УДК 338.28
Цифровая экономика как перспективный механизм развития
Мирошниченко М.В. [email protected] Д-р экон. наук Чудесова Г.П. [email protected] Университет ИТМО Россия, 197101, Санкт-Петербург, Чайковского ул. д.11/2, лит. А
Введение: программа «цифровая экономика», которой посвящена данная статья, служит современным механизмом, развивающим структуру экономики в целом. Появляются ранее неизвестные потенциальные возможности для молодых специалистов, которые стремятся применить полученные знания для удовлетворения своих амбиций, тем самым создавая благоприятную среду для общества и будущего. Процесс цифровизации сопровождается множеством угроз, важнейшей из которых является вероятность развития массовой безработицы в низшем и среднем звене специалистов. Данные и методы: целью работы является определение уровня цифровизации Российской Федерации и разработка рекомендаций по развитию цифровой экономики. Объектом исследования является цифровая экономика Российской Федерации. На основе анализа опыта цифровизации экономик стран-лидеров в процессе исследования были изучены риски и барьеры, выделены недостатки н преимущества стратегий. Кроме того, были изучены возможности применения данных стратегий в Российской Федерации с учетом современной экономической ситуации в стране. Для достижения намеченных целей в процессе исследования были решены следующие основные задачи: изучение основных предпосылок развития цифровой экономики; изучение слабых и сильных сторон экономики Российской Федерации, влияющих на развитие цифровой экономики; разработка предложений и рекомендаций по устранению барьеров. Анализ результатов: на основании полученных результатов, сравнительного анализа и статистических данных были созданы рекомендации по развитию цифровой экономики в России и обеспечению благоприятных условий для ее вхождения в международную экономику. В статье даны рекомендации, которые позволят более четко понимать проблемы, выстроить последовательность действий в политике, организовать четко слаженные действия, для того чтобы своевременно применять возникающие потенциалы, при этом сохраняя свою цифровую, а значит и реальную автономность. Окончательный итог данных перемен никак не предопределен. Важнейшую роль играет подготовленность общества и государства, так как цифровизация вызывает такие возможности, которые привнесут кроме новейших благ, неизвестные и внезапные угрозы.
Ключевые слова: цифровая экономика, структура экономики, социально-экономические условия, нормативно-правовое регулирование, ликвидация барьеров.
DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-121-129
Digital economy as the perspective mechanism of development
Мiroshnichenko М.V. [email protected] D.Sc. Chudesova G.P. [email protected] ITMO University 197101, Russia, St. Petersburg, Tchaikovsky St. d.11 / 2, lit. А
Introduction: The program "digital economy" performs the function of a modern mechanism, which develops the structure of economy on the whole. New interests emerge, which are heretofore unknown as well as large amounts of opportunities to realize them, first of all, by young specialists, who tend to apply the obtained knowledge for satisfying their ambitions thereby creating a favorable environment for modern society and for the future. The analyzed process of digitalization is accompanied by a great number of menaces, the most important of which is the probability of development of large scale unemployment, which
121
affects the middle and junior categories of specialists. No doubt, the process will start with the middle class, since the workplaces of this class will be substituted by automation and robotics. Large number of able, highly qualified persons, who are accustomed to live at a high level of life standards, will find themselves "at a roadside of Western way of life". However, the digital world will be composed at such a rate that a lack of specialists of other specialties will be obvious. Due to this reason absolutely every person, who is ready for changes, will have time resources for preparation. Data and methods: The object of research is the digital economy of the Russian Federation. The aim of this work is to define the level of digitalization of the Russian Federation and preparation of recommendations on the development of digital economy. Aims of research: study the main reasons for digital economy development; study weak and strong sides of economy of the Russian Federation, which influence the development of digital economy; offer recommendations for elimination of barriers. Analysis of results: Based on obtained results, comparative analysis and recommendations were prepared for development of digital economy in Russia and providing for favorable conditions for Russia's entrance to the world economy. Target-oriented and reasonable development in the analyzed direction will provide for potential for regularizing of ties of operational and technological activities of national economy with foreign digital platforms, technologies and standards as well as with the intensive introduction of virtual currencies (crypto-currencies), which is currently uncontrollable). The article offers recommendations, which will enable to more clearly understand the problems, to develop a succession of actions in politics, to provide for coordination of the actions, in order to timely apply the emerging potentialities, thereby preserving its digital autonomy (which means real autonomy as well). In the nearest future digital economy will enable to discover new potentialities in different spheres of life. In other words, the importance of digital economy is obvious, since this trend is modern and, looking at the world experience, the country has a good perspective of growth, using its strong points.
