СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО РЫНКОВ ТРУДА1
MODERN FEATURES OF THE TRANSFORMATION OF THE WORLD AND RUSSIAN LABOR MARKETS
ПОЛУЧЕНО 20.12.2019 ОДОБРЕНО 12.01.2020 ОПУБЛИКОВАНО 28.02.2020 УДК 331.5 DOI 10.12737/2305-7807-2020-5-12
СВИСТУНОВ В.М.
Д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом,
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
SVISTUNOV V.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow
e-mail: svistunov@guu .ru
КОНОВАЛОВА В.Г.
Канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом,
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
KONOVALOVA V.G.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Personnel Management Department, State University of Management, Moscow
e-mail: konovalova_v@mail .ru
Ш ЛОБАЧЕВ B.B.
Канд. экон. наук, профессор, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
LOBACHEV V.V.
Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow
e-mail: vvl310@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена оценке влияния современных цифровых технологий на состояние мирового и российского рынка труда. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что достигнутый уровень цифрового развития общества оказывает существенное влияние на размеры рынков труда, квалификационный состав работающих, востребованность тех или иных профессий. В статье приведены результаты анализа влияния цифровых технологий на рост ВВП России, отражен вклад отдельных факторов роста в добавленную стоимость различных секторов экономики РФ, включая отраслевой аспект, приведена динамика внедрения цифровых технологий по регионам страны. Изложены результаты исследований, характеризующие новые тренды рынка труда, формируемые как ответная реакция на все более активное проникновение цифровой экономики в социально-экономическую сферу общества.
Ключевые слова: рынок труда, цифровые технологии, занятость населения, новые тренды рынка труда.
Abstract
The article is devoted to the assessment of the impact of modern digital technologies on the world and Russian labor market. The relevance of the chosen problem is explained by the fact that the achieved level of digital development of society has a significant impact on the size of labor markets, the qualification composition of workers, the demand for certain professions. The article presents the results of the analysis of the impact of digital technology on the growth of Russia's GDP, the contribution of individual factors of growth in value added of different sectors of the economy, including the sectoral dimension, the dynamics of digital technologies across regions of the country. The article presents the results of studies characterizing new trends in the labor market, formed as a response to the increasingly active penetration of the digital economy in the socio-economic sphere of society.
Keywords: labor market; digital technologies; employment, new labor market trends.
1 Статья подготовлена по проекту № 1 «Анализ готовности российского общества к процессам цифровизации» в рамках договора пожертвования от 01 марта 2019 г. № 1154.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ
Развитие экономики знаний и процессы, сопровождающие повсеместное внедрение цифровых технологий, являются предвестниками неизбежной трансформации всех без исключения секторов экономики. Важным результатом происходящего, по мнению большинства экспертов, станет невиданная до сих пор по своим масштабам трансформация рынка труда. Среди основных направлений данного процесса можно выделить следующие.
1. Сокращение производственной сферы, сопровождающееся ростом занятости в сфере услуг.
2. Активизация процессов глобализации и распространение фриланса.
3. Существенная корректировка квалификационных требований для большинства «традиционных» для современной экономики профессий.
4. Значительное сокращение или полное исчезновение некоторых «традиционных» профессий, сопровождаемое появлением новых.
Отдельного рассмотрения заслуживает тема влияния на состояние и структуру как мирового, так и национального рынков труда современных ключевых факторов процесса цифровизации. К их числу, прежде всего, необходимо отнести постоянно растущий уровень автоматизации производственных процессов, базирующийся на использовании информационно-коммуникационных технологий, и уровень применения роботизированных технологий и оборудования в отраслях промышленности и сферы услуг.
Данные, полученные в результате исследований, проведенных компанией «McKinsey Global Institute» и Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), свидетельствуют о том, что современные темпы автоматизации и роботизации, при условии их сохранения в ближайшие 10 лет, уже к 2030 году вынудят более 240 миллионов человек по всему миру обучиться новой специальности или вступить в иную профессиональную группу [12, 13]. Согласно оценкам специалистов Международной федерации робототехники, одну из лидирующих позиций в мировом рейтинге автоматизации и роботизации занимает Япония. Отмечается, что уже сейчас в этой стране эксплуатируется свыше 540 тыс. роботов. Не меньших успехов добились и страны Евросоюза, в которых насчитывается 380 тыс. роботов. Успехи России выглядят значительно скромнее — 5 тыс. роботов. В 2015 г. ученые Оксфордского университета (США) и Института Номура (Япония) провели исследование, посвященное современным проблемам роботизации. Результаты данного исследования подтверждают тезис о том, что уже в ближайшие 10—20 лет роботы будут способны выполнять не менее 40% видов работ, которые сегодня человек выполняет, не применяя современные ИКТ (235 из 601 вида работ) [2, 9].
В опубликованном ООН докладе «Роботы и индустриализация в развивающихся странах» высказано мнение, которое разделяет экспертное сообщество, о том, что максимальные потери от процессов автоматизации и роботизации понесут развивающиеся страны. При этом отмечается, что работы может лишиться до 70% занятого населения. Развитым же странам не стоит переживать по этому поводу: профессии, которые могли пострадать, уже исчезли или завершается процесс их исчезновения. Вместе с тем, значительные и неоспоримые успехи в развитии цифровых технологий в развитых странах существенным образом оказывают влияние на структурные изменения, происходящие на национальном и мировом рынках труда, связанных с появлением новых цифровых профессий [7].
