Научная статья на тему 'Цифровая таксономия концепта художественного произведения'

Цифровая таксономия концепта художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ТАКСОНОМИЯ КОНЦЕПТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ережепбаева Талшын Жаркыновна, Сарсембекова Улжан Кошебековна

В статье предлагается новый подход к изучению художественных произведений на основе цифровой таксономии концепта художественного произведения. Исследование базируется на идеях Д. С. Лихачева о понятии концептосферы и Тони Бьюзена о диаграмме связей. Целью предлагаемого подхода является достижение глубокого и полного понимания произведения через самостоятельное структурирование знаний учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ережепбаева Талшын Жаркыновна, Сарсембекова Улжан Кошебековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая таксономия концепта художественного произведения»

УДК 070

Т. Ж. Ережепбаева, У. К. Сарсембекова

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Астана

ЦИФРОВАЯ ТАКСОНОМИЯ КОНЦЕПТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В статье предлагается новый подход к изучению художественных произведений на основе цифровой таксономии концепта художественного произведения. Исследование базируется на идеях Д. С. Лихачева о понятии концептосферы и Тони Бьюзена о диаграмме связей. Целью предлагаемого подхода является достижение глубокого и полного понимания произведения через самостоятельное структурирование знаний учащимися.

Ключевые слова: концептуальный анализ художественного произведения, новые подходы в образовании, таксономия концепта.

Современные прогнозы ведущих экспертов в сфере образования о востребованности навыков в ближайшие 10-12 лет свидетельствуют о нарастающей необходимости развития инновационных методов обучения, позволяющих реализовывать самостоятельное обучение, при котором «инновации, не только технологические, но и социальные и педагогические, помогут трансформировать традиционные «классы», где происходит совместное обучение и где ученики готовятся к своей будущей профессии» [9]. Также эксперты сходятся во мнении, что онлайн контент станет основным источником получения информации, «отодвинув школу» на второе место. Для соответствия подобным требованиям времени современной школе необходимо внедрять и разрабатывать новые технологичные, функциональные, эффективные методы и приемы обучения, оптимизирующие процесс обучения знаниям и навыкам, нужным сегодняшнему студенту. В связи с этим, в настоящей работе представлены результаты разработки нового метода преподавания и обучения на интегрированных уроках русского языка и литературы - цифровой таксономии концепта художественного произведения.

В ближайшем будущем идеальный урок видится как совместное действо учеников, в котором учителю отводится роль ментора, организатора. Также в исследовании указывается, что физический и межличностный контакты незаменимы при таком комплексном подходе к обучению, так как навыки межличностного общения к 2030 году по востребованности выйдут на первый план [9]. Предлагаемая цифровая таксономия концепта художественного произведения позволит одновременно и учителю, и ученику в полной мере выполнять свои задачи и достигать поставленных учебных целей на уроках подобного формата. Целью данного подхода к концептуальному анализу художественного произведения является: применение таксономии при анализе художественного произведения на уроках; стимулирование учащихся к самостоятельному исследованию; достижение глубокого и полного понимания произведения через самостоятельное структурирование знаний учащимися; использование учителем таксономии в качестве модели анализа художественного произведения при создании среднесрочных и краткосрочных планов; дифференциация заданий.

Актуальность метода заключается не только в технологичности, но и в важности преподавания литературы как концептуального видения художественного произведения, интересного, понятного, захватывающего процесса, отражающего нашу жизнь. Такой метод позволяет учащимся самостоятельно делать воспитательные и нравственные выводы, в том числе и за стенами школы, что соответствует концепции lifelong learning.

В работе использован метод когнитивно-дискурсивного направления - он помогает исследовать художественное произведение с разных перспектив (ретроспективный, проспективный и современный взгляд на произведение), что способствует глубокому пониманию авторского замысла и значимости произведения для современного общества.

Идеи данной работы развивают тезисы Е. В. Милейко, которая приходит к выводу, что «только совокупность лингвистического, культурологического, психологического анализов может дать наиболее точный результат» [5] при изучении художественного текста. Она отмечает, что «авторская репрезентация лингвокультурного концепта может отличаться от традиционной. И

задача исследователя - увидеть это различие и определить индивидуально-авторскую картину мира, выраженную художественными концептами» [5].

