ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
А.А. Джикия, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Э.А. Тихонович, канд. экон. наук, старший научный сотрудник М.Д. Джикия, старший преподаватель Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-4-73-76
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках проекта Г2ии~2023-0002 «Новая парадигма формирования хозяйственного (экономико-правового) механизма пространственного развития Российской Федерации в условиях постпандемии, цифровой трансформации, локальных и глобальных вызовов».
Аннотация. Эффективное государственное управление является предметом научной дискуссии уже достаточно длительное время. Потребность в реализации стандартов результативного государственного администрирования накладывается сегодня на распространение новейших цифровых технологий, которые интенсивно проникают в государственную и общественную жизнь. Практика оказания дистанционных государственных услуг, повышение их скорости, качества и удобства для населения опирается на широкое использование современных программно-аппаратных комплексов, что в свою очередь приводит к оптимизации всей системы государственного управления. В данном исследовании авторами выделены ключевые проблемы и задачи цифровой трансформации государственного управления в России. В статье описаны методы оценки эффективности данного процесса.
Ключевые слова: государственное управления, цифровая трансформация, информационные технологии, сопровождение, управление, национальный проект, эффективность, методы оценки.
Сегодня в целях цифровой трансформации государственного управления реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление», являющийся элементом национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Последняя, в свою очередь, была принята в целях реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 20172030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 203 от 9 мая 2017 г. Первостепенной целью в паспорте проекта «Цифровое государственное управление» прописано «внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предприниматель-
ства, включая индивидуальных предпринимателей» [6]. Данный факт говорит о том, что внедрение цифровых технологий в систему государственного управления является стратегической задачей в том числе и нашего государства, и ее выполнение в числе приоритетов, что имеет немаловажное значение при принятии нормативно-правовых актов.
Следует обратить внимание на то, что в нормативных актах и научной литературе, наряду с термином «цифровизация», активно применяется термин «цифровая трансформация». Данный термин предполагает не только перевод информации с аналоговых носителей (текст, звук, видео) в цифровой формат (оцифровка), но и изначальное создание нового продукта в цифровой форме [3].
Что же собой представляет процесс цифровой трансформации? Если опираться на определение П.У. Кузнецова, то под цифровой трансформацией понимается большие изменения в деятельности субъектов, которые основаны на широком применение информационных технологий при одновременной замене существующих технических систем цифровыми [2]. Соглашаясь с данным определением отметим, что цифровая трансформация активирует постепенные изменения в большинстве сфер общественной и государственной жизни, которая опирается на замену обычных технологических систем на цифровые.
В контексте государственного управления под цифровой трансформацией можно понимать качественное изменение модели государственного администрирования, в аспектах ускорения, упрощения и повышения эффективности ее отдельных элементов, стадий и процедур при помощи использования цифровых технологий. При этом важно отметить, что именно эффективность, повышение удобства для населения (уровень удовлетворенности), а также качественная составляющая (при оказании государственных услуг) выступают в роли базовых позиций, обосновывающих выбор вектора цифровизации государственного механизма.
Анализируя достижения России на пути цифровой трансформации, отметим, что в стране активно развиваются сервисы электронного правительства (Госуслуги), телемедицина, онлайн-образование, существенные успехи достигнуты в области цифрового налогового администрирования и в банковской системе. Отдельно отметим хорошие темпы цифровой трансформации правосудия (продуктов ГАС «Правосудие», КАД «Арбитр», внедрение в процессуальные кодексы возможности дистанционного участия в судах), в ближайшее время панируется существенное изменения в механизме электронного голосования (цифровизация избирательной системы страны).
Несмотря на несомненные положительные моменты, которые несет в себе цифровая трансформация государственного
управления, как и любое сложное системное явление она не лишена ряда проблем:
1. Недостаточно суровые санкции за незаконное распространение персональных данных. Не всегда нарушение безопасного использования и обработки персональных данных связано с техническими моментами, большой процент нарушений связан с недобросовестностью ответственных лиц. Данному обстоятельству способствует недостаточно суровые санкции за подобные противоправные деяния. Государственные органы, со своей стороны также недостаточно аккуратно относятся к работе с персональными данными. Нередки пока и случаи неправомерных обвинений лиц, с полностью совпадающими личными данными, взыскания с них средств, ограничение возможности свободного передвижения, арестов имущества и прочих активов [1].
2. Развитие цифровых технологий приводит к тому, что одновременно с упрощением и ускорением целого ряда процессов и процедур в области государственного управления появляется и запрос на новые организационные, правовые и технические подходы к управлению большими базами данных. В этой связи полноценная реализация государственных функций становится невозможной без активного использования таких сквозных технологий как блокчейн, интрасети и Big Data.
