Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Вера Викторовна

Качественные изменения содержания, структуры, внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий характеризует современный этап развития образования. В сложившихся условиях информатизации необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением цифровых и мультимедийных технологий. Цифровой образовательный контент - информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION IN MODERN UNIVERSITY

Qualitative changes in content, structure, introduction of new pedagogical technologies into the educational process characterizes the modern stage of education development. In the current conditions of informatization, it is necessary to supplement the educational process with modern resources, which include educational content ennobled in electronic form, which can be reproduced or used using digital and multimedia technologies. Digital educational content is an information source containing graphic, text, digital, speech, music, video and other information aimed at realizing the goals and objectives of modern education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Колчина Вера Викторовна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Качественные изменения содержания, структуры, внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий характеризует современный этап развития образования. В сложившихся условиях информатизации необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением цифровых и мультимедийных технологий. Цифровой образовательный контент - информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования.

Ключевые слова: информатизация образования, цифровые технологии, дистанционное обучение, цифровой образовательный ресурс.

Annotation. Qualitative changes in content, structure, introduction of new pedagogical technologies into the educational process characterizes the modern stage of education development. In the current conditions of informatization, it is necessary to supplement the educational process with modern resources, which include educational content ennobled in electronic form, which can be reproduced or used using digital and multimedia technologies. Digital educational content is an information source containing graphic, text, digital, speech, music, video and other information aimed at realizing the goals and objectives of modern education.

Keywords: informatization of education, digital technologies, distance learning, digital educational resource.

Введение. В эпоху всеобщей цифровизации, роль информационно- коммуникационных и цифровых технологий в образовании, в том числе иноязычном образовании, становится все более значимой. В современном информационном обществе востребованным становится образование, обеспечивающее развитие творческих, креативных способностей человека, его знаний и умений оперировать ими, постоянно их расширять, обновлять и производить новые. Образование нового качества обеспечивается наличием информационного пространства, которое позволяет каждому человеку получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования [19, 24, 26].

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий является основой для модернизации и создания новых технологий во всех сферах деятельности человека. Признанная всем педагогическим сообществом необходимость радикальной модернизация процессов обучения влечет разработку новых подходов к организации образовательных процессов, как в сфере образования, так и в сфере корпоративного обучения [9, 12, 14].

За последние годы в РФ в сфере образования начали происходить большие парадигмальные изменения и новшества. Всё это, конечно же, обусловлено переходом образовательной системы с традиционного подхода обучения на компетентностный. После вхождения в Болонский процесс стратегия модернизации образования стала обновлять существующую систему образовательной деятельности. Основной приоритетной целью реформирования образования стала возможность интегрироваться в мировое образовательное пространство [17, 20].

Поскольку межкультурные отношения и создание поликультурной среды среди обучающихся сейчас играют неотъемлемую роль в современном образовании, с целью достичь интеграции в мировое образовательное пространство, были введены такие программы, как например обучение студентов нелингвистических вузов иностранным языкам. Это повлекло за собой немало изменений, такие как, например, изменения в требованиях образования на всех уровнях. Это повлекло за собой и изменения в компонентном содержании образования. Теперь, изучение дисциплины нацелено не только на освоение материала и приобретение новой информации, но и формирование будущей профессиональной личности обучающегося. Одной из основных целей модернизированного образования является выпуск не только образованных дипломированных учеников и студентов, но и готовых к профессиональной реализации, конкурентно способных и востребованных на рынке труда будущих специалистов [1, 4, 6].

Важнейшим фактором цифровой трансформации образования является дистанционное обучение. Дистанционное обучение является одной из форм подготовки современных специалистов в рамках получения высшего, второго высшего образования, повышения квалификации и переподготовки. Один из основных аспектов образовательного процесса, который требует модернизации - работа с методическими материалами. Стоит задача разработать способы и инструментальные средства формирования, хранения, поиска, обмена учебными материалами. При этом необходимо учитывать необходимость постоянной актуализации информации, так как профессиональные знания устаревают очень быстро [8].

Реализация дистанционного обучения в полном объеме невозможна без использования компьютерных технологий, которые обеспечивают широкие возможности для широкого использования методических материалов.

Изложение основного материала статьи. В работах И.П. Стацука [21, 22] рассмотрен способ формирования методических материалов, в том числе лабораторных работ, основанный на совместной работе преподавателей и студентов. Для этого предложено использовать инструментальное программное средство -Сервис каталогизации учебных материалов. Применение этого инструмента позволяет устранить противоречие межу регламентированным подходом создания методических материалов, который, применяется в вузах и созданием каталога личных информационных ресурсов по теме обучения. Сервис каталогизации учебных материалов является инструментом для интеграции методических материалов учебного портала и личных информационных ресурсов обучаемого.