При реализации предлагаемой концепции сочетание и применение таких методов, как создание концептосферы (термин концептосфера имеет конкретного автора - Д. С. Лихачева) [4. С. 2], ассоциограммы (Т. Бьюзен) [8] способствует более глубокому, осмысленному и индивидуализированному пониманию художественного текста во всей его целостности. Основанием этому является современная интерпретация понятия художественного концепта, основу которого составляет «диалогическая структура отношений человека, культуры и природы»

[5]. Такая многозначность концепта позволяет индивидуализировать процесс исследования произведения, так как каждый ученик пойдет своим, понятным ему на данный момент путем. Общеизвестно, что при последующем чтении одного и того же произведения мы воспринимаем его по-разному, что определяется нашим сознанием и его готовностью к новым открытиям и исследованиям.

Еще одним важным аспектом данной работы является то, что принятые ранее в педагогике приемы систематизации и классификации предметных знаний не позволяют выявить полноту значений, содержания, идей художественного текста, так как современное образование стремится к преодолению общепринятых рамок и развитию критического мышления учащихся, позволяющего нестандартно, оригинально интерпретировать содержание. В связи с этим в современном учебном процессе актуальны творческие, ассоциативные, лингвоквантитативные приемы, способы выявления связей между текстами (интертекстуальность). Таксономия в этом отношении позволяет «одновременно учитывать большое число различных» [2] особенностей, не ограничивая изучение произведения принятыми рамками. Безусловно, цифровой формат для реализации данной модели является функциональным, удобным и необходимым в современном учебном процессе, так как он позволяет использовать ее не только в классе, но и самостоятельно за компьютером.

Важным в данной работе является определение термина «концепт». Современная филология предлагает несколько трактовок этого понятия. Г. У. Арапова называет термины понятие и концепт -историческими дублетами [1], Н. Ю. Шведова уточняет, что термин «концепт - это содержательная сторона словесного знака (значение - одно или некий комплекс ближайшие связанных значений), за которой стоит понятие (т.е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые» свойства реалий и явлений, а также отношения между ними), принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайшее с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми»

[6]. Причем «понятие, лежащее в основе концепта, имеет свой собственный потенциал» [6], так как оно, в свою очередь, вызывает ряд связных ситуаций и значений, обусловленных культурой, контекстом, локацией.

Р. М. Фрумкина отмечает, что концепт является объектом концептуального анализа, смысл которого - «проследить путь познания смысла концепта и записать результат» [7] в виде знания об объекте из мира действительности. Шулятиков развивает понимание концепта как единицу коллективного сознания, отправляющую к высшим духовным ценностям, имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой [7].

Таким образом, под концептом художественного произведения в данной работе мы понимаем генеральную авторскую идею, которая подразумевает созидательный смысл и вследствие этого позволяет посмотреть «на явления в мире, в природе, в обществе» под разными углами и перспективами [3].

Таксономическая модель в сравнении с классической системой и классификацией обладает важными преимуществами. «Возрастающее число признаков, имеющих значение в таксономии, невозможно иногда учесть прежними методами. <...> В этом плане цифровая таксономия позволяет одновременно учитывать значительно большее число различных признаков [2].

В даннойработе предпринята попыткасистематизировать процесс преподаванияиисследования концептов художественных произведений. Преимущество предлагаемой таксономии (системы, классификации) в ее универсальности и подвижности. Таксономия состоит из четырех крупных ярусов, уровней, выделенных на основании данных, используемых для изучения произведения.

Рис. 1. Таксономия концепта художественного произведения

Помимо аналитической ценности данная таксономия сочетает в себе эффективное средство изучения литературоведческих и лингвистических терминов, зачастую представленных в сознании учеников хаотично, не структурировано. Каждый ярус, аспект анализа представляет собой совокупность литературных / языковых понятий с кратким толкованием каждого.

Так, первый и внешний ярус составляет авторский художественный метод, являющийся основополагающим фактором, реализующимся в конечной идее и написании произведения.

Художественный метод

особый тип образного видения мира , исторически сложившийся способ отражения действительности, общий тип подхода писател к действительности.

