Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ'

ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
312
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / МЕДИАЛАНДШАФТ / ЦИФРОВОЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / MOBILITY / DIGITAL MOBILITY / SOCIAL EVENT / PANDEMIC / MEDIA LANDSCAPE / DIGITAL CAPITAL / SOCIAL NETWORKS / INTERNET / NETWORK RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Котляр П.С.

Быстрое развитие сетевых ресурсов и появление новых цифровых технологий за последнее десятилетие способствовали формированию более сложной сети социальных связей, изменению представлений о сферах частной и публичной жизни, социальных обязательствах, отношения к поиску информации, оценки дезинформации и информационному ограничению, кто выступает в качестве создателя контента, социального актора и целевой аудитории. В представленном исследовании рассматриваются некоторые противоречия, возникшие в традиции рефлексии социальных практик, осуществляемых в цифровом медиаландшафте. Для этого вначале обозначается специфика деструктивных сетевых взаимодействий. Автор приводит примеры негативных эффектов, ставших следствием распространения специфических типов сетевых практик, которые воспроизводятся на определенных цифровых платформах и оказывают влияние на социальное бытие современного человека. Автор рассматривает ситуацию переживания пандемии Covid-19 как примера актуализации механизмов цифровой мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MOBILITY AS A SOCIAL EVENT

The rapid development of online resources and the emergence of new digital technologies over the past decade have contributed to the formation of a more complex network of social connections. As a result, the way of perception of many concepts have changed: it happened in views of the areas of private and public life, social obligations, attitudes to information search, evaluation of misinformation, and information restrictions on who acts as a content creator, social actor, and target audience. This study examines some of the contradictions that have arisen in the tradition of reflection on social practices carried out in the digital media landscape. To do this, the work first defines the specifics of destructive network interactions. The author gives examples of negative effects resulting from the spread of specific types of network practices that are reproduced on certain digital platforms and have an impact on the social life of modern people. The author considers the situation of the COVID-19 pandemic as an example of actualization of digital mobility mechanisms.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ»

П. С. Котляр

Казанский федеральный университет

ЦИФРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ2

Быстрое развитие сетевых ресурсов и появление новых цифровых технологий за последнее десятилетие способствовали формированию более сложной сети социальных связей, изменению представлений о сферах частной и публичной жизни, социальных обязательствах, отношения к поиску информации, оценки дезинформации и информационному ограничению, кто выступает в качестве создателя контента, социального актора и целевой аудитории. В представленном исследовании рассматриваются некоторые противоречия, возникшие в традиции рефлексии социальных практик, осуществляемых в цифровом медиаландшафте. Для этого вначале обозначается специфика деструктивных сетевых взаимодействий. Автор приводит примеры негативных эффектов, ставших следствием распространения специфических типов сетевых практик, которые воспроизводятся на определенных цифровых платформах и оказывают влияние на социальное бытие современного человека. Автор рассматривает ситуацию переживания пандемии Covid-19 как примера актуализации механизмов цифровой мобильности.

Ключевые слова: мобильность, цифровая мобильность, социальное событие, пандемия, covid-19, медиаландшафт, цифровой капитал, социальные сети, интернет, сетевые ресурсы.

P. S. Kotliar

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

DIGITAL MOBILITY AS A SOCIAL EVENT

The rapid development of online resources and the emergence of new digital technologies over the past decade have contributed to the formation of a more complex network of social connections. As a result, the way of perception of many concepts have changed: it happened in views of the areas of private and public life, social obligations, attitudes to information search, evaluation of misinformation, and information restrictions on who acts as a content creator, social actor, and target audience. This study examines some of the contradictions that have arisen in the tradition of reflection on social practices carried out in the digital media landscape. To do this, the work first defines the specifics of destructive network interactions. The author gives examples of negative effects resulting from the spread of specific types of network practices that are reproduced on certain digital platforms and have an impact on the social life of modern people. The author considers the situation of the COVID-19 pandemic as an example of actualization of digital mobility mechanisms.

Keywords: mobility, digital mobility, social event, pandemic, COVID-19, media landscape, digital capital, social networks, Internet, network resources.

DOI 10.22405/2304-4772-2020-1 -4-45-51

В качестве одной из основных угроз для современного общества принято обозначать тенденцию атомизации индивидов. Задачей данной статьи

2

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-01131655.

является обнаружение когнитивных оппозиций в подходе к осмыслению цифровой мобильности.

С начала появления социальных сетей можно говорить о новом этапе процесса глобализации - сегодня невозможно представить повседневность современного человека без интеграции в глобальное сетевое пространство интернета. После того как основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг 4 октября 2012 года на своей странице опубликовал сообщение о том, что ежемесячная аудитория Facebook превысила один миллиард пользователей стало очевидно, что появился новый агент социализации, который позволяет устанавливать и поддерживать социальные связи разного порядка.

