ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ1
DIGITAL LITERACY AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA
ПОЛУЧЕНО 27.01.2020 ОДОБРЕНО 29.01.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.04.2020 УДК 331.5 DOI 10.12737/2305-7807-2020-61-68
СВИСТУНОВ В.М.
Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
SVISTUNOV V.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
КОНОВАЛОВА В.Г.
Канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
KONOVALOVA V.G.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Personnel Management Department, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected] ЛОБАЧЕВ В.В.
Канд. экон. наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
LOBACHEV V.V.
Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу соответствия уровня цифровой грамотности населения современному состоянию развития цифровых технологий и перспективным тенденциям мирового и отечественного рынка труда. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что достигнутый уровень цифровой грамотности населения далеко не всегда отвечает уровню развития современных информационно-коммуникационных технологий. Такое положение дел порождает серьезные конфликты в системе взаимоотношений «человек — цифровая технология», снижающие общую результативность труда и эффективность применения современных технологий. В статье проведён содержательный анализ современного состояния и существующих проблем в достижении сотрудниками отечественных и зарубежных компаний требуемого уровня цифровой грамотности. На основе полученных результатов определены основные причины, повлиявшие на текущее состояние дел. Отмечены новые тренды рынка труда, формируемые как ответная реакция на все более активное проникновение цифровой экономики в социально-экономическую сферу общества. Определены основные проблемы в образовательной сфере, негативно влияющие на недостаточный уровень цифровой грамотности населения страны.
Ключевые слова: обучение, персонал, потенциал, рынок труда, цифровая грамотность, цифровые технологии. Abstract
The article is devoted to analysis of the compliance level of digital literacy of the modern state of development of digital technologies and promising trends in the global and domestic labour market. The relevance of the chosen problem is explained by the fact that the achieved level of digital literacy of the population does not always correspond to the level of development of modern information and communication technologies. This situation generates serious conflicts in the system of relations "man-digital technology", reducing the overall productivity and efficiency of modern technologies. The article provides a meaningful analysis of the current state and existing problems in achieving the required level of digital literacy by employees of domestic and foreign companies. On the basis of the results obtained, the main reasons that influenced the current state of Affairs were determined. New trends of the labor market, formed as a response to the increasingly active penetration of the digital economy in the socio-economic sphere of society, are noted. The main problems in the educational sphere that negatively affect the insufficient level of digital literacy of the country's population are identified.
Keywords: training, personnel, capacity, labor market, digital literacy, digital technologies.
1 Статья подготовлена по проекту № 1 «Анализ готовности российского общества к процессам цифровизации» в рамках договора пожертвования от 1 марта 2019 г. № 1154.
проблемы повышения уровня цифровой грамотности населения
Сегодня не вызывает сомнения первостепенная значимость процесса цифровизации для успеха как отдельно взятой организации или национальной экономики государства, так и для мировой экономики в целом. Изучению особенностей протекания данного процесса посвящено множество теоретических и прикладных исследований, для которых характерно порой неоднозначное использование категориального аппарата. Однако все авторы едины во мнении о необходимости концентрации усилий заинтересованных сторон и участников процесса цифровизации на том, чтобы работники обладали навыками, обеспечивающими им активное участие в сфере цифровой экономики и «цифровом обществе» в целом. Решение столь глобальных задач должно осуществляться, в первую очередь, на государственном уровне, поскольку это связано с развитием технического и интеллектуального потенциала образовательных учреждений, внедрением в них современных обучающих систем, позволяющих удовлетворять запросы работодателей на общие и специальные цифровые навыки у работников. Помимо производственной сферы, повышение уровня цифровой грамотности сегодня необходимо максимально большей части населения страны еще и потому, что информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) активно внедряются во все сферы нашей повседневной жизни.
Колоссальная активность и результативность, с точки зрения всестороннего влияния на социально-экономические устои общества, процессов цифровизации привела к глубокой трансформации понятия «профессия». В прошлом, в условиях реализации концепции «образование на всю жизнь», уровень знаний и умений, который формировался у человека после окончания специализированного учебного заведения и в процессе его профессиональных деятельности, был в достаточной степени стабильным и статичным. В современных условиях набор компетенций работника не только должен, но и постоянно изменяется. Все чаще наблюдается картина обязательной модификации профессиональных и личностных компетенций работника уровню технологических и организационных изменений, имеющих место в организации.
При этом нельзя не отметить два очевидных факта. Во-первых, компетенции отдельного работника превращаются в «динамические портфели», требующие постоянной актуализации, а он сам становится активным участником образовательной концепции — образование через всю жизнь. Во-вторых, все чаще работодатели отдают предпочтение работникам, которые обладают не столько профессиональными, сколько «надпрофессиональными компетенциями». Именно данный вид компетенций позволяет работнику быть максимально успешным, добиваться ожидаемых от него результатов труда.
Опыт так называемых «цифровых чемпионов» (компаний, в которых сотрудники демонстрируют уровень владения цифровыми навыками значительно выше среднего по рынку, причем весь персонал компании, включая менеджмент, а не только те сотрудники, чья работа связана с активным применением цифровых технологий) убедительно доказывает, что значительное количество сотрудников с развитыми цифровыми компетенциями на разных уровнях обеспечивает компаниям необходимые конкурентные преимущества [20].
