М.А. Горюнова, М.Б. Лебедева, В.П. Топоровский
(Санкт-Петербург)
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TEACHER'S DIGITAL LITERACY AND DIGITAL COMPETENCY IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
В данной статье ставится задача определить содержание понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетентность педагога», а также выявить пути формирования цифровой компетентности на основе использования массовых открытых онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий в системе среднего профессионального образования в современных условиях.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровая школа, качество, цифровые технологии, цифровая экономика, массовые открытые онлайн-курсы, дистанционные образовательные технологии, портфолио.
This article, based on the analysis of the experience of teachers' training and development in the secondary vocational education system, aims to define the content of the concepts of «digital literacy» and «digital competence of the teacher», as well as identify ways to develop digital competence, through the use of massive open online courses and remote educational technologies, as the basis of effective and high-quality work of teachers of vocational training system in the current conditions. Key words: : digital literacy, digital competence, digital school, quality, digital technologies, digital economy, mass open online courses, distant educational technologies, portfolio.
В рамках национального проекта «Образование» 2019-2024 гг. реализуется ряд Федеральных проектов, значимо важных для системы среднего профессионального образования (СПО): «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и др. [7].
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» подчеркивается, что необходимо повышение степени информированности и цифровой грамотности россиян, поставлена задача к 2024 году увеличить до 40% долю населения, обладающего цифровыми навыками [10].
Отметим, что формирование цифровой грамотности начинается еще в школе, иногда в дошкольном учреждении, и продол-
жается в организациях системы профессионального образования. Для повышения эффективности данной деятельности принципиально важно определить критерии и способы ее оценивания. Только в этом случае цифровая грамотность и цифровая компетентность могут стать основой для качества и совершенствования образовательного процесса, подготовки к жизни в социальной и производственной сферах в условиях цифровых технологий и цифровой экономики.
Прежде всего необходимо определиться с понятийным аппаратом. В одних исследованиях подчеркивается, что «цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффек-
тивного использования цифровых технологий и ресурсов интернета» [11]. В других источниках говорится, что «под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [14].
В этом определении, в сравнении с первым, важным и принципиальным является наличие навыков и детальное представление операций работы с информацией (управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать ...).
Многие ученые и практики отмечают, что цифровая грамотность включает в себя следующие виды грамотности:
• информационную (умение грамотно работать с информацией: поиск в разных источниках, оценка достоверности, описание по ГОСТ, соблюдение авторских прав при цитировании);
• компьютерную (знание возможностей компьютеров и мобильных устройств, умение устанавливать необходимые программы и приложения в соответствии с задачами профессиональной и обыденной жизни);
• медиаграмотность - умение работать с текстовой, графической, видеоинформацией, другими видами информации, умение использовать объекты дополненной и виртуальной реальности;
• коммуникативную грамотность (умение использовать возможности современных технологий для результативных коммуникаций: создавать сетевые документы, обеспечивать доступ к ним, принимать участие в совместной работе над документами, умение использовать возможности социальных сетей, понимание их возможностей и существующих рисков);
• технологическую грамотность (умение выбирать подходящие цифровые устройства и технологии для решения профессиональных задач) [4, 14].
Важно говорить о значении цифровой грамотности для всех субъектов образовательного процесса. Ведь современный «цифровой ребенок» рождается, как часто говорят, «с пальцем на кнопке», в его жизни изначально цифровые устройства и мобильные технологии играют важную роль. Педагог, чтобы быть адекватным в цифровом мире, цифровых технологиях, должен иметь знания о возможностях компьютеров (в том числе мобильных устройств) и технологий, понимать роль цифровой образовательной среды (ЦОС), уметь анализировать информацию, проектировать и создавать свою собственную среду, работать в сетевых педагогических сообществах, учитывая возможности информации, ограничения, риски ее использования и др.
На цифровой грамотности базируется цифровая компетентность педагога, которая означает готовность и способность использовать цифровые ресурсы, применять компьютеры, мобильные устройства и облачные технологии в образовательном процессе, а также создавать и эффективно использовать в образовательном процессе возможности цифровой образовательной среды и всех ее составляющих.
