Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предприятия энергетического комплекса / цифровой маркетинг / Цифровизация / цифровой двойник / рынок энергетического машиностроения / Филиал АО «АЭМ+технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск / energy complex enterprises / digital marketing / digitalization / digital twin / power engineering market / «Atommash» the branch of JSC «AEM+Technologies»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Сергеевна Попова, Калмыкова Диана Сергеевна, Орлов Павел Вячеславович

Курс на импортозамещение, взятый отечественной производственной энергетической отраслью почти десять лет назад, помог в 2022 году минимизировать проблемы с нехваткой отдельных видов продукции и разрушением ранее выстроенных логистических цепочек. Начатое несколько лет назад импортозамещение помогло отрасли сохранить ранее наработанные позиции и потенциал. По данным Росстата, по итогам 2022 года объем выпуска электрооборудования в стране составил 96,3% по отношению к году ранее. Эксперты полагают, что новые санкции из+за начала СВО и уход в прошлом году из России ряда иностранных отраслевых компаний не смогли критично отразиться на производственном секторе в энергетике. Взятый еще в 2014 году курс на импортозамещение продемонстрировал свой положительный эффект, и по большинству сегментов необходимого для энергетики оборудования серьезных провалов не произошло. Стабилизировать ситуацию и поднять отрасль на новый уровень удалось, в том числе, за счет цифровой трансформации бизнеса, которая является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности предприятий энергетического комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татьяна Сергеевна Попова, Калмыкова Диана Сергеевна, Орлов Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Transformation of Business in Power Equipment Market

The course on import substitution, taken by the domestic production energy industry almost ten years ago, helped in 2022 to minimize the problems with the shortage of certain types of products and the destruction of previously built logistics chains. Import substitution, which began several years ago, helped the industry to maintain its previously established positions and potential. According to Rosstat, the country’s electrical equipment output in 2022 was 96.3% compared to a year earlier. Experts believe that the new sanctions due to the start of the special military operation and leaving a number of foreign industry companies from Russia last year have not had a critical impact on the production sector in the power industry. The import substitution policy adopted back in 2014 demonstrated its positive effect, and there has been no serious failures in most segments of equipment required for the power industry. It has been possible to stabilise the situation and bring the industry to a new level by, including digital business transformation, which is one of the main factors increasing the competitiveness of energy companies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Я" Г! Орлов Павел Вячеславович,

11 Я соискатель кафедры менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный национальный

исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 pav-orl@mail.ru

Курс на импортозамещение, взятый отечественной производственной энергетической отраслью почти десять лет назад, помог в 2022 году минимизировать проблемы с нехваткой отдельных видов продукции и разрушением ранее выстроенных логистических цепочек. Начатое несколько лет назад импортозамещение помогло отрасли сохранить ранее наработанные позиции и потенциал. По данным Росстата, по итогам 2022 года объем выпуска электрооборудования в стране составил 96,3% по отношению к году ранее. Эксперты полагают, что новые санкции из-за начала СВО и уход в прошлом году из России ряда иностранных отраслевых компаний не смогли критично отразиться на производственном секторе в энергетике. Взятый еще в 2014 году курс на импортозамещение продемонстрировал свой положительный эффект, и по большинству сегментов необходимого для энергетики оборудования серьезных провалов не произошло. Стабилизировать ситуацию и поднять отрасль на новый уровень удалось, в том числе, за счет цифровой трансформации бизнеса, которая является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности предприятий энергетического комплекса.

Ключевые слова: предприятия энергетического комплекса; цифровой маркетинг; Цифровизация; цифровой двойник; рынок энергетического машиностроения; Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск.

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-36-40

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Попова Татьяна Сергеевна,

доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94 tspopova@mephi.ru

Калмыкова Диана Сергеевна,

студентка кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94 diana.kalmickova2001@mail.ru

Правительство России сформировало перечень важных направлений технологического развития России до 2030 года. При подготовке концепции было отобрано 18 направлений, на которые власти будут делать упор. Среди новых направлений оказались атомное и нефтегазовое машиностроение, включая оборудование для переработки углеводородов, производство лекарств, авиационная промышленность и инфраструктура для воздушных перевозок, а также услуги в сфере энергетики и энергетическое машиностро-

ение. Это те технологические направления, где сейчас у российской экономики уже есть определенные заделы для их успешного развития и формирования «крупного» рынка [1].