Однако нельзя не отметить, что архитектура социальной сети во многом предопределена тенденциями современного общества, когда состояние, которое условно можно обозначить как неописуемая сообщность, о которой писал М. Бланшо, становится для современного человека недоступной. Желание оказаться в отношениях подлинной дружбы, воспроизводится как сакральное действие: всех, кого пользователь добавляет к себе в пространство следования (подписка на контент, который производит пользователь) и коммуникации (доступ к неограниченному обмену сообщениями) социальная сеть классифицирует как «друзей».

К социальным сетям можно отнести и платформы представления и обмена видеоконтента, блоги, которые трансформировали глобальный медиаландшафт, предоставив пользователям возможность устанавливать взаимодействия посредством разных форматов: обмен текстовыми сообщениями, музыкальными произведениями, изображениями, видео. Вместе с этим пользователь столкнулся с ситуацией, когда стало очевидно, переосмысляя цитату Ф. Ницше, что если долго вглядываться в интернет, то интернет начнет вглядываться в тебя.

Потребление порнографического контента сегодня является широко распространенной и социально приемлемой практикой. Этот тезис подтверждается наличием полноценной порнографической индустрии. Феномен Porn 2.0 по аналогии с Web 2.0, который предполагает личное участие в создании и обмене контентом, создание групп, активные коммуникации. Одновременно это влечет за собой появление новых типов опасности для пользователей: порно-месть, шейминг, глубокие фейки и т.д. Так, в анализе Big Data за 2019 год одного из самых популярных ресурсов (в 2019 году более 42 миллиардов посещений; в среднем 115 миллионов посещений в день), где размещается порнографический контент - PornHub указано, что категория «Amateur» стала самой популярной - количество просмотров увеличилось на 108% по сравнению с предыдущим годом. Это значит, что растет потребительский интерес к любительскому контенту - все больше пользователей начинают использовать этот ресурс для реализации своей собственной сексуальности. При этом необходимо отметить, что для привлечения зрительского интереса некоторые производители контента

начинают производить неигровое кино. Так пропавшая в 2019 году 15-летняя девочка была опознана на 58 видео с тематикой «насилие», которые были размещены на PornHub [1, с. 1]. Это не единственный случай, когда похитители и насильники используют данный ресурс для монетизации своих преступных действий, поскольку верификация пользователей на данном ресурсе имеет достаточно простой порядок. Несовершеннолетние жертвы похищений и торговли людьми не могут быть обнаружены алгоритмами. Ежегодный высокий рейтинг категории «teen» пополняется видео таких подкатегорий как «Tiny Petite Thai Teen», «Teen Little Girl First Time» и т.д.

Сегодня основным инструментом продвижения бизнеса является присутствие в социальных сетях. Однако процесс активной коммуникации с потребителями продукта сопряжен с непредсказуемыми (эмерджентными) эффектами социальных медиа. Так, для аккаунтов пластических хирургов характерен контент, состоящий из изображений пациентов до и после операций, а также съемки самих операций с профессиональными комментариями хирурга. Такая практика врачебной открытости позволяет пациентам получить более полное представление о профессионализме хирурга, его личности, узнать подробнее об особенностях того или иного хирургического вмешательства. Пациенты при заключении договора добровольно подписывают согласие о размещении в социальных сетях своих изображений, поскольку это формирует между пациентом и врачом более доверительные отношения. Однако подобная практика сопряжена с рядом рисков. Так, например, пациент, который после операции решает изменить свое решение и хочет, чтобы хирург удалил изображения с ним из социальных сетей, сталкивается с проблемой хаотичного распространения контента, когда он копируется и размещается на сторонних аккаунтах или иных социальных сетях. Общедоступное изображение пациентов в социальных сетях, оказывается подвержено семантической переоценке: если в профессиональном медицинском журнале изображение пациента будет восприниматься как иллюстрация работы хирурга, то случайная аудитория социальных сетей будет неспособна оценить работу хирурга, но будет комментировать внешность пациента, его эстетические несовершенства, а также сексуализировать его изображение. В этом случае акторы, участвующие в коммуникационных взаимодействиях и вносящие личный вклад в конечный результат, могут быть незнакомы, ничего не знать о целях и намерениях друг друга. Однако все они, так или иначе, являются причастными к возникшему системному эмерджентному феномену.

