Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

759
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая грамотность / профессиональный успех / цифровые навыки / работодатель / рынок труда / «цифровое ГТО» / digital literacy / professional success / digital skills / employer / labor market / "digital TRP"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

актуальность данной статьи обусловлена необходимостью овладения новыми навыками работы с информацией в цифровой среде. Именно цифровая грамотность включает в себя набор навыков, который должен быть сформирован у специалистов для качественного выполнения профессиональных задач. Цель статьи – показать, что владение цифровой грамотностью является одним из наиболее важных показателей квалификации современного профессионала. В статье дается определение «мягких» и «жестких» цифровых навыков. Также автор упоминает проект «Цифровое ГТО», для осуществления которого необходимо разрабатывать специализированные курсы обучения навыкам цифровой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS AN IMPORTANT PROFESSIONAL SKILL

the relevance of this article is due to the need to master new skills in working with information in the digital environment. It is digital literacy that includes a set of skills that must be developed by specialists in order to perform professional tasks in a high-quality manner. The purpose of the article is to show that digital literacy is one of the most important indicators of a modern professional's qualification. The article gives the definition of "soft" and "hard" digital skills. The author also mentions the project ";Digital TRP", for which it is necessary to develop specialized training courses in digital literacy skills.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК»

УДК 376.5

Грязнов Сергей Александрович Gryaznov Sergey Aleksandrovich

к.п.н., доцент, декан факультета внебюджетной подготовки ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», PhD, associate Professor, Dean of the faculty of extra-budgetary training FCO IN «Samara law Institute of the Federal penitentiary service of Russia»,

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК

DIGITAL LITERACY AS AN IMPORTANT PROFESSIONAL SKILL

Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена необходимостью овладения новыми навыками работы с информацией в цифровой среде. Именно цифровая грамотность включает в себя набор навыков, который должен быть сформирован у специалистов для качественного выполнения профессиональных задач. Цель статьи - показать, что владение цифровой грамотностью является одним из наиболее важных показателей квалификации современного профессионала. В статье дается определение «мягких» и «жестких» цифровых навыков. Также автор упоминает проект «Цифровое ГТО», для осуществления которого необходимо разрабатывать специализированные курсы обучения навыкам цифровой грамотности.

Abstract: the relevance of this article is due to the need to master new skills in working with information in the digital environment. It is digital literacy that includes a set of skills that must be developed by specialists in order to perform professional tasks in a high-quality manner. The purpose of the article is to show that digital literacy is one of the most important indicators of a modern professional's qualification. The article gives the definition of "soft" and "hard" digital skills. The author also mentions the project "Digital TRP", for which it is necessary to develop specialized training courses in digital literacy skills.

Ключевые слова: цифровая грамотность, профессиональный успех, цифровые навыки, работодатель, рынок труда, «цифровое ГТО».

Keywords: digital literacy, professional success, digital skills, employer, labor market, "digital

TRP".

По мере того как технологии становятся все более и более обычным явлением в повседневной жизни, мало где они не оказывают более сильное воздействия, чем на персонал и индивидуальные требования к работе. Цифровая грамотность - способность использовать цифровые инструменты для решения проблем, создания инновационных проектов и улучшения коммуникаций -быстро становится важным профессиональным навыком на всех уровнях организации.

Работодателям нужны сотрудники, владеющие цифровыми технологиями, потому что современные рабочие места требуют цифровых производителей, а использование компьютеров - это только верхушка айсберга. Поскольку рабочая сила становится все более и более оцифрованной, работодатели теперь ищут новых сотрудников, которые обладали бы цифровой грамотностью.

Необходимо понимать, что потребление и производство цифрового контента - это две разные вещи. Здесь можно провести параллель - вы не очень

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

грамотны, если все, что вы можете делать, это читать, необходимо еще уметь писать. То же самое и в цифровом мире. Цифровую грамотность не следует путать с цифровым образом жизни, который подразумевает пассивное использование цифровых платформ, такое как просмотр видео, прокрутка в социальных сетях, игра в видеоигры. Хотя эти действия являются цифровыми, они не делают человека грамотным в цифровом формате [1].

Чтобы пользователь начал воспринимать цифровые технологии, его нужно научить всем этим пользоваться. А для этого нужно внедрять повышение цифровой грамотности. Думается. было бы полезным начинать обучение цифровым технологиям уже со школы, например, с помощью внедрения уроков цифровой грамотности в рамках занятий по ОБЖ или обществознания.

Сегодня можно выделить три основных области цифровой грамотности:

универсальная грамотность: знакомство с основными инструментами (такими как офисное программное обеспечение для повышения производительности, обработка изображений, облачные приложения и контент, а также инструменты для создания веб-контента);

креативная грамотность: охватывает все аспекты предыдущей модели, добавляя более сложные технические навыки (производство видео, аудиопроизводство, анимация, программирование);

грамотность по дисциплинам: распространяется по разным дисциплинам различными способами, подходящими для каждого учебного контекста, например, бизнес-курсы, посвященные компьютерному взаимодействию людей.

