Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда подготовки инженерных кадров'

Цифровая образовательная среда подготовки инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда / инженерные кадры / концепция / образование / эксперимент / digital environment / engineering personnel / concept / education / experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевская Альфия Фаиловна, Карякина Ирина Евгеньевна, Максимов Виктор Петрович

В статье исследуется проблема применения и внедрения цифровых средств в процесс обучения инженерных кадров. В работе даны результаты исследования организации учебного процесса с помощью цифровых средств. Авторами представлена дидактическая система, особенности формирования цели, определены уровни формирования цифровой среды, описана специфика взаимодействия участников образовательного процесса «педагог – цифровая образовательная среда – обучающийся» в цифровой образовательной среде. В статье определены дидактические условия применения цифровой образовательной среды, выявлен ряд проблем и предложены пути их разрешения. Авторы приводят результаты экспериментальной работы организации образовательного процесса в условиях организации современного учебного процесса с использованием цифровых средств. Авторами доказана эффективность использования цифровой образовательной среды как дидактического средства формирования профессиональных компетенций инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулевская Альфия Фаиловна, Карякина Ирина Евгеньевна, Максимов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL TRAINING ENVIRONMENT ENGINEERING PERSONNEL

The article examines the problem of the application and implementation of digital tools in the process of training engineering personnel. The paper presents the results of a study of the process of organizing digital learning in modern conditions, issues of organizing the educational process using digital tools. The authors present a didactic system, especially the formation of a goal, determine the levels of formation of the digital environment, describe the specifics of the interaction of participants in the educational process “teacher – digital educational environment – student” in the digital educational environment. The article defines the didactic conditions for the use of the digital educational environment, identifies a number of problems and suggests ways to resolve them. The authors describe the results of the experimental work of the organization of the educational process in the context of the organization of the modern educational process using digital tools. The authors have proved the effectiveness of the digital educational environment as a means of forming professional competencies of engineering personnel.

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда подготовки инженерных кадров»

Цифровая образовательная среда подготовки инженерных кадров

Гулевская Альфия Фаиловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Института естественных наук и техносферной безопасности Сахалинского государственного университета E-mail: gulevskaya_af@mail.ru

Карякина Ирина Евгеньевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры техносферной безопасности Института естественных наук и техносферной безопасности Сахалинского государственного университета E-mail: irakaraykina@gmail.com

Максимов Виктор Петрович

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой электроэнергетики и физики Института естественных наук и техносферной безопасности Сахалинского государственного университета E-mail: maximov@sakhgu.ru

В статье исследуется проблема применения и внедрения цифровых средств в процесс обучения инженерных кадров. В работе даны результаты исследования организации учебного процесса с помощью цифровых средств. Авторами представлена дидактическая система, особенности формирования цели, определены уровни формирования цифровой среды, описана специфика взаимодействия участников образовательного процесса «педагог - цифровая образовательная среда - обучающийся» в цифровой образовательной среде. В статье определены дидактические условия применения цифровой образовательной среды, выявлен ряд проблем и предложены пути их разрешения. Авторы приводят результаты экспериментальной работы организации образовательного процесса в условиях организации современного учебного процесса с использованием цифровых средств. Авторами доказана эффективность использования цифровой образовательной среды как дидактического средства формирования профессиональных компетенций инженерных кадров.

Ключевые слова: цифровая среда, инженерные кадры, концепция, образование, эксперимент.

о с

CJ

см о см

Введение

Актуальность исследования. В становлении конкурентоспособности предприятий Российской Федерации особая роль принадлежит техническим специалистам и инженерным кадрам. Усложнение содержания и функций инженерной деятельности становится условием эффективного развития экономики. Компетентный и эффективный труд инженеров обусловлен соответствующей качественной инженерной подготовкой и формированием опыта профессиональной деятельности, при котором объективно формируются универсальные, общепрофессиональные и специальные компетенции инженера.

В тоже время ряде выступлений общественных деятелей России отмечается, что для динамично развивающихся условий социально-экономической и профессиональной среды российское инженерное образование не в полной мере удовлетворяет потребностям экономики. Очевидно, что эта проблема и определила необходимость возникновения государственных программ, способных улучшить результаты образовательной деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерных кадров, например, «Передовая инженерная школа».

Научные исследования, публикации авторов, обзоры кадровых агентств, аналитические материалы профессиональных сообществ указывают на то, что состояние инженерного образования следует охарактеризовать как неудовлетворительное. В публикациях последних лет в описаниях инженерного образования можно найти множество утверждений, что его главной проблемой является несоответствие между результатами образовательной подготовки будущих инженеров и насущными требованиями работодателей.

