Научная статья на тему 'Цифровая демократия в Великобритании: теория и практика государственного управления и предоставления государственных услуг населению'

Цифровая демократия в Великобритании: теория и практика государственного управления и предоставления государственных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3969
898
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНЕ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МЕНЕДЖЕРИЗМ / E-GOVERNMENT / DIGITAL DEMOCRACY / CITIZENS / STATE / CIVIL SOCIETY / INFORMATIZATION / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC SERVICES / MANAGERIALISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Андрей Александрович

Концепция электронного правительства и цифровой демократии в Великобритании рассматривается как продолжение и развитие менеджеристской системы государственного управления. Отмечается ее нацеленность на перестройку государственно-управленческой деятельности в русле трех основных тенденций: экономической к маркетизации, управленческой к дебюрократизации и политической к ориентации на права и нужды гражданина. Анализируются факторы, определяющие эффективность электронного правительства Великобритании, в том числе ориентация на преобразование «ландшафта» государственной системы электронного правительства в соответствии с изменениями потребностей граждан и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Democracy in the United Kingdom: Public Administration’s and Public Services’ Theory and Practice

The concept of e-government and digital democracy in the UK is considered as a continuation and development of managerialism system of government. It’s noted that it is aimed at reforming the public administration in the context of three major trends: economic, of marketisation, managerial, of de-bureaucratization, and political, of orientation on citizen’s needs and rights. The factors determining the effectiveness of e-government in the UK, including the focus on rebuilding the landscape of the state system of e-government in accordance with changing needs of citizens and businesses, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Цифровая демократия в Великобритании: теория и практика государственного управления и предоставления государственных услуг населению»

УДК 004.5:323.21(410)

Цифровая демократия в Великобритании: теория и практика государственного управления и предоставления государственных услуг населению

А. А. Ефимов

Центр межрегионального бизнес-обучения (Москва)

Концепция электронного правительства и цифровой демократии в Великобритании рассматривается как продолжение и развитие менеджеристской системы государственного управления. Отмечается ее нацеленность на перестройку государственно-управленческой деятельности в русле трех основных тенденций: экономической — к маркетизации, управленческой — к дебюрократизации и политической — к ориентации на права и нужды гражданина. Анализируются факторы, определяющие эффективность электронного правительства Великобритании, в том числе ориентация на преобразование «ландшафта» государственной системы электронного правительства в соответствии с изменениями потребностей граждан и бизнеса.

Ключевые слова: электронное правительство; цифровая демократия; граждане; государство; гражданское общество; информатизация; государственное управление; государственные услуги; менеджеризм.

В Великобритании несколько десятилетий назад инициированы масштабные реформы, внедряющие государственно-менеджеристский подход к государственному управлению, взаимодействию государства с гражданами и бизнесом и оказанию всего спектра публичных услуг. Специалисты полагают, что поиск путей к повышению эффективности государственного управления начался в экономически развитых странах еще в первой половине XX в., поскольку императив экономической эффективности поставил многие государства перед необходимостью экономить основные ресурсы и изыскивать дополнительные для решения все более сложных и ресурсоемких управленческих задач [1]. Оформило зарождавшиеся идеи в новую концепцию государственного управления правительство Маргарет Тэтчер в 1970-х гг.

По мнению профессора Л. В. Сморгунова, «основной причиной модернизации государственного аппарата были бюджетный дефицит и растущее давление на государственные расходы комбинации факторов социального порядка, вызванных увеличением числа пенсионеров при катастрофическом снижении экономически активного населения, ростом безработицы и постоянным ростом потребительских ожиданий населения не только относительно общих стандартов жизни, но и относительно стандартов общественных услуг, оказываемых государством» [2, с. 58]. Действительно, в англосаксонских странах распространена идея, согласно которой, внедрение менеджеризма — жизненная необходимость: откладывать решение накопившихся и продолжавших усугубляться проблем было уже политически недальновидно и управленчески опасно. В основе идеи государственного менеджеризма лежит созревшее в команде Тэтчер понимание того, что государству как большой управленческой структуре будет полезно заимствовать некоторые особенности

© Ефимов А. А.

