в сельские районы республики и соседние регионы (Иркутская область, Забайкальский край), услуги массажа, маникюра, косметолога, диетолога, психологические консультации, пошив одежды на заказ.

Отдельно стоит выделить сетевой бизнес крупных компаний по продаже различных БАДов и товаров для дома международных и отечественных компаний: Atomy, Greenway, Tupperware, Amway, NL, Oriflame, Herbalife, Сибирское здоровье. Активизируясь в поисках дохода, население, с одной стороны, вынужденно включается в платформенные сервисы, социальные сети, мессен-джеры, чаты объявлений по оказанию услуг с целью заработать (разового или систематического заработка). В сетевой бизнес внедряются в качестве консультантов-продавцов множество женщин, в основном в сельских районах республики. С другой стороны, и у этого рынка возникает «потолок» - так как все всё продают, но меньше тех, кто покупает. Следует отметить, что компании

4 Использование сети Интернет в Республике Бурятия. 31.05.2022 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия -[Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://burstat. gks.ru/infographics2022/document/166918 (дата обращения: 21.10.2022).

сетевого маркетинга больше развиты в небольших городах и посёлках чем в крупных городах и федеральных центрах, что объясняется узким диапазоном адаптационных стратегий населения. Итак, платформенная занятость в регионе имеет гибридный характер, большая часть пользователей использует готовые платформы для офлайн-продаж.

В Республике Бурятия согласно данным Федеральной налоговой службы ежемесячно происходит прирост числа самозанятых. Если 01 января 2021 г. зарегистрировано в данном статусе 3395 человек, то уже на 01 июня 2022 г. достигло 15 тыс. человек1. На 01 января 2023 г. число самозанятых достигло 21597 человек, то есть выросло в 6,4 раз за 2 года. Наиболее распространенными направлениями для них становятся услуги такси, грузоперевозки, индустрия красоты, отделочные работы, SMM-продвижение. Льготный налоговый режим, консультационная поддержка, предоставление субсидии, цифровизация бизнеса через мобильное приложение, возможность участия в госзакупках стимулируют реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной пред-

2

принимательской инициативы» .

Цифровая, платформенная занятость характеризуется сферой информационных технологий и площадкой коммуникации между различными акторами, образующих сетевое взаимодействие: 1Т-специалистами (разработчиками, аналитиками), Digital-специалистами в средах ранее являвшихся традиционными - маркетинг, финансы, образование, медиа и пользователями.

Платформенная занятость как новое социальное явление в эпоху турбулентности многомерно, включает разноуровневых игроков. На государственном уровне в 2017 г. принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»3. После пандемии 2020 г. наблюдается взрывной рост пользователей онлайн платформ, работающих в удалённом режиме и обучающихся дистанционно4. Пандемия ускорила тенденцию цифровизации бизнес-процессов в России, что было вызвано вынужденным переходом на удалённую работу. По прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума, переход на удалённую работу независимо от желаний сотрудников к 2025 г. осуществит 81% российских компаний5.

1 Почему статус самозанятого популярен в Бурятии // Официальный сайт ФНС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn03/news/activities_ fts/12302498/ (дата обращения: 21.10.2022).

2 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 24.12.2018 // Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 21.10.2022).

3 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». // Консультант-плюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_221756/. (дата обращения: 21.10.2022).

4 Аналитический доклад ВЦИОМ и SocialBisnnessGroup «Цифровая грамотность и удалённая работа в условиях пандемии». // ВЦИОМ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/ czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii. (дата обращения: 21.10.2022).

5 The Future of Jobs Report 2020. OCTOBER 2020. // World

Economic Forum: [Электронныйресурс]. - URL: https://www.

google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=https://www3. weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf&ved=2ahUKEw

iAr4aHtvP6AhVXgosKHdRZCiwQFnoECAoQAg&usg=AOvVaw3lN s3YEh1HqXcrG9r2MsvE (дата обращения: 21.10.2022).

Платформенная занятость обусловлена сложной самообразующейся системой сетевой коммуникации с использованием, в том числе, визуального контента. Символический капитал, формируемый участниками взаимодействия, производится специалистами, которых можно подразделить на технических (программисты, разработчики, аналитики данных, веб-дизайнеры) и разнообразный ряд цифровых маркетологов и креа-тивщиков (графические дизайнеры, копирайтеры, SMM-продюсеры, видеомейкеры и др.).

По определению Бабкина А.В. «цифровые платформы представляют собой гибридные структуры, ориентированные на формирование взаимовыгодных взаимоотношений значительного количества независимых экономических агентов, осуществляемых в едином информационном пространстве и направленных на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей» [7].

Различают три вида цифровых платформ: инструментальные, инфраструктурные и прикладные6. Одной из самых распространённых разновидностей прикладных платформ являются социальные сети. Они регламентируются федеральными законами № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»7 и № 530 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8.