Экспертами активно дискутируется тема влияния процессов автоматизации и роботизации на возможное значительное сокращение рабочего времени, которое человек будет проводить на своем рабочем месте. Так, глава «Alibaba Group» Джек Ма высказал мнение, что из-за автоматизации к 2050 году продолжительность рабочего дня сократится, как минимум вдвое и не будет превышать 4 часов. Сегодня все активнее обсуждается возможность перехода на 4-дневную рабочую неделю. Так, в японском представительстве компании «Microsoft» с августа 2019 г. сотрудникам в качестве эксперимента разрешалось не работать по пятницам. Проведенный опрос свидетельствует о том, что 92% опрошенных сотрудников представительства высказались за дальнейшее продолжение эксперимента, считая его безусловно полезным. Руководство компании отметило рост производительности труда у сотрудников после введения четырехдневной рабочей недели на 40%. В ходе проведенного эксперимента было зафиксировано снижение потерь рабочего времени, в том числе за счет роста числа коммуникаций между сотрудниками, осуществляемых с использованием онлайн-чатов.
Цифровая экономика самым серьезным образом влияет на сложившуюся десятилетиями структуру и содержание отраслевых рынков. Применение современных цифровых технологий ускоряет процесс глобализации отраслевых, региональных и мировых рынков, существенно увеличивая объемы внешнеторговых операций, выдвигая жесткие требования к необходимости совершенствовать транспортную инфраструктуру в рамках международных транспортных коридоров [8, 10].
Активное использование на практике средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) обеспечивает конкурентоспособность участников отраслевых и региональных рынков. Достигнутый уровень цифро-визации определяет перспективы роста компаний, отраслей и национальных экономик в целом. Ведущие компании, став серьезными цифровыми игроками, уже сегодня изменили облик таких отраслей, как туризм, телекоммуникация, торговля, пассажирские и грузовые перевозки, физическая охрана границ, в том числе, государственных [1, 6].
Цифровизация отраслей экономики приводит к существенным изменениям в организации производства. Бизнеспроцессы под влиянием цифровых технологий трансформируются не только в отдельных секторах, но и в структуре экономики в целом, включая межотраслевые взаимодействия. Результаты исследования, проведенного экспертами НИУ ВШЭ, показывают что при умеренно-благоприятных макроэкономических и институциональных условиях процессы цифровизации способствуют значительному повышению «факторной производительности» и отраслей промышленности, и сферы услуг (табл. 1).
Наибольшего эффекта от внедрения и использования цифровых технологий в нашей стране можно ожидать в сфере услуг (прежде всего, в наукоемких секторах), а также в отраслях промышленности, которые по темпам роста опережают другие секторы экономики (высокотехнологичные отрасли). При этом процессы цифровизации требуют не только привлечения инвестиций в современные информационные технологии, но и существенной трансформации существующей инфраструктуры всех секторов экономики. По данным аналитиков НИУ ВШЭ, в России ожидается неуклонный рост вклада процессов цифровизации в ВВП (табл. 2).
Оценивая в целом перспективы развития и внедрения цифровых технологий в Российской Федерации, следует отметить, что современное состояние дел внушает обосно-
Таблица 1
Дополнительный вклад отдельных факторов роста в добавленную стоимость различных секторов экономики РФ в результате процессов «цифровизации» (среднегодовые значения за период 2019-2030 гг.)
Сектор экономики Доля вклада фактора, % Итог, %
Производи- тельности (СФП) Капитала Труда
Финансовый 0,92 1,20 0,93 3,05
Транспортный 1,29 1,20 0,55 3,04
Строительство 0,98 1,02 0,88 2,88
Сфера образования 1,00 1,20 0,57 2,77
Химическая промышленность 1,64 1,40 -0,43 2,61
Машиностроение 1,52 1,48 -0,46 2,54
Прочие услуги 0,93 0,79 0,24 1,96
Здравоохранение 0,81 0,58 0,25 1,64
Легкая промышленность 1,02 0,96 -0,65 1,33
Электроэнергетика 0,32 0,83 0,04 1,19
Торговля 0,60 0,36 0,04 1,00
Агропромышленный комплекс 0,78 0,69 -0,56 0,91
Гос . управление 0,58 0,24 -0,40 0,42
Лесопромышленный комплекс 0,31 0,14 -0,53 -0,08
Металлургия 0,25 0,10 -0,55 -0,20
Добыча 0,08 0,04 -0,46 -0,34
Источник: исследования НИУ ВШЭ [14].
Таблица 2
Вклад цифровых технологий в рост ВВП России (%)
Период Вклад цифровизации секторов экономики Вклад индустрии информации Рост ВВП за счет прочих факторов Итого, рост ВВП
2017 1,0 0,1 0,4 1,5
2018 2,2 0,2 0,9 3,3
2019 3,0 0,3 1,3 4,6
2020 4,3 0,4 1,9 6,6
2021 5,6 0,6 3,5 9,7
2022 6,9 0,8 5,2 12,9
2023 8,3 1,0 6,8 16,1
2024 9,7 1,2 8,5 19,4
2025 11,1 1,3 10,2 22,6
2026 12,5 1,5 11,9 25,9
2027 13,9 1,7 13,6 29,2
2028 15,3 1,9 15,2 32,4
2029 16,6 2,1 16,7 35,4
2030 18,4 2,3 17,8 38,5
Источник: исследования НИУ ВШЭ [14].
