Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К УСПЕХАМ?'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К УСПЕХАМ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПЕРЕХОД / ИНДУСТРИЯ 4.0 И 5.0 / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

Цифровая трансформация была включена в экономическую повестку Европейской комиссии (ЕК) в период её руководства Ж.-К. Юнкером в 2014-2019 гг. Во многом она стала ответом на вызовы Четвёртой промышленной революции, о начале которой в начале второго десятилетия 21 века заявили представителя научного и предпринимательского сообщества Германии. Последующий состав ЕК продолжил её реализацию, последовательно наполняя процессы дигитализации новым содержанием. Глава ЕК У. фон дер Ляйнен в 2020 г. заявила о начале цифрового десятилетия в развитии Европейского союза. В статье рассматриваются особенности цифрового перехода народнохозяйственного пространства ЕС, анализируются его составные части и даётся оценка перспектив достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EUROPEAN UNION:THROUGH THORNS TO SUCCESS?

Digital transformation has been included in the economic agenda of the European Commission (EC) during its leadership of J.-C. Juncker in 2014-2019. In many ways, it was a response to the challenges of the Fourth Industrial Revolution. Its start at the beginning of the second decade of the 21st century was announced by a representative of the scientific and business community of Germany. The next Commission continued the implementation of digitalization, consistently filling its processes with new content. The head of the EC, U. von der Leyen, announced in 2020 the beginning of a digital decade in the development of the European Union. The article examines the features of the digital transition of the European economic space, analyzes its components and evaluates the prospects for achieving its goals.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К УСПЕХАМ?»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К УСПЕХАМ?

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EUROPEAN UNION: THROUGH THORNS TO SUCCESS?

DOI: 10.38197/2072-2060- 2023 - 241-3 - 213 - 226

БЕЛОВ ВЛАДИСЛАВ БОРИСОВИЧ

Заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, в.н.с., руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН, к.э.н.

VLADISLAV B. BELOV

Candidate of sciences (Economy), Leading Researcher, Deputy Director of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences (IE RAS), Head of the Department of Country Researches and of the Center for German Studies, IE RAS

Аннотация Цифровая трансформация была включена в экономическую повестку Европейской

комиссии (ЕК) в период ее руководства Ж.-К. Юнкером в 2014-2019 гг. Во многом она стала ответом на вызовы Четвертой промышленной революции, о начале которой в начале второго десятилетия XXI века заявили представителя научного и предпринимательского сообщества Германии. Последующий состав ЕК продолжил ее реализацию, последовательно наполняя процессы дигитализации новым содержанием. Глава ЕК У. фон дер Ляйнен в 2020 г. заявила о начале цифрового десятилетия в развитии Европейского союза. В статье рассматриваются особенности цифрового перехода народнохозяйственного пространства ЕС, анализируются его составные части и дается оценка перспектив достижения поставленных целей.

Abstract Digital transformation has been included in the economic agenda of the European

Commission (EC) during its leadership of J.- C. Juncker in 2014-2019. In many ways, it was a response to the challenges of the Fourth Industrial Revolution. Its start at the beginning of the second decade of the 21st century was announced by a representative of the scientific and business community of Germany. The next Commission continued the implementation of digitalization, consistently filling its processes with new content. The head of the EC, U. von der Leyen, announced in 2020 the beginning of a digital decade in the development of the European Union. The article examines the features of the digital transition of the European economic space, analyzes its components and evaluates the prospects for achieving its goals.

Ключевые слова Европейский союз, Европейская комиссия, дигитализация, цифровой переход, Индустрия 4.0 и 5.0, искусственный интеллект.

Keywords European Union, European Commission, digitalization, digital transition, Industry 4.0

and 5.0, artificial intelligence.

Цифровая эстафета — от Ж.-К. Юнкера к У. фон дер Ляйен

Примерно с середины второго десятилетия двадцать первого века одним из приоритетов развития хозяйственно -политического пространства (штандорта) Евросоюза Брюссель определил комплексную цифровизацию всех социально - экономических сфер входящих в ЕС государств.

Европейская комиссия (ЕК) под руководством Ж.-К. Юнкера (2014-2019 гг.) разработала один из первых основополагающих документов в этой сфере -Стратегию создания единого цифрового рынка. Начавший свое действие в 2015 г., он предусматривал разработку и последующее внедрение 30 законодательных инициатив в сфере дигитализации. В итоге было реализовано 28 из них. Во многом это стало реакцией на принятую в 2013-2014 гг. ведущими государствами ЕС стратегию «Индустрия 4.0», ставшую ответом на провозглашенную Германией в апреле 2011 г. Четвертую промышленную революцию. В рамках этого подхода были приняты многочисленные национальные программы, направленные на поддержку комплексной цифровизации как промышленности, так и других секторов экономики [1, 2, 3, 4].

Еврочиновникам удалось создать основы общего информационного пространства, гармонизировать правила его функционирования, включая свободу передачи неличных данных в условиях отсутствия геоблокировок и роуминга. Государства ЕС начали взаимодействовать в сферах искусственного интеллекта (ИИ), блокчейн -технологий, кибербезопасности и государственных услуг [5].

