Научная статья на тему 'Цифровая экономика: прорывные технологии в образовании'

Цифровая экономика: прорывные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ПРОРЫВНЫЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буряк В. В.

Анализируется проблематика образовательного обеспечения стратегии цифровизации экономики России. Эта стратегия предполагает осуществление технологического прорыва по всем направлениям социально-экономической трансформации социума. Успешная реализация этапов государственной программы цифровизации экономики России предполагает создание такой системы высшего образования, в основе которой будут находится так называемые «прорывные технологии» (disruptive technologies). Эволюция информационного общества продолжается, и использование образовательных ресурсов disruptive technologies является насущной необходимостью для осуществления значимых социальноэкономических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика: прорывные технологии в образовании»

В организациях для исчисления себестоимости продукта (трудов, услуг) из всего ансамбля калькуляционных единиц преимущество отдается одному измерителю, который рассматривается как основной. Как правило, он совпадает с единицей замера объема продуктов, работ или услуг. Если для конкретного типа продукта применяют 2 измерителя (к примеру, тонны и квадратные метры, штуки и единицы силы), то для калькулирования себестоимости используют основной измеритель. Калькуляционные единицы формируются отраслевыми инструкциями.

Итак, подведем итоги. Видов калькуляции себестоимости продукции множество. Их применение в организациях зависит от множества факторов: цели калькуляции, специфика организации, расходы, включаемые в себестоимость продукции и многое другое. Список использованной литературы:

1. Ефремова А.А. Способы калькулирования себестоимости//Справочник экономиста.- №5.-2015.- С. 2730.

2. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы. -М.: КноРус, 2016. - 248 а

3. Маха Р. Калькулирование себестоимости по прямым издержкам . - М.: Омега-Л, 2015. - 144 а

4. Петров А. М. Общественное питание. Учет и калькулирование себестоимости. - М.: Рид Групп, 2016. -384 а

5. Просветов Г. И. Учет затрат и калькулирование себестоимости. Задачи и решения. - М.: Альфа-пресс, 2014. - 320 а

6. Стажкова М.М. Калькуляция себестоимости продукции// Управленческий учет.- №9.- 2015.- С. 24-27.

© Акилин С.С., 2018

УДК 658

В. В. Буряк

Кандидат философских наук, доцент кафедры ФЕНП философского факультета Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского.

Россия, Симферополь. [email protected]

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Анализируется проблематика образовательного обеспечения стратегии цифровизации экономики России. Эта стратегия предполагает осуществление технологического прорыва по всем направлениям социально-экономической трансформации социума. Успешная реализация этапов государственной программы цифровизации экономики России предполагает создание такой системы высшего образования, в основе которой будут находится так называемые «прорывные технологии» (disruptive technologies). Эволюция информационного общества продолжается, и использование образовательных ресурсов disruptive technologies является насущной необходимостью для осуществления значимых социально-экономических проектов.

Ключевые слова:

цифровая экономика, инновации, прорывные инновации в образовании, disruptive innovation, disruptive technologies

Организационные, экономические и технологические инновации существенно зависят не только от объёмов финансовых инвестиций, но также и от компетенций исполнителей. Преподаватели, работающие в различных подразделениях высшего образования, обязаны предлагать свои проекты переформатирования педагогических технологий в контексте системных преобразований российского социума. Наиболее актуальной является эффективная подготовка специалистов того или иного профиля [1; 2; 3; 4]. Экономическая ситуация на глобализированных рынках производства товаров и услуг предполагает усиление конкуренции транснациональных брендов. Прежние технологии производства потребительской продукции становятся менее востребованными, поскольку их ключевые потребляемые качества в течение короткого времени теряют свою потребительскую ценность. Основная причина радикальных трансформаций в этой сфере - инновации. Актуальную тему инновационного развития экономики и общества в целом впервые артикулировал Клейтон Кристенсен (Clayton M. Christensen). Созданное им популярное выражение disruptive innovation появилось в академической публикации ещё в 1995 году [6]. В известной книге The Innovator 's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail, 1997 (Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании) он проанализировал «модель подрывных инноваций» [7]. Этот методологический ход некоторые экономисты используют для описания механизмов внедрения инновационных технологий. В своих книгах Клайтон Кристенсен рассматривает комплексную идею инновационного бизнеса в самом широком смысле [8; 9; 10]. Семантика выражения disruptive innovation / disruptive technologies весьма многозначна и зависит от контекста. Disruptive technologies имеют перевод как «прорывные технологии» (например, биохимические открытия в пестицидной индустрии); «подрывные технологии» (использование в медицине стволовых клеток); «пробивные технологии» (например, мобильный интернет); «трансграничные технологии» (производство мини-спутников нано-технологического масштаба с низкими инвестициями и коротким циклом R&D) и т. д. Принципиальным для disruptive technologies является эффект значительного ускорения производства чего-либо и одновременно, повышение качества товаров и услуг.

