УДК 339.16.012.23
Исохужаева Мунира Яшнаровна
кандидат экономических наук, доцент, Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Узбекистан, г. Ташкент, e-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - 2020
Реферат. В данной статье рассмотрены показатели Узбекистана в сопоставимых индексах цифровизации, а также требования к цифровой грамотности населения. Данная статья рассматривает разработку в Узбекистане госпрограммы по развитию информационных технологий и коммуникаций на долгосрочную перспективу, освоение в ближайшее время в республике новых направлений, такие как Big Data («большие данные»), «облачные» вычисления, робототехника и искусственный интеллект. Также автор анализирует различные термины, которыми можно охарактеризовать навыки, связанные с использованием цифровых технологий. Наиболее часто используемый термин «цифровая грамотность» (digital literacy) отражает помимо операционных и технических навыков иные, нетехнические навыки, такие как умение находить и оценивать растущие объемы информации, содержащиеся в сети Интернет, а также способность управлять ими. Повсеместное проникновение цифровых технологий превращает владение цифровыми и смежными с ними навыками и компетенциями в необходимое условие занятия любой профессиональной деятельностью, а новые знания, как и динамизм, управляемость, адаптивность, мобильность, инновационность, являются системными элементами нового вида конкуренции - гиперконкуренции, появившейся в результате развития цифровой экономики. Обладание данными качествами является глобальным преимуществом мировых государств-лидеров. Автором подчеркивается необходимость цифровой грамотности населения Узбекистана как ключевого фактора успешного профессионального роста в современном цифровом мире.
Ключевые слова: электронная коммерция; цифровая экономика; электронное правительство; индекс информационно-коммуникационного развития.
UDC 339.16.012.23
Isokhuzhaeva Munira
Candidate of Economics, The Tashkent branch of The Plekhanov Russian University of Economics, Uzbekistan, Tashkent, e-mail: munira. [email protected]
DIGITAL LITERACY - 2020
Abstract. This article discusses the indicators of Uzbekistan in comparable digitalization indices, as well as the requirements for digital literacy of the population. This article discusses the development in Uzbekistan of a state program for the development of information technologies and communications for the long term, the development in the near future in the republic of new directions, such as Big Data («big data»), «cloud» computing, robotics and artificial intelligence. The author also analyzes various terms that can be used to characterize the skills associated with the use of digital technologies. The most commonly used term "digital literacy" reflects, in addition to operational and technical skills, other non-technical skills, such as the ability to find and evaluate the growing volumes of information contained on the Internet, as well as the ability to manage them. The widespread penetration of digital technologies makes the possession of digital and related skills and competencies a necessary condition for engaging in any professional activity, and new knowledge, like dynamism, controllability, adaptability, mobility, innovativeness, are systemic elements of a new type of competition - hypercompetition that emerged as a result development of the digital economy. The possession of these qualities is a global advantage of world leading countries. The author emphasizes the need for digital literacy of the population of Uzbekistan as a key factor in successful professional growth in the modern digital world.
Keywords: E-commerce; digital economy; e-government; information and communication development index.
Быстрое снижение стоимости крупномасштабных вычислений в связи с развитием компьютерной техники, создание сети Интернет в качестве средства коммуникации, быстрое развитие мобильного Интернета, широкое распространение мобильных приложений для ежедневного использования, а также все возрастающая роль социальных сетей и коммерческих платформ, открываемых в сети Интернет, оказали существенное влияние на развитие экономики и глубоко воздействуют на бизнес, государственные и общественные организации и личную жизнь каждого. Развивающиеся цифровые технологии, такие, как Интернет вещей (Internet of Things), искусственный интеллект (artificial intelligence) и большие данные (Big Data), приводят к появлению прорывных инноваций и создают новые возможности и вызовы.
Перспективность и выгодность внедрения цифровых технологий в процессы производства товаров и услуг можно видеть на различных примерах успешного развития бизнеса. Из десяти крупнейших по капитализации компаний в мире: Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon, Berkshire Hathaway, Alibaba Group, Tencent, Facebook, ExxonMobil, Johnson&Johnson - семь являются цифровыми. О стремительном расширении электронной коммерции и росте популярности у покупателей площадок онлайн-продаж можно судить по показателям развития онлайн-ре-тейлера Amazon, акции которого только за 12 месяцев выросли в цене на 59% и добавили его владельцу 39,2 млрд долларов.
В настоящее время в Узбекистане начата разработка госпрограммы по развитию информационных технологий и коммуникаций на долгосрочную перспективу. С учетом глобальных тенденций в цифровой экономике в республике будут осваиваться новые направления, такие как Big Data («большие данные»), «облачные» вычисления, робототехника и искусственный интеллект.