С точки зрения политического истеблишмента стран коллективного Запада, в т.ч. входящих в ЕС, одной из важнейших либеральных ценностей является неприкосновенность, в т.ч. конфиденциальность личной информации. Поэтому в рамках вышеуказанной стратегии ЕК в 2016 г. подготовила Регламент 2016/679 «О защите персональных данных и о свободном перемещении таких данных» (General Data Protection Regulation, GDPR). После внесения ряда поправок и его одобрения Европейским парламентом и Европейским советом он начал действовать 25 мая 2018 г. Основные положения GDPR во многом определили особенности реализации будущих цифровых документов ЕС [6].

Новый состав ЕК под руководством У. фон дер Ляйен принял цифровую эстафету от Ж.-К. Юнкера и его коллег. Уже в декабре 2019 г. в рамках стратегического документа «Европейский зеленый курс» (European Green Deal, EGD) еврочиновники уточнили ряд положений в отношении процессов дигитализации. Принципиально новым стал подход к одновременному осуществлению энергетической и цифровой трансформации как важнейшей предпосылки перехода государств ЕС к климатически нейтральной экономике. Дигитализации в этом процессе отведена роль ведущей инновационной силы. Она призвана ускорить внедрение во всех

сферах и на всех уровнях различных цифровых технологий, в т.ч. прорывных, а также существенно повысить эффективность их использования. При этом EGD, представляя собой рамочный документ, не содержал необходимые уточнения и детализацию составных частей цифрового перехода. Поэтому ЕК в 2020-2021 гг. презентовала ряд дополнительных разработок, определивших реперные точки дальнейшей реализации дигитальных перемен. С весны 2020 г. существенное влияние на их содержание оказала пандемия СОУЮ-19, в первую очередь в отношении дистанционной работы и обучения, цифровизации государственных и образовательных услуг, онлайн -торговли и телемедицины.

В феврале 2020 г. ЕК презентовала доклад «Формирование цифрового будущего Европы», а также опубликовала три сопровождающих его документа, два из которых посвящены ИИ: «Белая книга. Искусственный интеллект - европейский подход к совершенству и доверию» и «Доклад о безопасности и ответственности использования искусственного интеллекта, интернета вещей и робототехники». Третий документ посвящен стратегии ЕС в области данных (ЕСД). Еврокомиссия сочла необходимым дать пояснения относительно перспектив использования дигитализации для достижения целей климатической нейтральности. К маю того же года она предложила создать кластер цифровых, промышленных и космических технологий, среди прочего отвечающий за развертывание информационных платформ и приложений. К концу лета Брюссель подтвердил основные цели ЕСД, включая облегчение доступа пользователей к базам данных и повышение уровня защищенности цифровых инфраструктур [7].

В марте 2020 г. ЕК представила вниманию общественности долгожданную промышленную стратегию, состоящую из трех взаимосвязанных документов: «Новая промышленная стратегия для Европы», «Стратегия развития малого и среднего бизнеса для устойчивой и цифровой Европы», «Выявление и устранение барьеров на пути единого рынка». Особое место в них отведено поддержке процессов углубления и расширения цифровизации единого внутреннего рынка, в т.ч. за счет усиления защиты интеллектуальной собственности и оказания цифровых услуг, цифровой трансформации среднего и высшего образования, подготовки высококвалифицированных кадров в области информационно -коммуникационных технологий [8]. Отдельные положения были конкретизированы в мае 2021 г. 17 февраля 2022 г. Брюссель опубликовал доклад «Индустрия 5.0: преобразующая концепция для Европы. Управление системными преобразованиями на пути к устойчивости индустрии», в котором предложил перейти от модели неолиберального капитализма, ориентированного на прибыль, к сбалансированной модели капитала, в центре которого человек и потребности его комплексного развития [9]. Но такой подход не получил поддержки в государствах - членах ЕС, которые продолжили реализовывать стратегию «Индустрия 4.0».

16 сентября 2020 г. во время традиционного ежегодного послания У. фон дер Ляйен в Европейском парламенте анонсировала стратегию «Цифрового десятилетия Европы», которая должна обеспечить лидерство ЕС в области дигитальных технологий, иначе «ему придется следовать по пути других, которые будут устанавливать эти стандарты для нас» [10]. Было заявлено о необходимости создания собственного европейского облачного сервиса Gaia-X, ускоренного развития технологий ИИ, масштабного развертывания цифровой инфраструктуры и, в конечном итоге, обеспечения «цифрового суверенитета Европы в малом и большом масштабе».

На эти цели было выделено 20% средств созданного для преодоления последствий коронакризиса Фонда восстановления и устойчивости. Уже через неделю чиновники ЕК опубликовали доклад «Формирование цифровой трансформации Европы» [11], в котором были уточнены основные постулаты послания. Лейтмотивом документа стала необходимость широкого распространения цифровых технологий на все народнохозяйственные сферы и отрасли экономики.

