Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]
Ермакова Ирина Германовна,
директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 183»
E-mail: [email protected]
Цифровая трансформация требует изменения образа мышления не только тех специалистов, которые осуществляют деятельность в условиях новой цифровой экономики, но и каждого человека. Интеграционный процесс цифровых технологий во все жизненно важные сферы деятельности человека, кардинально меняющий прежние устои и полностью преобразовывающий технологии, культуру, процессы взаимодействия и др., затрагивает каждого из нас. Это влечет за собой огромные изменения в сфере образования. Цифровая трансформация сферы образования - необходимое условие перехода к жизни в уже реально существующем цифровом мире, а сам процесс означает не только развитие материально-технической базы, построения инфраструктуры, а изменение сущности понятий, составляющих и отражающих теорию и практику современного обучения и воспитания.
Ключевые слова; образование, цифровая трансформация.
о с
CJ
см со
Интеграционный процесс цифровых технологий во все жизненно важные сферы деятельности человека, кардинально меняющий прежние устои и полностью преобразовывающий технологии, культуру, процессы взаимодействия и др., затрагивает каждого из нас. Это влечет за собой огромные изменения в сфере образования.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что цифровое развитие предусматривает технологические основы, на которых базируется последующий процесс цифровой трансформации [8] (рис. 1).
Сегодня производственная сфера стремится автоматизировать все технологические процессы, делая ставку на робототехнику. Но при этом зачастую упускают из виду важнейший аспект успешного внедрения робототехники - кто будет обслуживать роботов. Все это лишний раз свидетельствует, что в течение последних нескольких десятилетий идёт процесс перехода на новый технологический лад: то, что происходит в реальном секторе, называется переходом на автоматизированное производство или цифровой революцией^].
Цифровая трансформация сферы образования - необходимое условие перехода к цифровой экономике, а сам процесс означает не только развитие материально-технической базы, но и процесс построения инфраструктуры, которая позволит активно внедрять инновационные технологии, придать гибкость системе управления, внедрять новейшие образовательные технологии и выстраивать индивидуализированные модели обучения [5]. Цифровая трансформация образования заключается, в первую очередь, в том, чтобы используя уникальные возможности, которые несут в себе цифровые технологии, кардинально изменяющие экономику, социальную сферу, бизнес и прочие сферы, комплексно переосмыслить образовательную деятельность.
Массовое распространение цифровых технологий качественно сказалось не только на развитии производственной сферы, но и заставило систему образования быстро на эти изменения реагировать. При этом системой образования формируется новое пространство для взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, потенциальными потребителями и поставщиками образовательных услуг, развиваются новые компетенции[5].
Анализ отечественного опыта позволяет утверждать, что в России стремительно обновляются и совершенствуются информационно-коммуникативные технологии, которые позволя-
ют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого, как происходит трансформация процессов в социальной сфере, отражаясь и внося значительные изменения в образовательную сферу. И хотя система образования
только в последнее десятилетние начала отводить информационным образовательным технологиям значимое место в образовательном процессе, они успешно приживаются наряду с традиционными формами обучения.
Рис. 1. Технологические основы процесса цифровой трансформации[8]
Анализ теории и практики цифровизации образования позволяет утверждать, что в Российской Федерации актуальны такие основные направления цифровой трансформации образования (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые направления цифровой трансформации образования
1. Развитие цифровой инфраструктуры образования Подключение образовательных организаций к высокоскоростному интернету;
Формирование и развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций;
Формирование цифровой компетентности работников образовательных организаций.
2. Развитие цифровых учебно-методических материалов, цифрового оценивания и аттестации Развитие общедоступных цифровых коллекций учебно-методических материалов, инструментов и сервисов;
Разработка и внедрение цифровых контрольно-измерительных материалов, инструментов и сервисов.