ванный оптимизм, хотя результаты международного сопоставления по ключевым показателям анализируемого процесса демонстрируют, что РФ не занимает лидирующих позиций. Так, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, в 2018 г. Россия занимала лишь 43-е место среди 140 стран исходя из уровня индекса глобальной конкурентоспособности. При этом по уровню субиндекса «Проникновение информационно-коммуникационных технологий» в мировом рейтинге Россия занимает 25-е место. Такое положение в рейтинге обусловлено, прежде всего, существенной долей пользователей мобильной связи среди населения страны (11-е место в мировом рейтинге) и широкого распространения оптоволоконного Интернета (12-е место в мировом рейтинге). По другим показателям, участвующим в расчете субиндекса, РФ значительно отстает
от мировых лидеров: число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек населения — 46-е место в мировом рейтинге; удельный вес населения, использующего Интернет, в общей численности населения — 49-е место; число абонентов мобильного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек населения — 51-е место [5].
В таблицах 3, 4, 5, 6 представлены данные, характеризующие уровень проникновения цифровых технологий в регионы Российской Федерации. Целью анализа представленных в указанных таблицах данных является нахождение так называемого цифрового разрыва или неравенства, существующего между территориальными субъектами в доступе к ИКТ. Как правило, следствием наличия цифрового разрыва становится усиление или ослабление экономических позиций соответствующего субъекта, появление или отсутствие необходимых возможностей сближения экономического, социального и культурного уровня всех слоев населения субъекта РФ. Неодинаковые возможности доступа населения к имеющимся цифровым технологиям и их использованию можно объяснить различными причинами. Важнейшие из них: разные уровни социально-экономического развития субъектов; разные экономические возможности населения, проживающего в них. Представляется важным понимание того, что именно экономическое неравенство является основой цифрового неравенства. Разные экономические, в первую очередь, финансовые возможности населения обеспечивают разные возможности не только доступа, но и активного использования современных цифровых технологий.
Таблица 3
Число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения в региональном разрезе, един.
№ п/п Название региона (округа) Год
2015 2016 2017 2018
1. Российская Федерация 68,1 71,1 79,9 86,2
2 . Центральный федеральный округ 79,2 83,0 92,1 97,4
3 . Северо-Западный федеральный округ 71,8 72,7 87,0 93,1
4. Южный федеральный округ 61,9 65,0 72,4 77,5
5 . Северо-Кавказский федеральный округ 61,9 64,3 65,7 67,9
6. Приволжский федеральный округ 62,2 68,9 74,1 81,1
7. Уральский федеральный округ 53,5 53,2 75 85,4
8. Сибирский федеральный округ 66,6 67,8 74,6 82,9
9. Дальневосточный федеральный округ 74,7 73,6 81,6 86,7
Источник: официальные данные Минкомсвязи России.
Анализ данных табл. 3 позволяет сделать следующие выводы. Число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет неуклонно растет по всей территории России. Опережающее развитие отмечено в Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Так, в сравнении с показателями 2015 г., количество пользователей мобильного интернета в Северо-Западном федеральном округе увеличилось на 21,3%, а в Уральском — на 31,9%. Аутсайдером по приросту показателя является Северо-Кавказский федеральный округ (6,0%). Значительный рост показателя наблюдается в регионах с низкой первоначальной базой показателя.
Быстрое развитие мобильного широкополосного доступа в Интернет объясняется активным распространением современных видов мобильных устройств (смартфонов и план-
шетов); введением доступных для основных групп населения округов тарифных планов на оплату услуг Интернета.
Таблица 4
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет в расчете на 100 человек населения, един.
№ п/п Название региона (округа) Год
2015 2016 2017 2018
і. Российская Федерация 18,3 18,6 21,0 21,7
2 . Центральный федеральный округ 20,5 21,1 24,6 26,0
3 . Северо-Западный федеральный округ 22,3 22,8 24,8 23,9
4. Южный федеральный округ 13,8 13,6 16,7 17,7
5 . Северо-Кавказский федеральный округ 6,4 6,4 8,4 8,6
6. Приволжский федеральный округ 19,5 20,0 21,8 22,0
7. Уральский федеральный округ 21,8 21,4 24,3 24,6
8. Сибирский федеральный округ 17,8 18,2 19,4 20,3
9. Дальневосточный федеральный округ 14,7 15,5 17,2 17,5
Источник: официальные данные Минкомсвязи России.
Результаты анализа данных таблицы 4 свидетельствуют о равномерном и поступательном росте количества абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет по всем регионам России.
Наибольший рост наблюдается в Центральном федеральном округе (прирост составил 5,5% в сравнении с 2015 годом). Наименьший прирост (1,6%) наблюдается в СевероЗападном федеральном округе. Однако здесь было отмечено самое высокое значение анализируемого показателя в 2015 году. Тем самым округ не может быть отнесен к числу аутсайдеров, в анализируемом периоде он продолжал планомерное развитие в рамках соответствующего показателя.