Рис. 2 Ярус «Художественный метод»

Составляющими внешнего круга являются: историческая основа, биографические данные, особенности локации автора, критическая литература, семантика заглавия - то есть та информация, которую ученику желательно получить до начала чтения текста произведения. Данный круг является подвижным, так как не все компоненты могут быть применимы к тому или иному тексту. Здесь учитель должен помочь и направить учеников в нужном направлении, остальную работу ученики, как предполагается, смогут выполнять самостоятельно. В этом ему помогут наводящие фактические, концептуальные, дискуссионные вопросы. При этом, в целях дифференциации учебного процесса учитель в зависимости от способностей учащихся, их готовности к самостоятельному исследованию, имеет возможность скрыть отдельные наводящие вопросы, чтобы не ограничивать талантливых и одаренных в предмете детей возможными рамками, предоставляя ему полную свободу интерпретации и выводов. Один или несколько выбранных аспектов неизбежно приведут юных исследователей к следующему, более узкому, литературному ярусу - идейному содержанию. Ярусы анализа были выделены и названы исходя из наиболее емких и абстрактных, зачастую непонятных студентам понятий, таких как художественный метод, идейное содержание, авторский стиль, авторская позиция. Из всех перечисленных понятий лишь последнее обладает более-менее ясными контурами, границами для студентов. При вопросе об идейном содержании произведения учитель обычно не конкретизирует его, зачастую оставляя

у учеников чувство растерянности, неполного понимания. Причина кроется в том, что под термином понимается множество таких аспектов, как: тема, жанр, композиция, сюжет, конфликт, хронотоп, образ главного героя, образы второстепенных героев. Они и составляют второй ярус.

Если в первом ярусе мы учитываем культурологические, контекстуальные и психологические особенности создателя произведения, то в следующем - преимущественно литературные, а в третьем - в основном, лингвистические. То есть третий ярус авторский стиль включает в себя анализ художественно-выразительных средств, авторских стилистических приемов.

В центре таксономии находится идея - уникальный замысел автора, который возникает при наложении, пересечении сугубо индивидуальных, психологических и культурных факторов и особенностей. Определение идеи произведения не является конечной целью его изучения, она позволяет посмотреть сквозь нее как через призму на окружающий мир, обстоятельства и расширить, углубить свое понимание и видение.

Предлагаемая методика анализа создана в первую очередь для концептуального анализа повествовательного художественного текста. Это обусловлено отличием инструментариев прозаиков, лириков и драматургов. Но теоретически она не ограничена и при работе с поэтическими и драматическими произведениями. Мы остановились на повествовательных жанрах, так как на начальном этапе необходимо выработать точную и безошибочную таксономию, основа которой в последующем станет универсальной, то есть применимой и эффективной и для других родов литературы.

Данная работа имеет следующие перспективы развития: адаптация таксономии под сравнительно-сопоставительное изучение двух и более произведений, исследование интертекстуальных связей, сочетание с герменевтическим анализом художественного текста.

В настоящее время таксономия апробируется на интегрированных уроках русского языка и литературы в НИШ г. Астаны, реализующей программу Международного Бакалавриата.

Список литературы

1. Арапова, Г. У. Концепт, понятие и значение слова [Электронный ресурс] / Г. У. Арапова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - № 1-4. -С. 591-593. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8612 (дата обращения: 24.09.2018).

2. Гиляров, М. С. Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / М. С. Гиляров. - 2-е изд., исправл. - М.: Советская Энциклопедия, 1986. - URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_biology/5618/%D0%A2%D0%90%D0%9A%D0%A1%D0%9E%D0% 9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AF (дата обращения: 24.09.2018).

3. Иргалиев, С. С. Обучение через концепты как способ формирования навыков исторического мышления [Электронный ресурс]. - URL: http://conferences.nis.edu.kz/wp-content/ uploads/2017/01.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

4. Лихачев, Д. С. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей [Текст] / Отв. ред. В. В. Красных,

A. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2005.

5. Милейко, Е. В. Художественный концепт как объект лингвистического исследования [Электронный ресурс] / Е. В. Милейко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2016. - № 11 (65): в 3-х ч. Ч. 3. - С. 128-130. - URL: http://scjournal.ru/articles/ issn_1997-2911_2016_11-3_36.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

6. Шведова, Н. Ю. К определению концепта как предмета языкознания. [Текст] / Н. Ю. Шведова // Языковая личность: текст, словарь, образ мира; Сб. статей. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 544 с.

7. Шулятиков, И. С. Термин «концепт» в современной лингвистике [Текст] / И. С. Шулятиков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2015. - № 12. -С.98-102.