В декабре 2020 г. Брюссель принял Стратегию кибербезопасности ЕС, в которой поставил задачу обеспечить стратегическую автономию в информационной среде при сохранении максимально допустимой открытости экономического пространства. К одному из важнейших условий отнесена независимость принимаемых решений, включая защиту населения от киберугроз и развитие ИИ с учетом соблюдения прав граждан [12]. Одна из важнейших целей документа - реформировать правила безопасности сетевых и информационных систем для повышения устойчивости критически важных объектов: энергосистем, железных дорог, центров обработки данных и т.д.1

Важным шагом в совершенствовании регулирования цифровой сферы стало принятие в апреле 2021 г. Регламента ЕС, содержащего предложения по формированию нормативно- правовой базы для ИИ, сформулированные с учетом положений ранее принятых документов, в т.ч. февраля 2020 г. [13, 14]. Фактически он стал первым в мире прообразом проекта Закона об искусственном интеллекте (AI Act), который в последние годы активно обсуждался экспертным сообществом сточки зрения превращения его в возможный «глобальный мировой стандарт». В мае 2023 г. профильные комитеты Европарламента - по внутреннему рынку и по гражданским свободам согласовали содержание будущего Закона, призванного определить различные нормы использования и развития сервисов, приложений и систем, построенных на алгоритмах ИИ/нейросетей. В середине июня евродепутаты после внесения ряда поправок утвердили общую переговорную позицию Парламента. К основным требованиям отнесены безопасность, прозрачность, недискриминационность и отслеживаемость. Среди ключевых положений - запрет применения указанных систем для биометрической идентификации граждан в режиме реального времени в общественных местах; для распознавания человеческих эмоций и использования в прогностических системах правоохранительных органов. Определенные ограничения распространяются на платформы генеративного ИИ (ChatGPT и т.д.). До конца года парламентарии продолжат вести переговоры с ЕК и Советом ЕС. В случае достижения согласия Закон с большой долей вероятности будет принят.

Цифровое десятилетие Евросоюза

К 2022 г. Еврокомиссии в целом удалось сформулировать комплексное видение процессов дигитализации хозяйственно-политического пространства ЕС на среднесрочную перспективу. Важным этапом стала презентация Брюсселем в марте 2021 г. стратегического документа «Цифровой компас 2030: европейский путь в цифровое десятилетие» [15]. Эксперты ЕК конкретизировали среднесрочные цели дигитализации и определили пять основных стратегических целей начавшегося десятилетия цифровой трансформации Евросоюза.

1 В начале 2023 г. в соответствие со Стратегией в силу вступила вторая по счету Директива о кибербезо-

пасности (Щ rules.on the security of. Network. and. Information Systems —.NS-2)...........................

Первая цель - обучение граждан цифровым навыкам/подготовка высококвалифицированных специалистов в области цифровых технологий. В ее рамках предусмотрено: повысить численность взрослого населения, владеющего базовыми цифровыми навыками и компетенциями, до уровня в 80%; увеличить количество высококвалифицированных специалистов в области информационных и коммуникационных технологий с 7,8 млн в 2019 г. до 20 млн в 2030 г.; сбалансировать соотношение мужчин и женщин, т.е. обеспечить гендерный паритет.

Вторая цель - создание безопасной и мощной цифровой инфраструктуры. Она достигается путем обеспечения: ее устойчивости; доступа всех европейских домохозяйств (и контекстно - также экономических субъектов) во всех населенных пунктах к гигабитным сетям, работающим в режиме 5G; удвоения доли ЕС на мировом рынке полупроводников (до 20%); создания первого в истории Европы компьютера, использующего квантовые технологии, и начала действия десяти тысяч отвечающих требованиям климатической нейтральности высоконадежных периферийных узлов с высокой степенью защищенности.

Третья цель - дигитализация экономических субъектов, которая реализуется через: внедрение к 2030 г. цифровых технологий в 75% хозяйствующих субъектов; интеграцию в бизнес- процессы облачных вычислений, больших данных и искусственного интеллекта; увеличение этих показателей в три раза по сравнению с 2020 г.; уделение особого внимания цифровизации малых и средних компаний, в т.ч. обеспечение «базовой цифровой интенсивности» 90% из них; содействие их инновациям и инвестициям, а также расширение доступа к необходимым финансовым ресурсам; увеличение в два раза количества компаний с капитализацией в один и более миллиардов евро (т.н. «единорогов»).

Четвертая цель - комплексная цифровизация государственных услуг, включая: массовую поддержку цифровизации деятельности всех ведомств и организаций государства, в первую очередь оказываемых ими услуг населению; в этом контексте обеспечение удаленного доступа 100% граждан Евросоюза к основным госуслугам и своим электронным медицинским картам; использование 80% из их числа технологий электронного удостоверения личности.

В качестве неформальной пятой цели ЕК определила развитие международного взаимодействия в цифровой сфере, в т.ч. в области сближения норм и стандартов и сотрудничества национальных регуляторов (как внутри Евросоюза, так и за его пределами) [16].