Основные направления использования широкополосного доступа в Интернет населением РФ:
1. геолокационные сервисы;
2. доступ и получение государственных услуг;
3. банковские услуги;
4. доступ к справочным и образовательным порталам и ресурсам;
5. доступ к новостным агрегаторам и электронным СМИ;
6. интернет торговля, доступ к агрегаторам сферы услуг (индустрия развлечений, туризм, такси, еда и др.);
7. доступ к социальным сетям и мессенджерам.
Низкий уровень числа абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет в целом по России (21,7% по данным на конец 2018 года) объясняется «цифровым неравенством» регионов (разные технические возможности подключения к сети Интернет на территории страны, слабое покрытие территории страны традиционными средствами фиксированной связи, разные возможности подключения к оптоволоконным магистралям и др.); высокими затратами на подключение и высокими тарифами на оплату услуг.
Результаты анализа данных, представленных в таблицах 5 и 6, позволили сделать следующие выводы. В анализируемом периоде наблюдается неуклонный рост числа организаций, использующих сеть Интернет в практике своей повседневной деятельности, во всех округах Российской Федерации, за исключением Северо-Кавказского федерального округа (—5,1%). В данном субъекте Российской Федерации наблюдается снижение удельного веса организаций, использующих в своей работе персональные компьютеры (—7,9%).
Безусловным лидером по наращиванию использования ИКТ в практике работы компаний и организаций, распо-
Таблица 5
Удельный вес организаций, использующих Интернет, в разрезе субъектов РФ, % от общего числа организаций соответствующего субъекта РФ
№ п/п Название региона (округа) Год
2015 2016 2017 2018
1. Российская Федерация 88,1 88,7 88,9 91,1
2 . Центральный федеральный округ 90,8 91,1 92,4 93,4
3 . Северо-Западный федеральный округ 92,4 93,4 93,3 92,8
4. Южный федеральный округ 82,9 85,5 86,7 91,6
5 . Северо-Кавказский федеральный округ 89,0 90,0 85,9 83,9
6. Приволжский федеральный округ 87,2 88,0 88,7 91,2
7. Уральский федеральный округ 89,1 89,0 88,6 90,9
8. Сибирский федеральный округ 85,3 85,1 84,6 88,6
9. Дальневосточный федеральный округ 88,0 88,3 87,0 89,4
Источник: официальные данные Росстата.
Таблица 6
Удельный вес организаций, использовавших персональные компьютеры, в разрезе субъектов РФ,
% от общего числа организаций соответствующего субъекта РФ
№ п/п Название региона (округа) Год
2015 2016 2017 2018
1. Российская Федерация 92,3 92,4 92,1 94,0
2 . Центральный федеральный округ 95,0 94,4 94,9 95,8
3 . Северо-Западный федеральный округ 95,1 95,9 95,6 95,4
4. Южный федеральный округ 86,5 88,9 89,3 93,5
5 . Северо-Кавказский федеральный округ 94,6 94,9 89,4 86,7
6. Приволжский федеральный округ 91,2 91,6 91,6 94,3
7. Уральский федеральный округ 93,3 93,2 92,4 94,1
8. Сибирский федеральный округ 90,4 89,4 88,3 91,9
9. Дальневосточный федеральный округ 93,7 93,4 93,0 94,5
Источник: официальные данные Росстата.
ложенных на территории субъекта РФ, является Южный федеральный округ. В анализируемом периоде число организаций, использующих сеть Интернет, выросло на 8,7%, а использующих персональные компьютеры — на 7,0%.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о достаточно высоком уровне использования средств ИКТ в практике работы отечественных компаний. На сегодняшний день только 6% (по данным на конец 2018 года) компаний не используют в своей деятельности такой вид современных информационных технологий, как персональные компьютеры. Несколько большее число организаций (8,9%) не используют или лишены возможности использовать в работе услуги, предоставляемые глобальной сетью Интернет. При этом основными направлениями использования отечественными компаниями цифровых технологий продолжают оставаться:
1. получение доступа к справочной и нормативно-правовой информации;
2. сбор, обработка и хранение внутренней нормативносправочной и оперативной информации;
3. получение доступа и оказание дистанционных финансовых, в том числе банковских, услуг;
4. обмен информацией, в том числе статистической отчетностью, с государственными, региональными и муниципальными органами власти;
5. обеспечение информационного обмена, коммуникаций в рамках осуществляемых бизнес-процессов;
6. подбор и отбор персонала на вакантные должности;
7. услуги электронной почты;
8. внутренние корпоративные сети.
Результаты, полученные в процессе изучения уровня проникновения цифровых технологий в регионы Российской Федерации, и анализ основных направлений их использования отечественными компаниями свидетельствует о том, что далеко не все субъекты и предприятия РФ в полном объеме используют возможности данных технологий. К числу основных причин отказа руководства субъектов и компаний от разработки и дальнейшей эксплуатации корпоративных информационных сетей как одного из наиболее эффективных вариантов применения цифровых технологий, следует отнести:
- высокий объем дополнительных инвестиций, требующихся для проектирования, внедрения и эксплуатации корпоративной информационной системы;
- значительный экономический ущерб, который может понести компания в случае непрофессионального проектирования и эксплуатации корпоративной информационной системы;
- дефицит на рынке труда специалистов, способных помочь менеджменту компании осуществить выбор подходящей системы или разработать собственную корпоративную информационную систему, в наибольшей степени удовлетворяющую и учитывающую потребности, особенности и возможности организации [11];
- отсутствие типовых проектных решений, не требующих внесения значительного количества изменений и дополнений, при их использовании при проектировании корпоративной информационной системы.
