Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова С. В.

В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения цифровой образовательной среды в учебный процесс на всех его стадиях, что позволит улучшить качество обучения, обеспечить условия для создания новых онлайн-курсов и обмена программно-методическими материалами, таким образом способствуя эффективному формированию активной личности общества с высоким уровнем экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A FACTOR FORMING THE INDIVIDUAL’S ECONOMIC CULTURE

The article discusses the necessity of introducing a digital educational environment into the educational process at all its stages, which will improve the quality of education, provide conditions for creating new online courses and exchanging program and methodological materials, thus contributing to forming an active citizen with a high level of economic culture.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Научная статья УДК 378

DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_9

Цифровая среда в образовательном процессе как фактор формирования экономической культуры личности

C. В. Аверьянова

Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия

svetlanav_d@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения цифровой образовательной сре-

ды в учебный процесс на всех его стадиях, что позволит улучшить качество обучения, обеспечить условия для создания новых онлайн-курсов и обмена программно-методическими материалами, таким образом способствуя эффективному формированию активной личности общества с высоким уровнем экономической культуры.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронное обучение, экономическая культура личности

Для цитирования: Аверьянова С. В. Цифровая среда в образовательном процессе как фактор формирования экономической культуры личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 9-14. DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_9

Original article

Digital Environment in the Educational Process as a Factor Forming the Individual's Economic Culture

Svetlana V. Averianova

Russian Foreign Trade Academy, Moscow, Russia

svetlanav_d@mail.ru

Abstract. The article discusses the necessity of introducing a digital educational environment into the educational

process at all its stages, which will improve the quality of education, provide conditions for creating new online courses and exchanging program and methodological materials, thus contributing to forming an active citizen with a high level of economic culture.

Keywords: digital educational environment, e-learning, the individual's economic culture

For citation: Averianova, S. V. (2022). Digital Environment in the Educational Process as a Factor Forming the

Individual's Economic Culture. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(845), 9-14. 10.52070/2500-3488_2022_4_845_9

введение

В настоящее время деятельность многих российских государственных организаций направлена на создание и разработку целевых федеральных программ, которые должны решить такие важные задачи, как активное развитие цифровой экономики, повышение технологичности процесса образования и внедрение цифровых информационных и коммуникационных технологий практически во все виды деятельности в государственном управлении и социальном секторе, а также расширение возможностей для эффективного взаимодействия граждан и государства в цифровом формате1. Решение поставленных задач возможно только при условии наличия сформированной экономической культуры у абсолютного большинства членов общества, в котором происходит процесс активной цифровой трансформации.

Следует отметить, однако, что формирование экономической культуры личности, способствующей дальнейшему развитию цифровой экономики, возможно только при условии существования и реализации особой образовательной системы, которая способна обеспечить гармонизацию современного социального заказа общества к уровню экономической культуры его членов и актуальных потребностей индивида в условиях цифровой экономики. Соответственно, на всех образовательных уровнях возникла необходимость проведения серьезных системных изменений, направленных на адаптацию учебного процесса под запросы цифровой экономики. Учитывая данную тенденцию, многие образовательные учреждения стали активно использовать информационно-коммуникационные технологии и широко поддерживать инициативы преподавателей, связанные с применением данных технологий в учебном процессе, информационные фонды начали пополняться новыми цифровыми образовательными ресурсами, так как только такой подход к образованию может обеспечивать подъем экономической культуры членов общества, которые, в свою очередь, являются гарантом роста экономики в России, могут способствовать модернизации общества, подъему уровня качества жизни людей и укреплять национальный суверенитет нашей страны [Кривенкова, Лаврено-ва, Теплякова, 2017].

1Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

современная цифровая образовательная среда: проблемы и решения

Обращаясь к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул особое значение цифровой экономики для современного общества и предложил разработать и реализовать программу ее развития на базе российских компаний, научно-исследовательских и инжиниринговых центров. В продолжение данного предложения участниками Международного экономического форума, проходившего в Санкт-Петербурге в июне 2017 г., были сформулированы следующие приоритетные задачи государственного значения:

- кратно увеличить выпуск специалистов в области цифровой экономики;

- обеспечить цифровую грамотность всего населения страны.

Следует отметить, что решение поставленных Президентом задач возможно только при наличии и постоянном совершенствовании системы повышения актуальных для данного социума экономических знаний, необходимых его субъектам, другими словами, системы, позволяющей регулярно поднимать уровень экономической культуры членов данного общества.

