Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВОЕННОЙ СФЕРЕ'

ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВОЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / экосистема дополнительного образования / VBA-фреймворк Юпитер / военное образование / digital transformation / ecosystem of complementary education / Jupiter VBA framework / military education

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мамаева Наталья Анатольевна, Симак Роман Сергеевич, Симак Надежда Юрьевна

В статье представлена характеристика цифровой образовательной среды военной организации, как основного фактора обеспечивающего цифровую трансформацию военного образования. Представлены материалы авторского подхода к процессам цифровой трансформации в образовании, на примере разработки экосистемы дополнительного образования (на базе платформы VBA-фреймворк Юпитер) и использования специальных программ для насыщения образовательного процесса элементами геймификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мамаева Наталья Анатольевна, Симак Роман Сергеевич, Симак Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MILITARY SPHERE

The article presents the characteristics of the digital educational environment of a military organization as the main factor ensuring the digital transformation of military education. The materials of the author's approach to the processes of digital transformation in education are presented, using the example of the development of an ecosystem of additional education (based on the Jupiter VBA framework) and the use of special programs to saturate the educational process with elements of gamification.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВОЕННОЙ СФЕРЕ»

Научная статья УДК 316.3.4

DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-118-128

ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

В ВОЕННОЙ СФЕРЕ

Мамаева Н. А.1, Симак Р. С.2, Симак Н. Ю.3

12 3

' ' Военный институт (инженерно-технический) военной академии МТО им. генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия 1 mnatt@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0893-9621 2ronad@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3580-4469 simaknu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1752-4612

Аннотация. В статье представлена характеристика цифровой образовательной среды военной организации, как основного фактора обеспечивающего цифровую трансформацию военного образования. Представлены материалы авторского подхода к процессам цифровой трансформации в образовании, на примере разработки экосистемы дополнительного образования (на базе платформы VBA-фреймворк Юпитер) и использования специальных программ для насыщения образовательного процесса элементами геймификации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, экосистема дополнительного образования, VBA-фреймворк Юпитер, военное образование.

DIGITAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MILITARY SPHERE

Mamaeva N. A.1, Simak R. S.2, Simak N. Yu.3

12 3

' ' Military Institute (Engineering and Technical) of the Military Academy of the MTO named after General of the Army A.V. Khrulev, St. Petersburg, Russia 1 mnatt@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0893-9621 2ronad@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3580-4469 simaknu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1752-4612

Abstract. The article presents the characteristics of the digital educational environment of a military organization as the main factor ensuring the digital transformation of military education.

The materials of the author's approach to the processes of digital transformation in education are presented, using the example of the development of an ecosystem of additional education (based on the Jupiter VBA framework) and the use of special programs to saturate the educational process with elements of gamification.

Keywords: digital transformation, ecosystem of complementary education, Jupiter VBA framework, military education.

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности государства. Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы (ОП)1.

Главной особенностью военного образования на современном этапе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на потребности в подготовке военных кадров. Это проявляется в придании военному образованию мобильности и активному внедрению новых форм обучения.

«Сегодня можно с уверенностью сказать о стабилизации системы военного образования и создании всех условий для ее дальнейшего развития»2, которое спланировано и проводится по различным направлениям, значимыми из которых являются:

- развитие цифровой информационной образовательной среды (ЦИОС) и системы непрерывной подготовки военнослужащих в течение всего периода военной службы;

- совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов.

Так, Министерство обороны внедряет образовательный проект - «Электронный вуз», т.е. систему, призванную улучшить качество обучения будущего офицерского состава, посредством расширения доступности военного образования, создания условий для самообразования военнослужащих в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). В рамках данного направления сформирована единая электронная библиотека МО РФ, военные

1 Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. К. Шойгу

2 Начальник Главного управления кадров МО РФ генерал-полковник В. П. Горемыкин

119

вузы перешли на обучение с применением электронных учебников, которые являются важной составляющей «Электронного вуза». Все они объединены в единый информационный образовательный ресурс, к которому, как и к Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина, электронному фонду диссертаций Российской национальной библиотеки и ведущим электронным библиотекам России, обеспечен доступ каждого военно-учебного заведения. Дальнейшее развитие ЦИОС направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военнослужащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках. ЦИОС вуза сегодня рассматривается как один из основных факторов, способствующих повышению качества и эффективности военного образования [1].

