Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирина М.В.

В данной статье рассматриваются особенности функционирования цифровой экономики в современных условиях. В условиях цифровой экономики полное устранение опасности или риска неизбежно влечет за собой отказ от дополнительных возможностей развития экономики. Поэтому при построении системы безопасности необходимо определить приемлемый уровень риска как с точки зрения его управляемости и предсказуемости, так и возможных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AS A BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

This article discusses the features of the functioning of the digital economy in modern conditions. In the digital economy, the complete elimination of danger or risk inevitably entails the rejection of additional opportunities for economic development. Therefore, when building a security system, it is necessary to determine an acceptable level of risk, both in terms of its controllability and predictability, as well as possible consequences.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

open q access

MODERN SCIENCE

open q access

УДК 338.22.021 © М.В. Свирина, 2021

NIION: 2010-0082-5/21-015 DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.015

MOSURED: 77/27-006-2021-05-34

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Марина Владимировна Свирина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя svirimarina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности функционирования цифровой экономики в современных условиях. В условиях цифровой экономики полное устранение опасности или риска неизбежно влечет за собой отказ от дополнительных возможностей развития экономики. Поэтому при построении системы безопасности необходимо определить приемлемый уровень риска как с точки зрения его управляемости и предсказуемости, так и возможных последствий.

Ключевые слова: экономическая безопасность, цифровая экономика, электронная коммерция, интернет-технологии, безналичные платежи

Для цитирования: Свирина М.В. Цифровая экономика как основа экономической безопасности страны // Современная наука. 2021. № 5. С. 70-72. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.015.

DIGITAL ECONOMY AS A BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Marina V. Svirina

Moscow University of the Ministry of Interial of the Russian Federation named after V. Ya. Kikotya svirimarina@yandex.ru

Abstract. This article discusses the features of the functioning of the digital economy in modern conditions. In the digital economy, the complete elimination of danger or risk inevitably entails the rejection of additional opportunities for economic development. Therefore, when building a security system, it is necessary to determine an acceptable level of risk, both in terms of its controllability and predictability, as well as possible consequences.

Keywords: economic security, digital economy, electronic commerce, Internet technologies, cashless payments

For quotation: Svirina M.V. Digital economy as the basis of economic security of the country // Modern science. 2021. № 5. P. 70-72. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.015.

Российская Федерация постепенно развивается в аспекте современной цивилизации, где важное место занимают наука, знания, информация и технологии. Некоторые элементы цифровой экономики уже успешно функционируют. В настоящее время, учитывая масштабный перевод документов и коммуникаций на цифровые носители, позволяющий осуществлять электронную подпись, связь с государством также переходит на электронные платформы [1]. Формирование цифровой экономики показывает положительные тенденции в сфере ее использования в государственном секторе: выпущен портал «Госуслуги», который сделал государственные услуги более доступными и позволил сократить время на их предоставление. Крупные цифровые компании страны создавались почти с нуля, но часть из них приобрела международную известность, например онлайн-банк «Тинькофф Банк», не имеющий физических отделений, онлайн-сер-висы и порталы «Mail.ru» и «Яндекс», «Тран-зас», производящий электронные навигационные системы, и др.

Базой будущего экономического роста государства выступает увеличение производительности труда и капитала. Безусловно, основой современного экономического развития страны является именно цифровая экономика. В настоящее время все еще наблюдается отставание от развитых стран в виде соотношения объема цифровой экономики и общего ВВП как основного показателя развития цифровой экономики государства.

В новом отчете Digital Riser Report Европейского центра цифровой конкурентоспособности от ESCP

Europe Business School 140 стран анализируются и ранжируются по цифровой конкурентоспособности за последние три года [2]. Страны, которые возглавляют список «Digital Riser», реализуют смелые государственно-частные партнерства для стимулирования инноваций и предпринимательства. Результаты свидетельствуют о том, что успехи в цифровой трансформации не всегда происходят из самых очевидных источников. Пандемия COVID-19 показала, что цифровые технологии определяют не только то, будут ли страны процветать, но и то, насколько хорошо они справляются с трудностями. При эффективном применении цифровые технологии позволяют не только работать и учиться дистанционно, но и обеспечивают все более эффективные способы организации процессов в компаниях и правительстве.