126

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

________________________________Ефимов А. А.____________________________

работы наиболее эффективных корпораций, в частности: ориентацию на клиента, предпочтение действия слову, предприимчивость, стимулирование служащих к повышению эффективности работы и др. Концепция «нового государственного менеджмента» (New Public Management) включала в себя следующие основные принципы, унаследованные и развитые в современной концепции электронного правительства:

— развитие государством конкуренции в сфере предоставления публичных услуг;

— нацеленность государства на расширение прав граждан, в первую очередь в сфере местного самоуправления;

— главный критерий качества и эффективности работы госучреждений и муниципальных служб — результат, оцениваемый гражданами, а не временные, организационные или бюджетные затраты;

— ориентация на цели (миссии), а не на бюрократические документы;

— настроенность на потребности гражданина как клиента и потребителя услуг, предоставляемых государством;

— децентрализация управления;

— снижение затрат при повышении доходов;

— укрепление рыночных механизмов при ослаблении бюрократических [3; 4].

Таким образом, концепция государственного менеджеризма была нацелена на реформирование государственного управления в контексте трех основных тенденций: к маркетизации (в экономической плоскости), дебюрократизации (в управленческой) и ориентации на гражданина, его права и потребности (в политической). Ученые также отметили, что новый государственный менеджеризм стал своего рода новой идеологией, с собственными лозунгами, идеалами и фразеологией: «Новая фразеология... призвана пропагандировать новые идеи и бороться с неверием, порожденным неудачами в ходе прежних попыток реформирования управления. По-видимому, новая фразеология — это составная часть реформ; а какой конкретный смысл в нее вложить — это уже дело практиков» (цит. по: [5]).

Государственный менеджеризм в Великобритании и сходная концепция, внедрявшаяся в США, не сразу дали положительные результаты. Правительству Тэтчер пришлось столкнуться и с сопротивлением политических соперников, и с не всегда конструктивной критикой их решений, и даже с саботажем. Однако именно новая менеджеристская идеология, во-первых, подвергла самой жесткой переоценке все «традиционные» и, казалось бы, незыблемые представления о содержании и формах взаимоотношений государства и общества, а во-вторых, научила общество и само государство критически относиться к принципам иерархии, разделения внутренних и внешних функций, поэтому уже в 1980-е гг. сторонники принципов менеджеризма яснее, чем многие, осознали, что в постоянно меняющемся обществе эффективность государства связана не столько с количеством ресурсов, конвертируемых им во власть, сколько со способностью создать такую систему, в пространстве которой администрация совместно с гражданами, бизнесом, партиями и группами интересов может увидеть проблему, осмыслить потребность и выработать эффективную и согласованную технологию достижения искомого результата [6].

Правительство Великобритании еще в 1970-е гг. поставило перед собой задачу наладить эффективную коммуникацию, проявив заинтересованность в упрочении, облегчении и удешевлении связей между государством, бизнесом и общественностью. Управление сферой общественных отношений стало трактоваться не только

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

127

_________________________Личность. Общество. Государство__________________

как воздействие, но в первую очередь как взаимодействие субъектов: граждан, государственных, частных и общественных организаций, совместный поиск обоюдовыгодных и наиболее эффективных решений. В рамках менеджеристской концепции часть функций, в большинстве стран выполняемых публичными органами, были переданы негосударственным учреждениям. С самого начала это был курс на долгосрочные и поэтапные демократизацию и децентрализацию управленческой системы. Менеджеристские реформы сопровождались широкомасштабной программой приватизации государственных предприятий, в том числе выполнявших государственные функции и оказывавших государственные услуги, в результате чего реализация последних была частично передана новым собственникам. В итоге в системе государственного управления произошли следующие изменения: негосударственные органы, на которые было возложено предоставление государственных услуг, повышая их качество и действуя в условиях конкуренции, стали отвечать за качество и эффективность своей работы, во-первых, перед гражданами, во-вторых, перед контролирующими органами, в-третьих, перед теми, кто делегировал им свои функции, и наконец, в определенном смысле, перед рынком услуг и конкурентами.

В 80-90-е гг. в Великобритании был взят курс на развитие информационнокоммуникативной составляющей государственных услуг и всей технологии государственного управления. В контексте этих идей и задач начала развиваться и концепция электронного правительства. Однако еще в последнее десятилетие ХХ в. правительство страны признавало, что уровень развития электронных технологий управления в ней крайне низок.

Идея «оцифровки» правительства прозвучала в 2000 г. из уст лейбористского премьер-министра Энтони Блэра. Именно ему принадлежала инициатива создания электронного правительства и благодаря его энергии, несмотря на противодействие скептиков, были детально разработаны этапы внедрения электронного правительства, создана координационная комиссия при кабинете министров, принят ряд законодательных (E-Commerce Directive и E-Signature Act) и управленческих решений, произведена инвентаризация всех государственных и муниципальных услуг. Непростой задачей для кабинета Блэра стало преодоление сопротивления со стороны муниципалитетов, самостоятельных в принятии решений и распоряжении бюджетами. Однако постепенно взаимопонимание между центральной и местными властями возникло и оформилось во взаимоприемлемые управленческие решения [7].

