Научная статья на тему 'Цифровая трансформация бизнес-процессов: онтологический подход'

Цифровая трансформация бизнес-процессов: онтологический подход Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
247
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦИФРОВЫЕ БИЗНЕС-СЕРВИСЫ / ЭКОСИСТЕМА / ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DIGITALISATION / ONTOLOGICAL APPROACH / DIGITAL BUSINESS SERVICES / ECOSYSTEM / SINGLE DIGITAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дзюба Ю.В., Рюмкин К.В.

В статье рассмотрено применение онтологического подхода для решения задач транспортной отрасли. Сформулированы классы задач, для которых он применим. Приведен пример построения единой цифровой среды на его основе. Показано применение подхода в бизнес-процессах участников транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дзюба Ю.В., Рюмкин К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological method for digital transformation of business processes

The paper considers application of ontological approach to solving transport industry problems. Classes of problems were it is applicable are identified. An example of building single digital environment on its basis is provided. Application of this approach in business processes of transport industry is shown.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация бизнес-процессов: онтологический подход»

Цифровая трансформация бизнес-процессов: онтологический подход

Ю. В. Дзюба,

руководитель Центра стратегического анализа и развития Научно-исследовательского и проект-но-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»)

К. В. Рюмкин,

начальник отдела совершенствования бизнес-процессов и аналитики в области пассажирских перевозок Центра стратегического анализа и развития АО «НИИАС»

В статье рассмотрено использование онтологического подхода в бизнес-процессах компаний транспортной отрасли. Определен класс задач, для которых он применим. Приведен пример построения единой цифровой среды на основе указанного подхода.

Сегодня Россия стремительно входит в эру цифровой экономики. Этот процесс поддерживается на всех уровнях власти с вовлечением всех форм бизнеса. Транспортный комплекс во главе с Министерством транспорта РФ одним из первых поддержал и развивает такой переход [1, 2].

Для организации экономических процессов транспортной деятельности, включая транспортно-логистические процессы и информационное взаимодействие участников транспортной отрасли России в ходе их цифровой трансформации, проводимой с использованием информационно-коммуникационных технологий, Министерство транспорта РФ формирует Цифровую платформу транспортного комплекса РФ [11, 12].

Очевидно, что в объеме задач, связанных с такой трансформацией, задачи качественного и наименее затратного информационного взаимодействия разнородных автоматизированных систем входят в группу важнейших и сложных.

Задачи информационной интеграции появляются постоянно при построении того или иного ИТ-ландшафта, сегодня разработано множество подходов к их решению [5, 6, 9, 10]. Одно из решений — применение онтологического подхода. Термин «онтология» определяется и зависит от контекста и целей его использования. В настоящей статье онтология рассматривается в применении к информационным технологиям для описания различных предметных областей. Онтология формализует области знаний через структуру объектов со своими атрибутами, понятия (концепты), отношения и зависимости между объектами.

Сегодня онтологический подход все чаще используется для построения информационных и автоматизированных

систем, их информационного взаимодействия и для организации основных данных (словаря данных) систем [3, 4, 7, 8]. Преимущества использования такого подхода не ограничиваются решением текущих проектных задач: создается основа для устойчивого развития архитектуры разработанных программных продуктов, их применения в объеме хранилищ с доступными корпоративными знаниями, создается открытость и максимальная доступность элементов рассматриваемых систем для искусственного интеллекта, автоматических программных роботов.

При использовании онтологического подхода могут быть решены следующие задачи:

• информационная интеграция автоматизированных систем;

• разработка прототипов систем — цифровых двойников;

• построение основных данных для одной или нескольких компаний на основе семантической нормативно-справочной информации;

• формирование интеллектуального корпоративного пространства;

• оперативный анализ и поддержка принятия решений с поиском и выводом информации на естественном языке;

• формирование когнитивных систем, предназначенных для работы на уровне пользователя, способных понимать, обучаться и делать выводы.

Такой подход позволяет поддерживать подключение внешних онтологий, например Wikidata, DBPedia [13, 14] и др., что дает возможность резко сократить затраты на формирование требуемых онтологий.

В рамках цифровой трансформации бизнес-процессов компаний транспортной отрасли с помощью онтологического подхода можно создавать программные комплексы для анализа и управления дан-

ными, информацией, получения и обработки знаний и построения на такой базе взаимосвязанных цифровых бизнес-сервисов. При этом становится возможным объединить все продукты и услуги транспортного комплекса в единую экосистему, где основой будет ценность продукта или сервиса, а не только качество их описания и обработки конкретной автоматизированной системой.

