Сорочан В.В.
Кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры информатики и информационных технологий Инженерно-технологического института Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Гаврилюк Н.П.
Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.
Цифровая социология: от цифровизации общества к цифровизации науки
Электронные устройства являются неотъемлемой частью жизни современного общества. В самых разнообразных форматах, размерах и функциях им удалось проникнуть практически во все социальные среды: от сложных пультов управления крупных производств до сельских администраций; из спальни и кухни, проходя через кабинеты врачей, двигатели современных автомобилей, в карманы подростков, взрослых и некоторых пожилых людей, детей. Наблюдается, практически, вирусное распространение персональных компьютеров, смартфонов, ноутбуков и планшетов, что в определенной степени выходит за пределы барьеров социальной стратификации, класса, пола и возраста. Это в свою очередь приводит к тому, что значительная часть социальных процессов в какой-то момент становится зависимой от функционирования этих машин [2]. В качестве последствий мы наблюдаем, что культура общения, социальные отношения и институты претерпевают значительные трансформации, поскольку новые формы коммуникации, зависящие от цифровых технологий, получают все более широкое распространение.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, поскольку геополитический передел мира, в реалиях третьего десятилетия XXI века, распространение новейших разработок в мире техники и технологий, проникновение Интернета и информационно-коммуникационных технологий в самые отдаленные точки земли, привели не только к трансформациям социального характера, но и к изменению самой практики изучения социальной жизни общества, исследованию самого человека.
Нельзя не согласиться с утверждениями современных ученных в том, что изменились не только методы исследования проблемных вопросов, но и сама методология, научные принципы и подходы, практика поиска и анализа информации, наблюдается, не всегда, объективная оценка происходящих событий, особенно в части отсылок к источникам информации и научной литературе. С учетом заявленной темы, мы постараемся проследить изменения и тенденции развития социологии - науки, без результатов исследования которой немыслимы анализы и прогнозы по развитию общества и его структурных компонентов.
Термин «цифровая социология» впервые появился в англоязычной академической литературе в 2009 году в статье Jonathan R. Wynn «Digital Sociology: Emergent Technologies in the Field and the Classroom» [7]. Автор статьи, будучи вдохновленным работой Howard S. Becker «Telling About Society» [6], был озадачен тем, как же будут применяться те, или иные, методологические аспекты исследования, ориентированные на использование цифровых записывающих устройств и камер, как они будут вопроизводить информцию для различных категорий: исследователей, органов власти, профильных институтов, простых граждан страны. Размышления такого характера, привели к тому, что не только за рубежом, но и в отечественной практике, стали появляться публикации, стремящиеся разграничить область цифровой социологии.
В 2013 г. была опубликована работа под названием «Цифровая социология: критические перспективы» [8], целью которой являлось некое разграничение и формирование более четкого понимания концепта бинарных оппозиций - виртуального/реального и преемственности/ трансформации. Различные главы, собранные по тематическим блокам - «отношения», «пространства», «структуры», «посредничество» и «практики», очерчивают основные темы, которые характеризуют современное общество и, по этой причине, составляют интересы цифровой социологии: изменения в отношениях и сообществах, вызванных цифровыми социальными сетями; изменения в отношениях с пространством; рост и распространение слежки; цифровое неравенство и информационный капитализм; система образования и здравоохранения в эпоху цифровых технологий.
В 2015 году, вышла книга «Цифровая социология» [9] профессора и исследователя Деборы Луптон. Центральным аргументом работы являлось наблюдение за цифровыми изменениями абсолютно всех феноменов социологического исследования и, как следствие, потребность в
оцифрованной социологической практике. По мнению автора, социология должна опираться на изучении цифровых технологий, как отправной точки, ведь, темы, которые сейчас исследуют и преподают социологи, неизбежно связаны с цифровыми технологиями, независимо от того, сосредоточены ли они на социологии семьи, науке, здоровье и медицине, знаниях, культуре, экономике, занятости, образовании, работе, гендере, риске, старении, расе и этнической принадлежности. Изучение цифрового общества означает сосредоточение внимания на многих аспектах, которые были центральными для социологов: индивидуальность, идентичность, воплощение, властные отношения и социальное неравенство, социальные сети, социальные структуры, социальные институты и социальная теория.
