Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СТУДЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES / INTERNET / TRANSFORMATION / STUDENT / TECHNOLOGY INTEGRATION / E-LEARNING / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

В современном мире постоянно появляются новые технологии, которые оказывают кардинальное воздействие на нашу жизнь, на общество, в том числе на способы получения образования. «Человеко-машинная экосистема» - это новый мир, который возник благодаря таким технологиям, как искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, 3D-принтер, мир, в котором привычная «нормальная» и виртуальная реальность переплелись. Сфера образования в основном является реактивной, поскольку новые прорывные технологии развиваются в других отраслях, а затем применяются и приспосабливаются к существующим образовательным культурам и системам. В данной статье автором представлен обзор новых технологий обучения, перечислены барьеры на пути к цифровизации образовательной среды, сделан вывод о тем, что стремлением высшего образовательного учреждения должно стать создание экосистемы услуг для студентов - от зачисления до трудоустройства, а затем дальнейшее вовлечение выпускников в непрерывное образование в течение всей их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL REVOLUTION IN EDUCATION

Today we see technologies that completely change our lives and our society, including the ways to get education. The «human-machine ecosystem» is a new world that has emerged thanks to technologies such as artificial intelligence, big data, the Internet of things, and 3D printers - a world where the usual «normal» and virtual reality are intertwined. The use of modern technologies in training is not a new topic, but the rapid pace of technological progress is news. The field of education is mostly reactive, as new breakthrough technologies are developed in other industries, and then applied and adapted to existing educational cultures and systems. In this article, the author provides an overview of new learning technologies, lists barriers to digitalization of the educational environment, and concludes that the goal of a higher education institution should be to create an ecosystem of services for students-from enrollment to employment, and then further involve graduates in continuous education throughout their lives.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.015 УДК 37.013

Грязнов Сергей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент декан факультета внебюджетной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Sergey A. Gryaznov

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Dean of the faculty of non-budgetary training,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В современном мире постоянно появляются новые технологии, которые оказывают кардинальное воздействие на нашу жизнь, на общество, в том числе на способы получения образования. «Человеко-машинная экосистема» - это новый мир, который возник благодаря таким технологиям, как искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, 3D-принтер, мир, в котором привычная «нормальная» и виртуальная реальность переплелись.

Сфера образования в основном является реактивной, поскольку новые прорывные технологии развиваются в других отраслях, а затем применяются и приспосабливаются к существующим образовательным культурам и системам. В данной статье автором представлен обзор новых технологий обучения, перечислены барьеры на пути к цифровизации образовательной среды, сделан вывод о тем, что стремлением высшего образовательного учреждения должно стать создание экосистемы услуг для студентов -от зачисления до трудоустройства, а затем дальнейшее вовлечение выпускников в непрерывное образование в течение всей их жизни.

Ключевые слова: цифровизация образования, образовательная среда, цифровые технологии, сеть Интернет, трансформация, студент, интеграция технологий, электронное обучение, образовательная экосистема, преподаватель.

DIGITAL REVOLUTION IN EDUCATION

Summary. Today we see technologies that completely change our lives and our society, including the ways to get education. The «human-machine ecosystem» is a new world that has emerged thanks to technologies such as artificial intelligence, big data, the Internet of things, and 3D printers - a world where the usual «normal» and virtual reality are intertwined. The use of modern technologies in training is not a new topic, but the rapid pace of technological progress is news. The field of education is mostly reactive, as new breakthrough technologies are developed in other industries, and then applied and adapted to existing educational cultures and systems. In this article, the author provides an overview of new learning technologies, lists barriers to digitalization of the educational environment, and concludes that the goal of a higher education institution should be to create an ecosystem of services for students-from enrollment to employment, and then further involve graduates in continuous education throughout their lives.

Keywords: digitalization of education, educational environment, digital technologies, Internet, transformation, student, technology integration, e-learning, educational environment, teacher.

Технологии уже существенно изменили сферу образования и будут продолжать ее менять, несмотря на это, до сих пор у многих педагогов есть сомнения по поводу того, следует ли включать цифровые технологии в свою методику преподавания. Тем не менее, уже сегодня очевидно, что неспособность интегрировать технологии в образовательный опыт студентов может привести к тому, что они не смогут найти себя на новом рынке труда.