Ситуация на российском рынке энергомашиностроения в значительной степени соответствует общемировой: 60% капиталовложений приходится на оборудование для тепловой энергетики, 29% — на оборудование для газнефтехи-мии и 11% — на оборудование для атомной энергетики. В настоящее время российский рынок энергети-

ческого машиностроения оценивается на уровне 350 млрд руб. в год. На трех крупнейших игроков российского рынка энергетического машиностроения приходится 68% рынка, в том числе Машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» занимает 27%. В перспективе до 2030 года среднегодовой рост отечественного рынка будет в пределах 1—2%, а в качестве основной тенденции ожидаются усиление конкуренции среди производителей и снижение импорта энергетического оборудования и его компонентов1. Одним из

1 https://ar2016.rosatom.ru/?/ru/53-power-machine-engineering-marke^

основных факторов повышения конкурентоспособности предприятий энергетического комплекса можно смело назвать цифровиза-цию данной отрасли.

По мнению представителей отрасли, импортозаместить производственный сектор невозможно без перехода энергетики на отечественные информационные программные продукты. В рамках данной задачи потребуется развитие российской электронной компонентной базы. Практически все ключевые игроки российского энергетического сектора в 2022 году столкнулись с серьезными технологическими ограничениями, связанными с отказом иностранных компаний от участия в партнерских проектах. В условиях прогнозируемых ограничений в поставках импортных комплектующих и оборудования на первый план вышли задачи пересмотра стратегий управления техническим обслуживанием и ремонтом объектов критической инфраструктуры энергетического сектора. В этой связи однозначно продолжится тренд на создание цифровых двойников (ЦД) сложных производственных объектов с применением технологий информационного моделирования, машинного обучения, 1оТи больших данных. Задачи повышения надежности эксплуатации и эффективности оборудования по-прежнему будут приоритетными. И решаться они будут с помощью наших российских решений, в том числе с помощью цифровых двойников предприятий.

В настоящее время цифровиза-ция является одним из приоритетов экономической политики государ-

ства, а глобальные вызовы вынуждают компании адаптировать свои кадровые, интеллектуальные, технологические ресурсы к использованию гибких технологических решений. Возрастающая сложность производимых изделий объясняет выбор предприятий энергетического комплекса использовать диджитализацию на всех этапах жизненного цикла изделия2.

В рамках реализации Указов Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий Правительством сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в состав которой вошли следующие федеральные проекты: Цифровые технологии, Кадры для цифровой экономики, Информационная безопасность и другие3. В статье в разрезе одного из них, а именно проекта «цифровые технологии», центром компетенций которого стала госкорпорация Ро-сатом, принявшая Единую цифровую стратегию, рассмотрено и обосновано мероприятие, затрагивающее цифровую трансформацию бизнес-процессов предприятий энергетического комплекса.

Маркетинг в сфере электроэнергетики, с помощью которого предприятия создают ценность своей продукции и поддерживают отношения с потребителями, в силу актуальности проблемы диджи-тализации также приобретает цифровой окрас.

В состав цифрового маркетин-

га входят основные элементы комплекса традиционного маркетинга, а именно product (продукт), price (цена), place (распределение), promotion (продвижение)4. На современном этапе развития общества появляются новые потребности, конкуренция усложняется, в связи с чем комплекс маркетинга приобретает новые элементы: package (упаковка), purchase (процесс принятия решения о конкретной покупке и опыт после), people (клиенты), personnel (персонал), process (процесс), planning (процесс планирования во времени, без которого все другие условия теряют смысл), proftting (процесс оценки эффективности маркетинговых мероприятий и их влияния на будущие продажи), purposes (установка целей для достижения бизнес и маркетинг целей). Практически для каждого из перечисленных элементов в период индустрии 4.0 характерна некоторая трансформация, связанная с повсеместным использованием цифровых технологий [2].

В разрезе одного из компонентов, а именно personnel, в состав которого входит, в том числе и рабочая сила предприятия, рассмотрим возможность применения основ цифровизации путем внедрения технологии «Цифровой двойник» на примере Филиала АО «АЭМ-технологии» «Атом-маш» в г. Волгодонск.

Перед тем, как пояснить, что же такое цифровой двойник, отметим некоторые «узкие места» в производстве предприятия, снижающие эффективность производственных процессов:

♦ отсутствие единой базы данных для аккумулирования информации;

2 Путин назвал цифровизацию одним из приоритетов экономической политики // РИА новости: сайт. URL: https://ria.ru/20180726/

1525382352.html.

3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

4 Комплекс цифрового маркетинга // URL: https://studref.com/384514/informatika/kompleks_tsifrovogo_marketinga.

♦ риск отклонения параметров качества от запроектированного;

♦ неоправданные затраты на осуществление контрольной сборки;

♦ высокие трудозатраты на проведение контроля качества на каждом этапе жизненного цикла изделия.