Примечательным достижением автора является предложение о разделении на четыре области деятельность цифровой социологии:
1. Оцифрованная профессиональная практика - использование цифровых инструментов в профессиональных целях;
2. Анализ цифровых данных - использование цифровых данных для качественных и количественных исследований;
3. Социологический анализ использования цифровых медиа - исследование влияния цифровых медиа и социальных сетей на поведение социальных акторов;
4. Критическая цифровая социология - проведение анализа цифровых медиа на основе социальных теорий [9, р. 11].
Хотя это все еще робкое движение, по сравнению с другими областями, социологи уже используют, в большей или меньшей степени, многие цифровые устройства современных обществ. От тех устройств, которые стали неотъемлемыми и необходимыми, таких как текстовые редакторы и электронные таблицы (MS Office/OpenOffice), цифровые записывающие устройства, электронные книги, сотовые телефоны, цифровые камеры и т. д., до инструментов распространения научных знаний, таких как цифровые социальные сети (Twitter, ВКонтакте, Facebook, Instagram, Youtube), блоги и сайты, такие как LinkedIn, Academia.edu и другие подобные. Это движение постепенно меняет включение самой социологии в публичный сценарий, направляя ее результаты на более широкую аудиторию, чем только академическая общественность, и с большей сложностью, чем то, что до этого допускалось в традиционных средствах массовой информации. В то время как традиционные средства массовой информации стали важным форумом для общественного обсуждения, новые цифровые
медиа предлагают гораздо больше способов сделать это. Они позволяют социологам лучше контролировать содержание сообщений, которые они намерены публиковать на публичных форумах, поскольку ученые могут публиковать материалы без посредника. В блогах, в Твиттере, управление страницами Facebook, редактирование записей Википедии, участие в профессиональных сетевых сайтах, таких как Academia.edu, ResearchGate и LinkedIn, создание подкастов и видео на YouTube и т. д. - все это способы использования цифровых медиа для профессионального использования [9, р. 34]. Кроме того, все эти изменения не обошли стороной и практику социологии, отсюда и акцент на изучении влияния цифровых технологий на их эпистемологические и методологические основы. Цифровая социология - это не только социологи, исследующие и теоретизирующие то, как другие люди используют цифровые технологии, или сосредотачивающиеся на цифровых данных, полученных в результате этого использования. Цифровая социология имеет гораздо более широкое значение, чем просто изучение цифровых технологий, поднимая вопросы о практике социологии и социальных исследований. Она также включает исследование того, как сами социологи используют социальные и другие цифровые медиа в своей работе [9, р. 15].
В этом новом контексте цифровую социологию интересует, как люди становятся непрекращающимися производителями цифровых данных: при прохождении через социальную среду, контролируемую камерами, при активации GPS смартфона и указании географического местоположения, при входе в электронную почту, при посещении веб-сайтов, при нажатии на «Нравится» в социальных сетях и при поиске в Google, каждый раз, когда предоставляют какую-то информацию компаниям, которые регулируют все эти сети и устройства. Как результат, человек становится тем, что цифровая социология называет субъектами цифровых данных - «субъектами, производящими цифровые данные» [9, р. 7]. Это явление вызывает большие опасения с точки зрения конфиденциальности и безопасности людей, поскольку подавляющее большинство пользователей даже не представляют, что их данные используются такими компаниями, как Google, Facebook, Microsoft и многими другими. Таким образом, цифровая социология уделяет этим вопросам особое внимание, пытаясь занять позицию, которая преодолевает демони-зацию Интернета как инструмента «сверхбдительности» и контроля, не впадая, с другой стороны, в бездумную «технократию». Примером этого является то, что, несмотря на признание этого производства и
использования персональных данных, цифровая социология поощряет использование цифровых социальных сетей для создания электронного профиля или цифрового профиля посредством использования блогов, личных страниц, Twitter и/или Facebook [9, р. 35].
