Мартысюк П. Г.
д.филос.н., доктор культурологии, доцент, профессор Минского филиала Российского экономического
университета
Pr_martis@yahoo.com
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: глобализация, инновации, общество, прогресс, цифровая экономика, культура, философия, человек.
Keywords: globalization, innovation, society, progress, digital economy, culture, philosophy, man.
Философский аспект цифровой экономики раскрывается в её осмыслении как объективной реальности, чьё появление на свет объясняется объективными закономерностями, присущими развитию социума и культуры. Философия задаётся целью рассмотреть цифровую экономику не только как объективный феномен, подчинённый собственным законам и правилам развития, но и как одно из приоритетных направлений функционирования общества. Проблема цифровизации затрагивает интересы всей экономики, включая её традиционные секторы, а также поднимает комплекс проблем хозяйственно-бытового и этического характера, имеющих непосредственное отношение к жизни человека. Отчасти это обусловлено и тем, что цифровая экономика выступает в качестве важнейшего сегмента мировой глобализации.
Глобализационные процессы с цивилизационной точки зрения имеют конструктивную направленность. Во многом это распространяется на приобщение к мировым духовным и материальным ценностям вне зависимости от существующих национальных, расовых, религиозных и др. различий и противоречий. При этом доступ к духовным и материальным благам становится возможным без преодоления значительных расстояний и границ. Наряду с торговыми, коммерческими, банковскими операциями, цифровизация также затрагивает сферы образования и здравоохранения. Она же облегчает доступ к электронному ресурсу и, как следствие, способствует оперативному получению необходимой информации.
Особое место в цифровой экономике, подверженной влиянию глобализационных процессов, отводится искусственному интеллекту. Искусственный интеллект в определённой степени стремится заместить человека в решении производственных, экономических, научных и других задач. В нём присутствуют отдельные параметры творческой деятельности, являющиеся исконно прерогативой мыслящего человека. При этом творческая направленность искусственного интеллекта, в отличие от человеческого, имеет строго направленный и предсказуемый характер. Её характер определяется самим создателем.
В сфере торговли искусственный интеллект отличает быстрое принятие решений, по скорости и масштабу значительно превосходящее мыслительные способности человека. При этом характерная для цифровой экономики демонстрация нового зачастую реализуется вне сознания воспринимающего субъекта, и поэтому демонстрирует в отношении него заведомо отчуждённые формы. В этой ситуации активизируется философская рефлексия, в основе которой сокрыт принцип гуманизма. «Гуманизм своим происхождением во многом обязан установке на любовь, которая в системе философских координат формирует философскую позицию, сориентированную на ее многочисленные точки соприкосновения с установкой на живой экзистенциальный контакт, а также философскую близость к объекту, предполагающую предварительный экзистенциальный контакт с ним1».
Философию всегда интересовала проблема преобразования общества, отыскание путей его качественного улучшения, наращивание позитивного потенциала. При этом для неё «общественная жизнь есть жизнь человеческая, творение человеческого духа, в которую вкладываются и в которой соучаствуют все силы и свойства последнего.
Обобщающее познание собственной жизни общественной жизни неизбежно носит, как уже сказано, характер самопо-
2
знания человека ».
Общественная жизнь с точки зрения философии только тогда наделяется духовным содержанием, когда объективная реальность перестаёт носить внешний отчуждённый характер, противостоящий нам и нашему внутреннему миру, а предстаёт в форме трансцендентной реальности присутствующей в нас самих, изнутри с нами сращивается и через нас раскрывается. В результате реальность, данная нам во внутреннем опыте, выходит за пределы противоположности между субъективной жизнью и объективным миром, делая последний во всех смыслах для нас удобным и комфортным. Общественное входит в этом отношении в состав духовной жизни в её внешнее выражение и воплоще-
1 Гильдебрандт Д. Что такое философия? - СПб.: Алетейя, 1997. - С. 308.
2
Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - С. 19.
ние. В итоге общественная жизнь выступает в качестве объективной реальности, вырабатываемой внутренним по-требностным миром человека, выделяется им, и неразрывна с ним связана.
Применительно к развитию и усовершенствованию общества философия в различных её направлениях подпи-тывается верой в прогресс. В условиях глобализационных процессов в мире, инноваций, реализующихся в цифрови-зации экономики, прогрессистские умонастроения обретают особую актуальность. В идеальном варианте непрерывное движение вперёд должно привести к намеченной конечной цели, к последнему идеально-завершенному состоянию. При всём этом бросается в глаза произвольность идеи прогресса, о чём свидетельствуют общеизвестные факты исторической жизни. Исторический анализ различных сторон жизни - технической, политической, культурной свидетельствует в пользу относительной природы прогресса. Нередко усовершенствование отдельных параметров общественного развития сопровождается утратой некоторых других культурных ценностей. В свою очередь история нередко показывает и то, что наряду с эпохами подъёма и совершенствования существуют эпохи упадка, разложения и гибели. И, тем не менее, несмотря на противоречивые тенденции присущие социальному прогрессу, он не перестаёт быть типом развития, приводящим к качественному улучшению отдельных параметров общественной системы. По большей части это проявляется в создании условий, благоприятствующих развитию самого человека, в степени гарантированной обществом индивидуальной свободы, а также возвышении гуманистического начала в жизни общества.
В заключении следует отметить, что несмотря на различное, порой противоречивое и неоднозначное отношение к проблеме цифровизации экономики, данное общественное приобретение не препятствует всестороннему развитию личности. С позиции философского осмысления меняющейся общественной реальности, формирование субъектом себя как творческой личности - единственно возможный путь к сохранению и самоутверждению в условиях современного научно-технического прогресса, инновационного развития экономической сферы общества. Сюда входит формирование современного мировоззрения; обогащение своих знаний; развитие культуры мышления; профессиональной культуры; повышение нравственной и социальной ответственности.