Технологии составляют значительную часть жизни молодого поколения за пределами учебной аудитории, поэтому включение их и в процесс обучения оказывает положительное влияние,

© 2020 Грязнов С. А.

вестник сюи

но это, разумеется, не должно ограничиваться чтением лекций с использованием презентации PowerPoint.

Как правило, образование - одна из последних отраслей, где происходят масштабные изменения, здесь придерживаются консервативных методов и практик. Но благодаря цифровой трансформации и развитию образовательных технологий преподаватели начинают кардинально менять свои инструкции, оценки и даже внешний вид аудиторий [1].

Если посетить большинство учебных аудиторий по всей стране, то, скорее всего, мы бы увидели ряды письменных столов и обычные доски. Учебные аудитории XXI в. - это доски SMART и блоки SMART desk вместо отдельных сидений. В современных аудиториях студенты совершают виртуальные экскурсии, а не просто читают текст, создают медиа, а не просматривают готовые. Модернизированное учебное пространство загружено интегрированными технологиями, а это означает, что студенты не просто используют эти вещи, но они понимают, как использовать их для достижения конкретной цели.

В аудиториях больше не должно быть фиксированной точки фокусировки на подиуме с преподавателем - это открытые пространства с подвижной мебелью, несколькими экранами и досками для разработки идей в небольших группах. Открытые учебные пространства поощряют обмен идеями, устраняя разрозненность и сокращая разрыв между студентом и преподавателем. Такой дизайн более тесно связан с реальной рабочей средой, где от выпускников ожидается, что они будут выступать на собраниях, защищать и разрабатывать новые идеи и коммуницировать с различным контингентом людей [2].

Из-за гиперсвязного характера цифровых технологий, особенно в образовательном секторе, потенциал коллективного разума огромен. Сложность разработок в сфере образовательных технологий означает, что сегодняшние студенты могут получить доступ к большему количеству информации, контента и образовательных ресурсов, чем когда-либо прежде, а также обмениваться мнениями, делиться знаниями со своими сверстниками и сотрудничать в режиме реального времени, без географических границ, через мобильные приложения и онлайн-форумы.

Практически каждый студент носит в кармане компьютер в виде смартфона или планшета, поэтому мобильное обучение будет оставаться ключевой тенденцией в краткосрочной перспективе. Хотя многие преподаватели признают, что мобильные устройства могут улучшить образование, некоторые по-прежнему считают их отвлечением от занятий. Однако поставщики образовательных услуг стремятся использовать мобильные технологии для повышения вовлеченности обучающихся.

Некоторые университеты создают собственные приложения для мобильного обучения и поддержки своих студентов. Привлечение к разработке ключевых заинтересованных сторон, таких как студенты и преподаватели, гарантирует, что разрабатываемые приложения соответствуют потребностям тех, кто их использует.

Так, Университет Дикен в Австралии использовал IBM Watson для создания виртуальной консультационной службы для студентов, которая была доступна 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Виртуальные консультанты Watson ответили на более чем 30 000 вопросов.

Еще одно применение искусственного интеллекта (ИИ) - чат-боты. Поскольку чат-боты оснащены функцией Natural Language Progression, как в Siri, у них есть человеческая способность отвечать на вопросы о домашних заданиях, помогать студентам в оформлении документов, таких как финансовая помощь или оплата счетов, что существенно облегчает рабочую нагрузку сотрудников, которые обычно обслуживают эти операции. Другие применения ИИ в образовании включают персонализированное обучение, оценку качества учебной программы, а также содействие индивидуальному обучению с использованием Интеллектуальных систем обучения [3].

Игра и обучение сегодня не вступают в противоречие, когда игры используются в качестве обучающего инструмента. Игровые технологии делают изучение сложных предметов более увлекательным и интерактивным. По мере развития технологий они быстро используются для внедрения обучающих игр во все дисциплины. Виртуальные игровые миры предоставляют уникальную возможность с помощью новых знаний принимать критически важные решения, выявляя препятствия, учитывая различные точки зрения и репетируя различные варианты исхода событий.