Новые технологии, такие как SD-печать, дополненная и виртуальная реальность, датчики, искусственный интеллект, квантовые вычисления и робототехника, могут подорвать практически любую отрасль. Конкурентоспособность стран в использовании этих технологий определит, насколько процветающими они будут в предстоящие десятилетия.

В рамках G7 Канада смогла добиться наибольшего прогресса в своей относительной цифровой конкурентоспособности в период с 2018 по 2020 год, что делает эту страну лидером по цифровому продвижению в этой группе, Япония и Германия, напротив, больше всего снизились в рамках G7. Италии удалось улучшить свои позиции в G7 с последнего места в прошлом году до второго места в 2021 году. В рамках G20 рейтинг демонстрирует сильную динамику также в отношении двух гло-

open , access

бальных цифровых сверхдержав: Китай значительно повысил свою цифровую конкурентоспособность, а США проиграли за тот же период времени в основном из-за измерения экосистемы в рейтинге «Digital Riser». В тройку лидеров цифровых переходов в G20 вошли Китай, Саудовская Аравия и Бразилия, последними оказались Индия, Япония и Германия [2].

В отчете «Digital Riser» (далее - Отчет) анализируются и ранжируются изменения, произошедшие в странах по всему миру в своей цифровой конкурентоспособности за последние три года, а также измеряются два основных аспекта цифровой конкурентоспособности - экосистема страны и ее образ мышления - на основе данных из доклада о глобальной конкурентоспособности, выпущенного Всемирным экономическим форумом, а также подтверждающих данных, предоставленных Всемирным банком и Международным союзом электросвязи. Существуют два основных различия между отчетом о глобальной конкурентоспособности и отчетом о цифровом росте. Во-первых, в то время как в Докладе «О глобальной конкурентоспособности» анализируется общая конкурентоспособность стран, в «Докладе о цифровых технологиях» - их цифровая конкурентоспособность только в соответствии с их цифровой экосистемой и менталитетом. Во-вторых, в то время как в «Отчете о глобальной конкурентоспособности» анализируются изменения за годичный период, в «Отчете о развитии цифровых технологий» показано, как обстоят дела в странах за последние три года.

В Отчете проанализированы два фактора: достигнутый странами прогресс по сравнению со своими мировыми аналогами за последние три года и передовой опыт ведущих цифровых компаний в своем регионе или группе. Китай осуществил всесторонний толчок к развитию предпринимательства и инноваций. В рамках своей инициативы «Китай 2025» он предоставляет государственную поддержку 10 ключевым секторам, в которых стремится стать мировым лидером. Другие страны также сформулировали амбициозные цели: Вьетнам стремится к тому, чтобы на его цифровую экономику приходилось 30% ВВП к 2030 году, а Венгрия определила цель - стать одной из 10 стран-лидеров в области цифровых технологий в Европе.

В Италии началась «Repubblica Digitale», новая программа по преодолению цифрового разрыва, содействию включению в цифровую жизнь и усилению развития цифровых навыков среди граждан. Бразилия инициировала различные государственные и частно-государственные инициативы по стимулированию предпринимательства в стране, такие как программа «InovAtiva Brasil», «StartOut Brasil» и Национальный комитет инициатив поддержки стартапов.

В Египте правительство поддержало развитие шести технопарков для стимулирования инноваций и предпринимательства. Кроме того, канадское правительство инвестировало более 1,2 млрд долларов в так называемые инновационные суперкластеры для ускорения инноваций, ориентирован-

openQ access

ных на бизнес, с потенциалом для активизации экономики [2].

Отчет показывает растущий разрыв в скорости цифровой трансформации. В Европе продолжается двухскоростная трансформация. Франция добилась значительных успехов в своей цифровой конкурентоспособности, в то время как Германия довольно существенно проиграла за тот же период времени. Канада и Грузия демонстрируют, что ускорение темпов цифровой трансформации может быть достигнуто в компаниях и правительствах.