3. Переход к персонализированной организации образовательного процесса Развертывание национальной сети инновационных площадок цифрового образования;
Разработка и доводка в полевых условиях обновлённой нормативной базы работы образовательных организаций;
Развертывание системы мониторинга и поддержки распространения процессов цифровой трансформации образовательных организаций.
Реализация двух первых поможет преодолеть
технологический цифровой разрыв:
• Развитие цифровой инфраструктуры образования:
- обеспечение доступа образовательных организаций и всех участников образовательного процесса к современным цифровым технологиям;
• Развитие цифровых учебно-методических материалов, цифрового оценивания и аттестации:
- разработка и использование новых цифровых учебно-методических комплексов (в том числе, сетевых), систем и материалов для формирующего и констатирующего оценивания по всем направлениям образования;
- поддержка и совершенствование традиционного образовательного процесса, создание условий для его трансформации и качественного улучшения.
Эти тенденции традиционную организацию образовательного процесса не изменят, они находятся в разряде инновационных, но при этом позволяют совершенствовать образовательный процесс и влияют на повышение результатов образовательной деятельности[3].
Третье направление - переход к персонализированной организации образовательного процесса - это способ проектирования и реализации образовательного процесса, обеспечивающий каждому обучаемому достижение высоких для него академических результатов и формирование компетенции, необходимые для жизни в цифровом обществе. Это - область инноваций, способствующая:
• Развернуть национальную сеть инновационных площадок цифрового образования (ИПЦО), обеспечивающих освоение персонализированной организации образовательного процесса (ПООП);
• Разработать и довести в полевых условиях обновленную нормативную базу цифровой трансформации образования;
• Распространить и поддержать освоение новых моделей образовательной работы, развернуть систему мониторинга и поддержать распространение процессов цифровой трансформации во всех учебных заведениях. Успешная реализация приоритетного проекта
«Современная цифровая образовательная среда в РФ» [1] позволит коренным образом изменить подход к обучению. Основные мероприятия, со-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
держащиеся в Федеральной программе развития образования, заключаются в разработке и реализации информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, которые обеспечат возможность входа в международное информационное и коммуникационное пространство.
Что касается мирового образовательного пространства, то считается, что система образования, которая свойственна Республике Корее - одна из лучших в мире, а в соответствии с результатами исследования PISA именно студенты Кореи попадают в тройку лучших[2]. Корея занимает лидирующие позиции как одна из высокотехнологичных стран, использующая широкополосный интернет и голосовую связь. В стране ключевая роль в запуске и реализации программы по цифровиза-ции принадлежит государству. При этом успех обусловлен цифровой приватизацией - вовлечением частных игроков. Концепция цифрового обучения начала активно внедряться в образовательную мировую систему в конце 90-х гг., в Корее «Школа будущего» стала инновационным проектом, нацеленным на воспитание в школьниках адаптивности, готовности не только к переменам, но и электронному обучению, ориентации в огромных информационных потоках, работе с цифровыми технологиями[2]. Смарт-школы - это полная компьютеризация общеобразовательных учреждений и обучение школьников пользованию информационными ресурсами[6].
Для интеграции цифровых решений на уровне государства утверждена политика и стратегические планы, которые необходимо соблюдать всем учебным учреждениям на начальном, младшем и среднем уровне школьного образования. Проект же «Умное образование» [6] позволил перейти от традиционных бумажных учебников к электронным, создав новую сетевую базу учебных материалов. Полномасштабное совершенствование всех направлений школьного образования в корейской «Школе будущего» позволило школьникам[7]:
- интерактивно обучаться на базе компьютерных классов в школе;
- использовать мультимедийные средства подачи материала, создаваемого преподавателями в рамках базовой учебной программы;
- применять элементы электронного обучения;
- слушать дистанционные лекции преподавателей других школ и вузов;
- использовать различные информационные ресурсы (электронные библиотеки, выставки и экспозиции), представленные в сети Интернет;
- дистанционно консультироваться. Внедрение цифровых технологий и разработанные нескольких программ, которые запустила
5 КЕРИС, позволило значительно улучшить резуль-g таты обучения школьников. S Среди подходов, применение которых позволи-° ло действительно улучшить результаты обучаю-5в щихся, можно назвать следующие[7].