15 сентября 2021 г. Брюссель опубликовал политическую программу «Путь в Цифровое десятилетие», состоящую из шести разделов и 26 статей. В тот же день председатель ЕК в очередном ежегодном послании представила уточненный план действий по цифровизации до 2030 г. Для реализации обозначенных целеполаганий и цифровых амбиций Брюссель определил важным использовать «солидарный подход» входящих в ЕС государств. К его приоритетам были отнесены: сотрудничество стран в сфере реализации совместных цифровых проектов, включая европейские консорциумы цифровой инфраструктуры; создание для этого органа координации; внедрение системы управления цифровыми процессами, в т.ч. повышение качества ежегодного мониторинга реализуемых мер; углубление идейной и правовой основы процессов дигитальной трансформации; разработка государствами ЕС стратегических национальных дорожных карт с конкретными показателями и мероприятиями [17].

Европейская бюрократическая машина не слишком быстро готовила необходимые документы для наполнения политической программы конкретным содержанием. Так, например, только в конце июня 2023 г. Брюссель утвердил рекомендации для государств - членов по подготовке вышеупомянутых дорожных карт [18].

Измерение уровня цифровизации государств Евросоюза

Брюссель с 2014 г. использует собственный показатель цифровизации стран, входящих в Евросоюз, - индекс цифровой экономики и общества (Digital Economy and Society Index, DES!). Он признан экспертами как один из ведущих международных индексов, характеризующих уровень дигитализации национальных экономик2. Его величина рассчитывается как среднее арифметическое пяти субиндексов, каждый из которых имеет свой вес (k):

■ подключенность (уровень развития инфраструктуры широкополосного доступа, k=0,25);

■ человеческий капитал (доля населения, обладающая навыками пользования интернет- сервисами, k=0,25);

■ использование интернета населением (активность граждан в отношении различных интернет- сервисов, k=0,15);

■ интеграция бизнеса с цифровыми технологиями (уровень дигитализации предпринимательского сектора, включая использование электронной торговли, k=0,20);

■ цифровые государственные услуги (их объем, предоставляемый в электронной форме, k=0,15).

Они относятся к показателям первого уровня, которые, в свою очередь, делятся на 13 подгрупп второго уровня и 34 подгруппы третьего уровня. На начало лета

Рис. 1. Основные индексы цифровой экономики и общества Евросоюза ^1) в 2022 г.

Источник: [22]

2023 г. актуальными были индексы цифровой экономики и общества Евросоюза по состоянию на середину 2022 г. (см. рис. 1).

,1 Более подробно . о. содержании DESLo также других индексов цифровизации. см., например. [19,2Q, Щ 218

Одной из особенностей DESI является расчет среднего индекса для Евросоюза в целом — государства, расположенные выше этого показателя, можно считать в более благоприятной зоне, ниже — менее3. По отдельным показателям/ субиндексам рейтинг по странам существенно отличается. Так, Германия, занимая в 2O22 г. общее 13 - е место, по «подключенности» была на третьем месте. Эстония при общем 9 -м месте, по «цифровым госуслугам» — на первом, а по «подключенности» — на предпоследнем.

К показателям мониторинга дигитализации относятся ряд других индексов, в т.ч. определяемых международными организациями и институтами. Весьма авторитетными считаются оценки расположенного в Швейцарии Международного института развития менеджмента (International Institute for Management Development, IMD). Его мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности бЗ государств мира (World Digital Competitiveness Ranking) включает большинство европейских стран Таблица . Индекс цифровизации стран Международного института развития менеджмента (IMD)

Рейтинг 2022 (1) Страна (2) Рейтинг 2021 (3) Изменение рейтинга к прошлому году (4)

(1) (2) (3) (4) (1) (2) (3) (4) (1) (2) (3) (4)

1 Дания 4 +3 22 Франция 24 +2 43 Хорватия SS -12

2 США 1 -1 23 Бельгия 2б +3 44 Индия 4б +2

3 Швеция 3 — 24 Ирландия 19 -S 4S Кипр 43 -2

4 Сингапур S +1 2S Литва 3O +S 4б Польша 41 -S

S Швейцария б +1 2б Катар 29 +3 47 Словацкая Республика 47 —

б Нидерланды 7 +1 27 Новая Зеландия 23 -4 48 Болгария S2 +4

7 Финляндия 11 +4 28 Испания 31 +3 49 Румыния SO +1

8 Республика Корея 12 +4 29 Япония 28 -1 SO Греция 44 -б

9 Гонконг (Китай) 2 -7 3O Люксембург 22 -8 S1 Индонезия S3 +2

1O Канада 13 +3 31 Малайзия 27 -4 S2 Бразилия S1 -1

11 Тайвань (Китай) 8 -3 32 Бахрейн O O S3 Ирландия 49 -4

12 Норвегия 9 -3 33 Чешская Республика 33 — S4 Турция 48 -б

13 ОАЭ 1O -3 34 Латвия 37 +3 SS Мексика S6 +1

14 Австралия 2O +б 3S Саудовская Аравия Зб +1 S6 Филлипины S8 +2

1S Израиль 17 +2 Зб Казахстан 32 — S7 Перу S7 —

1б Великобритания 14 - 2 37 Словения 3S -2 S8 Южная Африка 6O +2

Источник: [23]

3 DESI, например, показывает, что большинство стран Евросоюза, которые находятся ниже среднего по ЕС

уровня.цифровизации,.значительного, прогресса за период.20.1.6-2020 гг. не добились [15]...............

