Научная статья на тему 'Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет'

Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / цифровизация / цифровая экономика / искусственный интеллект / государственное управление / высшее образование / информационная безопасность / кибернетический суверенитет / China / digitalisation / digital economy / artificial intelligence / public administration / higher education / information security / cyber sovereignty

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Михаил Юрьевич, Шишкова Анастасия Викторовна

Статья посвящена исследованию социокультурной специфики процессов цифровизации системы государственного управления, экономики и образования Китая. С помощью историко-философского, компаративного и герменевтического методов, а также анализа вторичных источников и статистической информации авторы рассматривают, в чем заключаются социокультурные особенности стратегии китайского цифрового прорыва и какое влияние эта стратегия может оказать на глобальный мир. Обозначены проблемные области цифровизации: соответствующая духу времени и востребованная населением прозрачность системы государственного управления против жесткого государственного контроля различных сфер жизни; глобальный интернет против кибернетического суверенитета; соблюдение баланса интернационализации и локализации китайского образования. Выявлен ряд потенциальных сфер влияния на международное сообщество: стандартизация мирового уровня; востребованность китайского образования (в том числе в области государственного управления) на мировом рынке образовательных услуг; развитие технологий искусственного интеллекта благодаря национальным особенностям Китая (огромный объем внутринациональных данных, возможность массового внедрения разработок, финансовые средства страны). Отдельное внимание уделяется проблеме кибернетического суверенитета. В ее рамках проанализированы три основных вида безопасности, на которые ориентирована информационная сфера Китая: компьютерная, когнитивная и информационно-психологическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy and education in China: globalisation and cyber sovereignty

The article studies the socio-cultural specifics of digitalisation of public administration system, economy, and education of China. With the help of historical and philosophical, comparative, and hermeneutic methods alongside with the analysis of secondary sources and statistical information, the authors examine the socio-cultural features of Chinese strategy of digital breakthrough and the impact this strategy may have on the global world. The following problematic areas of digitalisation have been identified: transparency of public administration system that is relevant to the Zeitgeist and demanded by the population versus strict state control over various spheres of life; the global Internet versus cyber sovereignty; maintaining a balance between internationalisation and localisation of Chinese education. Several potential spheres of influence on the international community have been highlighted: world-class standardisation; demand for Chinese education (including education in the field of public administration) in the global market for educational services; development of artificial intelligence due to national peculiarities of China (a huge volume of domestic data, the possibility of mass implementation of developments, financial capabilities of the country). Special attention is given to the problem of cyber sovereignty. Within its framework, three main types of security that the Chinese information sphere concentrates on are analysed: computer, cognitive, information and psychological.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.