Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

1603
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / государственная гражданская служба / государственное управление / цифровая модернизация / цифровизация / профессиональное развитие. / public service / public civil service / public administration / digital modernization / digitalization / professional development.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов Владимир Владимирович

В статье автор анализирует возможность применения цифровых технологий в системе государственной службы. В ходе изучения проблемы отмечена взаимосвязь цифровизации с процессом реформирования государственной гражданской службы. В статье демонстрируется неизбежность использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MODERNIZATION OF THE PUBLIC SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the author analyzes the possibility of using digital technologies in the public service system. In the course of studying the problem, the relationship of digitalization with the process of reforming the state civil service was noted. The article demonstrates the inevitability of the use of information and communication technologies in public administration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

2. Троцук И. В. Качественное социологическое исследование: предпосылки и логика поведения: конспект лекций. - М. : РУДН, 2008. - 114 с.

3. Гера Т. И. Тренинг личностно-профессиональной сензитивности в системе средств психологического сопровождения / Т. И. Гера // Научные исследования. Теория и практика. - 2012. - №6. - С. 40-44.

4. Соколков Е. А. Профессиональное становление личности специалиста- гуманитария / Е.А. Соколков. - М. : Университетская книга, 2009. - 480 с.

УДК 342

Романов Владимир Владимирович, Romanov Vladimir Vladimirovich

Студент Student

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA

ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DIGITAL MODERNIZATION OF THE PUBLIC SERVICE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: В статье автор анализирует возможность применения цифровых технологий в системе государственной службы. В ходе изучения проблемы отмечена взаимосвязь цифровизации с процессом реформирования государственной гражданской службы. В статье демонстрируется неизбежность использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении.

Abstract: In the article, the author analyzes the possibility of using digital technologies in the public service system. In the course of studying the problem, the relationship of digitalization with the process of reforming the state civil service was noted. The article demonstrates the inevitability of the use of information and communication technologies in public administration.

Международная научно-практическая конференция

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственное управление, цифровая модернизация, цифровизация, профессиональное развитие.

Key words: public service, public civil service, public administration, digital modernization, digitalization, professional development.

Современная государственная служба России должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, служить интересам укрепления государства и развития гражданского общества. Развитие всей системы государственной службы — это объективный и закономерный процесс, поскольку в современных условиях необходима адаптация всех социально-экономических систем государства. Низкий уровень государственного управления в стране и регионах, выражающийся в снижении уровня жизни населения, в демографическом кризисе, в низкой производительности труда и многих других ключевых показателях это во многом результат неэффективности труда государственных служащих.

Развитие цифровой экономики, а вместе с ним цифровая модернизация общества, определяют требования к цифровой трансформации государственного управления. Реформирование государственной службы способствует повышению динамики экономического развития страны, поскольку при её эффективном и инновационном функционировании может быть обеспечено устойчивое развитие системы государственного управления, ориентированной на достижение важнейших стратегических целей государственной политики [1, c. 19]. На современном этапе развития появляется необходимость цифровой модернизации системы государственного управления для обеспечения роста прозрачности и скорости принятия оперативных решений.

Предыдущие программы реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации в основном затрагивали правовые, организационные моменты и не ставили перед собой задачу технологически «насытить» систему госслужбы инновациями. Тем не менее,

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований уже в начале нового десятилетия существовали предпосылки для электронного развития, в частности развитию цифрового государства и электронного правительства. В последние годы цифровизация начинает стремительно проникать во все сферы государственного управления.

Одним из последних документов определяющих развитие государственной гражданской службы в России стал Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы», а вместе с ним План мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 года № 1646-р. Согласно этим нормативным актам в целях совершенствования порядка назначения на должности государственной гражданской службы, стимулирования гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, планируется проведение ряда мероприятий с 2019 по 2021 годы. Среди 14 основных мероприятий особо выделяется создание единой и закрытой цифровой информационно-коммуникационной среды для государственных гражданских служащих, в которой будет происходить контроль его профессионального развития. По отдельным направлениям планируется цифровая модернизация сервисов интерактивного наставничества [2].

Также планируется введение в единой информационной системе цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы. В связи с введением электронных трудовых книжек [3] можно считать, что данная задача будет реализована в ближайшее время.

Исследователи госуправления полагают, что целесообразно создать «единый центр управления государственной политикой по выработке единых методологических подходов к кадровой работе на госслужбе. Это позволит

Международная научно-практическая конференция снизить административную нагрузку на организации и граждан на 50%,

сократить общее количество видов государственного контроля в 3 раза,

снизить число федеральных органов контроля и надзора к 2024 году» [4, а 44].

Некоторые исследователи считают, что процесс цифровой трансформации госуправления сопровождает платформенный подход, который способен дать ощутимый социально-экономический эффект для всего общества. Государство уже использует платформенный подход в развитии порталов географических информационных систем, порталов государственных закупок, государственных услуг [5, а 519]. Развитие системы государственной службы, включая этапы поступления, прохождения и прекращения прохождения государственной службы постепенно переходит к платформенному развитию.