К числу основных причин успеха «цифровых чемпионов», непосредственно связанному с уровнем развития цифровых компетенций, можно отнести следующие:
- готовность использовать более эффективные бизнес-модели, адекватные потребностям цифрового мира;
- способность значительно сократить время вывода на рынок товаров и услуг (благодаря использованию цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов);
- оптимизация структуры затрат (благодаря использованию технологических платформ);
- возможность обеспечить высокое качество цифровых продуктов (благодаря инвестициям в «цифровые таланты») ;
- высокий уровень качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг) существенным образом повышает уровень удовлетворенности конечных потребителей.
У большинства экспертов не вызывает сомнения факт, что уровень цифровой грамотности населения должен соответствовать не столько текущему, сколько перспективному уровню развития цифровых технологий в обществе. Только такое положение дел обеспечит решение масштабных задач внедрения и эффективного применения данных технологий в различных сферах общественной жизни. Результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными экспертами, показывают, что сегодня в развитых странах 90% профессий требуют определенного уровня цифровых навыков. Однако более трети рабочей силы обладает ограниченной способностью эффективного применения ИКТ в процессе труда.
К сожалению, сегодня в России наблюдается существенный дисбаланс в развитии цифровых навыков между различными возрастными группами. Так, молодое поколение (в возрасте до 25 лет) обладает более развитыми цифровыми навыками по сравнению с представителями других возрастных категорий (табл. 1).
При этом сложилась парадоксальная ситуация: значительное внимание и ресурсы направлены на развитие цифровой грамотности и навыков именно тех групп населения, — школьники, студенты и молодые специалисты, — которые и так уже наиболее осведомлены. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на сегодняшний день в образовательных учреждениях всех уровней доля обучающихся в возрасте до 35 лет составляет 96,7%. При этом бюджетом РФ в текущем году предусмотрены расходы на подготовку кадров для цифровой экономики в размере 10,5 млрд руб. На период 2020—2021 гг. на реализацию указанной цели в бюджете национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определена сумма в 13,3 млрд руб. Это говорит о том, что для молодежи в возрасте до 35 лет в стране имеются необходимые предпосылки для формирования надлежащего уровня цифровой грамотности.
Однако далеко не все молодые люди могут и хотят воспользоваться имеющимися возможностями. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Cooperation and Development) организовала и провела исследование ключевых компетенций взрослого населения (Program for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC). В процессе исследования было опрошено свыше 200 тыс. чел. в 35 странах (в том числе в России в проводимых опросах приняло участие — 5 тыс. чел.). По такой важной, с точки зрения имеющегося уровня цифровой грамотности, ключевой компетенции как «умение думать, самостоятельно решать задачи в технологически насыщенной среде» Россия оказалась на предпоследнем месте. Только 40% людей в возрасте от 16 до 24 лет и 10% в возрасте 55—65 лет способны демонстрировать устойчивое алгоритмическое мышление и могут грамотно использовать различные технические средства, решая поставленные перед ними задачи.
В 2018 году консалтинговая компания KMDA подготовила аналитический отчет «Цифровая трансформация в России 2018». В основу отчета положены результаты изучения мнений свыше 700 представителей более 300 российских компаний, ведущих бизнес в 15 различных отраслях. Основная
Таблица 1
Цифровые навыки населения по возрастным группам: 2018 (в процентах от общей численности населения соответствующей возрастной группы)
Показатели, характеризующие уровень цифровой грамотности и навыков Всего (15 лет и старше) В том числе по возрастным группам, лет
15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-74 75 и старше
Работа с текстовым редактором 41,1 69,0 54,0 50,3 43,1 28,0 12,3 2,4
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами 36,8 51,3 52,7 47,7 39,5 24,7 9,6 1,6
Копирование или перемещение папки или файла 34,5 59,7 48,1 43,4 35,5 20,5 7,4 1,4
Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами 31,1 53,0 47,1 39,3 29,3 17,2 6,3 0,9
Использование инструмента копирования и вставки в документе 22,4 39,8 31,8 28,5 22,7 12,5 3,8 0,7
Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов 21,2 43,2 33,6 25,0 17,2 9,8 3,5 0,6
Работа с электронными таблицами 20,8 41,3 28,3 25,8 21,2 11,3 2,5 0,4
Подключение и установка новых устройств 9.8 18 .1 16,3 12,0 8,4 4,4 1,3 0,4
Создание электронных презентаций с использованием специальных программ 8,2 27,3 10,1 7,8 6,0 2,7 0,6 0,2
Изменение параметров или настроек конфигурации программного обеспечения 2,7 5,0 5,2 3,1 2,1 0,9 0,2 0,03
Установка новой или переустановка операционной системы 2,7 4,7 5,2 3,1 2,1 0,8 0,3 0,1
Самостоятельное написание программного обеспечения 1,1 2,4 2,1 1,2 0,7 0,3 0,1 0,02
Источник: [11]
цель опроса — оценка общего уровня квалификации сотрудников компаний в области цифровой трансформации. Особое внимание было уделено: пониманию сотрудниками сути процесса трансформации экономики и бизнеса, происходящего под влиянием внедряемых ИКТ; умению пользоваться «большими данными» (Big Date), знанию основ практического применения цифровых технологий, в первую очередь, при выполнении своих должностных обязанностей. Полученные результаты являются подтверждением того, что большая часть опрошенных работодателей или их представителей (22%) оценили «цифровую квалификацию» своего персонала на 6 из 10, меньшая часть (5%) — на 10 из 10. Основная часть оценок оказалась в диапазоне от 1 до 5, что указывает на существующие сомнения в наличии необходимых цифровых компетенций у сотрудников компании. В числе главных препятствий для успешной цифровой трансформации значительное большинство опрошенных представителей российских компаний выделили недостаточные цифровые компетенции и знания сотрудников (64,1%) [12].