В завершение длительного подготовительного этапа в Великобритании была принята Программа развития электронного правительства, согласно которой, предполагается оказание более качественных услуг гражданам и организациям, а также более эффективное использование информационных ресурсов правительства. В соответствии с Программой, «внедрение электронного правительства создает условия для трансформации работы правительства, которое прибегает к методам, традиционно используемым в электронной коммерции» [8, с. 19]. Таким образом, в Великобритании принят и распространен так называемый узкий подход к определению электронного правительства, что закономерно следует из менеджеристских реформ государственного управления и взятого уже в 1970-е гг. курса на определение «обслуживающей» роли государства во взаимоотношениях с гражданами, коммерческими и некоммерческими партнерами и бизнесом [9].

128

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

________________________________Ефимов А. А.______________________________

Сегодня британский вариант электронного правительства стал классикой онлайн-управления. Немаловажным вкладом в его успех стало то, что система внедрялась не волюнтаристски, а с учетом всех положительных эффектов и ошибок менед-жеристских реформ [10]. Кроме того, в Великобритании и граждане, и государство в хорошем смысле ценят традиции и сложившийся порядок, течение жизни, всё содержание и столетиями оттачиваемые формы взаимоотношений внутри семьи, общины, трудового коллектива и социума. Памятуя об этом, кабинет министров, создавая электронное правительство, стремился учитывать специфику британского общества, в том числе при определении перечня услуг, которые следовало перевести в электронный режим в первую очередь.

Органом, ответственным за перевод государственных услуг в электронный вид, стала Государственная электронная служба (Government Digital Service, GDS), созданная по инициативе секретариата кабинета министров. Работы по переводу всех услуг, предоставляемых государством, в онлайн-режим и размещению всей необходимой пользователям информации о деятельности государственных органов должны были завершиться уже к 2005 г., но продолжались до 2011 г., поскольку правительство недооценило техническую и организационную составляющие. Однако в 2011 г. в разработанную концепцию были внесены поправки с тем, чтобы она приоритетно соответствовала интересам и требованиям рядовых граждан, а также важнейших субъектов социальных и политических взаимоотношений в Великобритании — общин.

На первом этапе работы электронного правительства каждый департамент, ведомство, подведомство или частная компания, предоставляющая государственные услуги, создавали собственные сайты, порталы и электронные страницы в различных социальных сетях и иные электронные сервисы. В результате затраты временных и иных ресурсов потребителями государственных услуг и штатом, обслуживающим сайты, возросли, а коммуникация между гражданами, государством и бизнесом не только не упростилась, но, напротив, стала крайне сложной. Аналогичная ситуация сложилась на уровне межведомственного взаимодействия. Более того, информационная составляющая этих сайтов не обеспечивала выполнения даже первой части задач, связанных с созданием системы электронного правительства: информация, необходимая гражданам, не попадала на сайты (поскольку чиновники технически не могли ее разместить) или оказывалась скрыта от пользователей, «блуждающих» по лабиринтам сотен сайтов. Из-за отсутствия меж- и внутриведомственной согласованности пользователь, даже найдя необходимую ему информацию, мог быть введен в заблуждение ее устаревшим, неточным, противоречивым или искаженным содержанием. В связи с этим почти сразу после старта программы электронного правительства возникла потребность в ее совершенствовании: систематизации данных и закрытии примерно тысячи сайтов, дублирующих друг друга.

Далеко не все граждане — пользователи Интернета (те, на чью поддержку рассчитывало правительство) — одобрили новшества первого этапа функционирования электронного правительства. Недоработанность первой системы превращала ее в цифровой вариант традиционной модели взаимодействия населения с государственными структурами. В электронном пространстве граждане и коммерческие организации обнаруживали те же недочеты, что и в реальном мире: ожидание в очереди, необходимость собирать недостающие документы, ходить по инстанциям и т. д. Однако из опыта первых лет были сделаны надлежащие выводы: «Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

129

__________________________Личность. Общество. Государство______________________

новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От “правительства в интернете” следует переходить к “правительству из интернета”. Разрозненные государственные интернет-ресурсы стали объединять» [7, с. 13].