Keywords: digital economy, economy structure, social and economic conditions, standard-legal regulation,liquidation of barriers.
Введение
Экономика является важнейшим и основным направлением развития государства в стране. Программа «цифровая экономика» служит современным механизмом, развивающим структуру экономики в целом. Появляются ранее неизвестные интересы и огромное количество возможностей для их реализации, прежде всего, молодыми специалистами, которые стремятся применить полученные знания для удовлетворения своих амбиций, тем самым создавая благоприятную среду для общества и будущего.
Рассматриваемый процесс цифровизации сопровождает множество угроз, важнейшей из которых является вероятность развития безработицы, причем массовой, касательно и низшего и среднего звена специалистов. Безусловно, начнется процесс со среднего класса, так как именно рабочие места данного класса заменят автоматизацией иробототехникой.Большая доля трудоспособных, высококвалифицированных людей, привыкшая жить на высоком уровне, окажется на «обочине западного образа жизни». Но цифровой мир будет складываться с такого рода быстротой, что обеспечит недостаток сотрудников и других квалификаций. По этой причине пока что абсолютно у всех, кто стремится и готов к переменам, имеются временные ресурсы на подготовку.
Объектом исследования является цифровая экономика Российской Федерации.
Целью работы является определение уровня цифровизации Российской Федерации и разработка рекомендаций по развитию цифровой экономики.
На основе анализа опыта цифровизации экономик стран-лидеров были изучены риски и барьеры, выделены недостатки н преимущества стратегий, также были изучены возможности применения данных стратегий в Российской Федерации с учетом современной экономической ситуации в стране.
На основании полученных результатов, сравнительного анализа и статистических данных были созданы рекомендации по развитию цифровой экономики в России и обеспечению благоприятных условий для ее вхождения в международную экономику.
Задачи исследования:
- изучить основные предпосылки развития цифровой экономики;
- изучить слабые и сильные стороны экономики Российской Федерации, влияющие на развитие цифровой экономики;
- предложить рекомендации по устранению барьеров.
Нацеленное и осмысленное продвижение в рассматриваемом направлении обеспечит потенциал для упорядочения связей операционной и технологической деятельности отечественной экономики с зарубежными
цифровыми платформами, технологиями и стандартами, а кроме того с интенсивным и неконтролируемым в настоящее время внедрением виртуальных валют (криптовалют).
В статье даны рекомендации, которые позволят более четко понимать проблемы, выстроить последовательность действий в политике, организовать четко слаженные действия, для того чтобы своевременно применять возникающие потенциалы, при этом сохраняя свою цифровую, a значит и реальную автономность.
Окончательный итог данных перемен никак не предопределен. Важнейшую роль играет подготовленность общества и государства, так как цифровизация вызывает такие возможности, которые привнесут кроме новейших благ, неизвестные и внезапные угрозы.
В предстоящей перспективе цифровая экономика позволит открыть новые потенциальные возможности в различных сферах жизни. Иными словами, актуальность цифровой экономики очевидна, так как направление современное и, глядя на мировой опыт, стране есть, куда расти, используя свои сильные стороны.
1. Основные предпосылки развития цифровой экономики
Существует достаточно много схем, по которым происходит развитие цифровой экономики. Любая из этих схем имеет основу, построенную на качественном объединении информационных технологий с действующими процессами экономики. Формирующаяся цифровизация экономики ориентируется на покупателей, участки реализации и стоимость, которая должна отвечать качеству предоставляемой услуги. На данный момент социум пребывает на этапе перехода на стадию постиндустриальной цифровой экономики, способную в скором будущем существенно изменить мировой рынок, где:
- информация будет основным ресурсом;
- в Интернете нет ограничений по площадям торговли;
- у компаний появится возможность соперничать с наиболее успешными организациями мирового рынка;
- объем операционной работы ограничен лишь размером Интернета.
На протяжении первого десятилетия становления цифровой экономики, ее основа сводилась к торговому предпринимательству и оказанию услуг через Интернет. Далее степень предлагаемых сервисов существенно поменялась, связав разрозненные до этого технологии. На этом фоне сформировались новейшие комбинации управления производственными процессами [5].