Во-первых, EDUNET.
EDUNET - это всеобъемлющая информационная служба в области образования, доступная широкой общественности и предназначенная для информирования о текущих тенденциях в области образования, доступа к общим ресурсам и участия в онлайн-сообществе с миллионами пользователей:
• использование комплексного информационного сервиса для подготовки учителей. Этот сервис ориентирован на управление доступом к информации в государственных и частных учебных заведениях, где проходят подготовку преподаватели, он также помогает оценивать педагогов;
• использование системы поддержки дистанционного обучения. Система фокусируется на повышении квалификации учителей (ПКУ) с акцентом на дистанционное обучение (ДО);
• электронная система обучения на дому (Cyber Home Learning System, CHLS). Это распределенная ИТ-система управления обучением, предназначенная для продолжения учебного процесса после возвращения из школы. Система обеспечивает «умную» диагностику и предоставляет дистанционное консультирование;
• план поощрения для обучения молодых талантов в целях формирования общества, ориентированного на программирование.
С января 2019 года по инициативе Министерства образования, Министерства науки в учебный план начальной школы было включено обучение программированию, этике и решению задач. Так как Министерство образования заинтересовано в развитии сферы программирования, то полностью был обновлён и курс информатики. Кстати, средние и старшие классы школы информационные дисциплины изучают более углублённо.
Во-вторых, правительство страны уделяет особое внимание разработке и распространению повсеместно цифровых учебников, применение которых позволяет школьникам, используя цифровые технологии, обучаться правильности принятия цифровых решений, самостоятельности[6]. Цель создания цифровых учебников:
- поддержка самостоятельного обучения;
- обеспечение процесса обучения в любое время и в любом месте;
- улучшение результатов обучения;
- поддержка исследований влияния цифровых учебников.
При этом организация учебного процесса выстроена следующим образом: с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося создаются условия, способствующие им в ходе обучения реализовать свои потенциальные возможности. Содержание корейского цифрового учебника может быть предоставлено в виде схемы[6] (рис. 2).
Внедрение электронного учебника позволило устранить препятствия при подготовке школьников старших классов, проживающих в малень-
ких городках или росших в небогатых семьях, что в очередной раз доказывает особую заинтересо-
ванность правительства Кореи в цифровизации школ.
Рис. 2. Содержание цифрового учебника в Корее
СМАРТ-образование, концепция которого позволяет учащимся получить доступ к образовательным ресурсам, а благодаря применяемым технологиям учебный процесс интегрировал в повседневную жизнь субъектов обучения[7].
«СМАРТ-образование» использует и облачные технологии, которые нашли особое применение в дистанционном обучении. Благодаря данному проекту школьники не только получили доступ к цифровым учебникам, но и активно ими пользуются, делая заметки, комбинируя страницы, создавая ссылки и пользуясь онлайн-материалами. Кстати, цифровые учебники постоянно обновляются, причём в режиме реального времени, хотя от печатной формы учебников школа не отказалась, и они тоже применяются в образовательном процессе[7].
В Корее правительством ещё в 2005 году была запущена так называемая Электронная система обучения на дому (ЭСОД), входящая в состав СМАРТ-образования и позволяющая обучаться, не выходя из дома. В каждой школе страны внедренная беспроводная система позволила создать единую образовательную среду, войти в которую, зная пароль и логин, может школьник с любого электронного устройства, находясь в любом месте планеты. Цифровые технологии позволили значительно повысить эффективность системы образования Кореи[7]. Успешность результатов внедрения проекта «Умное образование» обоснована тем, что Корея - одна из немногих стран, отличающаяся быстрым и надежным интернетом, доступным как в городах, так и в небольших сельских поселениях, особым интересом населения к развитию цифровых технологий, а также вниманием со стороны государства к проблемам обра-зования[6].