С этой целью руководство вынуждено развивать и совершенствовать цифровые методы управления производством, предполагающие оцифровку различных видов информации, направленные на упрощение и ускорение производственных операций, повышение производительности труда, и, как следствие, повышение уровня конкурентоспособности за счет более быстрого исполнения заказов.

Согласно исследовательской информации, полученной консалтинговой компанией KMDA по результатам опроса предприятий, внедривших цифровой двойник в производственный процесс, выделены основные факторы, которые стимулируют использовать данную технологию в бизнес-процессах (рис. 1).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сокращение трудовых затрат и повышение эффективности процессов являются основными факторами на пути выбора цифровых двойников компаниями в отрасли энергетического машиностроения.

По данным BIA-Technologies, внедрение концепции «Цифровой двойник» обеспечивает:

♦ повышение эффективности использования станочного парка на 9-12%;

♦ повышение производительности труда на 2-5%;

♦ сокращение срока выпуска продукции на 7-9%;

♦ сокращение времени простоя оборудования на 8-12%; Таким образом, происходит

снижение совокупных затрат на 8-12%, а окупаемость внедрения Цифровых двойников происходит в среднем менее, чем за шесть месяцев5.

Цифровые двойники в современном мире становятся одним из ключевых направлений цифровой трансформации производства, в том числе смежных отраслей, поддержки и обслуживания производственного процесса.

Цифровой двойник - это своеобразное озеро данных, в котором аккумулируется вся информация о жизненном цикле изделия. Данная технология, заменяя собой сразу несколько программных продуктов, обеспечивает возможность оперативного получения подробной информации о сборочной единице. С помощью ЦД выявление возможных отклонений параметров изделия от заданных происходит более быстро и точно6.

Никакого эффе кта Увеличение капитализации Увеличение маржинальности товаров и услуг Сокращение издержек

Создание новых бизнес-моделей Повышение скорости адаптации ко внешним

Алгоритм работы ЦД выглядит следующим образом: первоначально в графической программе разрабатывается ЗД-модель изделия с определением необходимых характеристик; затем изготавливают сборочные единицы; с помощью 3Д-сканера происходит бесконтактное измерение геометрических параметров изготавливаемого изделия; полученное изображение (3Д-образ) автоматически передается в озеро данных ЦД, с помощью которого происходит определение соответствия или отклонения от запроектированной ЗД-модели [3].

При изучении преимуществ цифровых двойников, способных принести реальный экономический эффект Филиалу АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск, было выявлено ключевое - снижение трудоемкости контрольно-измерительных операций в пять раз путем их автома-тизации7.

На примере горизонтально-расточной операции, используя моделирование в нотации BPMN, продемонстрируем, как за счет

ш

изменениям Повышение производительности

Повышение эффективности процессов

Сокращение трудозатрат

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рис. 1. Влияние цифровизации на бизнес-процессы российских предприятий,

%*

* Цифровой консалтинг KMDA. Цифровая трансформация в России - 2020 [сайт]. URL: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020.

5 Оценка влияния внедрения цифрового двойника на эффективность бизнес-процессов промышленного предприятия // URL: https://

elar.urfu.ru/bitstream/10995/109399/1/m_th_s.i.petrenko_2022.pdf.

6 Россия утвердила стандарты в области цифровых двойников // Цифровизация: сайт. URL: https://www.eprussia.ru/news/base/2021/

2415042.

7 Как сократить сроки контроля качества в 5 раз // 3D-решения для промышленности и бизнеса: сайт. - URL: https://blog.iqb.ru/atommash-

3d-scanning-case/.

Т. Попова, Д. Калмыкова, П. Орлов. Цифровая трансформация бизнеса на рынке энергетического оборудования

применения технологии «Цифровой двойник» сократится время на контроль геометрических параметров изделия (рис. 2, 3).

На основе имеющихся знаний о правилах и методах построения данной модели один из этапов производства детали разбили на несколько последовательных элементов, включающих не только ее обработку, но и контроль геометрических параметров.

Таким образом, по данным рисунков 2 и 3, очевидно, что большую часть контрольно-измерительных операций, которые ранее производились вручную (а это, как

никак, человеческий фактор с возможными последствиями)заменяет бесконтактное сканирование и обработка полученных данных уже цифровым двойником, а не человеком, являющимся одним из элементов расширенного комплекса маркетинга (personnel). Всё это значительно упрощает процесс, сокращая трудоемкость контроля. Экономическое обоснование внедрения ЦД показано на примере лишь одной горизонтально-расточной операции, но данные модели можно проецировать на любые другие, только с поправкой вид и время замеров.