Существуют различные термины, которыми можно охарактеризовать навыки, связанные с использованием цифровых технологий. Наиболее часто здесь используется термин «цифровая грамотность» (digital literacy). К другим употребительным терминам можно отнести «цифровые навыки» (digital skills), «навыки в области информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ)» (ICT skills), «цифровую компетентность» (digital competence), «медиаграмот-ность» (media literacy) и «навыки в области интернета» (internet skills). Также, в течение последних десяти лет существенное значение приобрела концепция навыков в области социальных медиа (social media skills).
На основе анализа данных терминов можно прийти к выводу, что наше видение и понимание цифровых навыков существенно меняются с течением времени и расширяются от достаточно узкого понимания до более широкого, включающего обширный спектр нетехнических «когнитивных, оценочных, социальных и эмоциональных навыков». Данное понимание отражает быстрое развитие цифровых технологий как в общественной сфере, так и в сфере трудовой деятельности. Более узкое определение цифровых навыков обычно охватывает приобретение и использование навыков работы с компьютером или навыков в области ИКТ [4].
Данное определение очевидно сосредоточено лишь на «технических, операционных и процедурных» аспектах аппаратного и про -граммного обеспечения новых технологий, основанных на использовании компьютеров. Столь конкретное содержание указанного определения означает, что такие термины, как «компьютерные навыки» или «навыки в области ИКТ» рассматриваются в научной литературе как базовые, а также наиболее узкие концепции цифровых навыков [5].
Резкий подъем в освоении интернета в 1990-е годы привел к пересмотру подходов к видам навыков, которые необходимы для существования в новой среде, охваченной сетями онлайн медиа. Помимо операционных и технических навыков ключевыми стали иные, нетехнические навыки, такие как умение находить и оценивать растущие объемы информации, содержащиеся в сети Интернет, а также способность управлять ими. Такие термины, как «информационная грамотность» (information literacy) и «медиа-грамотность» (media literacy) являются ключевыми примерами подобных определений в литературе.
Появление Web 2.0 в 2000-х годах придало интернету новое измерение. Оно превратило интернет из «достаточно пассивного средства массовой информации, существующего для потребления контента, в сред-
ство массовой информации, позволяющее активно создавать контент, генерируемый пользователями». Данное изменение еще более расширило содержание определения цифровых навыков, включив в него оценочные, социальные и эмоциональные навыки, которые представляются необходимыми для пользования интернетом.
В недавние годы с ростом использования «аналитики больших данных, социальных медиаплатформ и мобильных устройств» появились определения, еще более расширившие понимание цифровых навыков. Теперь они включают широкий спектр компетенций, необходимых для эффективного функционирования в гораздо более сложной и взыскательной цифровой среде, включая решение проблем и такие этические вопросы, как безопасность, защита персональных данных и авторского права.
Таким образом, в зарубежной литературе было воспринято наиболее широкое определение цифровых навыков, основанное на продолжающихся дискуссиях. Так, в работе австралийских исследователей из Мельбурнского королевского технического университета цифровые навыки были определены как комбинация цифрового мировоззрения (совокупности аппаратного обеспечения, программного обеспечения, информации, систем, безопасности и инноваций), знаний (теоретического восприятия и понимания), компетентности (когнитивного и практического опыта) и отношений (ценностей и убеждений), которые работники должны уметь продемонстрировать и в которых должны со -вершенствоваться.
Данное определение включает в себя как технические навыки, необходимые для работы с цифровыми устройствами, системами и программным обеспечением, так и когнитивные навыки, необходимые для работы в информационно-интенсивной среде с постоянно растущим количеством данных, охватывающей широкий спектр источников и видов информации, этические навыки, относящие к сфере безопасности, и стратегические навыки, способствующие выявлению и разрешению производственных проблем в цифровой среде. Также рассматриваемое определение основано на утверждении о том, что анализ навыков должен быть направлен на такие на -выки, которые можно идентифицировать.
Повсеместное проникновение цифровых технологий превращает владение цифровыми и смежными с ними навыками и компетенциями в необходимое условие занятия любой профессиональной деятельностью. Включенность компетенций, адекватных запросам цифровой экономики, включая электронную коммерцию, в профессиональные стандарты, квалификационные требования государственных служащих и в образовательные программы всех уровней является важной частью оценки человеческого капитала. В контексте сложившихся обстоятельств формированию ключевых компетенций должна отводиться особая роль. Новые знания, как и динамизм, управляемость, адаптивность, мобильность, инновационность, являются системными элементами нового вида конкуренции - гиперконкуренции, появившейся в результате развития цифровой экономики. Перечисленные аспекты являются глобальными преимуществами, которыми обладают мировые лидеры среди государств.