Основные функции предложенного сервиса: создание/редактирование нового курса (название и описание); формирование/редактирование структуры курса; настройка параметров курса; формирование

структуры учебных материалов; редактирование структуры методических материалов; формирование базового набора методических материалов для созданной структуры; редактирование методических материалов для созданного курса; просмотр методического материала; формирование комментариев для методического материала; сохранение методического материала; определение/редактирование статуса курса; определение/редактирование статуса методического материала; удаление курса; регистрация пользователя в зависимости от его роли в сервисе (гость, авторизованный гость, владелец курса); просмотр каталога курсов пользователя; подписка/отписка на курс пользователя; поиск курсов (возможность выполнения поиска по курсам, по темам, по тегам); просмотр созданных курсов (отображение сохраненных курсов в виде списка и матрицы карточек); фильтрация (возможность выбора курсов по запросу, учитывая все параметры); работа с коллекциями курсов (возможность создавать коллекции, описывать коллекции и группировать курсы по коллекциям, при этом один созданный курс может принадлежать нескольким коллекциям); сохранения созданных курсов (возможность сохранения выбранных курсов в заданном формате); коммуникация и обмен созданными курсами между пользователями; обмен методическими материалами; добавлять курсы и пользователей во вкладку «избранное» для быстрого доступа; администрирование сервиса [2, 3, 5, 7].

Организация работы сервиса показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Организация работы Сервиса каталогизации

Продолжая исследования в области модернизации технологического обеспечения учебного процесса, интересно рассмотреть вопрос применения Сервиса каталогизации учебных материалов для организации обучения студентов дистанционной формы обучения с учетом его особенностей.

Одной из особенностей дистанционного обучения является отсутствие живого диалога с преподавателем. Студенты зачастую не могут самостоятельно оценить степень освоения учебного материала. В связи с этим, при разработке методических материалов нужно уделять большое внимание вопросам проверки освоения материала. Для этого в рабочих программах учебных дисциплин необходимо для каждого раздела, подраздела готовить и регулярно обновлять контрольные задания, обучающие тесты, тесты самоконтроля, итоговые тестовые и контрольные задания [10, 13, 15]. Такие учебные материалы размещаются на портале. Доступ к ним открывается в соответствии с учебным планом изучения дисциплины. Подготовка этих материалов требует значительных временных и материальных затрат.

Студент является их пассивным потребителем. Как показывает практика, студент не всегда использует их для изучения дисциплины в полном объеме. Активизировать процесс обучения можно с использованием «перевернутого» подхода [11]. Суть подхода состоит в следующем: преподаватель выдает каждому студенту тему для самостоятельного изучения. Обычно выбираются темы, принадлежащие одному разделу учебной дисциплины, по которым можно найти достаточное количество учебных материалов, как на учебном портале, так и во внешних источниках информации. Студенты, изучив материал, составляют краткий реферат со ссылками на использованные источники, формируют контрольные вопросы, задания, тесты по освоенному материалу. Для каждого контрольного, тестового вопроса, задания готовятся ответы со ссылкой на использованный источник информации. Студенты передают друг другу подготовленный материал и контрольные вопросы для изучения и решения. Ответы на вопросы передаются через заданный промежуток времени для самостоятельной оценки верности решения. Студенты в группе обсуждают выполненные решения и возникшие вопросы. Преподаватель, безусловно, является модератором этого процесса. Его задачи: сформулировать проблемы для изучения, распределить их между студентами, проверить результаты работы каждого студента, формирует итоговую контрольную. Проведенный эксперимент показал эффективность и возможность применения описанной формы проведения занятий [16, 18, 23].

В качестве инструментального средства для интеграции учебных материалов, полученных с портала и из каталога личного кабинета пользователя, предлагается использовать Сервис каталогизации учебных материалов. С его использованием студенты пополняют личные каталоги не только учебными материалами, но и связанными с ними контрольными заданиями и тестами. Организация подготовки учебных и тестовых материалов, с использованием предложенного «перевернутого» подхода, показан на рисунке 2.

Рисунок 2. Организация подготовки учебных материалов

Сервис каталогизации, позволяющий организовать доступ к ресурсам личных кабинетов всех обучаемых образовательной программы, дает возможность организовывать проектно-ориентированный подход к обучению для студентов дистанционной формы обучения, выполнять совместные учебные проекты творческими командами, обсуждать и оценивать промежуточные результаты каждого члена команды. Такой подход обучает работе в группе, совместной работе с технической документацией, учит рецензировать работы коллег, оппонировать и защищать предложенный вариант решения.

Выводы. С целью внедрения и развития допрофессиональной подготовки школьников перед поступлением в высшие учебные заведения, в систему среднего образования вводится программа «Профильной школы», которая предусматривает повышение качества образования в старших классах, учитывая индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяет вариативность образовательной среды. Алгоритмически данная программа неотличима от вузовской [25, 27].

В отличие от обычной общеобразовательной программы обучения иностранному языку в старших классах средней школы, иностранный язык на старшей ступени профильной школы выступает уже как средство реализации профильного обучения. Обучение иностранным языкам с целью иноязычной подготовки к будущей профессиональной деятельности в отечественном образовании стало одним из основных приоритетов, целью которых является достижение высоких результатов в образовательной стратегии РФ. Одним из основных аспектов данной стратегии является развитие профессионально-ориентированного иноязычного обучения на всех ступенях.