Для успешной реализации проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика» было принято решение о формировании специального органа управления — Наблюдательного совета организации «Цифровая экономика». 27 июня 2019 года в Москве прошло первое заседание совета, на котором было утверждено решение о создании специальных отраслевых рабочих групп по цифровой промышленности, цифровому образованию и цифровому здравоохранению.
В соответствии с назначением каждой отраслевой рабочей группы утверждены положения о ее функционале, сформированы планы работы и определены их персональные составы. При формировании состава рабочих групп предпочтение отдавалось наиболее компетентным представителям отраслевого бизнеса, способным дать профессиональное экспертное заключение о состоянии использования цифровых технологий в рамках конкретной отрасли и сформулировать конкретные предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в процессы отраслевой цифрови-зации.
В своем выступлении на заседании совета генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир отметил, что «успех цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы во многом зависит от того, будут ли синхронизированы взгляды власти и бизнеса на способы решения этой масштабной задачи. Диалог представителей государства и отраслевых сообществ позволит им совместно выработать оптимальные управленческие подходы к цифровизации, а также провести экспертизу лучших практик, способных принести максимальный результат от внедрения цифровых технологий».
РЫНОК ТРУДА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ, УГРОЗЫ
Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением ИКТ во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей. Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими «волнами» цифровизации, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы [3, 4]. Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных («Big Data»).
Основные показатели, отражающие влияние цифровых технологий на рынок труда, выглядят следующим образом:
- на современном уровне технологического развития не менее 30% профессиональных функций могут быть автоматизированы;
- на 9 трлн долларов к 2030 году может вырасти мировой ВВП за счет автоматизации рабочих мест на основе внедрения искусственного интеллекта;
- «одномоментная» автоматизация влечет ликвидацию 49,3% рабочих мест в России;
- около 375 миллионов работников к 2030 году столкнется с необходимостью смены профессии (примерно 14% мировой рабочей силы);
- наиболее высокая вероятность (98%) автоматизации характерна для таких профессий, как банковские служащие (операционист, сотрудник кредитной службы) и работники аудиторских компаний;
- в рамках профессий, которые к 2027 году не исчезнут за счет внедрения искусственного интеллекта, сокращение рабочего времени может составить 29%.
В отдельных секторах экономики сокращение низкоквалифицированного персонала не может быть компенсировано дополнительным притоком кадров более высокой квалификации. Это может придать отрицательную динамику развития отдельным секторам экономики за счет трудового фактора.
По оценкам отечественных и зарубежных экспертов в России активное внедрение процессов цифровизации может привести к сокращению 20—25 миллионов рабочих мест. Центром мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития проведено исследование, результаты которого дают возможность оценить уровень современного потенциала автоматизации физического и умственного труда в Российской Федерации. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком (около 50%) общем потенциале автоматизации труда в нашей стране [12]. Однако в результате проведенного более детального анализа установлено, что относительно высокое значение названного показателя является заслугой отраслей, использующих преимущественно физический труд. В тех отраслях, где преобладает умственный труд, автоматизируются в основном рутинные операции, которые значительно легче поддаются автоматизации. Тем самым подтверждаются предположения ведущих мировых экспертов, базирующиеся на происходящих макроэкономических изменениях, о том, что к 2030 году наибольшее сокращение рабочих мест (до 23,9%) будет наблюдаться в обрабатывающих отраслях, до 14,8% — в сельском хозяйстве, до 9,3% — в транспортной сфере мировой экономики. По оценкам экспертов, сегодня не более 2% занятого населения России реализует функции, связанные с разработкой и активным применением совре-
менных цифровых инструментов. К 2030 году удельный вес данной категории занятого населения должен увеличиться до 5—7%.
Не менее интересны значения прогнозных показателей по сокращению рабочих мест в разрезе регионов РФ. В основу исследований, результаты которых обобщены и представлены ниже, были взяты сведения о преобладающих в субъектах РФ отраслях экономики, а также прогнозы о возможном потенциале автоматизации бизнес-процессов в рамках каждой отрасли. По мнению экспертов, цифрови-зация в наибольшей степени приведет к сокращению работающих в столичном регионе (в Москве — около 670 тысяч рабочих мест, в Московской области — более 350 тысяч). Далее идут: Санкт-Петербург (более 270 тысяч), Краснодарский край (более 230 тысяч) и Свердловская область (более 190 тысяч). По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет в Российской Федерации следует рассчитывать на автоматизацию свыше 6,7 млн рабочих мест только в отраслях промышленности [12].