Мы полагаем, что педагог системы профессионального образования работает в более сложных условиях, чем педагог системы общего образования. Связано это со следующими обстоятельствами:
• обучающиеся организаций системы профессионального образования в большинстве случаев имели проблемы, когда учились в школе, у многих из них невысокий уровень учебной мотивации, существенные пробелы в знаниях, порой неверие в собственные силы, часто отсутствие желания учиться, и педагогу системы СПО необходимо это знать, учитывать и переломить ситуацию;
• студенты в системе СПО получают одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку, поэтому большую роль играют межпредметные связи, практическая ориентация и профессиональная направленность общеобразовательных и общетехнических предметов;
• система обучения в организациях СПО в большей мере приближена к вузовской и ориентирована на очень большой объем самостоятельной работы, на ответственность за результаты собственного обучения.
В профессиональном стандарте указывается, что педагог системы профессионального образования должен иметь широкий спектр умений и навыков, связанных со следующими аспектами и требованиями:
• изучением требований рынка труда к качеству профессионального образования;
• проектированием и разработкой образовательных программ, а также оценочных средств, ориентированных на результативную подготовку к профессии;
• созданием практикоориентирован-ной цифровой образовательной среды;
• использованием возможностей традиционного обучения и инновационных технологий на основе дистанционных образовательных технологий;
• организацией профориентационной деятельности и сопровождением профессионального самоопределения обучающихся;
• формированием, развитием и оцениванием профессиональных и общих компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС [2].
Какими же способами можно формировать цифровую грамотность и развивать цифровую компетентность педагогов системы СПО?
Для этого необходимы как целенаправленная работа в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и неформальное образование (непрерывное обучение, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обмен опытом работы с коллегами и «зримое» представление своего педагогического опыта).
Несомненно, роль традиционного формального повышения квалификации и переподготовки на данный момент по-прежнему велика, тем более, что формы занятий со слушателями меняются в соответствии с требованиями времени и возможностями информационной среды.
В связи с этим практически все курсы повышения квалификации, которые разрабатываются и реализуются в ЛОИРО, имеют
Предметно-ориентированная информационно-образовательная среда
ВТОРНИК. 17 АПРЕЛЯ 2018 Г.
Тезисы занятия
Уважаемые коллеги! 1. В приведенной ниже презентации несколько вводных слайдов, показывающих - этапы развития интернета, который существенно изменил нашу профессиональную и обыденную жизнь.
• приведены ссылки на материал по тематике безопасности в сети интернет, включая фильм;
• примеры страниц Рособрнадзора в сети ВКонтапе и на УоиТиЬе, которые говорят о возможности использования этих сред в образовании,
• примеры образовательных ресурсов и сред, которые могут быть полезны в деятельности педагога, и о которых более подробно речь пойдет далее.
060 МНЕ □ КМИИКТ ЛОИРО
Просмотреть профк
АРХИВ БЛОГА
► 2018(1)
Рис. 1. Блог педагогов системы СПО Ленинградской области.
в структуре образовательной программы обязательные модули по теме «Цифровая образовательная среда современной образовательной организации» объемом 3-6 часов. Кроме того, в них представлены элементы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Важно отметить, что использование ДОТ помогает педагогам в контексте работы с содержанием получить навыки использования современных инструментальных сред, информационных технологий, а также соотнести новые формы организации образовательной деятельности со своими потребностями и возможностями.
Уточним возможности такого построения занятий на примере использования блога для дистанционного сопровождения занятий и развития коммуникативных компетенций педагогов через включение их в написание комментариев и обсуждение вопроса, темы, ситуации, анализа практического педагогического опыта.
Для организации занятий педагогов системы СПО в 2018 году был создан блог «Предметно-ориентированная информационно-образовательная среда» (адрес бло-га http://kirishispo.blogspot.com/2018/04/ blog-post.html, автор М.А. Горюнова) (рис 1.)
Приведем несколько фрагментов комментариев, которые появились в результате развернутого обсуждения материалов блога.
Бочарова В.И.: Сайт колледжа ИТ очень содержателен, есть вся необходимая информация как для студентов, так и для их родителей. Но немного затруднен поиск нужной информации. Портал с 3д-моделями mozaik очень хорош собой, но, к сожалению, не подходит для изучения моего предмета, английский язык, а что насчет конструктора заданий от LearningsApps, он мне очень понравился и думаю в дальнейшем даже использовать его в работе!
Горюнова М.А.: Спасибо за комментарий, к которому хочу добавить лишь ремарку о том, что сайт с 3д-моделями, да и LearningsApps можно использовать «в режиме английского языка», если Вы можете себе это позволить в отличие от большин-
ства. На английском там огромное количество и моделей, и видео по разным темам. А сама специфика преподавания языка, в рамках которого Вы проходите множество тем, связанных с природой, техникой, городами и т.д., дает неограниченный потенциал использования подобных ресурсов. Может быть в колледже есть особая специфика?