В последние годы в мире, сформировались новые тенденции на основе экономической электронно-взаимозависимой коммуникации (an electronically interdependent economic unit), когда разрушение (disruption) устойчивых прежде функционально-производственных связей на одном конце планеты оказывает существенное воздействие на других игроков. Благодаря disruptive technologies инновации проникают в самые отдалённые уголки мира и способствуют внедрению более эффективных и гибких форм организации деятельности, в сфере образования в том числе. Обычно выражение disruptive innovation переводится как «подрывные инновации». В контексте настоящего исследования это терминологическое словосочетание можно перевести как «прорывные инновации». Ещё точнее смыслу данного выражения соответствует перевод «прорывные / подрывные технологии» (disruptive technologies) [5]. В контексте понимания перспектив инновационной модели образования disruptive innovation -- это такого рода инновационная практика, которая способствует тому, чтобы «подрывные инновации» (disruptive innovation), а особенно в сфере высшего образования, создавали дополнительную рыночную ценность образовательных услуг. Таким образом, в сфере университетского образования disruptive technologies способствуют креативному разрушению существующей рыночной сети, вытесняя с планетарного рынка другие образовательные проекты. Фундаментальные причины, вследствие которых система высшего образования должна трансформироваться во всех своих сегментах, детерминированы технологическим и экономическими факторами. Ситуация, когда на рынке высокотехнологичных, наукоёмких услуг появляются новые возможности для «игроков», не уникальна.

Успешные организации всегда в курсе происходящих инноваций. Та бизнес-среда, где они развиваются, не позволяет мгновенно перестраиваться, поскольку для этого необходимы значительные инвестиции и кадровые ресурсы. В то же время, каждая организация, которая претендует на лидерские позиции, должна постоянно рефлексировать относительно системы ценностей (существующей и альтернативных ей). Дело в том, что disruptive innovation могут фактически мгновенно разрушить прежнюю систему ценностей «молодой фирмы». В то время как консервативная устойчивая организация, может какое-то время отстаивать свои позиции (например, несмотря на экспоненциальный рост интернет-

аудитории, телевидение всё ещё существует). Здесь могут сосуществовать две стратегии: выживание в условиях высокой конкуренции и приоритет процветания на рынке. По м нению Кристенсена, disruptive innovation - это принципиально новый продукт или услуга, которые способствуют расширенному набору клиентов (new set of customers).

Инновации и высокие технологии создают новые свойства услуг. Таким образом, образовательные учреждения находят своих уникальных потребителей. Именно платёжеспособные потребители создают устойчивый спрос на образовательные услуги. Для удовлетворения этого спроса, необходимы соответствующие инвестиции, в том числе, в высокие технологии. Благодаря массовому внедрению таких технологий, инновационная бизнес-среда расширяется. Наступает тот экономический этап, когда инновационные технологии становятся тем инструментом, который соответствует номинации disruptive technologies («подрывная / прорывная технология»).

Использование инструментов и всей экосистемы disruptive innovation для усиления конкурентных преимуществ государства показывает, что инновации в принципе предоставляют дополнительные ресурсы для реализации человеческого потенциала. Необходимо быстрее всех участников конкуренции / соревнования внедрять высокотехнологичные disruptive technologies. При этом нужно вовремя определять их экономическую эффективность, с тем чтобы осуществлять заявленные цели. В списке таких прорывных технологий (disruptive technologies): бизнес P2P, программное обеспечение как сумма услуг (software as a service), веб-службы и вычисления в реальном времени, технологии grid computing, electronic tagging, система электронных пометок (electronic tagging ) и другие услуги, основанные на местоположении офиса (location-based services) [12].

