Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1001
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Юлия Александровна, Алешина Светлана Александровна

В статье дается определение «цифровая образовательная среда» как нового пространства воспитательной деятельности в образовательных организациях. Рассматриваются основные воспитательные цели цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности в образовательных организациях и основные тренды современного воспитания в рамках внедрения цифровой образовательной среды. Автор статьи делает вывод, что при реализации воспитательной деятельности в условиях внедрения цифровой образовательной среды следует учитывать такие обстоятельства, как: уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов, уровень соматического здоровья у участников субъект-субъектного взаимодействия в рамках воспитательного процесса, а также особенности знакомства обучающихся и преподавателей с цифровым этикетом. Главная задача педагогов в данном случае - вход в пространство, где ребенок проводит значительную часть своего времени, активно взаимодействует и направляет, используя цифровую образовательную среду как новое пространство воспитательное деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Юлия Александровна, Алешина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A NEW SPACE FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article defines digital educational environment as a new space for nurturing activity in educational organizations. It examines the main nurture-related goals of the digital educational environment as a new space for nurturing activity in educational organizations, and the main trends of modern nurture in the context of the introduction of the digital educational environment as a new space for nurturing activity. The author of the article concludes that when implementing nurturing activities in the context of the introduction of a digital educational environment, it is necessary to take into account such circumstances as these: the level of digital literacy of students and teachers, the level of somatic health of participants in subject-to-subject interaction in the context of the nurturing process, as well as peculiarities of mastering digital etiquette by students and teachers. The main task of teachers in this case is to enter the space where children spend much of their time, to interact actively and to direct, using digital educational environment as a new space for nurturing activity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-13-19 УДК 37.091.12:005.963:004.9

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бабушкина Юлия Александровна

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-4745-9903 yuliababushkina@mail.ru

Алешина Светлана Александровна

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия aleshina_s_a@mail.ru

Аннотация. В статье дается определение «цифровая образовательная среда» как нового пространства воспитательной деятельности в образовательных организациях. Рассматриваются основные воспитательные цели цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности в образовательных организациях и основные тренды современного воспитания в рамках внедрения цифровой образовательной среды. Автор статьи делает вывод, что при реализации воспитательной деятельности в условиях внедрения цифровой образовательной среды следует учитывать такие обстоятельства, как: уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов, уровень соматического здоровья у участников субъект-субъектного взаимодействия в рамках воспитательного процесса, а также особенности знакомства обучающихся и преподавателей с цифровым этикетом. Главная задача педагогов в данном случае - вход в пространство, где ребенок проводит значительную часть своего времени, активно взаимодействует и направляет, используя цифровую образовательную среду как новое пространство воспитательное деятельности.

Ключевые слова. Образовательная среда, цифровая образовательная среда, воспитание, воспитательная деятельность, пространство.

Для цитирования: Бабушкина Ю.А., Алешина С.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной деятельности. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 13-19. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-13-19

Благодарность: авторы выражают благодарность и глубокую признательность Ксенофонтовой Алле Николаевне профессору, доктору педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики высшей школы за советы и ценные замечания при

работе над статьей. Также огромная благодарность выражается Игнатович Светлане Сергеевне, кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета и Файн Татьяне Анатольевне, кандидату педагогических наук, заведующей отделом педагогического менеджмента Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» за помощь в оформлении статьи перед отправкой в редакцию.

Original article

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A NEW SPACE FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Yulia A. Babushkina

Orenburg State Pedagogical University Orenburg, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-4745-9903 yuliababushkina@mail.ru

Svetlana A. Aleshina

Orenburg State Pedagogical University Orenburg, Russia aleshina_s_a@mail.ru

Abstract. This article defines digital educational environment as a new space for nurturing activity in educational organizations. It examines the main nurture-related goals of the digital educational environment as a new space for nurturing activity in educational organizations, and the main trends of modern nurture in the context of the introduction of the digital educational environment as a new space for nurturing activity. The author of the article concludes that when implementing nurturing activities in the context of the introduction of a digital educational environment, it is necessary to take into account such circumstances as these: the level of digital literacy of students and teachers, the level of somatic health of participants in subject-to-subject interaction in the context of the nurturing process, as well as peculiarities of mastering digital etiquette by students and teachers. The main task of teachers in this case is to enter the space where children spend much of their time, to interact actively and to direct, using digital educational environment as a new space for nurturing activity.