Левкович С.: Ознакомившись с представленным материалом,
1) сайт колледжа ИК располагает всей необходимой информацией как для студентов, так и для их родителей. В ходе рассмотрения разделов сайта не было выявлено ничего нового (в принципе такое построение сайта является приемлемым). Хороший пример того, как именно должен выглядеть сайт образовательного учреждения с четкой структурой и простым оформлением;
2) интернет-ресурс «MOZAIK Education» действительно вызвал интерес, но в ходе подробного изучения ресурса не было найдено информации по преподаваемому мною предмету «Компьютерные сети»;
3) интернет-ресурс «LearningsApps. org» - первый из представленных материалов целевого блока, в котором я нашел для себя новую информацию. Сайт выполнен в сдержанном стиле. Проект привлекает тем, что здесь находится большое количество готовых разработок ресурсов от других педагогов, которыми можно воспользоваться и даже усовершенствовать;
4) МООК «Универсариум» - проект, с которым мое знакомство началось еще до изучения материала этого информационного блока. Сайт предоставляет огромное количество курсов по разным темам.
Выражаю благодарность за предоставленный материал!
Такой диалог можно рассматривать и как инструмент диагностики профессиональных дефицитов, возможностей и потребностей преподавателей. Следует отметить умение четко и аргументированно сформулировать ответ, содержащий представление собственного опыта, личного отношения к представленным материалам, запросов. Все
это говорит о высоком потенциале в области использования цифровых технологий среди преподавателей системы профессионального образования. Подчеркнем важную роль формального обучения как навигатора в организации послекурсового неформального повышения квалификации с использованием, в том числе, рекомендаций подобного блога.
Одним из важных направлений работы является постоянное саморазвитие педагога средствами современных дистанционных образовательных технологий. Свою роль в таком саморазвитии играют массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Они позволяют педагогу:
• развиваться в предметной области;
• осознавать сущность и возможности дистанционных образовательных технологий в профессиональном становлении человека и в современном образовательном процессе;
• переносить опыт постоянного самообучения на студентов, формировать у них потребность и стремление к обучению в течение всей жизни.
Проведенный в ЛОИРО анализ профессиональных дефицитов педагогов системы СПО показывает, что возможности ДОТ пока используются незначительно и не всегда эффективно.
К примеру, на МООК «Лекториум» (https://www.lektorium.tv) для многих педагогов актуален курс «Как стать наставником проектов», ориентированный на всех, кто хочет отточить мастерство создания школьных и студенческих проектов. На МООК «Универсариум» (https://universarium.org) рекомендуется обратить внимание на курс под названием «Тайм-менеджмент», ибо сегодня умение ставить цели и планировать свое время важно для каждого человека и в очень большой степени для педагога. Изучив такой курс, педагог не только поймет, как можно учиться средствами дистанционных образовательных технологий, но и приобретет очень важную общую компетенцию, востребованную в современном обществе.
В последнее время на Универсариуме начал функционировать «Дистанционный
подготовительный факультет по ^-специальностям», ресурс, который создан совместно с ведущими техническими вузами РФ. Этот курс может быть полезен студентам системы СПО, которые планируют продолжать профессиональное образование в вузе.
Подобные возможности предоставляют и другие МООК: Степик, Интуит, зарубежные платформы. Стоит особо подчеркнуть значение курсов на английском языке. Знание хотя бы одного иностранного языка -важная компетенция современного человека. Можно учить язык традиционным способом, осваивая грамматику, набирая словарный запас, практикуясь в монологической и диалогической речи, а можно учиться на языке и осваивать его в процессе обучения. Поэтому основной задачей педагога становится ориентирование студентов на обучение и умение грамотно и результативно учиться с использованием МООК.
Выделим также еще одно направление формирования информационной грамотности и информационной компетентности педагогов системы СПО. Так, в последние годы кафедры ЛОИРО организуют корпоративное повышение квалификации в учреждениях системы профессионального образования и в Ленинградской области. Востребованная тематика курсов - «Разработка ресурсов для реализации дистанционных образовательных технологий» (например, на платформе СДО Moodle). Педагоги осознают, что создание подобных ресурсов помогает в организации всего образовательного процесса: выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов студентов, организации самостоятельной работы на занятиях и дома, организации практики и др.