По данным аналогичного исследования, проведенного в 2017 г. Техническим университетом Мюнхена совместно с SAP и IDT, только 15% специалистов полагают, что обладают навыками, необходимыми для внедрения цифровых процессов, в то время как 64% считают, что не владеют подобными компетенциями [7].
Представленные результаты проведенных исследований являются подтверждением того, что у большей части населения, как в России, так и за рубежом, наличие и развитие навыков применения ИКТ отстает от темпов цифровизации. В этой связи проблема повышения уровня цифровой грамотности населения России, особенно в профессиональной среде, представляется особенно актуальной сегодня. Чем в большей степени сотрудники компании владеют знаниями, умениями и навыками практического использования современных цифровых технологий, тем в большей степени они адаптированы к происходящим техническим, технологическим и организационным изменениям, тем выше их желание и способность обучаться, осваивать и применять новые технологии.
современные модели цифровой грамотности населения
Цифровая грамотность (digital fluency) предполагает способность человека: - уверенно применять ИКТ-инструментарий и в повседневной жизни, и в рабочем процессе;
- не только собирать, агрегировать, но и анализировать информацию, характеризующую состояние как внешней, так и внутренней среды жизнедеятельности, предоставленной разными источниками;
- проводить всестороннюю оценку достоверности и актуальности имеющихся или полученных данных, формируя и применяя как общепринятые, так и самостоятельно сформированные критерии;
- осуществлять поиск необходимой и качественной (достоверной, актуальной) информации не только в хорошо знакомых областях знаний, но и в рамках нового для себя информационного контекста.
Такой особый, «надпрофессиональный» характер цифровой грамотности сегодня необходим практически каждому человеку вне зависимости от рода его профессиональной деятельности, возраста, социального положения. Именно он не только формирует, но и определяет уровень информационной культуры современного человека [10, 13].
Цифровая грамотность рассматривается как одна из областей цифрового интеллекта (Digital Intelligence (DI)) [1], который характеризуется набором социальных, эмоциональных и познавательных способностей, позволяющих людям противостоять современным технологическим вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни. Другими словами, цифровая грамотность — это способность сотрудника не только находить, оценивать, использовать и делиться с другими сотрудниками необходимыми в процессе работы актуальными, качественными, доступными и надежными, с точки зрения безопасности, информационными ресурсами и (или) инструментами, но и создавать новые информационные ресурсы и инструменты. Такими способностями, как правило, обладают сотрудники, являющиеся носителями алгоритмического мышления или системы мыслительных приемов, обеспечивающих нахождение решения проблемы за конечное число предварительно сформулированных шагов (итераций). При этом используемые итерации могут представлять собой алгоритм, ранее разработанный другим лицом, либо алгоритм, непосредственно разработанный сотрудником. Наличие алгоритмического мышления помогает сотруднику не только находить необходимую для решения конкретной проблемы информацию, но и моделировать процесс решения, отказываясь от заведомо неэффективных вариантов решения.
Основу цифровой грамотности составляют «цифровые компетенции» (digital competencies), означающие способность человека решать различные задачи в области применения ИКТ (в том числе создание и использование контента, поиск и об-
мен информацией, коммуницирование, компьютерное программирование и пр.) [18].
В отчете «Digital skills for life and work», опубликованном в 2017 году Комиссией по широкополосной связи в интересах устойчивого развития (Broadband Commission for Sustainable Development) «Digital skills for life and work» выделены три группы важнейших цифровых навыков (табл. 2).
Таблица 2
Важнейшие цифровые навыки «Digital skills for life and work»
В соответствии с формирующейся в ЕС классификацией выделяются три основные категории цифровых компетенций (навыков), с помощью которых можно охарактеризовать достигнутый человеком уровень цифровой грамотности: цифровая компетенция (базовая), специальные цифровые навыки для конкретных профессий, цифровые навыки для специалистов ИКТ.
Цифровая компетенция (базовая) рассматривается как совокупность базовых цифровых навыков, обеспечивающих профессионально не подготовленному человеку реализацию следующих возможностей: эффективная работа с большими объемами информации и данных; надежная постоянная онлайн-коммуникация и взаимодействие; создание требуемого индивидуального цифрового контента; использование современных вычислительных средств и средств мобильной связи для сбора, обработки, хранения и передачи информации; поддержание коммуникации с пользователями общедоступных и тематических виртуальных сетей; уверенное и разборчивое использование сети Интернет. Таким образом, цифровая компетенция есть ничто иное, как способность отдельно взятого человека:
- уверенно применять цифровые навыки (знания и установки), полученные в процессе обучения или самостоятельного освоения, применительно к отдельно взятому контексту, например, в образовании;
- критически осмысливать имеющиеся цифровые навыки в процессе их практического применения, создавая необходимые условия для расширения областей их возможного использования.