Интернет затрагивает все сферы публичного и частного сектора, однако цифрови-зация требует изменения самой парадигмы работы организаций: вместо того, чтобы думать о создании специальных отделов и департаментов, необходимо думать о внедрении процессов, связанных с цифровизацией, о цифровой стратегии, присутствии онлайн, цифровом трафике, электронной коммерции и взаимоотношениях с потребителями. В новых цифровых условиях появляется потребность в наборе новых сотрудников, подготов -ленных в области цифровизации, и создании штатного расписания, связанного с новыми целями организации. По результатам опроса, проведенного в 2016 году компанией Линке-дИн (LinkedIn), все десять наиболее востребованных навыков, которые способствовали быстрому найму на работу в соответствии с опубликованным на сайте перечнем вакансий, были связаны с интернетом. Сюда входили такие компетенции, как «облачные вычисления», «добыча данных» (извлечение информации из данных путем их интеллектуального анализа), маркетинг в сфере оптимизации поисковых систем и дизайн интерфейсов для пользователей [3]. Цифровыми талантами в широком смысле можно назвать таких профессионалов, которые не боятся работать в постоянно изменяющейся сре-
де, знают, как быть мотивированным и поделиться своей мотивацией с другими членами команды, готовы изменить философию организации и стремятся разработать новые организационные и рабочие модели с новыми видами взаимоотношений внутри организации, в том числе контрактных [6].
Технически подкованная рабочая сила является неотъемлемой частью стратегии цифровой трансформации любой организации. При этом набор необходимых навыков не ограничивается лишь технической грамотностью: он включает в себя такие навыки, как предпринимательская жилка, готовность работать в сотрудничестве и деловая хватка. В ходе опроса, проведенного компанией Делойт в США в 2015 году, респонденты назвали следующие три навыка как наиболее востребованные в период цифровой трансформации - динамичность (гибкость мышления), предпринимательский дух и технологическая грамотность. Также опрос выявил, что наиболее проблемной сферой цифровой эволюции становится нахождение соответствующей рабочей силы с нужными навыками [6].
Специалист по образовательным программам Колледжа Расмуссена (США) Джесс Шерман в своей одноименной работе 2017 года назвала следующие четыре способа оставаться востребованным в эпоху цифровой экономики [7]: обязательство постоянно учиться, быть открытым для взаимодействия человека с машиной, создать надежную профессиональную сеть и положиться на свой опыт работы в качестве цифрового потребителя.
По мнению Ю. И. Грибанова, ключевым фактором успешного профессионального роста в современном цифровом мире, является формирование следующих ключевых компетенций: способности к постоянному обучению и готовности постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям [1]. Иными словами, постоянно растет важность не конкретных знаний, а способности их получать. В эпоху набирающей обороты цифровой экономики ощущается острая нехватка людей, которые способны обрабатывать большой поток информации и выделять из него самое главное. Поэтому процесс формирования знаний и навыков необходимо строить на основе комплекса инно-
вационных конвергентных образовательных решений, которые включают: тщательное проектирование и сопровождение актуальных базовых знаний, необходимых для формирования фундаментальных знаний; применение технологий интегрированных образовательных программ с целью повышения эффективности и сокращения сроков обучения; широкое использование сетевых методов обучения; применение гибких шаблонов построения учебных программ; применение многообразных форм дополнительного образования и самообразования; применение и активное использование методов и средств поддержки контрольно-измерительных и аттестационных процессов.
Список литературы:
1. Грибанов, Ю. И. Формирование ключевых компетенций в эпоху цифровой экономики / Ю. И. Грибанов // Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике : Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2017. - С. 153. - URL: http://econom.psu.ru/upload/iblock/f2c/sbornik-razvitie-menedzhmenta-v-usloviyakh-perekhoda-k-tsifrovoy-ekonomike.pdf. - Текст : электронный.
2. Кутбитдинов, Ю. Узбекистан оцифровывается. Цифровая экономика в цифрах и сопоставлениях / Ю. Кутбитдинов // Экономическое обозрение. - 2019. -№ 10 (238). - URL: http://www.review.uz/ru/news/trendi/ uzbekistan-otsifroviyvaetsya. - Текст : электронный.
3. A Student's Guide to Careers In the Digital Economy. -URL: https://www.topuniversities.com/student-info/ careers-advice/students-guide-careers-digital-economy. -Дата публикации: 30.01.2018. - Текст : электронный.
4. Dore, L. Towards a national digital skills framework for Irish higher education / L. Dore, A. Geraghty, G. O'Riordan // All Aboard Project. - URL: http://allaboardhe.org/ DSFramework2015.pdf (дата обращения: 14.12.2015). -Текст : электронный.
5. ECORYS 2016, Digital skills for the UK economy. -URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/492889/DCMSDi gitalSkillsReportJan2016.pdf (дата обращения: 06.12.2016). - Текст : электронный.