Если в доцифровом обществе посмертные авторские права известных людей (писателей, музыкантов, ученых и т.п.) выглядели как отчисления от использования их произведений, то теперь это право на нечто большее. Современные технологии позволяют моделировать съемку в фильмах, интервью таким образом, что становится невозможным отличить личность от конструкта. Так, популярная американская певица Уитни Э. Хьюстон умерла в 2012 году, однако в 2019 году компания, которой отошли права на песни

исполнительницы, заявила о ее новом концертном туре. Компания «BASE Hologram» и фонд «The Estate of Whitney E. Houston» анонсировали голографические концерты как театральное событие, прославляющее музыкальное наследие певицы. По сценарию данные выступления должны сопровождаться выступлением живых танцоров и живым бэк-вокалом. Согласно мнению директора компании «BASE Hologram», это шоу станет подарком для поклонников певицы, так как это будет уникальным опытом, поскольку он будет на сто процентов подлинным благодаря проработке каждой детали. Пэт Хьюстон, президент «The Estate of Whitney E. Houston», считает, что музыка «самой награждаемой артистки всех времен» будет жить вечно.

Социальные сети сегодня всё более начинают функционировать как социально-полезные цифровые платформы. С развитием медиаландшафта изменяется набор социально-одобряемых практик, так, сегодня кроме того, что невозможно представить, чтобы певец, актер, политический деятель не присутствовали в публичном цифровом пространстве, необходимостью становится приобретение цифровой публичности для любого пользователя.

Директор детского хосписа «Дом с маяком» Лидия Мониава в интервью интернет-изданию «Медуза» говорит о том, что хоспис существует на грантовое государственное финансирование и частные пожертвования, причем доля пожертвований составляет основную часть бюджета. Для того, чтобы привлекать благотворителей ей необходимо вести открытый блог, который будет доступен не только друзьям, но и всем, кто случайно оказался на ее странице в социальной сети. Один пост о жизни и проблемах хосписа способен собрать пожертвований на несколько миллионов рублей. В тексте обращения, по мнению основательницы хосписа, необходимо обращаться к описанию своих личных переживаний. После публикации заметки, в которой автор указала, что одинока и арендует квартиру, ей удалось собрать значительно больше пожертвований, чем обычно. Однако вместе с этим возникает обязанность соответствовать ожиданиям благотворителей - за описание разного рода самопожертвований во имя улучшения жизни смертельно больных детей аудитория откликается состраданием, репостами, лайками и денежными пожертвованиями, однако при обнаружении расхождения в политических взглядах, не соответствии ожидаемому стилю поведения следует отказ от регулярных пожертвований. Так, после того как Л. Мониава взяла под опекунство мальчика с инвалидностью и стала его возить на специальной инвалидной коляске в общественном транспорте, в кафе, театры, музеи -размер пожертвований снизился, так как это поведение оказалось осуждаемо даже среди регулярных благотворителей фонда [2]. Однако, несмотря на определенные трудности, сам факт существования таких организаций был бы невозможен в условиях отсутствия социальных сетей.

В рамках предвыборной борьбы Барака Обамы в 2008 году социальные сети впервые были использованы так масштабно. Кандидат в президенты присутствовал одновременно на шестнадцати социальных платформах. Причем контент и тип активности для каждой из платформ был уникален, так,

например, на площадке LinkedIn (сеть для установления профессиональных контактов) будущий президент участвовал в обсуждениях, касающихся развития малого предпринимательства, задавал и отвечал на вопросы о проблемах бизнесменов [3, с. 131-132].

К началу предвыборной кампании 2012 года медиаландшафт претерпел изменения. Были определены ведущие площадки для присутствия кандидата, где находится наибольшее количество потенциальных избирателей. В качестве этих площадок выступили Facebook и Twitter. Если избиратель регистрировался на сайте в поддержку кандидата Обамы, то ему предлагалось поделиться своим выбором с друзьями в социальной сети Facebook. Однако в качестве платформы для более близкого, нишевого взаимодействия была выбрана платформа Reddit - популярная площадка коллективных блогов, которая представляет собой лабиринтную доску сообщений, на которой размещены бесчисленные тематические доски (субреддиты), контролируемые заинтересованными сторонами (реддиторами). Пользователи могут проголосовать за отправку ссылок и комментариев вверх или вниз. Лучший контент поднимается на вершину каждого субреддита. На ветке «Ask me anything» («Спроси меня о чем угодно») был опубликован пост: «Hi, I'm Barack Obama, President of the United States. Ask me anything» (Привет! Я Барак Обама, президент Соединенных Штатов Америки. Спросите меня о чем угодно). Эта страница набрала более пяти миллионов просмотров, для того, чтобы доказать пользователям, что это действительно он, по запросам от пользователей он сделал фотографию, на которой он сидит перед компьютером в белой рубашке с закатанными рукавами.

Пандемия, начавшаяся в 2020 году, выступила катализатором для увеличения цифровых социальных контактов.