Специальные цифровые навыки для конкретных профессий являются наборами конкретных профессиональных цифровых навыков, обладателями которых должны стать работники, чья деятельность непосредственно связана как с эксплуатацией, так и обслуживанием цифровых инструментов. К их числу следует отнести, например, 3D-принтеры, специализированное программное обеспечение систем автоматизированного проектирования, роботов и др.
Цифровые навыки для специалистов ИКТ представляют собой ряд узкоспециализированных цифровых навыков, которыми специалист должен владеть на максимально достижимом профессиональном уровне, позволяющем ему решать, как стандартные, так и нестандартные задачи высокого уровня сложности в различных сферах ИКТ
Статистическим институтом ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics — UIS) на основе сравнительного анализа более 40 систем оценки уровня цифровой грамотности, используемых странами с различным уровнем доходов, а также на региональном и международном уровнях предложена модель (глобальная рамка) измерения цифровой грамотности (Global Framework to Measure Digital Literacy), представленная в табл. 3.
Рассмотренные модели цифровых компетенций в настоящее время уже применяются в 21 стране Евросоюза, являясь основой для разработки политики обучения людей в условиях развития цифровой экономики и оценки готовности целевой группы к использованию ИКТ
Заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова Сухомлин В.А. выделяет пять видов актуальных навыков (компетенций) использования современных информационных технологий (IT): общие IT-навыки, профессиональные IT-навыки, проблемно-ориентированные IT-навыки, комплементарные IT-навыки (complementary skills), навыки использования сервисов цифровой экономики (табл. 4).
В соответствии с методикой оценки индекса цифровой грамотности населения Российской Федерации, которую ежегодно проводит Региональный общественный центр Интернет технологий (РОЦИТ) [4], цифровая грамотность включает в себя три элемента — цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность, каждый из которых также состоит из ряда элементов.
Уровень цифрового потребления позволяет оценить: степень охвата населения страны фиксированным и мобильным Интернетом; наличие в личном пользовании граждан цифровых устройств индивидуального и коллективного пользования; число зарегистрированных в конкретном регионе интернет-СМИ в расчете на душу населения; активность использования социальных сетей, цифровых государственных услуг и др.
Уровень цифровых компетенций дает оценку компетентности населения в поиске информации в сети Интернет, использования мобильных средств коммуникации и социальных сетей, осуществления финансовых операций и приобретения товаров и услуг с помощью средств Интернет, критическом восприятии информации, проверке ее достоверности; производстве мультимедийного контента для сети Интернет.
Уровень цифровой безопасности отражает наличие у граждан общих и профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих защиту персональных данных и позволяющих вести борьбу с угрозами целостности информации и компьютерными вирусами. Показатель формируется с учетом отношения граждан к применению «пиратского» ПО и медийного контента, культуры взаимодействия в социальных сетях и соблюдения этических норм при размещении цифрового контента.
№ п/п Группы важнейших цифровых навыков Характеристика важнейших цифровых навыков
1. Базовые функциональные навыки Обеспечивают получение доступа и начало работы в цифровыми технологиями («общение» с используемыми техническими устройствами, вход в Интернет, нахождение необходимой информации и информационных ресурсов в Интернет, выбор нужных настроек сервисов и устройств, работа с файлами, понимание визуальных «подсказок», использование приложений и пользовательского контента и т.д.))
2 . Стандартные цифровые навыки Обеспечивают осмысленное использование цифровых технологий (создание цифрового контента — тексты и изображения; решение возникающих проблем с помощью цифровых инструментов; работа с данными — оценка, организация хранения и защита; использование онлайн-приложений, финансовых сервисов, социальных сетей, порталов госуслуг; защита персональных технических устройств от вирусов и т.д.)
3 . «Продвинутые» навыки Обеспечивают расширенное использование цифровых технологий (знания и навыки профессионального использования ИКТ — программирование, разработка приложений, администрирование сетей, аналитика данных и др . — получаемые в результате специального образования, самообразования или практики)
Составлено авторами на основе [2, 8]
Таблица 3
Уровни цифровых навыков, выделяемые в модели измерения цифровой грамотности Global Framework to Measure Digital Literacy (UIS UNESCO)
№ п/п Уровни цифровых навыков Характеристика уровней цифровых навыков
1. Уровень 0 . Основы аппаратного и программного обеспечения 0.1 Базовые знания об оборудовании (включение/выключение и зарядка; запирающие и блокирующие устройства) 0.2 Базовые знания о программном обеспечении (управление учетными записями пользователей и паролями; вход в систему и настройка конфиденциальности и т. д .)