В продолжение решения поставленных задач, по исследованию тенденций развития цифровой социологии, отметим, что последствия глобального распространения Интернета и онлайн-сбора данных через различные каналы доступа и использования программного обеспечения (ПО) и цифровых социальных сетей привели к созданию новой междисциплинарной области исследований - исследованию «больших данных» (данные, которые производятся с высокой скоростью, в большом объеме и в огромном разнообразии и обычно очень сложны). Крупные корпорации (Amazon, Netflix, Apple, Microsoft и др.), цифровые социальные сети (Facebook, Twitter, Tumblr, Instagram и др.) и поисковые системы (Google, Bing и др.), все они имеют непрерывное и массовое производство данных о типе и амплитуде наших социальных взаимодействий. Данные о гендере, расе, потребительском поведении, миграции, культурном потреблении музыки, фильмов, изображений производятся непрерывно, и почти все социологическое сообщество не имеет к ним доступа, а если бы и имело, то их было бы трудно анализировать по сравнению с аналогичными инструментами традиционной социологии. По этой причине большие данные играют важную роль в цифровой социологии как источник ее исследований. Однако, говоря о больших данных, цифровая социология признает их социокультурными артефактами, оказывающими конкретное влияние на жизнь людей и по этой причине заслуживающими особого внимания со стороны социологов. Иными словами, большие данные не имеют автономного существования по отношению к социальному миру, поскольку именно применительно к человеческому поведению и динамике жизни в обществе они и должны учитываться. Большие данные рассматриваются как обеспечивающие большую точность и предсказательную силу для повышения эффективности, безопасности и создания ресурсов или управления ими. Способность цифровых технологий собирать, добывать, хранить и анализировать данные представляется превосходящей другие формы знаний, предлагая больше возможностей, чем когда-либо, для более глубокого изучения человеческого поведения. Однако с критической социологической точки зрения можно сказать гораздо больше о больших данных как социокультурных артефактах.
Хотя многие социологи могут утверждать, что общение лицом к лицу, погруженное наблюдение и подробное описание явлений жизненного мира представляют собой незаменимые методы социологического исследования, нельзя отвергать и тот факт, что социологическое богатство и изобилие больших данных заставляет нас задуматься об их растущей важности и возможности получения значимой информации при соответствующем анализе и обработке. Следовательно, социологический анализ массового производства цифровых данных не следует рассматривать как заменитель прежнего способа изучения социологии, как мимолетную причуду или что-то ограниченное только подполем социологии, а как сопутствующие инструменты, способные расширить возможности традиционных методов и которые требуют особой специализации, которую немногие из сегодняшних социологов готовы изучать.
Кроме того, новизна больших данных заключается не в самих данных. Большие базы данных [1] существуют с момента начала переписей, использования традиционных телефонов во всем мире, количества рейсов, вылетающих и прибывающих в аэропорт, и т. д. Новизной является возможность быстро получать доступ к переменным, анализировать и скрещивать их с помощью персональных компьютеров и относительно доступного программного обеспечения.
В этом аспекте нельзя не остановиться на весьма важной части получения информации, ее обработки, структурирования и выдаче заказчику - компьютерных программах и платформах. Эти программы, известные под английской аббревиатурой САРБАБ (компьютерный качественный анализ данных) и появившиеся в 1980-х годах, в настоящее время сопровождают движение к массовому использованию персональных компьютеров, и все чаще используются исследователями и студентами для работы с цифровыми большими данными. Перечень и основные параметры некоторых их них приведены в таблице 1.
Как видно из приведенного перечня существует большое разнообразие ПО для применения в социологических исследованиях. От свободно распространяемого с ограниченным функционалом, до дорогостоящего коммерческого с большим набором инструментов. Существуют приложения одобренные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для применения на территории России.
На наш взгляд, из всех забот цифровой социологии, пожалуй, наиболее поразительной является острая необходимость для социологов
Таблица 1. ПО, используемое социологами в профессиональной деятельности.