Примером построения процесса цифровой экономики, связанного с моделью информационных технологий, стала «информационная модель здания». Эту модель можно приравнять к революционной, так как она дала возможность одновременного совмещения комбинаций проектирования, возведения, оснащения, эксплуатации и ремонта объектов строительной сферы в общей базе сведений. Кроме того, еще одним итогом этой модификации в последующем периоде стало объединение изучений и исследований «киберфизических систем» CPS. Под киберфизическими системами понимаются умные структуры, содержащие в себе интерактивные инженерные сети, например, «интернет вещей». Сущность подобных концепций состоит в слиянии производственного процесса, требующего отлаженной работы в режиме «online», с программно-электронными системами.
Цифровизация представляет собой хороший инструмент для улучшения экономики государства. Также стоит отметить, что уже выработана совокупность общих мер для стран, у которых переход к цифровой экономике находится в стадии зарождения или стадии преобразования. Для того чтобы установленные мероприятия работали, следует нормализовать службу целой управляющей структуры. Правительственному аппарату необходимо наладить связь всех органов государства и крупных организаций в сфере информационно-коммуникационных технологических процессов и киберсреде.
Применение киберсреды позволяет существенно уменьшить период выпуска новейшего продукта на рынок, увеличивает эластичность и результативность производства, улучшает качество выпускаемого продукта и, как следствие, ведет к росту показателей конкурентоспособности промышленного производства и увеличению ВВП.
На новейшем этапе формирования вершится переход от освоения интегрированных систем, равно как и раздельных компонентов, к рассмотрению их с точки зрения хода производства. Эта процедура подразумевает разовую синхронизацию большого массива сведений с целью оптимизации всего производственного процесса [13]. Сегодня в России вопросам цифровой сферы уделяется особенное внимание, котороепроявляется в дополнительном раскрытии заложенного в человеке потенциала.
Как считают зарубежные специалисты, Россия может похвастаться немалым количеством кадров, имеющих высокую квалификацию и способных создавать на рынке собственные проекты. Необходимо создать систему взаимного сотрудничества с другими государствами на основе научно-технических альянсов [10].
Цифровые технологические процессы становятся обыденной финансовой, общественно-политической составляющей цивилизованной жизни существующих субъектов Российской Федерации и двигателем формирования общества. Россия находится на поступательной стадии формирования прогрессивной цивилизации, что характеризуется доминированием научных познаний, науки в целом, технологий и знаний абсолютно всех сферах жизнедеятельности. Глядя на события мирового уровня, речь идет о внешней политике, то такие вопросы, как национальная безопасность, конкурентоспособность на глобальном уровне остро стоят
перед Россией, а развитие цифровой экономики может послужить для страны неким катализатором. Так, уже ряд элементов успешно осуществляют свои функциональные задачи. Например, глобально на цифровые носители переносятся документы и другие коммуникации; вводится электронная подпись, а также портал общения с государством через электронную платформу.
На данный период Россия не владеет лидерскими позициями в развитии цифровой экономики по достаточно многим показателям: уровень цифровизации, освоение технологий, доля цифровой экономики ВВП, Последний показатель в России составляет в 2017 году 3,8%, а это в три раза ниже, чем у стран, входящих в группу лидеров, но положительная тенденция существует и вполне заметна. Такой важный показатель, как объем цифровой экономики, также стремительно растет в последнее время. Так, практически с нуля созданные крупнейшие цифровые компании уже смогли добиться международной известности и выйти на мировой рынок -крупный мировой онлайн-банк «Тинькофф Банк»,не имеющий физических отделений; порталы и сервисы «Яндекс» и Май.т,производитель навигационных систем «Транзас», портал электронных объявлений Avito, социальная сеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «Лаборатория Касперского» и многие другие.
B 2016 году в докладе McKinsey «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста» акцент делался на то, что экономический рост страны станет следствием производительности трудовых ресурсов и денежных средств на основе цифровой экономики.
2. Интенсивное развитие цифровой трансформации экономики в России.
С 1997 года началась первая ступень оптимизации бизнес процессов, 2007 году последующая автоматизация процессов, совершенствование подготовки кадров. 2016 в России развивается Индустрия 4.0. и идет цифровизация, происходит развитие современной системы образования, поскольку цифровая экономика «требует» «цифровых» навыков.