В многочисленных исследованиях по проблемам формирования ЦИОС вуза, реализации отдельных ее компонентов (А.Г. Абросимов, А.А. Андреев, С.Г. Григорьев, И.Г. Захарова, Э.Г. Скибицкий, Б.Е. Стариченко и др.) сформулированы цели создания ИОС, принципы ее построения и функционирования.

Различные аспекты формирования и развития ЦИОС военного вуза, теоретические основы и методологические аспекты организации обучения курсантов в условиях ЦИОС, представлены в исследованиях и публикациях С.С. Новиковой, Н.М. Игошиной, А.В. Белошицкого, Д.В. Мещерикова, В.Ю. Фалилеева и др.

Анализ данных исследований позволяет констатировать, что ЦИОС любого вуза формируется постепенно и ее построение требует выполнение целого ряда задач, основными из которых являются:

- создание инфраструктуры и разработка локальных регламентирующих документов, обеспечивающей работу и дальнейшего совершенствования среды;

- разработка и интеграция информационных ресурсов вуза;

- развитие научно-методической и психолого-педагогической деятельности в области современных ИКТ и применение их в образовательном процессе.

Выполненные исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации по вопросам формирования и функционирования ЦИОС, тем не менее, проблема совершенствования процесса обучения курсантов и личного состава военных вузов в условиях ЦИОС в полной мере не нашла своего решения.

В настоящее время завершается устранение недостатков, выявленных в ходе государственных испытаний специализированного программного обеспечения. Планом деятельности Министерства обороны РФ на 2019-2025 год предусмотрено оснащение военных учебных заведений специализированным программным обеспечением «Образование-МО».

Таким образом, Министерством обороны РФ разработаны нормативные документы, определяющие требования к ИОС военной образовательной организации и ее основные структурные компоненты, представленные на рисунке 1.

Снсюдеа

адицнистЕ^ерянин

Система военное пагиггнческсй рвбагы

/ Система методической

деятельности

Системах^ научтй де-чтелклости

Рис. 1. Основные структурные составляющие ЦИОС военной образовательной организации

Особое внимание уделено электронной библиотечной системе (ЭБС), которая представляет совокупность электронных библиотек и автоматизированных библиотечно-информационных систем военно-учебного заведения, учебно-методических комплексов, информационных и образовательных ресурсов, а также технических средств, обеспечивающих работу с ними, информационно-телекоммуникационных сетей и необходимого для их функционирования оборудования.

Структура ЭБС военного учебного заведения представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура ЭБС военного вуза

Технические средства для формирования ЭИОС, должны быть построены преимущественно на отечественной элементной базе и включать в себя:

- серверное оборудование;

- системы хранения данных;

- ПЭВМ (стационарные рабочие места, в том числе моноблоки);

- планшетные компьютеры;

- технические устройства тестирования;

- средства отображения информации (жидкокристаллические и плазменные панели, проекторы и другие устройства вывода информации для коллективного просмотра);

- интерактивные средства отображения (жидкокристаллические и плазменные панели, интерактивные доски и другие устройства вывода информации для коллективного просмотра, обеспечивающие внесение изменений в передаваемый на них контент);

- информационные терминалы (киоски);

- сенсорные панели;

- сканеры (библиотечные, индивидуальные);

- периферийные печатающие устройства (принтеры, многофункциональные устройства, плоттеры);

- источники бесперебойного питания;

- сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, патч-панели, кабельная система и др.).

Следует отметить, что все сегменты ИОС должны иметь различные классы защищенности и обеспечивать функционирование трех сегментов: открытого, конфиденциального и закрытого.