Название ПО Тип лицензии Операционная система Области применения Широкий инструментарий генерации отчётов Наличие модулей для разработки инструментария сбора данных (анкеты, бланка интервью, теста и т.п.) Включено в Реестр ПО для импор-тозамеще-ния Мин-цифры [4]
STADIA [5] Коммерческое ПО Windows Мультидисци-плинарное ПО нет нет Да
STATISTICA [13] Коммерческое ПО Windows Мультидисци-плинарное ПО Да нет нет
DATAPLOT [Ю] Свободно распространяемое ПО Кроссплат-форменное ПО Визуализация данных нет нет нет
SPSS [12] Коммерческое ПО Кроссплат-форменное ПО Мультидисци-плинарное ПО Да нет нет
VORTEX [3] Коммерческое ПО Windows Исследования связанные с опросами населения Да Да нет
NVivo [11] Коммерческое ПО Кроссплат-форменное ПО Мультидисци-плинарное ПО Да нет нет
О о
JS
к §
о
Го
«апгрейдить» свои классические теоретические и методологические основы для работы с новыми явлениями, которых просто не существовало в обществах около 150 лет назад. Главным образом потому, что новизна и социальные последствия этих явлений имеют эпистемологическое сопротивление, чтобы соответствовать моделям и школам мысли старой социологии. С другой стороны, речь идет не о поощрении неустанной охоты за классиками и их теориями, которые в определенной степени устарели, а о признании необходимости двойного движения: о признании того, что усилия вечного возвращения к классическим теориям должны сопровождаться градиентом размышлений той же величины в поиске новых идей и теорий, которые дают понимание того, что происходит в социальном мире, стремясь при этом построить контекстуали-зированные теории с помощью действительно инновационных ссылок. Центральной интеллектуальной задачей социологии является реконструкция общей социальной теории. Социологии нужна великая новая теоретическая идея. Нельзя не согласиться с тем, что сегодня у нас слишком много теоретиков, которые только и думают, что о ранее созданной теории. Цифровая социология говорит о конкретных людях, связанных посредством социокультурных артефактов, созданных в реальном мире. Поэтому необходимо социологически подвергнуть сомнению многие характеристики «цифрового социального мира», выявляя не только то, чего люди не осознают (например, тот факт, что они производят данные, обогащающие крупные компании), но, прежде всего, то, от чего они активно отказываются. В этом смысле в социальном мире и у многих мастеров социологии существует сопротивление, которое обычно остается незамеченным: эмоциональные инвестиции, сделанные перед лицом использования технологии, прямо пропорциональны высокой степени невежества, которым обладает подавляющее большинство.
В заключение: страх перед цифровым разрывом в социологии можно разделить на страх социологов, занимающихся цифровой социологией, и, страх перед опасностью стать свидетелем непреодолимого разрыва между теми, кто владеет цифровыми технологиями, и частью исследователей, не оснащенных экспертными знаниями. Перенося дебаты из практики зарубежной на отечественное поле социологии, мы сталкиваемся со следующим сценарием: большинство исследователей в области социологии не уделяют должного внимания большому объему данных, предоставляемых профильными агентствами, средствами массовой информации через цифровые материалы и по отношению к данным, кото-
рые начинают производиться порталами прозрачности с информацией о деятельности федеральных и муниципальных органов власти. Когда социолог преодолевает эпистемологический барьер обывательского ква-литативизма, преобладающего в аспирантуре (работа с небольшим количеством интервью и/или с небольшим количеством источников - «выборочных» большую часть времени абсолютно хаотичным и бессистемным образом), он оказывается в отчаянии, потому что просто необходим «аутсорсинг» сбора и анализа данных. Достижением в этой сфере является тот факт, что в России появляются специалисты по большим данным - молодые исследователи, сочетающие знания в области программирования и расширенной статистики с социологическим анализом и управляющие большими базами данных с помощью нескольких строк программирования.
Ввиду этого и принимая во внимание, что методология опроса постепенно перестает быть, по разным причинам, инструментом преимущественно для получения данных о социальном мире, заменяясь цифровым интеллектуальным анализом (цифровой интеллектуальный анализ данных) и, прежде всего, автоматизированным сбором метаданных, снова ставится сбивающий с толку и сложный вопрос о роли социологов. Социологи не только борются с тем фактом, что другие акторы или агентства могут использовать объекты цифровых данных и, таким образом, бороться за положение социологов как специалистов по социальным исследованиям, они также могут испытывать трудности с вычислительными навыками, необходимыми для больших наборов цифровых данных. Обработка цифровых данных может обновить разделение между теми, кто сможет собирать и анализировать данные с помощью инструментов цифрового анализа, и теми, кто теоретизирует о цифровом социальном мире. Следствием этого является обеднение утонченности социологической рефлексии при работе с новизной цифровых данных.