Цифровая экономика Российской Федерации приобрела существенный толчок в формировании за минувшие годы. Конкретного преуспевания добились частные организации - реорганизуется рынок труда; присутствует помощь со стороны государства в части реализации беспроцентных инфраструктурных проектов, увеличивающих степень доступности цифровых услуг для общества и бизнеса, обширное продвижение приобрела сеть Интернет, мобильная и широкополосная связь.
3. Нормативно-правовое регулирование программы «Цифровая экономика»
B Программе применяются определения, установленные в документах стратегического планирования, законодательных актах и других нормативных правовых актах. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Целями настоящей Программы являются:
- формирование экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, данные в которой приводятся в цифровой форме. Это ключевой фактор производства абсолютно во всех областях социально- экономической деятельности, в которой гарантировано эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
- формирование требуемых и необходимых критериев институционального и инфраструктурного характера, предотвращение существующих преград и ограничений с целью формирования и (или) развития высокотехнологичных направлений бизнеса;
- недопущение возникновения иных преград и ограничений равно как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках; увеличение показателя конкурентоспособности на мировом рынке, как отдельной отрасли экономики РФ, так и экономики в целом.
Условно цифровую экономику можно разделить на три уровня, которые тесно связаны между собой и оказывают существенное влияние на жизнь населения:
- рынки и отрасли экономики, где происходит взаимодействие конкретных субъектов (поставщики, потребители товаров, работ и услуг);
- платформы и технологии, где формирующие компетенции для развития сфер деятельности;
- среда, в которой создаются условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывают нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность [3].
Учитывая то, что эффективное формирование рынков и сфер деятельности в цифровой экономике может быть исключительно при присутствии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, данная Программа нацелена на два уровня цифровой экономики - базовые направления с некоторыми целями и задачами развития:
- ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативно-правовое регулирование, сотрудники и образовательная база, развитие исследовательских компетенций и технологических заделов);
- основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационные инфраструктура и безопасность).
Любое из направлений формирования цифровой сферы основных институтов предусматривает помощь развития равно как ранее имеющихся условий с целью появления прорывных и многообещающих сквозных цифровых платформ и технологий, так и формирование критериев с целью появления новейших платформ и технологий. Главными сквозными цифровыми технологиями в рамках данной Программы, считаются:
- большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра;
- квантовые технологии; новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей. Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появления и развития новых.
Осуществление отдельных направлений согласно отраслям экономики, главным образом в области здравоохранения, формирование «умных городов» и правительственного управления, в том числе контрольно-надзорная работа, станет реализовываться на базе дополнения данной Программы надлежащими разделами, а кроме того продолжение осуществления определенных проектов («дорожные карты»), сформированных в рамках управления реализацией данной Программы.
Для осуществления данной Программы необходимо тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки, потому как главным итогом будет формирование не менее десяти национальных компаний-лидеров - сверх технологичных компаний, развивающих «сквозные» технологические процессы и правящих цифровыми платформами, которые трудятся на мировом рынке и создадут около себя концепцию "стартапов", исследовательских объединений и отраслевых компаний, обеспечивающих формирование цифровой экономики.
Данная Программа, ориентированная на стратегию формирования информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, отталкивается от того, что цифровизация является основой хозяйственной деятельности. Основным условием производства в ней является представление сведений в цифровой форме и содействие развитию информационного поля с учетом нужд народа и общества в получении высококачественных и надежных данных, формировании информативной инфраструктуры России, создании и использовании отечественных информационно-телекоммуникационных технологий, а кроме того, развитии новейшей научно-технической базы в интересах социальной и экономической отраслей[1].
Данная Программа содействует слаженному формированию цифровой экономики на территории государств участников Евразийского экономического союза и в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской компании партнерства и БРИКС [3].
С применением цифровых технологий изменяется жизнедеятельность человека, производственныевзаимоотношения, состав экономики и формирование, а кроме того предъявляются новейшие условия к коммуникациям, вычислительным мощностям, информативным концепциям и сервисам. Эту информацию можно называть новым активом, образованным за счет ее альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей.
В Российской Федерации на сегодня урегулирована большая часть проблем, образующихся в рамках применения информационно-телекоммуникационных технологий в разных областях деятельности. Но регуляторная и нормативная сфера содержит серию недочетов, часто создавая существенные проблемы при создании новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности.