Ю.П. Похолков отмечает, что вся композиция кадровых требований различных работодателей настолько разнообразна и по направлениям образования, и по уровням подготовки, что очень часто эти требования находятся в противоречии одно к другому. Такая ситуация существенно усложняет разработчикам образовательных программ вуза найти решение задачи обеспечения необходимого качества инженерного образования выпускников. Неудовлетворённость работодателей результатами инженерного образования является источником попыток работодателей оказать своё влияние на его систему образования и академические процессы [1].

По мнению В.П. Соловьева и Т.А. Перескоковой, подготовка инженерных кадров для достижения целей, которые стоят перед промышленно-

стью, перед экономикой в целом, определена как базовое направление [2].

В то же время, в ряде работ, опубликованных в последние годы, высказана теоретическая возможность значительного повышения результатов и эффекта профессионального образования за счет широкого внедрения цифровых средств и электронного обучения, а также реализации на этой базе процессов и технологических решений индивидуального подхода к процессу образования, становления образовательных новаций, формирование академической мобильности как студентов, так и преподавателей, расширение доступности к ресурсам образования, снижение стоимости образования.

Однако в большинстве случаев образовательными учреждениями России создание цифровой образовательной среды ограничивается лишь использованием в образовательном процессе разных мессенджеров, электронной почты, удаленных средств визуальной информации, электронного анкетирования, компьютерного тестирования, сбора различного рода баз данных.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовался широкий комплекс адекватных методов исследования, соответствующих предмету, в том числе, использованы методы теоретические (анализ педагогической и психологической литературы, обзор нормативных документов; применены методы сравнения и обобщения; применено моделирование образовательных процессов, изучен и обобщен передовой педагогический опыт); употреблены эмпирические методы (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка результатов).

Результаты и обсуждение

Широкий обзор источников за последние 10-15 лет дает нам право сделать вывод о том, что основным ключом новаций в образовании является внедрение в образовательный процесс цифровых средств обучения [3]. В качестве дополнения к данному видению дидактических основ образования можно утверждать, что организация образовательного процесса с использованием цифровых средств призывает принять субъектами учебного процесса существенно более высокий уровень ответственности за результаты своего образования чем в традиционной парадигме образования.

На основании результатов экспериментальной работы можно утверждать, что спецификой цифровой образовательной среды, которая существенно отличает её от традиционного образования, является то, что в её создании и функционировании должны принимать коллективное участие все субъекты образовательного процесса, а вот использовать её в ходе организации самостоятельной работы можно как в индивидуальной, так и в групповых формах.

Формирование цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров, на наш

взгляд, возможно на нескольких уровнях, в том числе [4]:

1) уровень цифрового управления, который определяет формирование в полном объеме цифровых образовательных ресурсов образовательного комплекса организации;

2) уровень цифровой навигации, который принципиально актуализирует и содержательно создает условия развития персональной деятельности обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами при непосредственном, естественном, живом педагогическом сопровождении учебного действия преподавателем;

3) уровень цифровой коллаборации, который обеспечивает самоорганизацию субъектов учебного процесса и привносит инструменты и механизмы опосредованной коммуникации обучающихся с преподавателем, преподавателем и группой, преподавателя и методиста, обучающихся между собой.

Первый уровень обеспечивает наличие в образовательной организации информационной системы, с помощью которой функционирует электронная образовательная среда. Только при цифровом управлении организацией формируются оптимальные процессы образования и гарантируется эффективное использование цифровых педагогических технологий. Только создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая связывает разных участников образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, администрацию образовательной организации, представителей работодателей) создает дидактические средства желаемых результатов обучения, обеспечивает доступность образовательных ресурсов, создает социально-педагогические условия реализации личности.

Второй уровень - цифровая навигация расширяет межличностные связи коммуникации между участниками учебного процесса. Преподаватель выходит за рамки академического крепостного права и ставит своей целью формирование и развитие базовых знаний и умений инженерной профессии, способствует становлению минимально необходимого профессионального опыта обучающихся в процессе применения цифровых образовательных ресурсов. На основе становления профессионального опыта обучающийся превращается из объекта учебной деятельности в субъект, которому присуща деятельная активность в познании окружающего мира.