Рис. 2. Индекс дигитализа-ции экономики Германии в 20212022 гг. (2020 = 100)

Источник: [24]

и формируется на основе 54 критериев. Примерно две трети из них традиционно опираются на статистические данные, одна треть - на результаты опросов. Места распределяются в трех основных категориях:

■ знания (качество обучения, образования, науки);

■ технологии (характеристика регуляторной среды и информационно-коммуникационных/интернет-технологий, наличие финансового капитала в ИТ- отрасли);

■ будущая готовность (в отношении использования цифровой трансформации).

В 2023 г. IMD опубликовал очередные результаты исследования уровня цифровизации ведущих государств мира (таблица). Примечательно, что в его первую пятерку входят цифровые лидеры Евросоюза (согласно индексу DESI) - Дания и Швеция. Нидерланды и Финляндия занимают 6 - е и 7- е место. Германия находится на 19 - м месте (в конце первой трети), а Болгария, Румыния, Греция - на 48, 49, 50 - м местах (приблизительно в середине последней трети). Другими словами, позиционирование лидеров и аутсайдеров стран ЕС в указанных рейтингах примерно одинаковое. Показательны «цифровой» рывок Хорватии в 2022 г. -страна поднялась с 55- го на 43-е место, а также провалы Люксембурга (минус 8 мест) и Греции (-6).

Также существуют национальные показатели измерения дигитализации. Например, в ФРГ по поручению кабмина Институт немецкой экономики в Кельне с 2020 г. ежегодно рассчитывает индекс цифровизации народного хозяйства Германии. В его основе - два субиндекса. Один из них измеряет на уровне экономического субъекта пять внутренних факторов, другой - пять внешних. В свою очередь, они оцениваются еще по 37 параметрам (рис. 2).

Национальный цифровой индекс немецкого народного хозяйства в 2022 г. увеличился к предыдущему году всего на одну единицу - с 107,9 до 108,9. Основной прогресс, по всей видимости, связанный с влиянием на дигитализацию пандемии, произошел в 2021 г. Успехи 2022 г. обеспечили позитивные внутренние изменения -в цифровизации процессов и развитии цифровой сети (с 121,2 до 129,5), а также внешние - в технической инфраструктуре (с 116,4 до 122,9) и обществе (с 113,6 до 122,5). Явные минусы проявились в снижении таких показателей, как продукция, человеческий капитал и инновационный ландшафт. Народнохозяйственными лиде-

рами с точки зрения величины индекса в 2020-2022 гг. (показатели выше средней величины) являлись отрасли информационно - коммуникационных технологий, автомобилестроения, электротехники и машиностроения, а также сектора предпринимательских услуг. Но в 2022 г. только последний показал явный прогресс по сравнению с предыдущим периодом. Небольшое улучшение индекса было характерно и для производства автомобилей (рис. 3)

Рис. 3. Индекс дигитализа-ции основных отраслей экономики Германии в 2020-2022 гг. (2020=100)

Источник:

[25]

Немецкое государство с 2013 г. поддерживает деятельность некоммерческой организации «Инициатива Г21» (Initiative D21) — одного из крупнейших сетевых объединений страны, специально созданного еще в 1999 г. представителями бизнеса, науки, власти и гражданского общества для мониторинга основных изменений и тенденций в сфере дигитализации немецкого общества и социально -политических процессов в Германии. Цифровые индексы определяются на основе опросов и затрагивают такие темы, как доступ к цифровым услугам, отношение граждан к цифровой трансформации, уровень их цифровых компетенций и модели поведения. С 2022 г. отдельно измеряются устойчивость/последовательность цифрового перехода немецкого общества, его роль в общественном согласии и демократии, в создании дополнительной стоимости, а также в достижении эко-

логических целей. Последние результаты исследования «Инициативы Г21» были опубликованы в начале 2023 г. [26].

Ближайшие задачи по дигитализации Евросоюза

С 1 июля 2023 г. председателем в Совете ЕС стала Испания4. Одним из приоритетов руководства до 31 декабря 2023 г. она обозначила наполнение конкретным содержанием европейской цифровой повестки в вопросах ИИ, кибербезопасности, инфраструктуры базы данных. Особенность этого периода в том, что в 2024 г. предстоят выборы в Европарламент и назначение нового состава ЕК, что предполагает замедление, даже возможную остановку реализации крупных проектов. Поэтому в рамках испанского председательства Брюссель постарается добиться максимально возможного прогресса в цифровой трансформации Европейского союза.