2 . Уровень 1. Информационная грамотность и работа с данными 1.1 Просмотр, поиск и фильтрация данных, информации и цифрового контента. 1.2 Оценка данных, информации и цифрового контента . 1.3 Управление данными, информацией и цифровым контентом
3 . Уровень 2 . Коммуникация и сотрудничество 2 .1 Взаимодействие посредством цифровых технологий. 2 . 2 Обмен посредством цифровых технологий . 23 Гражданское участие посредством цифровых технологий . 2 .4 Сотрудничество с использованием цифровых технологий. 25 Этикет в сети. 2 . 6 Управление своей цифровой идентичностью
4. Уровень 3 . Создание цифрового контента 3 .1 Создание и развитие цифрового контента . 3 .2 Интеграция и переработка цифрового контента . 3 . 3 Авторские права и лицензии. 3 .4 Программирование
5 . Уровень 4. Безопасность 4 .1 Защита устройства . 4.2 Защита персональных данных и обеспечение конфиденциальности . 4.3 Защита здоровья и благополучия . 4.4 Защита окружающей среды
6. Уровень 5 . Решение проблем 5 .1 Решение технических проблем . 5 . 2 Определение потребностей и технологических решений . 5 . 3 Креативное применение цифровых технологий . 5 .4 Определение пробелов в цифровой компетентности
7. Уровень 6. Профессиональные компетенции б. Карьерные компетенции (знания и навыки, необходимые для работы со специализированным оборудованием/программным обеспечением в конкретной области)
Составлено авторами на основе [3]
Таблица 4
Актуальные цифровые навыки, предложенные Сухомлиным В.А.
№ п/п Уровни цифровых навыков Характеристика уровней цифровых навыков
1. Общие IT-навыки Позволяют работникам самого широкого спектра профессий использовать 1Т в своей повседневной работе (поиск информации в Интернете, использование офисного ПО, средств для статистического анализа данных, формирования и производства документации и т.п.)
2 . Профессиональные IT-навыки Необходимы специалистам в области 1Т и их приложений для производства продуктов, услуг и ресурсов в сфере 1Т (навыки системного проектирования, программирования, разработки приложений, управления данными и сетями, разработки систем электронной коммерции, облачных хранилищ данных, и т.п.)
3 . Проблемно-ориентированные IT-навыки Необходимы специалистам, разрабатывающим и использующим специализированные платформы, приложения, пакеты программ, системы автоматизированного проектирования, В1М-платформы, ГИСы, фреймворки для решения задач биоинформатики и пр.
4. Комплементарные IT-навыки (complementary skills) Позволяют использовать возможности экосистемы для выполнения новых задач, связанных с применением 1Т на рабочем месте (использование социальных сетей для коммуникации с коллегами и клиентами, продвижение бренда продуктов на платформах электронной коммерции, анализ больших данных, бизнес-планирование и т.п .)
5 . Навыки использования сервисов цифровой экономики Позволяют применять различные полезные сервисы и процессы, реализуемые на основе инфраструктуры Интернета Вещей и функциональных компонент цифровой экономики (службы облачных хранилищ информационных ресурсов и управления ими, автоматизация выполнения процессов логистики, использование возможностей технологий 5G, управление малым бизнесом и управление его трансформацией и т.п .)
Источник: [18]
Иными словами, цифровое потребление дает возможность оценить умение россиян пользоваться услугами сети Интернет в процессе работы и в быту, наличие цифровых компетенций — навыков эффективного применения ИКТ и знание основ цифровой безопасности. Динамика индексов цифровой грамотности представлена в табл. 5.
Анализируя тренды изменения цифровой грамотности, эксперты РОЦИТ отмечают развитие инфраструктуры и вовлеченности россиян в информационные процессы, рост и расширение спектра цифровых компетенций. За последние 4 года отмечен значительный рост в использовании населением России систем поиска информации, финансовых онлайн-сервисов, а также электронных государственных услуг (в 2015 году 38,9% россиян ежедневно применяли поисковые системы, а в 2018 году этот показатель достиг
Таблица 5
Динамика индексов/субиндексов цифровой грамотности населения Российской Федерации 2015-2018 гг.
Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Индекс цифровой грамотности 4,79 5,42 5,99 4,52
Субиндексы:
Цифровые компетенции 4,48 5,27 6,48 5,44
Цифровое потребление 5,17 5,49 5,35 4,49
Цифровая безопасность 4,86 5,57 5,43 3,29
Источник: [4]
уровня 49,7%). Более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, растет уровень критического
мышления, развитие компетенций обостряет для пользователей проблему информационной безопасности.
Прогнозируется, что в процессе цифровой трансформации экономики будет ускоренными темпами расти спрос на IT-навыки (как профессиональные, так и общие). Значительно вырастет спрос у непрофессионалов в IT-сфере на базовые IT-навыки. Развитие комплементарных IT-навыков способствует повышению технологичности выполнения работы в контексте цифровой экономики.
Компанией McKinsey в 2018 году было проведено исследование, получившее название «Смена навыков: автоматизация и будущее рабочей силы» («Skill Shift: automation and the future of the workforce»). Один из основных выводов, сделанных экспертами компании, гласит, что в недалеком будущем наряду с сохранением высокого спроса на технологические навыки (в том числе числе программирование), максимально востребованными будут навыки не свойственные машинам — способности работать в команде, руководить другими, вести переговоры и сопереживать [6].
Схожие результаты получены в ходе опроса руководителей крупнейших компаний мира, проведенного PwC. В данном случае среди наиболее актуальных компетенций наиболее часто назывались следующие: решение проблемных вопросов, гибкость, умение договариваться, лидерские качества, креативность и новаторство [9].
Резюмируя мнение отечественных и зарубежных представителей бизнеса и специалистов, следует отметить, что все чаще и настойчивее эксперты, называя компетенции, необходимые работникам в условиях цифровой экономики, делают акцент на развитии комплекса навыков, обеспечивающих установление сотрудничества и взаимодействия в цифровой среде в отличие от узко понимаемой цифровой грамотности [14].