Внедрение роботизированных и автоматизированных технологий больше всего угрожает профессиям, связанным с физическим трудом, управлением механизмами, приготовлением фастфуда, а также экспертам по сбору, обработке данных и бухгалтерскому учету и др. Эксперты по цифровым технологиям единодушны во мнении, что протекающие сегодня процессы не только приведут к значительному сокращению численности персонала компаний, но и серьезным образом повлияют на количество рабочих мест, требующих от работника наличия у него средней квалификации в рамках имеющейся профессиональной подготовки. Результатом указанных тенденций станет увеличение разницы в уровнях оплаты труда сотрудников, что создаст серьезные дополнительные трудности для руководства компаний и государства в целом.
Результаты исследования McKinsey свидетельствуют и о том, что при увеличении скорости автоматизации и роботизации промышленной и непромышленной сфер не более чем на 30% через 13 лет около 1/5 всех трудовых ресурсов в мире останется без работы. Количественные и качественные характеристики современных цифровых технологий и существующие темпы их внедрения свидетельствуют о том, что к 2030 году можно ожидать автоматизации не менее 60% видов трудовой деятельности человека, при этом полная автоматизации ждет от 5% до 10% видов труда. Специалисты McKinsey подсчитали, что 81% времени, которое работники тратят на физический труд, можно передать роботизированным комплексам; автоматизация обработки данных способна освободить 69% рабочего времени; цифровые технологии сбора данных освободят не менее 64% времени сотрудников, ранее выполнявших данные операции.
Меньше всего цифровая экономика угрожает тем профессиональным группам, представителям которых необходимо постоянно контактировать и общаться с другими людьми, а также тем специалистам, которые при выполнении должностных обязанностей должны демонстрировать не только высокий уровень теоретических и практических знаний, но и креативность и нестандартность мышления. В списке таких профессий ученые, преподаватели, работники медучреждений, ИТ-специалисты, а также инженеры и социальные работники.
Приведенная выше цифра 375 млн чел. была бы значительно больше, в оценках экспертов McKinsey как минимум на 50—55 млн чел., если не принимать во внимание, что процесс формирования высокотехнологичных рабочих мест сопровождается процессом создания дополнительных рабочих мест, необходимых для обслуживания и поддержания
роботизированной техники и процессов в рабочем состоянии [13]. Экспертное сообщество считает, что роботизация уже привела к созданию в мире не менее чем 10 млн дополнительных рабочих мест, и в дальнейшем следует ожидать значительного увеличения указанной цифры.
Таким образом, цифровизация оказывает на рынок труда и положительное влияние. Наряду с созданием дополнительных высокотехнологичных рабочих мест, цифровые технологии и платформы создают необходимые предпосылки для развития сотрудниками компаний дополнительных, в том числе цифровых, навыков; повышения квалификации, особенно работниками, которые раньше в практике своей повседневной деятельности не использовали цифровые инструменты и технологии в силу социальных или географических ограничений. При этом особое влияние оказывают дистанционные рабочие места и образовательные платформы, появление которых не только призвано улучшить ситуацию с вовлеченностью кадров в экономику, но и направлено на обеспечение доступа к качественному образованию более широких слоев населения.
Современные бизнес-процессы, с одной стороны, приводят к содержательному усложнению большинства профессий. С другой стороны, активное использование в них цифровых технологий способствует высвобождению времени сотрудников для решения значительно большего количества творческих задач, требующих, как правило, наличия у работника высокой квалификации и большого профессионального опыта. Следствием такого положения вещей все чаще становится использование принципиально новой модели распределения ответственности в компании. Практическая реализация новой модели осуществляется в противовес модели, сложившейся в прошлом веке и используемой в практике современного управления — «один человек — одна задача». В рамках прежней модели каждый сотрудник, как и менеджмент компании в целом, несет ответственность за сохранение и поддержание управленческого равновесия, используя реактивный характер управленческих воздействий, как ответ на происходящие события и изменения во внешней и внутренней среде организации с целью смягчения их последствий. Современная модель распределения ответственности предполагает возможность усилиями одного работника или небольшой команды сотрудников полностью отвечать за комплексный управленческий процесс (продукт) или несколько разнонаправленных управленческих процессов. В этих условиях важнейшая задача каждого сотрудника и менеджмента компании в целом может быть сформулирована следующим образом — предвидение изменений, которые не только могут, но и должны оказать позитивное влияние на текущее внутреннее состояние компании, значительно улучшить ее положение во внешней среде. Тем самым каждый сотрудник и руководство компании в практике своей работы постоянно должны руководствоваться, в первую очередь, принципом проактивности — предвидеть события и самостоятельно инициировать необходимые и желаемые перемены.
В ближайшее десятилетие развитие мировой экономики и рынков труда будет продолжать зависеть от ключевых трендов, уже сегодня существенно влияющих на процессы занятости. Безусловно, цифровые технологии продолжат активно совершенствоваться и развиваться. Доступ к ним будет получить относительно просто. А вот специалистов, умеющих правильно воспользоваться всеми их преимуществами и возможностями, будет не хватать. Уже сегодня во многих странах наблюдается серьезный дефицит специалистов, способных обеспечить эффективную эксплуатацию цифровых технологий. Что касается востребован-
ности IT-специалистов, то в последние годы наблюдается уверенный рост спроса на них по соответствующим профессиям. Данные, представленные в табл. 7, подтверждают, что указанная тенденция сохранится и в ближайшие годы [13].
Таблица 7
Динамика спроса
на профессии IT-индустрии к 2024 г.