С каждым днем все большее и больше граждан РФ склоняются к тому, что необходимо все-таки владеть цифровыми компетенциями, но стоит отметить, что уровень пользования персональными компьютерами и информационно-телекоммуникационной сетью Интернет в России остается существенно ниже, чем в Европе, и имеется значительное несоответствие в навыках между отдельными группами населения.
Структура мировых рынков испытывает существенные перемены под воздействием цифровизации. Многочисленные классические индустрии утрачивают собственную важность в структурах международной экономики за счет стремительного увеличения новейших разделов, производящих новейшие потребности. Особую роль в происходящих изменениях обретают исследования, определяющие области деятельности, которые потребуют формирования системы управления разработками и исследованиями в сфере цифровой экономики, обеспечивающей координацию усилий причастных сторон - представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций, вузов, научных учреждений [13].
В системе образования также расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть Интернет и представлены там на своих сайтах в соответствии с
государственными требованиями. Нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведется подготовка кадров для цифровой экономики. Количество кадров, как и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. На экзаменах итоговой аттестации слабо используются цифровые технологии для учебной деятельности, образовательный процесс не включен целостно в цифровую информационную среду.
Кроме того в Российской Федерации сформирована инфраструктура науки и инноваций, презентованная разными институтами развития, технопарками, которые следует применять в целях формирования цифровой экономики.
Часть населения - 17,88 % использует широкополосный доступ к сети «Интернет», на 100 человек приходится 150 мобильных телефонов и из 100 человек 72 человека используют мобильный доступ к сети Интернет. Средняя скорость в сети Интернет в России выросла на 31 процент (до 13,1 Мбит/с), то есть по данному показателю Россия пребывает на одной ступени с Францией, Италией и Грецией [9].
К началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 15,2 млрд. рублей, это на 13 процентов больше, чем в 2016 году, что можно обусловить нормативными требованиями о хранении персональных данных граждан России на территории России. В месте с тем, в отличие от многих стран у России отсутствуют стандарты оценки центровхранения и обработки данных, то есть, нет объективной возможности для оценки уровня оказываемых услуг, в том числе по объему возможных для хранения данных.
Также стабильно растет рынок «облачных» услуг - примерно на 38 процентов ежегодно.
В России обычно значительный интерес уделяется проблемам предоставления информационной безопасности газоснабжения, энергоснабжения и ядерных объектов, Однако при этом две третьих российских компаний считают, что число правонарушений в цифровой сфере за 3 предыдущих года возросло на 75 процентов, что требует улучшения системы информационной безопасности в абсолютно всех сферах экономики.
В Российской Федерации благополучно формируются числовые платформы, но их разновидности и способы конфигурациизначительно отличаются.
Таким образом, Российская Федерация добилась существенных преуспевания цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по причине определения условий об операбельности концепций, использования информации из других систем, в том числе платежных. Благополучно формируется федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и платформы для выполнения платежей, создаваемые кредитными организациями.
Значительные трудности испытывают органы местного самоуправления при использовании информационно-телекоммуникационных технологий. Лишь десять процентов муниципальных образований отвечаютустановленным в законодательстве РФ требованиям по уровню цифровизации[11].
В аналогичных социально-экономических обстоятельствах формированиеновых областей деятельности следует реализовывать с использованием информационно-телекоммуникационных технологий высококачественного новейшего уровня, который позволяет применять возможности данных в цифровой форме как ключевой фактор производства. Сфера информационных технологий должна формировать для этого необходимые платформы и сервисы.
4. Рекомендации по устранению барьеров
В Российской Федерации слабая защищенность цифровых технологий от криминальных посягательств: 53% компаний среднего бизнеса (в банковском секторе значимость данного барьера особенно высока (58% против 24 39% у компаний других секторов) назвали незащищенность цифровых технологий в качестве препятствия к внедрению технологий. Между тем, не всегда данное препятствие связывается исключительно с внешними по отношению к компании барьерами, в том числе, с государственным регулированием. Более того, зачастую использование современных цифровых технологий ведется компаниями вовсе вне правового поля (либо без глубокого анализа законодательных требований), что достаточно прогнозируемо, потому что правовое регулирование рассматриваемых сфер правоотношений в многочисленных случаях осложнено, недостаточно, либо совсем отсутствует [8].