Прорывные технологии в современном вузовском образовании

Новые ориентиры и технологии заставляют исполнителей постоянно пересматривать наличные производственные модели, чтобы оставаться конкурентоспособными [11]. Тотальная цифровизация становится основанием любого разрушительного технологического прорыва (disruptive technology breakthrough). Кристиан Кромме обнаружил, что техносфера развивается в соответствии таким же эволюционным этапам, как и биофера. Мир существует на биологическом, технологическом и человеческом уровнях. Они взаимосвязаны и взаимодополнительны. Интернетизированные цифровые технологии фактически объединяют человечество в единый организм, «метакогнитом». Этот «сверхразум» фундаментально трансформирует наше мышление и мировоззрение. Морализаторский императив Руссо-Торо «назад к природе» сегодня, когда техносфера экспоненциально расширяется, очевидно, нерелевантен. Humanification, как её понимает Кристиан Кромме, - это прежде всего использование технологических инноваций в повседневной жизни [13]. Такие технологии уже применяются в сфере образования. Сегодня студенты объективно существуют в условиях высокотехнологичного мира. Поскольку каждый обучающийся индивидуален в психоэмоциональном и когнитивном плане, процесс обучения всё в большей степени становится поистине креативным.

Самооценка обучающегося, определение значимых целей в процессе обучения и отслеживание прогресса в достижении этих целей становятся на прозрачную измеримую в баллах технологичную платформу. Благодаря современным цифровым технологиям можно сформировать новый фундамент для эффективного обучения студентов. Педагогический метод Сонни Магана, T3 Framework, помогает преподавателям классифицировать обучение студентов в соответствии с уровнем сложности: обычная трансляция знаний (translational level), трансформация знаний (transformational level) и трансценденция знаний (transcendent level). Выделение и операционализация уровней происходит посредством специализированных технологических приложений с определённым качеством информационного воздействия, для того чтобы достичь желаемого результата в процессе обучения [14]. Экспоненциальная цифровизация (дигитализация) экономики заставляет потребителей благ более активно использовать информационные технологии. Парадоксальный слоган «digitize or die» («оцифровка или смерть») указывает на стратегически важный управленческий императив каждого руководителя организации для осуществления конкретной бизнес-модели [16]. Так что, как показывает Nicolas Windpassinger, «выбора нет», вернее, он «черно-белый»: digitize or die. Это справедливо прежде всего для сферы высшего

образования. Лидия Роуз отмечает, что современные прорывные коммуникационные технологии (disruptive communications technologies) необходимы для высших учебных заведений, поскольку способствуют эффективности образовательного процесса. Онлайн-облачные вычисления (online cloud computing) в областях взаимодействия и коммуникации (социальные сети и информационные онлайн-ресурсы) являются необходимыми технологиями для функционирования современного высшего образования. Для практической перестройки учебного процесса необходимо реконструировать педагогическую среду и внедрять новые технологии (disruptive communications technologies) [15].

Disruptive innovation презентует широкий тренд продвижения высококачественных продуктов. Один из примеров такого применения disruptive technologies является TBD (TBD system, Technology, Behaviour and Data). Формат TBD system позволяет корпорациям поддерживать долгосрочный успех в избранной производственной нише. По этой причине формат TBD становится действенным руководством по принятию эффективных решений для осуществления рациональных инвестиционных стратегий. Очевидно, что подрывные инновации / подрывные технологии (disruptive technologies) представляют собой конкурентную угрозу по отношению к прежним, «закрывающимся / консервативным технологиям». Понятно, что процесс внедрения disruptive technologies содержит в себе как позитивные, так и негативные последствия, социетальные эффекты и прикладную ценность которых можно верифицировать благодаря мониторингу наличной экономической деятельности. Наглядны исторические примеры disruptive technologies: в 1865 году телефонные аппараты начали вытеснять телеграфные аппараты; в начале 19-го века в Западной Европе корабли с паровым двигателем (пароходы) вытеснили парусный флот; в середине 20-го века устройства с полупроводниками стали гораздо более востребованы, нежели электровакуумные приборы; уже в начале 21-го века цифровые фотокамеры стали вытеснять с, казалось бы, консервативного рынка фотоаппаратов пленочные фотокамеры; электронная почта сегодня окончательно вытеснила «бумажно-конвертную» почту 19-го и 20-го веков. В своём исследовании «Disruptive Technologies» (2017) Пол Армстронг предлагает подвергнуть рефлексии путь технологического развития и обозначить необходимые шаги, которые должен предпринять каждый ответственный бизнесмен, чтобы новейшие технологии (disruptive technologies) оказались востребованы максимальным образом. Армстронг анализирует симбиоз знаний и методов, позволяющих эффективно взаимодействовать с помощью ресурса disruptive technologies для усиления базисных позиций в любом бизнесе [5]. Расширенное распространение технологических инноваций в сфере образования, во многом определяется таким феноменом как creative destruction (творческим разрушением). Инновационные (прорывные / подрывные) технологии - важнейший универсальный ресурс для социально-экономического прогресса [17].