Технологии являются мощнейшим обучающим инструментом. Рассмотрим примеры использования технологий в обучении.

педагогические науки

Технология «Перевернутый класс» (студент и преподаватель меняются местами) может успешно использоваться не только в школе, но и в вузе. Студенты назначаются для исследования и представления темы с использованием соответствующего технологического инструмента по своему выбору. Это может означать, что они создают эпизод подкаста, онлайн-видео, используя такие платформы, как YouTube или Vimeo. Помимо изучения выбранной темы это дает студентам возможность узнать, как развивать исследовательские навыки, учиться оценивать, понимать, заслуживают ли доверия онлайн-источники, проверять материалы, найденные в сети Интернет, и узнавать о надлежащем использовании аудиоклипов и изображений. Использование информации и материалов, найденных в сети Интернет, также дает им возможность понять, что такое авторское право и открытый исходный код. Предоставление учащимся возможности преподавать также улучшает понимание роли и мотивов своего преподавателя.

Дополненная реальность и симуляции (AR) существует уже длительное время, однако благодаря своему постоянно динамичному характеру эта технология считается одной из самых быстро развивающихся в мире. Дополненная реальность призвана усиливать впечатления от окружающей среды, интегрируя виртуальные объекты в реальный мир. Лучше всего ее применять при изучении естественных наук, анатомии, дизайна, SD-моделирования.

Важным моментом является то, что образование на основе компетенций будет играть жизненно важную роль в системе образования. Благодаря этой специальной технологии учащиеся могут выполнять учебные задания, соответствующие их уровню обучаемости. Образование, основанное на компетенциях, дает учащимся возможность улучшить свой учебный опыт на основе их способности овладеть навыками.

Студенты учатся в разном темпе и стиле. У некоторых есть уникальные требования, требующие индивидуальной настройки для продуктивных занятий. Цифровизация учитывает такие особенности, а гибкость показывает, насколько важны технологические достижения в системе образования. Гибкие графики, персонализированные занятия и создание дружественной учебной среды - одни из наиболее заметных изменений, которые цифровизация продолжает вносить в сектор образования [4].

Обучение - это очень объемный процесс, требующий эффективного отслеживания и анализа для лучшего понимания результатов. К примеру, новая технология - учебная аналитика - теперь используется преподавателями для более точного учета учебного поведения обучающихся. Еще одно преимущество отслеживания темпов обучения и поведения учащихся состоит в том, что у большинства педагогов есть уникальный шанс внести в свои курсы целевые, точно направленные улучшения.

В процессе обучения стало уже привычным применение онлайн-инструментов. К примеру, Blackboard Learn - эта платформа нацелена на обучение в сфере высшего образования, с облачной системой, разработанной с учетом потребностей различных устройств и способной работать с контентом сторонних поставщиков. Это, безусловно, одна из наиболее часто используемых платформ онлайн-обучения в высшем образовании.

Или платформа Google Classroom, которая предлагает преподавателям удобный способ общаться с учениками в сети Интернет. Google Classroom использует стандартные инструменты офисного программного обеспечения G Suite, такие как Google Docs, а также приложения для работы с электронными таблицами и презентациями, аудио- и видеоконференц-связь, не говоря уже о Google Диске для онлайн-хранилища. Кроме того, существуют административные инструменты, облегчающие преподавателям управление своей аудиторией. Для студентов здесь есть возможность делиться своими работами и редактировать друг друга.

Тенденция рабочих мест будущего, которая будет ускоренно расти, - это умные или удаленные рабочие группы. Групповые форумы могут использоваться для обучения на основе проблем, которые будут назначены онлайн-группе для решения в течение определенного периода времени. Результатом обучения станет сотрудничество и подходы к решению проблемы, а не правильный ответ.

Помимо работы над групповыми проектами целесообразно рассмотреть возможность создания онлайн-форума, где студенты могут продолжить обсуждения, начатые в аудитории, и делиться соответствующими материалами. Наличие разных способов участия в обсуждениях, как лично, так и виртуально, позволит услышать разные мнения.