Данная ситуация создает явные предпосылки к несформированности правовой мысли (как в России, так и за рубежом), отсутствию позитивного общественного отношенияк использованию современных цифровых технологий.При понимании реального воздействия нужно проявлять последовательность и осторожность в процессе установления тех или иных государственных мер [1].Предсказуемость их результатов должны обретать первоочередную значимость относительно темпов принятия регулирующих документов в целях предотвращения излишних и нецелесообразных административных барьеров.
Более явной проблемой на этой стадии считается завоевание общего и белого видения порядка нормативно-правовых вопросов, образующихся при применении сегодняшних передовых цифровых технологий, скоординированного осмысления представителями частного и публичного секторов того, какие задачи обязаны
стать объектом государственного регулирования, в какой форме и на какой основе должны быть выстроены подходы их решению. Требуют осознания, какого рода аспекты и вопросы необходимо разрешить международном уровне, какие на национальном; какие на законодательном уровне, а какие могут получить развитие на уровнесаморегулирования. Кроме того, необходимо осознать и сформулировать, в какой степени и с какой глубиной необходимо осуществить законодательные реформы, а также в какой отрасли законодательства достаточно будет внести незначительные корректировки. Иностранный опыт свидетельствует о важности привлечения гражданского общества и бизнеса к нормотворчеству и разработке мер государственного регулирования в сфере цифровой экономики, что служит достижению баланса и максимальному учету интересов участников правоотношений [7].
B случае осуществления правительством грамотного и системного подхода к правовому регулированию информационных правоотношений, оно способно осуществлять функции по синхронизации, оптимизации и обеспечению защиты реализуемых в цифровом экономическом сообществе операций, что на самом деле важно, как демонстрируют проведенные в рамках данной работы исследования. Учитывая, что в российских реалиях низок уровень доверия между хозяйствующими субъектами и недостаточно развита практика горизонтальных коммуникаций, государственное регулирование должно, с одной стороны, фиксировать критически важные понятия и условия реализации информационных правоотношений, и, с другой стороны, способствовать построению горизонтальных связей, формированию отраслевого высококлассного саморегулирования и росту доверия между участниками цифровой экономики.
Очевидно, что использованию практически всех современных цифровых технологий свойственны типовые юридические сложности, а именно: отсутствие или неоднозначность понятийного аппарата, проблема идентификации и определения правового статуса вовлеченных субъектов (права, обязанности и ответственность), низкая правовая культура участников информационных правоотношений, недостаточная защита персональных данных, распространение действия права в пространстве и по кругу лиц, подтверждение фактов, имеющих юридическое значение и др [6].
В рамках правового регулирования при разрешении проблем, связанных с понятийным аппаратом и правовым статусом субъектов, фактически речь идет о проработке типовых моделей правоотношений, которые устанавливаются законодательно с определением базовых прав и обязанностей субъектов. Наиболее известным набором «стандартных действий" считается вторая глава Гражданского кодекса РФ, где установлены полномочия и обязанности наиболее распространенных типов правоотношений (например, отношения по продаже информации, по аренде недвижимости, займу средств и т.д.). Лицо, вступая в отношения купли-продажи, заранее знает тот минимум прав и обязанностей, которые у него есть, что повышает доверие участников соответствующих отношений, ликвидирует злоупотребления. Аналогично урегулирование может быть применимо к правоотношениям, регламентирующим каждую из составляющих правового статуса участников процесса цифровизации. Российское право может вместить наиболее значимые типовые модели правоотношений, формирующихся в цифровой экономике, установив принципы их осуществления и правовой статус участников. Так, определение дополнительных правил защиты прав потребителей при приобретении товаров через Интернет это пример «типовой ситуации» для Интернет-торговли. Если говорить о «типовых ситуациях» при регламентации отношений, связанных регулированием цифровой инфраструктуры, то необходимо установить минимум обязанностей провайдера услуг больших данных, провайдера и заказчика облачных услуг, минимум прав субъектов данных при оказании соответствующих услуг и т. д. И если, к примеру, в Европейском Союзе подобное регулирование «типовых ситуаций» осуществляется на базе стандартных договоров, либо рекомендаций, в силу особенностей правового менталитета, которые воспринимаются как обязательные для участников соответствующих отношений, то в России главные модификации рационально установить именно непосредственно на уровне нормативных правовых актов.