Keywords. Educational environment, digital educational environment, nurture, nurturing activities, space.

For citation: Babushkina Y.A., Aleshina S.. Digital educational environment as a new space for educational activities. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 13-19. (InRuss.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-13-19

Acknowledgement: The authors express their gratitude and deep appreciation to Ksenofontova Alla Nikolaevna Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy of Higher Education for advice and valuable comments

on the article.

Also, I would like to express my sincere gratitude to Svetlana Sergeevna Ignatovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology at Kuban State University and Fain Tatiana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, head of the pedagogical management department of the Regional State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Institute for Professional Development of Teachers" for help in drawing up the article before sending it to the editors.

Сегодня было бы странно отрицать, что современный мир в связи в глобальной цифровизацией стал очень «быстрым», в том числе и в образовании. Следовательно, сегодня педагоги - теоретики и практики склонны обсуждать «циф-ровизацию» школ, а также обозначать новое понятие, такое, как цифровая образовательная среда.

В современной российской действительности определяется ряд инициатив, в соответствии с которыми происходит внедрение цифровой образовательной среды в образовательной (и воспитательной) практике. В качестве инициатив выступают, например, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», проект «Цифровая школа» в рамках реализации Федерального проекта «Образование». В данных документах определяется цель реализации - создание единого цифрового образовательного пространства в рамках реализации воспитательной практики. В результате должны быть разработаны цифровые платформы, доступ к которым должен быть организован с любой точки в мире.

Цифровая образовательная среда - это совокупность информационных систем, которые обеспечивают разноуровневые результаты поставленных задач воспитательной практики [1, с 45].

В пространстве воспитательной практики цифровая образовательная среда строится в соответствии со следующими принципами:

- единства (согласованное использование компонентов цифровой образовательной среды);

- открытость (свобода расширения компонентов цифровой образовательной среды новыми технологиями);

- доступность (неограниченная функциональность всех компонентов цифровой образовательной среды);

- конкурентность - свобода замены компонентов цифровой образовательной среды конкурирующей технологией;

- ответственность (решение задач внедрения компонентов цифровой образовательной среды в рамках зоны личной ответственности;

- достаточность (соответствие всех компонентов цифровой образовательной среды тем или иным нормативам);

- полезность (эффективность применения всех компонентов цифровой образовательной среды в области воспитательной практики).

Применение в пространстве воспитательной практики компонентов или инструментов цифровой образовательной среды позволяет преподавателю организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся.

Данный процесс: способствует достижению более высоких результатов обучения; усиливает практическую компоненту проводимых уроков (занятий, мероприятий); формирует у участников воспитательного процесса необходимые компетенции [2, с 18].

Основные воспитательные цели цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной практики в образовательных организациях следующие:

1) воспитание личности обучающегося;

2) развитие у обучающихся творческого, креативного потенциала;

3) развитие у обучающихся коммуникативных способностей;

4) совершенствование навыков исследовательской деятельности.

Оптимальная модель использования цифровой образовательной среды как

нового пространства воспитательной практики в образовательных организациях будет включать в себя следующие компоненты:

- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта любого уровня образования;

- наличие технологической базы;

- наличие у педагога и администрации образовательной организации мотивации к внедрению цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности;

- освоение педагогом средств ИКТ в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности;

- самообразования педагога в рамках ИКТ в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности.

Один из основных трендов современного воспитания в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности - это сетевые активности, использование социальных сетей как средства воспитания, проведение прямых эфиров, тренингов, мероприятий в удаленном режиме. Несомненно, характерные особенности воспитательной практики с использованием сетевых активностей - это возрастание ее мобильности, гибкости, технологичности, диалогичности.

Формами деятельности педагогов в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности должны стать:

- формирование представлений о дидактических возможностях компонентов цифровой образовательной среды;

- повышение цифровой грамотности педагогов через участие их в сетевой активности;

- изучение технологий организации проектной деятельности;

- участие в обучающих онлайн-курсах;

- представление полученного опыта на научно-практических конференциях.

- разработка электронных образовательных ресурсов.