Возрастающая сложность производимых изделий объясняет выбор Филиала АО «АЭМ-техно-логии» «Атоммаш» в г. Волгодонск использовать диджитализа-цию на всех этапах жизненного цикла продукции.

Цифровая трансформация бизнес-процессов за счет внедрения технологии «Цифровой двойник» не только приведет к повышению прибыли и эффективности деятельности рассматриваемого предприятия за счет сокращения всех видов затрат, уходящих на контроль физических параметров продукции, но и существенно повысит

Рис. 2. Моделирование горизонтально-расточной операции в нотации BPMN (без использования ЦД)

СП =1

IS

о ш о а.

-е-

о ^

о

о.

о

^Соответствуют параметры?

Рис. J. Моделирование горизонтально-расточной операции в нотации BHVIN (с использованием ЦДj

его конкурентоспособность на рынке энергетического оборудования.

Сегодня многие российские компании присматриваются к цифровым моделям предприятия, производства и отдельных про-

цессов. Более того, Россия стала первой страной, утвердившей стандарты в области цифровых двойников: ГОСТ Р 57700.372021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения», которые начали работать

с 1 января 2022 года. Таким образом, благодаря высокому уровню отечественной школы математического моделирования и активной позиции экономического руководства страны, есть все шансы в этой сфере догнать и перегнать цивилизованный мир.

ИСТОЧНИКИ

1. Степченко Т. С. Аспекты восприятия общественностью процессов развития атомной энергетики (на примере «РоАЭС») // Практический маркетинг. 2014. № 7(209). С. 35-40. EDN QLLJAG.

2. Кувшинова Е.Е. Разработка системы управления маркетингом на энергетическом предприятии Разработка системы управления маркетингом на энергетическом предприятии: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск, 1997. 190 с. EDN NLJGYL.

3. Калмыкова Д.С. Внедрение цифровых двойников на основе MULTI-D как эффективного инструмента управления сложными инженерными объектами АЭС // Перспективное развитие науки, техники и технологий: сборник научных статей 12-ой Международной научно-практической конференции, Курск, 01 ноября 2022 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 159-162. EDN KSQGTB.

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-36-40

Digital Transformation of Business in Power Equipment Market Popova Tatiana Sergeyevna,

Associate Professor of Economics and Social and Humanitarian Disciplines Department, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»; 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Russia, 347360 (tspopova@mephi.ru)

Kalmykova Diana Sergeyevna,

Student of Economics and Social and Humanitarian Disciplines Department, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»; 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Russia, 347360 (diana.kalmickova2001@mail.ru)

Orlov Pavel Vyacheslavovich,

Candidate of the Department of Management and Marketing, Belgorod State National Research University; 85, Pobedy St., Belgorod, Russia, 308015 {_pav-orl@mail.ru)

The course on import substitution, taken by the domestic production energy industry almost ten years ago, helped in 2022 to minimize the problems with the shortage of certain types of products and the destruction of previously built logistics chains. Import substitution, which began several years ago, helped the industry to maintain its previously established positions and potential. According to Rosstat, the country's electrical equipment output in 2022 was 96.3% compared to a year earlier. Experts believe that the new sanctions due to the start of the special military operation and leaving a number of foreign industry companies from Russia last year have not had a critical impact on the production sector in the power industry. The import substitution policy adopted back in 2014 demonstrated its positive effect, and there has been no serious failures in most segments of equipment required for the power industry. It has been possible to stabilise the situation and bring the industry to a new level by, including digital business transformation, which is one of the main factors increasing the competitiveness of energy companies.

Keywords: energy complex enterprises; digital marketing; digitalization; digital twin; power engineering market; «Atommash» the branch of JSC «AEM-Technologies».

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Stepchenko, T.S. (2014) Aspects of Public Perception of the Nuclear Energy Development Processes (on the example of «RoAES»). Practical Marketing, 2014, No. 7, pp. 35-40. EDN QLLJAG.

2. Kuvshinova, E.E. (1997) Development of a Marketing Management System at an Energy Enterprise. 08.00.05 Economics and Management of the National Economy: PhD Thesis in Economics. Novosibirsk, 1997, 190 p. EDN NLJGYL

3. Kalmykova, D.S. (2022) Introduction of Digital Twins Based on MULTI-D as an Effective Tool for Managing Complex Engineering NPP Facilities. Perspective Development of Science, Engineering and Technology: Collection of Scientific Articles of the 12th International Scientific and Practical Conference, Kursk, November 01, 2022, Kursk: South-West State University, 2022, pp. 159-162. EDN KSQGTB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.