На третьем уровне - цифровой коллаборации, цифровая образовательная среда создает различные механизмы и инструменты взаимно обобщающих и объединяющих влияний субъектов учебной деятельности (преподавателей и обучающихся), направленных на создание временных учебных групп переменного состава. На этом уровне субъекты образовательного процесса самостоятельно создают образовательную траекторию и в полной мере независимы в выборе сроков и темпов обучения, имеют возможность доступа к образова-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

тельным удаленным ресурсам в удобном для себя месте и в любое удобное время.

В результате проведенного исследования были разработаны:

1. Педагогическая концепция цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров создает возможность перехода от системы управления неизменными образовательными ин-формациями к системе управления постоянно меняющимся знаниям. Концепция определяет соответствие действительных и формируемых компетенций обучающихся той поставленной образовательной цели с использованием вербальных систем живого языка и невербальной образовательной среды, в которой необходимо совершать четкие логические операции в пределах возможно нечетко неопределенного образовательного результата и отсутствия мотивов и стимулов образовательной деятельности участников процесса.

В качестве структурных элементов цифровой образовательной среды выделены индивидуальные и групповые цели образования, которые были изначально определены основными субъектами учебной деятельности. Далее эти цели были скорректированы при участии представителей работодателей, переработаны в моменты экспертизы учебных планов, в процессе создания рабочих образовательных программ и компоновки фонда оценочных средств; цифровые образовательные средства характеризуются широким вовлечением субъектов образовательного процесса всей структуры образовательной организации; образовательные ресурсы, которые в традиционном обучении обычно разработаны в виде строгой структуры, заполняются специально подобранным профессиональным содержанием, соответствующего быстро меняющимся параметрам и средствам профессиональной деятельности; субъекты образовательной деятельности сами являются проектировщиками и конструкторами образовательных ресурсов (учебных текстов, видеоматериалов, оценочных и мотивирующих тестов, презентаций, текстов проблемных ситуаций и т.п.) с непременным желанием получить образовательный результат.

2. Уточнены категории, определяющие цифровую образовательную среду подготовки инженерных кадров, в том числе:

цифровая образовательная среда - это совокупность дидактически обоснованных, научно достоверных электронных данных, размещенных на носителях глобальных и локальных компьютерных сетей, имеющих своей целью формирование образовательных результатов;

профессиональная ситуация - это специально подготовленная форма организации учебной деятельности, направленная на формирование профессиональных знаний, умений и навыков посредством взаимодействия субъектов учебного процесса, имеющая цель формирование образовательного результата;

образовательный результат - это измеряемый с помощью компьютерных технологий уровень

формирования знаний, умений, навыков и качеств личности;

индивидуальная образовательная траектория - это направленное последовательное развитие личности, при которой каждая точка обозначена своими целями и уровнями, а обучающийся учится действовать самостоятельно, осмысленно, получает ценные жизненные знания и опыт;

образовательный процесс - это опосредованное компьютерными сетями и электронными средствами сотрудничество преподавателей с обучающимися, направленное на формирование у них требуемого уровня универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

3. Определено дидактическое ядро цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров, в состав которого следует внести комплекс научных теорий, составляющих принципы, системный подход, сущность и содержание её составляющих. Дидактическое ядро позволяет рассматривать данную среду в облике специально организованного окружения электронных, сетевых и коммуникационных ресурсов, направленных на использование субъектами образовательного процесса с целью формирования личности способной решать различные простые и сложные инженерные задачи. В состав дидактического ядра цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров включаются учебные и методические материалы, их педагогическое обеспечение, комплекс специально подобранных программных и аппаратных средств обработки, хранения и передачи, а также удаленное согласованное действие преподавателей и обучающихся, способное довести процесс обучения к существенному результату.

По мнению А.В. Бобылева, цифровая образовательная среда подготовки инженерных кадров обладает значительным потенциалом в формировании профессиональных компетенций будущих инженеров [5]. Соглашаясь с этим мнением, следует отметить, что её дидактические возможности могут быть выявлены процессах:

1) моделирования истинных явлений и процессов. Цифровая образовательная среда созидает коллаборацию цифровой и естественной сферы обучения, сочетая педагогический труд человека и цифровых технологий, включая искусственный интеллект. Слияние цифровой и естественной сфер создает важный смысловой контекст выработки профессиональных компетенций инженерных кадров;

2) управления образовательным процессом в интерактивном режиме работы, в формах индивидуальной и коллективной работы обучающихся;

3) текущего оценивания уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций. Программные и аппаратные средства обработки результатов обучения дают возможность оперативно получать достоверные данные об учебном процессе и его результатах. Возможность применения более широкого многообразия форм контроля

позволяет выработать корректирующие действия преподавателя или подать сигналы к самостоятельной активности обучающимся;

4) разработки учебных и методических материалов, что создает качественно иной уровень предъявления информации субъектами образовательного процесса. В цифровой образовательной среде информация представляется в наглядном динамическом виде на всех возможных аппаратных средствах с применением компьютерных моделей, цифровых двойников, в естественных режимах освоения информации или отложенном режиме;

5) организации учебного процесса интегральной коллаборации разных предметов и дисциплин, сочетания теоретического обучения и практических работ, производственной практики и научно-исследовательской работы.