Рассматриваемая экосистема позволит компаниям транспортной отрасли предлагать ценность своего продукта или сервиса за счет интеграции с другими продуктами и сервисами за счет использования их интерфейсов в качестве посредников, которые будут доставлять предлагаемую ценность до конечного пользователя. Описанный подход даст следующие преимущества: рост стоимости продукта и формирование привычки у пользователя таких продуктов или сервисов. Примером информационных экосистем могут быть социальные сети и мессенджеры, которые, предоставляя свой интерфейс, предлагают, в частности, сторонние продукты и услуги.

На рисунке приведен пример построения единой цифровой среды с применением онтологического подхода, который возможно применить для Цифровой платформы транспортного комплекса РФ.

Пример построения единой цифровой среды с применением онтологического подхода

Все модули приведенного комплекса, построенного с применением онтологического подхода (далее — комплекс), разделены на подсистемы и объекты хранения.

Подсистема балансировки нагрузки предназначена для распределения нагрузки на комплекс при выполнении большого количества пользовательских запросов. В таком контексте пользователи — физические лица, работающие с комплексом в разных ролях, автоматизированные системы и интеллектуальные агенты (автономные, реактивные).

Подсистема обеспечения безопасности предназначена для контроля доступа к данным и информации согласно различным протоколам доступа и может поддерживать ролевую модель, дискреционную модель, профили доступа, шифрование и авторизацию.

С помощью подсистемы интеграции выполняется настройка взаимосвязи комплекса с другими автоматизированными системами и элементами IIoT (Industrial Internet of Things) для извлечения данных

№ 1 (80) 2019

и размещения их в объектах хранения комплекса.

Подсистема поиска предназначена для поиска информации в объектах хранения комплекса, в частности, с предоставлением пользователю результатов поиска на естественном языке. В подсистеме поиска реализуются следующие алгоритмы: поиск по данным и метаданным, контекстный поиск, федеративный поиск, семантический поиск.

Подсистема моделирования предназначена для предоставления пользователю инструментов моделирования онтологий предметных областей, описания правил, процессов и бизнес-сервисов и их взаимодействия с объектами хранения.

На основе подсистемы исследования данных возможно выполнение вычислительных задач, связанных с очисткой, преобразованием и комбинированием данных, поиском скрытых взаимосвязей и неявных зависимостей, построением моделей машинного обучения, включая прогнозные модели и модели неконтролируемого обучения, для различных наборов показателей, выполнения имитационного моделирования для процессов транспортного комплекса РФ.

Подсистема визуализации выполненного анализа и связанной информации предназначена для отображения результатов работы подсистемы исследования данных.

При использовании подсистемы отчетности можно построить требуемую отчетность по связанным бизнес-процессам и объектам комплекса.

Репозиторий цифровых моделей содержит информацию о математических, физико-математических и других моделях физических объектов, необходимых для работы подсистемы исследования данных.

Хранилище данных реализуется на основе ряда систем управления базами данных (технологии Hadoop, TSDB, RDBMS и др.), применяемых для наиболее эффективного хранения, обработки и доступа к первичным данным и информации в зависимости от их состава, структуры и объема.

Графовая база данных предназначена для хранения структурированных данных, описывающих онтологии предметных областей.

Предложенное хранение данных и связанной информации позволит расширять модели данных без существенной переработки существующих доменов, наиболее эффективно использовать модели данных для систем на основе машинного интеллекта, выполнять программные разработки с минимальным влиянием структуры данных.

Посредством модуля описания онтологий аналитиками описывается базовая онтологическая модель предметной области — транспортного комплекса РФ — как единая семантическая модель данных, которая станет эталоном при обнаружении лексических и семантических конфликтов в будущем. В такой модели, в частности, формируются области (домены) для существующих автоматизированных систем, связываемых с комплексом. Добавленные семантические свойства связывают структуры различных элементов создаваемой

«Транспорт Российской Федерации» | 39

экосистемы между собой. В результате формируется и с появлением новых элементов обновляется единая семантическая модель данных комплекса. Позже элементы такой модели могут быть перенесены в разрабатываемые автоматизированные системы и интеллектуальные агенты, которые планируется интегрировать с комплексом. При таком подходе задача интеграции разнородных систем будет сведена к подзадаче интеграции их онтологий.

Построенные на основе комплекса бизнес-сервисы будут организованы по принципу экосистемы, где запрашиваемые сервисы могут не входить в состав комплекса, но передавать и получать данные и информацию без дополнительных затрат на их интеграцию. Комплекс будет выполнять огромную аналитическую обслуживающую функцию по отношению к тем сервисам, которые в него входят.