цифровая грамотность населения и образовательная практика: как преодолеть разрыв
В нашей стране за формирование основ цифровой грамотности, овладение общими навыками применения ИКТ в различных сферах жизни человека отвечают средние специальные учебные заведения (школы, колледжи, гимназии и т.п.). Нельзя не отметить возрастающий вклад семьи и социальной среды в решение данной задачи. Организационно обучение профессиональным навыкам в области использования ИКТ осуществляют: вузы в соответствии с утвержденными учебными планами по соответствующим направлениям подготовки и образовательным программам; специальные учебные заведения; корпоративные системы обучения; национальные службы занятости министерства труда, благотворительные (некоммерческие) организации. Со стороны государства координацию работ по овладению населения цифровой грамотностью осуществляют: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство науки и высшего образования РФ; на местах — государственные органы управления и органы местного самоуправления.
В условиях динамичной смены технологий, активного проникновения цифровых технологий практически во все сферы жизни человека, все острее ощущается существенная нехватка трудовых ресурсов с необходимыми цифровыми компетенциями. В настоящее время российские вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. ИТ-специалистов, из которых лишь 15% готовы к немедленному трудоустройству. Средний срок адаптации выпускника на рабочем месте составляет от 0,5 до 1 года [15].
В качестве основных причин сегодняшнего положения можно выделить:
- слабую заинтересованность самих работников, не связывающих свой доход с достигнутым уровнем цифровой грамотности и навыков (по данным KPMG, без особых требований со стороны работодателей значительная часть работников предпочла бы не проходить переобучение/повышение квалификации для развития цифровых навыков; более того, большинство работников безразлично либо негативно относится к обучению, даже если корпоративные программы обучения цифровым навыкам уже реализуются компанией);
- недостаточную активность бизнеса по развитию цифровых компетенций у своих сотрудников и недостаточное инвестирование для обеспечения необходимого уровня обучения.
Практика показывает, что большинство руководителей не выделяют надлежащего объема финансирования, не обеспечивают должную информированность и уровень осведомленности сотрудников о «цифровых» изменениях бизнеса с тем, чтобы они их приняли без сопротивления [17]. Опросы подтверждают, что большинство топ-менеджеров отдают приоритет инвестициям в технологии, а не в персонал: 68% из них отметили, что больше вкладывают в приобретение новых технологий, а 32% — в развитие навыков своих сотрудников [19].
Если руководители компаний намерены инвестировать в повышение квалификации персонала, они должны оказать стратегическую поддержку и выделить достаточные ресурсы для обучения и развития своих сотрудников. Необходимо обеспечить эффективное управление процессом обучения и развития, чтобы инициативы по повышению квалификации не были разрозненными, и чтобы ресурсы и инвестиции были сфокусированы на тех сферах, в которых они будут иметь наибольший эффект.
В этих условиях особенно важным представляется понимание того, что не только учебные заведения и компании, но и сами люди должны вносить свой вклад в развитие цифровых навыков, формирование ответственного отношения к применению ИКТ, знание цифровых прав и обязанностей, а также «этикета» сетевого общения. Между тем, как показал опрос 5600 руководителей глобальных компаний по теме развития навыков, проведенный компанией IBM, только 39% опрошенных считают, что сами сотрудники должны заниматься развитием и поддержанием своих профессиональных навыков [5].
Новые «вызовы времени», связанные с цифровизацией бизнес-процессов в компаниях, показывают, что 56% их руководителей планируют обеспечить повышение квалификации до 50% своих сотрудников в области новых цифровых технологий в течение трех лет, и 44% руководителей за этот период хотят переобучить более половины работающих. Такая тенденция — не какая-то «дань моде», это — объективная необходимость, от реализации которой во многом зависит успех бизнеса. Так, руководители компаний, которые считают, что умение действовать в этом деле «гибко» является новой валютой бизнеса, а чрезмерная медлительность грозит банкротством (мнение 67% в 2019 году, и 59% — в 2018 году).
В России серьезной проблемой является инертность системы формального образования и дефицит специалистов, способных обучать актуальным навыкам в сфере цифровых технологий. Современная система цифрового обучения применяет форматы, разработанные до развития и широкого распространения средств мобильной связи и по этой причине большинство из них слабо адаптированы к применению на мобильных устройствах (или не адаптированы вовсе). К числу других, не менее важных причин, снижающих уровень овладения обучающимися как общими, так и профес-
сиональными навыками в области использования цифровых технологий следует отнести:
- консерватизм академической среды, нежелание менять что-то в своей деятельности и жизни со стороны педагогов;
- нехватка подготовленных кадров, что приводит к неудовлетворенной потребности в быстром и непрерывном развитии компетенций со стороны преподавателей и специалистов в области технологизации образования;
- отсутствие у большинства учебных заведений необходимого объема финансовых средств, для создания и постоянного развития надлежащей «цифровой образовательной среды»;
- низкий уровень самоорганизации обучающихся, растущее нежелание студентов получать устойчивые профессиональные знания в образовательном учреждении;
- отсутствие механизмов надлежащей оплаты труда преподавателей, использующих в учебном процессе цифровые технологии и инструменты и пр.