8. Buzan, T. Unlock your creativity, boost your memory, change your life [Text] / T. Buzan,

B. Buzan. - Pearson Education Ltd, 2010. - 217 p.

9. WISE Survey: "School in 2030" [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wise-qatar.org/ sites/default/files/wise-survey-school-in-2030.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

THE DIGITAL TAXONOMY OF THE CONCEPT OF A LITERARY WORK

Yerezhepbayeva T. Zh., AOO "Nazarbayev Intellectual Schools ", Astana, yerezhepbayeva.talshyn@nisa.edu.kz

Sarsembekova U. K., AOO "NazarbayevIntellectual Schools", Astana, sarsembekova. ulzhan@nisa.edu.kz

The article proposes a new approach to the study and teaching of works of art in integrated Russian language and literature lessons in a school teaching the International Baccalaureate (International Baccalaureate) educational program - the digital taxonomy of the concept of a literary work. As a basis for the study, D. Likhachev's ideas about the concept of the conceptosphere and Tony Buzen's ideas on the connection diagram were taken.

In this work, an attempt was made to systematize the process of teaching and researching the concepts of literary works. The advantage of the proposed taxonomy (system, classification) in its universality and mobility. Taxonomy consists of four large tiers, the levels selected based on the data used to study the work.

The purpose of the proposed approach is: the application of taxonomy in the analysis of a literary work in lessons; stimulation of students for independent research; achieving a deep and complete understanding of the work through the independent structuring of knowledge by students; differentiation of tasks; use ofa taxonomy teacher as a model for analyzing a literary work when creating medium-term and short-term plans.

Keywords: conceptual analysis of a literary work, new approaches in education, taxonomy of a concept.

References

1. Arapova, G. U. (2016) Kontsept, ponyatie i znachenie slova [=Concept, concept and meaning of the word], in: Mezhdunarodnyiy zhurnalprikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy [=International Journal of Applied and Fundamental Research], no. 1-4, pp. 591-593, available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8612, accessed 24.09.2018. (In Russ.).

2. Gilyarov, M. S., Babaev A. A., Vinberg G. G. and Zavarzin G. A. etc. (1986) Biologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar [=Biological encyclopaedic dictionary], Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya, 2-e izd., ispravl., available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/5618/TAKSONOMIYa, accessed 24.09.2018. (In Russ.).

3. Irgaliev, S. S. (2017) Obuchenie cherez kontseptyi kak sposob formirovaniya navyikov istoricheskogo myishleniya [=Learning through concepts as a way of forming skills of historical thinking], available at: http://conferences.nis.edu.kz/wp-content/uploads/2017/01.pdf, accessed 24.09.2018. (In Russ).

4. Likhachev, D. S. (2005) Yazyk, soznaniye, kommunikatsiya [=Language, consciousness, communication], in: Yazyk, soznaniye, kommunikatsiya: Sb. statey [=Language, consciousness, communication: Coll. Articles], Moscow, MAX Press. (In Russ.).

5. Mileyko, E. V. and Rus-Bryushinina I. V. (2016) Hudozhestvennyiy kontsept kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya [=Artistic concept as object of linguistic research], in: Filologicheskie nauki. Voprosyi teorii i praktiki [=Philological Sciences. Questions theory and practice], Tambov, Gramota, no. 11 (65): v 3-h ch., ch. 3, pp. 128-130, available at: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2016_11-3_36.pdf, accessed 24.09.2018. (In Russ.).

6. Shvedova, N. Yu. (2006) K opredeleniyu kontsepta kak predmeta yazyikoznaniya. Tekst [=To the definition of the concept as an object of linguistics. Text], in: Yazyikovaya lichnost: tekst, slovar, obraz mira; Sb. Statey [=Language personality: text, vocabulary, image of the world; Sat. articles], Moscow, Izd-vo RUDN, 544 p, available at: http://www.dissercat.com/content/korrelyatsiya-kontsepta-i-antikontsepta-v-lingvokulture #ixzz5S3NCuf73, accessed 24.09.2018. (In Russ.).

7. Shulyatikov, I. S. (2015) Termin «kontsept» v sovremennoy lingvistike [=The term "concept" in modern linguistics], in: Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [=Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], Kirov, no. 12, pp. 98-102. (In Russ.).

8. Buzan, T. and Buzan, B. (2010) Unlock your creativity, boost your memory, change your life, Pearson Education Ltd, 217 p.

9. WISE Survey: "School in 2030 " (2014), available at: https://www.wise-qatar.org/sites/default/ files/wise-survey-school-in-2030.pdf, accessed 24.09.2018. (In Russ.).

Ережепбаева Талшын Жаркыновна - учитель русского языка и литературы, кафедра языка и литературы, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Астана.

yerezhepbayeva.talshyn@nisa.edu.kz

Сарсембекова Улжан Кошебековна - учитель русского языка и литературы, кафедра языка и литературы, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Астана.

sarsembekova.ulzhan@nisa.edu.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.