Пример применения онтологического подхода для пассажирских перевозок различными видами транспорта «от двери до двери» — Единый электронный проездной и перевозочный документ (если багаж следует вместе с пассажиром) для всех видов транспорта, в котором объем и стоимость услуг и товаров взаимосвязаны с сегментами следования, перевозчиками и юридическими лицами, оказывающими дополнительные услуги, а также предоставляющими сопутствующие товары. Применение такого документа в рамках описанного подхода будет прозрачным для всех участников перевозочного процесса и позволит «конструировать» и продвигать продукты в достаточно короткие сроки, а значит, формировать своевременное и качественное предложение клиенту на запрос перемещения из точки Л в точку В, в том числе и по сложному маршруту.

На основе описанного подхода может быть сформировано общее для всех перевозчиков представление данных с учетом их семантических свойств в контексте единой онтологии предметной области, отражающее инфраструктуру, средства перевозки и прочие объекты реального мира с учетом специфики каждой компании транспортной отрасли. Это позволит выполнять запросы, связанные с поездкой или перевозкой грузов, на естественном языке и получать ответы с возможностью логического вывода. Вместо поиска человеком узла отправления и назначения будет формироваться привычка поиска, в частности голосового, через вопросы к машине и получение ответов о распи-

сании, стоимости, условиях и другой информации, релевантной запросу (сопутствующие товары, время работы объектов инфраструктуры и т. п.).

Построенная на основе онтологического подхода база знаний транспортного комплекса РФ позволит качественно перейти в эпоху «умного» транспорта, характеризующуюся получением машинным способом новых знаний на основе известных фактов и отношений между ними.

Все приведенные преимущества использования онтологического подхода дадут импульс к развитию взаимосвязанных единой моделью, основными данными и справочниками программных роботов, взаимодействующих с единой информационной системой транспортного комплекса РФ, способных работать самостоятельно в единой информационной среде.

Такие интеллектуальные агенты смогут взаимодействовать между собой в рамках решения частных (им поставленных) и общих задач. Применение таких роботов позволит выполнять поддержку принятия решений в конечных элементах управления, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, что увеличит их производительность и, следовательно, отдачу на вложенные инвестиции. □

Литература

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596

3. Бездушный А. Н., Гаврилова Э. А., Серебряков В. А. и др. Место онтологий в единой интегрированной системе РАН. - URL: http://www.olap.ru/home. asp?artId=2362 (Дата обращения 15.01.2019).

4. Гаранина Н. О., Зюбин В. Е., Лях Т. В. Онтологический подход к организации шаблонов требований в рамках системы поддержки формальной верификации распределенных программных систем // Сист. информ. 2017. № 9. С. 111132. - URL: https://system-informatics. ru/files/article/garaninazubinliach_0.pdf (Дата обращения 15.01.2019).

5. Дулесов А. С., Синицын И. Г. Особенно-

сти проектирования и функционирования компьютерных информационных систем // Успехи соврем. естествозн. 2008. № 8. С. 93-95. - URL: http:// www.natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=10432 (Дата обращения 14.01.2019).

6. Думченков И. А. Обзор методов интеграции информационных систем, их преимуществ и недостатков // Молод. ученый. 2018. № 23. С. 176-177. - URL: https://moluch.ru/archive/209/51296/ (Дата обращения 14.01.2019).

7. Манаськин А. В., Брунилин А. А., Саен-ко И. Б. Онтологический подход к созданию систем поддержки принятия решений // Техн. науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. LXIV межд. науч.-практ. конф. № 11 (5 9). - Новосибирск : СибАК, 2016. С. 28-32.

8. Смирнов А. В., Кашевник А. М., Пономарев А. В. и др. Онтологический подход к организации взаимодействия сервисов интеллектуального пространства при управлении гибридными системами // Искусств. интеллект и принятие решений. 2014. № 4. С. 42-51. -URL: http://www.isa.ru/aidt/images/ documents/2014-04/42_51.pdf (Дата обращения 15.01.2019).

9. Сысолетин Е. Г., Аксенов К. А., Круг-лов А. В. Интеграция гетерогенных информационных систем современного промышленного предприятия // Соврем. пробл. науки и образования. 2015. № 1-1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19030 (дата обращения 14.01.2019).

10. Цветков В. Я. Информационное соответствие // Межд. журн. прикладных и фундаментальных ис-след. 2016. № 1-3. С. 454-455. -URL: https://www.applied-research. ru/ru/article/view?id=85 35 (Дата обращения 14.01.2019).

11. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. - URL: https://www. mintrans.ru/press-center/news/8696 (дата обращения 14.01.2019).

12. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. - URL: https:// www.mintrans.ru/press-center/ branch-news/290 (Дата обращения 14.01.2019).

13. Описание DBPedia. - URL: https://wiki. dbpedia.org/about (Дата обращения 15.01.2019).

14. Описание Wikidata. - URL: https:// www.wikidata.org/wiki/Wikidata: Introduction/ru (Дата обращения 15.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.