В представлении М.В. Слепцовой, эффективное применение цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров возможно лишь при наличии организационно-педагогических условий [6]. Подтверждая это мнение в ходе экспериментальной работы была создана модель, в которой были воплощены следующие условия:

- концептуально-программные условия, которые определяют соответствующий отбор содержания учебного процесса, выбора форм и методов обучения. Данное условие требует существенного анализа квалификационных требований, профессиональных стандартов, мнения работодателей, современных способов организации профессиональной деятельности;

- условия становления личности, которые предопределяют возникновение мотивации освоения знаний, умений и навыков, развивают профессионально значимые качества обучающихся;

- методические условия, стимулирующие преподавателей применять цифровые средства обучения, использовать такие формы формирования компетенций, которые способствуют самостоятельности деятельности обучающегося.

В целях обнаружения результатов созданной модели, был проведен педагогический эксперимент на базе ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет». Эксперимент проводился последовательно в несколько этапов, из которых выделены два этапа: констатирующий и формирующий. В опытно-экспериментальную работу были включены 31 студент в экспериментальной группе обучающихся (ЭГ) и 34 в контрольной группе (КГ). Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров осуществлялось с использованием цифровой образовательной среды в соответствии с поэтапным профессиональным развитием будущего инженера, в состав которых входят мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

В составе профессиональных компетенций, формируемых в нашем исследовании, по аналогии с исследованием Д.Е. Дашеева, были выбраны наиболее значимые, необходимые в процессе

подготовки бакалавров и магистров направления «Электроэнергетика и электротехника» [7].

На этапах констатирующего и формирующего экспериментов исследования было проведено оценивание уровня профессиональных компетенций будущих инженеров.

На рисунке 1 показаны результаты эксперимента. Количественный показатель мотивационного компонента выявляет следующий факт проведенного формирующего эксперимента в группе ЭГ низкий уровень обучающихся сократился до 16%, а до эксперимента составлял 47%, средний уровень увеличился до 45% (до эксперимента было 35%), высокий уровень составил 39%, а до эксперимента было всего 18%.

Представленные результаты показывают, что существует положительная тенденция формирования когнитивного компонента профессиональных компетенций в группе ЭГ. В этой группе 20% обучающихся перешли от низкого уровня на средний, а 7% среднего уровня достигли высокого, в то же время в КГ только 10% обучающихся повысили уровень когнитивного компонента с низкого до среднего, 6% - со среднего до высокого уровня.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента выявлено, что сформированность деятельностного компонента у 55% студентов КГ и 54% ЭГ находится на низком уровне. На этапе формирующего эксперимента в ЭГ низкий уровень уменьшился до 14%, а в КГ снизился лишь до уровня 45%. В КГ только 5% повысили уровень со среднего до высокого, а в ЭГ с 17% до 40%.

Разбор данных, описывающих формирующий этап эксперимента, выявил число обучающихся, у которых был низкий уровень формирования рефлексивного компонента в ЭГ ниже, чем в КГ. В ЭГ 26% обучающихся перешли с низкого на средний, и 22% со среднего - на высокий. В КГ 11% перешли с низкого на средний, и 2,9% со среднего -на высокий. Надежность различия групп КГ и ЭГ подтверждается методом х2 (К. Пирсона).

Значение параметра критерия хи-квадрат, которое было получено по результатам сравнения компонентов в ЭГ и КГ составляет 6,39, что больше критического значения 5,99. Поэтому, достоверность изменений в экспериментальной группе объективна с вероятностью 95 процентов.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждаются также данными Д.Н. Пронина, который также, как и в нашем исследовании продемонстрировал эффективность формирования профессиональных компетенций будущих инженеров при организации образовательного процесса с использованием электронных и компьютерных средств обучения [8].