Профессия Рост спроса, %
Веб-разработчик 24
Аналитик в области вычислительной техники 21
Аналитик по информационной безопасности 18
Разработчик ПО 17
Специалист по анализу и обработке данных 16
Системный администратор 8
Составлено авторами на основе [9, 12, 13].
Результаты исследований наиболее востребованных на «цифровом» рынке перспективных профессий работников с высокой квалификацией показывают следующее:
- архитектор Интернета вещей (функции подключения к сети различных устройств, передачи и обработки в режиме реального времени потоков данных);
- биоинформатик (анализ экспериментальных медикобиологических данных, разработка и реализация на практике различных вычислительных методов);
- дата-журналист (создание различных типов репортажей, которые получают количественное обоснование за счет данных, обеспечивающих содержание текста, основу изложенных фактов и мнения автора);
- дизайнер виртуальной среды (разработка оборудования и программного обеспечения для транслирования виртуального мира, создание его дизайна, создание интерактивных сюжетных линий);
- дизайнер голосовых интерфейсов (проектирование интерфейсов для голосового взаимодействия с цифровыми помощниками, роботами, построение алгоритмов ответных реакций искусственного интеллекта);
- инженер по безопасности данных (обеспечение конфиденциальности, шифрование и предотвращение несанкционированного доступа к данным);
- инженер-оператор робототехники (управление робототехническими комплексами на производстве и в сфере услуг);
- исследователь данных (анализ и обработка больших массивов данных — BigData — на основе экономикоматематических методов анализа, определение закономерностей и разработка прогнозов развития бизнеса и направлений научных исследований);
- ИТ-юрист (законодательно-юридическое сопровождение бизнеса);
- компьютерный лингвист (разработка алгоритмов и программ на основе естественного языка, систем перевода, инструментов распознавания текста и речи);
- разработчик киберпротезов и имплантов (создание функциональных искусственных устройств и органов, совместимых с живыми тканями);
- разработчик нейроинтерфейсов (разработка систем связи для считывания мозговой активности человека и обмена информацией между мозгом и внешними устройствами);
- специалист по цифровой логистике (внедрение инновационных решений по рационализации использования ресурсов и оптимизации добавленной стоимости при организации «цифровых» цепей поставок);
- тканевый инженер (конструирование и выращивание живых функциональных тканей или органов вне организма для последующей трансплантации);
- цифровой маркетолог (продвижение конечного продукта (услуги) с помощью «цифровых» каналов взаимодействия с клиентами);
- цифровой продюсер (управление сложными медиапроектами, предполагающими многоплатформенность и использование цифровых возможностей производства контента).
Таким образом, уже сегодня актуальна задача оценки возможностей трудоспособного населения страны в получении новые компетенций. На основе такой оценки необходимо разработать единую государственную систему переподготовки кадров с учетом специфики различных отраслей промышленности, а также и конкретных сфер внепроизводственной деятельности. Такая система предусматривает коренную переоценку существующих профессиональных отраслевых стандартов и государственных образовательных стандартов для различных уровней образования.
Несоответствие профессиональных возможностей трудоспособного населения России экономическим особенностям нового экономического уклада неизбежно приведет к негативным тенденциям в развитии экономики, к потере конкурентоспособности страны на мировых рынках, к существенному снижению уровня жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Gartner (2018а). 4 Steps to Develop Digital Dexterity in Your Workplace. — URL: https://www.gartner.com/binaries/ content/assets/events/keywords/digital-workplace/pcce13/ 4 _steps-infographics-3.pdf (дата обращения: 3.11.2019).
2. McKinsey (2017a). A Future That Works: Automation, Employment and Productivity. — URL: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/Digital %20Disruption/Harnessing%20automation%20for%20a %20future%20that%20works/MGI-A-future-that-works_ Executivesummary.ashx (дата обращения: 03.12.2019).
3. Цифровая грамотность. Проект Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий». — URL: http: //xn- -80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p 1ai/mindex/ program (дата обращения: 03.12.2019).
4. IBM Institute for Business Value — «Facing the storm. Navigating the global skills crisis», 2016. — URL: https://www-935. ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/skillsstorm/ (дата обращения: 03.12.2019).
5. UNESCO — «Working Group on Education: Digital skills for life and work», 2017. — URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0025/002590/259013e.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
6. 20-й Ежегодный Опрос Руководителей крупнейших компаний мира PwC. — URL: http://www.pwc.com/ talentchallenge (дата обращения: 03.12.2019).
7. Автоматизация и рынок труда. Правда ли, что роботы отберут нашу работу? [Электронный ресурс] / Компания «Awara». — Москва : [б.и.], 2017. — URL: https://www. awaragroup.com/ru/blog/impact-of-robotization-on-labor-market (дата обращения: 12.11.2019).
8. Голышкова И.Н., Лобачев В.В., Метелкин П.В. Развитие транспортного сектора экономики России в условиях глобализации // E-Management. — 2018. — Т 1. — № 2. — С. 20-29.
9. Как изменится рынок труда к 2030 году? — URL : http:// informatikum.ru/blog/professii-budushchego-kak-izmenitsya-rynok-truda-k-2030-godu/ (дата обращения: 12.11.2019).