6. Eggers, W. D. The journey to government's digital transformation / W. D. Eggers, J. Bellman. - URL: https://www2.deloitte.com/insights/us/en/topics/digital-transformation/digital-transformation-in-government. html. - Дата публикации: 02.10.2015. - Текст : электронный.
7. Scherman, J. 4 Elements Crucial to Professional Success in a Digital Economy / J. Scherman. - URL: https://www.rasmussen.edu/degrees/business/blog/ professional-success-in-digital-economy. - Дата публикации: 19.09.2017. - Текст : электронный.
8. Spitzer, B. The Digital Talent Gap: Developing Skills for Today's Digital Organizations / B. Spitzer, B. Jerome,
M. Valerie, K. Subrahmanyam // Capgemini Consulting. -https://www.capgemini.com/resources/the-digital-talent-gap-developing-skills-for-todays-digital- organizations (дата обращения: 14.12.2016). - Текст : электронный.
9. The new professional profiles for e-Leadership. Instituto Superior para el Desarrollo de Internet. -URL: https://www.isdi.education/sites/default/files/ professional_profiles.pdf?utm_source=portal_qs&utm_ medium=referral&utm_campaign=gmdb. - Текст : электронный.
10. Van Dijk, J. Digital skills: unlocking the information society / J. Van Dijk, A. Van Deursen. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2014. - URL: https://www. researchgate.net/publication/263619852_Digital_skills_ unlocking_the_Information_society. - Текст : электронный.
References:
1. Gribanov Yu. I. Formirovanie klyuchevykh kompetentsii v ehpokhu tsifrovoi ehkonomiki, Razvitie menedzhmenta v usloviyakh perekhoda k tsifrovoi ehkonomike : Materialy X Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii, Perm', PGNIU, 7.12.2017 [Proc. Int. Conf., Perm', 7.12.2017]. Perm', Perm. gos. nats. issled. un-t, 2017, p. 153. Available at: http://econom.psu. ru/upload/iblock/f2c/sbornik-razvitie-menedzhmenta-v-usloviyakh-perekhoda-k-tsifrovoy-ekonomike.pdf.
2.Kutbitdinov Yu. Uzbekistan otsifrovyvaetsya. Tsifrovaya ehkonomika v tsifrakh i sopostavleniyakh, Ehkonomicheskoe obozrenie, 2019, no. 10 (238). Available at: http://www.review.uz/ru/news/trendi/uzbekistan-otsifroviyvaetsya.
3. A Student's Guide to Careers In the Digital Economy. Available at: https://www.topuniversities.com/student-info/
careers-advice/students-guide-careers-digital-economy (accessed 30.01.2018).
4. Dore L., Geraghty A., O'Riordan G. Towards a national digital skills framework for Irish higher education, All Aboard Project. Available at: http://allaboardhe.org/ DSFramework2015.pdf (accessed 14.12.2015).
5. ECORYS 2016, Digital skills for the UK economy. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/492889/DCMSDi gitalSkillsReportJan2016.pdf (accessed 06.12.2016).
6. Scherman J. 4 Elements Crucial to Professional Success in a Digital Economy. Available at: https://www. rasmussen.edu/degrees/business/blog/professional-success-in-digital-economy (accessed 19.09.2017).
7. Spitzer B., Jerome B., Valerie M., Subrahmanyam K. The Digital Talent Gap: Developing Skills for Today's Digital Organizations, Capgemini Consulting, https:// www.capgemini.com/resources/the-digital-talent-gap-developing-skills-for-todays-digital-organizations (accessed 14.12.2016).
8. The new professional profiles for e-Leadership. Instituto Superior para el Desarrollo de Internet. Available at: https://www.isdi.education/sites/default/files/ professional_profiles.pdf?utm_source=portal_qs&utm_ medium=referral&utm_campaign=gmdb.
9. Van Dijk J., Van Deursen A. Digital skills: unlocking the information society. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2014. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/263619852_Digital_skills_unlocking_the_ Information_society.
10. William D. Eggers, Joel Bellman. The journey to government's digital transformation. Available at: https://www2.deloitte.com/insights/us/en/topics/digital-transformation/digital-transformation-in-government.html. (accessed 02.10.2015).
_I
УДК 691.33
Махкамбаев Улугбек Сайдисламбекулы
студент 2-го курса, СевероКазахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск, e-mail: [email protected]
Валиева Майра Мухаметгалиевна
кандидат экономических наук, Северо-Казахстанский государствен ный университет им. М. Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск, e-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат. Среднее образование является одним из решающих факторов, влияющих на личностное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования непосредственно зависит успешность отдельного человека и развитие всего общества в целом. Главную задачу