Критически значимо для развития цифровой экономики обеспечение беспрепятственного обмена данными. В то же время, регулярно трансформирующиеся методы и комбинации обработки сведений модифицируют группы рисков нарушения прав входящих в процесс формирования правовых отношений субъектов, что порождает исправления или даже абсолютные модификации сферы регулирования данной области на государственном уровне [2]. Учитывая то, что процесс цифровизации ускоряется с высоким темпом, необходимо создание такой модели регулирования, при которой будет ускорен этап обработки персональных данных, будет обеспечен хороший уровень защиты, сохраняя необходимый уровень обмена информации, что является основой развития цифровой экономики. По этой причине, общей тенденцией обязано стать упрощение оборота информации как предмета сделок, а обеспечение защиты персональных данных и частной жизни должны становиться предметом государственного урегулирования в той части, в которой она может быть реально обеспечена.Требуют внимания и другие направления правового регулирования, которым также нужно проработать с целью устранения рисков и создания условий развитияцифровой экономикихарактерные черты урегулирования прав на плоды цифровой интеллектуальной деятельности с учетом безопасности сведений, а кроме того вспомогательные инструменты капитализации полученных результатов. Повышенные риски неправомерного применения результатов умственной работы значительно снижают уровень доверия к
цифровизации и тормозят ее развития. Следует обеспечить правильное равновесие для безопасности авторских прав между наиболее важными установками общегосударственной политической деятельности в области науки. К примеру, следует проанализировать допустимость использования метода «укрепления».
Например, следует проанализировать укрепление сильной основы позиции собственников в возможности оплаты интернет-пользования контентом платформ видеошеринга; организовать способы расчетов авторов и исполнителей согласно новейшим правилам прозрачности; - специализированные налоговые и другие льготные ставки для компаний, исполняющих работы, сопряженные с формированием информативных технологий. В целях формирования концепций, развивающих цифровую экономику, можно перенять опыт стран Европейского союза, в котором акцент идет на такую совокупность норм, где гарантируется хорошая связь интернета для всех участников цифрового общества и в целом экономики цифровизации. Данные меры активизируют капиталовложения в сеть, которая обладает высокой пропускной способностью и увеличивает скорость беспроводных технологий 5G и пунктов доступа к бесплатному WiFi в местах общего пользования; способствует оптимизации законов в области телекоммуникаций, изолированности государственных рынков; изменению нормативного регулирования в области медийных услуг [9].
Система строится с учетом характерных нюансов занятости:
- законодательное формирование отличительных черт трудоустройства в цифровой экономике, то есть возможный переход на взаимоотношения между работодателем и сотрудником без бумажной волокиты (внедрение всех кадровых функций в электронном формате), возможные дистанционные рабочие места и рабочая деятельность;
- оптимизирование сектора трансграничной общесетевой торговли и охраны прав покупателей (к примеру, согласование суммы выплаты убытка при реализации дефектного продукта);
- согласование поправок при заключении договоров по закупке- продукции, независимо от того электронный договор или нет, с созданием такого слоя, где будет все необходимое для разрешения спорных моментов, и в целом обеспечение благоприятных условий для взаимоотношений сторон;
- запрещение несостоятельной дискриминации согласно гражданству, месту жительства, либо месторасположению, а также блокировка доступа к сайтам и перемаршрутизация, в случаях, если потребитель не был с этим ознакомлен и не дал согласия;
- оптимизация глобального межгосударственного цифрового рынка в таких направлениях, как упрощение входа доступа в интернет для всех участников процесса к услугам и товарам; формирование хороших условий для внедрения цифровых сетей, которые могут оказать содействие для наибольшего роста потенциала цифровой экономики [4].
Спектр возможных событий и последствий, которые может повлечь за собой процесс цифровизации, заинтересовывает огромное число сопартнеров финансовой структуры, любой из которых старается использовать их. Вследствие подобного процесса появляется большое число различных мыслей, проектов, возможных путей становления. Цель правительства обеспечить помощь и выбор лучших масштабных практик мирового рынка с учетом специфических черт экономики России, что подразумевает разработку необходимых перечней приоритетов и координации. Как показал анализ проделанной работы в области политик стран цифровых лидеров. В качестве основы можно использовать решение проблемы цифровизации в следующих странах: Соединенные Штаты Америки, Корея, Германия, Сингапур, а также вразвивающихся большими темпами в области цифровизации: Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Саудовская Аравия[12].
Заключение
Формулировка и совершенствование правоотношений в сфере цифровой экономики происходит в настоящее время во многих системах правопорядка, что обусловлено динамичностью использования совершенных информационных технологий.