Американский исследователь Джейсон Бахбак Мохагех рассуждает о демонической природе коронавируса и приходит к заключению, что вирус подобно демону испытывает человечество, наблюдает как разрушаются социальные связи и как люди начинают понимать самих себя [4]. В связи с этим, нельзя не отметить, что социальные сети позволяют людям с общими интересами находить друг друга, то есть делает невозможные коммуникации возможными и эти взаимодействия обуславливают возникновение коллективных действий. Безусловно, нельзя не отметить, что цифровые объединения носят символический характер - пользователь выбирает подписаться на страницу для изучающих английский язык или любящих творчество Льва Николаевича Толстого и все друзья видят эту новую идентификацию. Такие сетевые действия как «лайк» и «репост» выступают аналогично с тибетскими молельными барабанами, когда совершается единственный клик по записи, но тем самым осуществляется событие.

Если до начала пандемии в общественном сознании образ цифрового номада был предельно романтичен и воспринимался как символ абсолютной свободы передвижений по миру, когда весь объем работы кочевник мог выполнять, подключаясь к сети. Однако сегодня становится очевидно, что это

обозначение не отражало подлинную суть цифровой мобильности. Это то состояние, о котором пишет С. Жижек: «То же самое произошло и с моей изоляцией. До кризиса я был изолирован «без молока» - я мог выходить на улицу, но сам не хотел этого делать. Сейчас это чистый кофе изоляции, без добавленного туда отрицания» [5, с.108]. Оказавшись в изоляции человечество впервые начало осознавать свою свободу, переосмысляя С. Ежи Леца, становится очевидным, что очередное средневековье века, в зависимости от того, как человечество освоит цифровой порядок бытия либо окажется преодоленным в процессе борьбы с коронавирусом, либо начнется в постпандемийном мире.

Новая конструируемая реальность, в основе которой лежат процессы сращивания биологической, материальной и цифровой среды, неизбежно сопровождаются эмерджентными эффектами, нелинейные следствия которых невозможно прогнозировать

Литература

1. Rothman E. F., Adhia A. Adolescent pornography use and dating violence among a sample of primarily black and Hispanic, urban-residing, underage youth // Behavioral sciences. 2016. Vol. 6, № 1. P. 1.

2. Лида Мониава из «Дома с маяком» - о своем опекунстве над мальчиком из ПНИ, хейтерах и смерти как облегчении страданий: Новый эпизод «Скажи Гордеевой» [Электронный ресурс] // Meduza. 2020. 27 нояб. 10:36. URL: https://meduza.io/feature/2020/11/27/lida-moniava-iz-doma-s-mayakom-o-svoem-opekunstve-nad-malchikom-iz-pni-heyterah-i-smerti-kak-oblegchenii-stradaniy (дата обращения: 05.12.2020).

3. Потупчик К., Федорова А. Власть над сетью // Как государство действует в Интернете. М.: Алгоритм, 2014. 352 с.

4. Bahbak Jason. Mohaghegh Principles of Coronademonology [Electronic resource] // Urbanomic. URL: https://www.urbanomic.com/document/principles-of-coronademonology/ (data of request: 05.12.2020).

5. Zizek S. PANDEMIC!: Covid-19 Shakes the World. John Wiley & Sons, 2020. 140 p.

Refrences

1. Rothman E. F., Adhia A. Adolescent pornography use and dating violence among a sample of primarily black and Hispanic, urban-residing, underage youth. Behavioral sciences. 2016. Vol. 6. Issue. 1. P. 1.

2. Lida Moniava iz «Doma s mayakom» - o svoyem opekunstve nad mal'chikom iz PNI, kheyterakh i smerti kak oblegchenii stradaniy: Novyy epizod «Skazhi Gordeyevoy» [Lida Moniava from the Lighthouse Charity Foundation speaking about her custody of a boy from psycho-neurological boarding house, about haters and death as a way of relievieng the suffering. A new episode of «Skazhi

Gordeyevoy»]. Meduza. 10:36, 27 Novemner 2020. URL: https://meduza.io/feature/2020/11/27/lida-moniava-iz-doma-s-mayakom-o-svoem-opekunstve-nad-malchikom-iz-pni-heyterah-i-smerti-kak-oblegchenii-stradaniy (accessed 5 December 2020). [In Russian]

3. Potupchik K., Fedorova A. Vlast' nad set'yu. Kak gosudarstvo deystvuyet v Internete [The Power over the Net: How the State Acts in the Internet]. Moscow: Algoritm Publ., 2014. 352 p.

4. Bahbak Jason Mohaghegh Principles of Coronademonology URL: https://www.urbanomic.com/document/principles-of-coronademonology/ (accessed 5 December 2020).

5. Zizek S. PANDEMIC!: Covid-19 Shakes the World. John Wiley & Sons, 2020. 140 p.

Статья поступила в редакцию 05.12.2020 Статья допущена к публикации 14.12.2020

The article was received by the editorial staff 05.12.2020 The article is approved for publication 14.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.