Одной из важнейших задач в области образования является необходимость регулярного обновления знаний и навыков преподавательским составом образовательных учреждений из-за «устаревания» этих знаний по причине быстрых изменений в современных технологиях. Решение данной задачи возможно только в плоскости поддержания образовательными организациями актуальности образовательных программ, регулярном обновлении учебных дисциплин и курсов в соответствии с изменяющимися требованиями образовательной среды. Развитие информационных технологий требует от профессорско-преподавательского состава любой квалификации умения применять различные ИКТ и технико-технологические средства с тем, чтобы передать эти знания и навыки обучающимся.
Резюмируя проанализированные проблемы овладения населением страны как общими, так и профессиональными цифровыми знаниями и навыками следует сделать вывод, что важнейшим условием повышения эффективности образования в ходе цифровой трансформации является построение адаптивной образовательной системы, адекватно и своевременно отвечающей на технико-технологические изменения, происходящие в цифровой среде. Основными участниками данной адаптивной образовательной системы должны стать государственные и частные образовательные организации, представители бизнеса и иных работодателей, отраслевые группы и профессиональные сообщества. При этом основной задачей указанной системы должно стать создание необходимых условий и возможностей для самого широкого круга населения страны, в получении устойчивых и актуальных общих и профессиональных цифровых знаний и навыков, на основе сочетания различных форматов и технологий обучения, реализации индивидуальных (персонализированных) траекторий обучения с учетом конкретных потребностей отдельных индивидов — получателей услуги [16].
литература
1. DQ Global Standards Report 2019. Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. — URL: https://www. dqinstitute.org/wp-content/uploads/2019/10DQGlobalStand ards Report2019.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
2. Digital skills for life and work. — URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_ 259013e.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
3. A Global Framework to Measure Digital Literacy. — URL: http://uis.unesco.org/en/blog/global-framework-measure-digital-literacy (дата обращения: 03.12.2019).
4. Цифровая грамотность. Проект Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий». — URL: http: //xn- -80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p 1 ai/mindex/ program (дата обращения: 13.12.2019).
5. IBM Institute for Business Value — «Facing the storm. Navigating the global skills crisis», 2016. — URL: https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/skillsstorm/ (дата обращения: 03.12.2019).
6. Skill Shift automation and the future of the workforce. — URL: https://www.mckinsey.com/de/~/media/McKinsey/Locations/ Europe%20and%20Middle%20East/Deutschland/News/ Presse/2018/2018-05-24/Studienreport_MGI_Skill%20Shift_ Automation%20and %20future%20of%20the%20workforce_ May%202018.ashx (дата обращения: 03.12.2019).
7. Skills for Digital Transformation. — URL: https://www.i17. in.tum.de/uploads/ media/IDT-Survey_Report_2017_final. pdf (дата обращения: 03.12.2019).
8. UNESCO — «Working Group on Education: Digital skills for life and work», 2017. — URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0025/002590/259013e.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
9. 20-й Ежегодный Опрос Руководителей крупнейших компаний мира PwC. — URL: http://www.pwc.com/talentchallenge (дата обращения: 03.12.2019).
10. Василенко Н.В., Вахитова Л.Р. Адаптации к цифровой среде жизнедеятельности: формирование цифровых навыков // В книге: Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. — 660 с.
11. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гох-берг и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 248 с.
12. Исследование «Быть гибким — значит быть устойчивым (2019 Global CEO Outlook)» // KPMG International. — URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/07/kpmg-global-ceo-outlook-2019.html (дата обращения: 03.12.2019).
13. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. — М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. — 300 с.
14. Коновалова В.Г. Компетенции для цифровой экономики: чему учить и чему учиться в ближайшем будущем // Материалы II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин». Том 1. — М.: Издательство ГУУ,
2018. — С. 127-134.
15. РАЭК. Экономика Рунета // Цифровая экономика России 2017. — URL: http://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet. pdf (дата обращения: 03.12.2019).
16. Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Исследование проблемы дефицита специалистов с комплексными цифровыми навыками // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 4. — С. 1147-1164.
17. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. —
2019. — № 3 (42). — С. 5-14.
18. Сухомлин В.А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека [Open system of IT-education as a tool for the formation of digital skills] // Стратегические приоритеты. — 2017. — № 1(13). — С. 70-81.
19. Цифровая трансформация в России. — URL: https://drive. google.com/file/d/1k9SpULwBFt_kwGyrw08F0ELI49 nipFUw/view (дата обращения: 03.12.2019).
20. «Цифровые чемпионы». Глобальное исследование цифровых операций в 2018 г. — URL: https://www.pwc.ru/ru/iot/ digital-champions.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
references
1. DQ Global Standards Report 2019. Common Framework for Digital Literacy, Skills and Readiness. Available at: https:// www.dqinstitute.org/wp-content/uploads/2019/10DQGlobal Standards Report2019.pdf (accessed 03 December 2019).
2. Digital skills for life and work. Available at: http://d-russia.ru/ wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf (accessed 03 December 2019).
3. A Global Framework to Measure Digital Literacy. Available at: http://uis.unesco.org/en/blog/global-framework-measure-digital-literacy (accessed 03 December 2019).
4. Cifrovaya gramotnost'. Proekt Regional'noj obshchestvennoj orga-nizacii «Centr internet-tekhnologij» [Digital literacy. The project of the Regional Public Organization "Center for Internet Technologies"]. Available at: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb. xn--p1ai/mindex/program (accessed 03 December 2019).