Последовательно воплощая в жизнь принятые решения, 28 июля 2017 г. Правительство Российской Федерации утвердило специальную программу по развитию цифровой экономики в нашей стране, которая документально закрепила важность и необходимость внедрения и широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности нашего общества. Очевидно, что российское образование должно активно участвовать в процессе функционального освоения субъектом экономических отношений в условиях цифровой трансформации, т. е. в формировании и развитии экономической личности, комфортно чувствующей себя во всех областях деятельности в период цифровой трансформации, что уже и происходит во многих образовательных учреждениях.

В 2017 году члены Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам предложили и рекомендовали для внедрения в общеобразовательных организациях в период 2018-2024 гг. проект «Цифровая школа». Согласно идее, озвученной в данном проекте, общеобразовательные учреждения должны были заняться созданием цифровой образовательной среды (ЦОС), т. е. разработать систему определенных условий и возможностей,

которая обеспечит наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставит достаточное количество цифровых технологий и ресурсов для обучения и воспитания субъектов общества, а также развития и социализации человека в цифровом социуме [Блинов и др., 2019]. Проект предполагает проведение практически всех видов учебной работы в ЦОС с осуществлением информационного сопровождения образовательного процесса непосредственно самими педагогами, что, безусловно, требует формирования нового поколения педагогических работников, ориентированных на инновационное обновление современного образования в контексте перехода общества к цифровой экономике.

Вслед за проектом «Цифровая школа» была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 09 мая 2017 г. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» - первый стратегический документ государственного уровня, целью которого было создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний1. В документе были определены и четко сформулированы цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики нашей страны в области применения информационных и коммуникативных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов2. В «Стратегии» подчеркивается, что формирование информационного пространства знаний в современном обществе возможно только при условии использования электронного обучения, соответственно, все образовательные программы должны реализовываться с применением различных образовательных технологий, включая дистанционные, которые позволят повысить доступность качественных образовательных услуг. Особо подчеркивается факт, что совершенствование данных образовательных программ должно осуществляться в тесном сотрудничестве учреждений высшего образования и российских высокотехнологичных институтов.

Анализ вышеупомянутых документов позволяет сделать вывод, что цифровая трансформация образования является достаточно сложным процессом, при этом ответственность за формирование и совершенствование цифровых компетенций и цифровой экономической культуры

1Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

2Там же.

молодого поколения ложится прежде всего на педагогическое сообщество, так как для успешного решения профессиональных задач в условиях цифровизации образования в процессе учебы будущий активный гражданин должен овладеть знаниями и умениями эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах общественной жизни. Соответственно, учителям и преподавателям приходится не только адаптировать уже существующие цифровые ресурсы и технологии, но и активно внедрять в учебных процесс инновационные цифровые технологии, появляющиеся в образовательном пространстве, что возможно только при условии фундаментального владения данными знаниями самими педагогическими работниками. Для обеспечения соответствующего уровня образовательного процесса в настоящее время на базе различных институтов и центров повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников государством проводятся различные мероприятия и воплощаются в жизнь федеральные проекты, целью которых является повышение педагогического мастерства, освоение преподавателями новых методик и приемов для реализации высокоэффективного учебного процесса с активным использованием цифровых технологий, а также совершенствование цифровой грамотности и цифровых компетенций учителей и преподавателей.

Наличие благоприятной цифровой образовательной среды позволит образовательным организациям успешно решить поставленные правительством задачи и в скором будущем получить следующие результаты:

- возможность персонализации учебного процесса, позволяющего создавать для обучающихся индивидуальные образовательные траектории, фиксировать успехи в учебе, а также наблюдать за их личностным и профессиональным развитием;

- доступность разнообразных информационных ресурсов;

- повышение мотивации к учению и активное участие каждого обучающегося в учебном процессе;

- возможность применения индивидуальных и командных форм работы и проектного обучения в образовательном процессе, интеграция теоретического и практического обучения;

- возможность получения образования лицами, проживающими в удаленных и труднодоступных областях нашей страны;

- создание условий для обучения и участия в общественной жизни лиц с ограниченными физическими возможностями;

- оперативное получение обратной связи от сторон, участвующих в учебном процессе, быстрого и объективного оценивания учебных заданий, контрольных работ и тестов;

- устранение перегрузки педагогов административной и отчетной деятельностью.