Портал госслужба (gossluzhba.gov.ru) — базовый государственный информационный ресурс в отношении информации о кадровом составе госслужбы; базис единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации. Портал аккумулирует в себе актуальную информацию о государственной гражданской службе, содержит базу вакансий как государственной гражданской, так и муниципальной службы, базу информационно-методических материалов по вопросам подготовки и развития резерва управленческих кадров, профессионального развития гражданских служащих и противодействия коррупции. Используя портал можно подать документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности, проверить себя на знание основ государственной гражданской службе, найти ответы на вопросы поступления, прохождения и прекращения прохождения государственной службы, получить информацию обо всех изменениях, касающихся государственной гражданской службы. На платформе портала существует единый специализированный информационный ресурс профессионального развития госслужащих, который предназначен для повышения квалификации служащих, непрерывного обучения в своей профессиональной деятельности.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Использование информационной платформы для развития системы

государственной службы обусловлено большей прозрачностью, повышению степени открытости, и как следствие, большей подотчетностью органов власти, большей конкурентностью конкурсных процедур, а также отбором более качественных кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Во многом по средствам развития информационно-коммуникационных технологий повышается эффективность госуправления [6, с. 324].

Одним из перспективных инструментов, влияющих на развитие государственной службы в новом «цифовом» будущем должен стать трекинг карьеры (или карьерограмма) - совокупность должностных и профессиональных позиций внутри какого-либо государственного или муниципального органа, так и вне государственной службы. С его помощью можно определить оптимальное развитие государственного служащего для перехода на другую ступень, т. е. увидеть какие необходимо получить умения, знания, навыки, компетенции, какой необходим стаж, образование и другие характеристики для повышения в должности или для эффективной работы на своем рабочем месте [7, с. 46].

В системе поиска и подбора персонала актуальным направлением является роботизация процесса найма, поскольку — по статистике компании просмотр кадровым работником поступающих резюме занимает 60% времени от всего процесса отбора. Одним из предложений оптимизации процесса поиска претендентов для замещения вакантных должностей государственной службы является использование ботов для обработки документов, предоставляемых кандидатами. В связи с большим объемом документов необходимых для поступления на государственную гражданскую службу кадровым структурам необходимо проанализировать большое количество информационных данных, связанных с образованием, стажем, профессиональными достижениями соискателя [8, с. 305]. Искусственный

Международная научно-практическая конференция интеллект может помочь отфильтровать кандидатов по ключевым словам,

навыкам, предыдущим работодателям и т.д.

Кроме тривиальных задач будущее в развитии кадровых технологий на государственной службе заключается в использовании технологий позволяющих проводить сравнительный анализ резюме кандидата, размещенных на сайтах по поиску трудовых ресурсов, оценивать активность информацию о личности из различных баз данных, анализа статусов в соцсетях, оставленному цифровому следу. Подобный мониторинг призван предотвратить появление на государственной службе людей с сомнительным прошлым и репутацией, вывести на новый, качественный уровень этическую составляющую оценки потенциальных и имеющихся работников.

Цифровая модернизация российской государственной службы предполагает развитие не только аппаратной части управления кадровым составом, но и развитие у государственных гражданских и муниципальных служащих новых цифровых компетенций. То, что ещё недавно считалось прерогативой ^-специалистов сейчас стало жизненной необходимостью всех граждан, не только госслужащих, однако отсутствие даже базовых навыков у последних критически сказывается на развитии всего государства. Исследователями разработаны перечни квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам в области цифровых компонент ИКТ-компетенций с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы [9, а 35]. Уже в ближайшее время произойдут изменения в требованиях к знаниям и умениям кандидатов.

Таким образом, новые технологии могут изменить качественно и количественно все характеристики государственных служащих, поскольку через повышение качества государственной службы возможно решить социально-экономические проблемы государства и общества. Однако необходимо использовать комплексный подход к технологиям, сочетание традиционных и инновационных методов работы для нивелирования недостатков «цифровых» и «аналоговых» подходов к управлению.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Развитие государственной службы продолжается, поскольку общественные отношения продолжают развиваться, происходит становление гражданского общества и одновременное совершенствование правового государства. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий происходит колоссально быстрыми темпами. Государство берет инновационные разработки и применяет их для улучшение социально-экономических условий и это не может не коснуться системы государственной службы, поскольку качество работы госслужащих во многом отражается на развитии страны.

Библиографический список:

1. Меркулов П.А., Филонов В.И., Малахова О.В. Роль государственной службы в реализации целей устойчивого развития государства // Власть. -2016. - № 5 (24) - с. 15-20.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 года № 1646-р // СЗРФ. - 2019. - № 31. - ст. 4669.

3. Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» // СЗРФ. - 2019. - № 51 (часть I). - ст. 7491.

4. Щекочихина С.А., Рыжакова Е.В., Хазми Аюб. Цифровые технологии в определении перспективного облика государственной службы. // Муниципальная академия. - 2019. - № 1 - С. 43-49.

5. Я. А. Юников, Л. Ф. Маналакий. Цифровые платформы в государственном управлении // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. В 2-х частях. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. - 2019. - С. 518-520.

6. Химушкин С.А. Концепция электронного правительства: принципы и этапы становления // Роль и место информационных технологий в

Международная научно-практическая конференция современной науке. Сборник статей Всероссийской научно-практической

конференции. 2019. - С. 323-326.

7. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Моделирование индивидуального трекинга карьеры государственных гражданских служащих в условиях цифровой экономики // Государственная служба. -2019. - №2 (118). - С. 4451.

8. Братарчук Т.В., Федорова А.С. Взгляд российских исследователей на проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих // Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты. Материалы III международной научно-практической конференции: сборник научных статей по итогам конференции 8 декабря 2017 года. Т. 2 / отв. ред. С. А. Зуденкова.- М: РУСАЙНС, 2017.- С.304-308.

9. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнесс информатика. - №4 - 2018. - С. 28-42.

© В.В. Романов, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.