Систематизация портала DirectGov окончательно завершилась только в 2007 г., когда были заблокированы сотни «засоряющих» электронное пространство страны сайтов. Пользователи Интернета успели разочароваться в электронных сервисах, и правительство предприняло беспрецедентные меры с целью преодолеть их скепсис. Граждане и юридические лица, осуществлявшие обязательные платежи через электронные сервисы, получили своего рода скидки и налоговые привилегии, и эти стимулирующие льготы были законодательно закреплены. Кроме того, в стране была развернута мощная пропагандистская кампания с участием звезд шоу-бизнеса. Сегодня электронное правительство Великобритании представляет собой целую электронную «вселенную», притом строго упорядоченную, поскольку она зиждется на трех китах: DirectGov, BusinessLink и NHS Choices — основных службах, решающих каждая свои задачи [11].

На службу DirectGov, сформированную и обслуживаемую департаментом труда и пенсий, возложено оказание услуг физическим лицам — подданным Британской империи и так называемым постоянным резидентам (людям, постоянно проживающим в Великобритании, имеющим или снимающим дом или квартиру, работающим и, главное, платящим налоги на территории Великобритании) [11]. Портал BusinessLink, курируемый и, соответственно, финансируемый министерством налоговых и таможенных поступлений, оказывает услуги юридическим лицам. В задачи портала NHS Choices, обслуживаемого министерством здравоохранения, входят оказание услуг здравоохранения физическим лицам, взаимодействие последних с медицинскими учреждениями и страховыми компаниями и все коммуникации внутри системы здравоохранения.

Эксперты отмечают, что с точки зрения бюджетных расходов развитие электронного правительства оправдывает себя. В самой его концепции предусматривалась плановая выгода, и размер ее был сразу превышен; вместе с тем каждое министерство и ведомство отвечает за свою часть расходов и, соответственно, экономию, что обеспечивает реализацию императива открытости и прозрачности: «...на развитие электронного правительства было выделено £90 млн на три года с учетом того, что к концу этого периода экономия составит £400 млн в год. Идет второй год “эксперимента”, и размер ежегодной экономии уже достигает £300 млн. Расходы на поддержание систем электронного правительства заложены отдельной строкой непосредственно в бюджеты ответственных за них министерств. Если другие ведомства используют электронную службу, они оплачивают это из своих бюджетов. Происходит своеобразное кроссфинансирование» [12].

Ноу-хау британской системы электронного правительства — так называемый шлюз, созданный в 2001 г.: система электронного взаимодействия трех ключевых порталов и правительства страны (Government Gateway), предложенная и созданная компанией Microsoft. «Шлюз» объединил все три подсистемы, и электронное правительство, несмотря на добавление нового звена, с пользовательской точки зрения стало функционировать проще и понятнее. «Шлюз» не только выполняет функцию обмена информацией, но также резервирует все данные, хранящиеся на всех порталах, на случай зависания или полной остановки одной из подсистем. Сегодня Government Gateway представляет собой «ствол» дерева из трех ветвей-порталов: каждый новый пользователь системы электронного правительства (как физическое, 130 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

__________________________________Ефимов А. А._______________________________

так и юридическое лицо) сначала посещает именно межведомственный портал, в электронном пространстве которого проходит регистрацию, после чего «ворота шлюза» открывают ему сервисы, предоставляемые «ветвями».

К 2010 г. система электронного правительства Великобритании была настолько развита, что 171 услуга государственного и муниципального уровня оказалась доступна физическим и юридическим лицам полностью в дистанционном интернет-режиме. Существует и оговоренное межведомственное распределение перечня и объема оказываемых услуг. Причем сама концепция такой договоренности (системы соглашений об уровне сервиса), как и многое в менеджеристской концепции управления, заимствована из практики коммерческих отношений.

Сегодня британское электронное правительство стремится расширить перечень услуг и оптимизировать функционирование технических сервисов. Так, работа порталов совершенствуется с тем, чтобы информация о каждом однажды зарегистрированном гражданине или юридическом лице хранилась на том портале, куда он обратился в первый раз, не дублировалась в различных базах данных и не запрашивалась у пользователя при каждом обращении к системе: персональные данные будут передаваться тому порталу и той службе, куда гражданин обращается в каждый конкретный момент. Интересно, как технически, так и с точки зрения соблюдения прав граждан (в том числе на конфиденциальность), что при доступе к различным порталам пользователь по-прежнему должен применять различные пароли. С одной стороны, это создает некоторое неудобство, но с другой, разные пароли остаются свидетельством традиционализма британцев и — на техническом уровне — выполняют важнейшую функцию обеспечения разного уровня доступа к разным ресурсам для разных категорий пользователей.