5. IBM Institute for Business Value — «Facing the storm. Navigating the global skills crisis», 2016. Available at: https://www-935.ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/skillsstorm/ (accessed 03 December 2019).
6. Skill Shift automation and the future of the workforce. Available at: https://www.mckinsey.com/de/~/media/McKinsey/Loca-tions/Europe%20and%20Middle%20East/Deutschland/News/ Presse/2018/2018-05-24/Studienreport_MGI_Skill%20Shift_ Automation%20and %20future%20of%20the%20workforce_ May%202018.ashx (accessed 03 December 2019).
7. Skills for Digital Transformation [Skills for Digital Transformation]. Available at: https://www.i17.in.tum.de/uploads/ media/ IDT-Survey_Report_2017_final.pdf (accessed 03 December 2019).
8. UNESCO — «Working Group on Education: Digital skills for life and work», 2017 [UNESCO — "Working Group on Education: Digital skills for life and work", 2017]. Available at: http://un-esdoc.unesco.org/images/0025/002590/259013e.pdf (accessed 03 December 2019).
9. 20-j Ezhegodnyj Opros Rukovoditelej krupnejshih kompanij mira PwC [The 20th Annual Survey of the CEOs of the largest companies in the world PwC]. Available at: http://www.pwc.com/ talentchallenge (accessed 03 December 2019).
10. Vasilenko N.V., Vahitova L.R. Adaptacii k cifrovoj srede zhizne-deyatel'nosti: formirovanie cifrovyh navykov [Adaptations to the digital environment of life: the formation of digital skills]. Formirovanie cifrovoj ekonomiki ipromyshlennosti: novye vyzovy [Formation of the digital economy and industry: new challenges]. St. Petersburg: Politekhn. un-t Publ., 2018. 660 p.
11. Indikatory cifrovoj ekonomiki: 2019: statisticheskij sbornik [Indicators of the digital economy: 2019: statistical compilation]. Nacionalnyi issledovatelskii univercitet «Vysshaya shkola eko-
nomiki» [National Research University Higher School of Economics]. Moscow: NIU VShE Publ., 2019. 248 p.
12. Issledovanie «Byt' gibkim — znachit byt' ustojchivym (2019 Global CEO Outlook)» [The study "To be flexible means to be sustainable (2019 Global CEO Outlook)"]. KPMG International [KPMG International.]. Available at: https://home.kpmg/ru/ ru/home/insights/ 2019/07/kpmg-global-ceo-outlook-2019. html (accessed 03 December 2019).
13. Kolin K.K., Ursul A.D. Informaciya i kul'tura. Vvedenie v infor-macionnuyu kul'turologiyu [Information and culture. Introduction to information cultural studies]. Moscow: «Strategicheskie prioritety» Publ., 2015. 300 p.
14. Konovalova V.G. Kompetencii dlya cifrovoj ekonomiki: chemu uchit' i chemu uchit'sya v blizhajshem budushchem [Competencies for the digital economy: what to teach and what to learn in the near future]. Materialy IIMezhdunarodnogo nauchnogo fo-ruma «Shag v budushchee: iskusstvennyj intellekt i cifrovaya eko-nomika. Revolyuciya v upravlenii: novaya cifrovaya ekonomika ili novyj mir mashin» [Materials of the II International Scientific Forum "Step into the Future: Artificial Intelligence and the Digital Economy. A revolution in management: a new digital economy or a new world of machines"]. Moscow: GUU Publ., 2018, V. 1, pp. 127-134.
15. RAEK. Ekonomika Runeta [RAEC. Runet Economy]. Cifrovaya ekonomika Rossii 2017 [Digital Economy of Russia 2017]. Available at: http://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet.pdf (accessed 03 December 2019).
16. Sineva N.L., Vagin D.Yu., Islamova G.I. Issledovanie problemy deficita specialistov s kompleksnymi cifrovymi navykami [Investigation of the problem of the shortage of specialists with complex digital skills]. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki [Actual problems of the modern economy]. 2019, I. 4, pp. 1147-1164.
17. Svistunov V.M., Kuzina G.P., Lobachev V.V. Uroven' doveriya v organizacii kak faktor povysheniya effektivnosti vnedreniya novyh tekhnologij menedzhmenta [The level of trust in the organization as a factor in increasing the efficiency of introducing new management technologies]. Upravleniepersonalom i intellek-tual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2019, I. 3 (42), pp. 5-14.
18. Suhomlin V.A. Otkrytaya sistema IT-obrazovaniya kak instrument formirovaniya cifrovyh navykov cheloveka [Open system of IT-education as a tool for the formation of digital skills]. Strategicheskie prioritety [Strategic priorities]. 2017, I. 1(13), pp. 70-81.
19. Cifrovaya transformaciya v Rossii [Digital transformation in Russia]. Available at: https://drive.google.com/file/d/ 1k9SpULwBFt_kwGyrw08F0ELI49nipFUw/view (accessed 03 December 2019).
20. «Cifrovye chempiony». Global'noe issledovanie cifrovyh operacij v 2018g. ["Digital champions." Global survey of digital operations in 2018]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/iot/digital-champions.pdf (accessed 03 December 2019).