вестник сюи

При использовании инструментов, которые позволяют студентам взаимодействовать, развивать свои навыки и делиться идеями в любое время дня и ночи, возникает экология обучения -образ мышления, при котором люди хотят делиться и приобретать знания на постоянной основе. Эта экология обучения также поощряет самобытный образ мышления, который дает учащимся возможность перенять дух предпринимательства и создать множество новых возможностей для будущего успеха.

Цифровое обучение стремительно разрушает географические границы, позволяя преподавателям нести знания за пределы университетов - потенциально для мировой аудитории. Студенты со всего мира могут посещать онлайн-занятия и вносить свой вклад, создавая глобальные дискуссии с использованием множества различных точек зрения на одну и ту же тему, в результате чего обогащается образовательный опыт.

Асинхронное обучение позволяют студенту «приходить в вуз», когда действительно требуется. Это дает аспирантам возможность получить доступ к расширенной информации для своих диссертаций и исследований именно в тот момент, когда они им больше всего нужны, в то время как студенты бакалавриата могут извлечь выгоду из гибкости - совершенно новой концепции образования, которая позволяет им проходить теоретический курс, одновременно занимаясь другим важным опытом, таким как стажировка или временная учеба за границей.

Цифровая трансформация в образовании - это возможность быстрее создавать учебные модули. Педагоги могут готовить свои курсы и программы, используя лучший контент, ранее разработанный другими коллегами того же профиля из других вузов. Благодаря этой «цифровой абстракции» контента преподаватели могут решить задачу создания разнообразных эффективных учебных материалов, которые должны удовлетворять широкий спектр потребностей для различных компетенций и уровней сложности. Кроме того, благодаря цифровым инструментам преподаватели могут измерять эффективность обучения, адаптируя учебные модули к новым аспектам, основанным на фактах.

Образовательные учреждения теперь могут отслеживать данные о своих студентах. Если раньше единственными доступными примерными показателями были посещаемость и результаты тестов, то в настоящее время сотрудники могут отслеживать участие обучающихся в онлайн-дискуссиях, их владение темами с помощью онлайн-викторин, их самооценку. Некоторые университеты уже приглашают на работу сотрудников по вопросам конфиденциальности - новая должность, о которой несколько лет назад никто не слышал.

Несомненно, важным является и то, что цифровые технологии позволяют университетам обслуживать большее количество студентов без необходимости инвестировать в капитальные вложения и ресурсы для строительства новых аудиторий и общежитий или покрытия расходов, связанных с текущим обслуживанием зданий.

Цифровое обучение имеет непосредственное отношение к цифровым рабочим местам. Одна из областей профессионального цифрового развития, которая в настоящее время процветает, -это гиг-экономика, только в США в ней участвуют приблизительно 16 млн человек. В ряде секторов и профессий люди могут подключиться к экосистеме, выбирая проекты или предлагая услуги, которые позволяют им вести здоровый и полноценный образ жизни на внештатной основе, высшее образование может дать студентам навыки, необходимые для работы в таком формате. Нужно заметить, что сегодня перспективы гиг-экономики оцениваются неоднозначно. Так, британский социолог К. Крауч своей книге «Победит ли гиг-экономика?» критически оценивает последствия массовой самозанятости, делая акцент на том, что таким образом работодатели никак юридически не защищают интересы своих внештатных сотрудников [5].

На пути цифровизации образования, как и на пути всего нового, также существуют барьеры. Выделим четыре типа препятствий на пути внедрения технологий в образовательную среду:

- человеческие факторы - образ мышления и неуверенность в своих силах;

- внутренние ценности - уровень интереса или удовлетворенности;

- требования самого инструмента обучения - процессы адаптации к нему или обучения пользования им, стоимость;

- факторы окружающей среды.

Кроме того, существует определенное неравенство между обучающимися из-за трудностей, которые могут возникнуть при доступе (из-за ресурсов или возможности подключения)

педагогические науки

к цифровому обучению. Об этом напоминает коммюнике ООН «Цели устойчивого развития на период до 2030 года», куда вошли 17 целей преобразования нашего мира. Так, четвертой целью является обеспечение справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [6].