Заключение. В представленном исследовании, анализируется актуальная проблематика, сфокусированная на изучении предпосылок внедрения инновационных форм в сфере высшего образования. Успешное осуществление программы цифровизации экономики России предполагает радикальные реформы в области вузовского образования. Поэтому педагогическая деятельность, основанная на использовании модели disruptive innovation, позволит сформировать новую востребованную рыночную ценность образовательных услуг. Широкое распространение технологических инноваций обеспечит значимые трансформации социума в целом. Междисциплинарное пространство взаимодействия высокотехнологичных факторов в области вузовского образования является приоритетным объектом философской рефлексии.

Список использованной литературы:

1. Буряк В.В., Шостка В.И., Шостка Н.В. Тенденции развития современной науки. История и методология. Симферополь: Изд. ДИАЙПИ, 2016. - 333 с.

2. Башта А.И., Буряк В.В., Ротанов Г.Н., Смирнов В.О., Шостка В.И., Шостка Н.В. Университетское образование: инновационные педагогические тренды для профессионального обеспечения оптимальной устойчивости ноосферного развития региона // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2016. Т. 12. № 2 (31). С. 89-96.

3. Башта А.И., Буряк В.В., Смирнов В.О., Шостка В.И., Шостка Н.В. Комплексный междисциплинарный подход к пониманию актуальных проблем формирования современного высшего образования в контексте учения В.И. Вернадского // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2016. № 2

~ 58 ~

(17). С. 117-124.

4. Буряк В.В. Цифровая экономика и новая технологическая парадигма / В сборнике: Цифровая экономика в профессиональном образовании // Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н. В. Молотковой. 2017. С. 61-66.

5. Armstrong, Paul (2017) Disruptive Technologies: Understand, Evaluate, Respond. London, Philadelphia, New Delhi: Kogan Page; 216 p.

6. Christensen, Clayton (1995). Disruptive Technologies Catching the Wave. Harvard Business Review: P 3.

7. Christensen, Clayton M. (1997) The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, MA: Harvard Business School Press»; 225 p.

8. Christensen, Clayton M. (2011) The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. New York City: HarperBusiness; 336 p.

9. Christensen, Clayton M. & Eyring, Henry J. (2011) The Innovative University: Changing the DNA of Higher Education from the Inside Out. CA, San Francisco Jossey-Bass; 512 p.

10. Christensen, Clayton M. & Raynor, Michael E. (2013) The Innovator's Solution: Creating and Sustaining Successful Growth. Massachusetts, Brighton: Harvard Business Review Press; 320 p.

11. Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign (P. 111) // Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (Eds.) (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign: Emerging Implications. Pennsylvania, Hershey: IGI Global; 602 p.

12. Evans, Nicholas D. (2002) Business Innovation and Disruptive Technology: Harnessing the Power of Breakthrough Technology. (US), New Jersey, Upper Saddle River: FT Press; 256 p.

13. Kromme, Christian (2017) Humanification: Go Digital, Stay Human. UK, Gloucestershire: The Choir Press; 242 p.

14. Magana, Sonny (2017) Disruptive Classroom Technologies: A Framework for Innovation in Education. CA, Thousand Oaks: Corwin; 152 p.

15. Rose, Lydia (2012) Social Networks, Online Technologies, and Virtual Learning: (Re)Structuring Oppression and Hierarchies in Academia (P. 266 - 279) // Ekekwe, Ndubuisi and Islam, Nazrul (Eds.) (2012) Disruptive Technologies, Innovation and Global Redesign: Emerging Implications. Pennsylvania, Hershey: IGI Global; 602 p.

16. Windpassinger, Nicolas (2017) Internet of Things: Digitize or Die: Transform your organization. Embrace the digital evolution. Rise above the competition. Publisher: IoT Hub; 245 p.

17.Zhuplev, Anatoly V. (Ed.) (2018) Disruptive Technologies for Business Development and Strategic Advantage. USA, PA, Hershey: IGI Global; 364 p.

© Буряк В. В., 2018 г.

УДК 331

Галимова Г.Ф.

студент 3 курса БГПУ им.М.Акмуллы,

г.Уфа, РФ E-mail:

Научный руководитель: В.Н. Нефедова

ст. преподаватель БГПУ им.М.Акмуллы,

г.Уфа, РФ

E-mail: [email protected]

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассмотрена роль человеческих ресурсов в современных условиях. Отмечается важность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.