После принятия решения о необходимости внедрения в учебный процесс цифрового обучения образовательная организация должна выбрать определенную автоматизированную систему дистанционного обучения, и здесь важно учитывать следующие критерии:

1) функциональность, т. е. система должна предлагать целый ряд разнообразных функций, например, возможность подбора материалов к занятиям, видеозапись занятий, анализ активности обучаемых, форумы, чаты и др.;

2) простота и удобство пользования системой;

3) надежность (защита от внешних воздействий и атак значительно влияет на решение пользователей о применении системы в учебном процессе);

3) поддержка стандартов. В частности, очень важен стандарт SCORM (SharabLe Content Object Reference Model) на контент для онлайн-курсов, позволяющий создавать переносимые курсы;

4) возможность развития платформы, т. е. возможность совершенствовать и улучшать систему, применяя обновленные технологии;

5) качественная и своевременная техническая помощь и поддержка. Этот критерий крайне важен для сохранения работоспособности системы и устранения возможных шибок при использовании.

Хочется отметить, что на современном этапе во многих российских образовательных учреждениях цифровое обучение уже стало неотъемлемой частью учебного процесса, а такие электронные платформы, как MoodLe, WebTutor, «Электронный университет», «Прометей», «Доцент» доказали свою полезность, являясь эффективным инструментом не только для осуществления контроля пройденной тематики, но и для отработки текущего материала.

При интеграции цифрового обучения в традиционный учебный процесс образовательные учреждения встречаются с рядом трудностей, например, таких как отсутствие электронного содержания; неготовность преподавателей работать с электронной системой обучения; недостаточное количество IT-специалистов, готовых предоставить квалифицированную помощь педагогическому составу и студентам при использовании ими цифровых платформ и т. д.

Далее мы поделимся опытом работы преподавателей кафедры английского языка, направление подготовки «Международный бизнес»

Всероссийской академии внешней торговли с электронной платформой «Moodle», которая ведется со студентами-бакалаврами на факультете внешнеторгового менеджмента с 2020 г. Практика показала, что данная электронная платформа может эффективно использоваться не только для осуществления контроля усвоения пройденного материала, но и для эффективной отработки текущего.

В декабре 2020 г. студентам II курса было предложено выполнить грамматический тест, а в декабре 2021 г. студенты работали над заданиями, включенными в письменную часть семестрового экзамена по английскому языку.

Опыт использования «Moodle» для контроля оказался успешным. Преподаватели остались довольны тем фактом, что проверка работ студентов осуществляется автоматически, позволяя сразу увидеть результат и выставить оценку, и решили расширить диапазон применения данной платформы, создав целый комплекс грамматических упражнений, но уже для самостоятельной работы. В данном случае эффект от работы с платформой ощущают студенты: делая ошибки в процессе выполнения грамматических упражнений, они вынуждены возвращаться к ним по несколько раз, что позволяет им в конечном итоге получить правильный ответ и запомнить его. Мы используем созданные материалы следующим образом: студенты самостоятельно работают над предложенным грамматическим комплексом, в конце срока им предлагается тест, наполненный вопросами по изученному грамматическому аспекту, который нужно выполнить на время и в аудитории.

Существенен следующий момент: в процессе первого и / или, в случае ошибки, повторного выполнения упражнения, программа выдает задания рандомно, что способствует концентрации внимания студентов, а также практически исключает возможность списывания.

Уже через два месяца на занятиях стали видны положительные результаты самостоятельной работы студентов, которые ответственно отнеслись к данной практике: их письменная и устная речь стала более уверенной и грамотной, так как они усвоили данный материал и стали использовать его осознанно.

Тем не менее нельзя не упомянуть проблемы и сложности, связанные с созданием учебных материалов для текущей работы и контроля на электронной платформе Moodle. Этот процесс подразумевает высокую трудоемкость и временные затраты преподавателя, так как:

- сначала необходимо пройти обучение по работе с платформой;

- далее находить и загружать на платформу соответствующие для текущей работы тексты и тесты для контроля с вариантами ответов;

- создавать списки студентов через личный кабинет (здесь мы можем встретиться с техническими сложностями у студентов);

- регулярно оповещать и студентов, и преподавателей о процедуре работы с электронной платформой и сроках выполнения заданных упражнений и тестов.

Преподаватель задействует онлайн-платфор-му в учебном процессе более масштабно, банк созданных материалов растет, их можно использовать многократно, а студенты привыкают к необходимости выполнять данные упражнения по требуемому формату и в указанный срок уже с меньшим количеством объяснений, как и зачем это делать.