Как было отмечено, рынок платформенной занятости формирует таких акторов, как IT-специалисты. В Бурятии основная масса инженеров-программистов, сетевых инженеров, аналитиков занята обслуживанием готовых продуктов. «Даже, если отделы IT при организациях пишут свои программы, для организаций эти программы не создают прибыль, так как департаменты IT находятся в крупных городах. Но качественного разрыва между специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ нет, скорее он количественный» (интервью с инженером-программистом, стаж в профессии 22 года).

Платформенная занятость в регионе формирует рынок цифровых профессий, включает активных пользователей в новые виды социальных практик, предполагает самообучение и рост профессиональных компетенций. Вместе с тем, ввиду сложившейся структуры рынка труда неустойчивости правового статуса цифровых профессий, цифрового бизнеса обнаруживаются проблемы легализации, налогообложения, пенсионных страховых отчислений. Нельзя говорить о качественном разрыве между местными представителями цифровых профессий и специалистами из крупных городов, скорее наблюдается их невостребованность в отсутствие крупных компаний в регионе.

Литература

1. Clauberg R. Challenges of digitalization and artificial intelligence for modern economies, societies and manage-

Цифровые платформы // Центр развития компетенций в бизнес-информатике, логистике и управления проектами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy/. (дата обращения: 21.10.2022).

7 Федеральный закон № 149-ФЗ // Консультант-плюс -[Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/. (дата обращения: 21.10.2022).

8 Федеральный закон № 530 // Консультант-плюс - [Электронный ресурс. - Режим доступа - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_372700/. (дата обращения: 21.10.2022).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

ment // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2020. - Т. 28. - № 3. -С. 556-567. - URL: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-556-567

2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции // Диссертация на соискание степени доктора эконом. наук. -Санкт-Петербург. - 2016. - 355 с.

3. Писарева Е.В. Влияние цифровизации на эффективность интеграции маркетинговых коммуникаций в сфере услуг: локальный аспект // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2022. - № 3(79) - С. 108-114.

4. Козин Д.Ю. Цифровизация ресторанного бизнеса // Общество. Доверие. Риски. Материалы 3-го Ежегодного международного форума: в 3-х книгах. -Москва: Изд-во РЭУ им. Г.В, Плеханова. - Т. Книга 3. - 2021. - С. 78-82.

5. Фомичева Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. - № 2 (212) 2019. - С. 80-84.

6. Стребков Д.О. Платформенная занятость и фри-ланс в эпоху перемен // Социодиггер - Т. 3 - № 1011 (22) - С. 29-33.

7. Бабкин А.В., Куратова А. Классификация и характеристика цифровых платформ в экономике // Электронный научный журнал «Вектор экономики». -[Электронный ресурс]. - 2018. - № 2. - URL: http:// www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/12/ innovationmanagement/Babkin_Kuratova.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Dashibalova I.N., Van I.D.

Russian Academy of Sciences

The article examines the role of digital processes and information solutions in the Buryatia region. Digitalization, along with the accessibility of education, medicine and services, has limitations and risks, demonstrating the digital inequality of regions. Platform employment in the region forms the market for digital professions, includes active users in new types of social practices, involves self-learning and the growth of professional competencies. At the same time, due to the current structure of the labor market, the instability of the legal status of digital professions, digital business, problems of legalization, taxation, pension insurance deductions are revealed.

Keywords: digitalization, self-employment, platform employment, mobile applications, instant messengers, information technology, innovation.

References

1. Clauberg R. Challenges of digitalization and artificial intelligence for modern economies, societies and management // Bulletin of the RUDN University. Series: Economics. - 2020. - Vol. 28. -No. 3. - pp. 556-567. - URL: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-556-567

2. Gribanov Yu.I. Digital transformation of socio-economic systems based on the development of the Institute of service integration // Dissertation for the degree of Doctor of Economics. sciences'. - St. Petersburg. - 2016. - 355 p.

3. Pisareva E.V. The impact of digitalization on the effectiveness of integration of marketing communications in the service sector: a local aspect // Bulletin of the Rostov State University of Economics. - 2022. - № 3(79) - Pp. 108-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kozin D. Yu. Digitalization of the restaurant business // Society. Trust. Risks. Materials of the 3rd Annual International Forum: in 3 books. - M.: Publishing House of the Plekhanov Russian University of Economics. - T. Book 3. - 2021. - pp. 78-82.

5. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. The values of Russians in the context of digitalization of the Russian economy // The standard of living of the population of the regions of Russia. - No. 2 (212) 2019. - pp. 80-84.

6. Strebkov D.O. Platform employment and freelancing in the era of change // Sociodigger - Vol. 3 - No. 1011 (22) - pp. 29-33.

7. Babkin A.V., Kuratova A. Classification and characteristics of digital platforms in economics // Electronic scientific journal "Vector of Economics". - [Electronic resource]. - 2018. - № 2. - URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/12/in-novationmanagement/Babkin_Kuratova.pdf (date of application: 21.10.2022).

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.