Следующее направление работы - использование новых технологий работы со студентами системы профессионального образования, особенно таких, которые интегрируют в себе возможности педагогических и информационных технологий. Одной из таких может стать технология «Интер-нет-портфолио».
Идея создания и использования портфо-лио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Уже в начале XXI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Портфолио чаще всего принято рассматривать как продукт деятельности обучающегося «на выходе» конкретной образовательной ступени.
В научных трудах Е.Е. Федотовой, Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом [8].
Е.В. Игонина, исследуя возможности традиционного портфолио, указывает, что данное понятие, по мнению исследователей, является:
• средством контроля за учебной деятельностью;
• инструментом оценочной деятельности преподавателя;
• многофункциональным инструментом как оценивания результатов учебной деятельности со стороны преподавателя, так и инструментом самооценки собственных достижений со стороны студента;
• средством мониторинга индивидуальных достижений или формы альтернативного экзамена;
• инструментом определения общей рейтинговой оценки обучаемых при распределении их по профилям обучения;
• альтернативным инструментом или технологией отслеживания результатов обучения;
• инструментом оценки образовательных достижений и дополнения результатов других традиционных контрольно-оценочных средств;
• альтернативным по отношению к традиционным формам способом оценивания (самоанализа профессиональных знаний, умений и личностных качеств студента, прослеживания динамики его профессионального становления и т. д.) [1].
Интернет-портфолио также позволяет решать все эти задачи, но еще и обеспечивает формирование и развитие цифровой грамотности студентов. Если студенты в процессе обучения постоянно обращаются к сетевым ресурсам, выкладывают свои работы в сети, они непременно осваивают дополнительные возможности цифровых технологий. Интернет-портфолио является важным инструментом и для педагога и определяет степень его готовности к профессиональной деятельности в условиях новых требований.
Современные информационные технологии позволяют постепенно и целенаправленно собирать работы учащихся на сайте (или блоге), систематизировать их, снабжать отзывами или комментариями. В результате педагог оставляет значимый цифровой след в Интернете и «зримо» представляет результаты своей профессиональной деятельности.
Третье возможное важное направление работы - использование в профессиональной деятельности идей формирующего оценивания и различных оценочных средств, базирующихся на использовании мобильных устройств и технологий. Сегодня педагог должен быть способен провести быстрый опрос с использованием, например, мобильных приложений РНске^ и Kahoot и на основании данных опроса внести изменения в ход занятия. Важным направлением работы должно стать создание критериев оценивания важных видов учебной деятельности с использованием возможностей цифровых технологий.
Таким образом, отметим чрезвычайную важность формирования цифровой грамотности и компетентности у педагогов системы СПО. Использование нереализованных пока путей позволит решить эту задачу и сделать работу педагогов более продуктивной и результативной.
Литература
1. Игонина Е.В. Функции портфолио студента вуза //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011.
2. Концепция развития профессионального образования Ленинградской области на 2018-2030 годы «Профессиональное образование Ленинградской области: новые ориентиры - новое качество».
3. Кучмаева О.В., Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017-2018 годах. - М.: ИСПИ РАН, 2018.
4. Лебедева М.Б. Цифровая грамотность субъектов образовательного процесса: сб. статей Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование». - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - С. 407-414.
5. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS) /Авдеева Светлана Михайловна, Третьякова Елена Львовна, Дубовик Светлана Маратовна. [Текст: электронный] Режим доступа: https://www.ntf.ru/content/международ-ное-исследование- компьютерной-и-информационной-грамотности-irils (Дата цитирования 01.03.2019).
6. Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования ГАРАНТ.РУ: 11. 09. 2015. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71076382/#ixzz4WehA1200
7. Национальный проект «Образование» 2019-2024 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (Дата цитирования 01.03.2019).
8. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 201-238.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Текст: электронный] Режим доступа http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0.pdf (Дата цитирования 01.03.2019).
11. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 7(46).
12. Установка (психология). Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Установка_(психология) (Дата цитирования 01.03.2019)
13. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. - 2012.
14. Цифровая грамотность для экономики будущего. Исследовательский спецпроект НАФИ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost/ (Дата цитирования 01.03.2019).
15. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы [Электронный ресурс]. URL: http://kiro46.ru/docs/Cifr_Gramot.pdf (Дата цитирования 01.03.2019).
16. Цифровая грамотность. «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). [Электронный ресурс] Режим доступа http://цифроваяграмотность.рф (Дата цитирования 01.03.2019).