Зачастую цифровые технологии кардинальным образом трансформируют уже известные правоотношения, меняя парадигму их формирования в общественной жизни и, соответственно, правового регулирования. Современные цифровые принципы, предоставляемые технологиями, качественным образом меняют критерии использования информации, модели потенциальных угроз нарушения конфиденциальности.
Поэтому процесс цифровизации экономики в стране требует пересмотра российского законодательства на предмет способности воздействовать на новейшие разновидности взаимоотношений, доработки с учетом выявленных пробелов их юридического состава информационных правоотношений, специфических прав, обязанностей и ответственности. В контексте правового регулирования речь идет о типовых правоотношениях, которые моделируются в законодательстве определением базовых прав и обязанностей субъектов.
B целях развития цифровой экономики необходимо упорядочить мозаичное информационное правовое регулирование, проработать упомянутые базовые модели правоотношений (как минимум, по объектному принципу), определить субъектный состав типовых правоотношений, принципы их формирования и регулятивные подходы.
Литература
1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05,12.2017 N 362-ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
4. Алексеенко О.А., Ильин И.В. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике // Информационное общество. 2018. № 2. C.25-28.
5. Бачило И.Л. Цифровизация управления и экономики URL: (дата обращения [Электронный ресурс] / А. Антропов // Государство и право. http://old.nasledie.ru/oboz/N5-6_01/5-6_20.HTM 02.11.2018).
6. Гончаров С.С. Цифровизация изначальная // Эксперт-Сибирь. 2018. № 13-14. С. 20-23.
7. Грамматчиков А. Золотой век «цифры» наступает // Международное публичное и частное право. 2017. № 3. C.10-15.
8. Иванов В.В., Малинецкий Г.В. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. C. 3-12.
9. Коровин Г. Цифровизация промышленности в контексте новой индустриализации РФ [Электронный ресурс! // Общество и экономика - URL:https://rg.ru/2018/02/20/v-rossii-sozdadut-50-kubitnyj- kvantovyj-kompyuter. html (дата обращения 06.11.2018),
10. Лопатин В.Н. Риски информационной безопасности при переходе к цифровой экономике // Государство и право. 2018. № 3. C.77-88.
11. Мильская Е.А., Соханенко Е.И. Формирование процессов цифровизации в экономике (на примере Санкт-Петербурга): Труды научно-практической конференции с международным участием 16-17 ноября 2017 «Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы (Экопром-2017). С. 59-65.
References
1. Federal'nyj zakon «O federal'nom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov» ot 05,12.2017 N 362-FZ.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 N 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii»
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 №1632-r ob utverzhdenii Programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii».
4. Alekseenko O.A., Il'in I.V. Cifrovizaciya global'nogo mira i rol' gosudarstva v cifrovoj ekonomike // Informacionnoe obshchestvo. 2018. № 2. C.25-28.
5. Bachilo I.L. Cifrovizaciya upravleniya i ekonomiki URL: (data obrashcheniya [Elektronnyj resurs] / A. Antropov // Gosudarstvo i pravo. http://old.nasledie.ru/oboz/N5-6_01/5-6_20.HTM 02.11.2018).
6. Goncharov S.S. Cifrovizaciya iznachal'naya // Ekspert-Sibir'. 2018. № 13-14. S. 20-23.
7. Grammatchikov A. Zolotoj vek «cifry» nastupaet // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2017. № 3. C. 10-15.
8. Ivanov V.V., Malineckij G.V. Cifrovaya ekonomika: ot teorii k praktike // Innovacii. 2017. № 12. C. 3-12.
9. Korovin G. Cifrovizaciya promyshlennosti v kontekste novoj industrializacii RF [Elektronnyj resurs! // Obshchestvo i ekonomika - URL:https://rg.ru/2018/02/20/v-rossii-sozdadut-50-kubitnyj- kvantovyj-kompyuter. html (data obrashcheniya 06.11.2018),
10. Lopatin V.N. Riski informacionnoj bezopasnosti pri perekhode k cifrovoj ekonomike // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 3. C.77-88.
11. Mil'skaya E.A., Sohanenko E.I. Formirovanie processov cifrovizacii v ekonomike (na primere Sankt-Peterburga): Trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 16-17 noyabrya 2017 «Promyshlennaya politika v cifrovoj ekonomike: problemy i perspektivy (Ekoprom-2017). S. 59-65.
Статья поступила в редакцию 10.05.2019 г.