Несмотря на достаточную степень разработанности вопросов, связанных с созданием, эксплуатацией и модернизацией ИОС военных вузов, есть ряд проблемных вопросов, которые требуют решения [2, 3, 4, 5]. Эти проблемы можно разделить на две группы: программно-технические и научно-методические.

В рамках решения программно-технической проблемы стоящей перед военными вузами требуется:

- усовершенствование информационно-вычислительных сетей вузов, с целью увеличения пропускной способности;

- обеспечение учебных аудиторий, специализированных классов ПК в количестве, соответствующем численности групп обучающихся, планируемых к обучению в данных категориях помещений;

- обеспечение единовременного доступа к образовательным ресурсам в электронном читальном зале библиотеки и специализированных компьютерных классах;

- обеспечение учебных корпусов, кабинетов 1111С, специализированных аудиторий каналами передачи данных, коммутационным и сетевым оборудованием в количестве, необходимым для подключения 100% учебных аудиторий, с необходимым допуском к обработке информации, точками подключения к ЛВС средств отображения информации и информационных терминалов и (или) сенсорных панелей;

- привлечение компетентных специалистов по разработке и эксплуатации программно-аппаратных средств и систем ИОС;

- введение в штат отделения лаборатории вычислительной техники специалистов по работе с локальными вычислительными сетями, системных администраторов.

Авторами статьи разработан инновационный подход к цифровой трансформации бизнес-процессов, применимый в организациях различных форм собственности, в том числе и военных, на основе использования инструментальных программных средств (ИПС). Суть подхода заключается задействовании потенциала широко распространенного программного обеспечения (например, Microsoft Office) и достижения синергетического эффекта за счет специальных IT-технологий (надстройки, шаблоны), позволяющих существенно повысить эффективность работы предприятий без разработки и внедрения отдельных, дорогостоящих информационных систем.

Примером реализации данного подхода является программа Ассистент, разработанная при участии авторов [6]. Программа предназначена для автоматизации рутинной работы в офисах, учебных заведениях, в любых отраслях и сферах, где формируются текстовые документы, в том числе на основе использования баз данных в различных форматах (MS Excel, Access и др.).

Инновационность подхода заключается в следующих аспектах.

• Использование элементов тонкой настройки и управления данными, свойственные большим коммерческим системам (подключение к различным, в том числе множественным источникам данных, богатые возможности трансформации данных на основе использования технологии доступа к данным ADO и создания SQL-запросов, использование пространства функций табличного процессора MS Excel и т.д.).

• Использование технологий профилизации в процессе создания текстовой документации, наличие ряда типовых профилей нормативного обеспечения работы сотрудников и возможности создавать специфичные профили под конкретную организацию.

• Наличие технологии автоматизации работы с перечисляемыми объектам, создания ссылок и связей на типовые фрагменты контента.

• Единая архитектура на основе собственного фреймворка Юпитер (рис. 3) и возможность внедрения программного решения собственными силами предприятия-заказчика.

• Другие сервисные возможности, облегчающие повседневные задачи и оптимизирующие бизнес-процессы организации, а также бесплатность системы, наличие обучающего портала и поддержки разработчиков.

Рис. 3. Структура VBA-фреймворка Юпитер

Юпитер - это фреймворк с типовым набором процедур, функций и классов для быстрого развертывания приложений на базе программных продуктов, поддерживающих язык программирования Visual Basic for Applications. Юпитер имеет в своем составе как общие, так и специфичные модули для следующих программных продуктов:

- Word;

- Excel;

- Access;

- Autocad и др.

Общие модули работают во всех приложениях, поддерживающих язык программирования VBA, а специфические только в указанных выше.

Большинство процедур и функций фреймворка написаны на русском языке, что облегчает разработку и понимание для начинающих программистов.

Также имеется возможность транслитерации всех модулей в англоязычную версию, например для зарубежных заказчиков.