Вероятно, эти немногочисленные примеры вызывают у социологов глубокое недоверие, учитывая, что социология не могла бы существовать без процессов понимания и интерпретации действительности, задач, требующих времени, терпения и глубокого погружения исследователя в мир и социальные проблемы. До сих пор остается открытым вопрос о согласовании автоматизированного анализа больших данных с традиционными методами социологии, к примеру, сочетание чтения и интерпретации газетных статей с автоматизированной обработкой с помощью категорий, построенных на основе обоснованной теории. Работая таким
образом, можно «количественно оценить качество» и получить общую картину данных. Одним из основных недостатков этой процедуры является время, затрачиваемое на процесс кодирования, и, как следствие, потребность в группе очень хорошо обученных кодировщиков. Но, так или иначе, преодолев такие трудности и используя эти цифровые инструменты технологически, можно будет установить пределы и возможности использования больших данных и оценить, как цифровые методологии анализа общества влияют на то, как мы занимаемся социологией. Задача цифровой социологии - обсуждать эти вопросы, очерчивая контуры новой панорамы.
Список литературы:
1. Лавриненко Д.О., Сорочан В.В. Методика повышения уровня производительности запросов к базам данных // Вестник Калужского университета. 2021. № 1. C. 94-95.
2. Ларченков А.Э., Сорочан В.В. Возможности применения модуля искусственного интеллекта для оптимизации деятельности отдела кадров // Вестник Калужского университета. 2021. № 1. C. 81-83.
3. Программа «VORTEX»: официальный сайт. // URL: https://www.vortex10.ru/about/fields (Дата обращения: 22.12.2022)
4. Реестр российского программного обеспечения: официальный сайт. - URL:https://reestr.digital.gov.ru/ (Дата обращения: 22.12.2022)
5. Allsoft: официальный сайт. // URL: https://allsoft.ru (Дата обращения: 22.12.2022)
6. Howard S. Becker Telling About Society. Chicago Guides to Writing, Editing, and Publishing. Chicago: University of Chicago Press. 2007. 304 p.
7. Jonathan R. Wynn. Digital Sociology: Emergent Technologies in the Field and the Classroom // Sociological Forum. 2009. P. 448-456.
8. Kate Orton-Johnson, Nick Prior Digital Sociology: Critical Perspectives. Published by Palgrave Macmillan. 2013. 264 р.
9. Lupton Deborah Digital Sociology. London and New York: Routledge, 2015. 236 p.
10. Nist: официальный сайт. // URL: https://www.itl.nist.gov/div898/software/dataplot/homepage.htm (Дата обращения: 22.12.2022)
11. NVivo: официальный сайт. // URL: https://www.qsrinternational.com/nvivo-qualitative-data-analysis-software/home (Дата обращения: 22.12.2022)
12. Soware: официальный сайт. // URL: https://soware.ru/products/ibm-spss-statistics (Дата обращения: 22.12.2022)
13. StatSoft Russia: официальный сайт. // URL: http://statsoft.ru/products/ (Дата обращения: 22.12.2022)
Bibliography
1. Lavrinenko D.O., Sorochan V.V. Technique for improving the performance level of queries to databases // Bulletin of the Kaluga University. 2021. № 1. P. 94-95.
2. Larchenkov A.E., Sorochan V.V. Possibilities of using the artificial intelligence module to optimize the activities of the personnel department. Bulletin of the Kaluga University. 2021. № 1. P. 81-83.
3. Program "VORTEX": official site. // URL: https://www.vortex10.ru/about/fields (12.22.2022)
4. Register of Russian software: official site. // URL: https://reestr.digital.gov.ru/ (12.22.2022)
5. Allsoft: official site. // URL: https://allsoft.ru (12.22.2022)
6. Howard S. Becker Telling About Society. Chicago Guides to Writing, Editing, and Publishing. Chicago: University of Chicago Press. 2007. 304 p.
7. Jonathan R. Wynn. Digital Sociology: Emergent Technologies in the Field and the Classroom // Sociological Forum. 2009. P. 448-456.
8. Kate Orton-Johnson, Nick Prior Digital Sociology: Critical Perspectives. Published by Palgrave Macmillan. 2013. 264 р.
9. Lupton Deborah Digital Sociology. London and New York: Routledge, 2015. 236 p.
10. Nist: official site. // URL: https://www.itl.nist.gov/div898/software/dataplot/homepage.htm (12.22.2022)
11. NVivo: official site. // URL: https://www.qsrinternational.com/nvivo-qualitative-data-analysis-software/home (12.22.2022)
12. Soware: official site. // URL: https://soware.ru/products/ibm-spss-statistics (12.22.2022)
13. StatSoft Russia: official site. // URL: http://statsoft.ru/products/ (12.22.2022)