Швеция подала хороший пример испанским политикам - с января по июнь 2023 г. был предпринят ряд важных «цифровых» шагов. Например, в конце июня Совету ЕС удалось достигнуть с Европейским парламентом предварительное соглашение по новому Закону о данных, посвященному правилам справедливого доступа к информации и ее использованию. В этот период определенный прогресс наметился и в согласовании ранее заявленных изменений в Регламент об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций (eIDAS). Было достигнуто понимание в отношении уникального трансграничного личного идентификационного номера.

Эксперты отмечают, что Испания - один из лидеров цифровой трансформации ЕС. В индексе DESI она занимает 7- е место. Очевидны ее успехи в дигитализации госуслуг и госрегулировании ИИ - правительство уже приступило к созданию национального органа по реализации будущего Закона об искусственном интеллекте. Именно дальнейшему продвижению этого документа Мадрид предполагает уделить приоритетное внимание и достигнуть согласия всех вовлеченных сторон к декабрю 2023 г. Наиболее сложным представляется вопрос регулирования основополагающих моделей, основанных на приложениях генеративного ИИ. Он будет обсуждаться на встрече министров цифровых технологий стран G7 в третьем квартале. Не исключено, что его придется передать саморегулируемым организациям.

К началу 2024 г. предстоит найти решение для обновления Регламента еЮАБ. Речь идет о «цифровых кошельках», позволяющих гражданам ЕС идентифицировать себя во всех странах Евросоюза и хранить учетные данные на своих смартфонах. Необходимо определить функции кошельков, алгоритм их сертификации и механизмы взаимодействия с цифровым евро.

Мадрид также считает важным и возможным во время председательства решить вопросы о налоге на «передачу данных», о новом механизме регулирования телекоммуникационного сектора ЕС, включая стандартизацию частот, а также о принятии Закона о гигабитной инфраструктуре и завершении работы над Законом о киберустойчивости. Одновременно он достаточно пессимистичен в отношении

4 Председательство в Совете ЕС осуществляют т.н. «тройки государств», которые в течение 18 месяцев реализуют согласованные друг с другом программы. Государство, которое первым становится председателем, считается негласным лидером. В рамках очередного периода с июля по декабрь 2023 г. им будет Испания, которая после полугода передаст руководство Советом Бельгии, а та через полгода - Венгрии. Предыдущее

трио, состояло из Франции, Чехии, и Швеции..................................................

регулирования электронной конфиденциальности, призванной дополнить GDPR в сферах отслеживания данных, персонализированной рекламы и использования шпионского программного обеспечения. Какого -либо прорыва, как и в период шведского руководства, эксперты не ожидают.

Заключение

За последнее десятилетие Брюссель достиг существенного прогресса в сфере цифровизации хозяйственно-политического пространства Европейского союза и входящих в него государств. Одним из важнейших катализаторов ускорения перехода к цифровой экономике стала заявленная Германией в апреле 2011 г. Четвертая промышленная революция и связанные с ней положения стратегии «Индустрия 4.0». Они оказали значительное влияние на все экономические и общественные сферы ЕС и его стран, дав толчок развитию рамочных условий для цифрового перехода не только к климатически нейтральной экономике, но практически всех сфер современного общества.

К окончанию периода деятельности комиссии под руководством У. фон дер Ляйен (2019-2024 гг.) основное внимание стало уделяться искусственному интеллекту, технологиям хранения и работы с данными, а также кибербезопасности. При этом принимаемые решения оказались под влиянием ценностного подхода (в центре внимания - индивид, климатическая нейтральность, резилиентность, циркулярного), который стал искажать первоначальную суть цифрового перехода (например, в промышленности) и тормозить процессы дигитализации на уровне экономических субъектов.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Switzerland: World Economic Forum, 2016. - 172 p.

2. Белов В.Б. Цифровая трансформация европейской промышленности // Европа между трех океанов : монография / Под общ. ред. Ал.А. Громыко и В.П. Федорова. - М.: ИЕ РАН : Нестор-История, 2019. - С 363-378.

3. Götz М., Jankowska B. Adoption of Industry 4 Technologies and Company Competitiveness: Case Studies from a Post-Transition Economy. Foresight and STI Governance, 2020, vol. 14, no 4, pp. 61-78. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.4.61.78.

4. Толкачев С.А., Морковкин Д.Е. Тренды цифровизации обрабатывающих отраслей промышленности Германии и России. Пленарные конференции МАЭФ-2019. Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Том 218. С. 260-272.

5. Ревенко Н.С. Европейский союз на пути к единому цифровому рынку // Мир новой экономики. 2016. № 2. - С 6-15.

6. Соколова М. Первые успехи нового европейского общего регламента по защите персональных дан-ных//Современная Европа. 2020, № 2. С 56-66. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220205666.

7. Кондратьева Н.Б. Цифровизация единого рынка ЕС //Европа между трех океанов : монография / Под ред. Ал. А. Громыко, В.П. Федорова. М.: «Нестор-История», 2019. С. 379-395.

8. Белов В.Б. Новая промышленная стратегия Евросоюза. Аналитическая записка Института Европы РАН № 13,2020 (№ 196). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics122020.

9. Циренщиков В.С. Индустрия 5.0//Европейский союз: факты и комментарии. № 101. Декабрь 2021 - февраль 2022 [Электронное издание]. С. 24-29. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/ eufacts120222429.