3. Наличие правовых вакуумов. Система «догоняющего» правового регулирования, которая на данном этапе используется в России не всегда является наиболее эффективной с точки зрения нормативного сопровождения технологического прогресса. А использование экспериментальных правовых режимов только набирает обороты и касается весьма ограниченного круга проблем.
4. Еще одной проблемой является длительное создание адекватной системы оценки регулирующего и фактического воздействия нормативно-правовых актов, регулирующих цифровую трансформацию.
5. Исследователи и аналитики отмечают, что стратегические проекты по созданию цифрового государства в России страдают целым рядом изъянов, среди ко-
торых неэффективное планирование, отсутствие внятной системы мониторинга результативности исполнения национальных программ, не разработанность системы оценки рисков и барьеров на пути к цифровой трансформации.
6. Отсутствие научно-обоснованной стратегии цифрового государственного управления, базирующейся на лучших достижениях зарубежного и отечественного менеджмента, в которой были бы четко обозначены приоритеты, цели, функции и понятийно-категориальный аппарат, отвечающий современным масштабным государственным задачам в области цифровых сервисов и услуг.
Эффективность цифровой трансформации системы государственного управления в целом может быть оценена ее положительным влиянием на соблюдение ряда принципов государственного управления. Таким образом, внедрение цифрового правительства должно оказывать положительное влияние на баланс интересов всех заинтересованных сторон, баланс интересов настоящего и будущих поколений, баланс проактивного и реактивного подходов к государственной политике, баланс личной ответственности за результат и свободы управления [5].
Исходя из принципа «баланса интересов» на всех уровнях и этапах реализации государственной политике в области цифрового управления должны учитываться интересы заинтересованных сторон, особенно при сборе персональных данных и вынужденном государственном вмешательстве в личную жизнь граждан. Цифровая трансформация не должна оказывать негативного влияния на права нынешних и будущих поколений наших граждан, напротив она должна создавать условия для успешной государственной политики для защиты конституционных и естественных прав населения страны.
Цифровая трансформация повышает от-
расширения источников данных, которые можно использовать для мониторинга и оценки, тем самым соблюдая баланс личной ответственности за результат и свободы управления.
Таким образом, анализ процесса цифровой трансформации государственного управления показывает, что основными задачами в указанной области являются: создание эффективной системы поддержки реализации государственных функций, основанной на дистанционных безопасных цифровых сервисах; использование интегрированных технологических платформ в области социальных услуг, медицины, образования, судопроизводства с учетом необходимости защиты конституционных прав граждан; оптимизация, повышение эффективности и разбюрократизация государственного управленческого аппарата.
Данный процесс не лишен проблем реализации, поскольку является сложным, системным явлением, среди таковых можно выделить: недостаточно высокий уровень наказания за незаконное распространение персональных данных; необходимость применения новых организационных, правовых и технических подходов к управлению большими базами данных; наличие правовых вакуумов; необходимость налаживания системы оценки регулирующего воздействия; несовершенство стратегических документов, сопровождающих процесс цифровой трансформации; отсутствие научно-обоснованной стратегии цифрового государственного управления.
Оценка эффективности цифровой трансформации системы государственного управления должна проходить путем оценки соблюдения: баланса интересов всех заинтересованных сторон, баланса интересов настоящего и будущих поколений, баланса проактивного и реактивного подходов к государственной политике, баланса личной ответственности за результат и свободы управления [5].
ветственность за результаты посредством
Библиографический список
1. За тезку не платим. Приставы открыли «горячие линии» для «двойников» должников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/07/12/pristavy-otkryli-goriachie-liniidlia-dvojnikov-dolzhnikov.html (дата обращения: 25.01.2023).
2. Кузнецов П.У. Цифровая трансформация государственного управления как этап развития информатизации в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 84-95.
3. Масловская Т.С. Цифровая сфера и конституционное право: грани взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 9. - С. 18-22.
4. «Цифровая экономика РФ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (Дата обращения 08.12.2023).
5. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 114 с.
6. Швецов А.Н. От «электронного правительства» к «цифровому государству»: смысл и последствия новаций // ЭКО. - 2019. - № 12 (546). - С. 8-26.
DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: TASKS, PROBLEMS AND METHODS OF EFFECTIVENESS
ASSESSMENT
A.A. Dzhikiya, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher E.A. Tikhonovich, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher M.D. Dzhikiya, Senior Lecturer Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. Effective public administration has been the subject of scientific discussion for quite a long time. The need to implement standards for effective public administration today is superimposed by the spread of the latest digital technologies, which are intensively penetrating state and public life. The practice of providing remote government services, increasing their speed, quality and convenience for the population, is based on the widespread use of modern software and hardware systems, which in turn leads to optimization of the entire public administration system. In this study, the author identifies the key problems and tasks of the digital transformation ofpublic administration in the Russian Federation. The article describes methods for assessing the effectiveness of this process.
Keywords: public administration, digital transformation, information technology, support, management, national project, efficiency, evaluation methods.