Цифровая технология имеет два направления: информационные технологии (ИТ) и коммуникационные технологии (КТ). Информационные технологии, представленные искусственным интеллектом (ИИ), робототехникой и машинным обучением, ускоряют обработку данных, сокращают количество задач и генерируют силы концентрации для экономической деятельности. С другой стороны, компьютерные томографы, такие как Интернет и смартфоны, преодолевают расстояния, облегчают общение и сопоставление, стимулируют разделение труда и создают силы рассеивания.

Теперь уровень экономической безопасности страны определяется уровнем развития цифровых технологий в экономике страны. Лидерами являются Китай, США и Западная Европа. В соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года [3] основными направлениями являются:

• развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов;

• цифровое усовершенствование отраслей экономики и кросс-отраслевое преобразование;

• цифровая трансформация процессов интеграции и управления;

• цифровое преобразование рынков товаров, капитала, услуг и труда.

Основной тенденцией межотраслевой цифровой трансформации является трансграничное сотрудничество на стыке традиционных отраслей.

Для устранения рисков экономической безопасности и развития цифровой экономики России необходимо:

• улучшить доверие населения по вопросам степени защиты цифровых технологий от преступных атак;

• урегулировать нормативно-правовое законодательство в сфере экономической безопасности цифровых технологий;

• выработать единый комплексный подход к правовым вопросам, возникающим при использовании современных цифровых технологий;

• согласовать с представителями частного и государственного секторов четкое понимание того, какие вопросы подлежат государственному регулированию, в какой форме и на какой основе;

• выявить аспекты и проблемы, которые должны быть решены на международном уровне в области экономической безопасности цифровых технологий;

• развить единый цифровой рынок между странами;

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

№ 5/2021

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

71

open j) access - MODERN

• закрепить ключевые принципы и условия реализации информационного законодательства и способствовать развитию отношений между участниками рынка в рассматриваемой сфере;

• установить дополнительные правила защиты прав потребителей при покупке товаров в интернете;

• обеспечить свободный обмен информацией;

• урегулировать особенности управления интеллектуальной собственностью;

• оптимизировать трансграничную онлайн-тор-говлю;

• увеличить производительность труда и капитала.

Таким образом, цифровая экономика имеет ряд недостатков и рисков для граждан, коммерческих организаций и государства в целом.

Однако при разработке рациональной и эффективной методологии по устранению рисков и проблем в данной сфере страна при имеющихся показателях сможет достичь высокой степени развития сферы цифровых технологий, а именно экономической безопасности, и функционировать наравне с Европейским Союзом, что откроет новые горизонты на международном уровне.

SCIENCE - openQ access

Список источников:

1. Кравцова Д.А. Тенденции развития цифровой экономики в России // Вопросы науки и образования. 2018. http://cyberleninka.ru. (дата обращения: 19.09.2021).

2. Digital Riser Report 2020 // URL: https:// investinfrance.fr/wp-content/uploads/2020/09/ESCP03_ Digital-Riser-Ranking_2020-09-14-1.pdf (дата обращения: 19.09.2021).

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2021 г. № 63 «О реализации проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401480696 (дата обращения: 19.09.2021).

References:

1. Kravtsova D.A. Trends in the development of the digital economy in Russia // Issues of science and education. 2018. http://cyberleninka.ru. (date of access: 19.09.2021).

2. Digital Riser Report 2020 // URL: https:// investinfrance.fr/wp-content/uploads/2020/09/ESCP03_ Digital-Riser-Ranking_2020-09-14-1.pdf (date of access: 19.09.2021).

3. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of July 14, 2021 No. 63 «On the implementation of the project «Digital technical regulation within the framework of the Eurasian Economic Union» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401480696 (date of access: 19.09.2021).

Информация об авторе

М.В. Свирина - старший преподаватель кафедры ЭиБУ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук

Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117997 Information about the author

M.V. Svirina - Senior lecturer at the Department ofEiBU of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikotya, candidate of economics

Contacts: ul. Academica Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.