Результатом деятельности педагоговв рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности должны стать:

- определение педагогом целей своего профессионального развития в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности;

- развитие навыков использования компонентов цифровой образовательной среды в воспитательной деятельности;

- разработка и внедрение сетевого проекта;

- высокий уровень ИКТ-компетентности педагога;

- присутствие опыта разработки электронных образовательных ресурсов;

- навыки публичного представления результатов своей работы в рамках внедрения цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной деятельности [3, с. 17].

Возникает потребность в проектировании образовательных порталов с открытым контентом, где будет накапливаться культурно-педагогическая информация разного уровня обобщения [4].

В завершение статьи мы считаем целесообразным указать, что при реализации воспитательной деятельности в условиях внедрения цифровой образовательной среды следует учитывать следующие обстоятельства:

- уровень цифровой грамотности обучающихся и педагогов;

- уровень соматического здоровья у участников субъект-субъектного взаимодействия в рамках воспитательного процесса;

- особенности знакомства обучающихся и преподавателей с цифровым этикетом.

По мнению А.Н. Ксенофонтовой, педагог будущего кардинально отличается от традиционного и современного образовательного дискурса, а происходящие в образовательной системе изменения носят прогрессивный и динамичный характер. При погружении образовательной системы в цифровую среду кардинально меняются образ педагога и ученика, стиль взаимодействия, условия образования и результаты учебной деятельности [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Иванова, О.В. Визуальное повторение учебной информации в средней и высшей школе / О.В. Иванова // Информатика и образование. ИНФО. - 2019. - № 5. - С. 41-50.

2. Азевич, А.И. Сервисы визуализации данных: приемы и решения / А.И. Азевич // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Информатика и информатизация образования". - 2019. - № 1 (47) 2019. - С. 13-19.

3. Змазнева, О.А. Коммуникативное пространство соцсетей начала XXI в.: файлы образов и потоки сознания / О.А. Змазнева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Философские науки". - 2018. -№ 3 (27) 2018. - С. 16-22.

4. Алешина С.А. Взаимосвязь культуры и педагогической деятельности как ис-

торико педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета 13.00.00 Педагогические науки 2012. № 1 (1)57 УДК 37.01 http://vestospu.ru/archive/2012/stat/aleshina_2012_1.pdf

5. Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность - основа профессионально-педагогического общения. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3 №6. С. 42-55 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-42-55

REFERENCES

1. Ivanova, O. V. Visual repetition of educational information in secondary and high school. O.V. Ivanova. Informatics and Education. INFO. 2019. No. 5. P. 41-50.

2. Azevich, A.I. Data visualization services: techniques and solutions. A.I. Azevich. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: "Informatics and informatization of education". -2019. -No. 1 (47) P. 13-19.

3. Zmazneva, O. A. Communicative space of social networks at the beginning of the XXI century: image files and streams of consciousness. O.A. Zmazneva. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: "Philosophical Sciences". 2018. No. 3 (27) 2018. P. 16-22.

4. Aleshina S.A. The relationship of culture and pedagogical activity as a historical pedagogical problem. Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University 13.00.00 Pedagogical Sciences 2012. № 1 (1) 57 UDC 37.01 http://vestospu.ru/archive/2012/stat/aleshina_2012_1.pdf

5. Ksenofontova A.N. Speech activity is the basis of professional and pedagog-ical communication. Pedagogy: history, prospects. 2020. VolumeNo3.No. 6. Pp42-55DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-42-55

Информация об авторе: Бабушкина Юлия Александровна - аспирантка кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», начальник отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «ОГПУ». г. Оренбург, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-4745-9903 yuliababushkina@mail.ru

Алешина Светлана Александровна, научный руководитель, ректор ФГБОУ ВО «ОГПУ», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы

Information about the author: BabushkinaYuliaAleksandrovna - postgraduate student of the Department of Pedagogy of Higher Education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State Pedagogical University", head of the department of career guidance and employment of graduates of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "OGPU". Оренбург, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-4745-9903 yuliababushkina@mail.ru

Svetlana A. Aleshina Scientific Supervisor, Rector of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "OGPU", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Higher Education aleshina_s_a@mail.ru

The authors has read and approved the final manuscript. Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 17.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The authors declares no conflicts of interests.

© Бабушкина Ю. А., Алешина С.А. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.