При организации системы электронного правительства проводился мониторинг востребованности государственных услуг, оказываемых службами и департаментами. Он показал, что самым популярным (прежде всего по частоте обращений) был и остается сервис оплаты налогов. С учетом этого услуги, связанные с ним, оказываются через систему электронного правительства наиболее эффективно и быстро. Так, гражданин может заполнить и подать налоговую декларацию через Интернет. Кроме того, ему в онлайн-режиме доступна вся информация о доходах, получаемых им из разных источников (зарплата, социальные пособия, пенсии, рента, гонорары и т. д.), что облегчает не только заполнение налоговой декларации и оплату налогов, но и расчет бюджета граждан, семей и домохозяйств. Через налоговый портал можно оформлять социальные льготы, пособия и налоговые вычеты. В Великобритании успешно работают и несколько электронных систем безналичного денежного обмена между государством, гражданами и юридическими лицами, с помощью которых граждане получают пособия, а также оплачивают штрафы, налоги, пошлины и производят иные платежи.

Портал DirectGov является не только наиболее посещаемым пользователями, но и исключительно выгодным, так как позволяет экономить бюджетные средства, ранее затрачиваемые на оказание государственных услуг: «По оценкам экспертов, экономия при каждом обращении граждан Великобритании к сервисам, предлагаемым электронным правительством, в среднем составляет не менее £8. Учитывая тот факт, что число обращений постоянно растет и в январе 2010 года достигло 27 млн в месяц, выгода очевидна» [12].

В 2012 г. завершился очередной этап внедрения электронного правительства Великобритании, а в 2013 г., в соответствии с опубликованной в ноябре 2012 г. «Электронной стратегией правительства» (The Government Digital Strategy), начато Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015 131

__________________________Личность. Общество. Государство______________________

воплощение проекта «Цифровая Британия — 2». Он состоит в реализации принципиально новой идеологии управления обществом — «цифровой по умолчанию» (digital by default). Внедрению нового проекта предшествовал доклад Национального авторского управления Великобритании «Как пользователи влияют на онлайн-услуги, предоставляемые государством», представленный кабинету министров в марте 2013 г. По его данным, электронные сервисы уже позволяют сэкономить до 8 фунтов стерлингов при каждом обращении гражданина к государственной услуге. При этом в преамбуле к «Электронной стратегии правительства» министр Фрэнсис Мод заявил, что следует организовать предоставление всех сервисов, которые могут быть электронными, в режиме онлайн. Это резко снизит их стоимость и позволит организовать доступ к услугам, удобный для пользователей, а не провайдеров [11]. Далее он сформулировал сверхзадачу нового этапа внедрения электронного правительства: «Правительство должно стать цифровой организацией настолько, насколько это возможно» [11].

Мод высказал еще одну важную мысль, позволяющую правильно понять замысел правительства Великобритании: «Дело не только и не столько в экономии бюджетных средств — публика ожидает, что доступ к сервисам станет быстрее и удобнее и сможет быть получен именно тем способом и в то время, которые более всего ей подходят. Мы надеемся, что не останется никого, кто не мог бы пользоваться цифровыми услугами, мы будем использовать цифровые технологии для повышения качества услуг и снижения затрат» [11]. Эта идея раскрывает миссию и социальнополитическую направленность нового этапа внедрения электронного правительства: digital by default — цифровое по умолчанию и без исключения. Уже сегодня возможностями, предоставляемыми в онлайн-режиме, пользуется подавляющее большинство взрослого населения Великобритании (82 %). Учитывая качество доступа и количество предоставляемых услуг, правомерно было бы отметить достижение высочайших результатов. Во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства Global E-Government Survey 2010, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Великобритания заняла 4-е место среди 192 стран. Россия в этом списке находилась на 59-й позиции [7].