Цифровизация окружающего мира развивается стремительно. Возникает огромное количество проблем, в первую очередь правового порядка. Решение проблем возможно при условии подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями, и цифровизация образования-это один из факторов успешной разработки нового содержания как уже привычных, так и абсолютно новых компетенций профессионалов будущего, предпосылки которого мы создаем сегодня.
Литература
1. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N16) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
2. Джанг Д.-Х., Йи П., Син И.-С. Изучение эффективности использования цифровых учебников в обучении студентов в Южной Корее: метаана-лиз. Исследователь Азиатско-Тихоокеанского Образования, 2015.
3. Кондаков А.М., Вавилова А.А., Григорьев С.Г. и др. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации// Педагогика. - 2018 - № 4 - с. 98125.
4. Кондаков А. Образование в эпоху четвертой промышленной революции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://press.tstu.ru/index. php/aktualnoe-intervyu/2345.
5. Кравцова Л.А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// infourok.ru/statya-cifrovaya-transformaciya-v-obrazovanie-vyzovy-sovremennogo-obshestva-4417440.html
6. Сео И. Умное образование в Корее: инициатива по созданию цифровых учебников[Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://www. koreaittimes.com
7. Сунг-Ми К. Смарт-образование со схемой Ке-рис. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koreaittimes.com
8. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / А.В. Шариков // Журнал исследований социальной политики. -2016. - Т. 14. - № 1. - С. 87-98.
DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION:
FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE
Gladilina I.P., Ermakova I.G.
Moscow City University of Management of the Moscow Government named
after Yu.M. Luzhkov, State Budgetary Educational Institution of the City of
Moscow «School No. 183»
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
Digital transformation requires a change in the way of thinking not only of those specialists who operate in the new digital economy, but also of every person. The integration process of digital technologies into all vital spheres of human activity, radically changing the previous foundations and completely transforming technologies, culture, interaction processes, etc., affects each of us. This entails huge changes in the field of education. The digital transformation of education is a necessary condition for the transition to life in an already really existing digital world, and the process itself means not only the development of the material and technical base, the construction of infrastructure, but a change in the essence of the concepts that make up and reflect the theory and practice of modern education and upbringing.
Keywords: education, digital transformation. References
1. Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, minutes of 24.12.2018 N16) - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
o
u
CM
CM
CO
z
12
2. Jang D.-H., Yi P., Xing I.-S. Exploring the Effectiveness of Using Digital Textbooks in Student Education in South Korea: A Meta-Analysis. Asia-Pacific Education Researcher, 2015.
3. Kondakov A.M., Vavilova A.A., Grigoriev S.G. et al. The concept of improvement (modernization) of a unified information educational environment, ensuring the implementation of national development strategies of the Russian Federation // Pedagogy. -2018 - No. 4 - p.98-125.
4. Kondakov A. Education in the era of the fourth industrial revolution [Electronic resource]. Access mode: http://press.tstu.ru/ index.php/aktualnoe-intervyu/2345.
5. Kravtsova L.A. Digital transformation in education: challenges of modern society. [Electronic resource]. Access mode: https:// infourok.ru/statya-cifrovaya-transformaciya-v-obrazovanie-vyzovy-sovremennogo-obshestva-4417440.html
6. Seo I. Smart education in Korea: an initiative to create digital textbooks [Electronic resource]. Access mode: http://www.ko-reaittimes.com
7. Sung-Mi K. Smart education with the Keris scheme. [Electronic resource]. Access mode: http://www.koreaittimes.com
8. Sharikov A.V. On the four-component model of digital literacy / A.V. Sharikov // Journal of Social Policy Research. - 2016. -T. 14. - No. 1. - P. 87-98.