Имеются проблемы, связанные с большими инвестициями, необходимыми для оцифровки и доступа к важнейшим ресурсам, таким как, к примеру, искусственный интеллект. Необходимая трансформация потребует большего государственного финансирования, союзов между учреждениями для снижения затрат на приобретение или использование внешних поставщиков.

Ожидаемо обнаружена ненадлежащая подготовка преподавателей для эффективного развития новых виртуальных форм обучения. Это процесс, который требует не только изучения новых технологий и использования педагогических ресурсов, но и подлинного изменения менталитета, которое не каждый сможет преодолеть, особенно те педагоги, которые долгие года преподавали, используя только традиционные методы [7].

Не стоит забывать, что технологии - не панацея, а только средства для достижения цели. Педагогика, ориентированная на обучающегося, требует, чтобы педагоги были разработчиками обучения, а не только пользователями технологий. Необходимо дать преподавателям возможность создавать новые учебные проекты, система образования и общество должны продолжать продвигать и признавать новаторские подходы и создавать безопасную среду для их реализации.

Цифровое обучение, если оно используется со стратегическим, персонализированным подходом, является полностью инклюзивным. У разных людей разный уровень комфорта, когда дело доходит до знакомства с чем-то новым. Технологии могут открыть больше дверей и привнести новые впечатления. Эти преимущества должны перевешивать сопутствующие риски. Сегодня мы являемся свидетелями цифровой революции, и наша задача - признать это и увидеть в этом возможности, а не искать то, чего следует опасаться.

Целью высшего образовательного учреждения должно стать создание экосистемы услуг для студентов, обеспечение поддержки их от зачисления до трудоустройства, а также дальнейшее вовлечение выпускников в непрерывное образование в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Ершова Р. В. Цифровое поколение: между мифом и реальностью // Философские науки. 2019. № 2. С. 96-108.

2. 5 important design characteristics of the future class [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaladventures.com/news/2019/6/16/5-important-design-characteristics-of-the-future-classroom (дата обращения: 16.10.2020).

3. IBM Watson helps Deakin reach a new level of digital technology [Электронный ресурс]. URL: https://www.deakin.edu.au/about-deakin/media-releases/articles/ibm-watson-helps-deakin-drive-the-digital-frontier (дата обращения: 16.10.2020).

4. Бабин Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 22. № 6. С. 44-54.

5. Колин Крауч. Победит ли гиг-экономика? М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 144 с.

6. Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 12.10.2020).

7. Бехер В. В. Цифровые технологии: угрозы и риски внедрения / В. В. Бехер, Е. В. Зеленых // Евразийское Научное Объединение. 2019. Т. 3. № 1 (47). С. 145-146.

References

1. Ershova R. V. Tsifrovoe pokolenie: mezhdu mifom i real'nost'yu [Digital generation: between myth and reality]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2019, no. 2, рр. 96-108 [in Russian].

2. 5 important design characteristics of the future class. URL: https://www.digitaladventures.com/news/2019/6/16/5-important-design-characteristics-of-the-future-classroom (Accessed: 16.10.2020) [in English].

becthhk cm

3. IBM Watson helps Deakin reach a new level of digital technology. URL: https://www.deakin.edu.au/about-deakin/media-releases/articles/ibm-watson-helps-deakin-drive-the-digital-frontier (Accessed: 16.10.2020) [in English].

4. Babin E. N. Tsifrovizatsiya universiteta: postroenie integrirovannoi informatsionnoi sredy [Digitalization of the University: building an integrated information environment]. Universitetskoe up-ravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2019, t. 22, no. 6, pp. 44-54 [in Russian].

5. Kolin Krauch. Pobedit li gig-ekonomika? [Will the gig economy win?]. Moscow, 2020, 144 p. [in Russian].

6. Tseli v oblasti ustoichivogo razvitiya na period do 2030 goda [The goal of sustainable development for the period till 2030]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (Accessed: 12.10.2020). [in Russian].

7. Bekher V. V. Tsifrovye tekhnologii: ugrozy i riski vnedreniya [Digital technologies: threats and risks of implementation]. Evraziiskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association], 2019, t. 3, no. 1 (47), pp. 145-146 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.