Высшие учебные заведения должны подготовить студентов к будущему, в котором изучение новых цифровых инструментов станет интуитивно понятным процессом. Цифровая грамотность станет обязательным навыком на рабочем месте, и всем обучающимся потребуется высокая степень цифровой грамотности, чтобы получить работу, сохранить ее и заслужить повышение по службе.

Цифровой грамотности способствуют различные навыки. Помимо технических навыков, она несет с собой ряд, так называемых «мягких» навыков, которые становятся все более важными на рабочем месте. Фактически, приоритетом № 1 становится обучение навыкам межличностного общения. К остальным «мягким» навыкам можно отнести:

- креативность;

- умение убеждать;

- сотрудничество;

- адаптивность;

- тайм-менеджмент.

Существуют и необходимые сложные «жесткие «навыки:

- облачные вычисления;

- искусственный интеллект;

- аналитическое рассуждение;

- управление людьми;

- иХ-дизайн [2].

Развитие цифровой грамотности в сочетании с выбранной профессией может помочь сотрудникам и кандидатам на должность, поскольку оно развивают «жесткие» и «мягкие» навыки, которые требуются работодателем. Цифровая грамотность - это прямой путь к тому, чтобы стать конкурентоспособным кандидатом на современном рынке труда.

Следует упомянуть еще один важный аспект изменяющейся современной рабочей силы - это стремление к гибкости. Развитие технологий меняет представление о том, где и когда происходит работа. Делается ставка на баланс между работой и личной жизнью. Например, некоторые фирмы разрешает сотрудникам выбирать часы работы. Молодые сотрудники подчеркивают гибкость времени работы как ключевой фактор при выборе компании.

В свою очередь, сотрудники, владеющие цифровыми технологиями, которые ценят гибкость в своей работе, с гораздо с меньшей вероятностью будут чувствовать себя связанными должностными инструкциями. Гибкие работники охотнее берутся за различные задачи. Из-за этой готовности меняться и адаптироваться на работе, они обычно больше ценятся работодателями.

Работодателям, свою очередь, в определенной мере нужны «мягкие» и «жесткие» цифровые навыки, а также гибкость, которую могут предложить сотрудники. К примеру, те, кто может продемонстрировать онлайн-портфолио, инфографику, видео-презентацию, аудио-инструменты - имеют неоспоримое преимущество при приеме на должность.

В связи с новыми требованиями рынка труда, Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» поддержал идею развития в России «Цифрового ГТО» - проекта по тестированию навыков работы граждан с цифровыми технологиями. Низкий уровень владения цифровыми сервисами является одним из барьеров их массового внедрения, в том числе в здравоохранении, образовании, ЖКХ.

На начало 2020 года только четверть россиян старше 15 лет владели базовыми цифровыми навыками, у еще 12% уровень был выше среднего. Показатель оказался гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран, где среди лидеров были Нидерланды (30 и 50% соответственно), Финляндия (26 и 50%) и Великобритания (25 и 49%). Участникам «Цифрового ГТО» будет предложен набор практических заданий на выявление уровня базовых цифровых навыков: уверенное пользование соцсетями, скорость печати, поиск информации на время, простой тест по программированию [3].

Для повышения уровня цифровой грамотности могут быть полезны специализированные образовательные онлайн-платформы, создаваемые либо за счет бюджетных средств, либо с привлечением государственного софинансирования. Стейкхолдер процесса подготовки квалифицированных кадров - международное движение WorldSkШs, к которому наша страна примкнула в 2012 году. Представителем движения выступает союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», деятельность которого направлена на развитие профессионального образования и подготовку кадров на базе лучших мировых и отечественных практик, реализацию государственных задач, определенных в национальных проектах «Образование» и «Демография» в части

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

опережающей подготовки кадров для трансформирующейся цифровой экономики и развития профессиональных и экспертных сообществ.

Аббревиатура ГТО применительно к цифре расшифровывается немного по-другому, чем общепринятая: вместо обороны - обучение. Потому что способность учиться на протяжении всей жизни - важная часть успеха в современном мире. система будет мотивировать обновлять свои цифровые навыки, активнее использовать их в повседневных ситуациях, в работе. Поможет сократить «цифровой разрыв» между поколениями, а гражданам - планировать карьеру: когда уровень измерен и подтвержден сертификатом, яснее понимаешь, на какие должности и где можно претендовать.

Пока еще в обществе существует недоверие к цифровым технологиям. Государству еще только предстоит доказать гражданам, что цифровая экономика создает условия для улучшения их повседневной жизни; помогает работать с кадрами (от системы образования до работодателей), стимулирует развитие и эффективность карьерных лифтов.

Библиографический список

1. Профессионал 21 века: цифровая грамотность и дух состязания Электрон. данные]. - режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5f54e5d77a8aa96d5be83afc (дата обращения: 29.09.2020).

2. Текст научной статьи «Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха», И. П. Гладилина [Электрон. данные]. -режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-tsifrovye-kompetentsii-kak-faktor-professionalnogo-uspeha (дата обращения:28.09.2020).

3. Эксперты предложили ввести нормы «цифрового ГТО» [Электрон. данные]. - режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/1 6/09/2020М5Ь6 1309a7947fdfe 11 ef06 (дата обращения: 29.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.