10. State of the Union Address by President von der Leyen at the European Parliament Plenary. 16.09.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_20_1655 (дата обращения 08.07.2023).

11. Shaping the digital transformation in Europe. Final Report. European Commission, DG CONNECT. September, 2020. 49 p. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/shaping-digital-transformation-europe (дата обращения: 31.07.2022).

12. Зиновьева Е., Булва В. Цифровой суверенитет Европейского союза. Современная Европа, 2021, № 2, с. 40-49. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220214049.

13. Потемкина О.Ю. Лучше, чем люди? Политика ЕС в области искусственного интеллекта. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, № 5. - С. 16-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/ vestnikieran520191621.

14. Марченко А.Ю. Правовой анализ новейшего законодательства ЕС о применении технологий искусственного интеллекта. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: МГИМО (У) МИД РФ. 2022.208 с.

15. Digitaler Kompass 2030: der europäische Weg in die digitale Dekade. Mitteilung der Kommission an das Europäische Parlament, den Rat, den Europäischen Wirtschafts- und Sozialausschuss und den Ausschuss der Regionen. Brüssel, den 9.03.2021. COM (2021) 118 final. 24 S. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ DE/TXT/D0C/?uri=CELEX:52021DC0118&from=en (дата обращения 08.07.2023).

16. Europe's Digital Decade: digital targets for 2030. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/ priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digital-targets-2030_en (дата обращения: 08.07.2023).

17. Кондратьева Н.Б. Курс на цифровую трансформацию: дан старт «Цифровому десятилетию» ЕС//Аналитические записки Института Европы РАН» (Выпуск III) № 27, 2021 (№ 257). C. 51-56. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics32720215156.

18. Guidance to the Member States on the preparation of the national Digital Decade strategic roadmaps. Communication from the Commission. Brussels, 28.6.2023 C(2023) 4025 final. - 18 p.

19. Алиев Т.М., Исмагилова О.Д., Попова В.Н. Подходы к оценке уровня цифровизации и выбор политики глобальной электронной коммерции. Пространственная экономика, 2020, т. 1, с. 136164. https://dx.doi.org/10.14530/se.2020A.136-164.

20. Кох Л.В., Кох Ю.В. Анализ существующих подходов к измерению цифровой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономика, 2019, т. 1, стр. 78-89. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.12407.

21. Ткаченко И.Н., Стариков Е. Н. Цифровая экономика: основные тренды и задачи развития //Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 244-255. DOI: https://doi. org/10.18500/1994-2540- 2020-20-3-244-255.

22. Digitalisierungsgrad der EU-Länder gemäß dem Index für die digitale Wirtschaft und Gesellschaft (DES* im Jahr 2022. Statista. 28.11.2022. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1243006/umfrage/ digitalisierungsgrad-der-eu-laender-nach-dem-desi-index/(дата обращения: 08.07.2023).

23. Digitalisierung: Stillstand statt Fortschritt. IWD. 10.01.2023. URL: https://www.iwd.de/artikel/digitalisierung-stillstand-statt-fortschritt-570861/.

24. Digital ranking 2022. IMD. 2023. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/ rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 08.07.2023).

25. Digitalisierung der Wirtschaft in Deutschland. Digitalisierungsindex 2022. BMWK. Januar 2023. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/DE/Digitalisierungsindex/Publikationen/publikation-digitalisierungsindex-2022-langfassung.pdf?__blob=publicationFile&v=3.

26. D21- Digital-Index 2022/23. Jährliches Lagebild zur Digitalen Gesellschaft. Initiative D21. Katar. 2023. URL: https://initiatived21 .de/uploads/03_Studien-Publikationen/D21 -Digital-Index/2022-23/ d21digitalindex_2022-2023.pdf (дата обращения: 08.07.2023).

References

1. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Switzerland: World Economic Forum, 2016. - 172 p.

2. Belov V.B. Cifrovaya transformaciya evropejskoj promyshlennosti // Evropa mezhdu trekh okeanov : monografiya /Pod obshch. red. Al.A. Gromyko i V.P. Fedorova. - M. : IE RAN : Nestor-Istoriya, 2019. -S. 363-378.

3. Götz M., Jankowska B. Adoption of Industry 4 Technologies and Company Competitiveness: Case Studies from a Post-Transition Economy. Foresight and STI Governance, 2020, vol. 14, No 4, pp. 61-78. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.4.61.78.

4. Tolkachev S.A., Morkovkin D.E. Trendy cifrovizacii obrabatyvayushchih otraslej promyshlennosti Germanii i Rossii. Plenarnye konferencii MAEF-2019. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2019/. Tom 218. S. 260-272.

5. Revenko N.S. Evropejskij soyuz na puti k edinomu cifrovomu rynku // Mir novoj ekonomiki. 2016. № 2. - S. 6-15.

6. Sokolova M. Pervye uspekhi novogo evropejskogo obshchego reglamenta po zashchite personal'nyh dannyh // Sovremennaya Evropa. 2020, № 2. S. 56-66 DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220205666.