Отдельно следует упомянуть проблему, связанную с техническими неполадками, которую часто сам преподаватель решить не может, соответственно, в этом случае необходима постоянная связь со специалистами, осуществляющими техническую поддержку.

Тем не менее очевидно, что преимущества цифрового обучения значительно перевешивают возможные сложности, связанные с его включением в учебный процесс, так как электронная среда расширяет возможности современного образовательного пространства, предлагая обучающимся:

- свободный доступ к учебным ресурсам;

- гибкий график обучения с возможностью самостоятельно определять продолжительность и последовательность изучения материалов;

- индивидуальное освоение материала в своем темпе в удобное время;

- возможность получать образование без отрыва от основного места работы;

- постоянно обновляющиеся электронные курсы.

- В свою очередь педагоги также видят несомненную пользу цифрового образования, так как они самостоятельно могут:

- разрабатывать определенные критерии для оценивания знаний своих студентов;

- составлять и / или подбирать материалы для своих курсов и программ, а также проверочные работы на базе этих материалов;

- использовать электронные платформы для проверки созданных контрольных работ и тестов;

- применять и комбинировать различные образовательные приемы, например, интерактивные

лекции, лабораторные и практические работы, вебинары и тесты, игровые симуляторы и кейсы;

- реализовывать потребности в самообучении и профессиональном самосовершенствовании.

заключение

Подводя итоги, можно заключить, что глобальная цифровизация [Аверьянова, 2022] будет и далее внедряться во все сферы деятельности человека, и цифровые технологии на сегодняшний день более не могут рассматриваться в качестве дополнительного элемента в обучении, они стали обязательным компонентом целостного образовательного процесса, и, как показывает практика, оказывают положительное влияние на результативность работы педагогов, значительно повышая качество обучения школьников и студентов.

Опыт внедрения ЦОС в различных учебных заведениях показал, что на сегодняшний день информатизация образовательной сферы играет важную роль в интенсификации и доступности образования. Создание электронной образовательной среды в учебных организациях поможет решить такие серьезные задачи, как обеспечение доступа педагогов, и обучающихся к:

- информационным ресурсам (учебные пособия и учебники, методические и справочные материалы);

- электронным библиотекам и дополнительным электронным ресурсам, которыми пользуется данное учебное заведение;

- информации об учебном процессе, имеющем место в реальном времени (например, расписание, списки классов / групп, аудитории и т. д.) с любого устройства, соединенного с Интернетом.

Совершенно очевидно, что цифровая образовательная среда является эффективным инструментом повышения качества обучения на любом этапе учебного процесса, а создание развитой ИКТ-инфраструктуры с параллельно проведенным всеобщим повышением квалификации педагогов по всей стране значительно расширит возможности образовательного процесса, конечной целью которого в настоящий период является формирование активной экономической личности, готовой к дальнейшему самостоятельному проектированию своей образовательной траектории и самореализации как субъекта экономических отношений в условиях цифровой реальности.

список источников

1. Кривенкова И. В., Лавренова Е. В., Теплякова А. Ю. К вопросу о развитии информационно-технологической компетентности взрослого населения России // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. № 1. Т. 13. С. 160-165.

2. Блинов В. И. [и др.]. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев / под науч. ред. В. И. Блинова. М. : Перо, 2019.

3. Аверьянова С. В. Обучение ведению цифровой деловой корреспонденции на английском языке в контексте развития экономической культуры личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2 (843). С. 9-13.

references

1. Krivenkova, I. V., Lavrenova, E. V., Teplyakova, A. Yu. (2017). To the question of the development of information technology competence of the adult population of Russia. Modern information technologies and IT education, 1(13), 160-165. (In Russ.)

2. Blinov, V. I. (ed). (2020). Didactic concept of digital vocational education and training. Moscow: Pero. (In Russ.)

3. Averianova, S. V. (2022). Teaching digital business correspondence as the key component in the development of an individual's economic culture. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(845), 9-13. (In Russ.)

информация об авторе

Аверьянова Светлана Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка Всероссийской академии внешней торговли

information about the author Averianova Svetlana Viacheslavovna

PhD (Pedagogy), Associate Professor, Head of the English Language Department, Russian Foreign Trade Academy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022 одобрена после рецензирования 30.08.2022 принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 15.06.2022 approved after reviewing 30.08.2022 accepted for publication 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.