По результатам апробации цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров в ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» по направлению «Электроэнергетика и электротехника» можно сделать несколько исключений из общей картины исследования.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Констатирующий этап

Формирующий этап

55

47

50

44 35

18

11

Низкий Средний Высокий

Низкий Средний Высокий

Мотивационный

36 36

43 42

Низкий Средний

21 22

II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий

49

Низкий Средний

49

Высокий

Когнитивный

55 54

Низкий Средний

Высокий

45

46

Низкий Средний

40

Высокий

Деятельностный

48 49

Низкий Средний

Высокий

39

33 34

Низкий Средний

43

II

Высокий

Рефлексивный

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рис. 1. Результаты формирования профессиональных компетенций

о с

и

см о см

Во-первых, достижение определенного уровня формирования цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров является следствием непрерывного, но нелинейного процесса развития теории и практики обучения. В процессе создания и развития цифровой образовательной среды выявляются присущие каждому уровню специфические как образовательные, так и технологические особенности.

Во-вторых, количественные образовательные и технологические особенности становления цифровой образовательной среды перерастают в качественную совокупность, то есть им свойственно взаимодействие и взаимодополнение.

В-третьих, каждый уровень формирования цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров обладает определенными границами, иерархией, областью применения и способен решать лишь однородные педагогические проблемы.

В-четвёртых, дидактика цифровой образовательной среды предыдущего уровня, существенно дополняет предыдущий уровень, но не может разрешить принципиальные проблемы, присущие более высокому уровню.

Процессу создания цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров непременно должна предшествовать предварительная

работа педагогов, в которой содержание найдет адекватное отражение цифрового проектирования контактной работы преподавателя и обучающегося, в том числе доктрина, выработка целей, цифровая модель учебного процесса и верификация результатов обучения.

Доктрина строится на постижении преподавателями сути цифровой образовательной среды, способной в соответствующих организационно-педагогических условиях посредством программно-аппаратного воздействия реализовать дидактический потенциал этой среды для каждого обучающегося. Выбор цели определяет образовательные траектории, критерии и показатели применения цифровой образовательной среды и ее отдельных элементов, в соответствии с дидактическим потребностями учебного процесса.

Цифровая модель учебного процесса не подменяет традиционные формы организации, а естественным образом вписывается в общий образовательный процесс, расширяя педагогические возможности преподавателя средствами цифровой образовательной среды в соответствии с реализуемой доктриной.

Верификация результатов обучения обнаруживается в действиях оценивания субъектами образовательной деятельности своего уровня образовательных результатов, которые соответствуют выработанной ранее доктрине, поставленной цели, структуре и содержанию цифровой модели учебного процесса.

Материалы исследования позволили разработать и апробировать программу внедрения цифровой образовательной среды в подготовку инженерных кадров, осуществить мониторинг учебного процесса. Программа содержит две части, методологическая часть, которая определяет содержательную часть цифровой образовательной среды, и аппаратно-программную часть, воспроизводящую протекающие процессы.

К особым результатам исследования можно отнести положение о том, что становление цифровой образовательной среды влияет на результаты образования лишь в той мере, с какой эта среда зависит от логики процесса обучения, присущего конкретному стабильному образовательному сообществу, которое включает обучающихся, преподавателей, методистов и администраторов образовательной организации. В связи с этим, сложно выявить образовательную роль привлекаемых педагогов, работающих на малую долю ставки, преподавателей, работающих на условиях ГПХ.

Программа внедрения цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров осуществлена при подготовке бакалавров направления 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника в 2022-2024 годах. Материалы программы имеют вполне универсальный характер и могут быть использованы в подготовке специалистов по другим направлениям подготовки.

Материалы исследования обсуждались на международных научно-практических и научно-ме-

тодических конференциях, на аспирантских семинарах и конференциях, на заседаниях кафедры педагогики и кафедры электроэнергетики и физики ФГБОУ ВО «СахГУ».

Заключение

В результате проведенного исследования были разработаны: педагогическая концепция цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров; уточнены категории, определяющие цифровую образовательную среду подготовки инженерных кадров; определено дидактическое ядро цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров, в состав которого следует внести комплекс научных теорий, составляющих принципы, системный подход, сущность и содержание её составляющих.

В результате внедрения цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров были выявлены организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций: концептуально-программные условия, которые определяют соответствующий отбор содержания учебного процесса, выбора форм и методов обучения; условия становления личности; методические условия, стимулирующие преподавателей применять цифровые средства обучения, а формирование цифровой образовательной среды подготовки инженерных кадров, на наш взгляд, возможно на уровнях: цифрового управления; цифровой навигации; цифровой коллаборации.