Таким образом, современное профессионально-ориентированное образование шаг за шагом стало переходить на подходы и методику преподавания, которые в основном используются в обучении иностранных языков. Например, в междисциплинарном обучении стала широко применяться технология «СК1Ъ» («Содержательное и лингвистическое интегрированное обучение»), а также, в высших учебных заведениях уже не первый год практикуется преподавание дисциплины «Язык для специальных целей», что уже доказывает стремительный переход будущей профессиональной подготовки и профессионального образования на иноязычное профессионально-ориентированное обучение.

Литература:

1.

Samokhin I.S., Mohammad Anwar M.S., Bedenko N.N., Karavanova L.Z., Tsibizova T.Y., Sergeeva M.G.

"Educational company" (technology): peculiarities of its implementation in the system of professional education //

Espacios. 2018. Т. 39. № 2.

2.

Sinelnikov I.Yu.

- С. 24. Sukhodimtseva A.P.,

Sergeeva M.G. Metasubject abilities development in upper

secondary school students as a pedagogical problem // В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2017. - С. 531-539.

3. Sukhodimtseva A.P., Sergeeva M.G., Donskaya M.V., Kupriyanova M.E., Tomashevich S.B. Metadisciplinarity in education: solving actual problems // Espacios. 2018. Т. 39. № 2. - С. 27.

4. Tekucheva I.V., Gromova L.Y. On present state of teaching Russian language in Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. - С. 6504-6511.

5. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. - С. 265-274.

6. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birova J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility

of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics,

Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. - С. 959-976.

7. Беляев В.И., Галицкая И.А., Метлик И.В., Мухин М.И. Концептуальные основы педагогики национальной школы: Монография. Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.

8. Беляев В.И., Мухин М.И. Гуманизация образования: концептуальные основы: монография. Москва, 2003. - 128 с.

9. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (20122017) // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. - С.7-18.

10. Громова Л.Ю., Текучева И.В. О некоторых общепредметных целях обучения русскому языку // Перспективы науки. 2017. № 5 (92). - С. 65-68.

11. Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 186 с.

12. Косырев В.П., Сергеева М.Г. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). - С. 18-21.

13. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.

14. Мухин М.И. Гуманизация образования: вопросы теории, содержание, технологии: Курс лекций. Москва, 2011. 320 с.

15. Сальная Л.К. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению / Под ред. И.А. Цатуровой. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2020. - С. 46.

16. Сергеева М.Г. «Учебная фирма» как условие формирования профессиональной компетенции будущих специалистов среднего звена // Среднее профессиональное образование. 2004. № 9. - С. 11-12.

17. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. - С. 48-55.

18. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4. - С. 68-69.

19. Сергеева М.Г. Педагогическое обеспечение качества экономического образования // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 8. - С. 29-34.

20. Соколова А.С., Сергеева М.Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: Монография. - Курск, 2017. - 396 с.

21. Стацук И.П., Таборовец В.В. Управление образовательными информационными ресурсами в процессе обучения / И.П. Стацук., В.В. Таборовец // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXV Междунар. науч.-метод. конф., СПб, 23 апреля 2019. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. - С. 227-228.

22. Стацук, И.П. Формирование образовательных информационных ресурсов при самостоятельном и непрерывном обучении // И.П. Стацук // «Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2017): доклады XVI конф., Минск, 16 ноября, 2017 г.: доклады конф. / Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2017. - С. 136-140.

23. Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. - 2018. - № 3. - С. 319-336.

24. Текучева И.В. О базисной категории "метод преподавания" в учебниках по методике преподавания русского языка начала ХХ в. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. - С. 82-90.

25. Текучева И.В. Теория и методика преподавания русского языка. практические занятия: методические рекомендации / И. Текучева; Департамент образования г. Москвы, Московский гуманитарный пед. ин-т, Каф. русского яз. и методики. Москва, 2006.

26. Текучева И.В., Громова Л.Ю. Обучение чтению: исторический аспект проблемы // В сборнике: Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство. Труды международной научной конференции. 2015. - С. 381-385.

27. Трубакова Д.И., Сергеева М.Г. Сформированность рефлексии педагога как фактор эффективности формирования социального интеллекта учащихся // Современный ученый. 2017. № 7. - С. 62-64.

Педагогика

УДК 37.06:316.614

кандидат педагогических наук, доцент Конькина Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Науменко Наталья Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шаврыгина Ольга Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКА

СРЕДСТВАМИ МЕДИАСРЕДЫ

Аннотация. В статье представлены возможности медиасреды (печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) в развитии творческого потенциала подростка. Авторами предпринята попытка анализа проблем и рисков, с которыми подросток сталкивается в процессе погружения в медиасреду, показаны способы профилактики и меры безопасности при работе в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.