10. Коновалова В.Г. Компетенции для цифровой экономики: чему учить и чему учиться в ближайшем будущем // Ма-
териалы II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин». Том 1. — Москва : Издательство ГУУ,
2018. — С. 127-134.
11. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. —
2019. — № 3 (42). — С. 5-14.
12. Центр НТР выявил основные отрасли, где внедрение цифровых технологий приведет к наибольшему сокращению рабочих мест. — URL : https://onf.ru/2017/06/19/centr-ntr-vyyavil-osnovnye-otrasli-gde-vnedrenie-cifrovyh-tehnologiy-privedet-k / (дата обращения: 12.11.2019).
13. Цифровая Россия: новая реальность. — URL : https://www mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital %20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 12.11.2019).
14. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение // Материалы XX Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. — Москва : НИУ ВШЭ, 2019. — 78 с.
REFERENCES
1. Gartner (2018a). 4 Steps to Develop Digital Dexterity in Your Workplace. Available at: https://www.gartner.com/binaries/ content/assets/events/keywords/ digital-workplace/pcce13/4 _steps-infographics-3.pdf (accessed 03 November 2019).
2. McKinsey (2017a). A Future That Works: Automation, Employment and Productivity. Available at: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/Digital%20 Disruption/Harnessing%20automation%20for%20a%20fu-ture%20that%20works/MGI-A-future-that-works_ Execu-tivesummary.ashx (accessed 03 November 2019).
3. Cifrovaya gramotnost’. Proekt Regional’noj obshchestvennoj or-ganizacii «Centr internet-tekhnologij» [Digital literacy. Project of the Regional public organization «Center of Internet technologies»]. Available at: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb. xn--p1ai/mindex/program (accessed 03 December 2019).
4. IBM Institute for Business Value — «Facing the storm. Navigating the global skills crisis», 2016. Available at: https://www-935. ibm.com/services/us/gbs/thoughtleadership/ skillsstorm (accessed 03 December 2019).
5. UNESCO — «Working Group on Education: Digital skills for life and work», 2017. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0025/002590/259013e.pdf (accessed 03 December 2019).
6. 20-j Ezhegodnyj Opros Rukovoditelej krupnejshih kompanij mira PwC [The 20th annual PwC survey of CEOs of the world’s largest companies]. Available at: http://wwwpwc.com/ talentchal-lenge (accessed 03 December 2019).
7. Avtomatizaciya i rynok truda. Pravda li, chto roboty otberut nashu rabotu? [Automation and the labor market. Is it true that robots will take away our work?]. Kompaniya «Awara» [Awara Company]. Moscow, 2017. Available at: https://www.awara-group.com/ru/blog/impact-of-robotization-on-labor-market/ ,svobodnyj (accessed 03 December 2019).
8. Golyshkova I.N., Lobachyov V.V., Metyolkin P.V. Razvitie transportnogo sektora ekonomiki Rossii v usloviyah globalizacii [Development of the transport sector of the Russian economy in the context of globalization]. E-Management [E-management]. 2018, I. 2, рр. 20-29.
9. Kak izmenitsya rynok truda k 2030godu? [How will the labor market change by 2030?]. Available at: http://informatikum.ru/ blog/professii-budushchego-kak-izmenitsya-rynok-truda-k-2030-godu/ (accessed 12 November 2019).
10. Konovalova V.G. Kompetencii dlya cifrovoj ekonomiki: chemu uchit’ i chemu uchit’sya v blizhajshem budushchem [Competencies for the digital economy: what to teach and what to learn in the near future]. Materialy IIMezhdunarodnogo nauchnogo foruma «SHag v budushchee: iskusstvennyj intellekt i cifrovaya ekonomika. Revolyuciya v upravlenii: novaya cifrovaya eko-nomika ili novyj mir mashin» [Proceedings of the II International scientific forum «Step into the future: artificial intelligence and digital economy. Revolution in management: a new digital economy or a new world of machines»]. Moscow: GUU Publ., 2018, I. 1, рр. 127-134.
11. Svistunov V.M., Kuzina G.P., Lobachev V.V Uroven’ doveriya v organizacii kak faktor povysheniya effektivnosti vnedreniya novyh tekhnologij menedzhmenta [The level of trust in the organization as a factor of increasing the effectiveness of the introduction of new management technologies]. Upravlenie personalom i intellektual’nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2019, I. 3, рр. 5-14.
12. Centr NTR vyyavilosnovnye otrasli, gde vnedrenie cifrovyh tekhnologij privedet k naibol’shemu sokrashcheniyu rabochih mest [The NTR center has identified the main industries where the introduction of digital technologies will lead to the greatest job losses]. Available at: https://onf.ru/2017/06/19/centr-ntr-vyyavil-osnovnye-otrasli-gde-vnedrenie-cifrovyh-tehnologiy-privedet-k (accessed 12 November 2019).
13. Cifrovaya Rossiya: novaya real’nost’ [Digital Russia: a new reality]. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/ McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/ Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (accessed 12 November 2019).
14. Chto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izme-renie [What is the digital economy? Trends, competencies, measurement]. Materialy XX Mezhdunarodnoj nauchnoj konfe-renciipo problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [Proceedings of the XX International scientific conference on economic and social development]. Moscow. NIU VSHE NRI HSE Publ., 2019. 78 р.