Более подробная информация по VBA-фремворку Юпитер находится в группе ВК Цифровизация + (https://vk.com/zifra plus), созданной авторами, в том числе видеоуроки с примерами создания приложений.

Структура цифровой экосистемы переподготовки и повышения квалификации личного состава вооружённых сил [7] представлена на рис. 4:

Ассистент (https://vk.com/zifra_plus) [6] - авторская разработка, с помощью которой формируется адаптивная система, позволяющая гибко настраивать бизнес-процессы (прием и выпуск слушателей, система бюджетирования и т.д.) и формировать типовые документы (договора, согласия на обработку персональных данных, финансовые отчеты, статистические отчеты ФРДО, 1-ПК, 1-ДОП и т.д.) на основе единой базы данных под требования конкретной организации.

Портал организации (интранет)

Журналы успеваемости и посещаемости (очное)

Отчетность

Заявки на обучение

1

ФРДО, 1-ПК, 1-ДО, ■ "^—финансы, контингентПМ

опобразование, Л Преподаватель,

Ассистент

ч'*

Электронные книги, Тесты (GIFT with medias)

. LearningApps.org Л-

Рис. 4. Типовая структура экосистемы дополнительного образования (ЭДО)

Ассистент позволяет выполнить связывание текстового процессора и табличного редактора/СУБД для формирования отчетной документации посредством полей с динамическим содержимым, поддерживающим трансформацию данных в процессе переноса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МооШе - система дистанционного обучения, которая может быть развернута в локальной сети организации, например, при отсутствии интернета (для во-

енной организации). С 7 октября 2020 года продукт Moodle СЭО 3КЬ (русская локализация) был зарегистрирован в Реестре российского программного обеспечения. Регистрационный номер ПО 7069, приказ Минкомсвязи России №515 от 06.10.2020 года.

1. Модули контроля и самоконтроля - система тестирования и множество автоматизированных шаблонов проверки результатов работы курсантов.

2. Отчетность - модуль для формирования отчетов в госструктуры (ФРДО, 1-ПК, 1-ДО и т.д.).

3. Ьрп^ - компонент для разработки контента (геймификация образования).

4. Ьеагш^АррБ - компонент-поставщик готовых материалов для системы МооШе.

Ключевое преимущество перед конкурентами - в организации остается привычный стиль работы. Существующие документы насыщаются цифровыми элементами с динамическим содержимым, что позволяет в 5-10 раз ускорить их формирование и повысить качество. Т.е. не нужно осваивать новую среду управления, типа 1С или Галактика, сокращаются затраты на обучение сотрудников. Это актуально также для кадровых, финансовых и прочих подразделений организаций.

Библиографический список

1. Методическая система обучения курсантов в условиях реализации информационно-образовательной среды военного вуза // Отчет о научно-исследовательской работе, ОАБИИ. Омск, 2019. 97 с.

2. Ковалев А. П. Моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды в военном вузе // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2013. №1. С. 145-149.

3. Новикова С. С. Информационная образовательная среда военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 24 с.

4. Омельченко В. И., Усольцева Л. А. Актуальные проблемы формирования информационной образовательной среды военного вуза // Информатизация образования: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск,

21-22 ноября 2016 г. ) / под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 103-105.

5. Усольцева Л. А., Омельченко В. И., Сливко С. В. О проблемах формирования информационно-образовательной среды военного вуза // Информационные технологии в военном управлении, образовании и науке: материалы научно-практической конференции (Рязань, 15 октября 2015 г.). Рязань: РВВДКУ, 2015. С. 509-514.

6. Ассистент: свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013612471 Российская Федерация / Р. С. Симак, Н. Ю. Симак. № 2013610311; заявл. 09.01.2013; опубл. 01.03.2013.

7. Экосистема дополнительного образования, модуль Учебные планы: свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2022663517 Российская Федерация / Р. С. Симак, Ю. Е. Зонненберг. № 2022662763; заявл. 07.07.2022; опубл. 15.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.