Однако британское правительство не останавливается на достигнутом и с 2013 г., помимо решения иных задач, ориентируется на то, чтобы сделать электронные сервисы доступными для оставшихся 17 % граждан. Примерно половина британцев, остающихся офлайн (48 %), имеют потенциальный доступ к Интернету (через детей, друзей, соседей или знакомых), однако предпочитают обращаться к государственным услугам исключительно традиционным способом и не изменять своим привычкам. Сегодня в стране ведется работа по трем направлениям: во-первых, сохранение традиционных путей предоставления услуг; во-вторых, популяризация онлайн-сервисов; в-третьих, приспособление их к нуждам неопытных пользователей, чтобы к электронным государственным услугам могли без труда и стресса прибегнуть даже те, кто ранее не пользовался Интернетом. На наш взгляд, в этом состоит ключевая особенность электронного правительства Великобритании — ориентированность на каждого пользователя и попытка понять его потребности и нужды.

Несмотря на всю проделанную работу, в 2014 г. электронное правительство Великобритании по-прежнему было несовершенно: остался перечень государственных услуг, которые не могут быть оказаны дистанционно, еще не все государственные органы ввели свои сайты под эгиду электронного правительства. Однако 132 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

________________________________Ефимов А. А.______________________________

за 13 лет реализации проекта были поставлены и достигнуты грандиозные цели и получен уникальный опыт по переводу в электронный режим сектора государственных услуг, который может быть использован для развития цифровой демократии в России.

Литература

1. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Науч. ред.: В. М. Чижиков, Г. Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2002. 153 с.

2. Сморгунов Л. В. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2000. № 1. С. 54—78.

3. Кошкин П. П. Традиционно-бюрократическая идеология и новый «менеджеризм» (сравнительный анализ) // Теория и практика общественного развития: Междунар. науч. журн. [Электрон. версия]. 2007. № 1. С. 43—47. URL: http://teoria-practica.m/rus/files/arhiv_zhumala/2007/1Aoshkin.pdf (дата обращения: 02.02.2015).

4. Яновский В. В. Основные концепции и принципы бюрократии // Элитариум 2.0: переосмысление дистанционного образования [Электронный ресурс] / НП ЦДО «Элитариум» (СПб.). 2013. 17 мая. URL: http://www.elitarium.ru/2013/05/17/koncepcii_principy_bjurokratii.html (дата обращения:

02.02.2015) .

5. Дьякова В. Политические проблемы введения модели «Новый государственный менеджмент» // Центр политического анализа и прогнозирования «Центурион» [Электронный ресурс]. 2006. URL: http://centurion-center.narod.ru/vd3.html (дата обращения: 02.02.2015).

6. Ханипова И. Т. Социальный менеджеризм как новая парадигма государственной службы: инновации в кадровом менеджменте // Экономика, государство, общество: Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых. 2013. № 4 (15). URL: http://ego.uapa.ru/ru/ issue/2013/04/05/ (дата обращения: 02.02.2015).

7. Кураш А. Из грязи в князи: как Великобритании удалось быстро вырваться в лидеры электронного госуправления // CNews: Сетевое издание [Электронный ресурс]. 2010. № 48. С. 12—18. URL: http://filearchive.cnews.ru/mag/2010/04/CNews_48.pdf (дата обращения: 02.02.2015).

8. Bovaird T. Performance Measurement and Evaluation of E-Government and E-Governance Programmes and Initiatives // Practicing E-Government: A Global Perspective. Hershey: Idea Group Publ., 2005. P. 18—24.

9. Дрожжинов В., Штрик А. Электронное правительство Великобритании // Международная Ассамблея столиц и крупных городов: Официальный сайт. 2000. URL: http://www.e-gorod.ru/ documents/e-project/proj14.htm (дата обращения: 02.02.2015).

10. Голотьбо М. П. Британия: цифровая по умолчанию // e-Gov.by: Идеи электронного правительства для Беларуси [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://e-gov.by/themes/best-practices/britaniya-cifrovaya-po-umolchaniyu (дата обращения: 02.02.2015).

11. Government Digital Strategy: Policy paper // GOV.UK: Portal to public service information from the UK Government [Web source]. 2013. 10 December. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ government-digital-strategy (accessed: 02.02.2015).

12. Виноградов А. Новые традиции старого королевства // Государство в XXI веке: Деловое издание для руководителей [Электронный ресурс] / Изд. проект Microsoft. 2010. № 2 (03). URL: http:// www.microsoft.com/ru/ru/government/magazine/2010-03/20_25_21VEK_England.aspx (дата обращения: 02.02.2015).

13. Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах // Компьютер Пресс [Онлайн-версия]. 2006. №. 5. С. 144—150. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=15845 (дата обращения:

02.02.2015) .

Ефимов Андрей Александрович — руководитель отдела информационного обеспечения Центра

межрегионального бизнес-обучения (Москва). E-mail: centrMBO@mail.ru

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.