7. Kondrat'eva N.B. Cifrovizaciya edinogo rynka ES//Evropa mezhdu tryoh okeanov: monografiya /Pod red. Al.A. Gromyko, V.P. Fyodorova. M.: «Nestor-Istoriya», 2019. S. 379-395.

8. Belov V.B. Novaya promyshlennaya strategiya Evrosoyuza. Analiticheskaya zapiska Instituta Evropy RAN № 13,2020 (№ 196). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics122020.

9. Cirenshchikov V.S. Industriya 5.0//Evropejskij soyuz: fakty i kommentarii. № 101. Dekabr' 2021 - fevrai 2022 [Elektronnoe izdanie]. S. 24-29. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/eufacts120222429.

10. State of the Union Address by President von der Leyen at the European Parliament Plenary. 16.09.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_20_1655 (accessed 08.07.2023).

11. Shaping the digital transformation in Europe. Final Report. European Commission, DG CONNECT. September, 2020. 49 p. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/shaping-digital-transformation-europe (accessed 31.07.2022).

12. Zinov'eva E., Bulva V. Cifrovoj suverenitet Evropejskogo soyuza. Sovremennaya Evropa, 2021, № 2, s. 40-49. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220214049.

13. Potyomkina O. YU. Luchshe, chem lyudi? Politika ES voblasti iskusstvennogo intellekta. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, 2019, № 5. - S. 16-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520191621.

14. Marchenko A. YU. Pravovoj analiz novejshego zakonodatel'stva ES o primenenii tekhnologij iskusstvennogo intellekta. Dissertaciya na soiskanie uchyonoístepeni kandidata yuridicheskih nauk. M.: MGIMO (U) MID RF. 2022.208 s.

15. Digitaler Kompass 2030: der europäische Weg in die digitale Dekade. Mitteilung der Kommission an das Europäische Parlament, den Rat, den Europäischen Wirtschafts- und Sozialausschuss und den Ausschuss der Regionen. Brüssel, den 09.03.2021. COM (2021) 118 final. 24 S. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/DOC/?uri=CELEX:52021DC0118&from=en (accessed 08.07.2023).

16. Europe's Digital Decade: digital targets for 2030. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/ priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digital-targets-2030_en (accessed 08.07.2023).

17. Kondrat'eva N.B. Kurs na cifrovuyu transformaciyu: dan start «Cifrovomu desyatiletiyu» ES//Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN» (Vypusk III) № 27, 2021 (№ 257). C. 51-56. DOI: http://doi.org/10.15211/ analytics32720215156.

18. Guidance to the Member States on the preparation of the national Digital Decade strategic roadmaps. Communication from the Commission. Brussels, 28.6.2023 C(2023) 4025 final. - 18 p.

19. Aliev T.M., Ismagilova O.D., Popova V.N. Podhody k ocenke urovnya cifrovizacii i vybor politiki global'noj elektronnoj kommercii. Prostranstvennaya ekonomika, 2020,1.1, s. 136-164. https://dx.doi.org/10.14530/ se.2020.4.136-164.

20. Koh L.V., Koh YU.V. V. Analizsushchestvuyushchih podhodovk izmereniyu cifrovoj ekonomiki. VestnikSankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomika, 2019,1.1, str. 78-89. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.12407.

21. Tkachenko I. N., Starikov E. N. Cifrovaya ekonomika: osnovnye trendy i zadachi razvitiya //Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2020. T. 20, vyp. 3. S. 244-255. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540- 2020-20-3-244-255.

22. Digitalisierungsgrad der EU-Länder gemäß dem Index für die digitale Wirtschaft und Gesellschaft (DES* im Jahr 2022. Statista. 28.11.2022. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1243006/umfrage/ digitalisierungsgrad-der-eu-laender-nach-dem-desi-index/ (accessed 08.07.2023).

23. Digitalisierung: Stillstand statt Fortschritt. IWD. 10.01.2023. URL: https://www.iwd.de/artikel/digitalisierung-stillstand-statt-fortschritt-570861/

24. Digital ranking 2022. IMD. 2023. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/ rankings/world-digital-competitiveness-ranking/ (accessed 08.07.2023).

25. Digitalisierung der Wirtschaft in Deutschland. Digitalisierungsindex 2022. BMWK. Januar 2023. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/DE/Digitalisierungsindex/Publikationen/publikation-digitalisierungsindex-2022-langfassung.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (accessed 08.07.2023).

26. D21- Digital-Index 2022/23. Jährliches Lagebild zur Digitalen Gesellschaft. Initiative D21. Katar. 2023. URL: https://initiatived21 .de/uploads/03_Studien-Publikationen/D21 -Digital-Index/2022-23/ d21digitalindex_2022-2023.pdf (accessed 08.07.2023).

Контактная информация / Contact information

ФГБУН «Институт Европы Российской академии наук», 125009, Москва, ул. Моховая.

11-3 Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, 125009,

Russia.

Белов Владислав Борисович / Vladislav B. Belov

belov@instituteofeurope.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.