Литература

1. Похолков, Ю.П. Подходы к оценке и обеспечению качества инженерного образования / Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2022. - № 31. - С. 93-106. -DOI 10.54835/18102883_2022_31 _10. - EDN BWUPIY.

2. Соловьев, В. П. О проблемах подготовки кадров для новой экономики России / В. П. Соловьев, Т.А. Перескокова // Инженерное образование. - 2023. - № 34. - С. 57-72. - DOI 10.54835/18102883_2023_34_5. - EDN QJW-CFI.

3. Максимов, В.П. Цифровые инструменты образования на основе нейронных сетей / В.П. Максимов, И.Е. Карякина, А.Ф. Гулевская // Современное педагогическое образование. - 2021. -№ 10. - С. 160-164. - EDN EYHTJQ.

4. Максимов, В.П. Цифровая школа / В.П. Максимов // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 11. - С. 74-78. - EDN YZLNTO.

5. Бобылев А.В. Развитие учебной самоорганизации курсантов военного вуза в условиях циф-ровизации образования: автореф...дис. канд. пед. наук 13.00.01. - Ярославль: 2021. - 22 с.

6. Слепцова М.В. Педагогическая концепция организации электронного обучения в вузе: авто-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

реф...дис. докт. пед. наук 13.00.08. - Москва: 2021. - 48 с.

7. Дашеев Д.Е. Автоматизированная образовательная система как средство формирования профессиональных компетенций будущих инженеров: автореф.дис. канд. пед. наук 13.00.01. - Улан-Удэ: 2020. - 24 с.

8. Пронин Д.Н. Дидактическое проектирование электронных образовательных ресурсов в обучении курсантов военных вузов: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.08. - Москва: 2020. -24 с.

DIGITAL EDUCATIONAL TRAINING ENVIRONMENT ENGINEERING PERSONNEL

Gulevskaya A.F., Karyakina I.E., Maksimov V.P.

Sakhalin State University

The article examines the problem of the application and implementation of digital tools in the process of training engineering personnel. The paper presents the results of a study of the process of organizing digital learning in modern conditions, issues of organizing the educational process using digital tools. The authors present a didactic system, especially the formation of a goal, determine the levels of formation of the digital environment, describe the specifics of the interaction of participants in the educational process "teacher -digital educational environment - student" in the digital educational environment. The article defines the didactic conditions for the use of the digital educational environment, identifies a number of problems and suggests ways to resolve them. The authors describe the results of the experimental work of the organization of the educational process in the context of the organization of the modern educational process using digital tools. The authors have proved the

effectiveness of the digital educational environment as a means of

forming professional competencies of engineering personnel.

Keywords: digital environment, engineering personnel, concept,

education, experiment.

References

1. Pokholkov, Yu.P. Approaches to assessing and ensuring the quality of engineering education / Yu.P. Pokholkov // Engineering education. - 2022. - No. 31. - P. 93-106. - DOI 10.54835/18102883_2022_31_10. - EDN BWUPIY.

2. Solovyov, V.P. On the problems of training personnel for the new economy of Russia / V.P. Solovyov, T.A. Pereskokova // Engineering education. - 2023. - No. 34. - P. 57-72. - DOI 10.54835/18102883_2023_34_5. - EDN QJWCFI.

3. Maksimov, V.P. Digital educational tools based on neural networks / V.P. Maksimov, I.E. Karyakina, A.F. Gulevskaya // Modern pedagogical education. - 2021. - No. 10. - P. 160-164. -EDN EYHTJQ.

4. Maksimov, V.P. Digital school / V.P. Maksimov // Modern pedagogical education. - 2019. - No. 11. - P. 74-78. - EDN YZLN-TO.

5. Bobylev A.V. Development of educational self-organization of military university cadets in the conditions of digitalization of education: abstract of dissertation. Ph.D. ped. Sciences 13.00.01. - Yaroslavl: 2021. - 22 p.

6. Sleptsova M.V. Pedagogical concept of organizing e-learning at a university: abstract of thesis. doc. ped. Sciences 13.00.08. -Moscow: 2021. - 48 p.

7. Dasheev D.E. Automated educational system as a means of developing professional competencies of future engineers: abstract of dissertation. Ph.D. ped. Sciences 13.00.01. - Ulan-Ude: 2020. - 24 p.

8. Pronin D.N. Didactic design of electronic educational resources in training cadets of military universities: abstract of dissertation. Ph.D. ped. Sciences 13.00.08. - Moscow: 2020. - 24 p.

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.