165
УДК 2 (548.7)
А. М. Прилуцкий
Цейлон глазами религиоведа путешествующего
В статье описаны впечатления автора от посещения города Коломбо. Акцент сделан на вопросы религиозной и культурной жизни, убранство храмов и проблему религиозного синкретизма.
The author describes his experience of visiting Colombo city, highlighting the issues of religious and cultural life, temple decoration, and the problem of religious syncretism.
Ключевые слова: Шри-Ланка, Цейлон, Коломбо, синкретизм, буддизм.
Key words: Sri Lanka, Ceylon, Colombo, syncretism, Buddhism.
В салоне самолета из репродукторов звучит речитатив би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим, и с этим благословением лайнер компании Этихад отрывается от земли. Так начинается наше путешествие в Коломбо - столицу Социалистической Республики Шри-Ланка, страну, известную синкретизмом религиозной культуры. Такое начало полета можно считать знаковым - погружение в религиозный дискурс, что, собственно, и было целью поездки, началось сразу за трапом самолета. Полагаю, никто не будет спорить с тем, что для преподавателя религиоведения исключительно важен опыт непосредственного восприятия религиозных традиций, позволяющий иногда выявить небольшие детали, которые в итоге складываются в целую и цельную картину.
Религиозная культура Цейлона, во многом обусловленная близостью Индии, является, тем не менее, явлением оригинальным. Так, например, кастовые барьеры на Цейлоне никогда не были столь значительными, как в Индии [1, c. 63].
Религиозный синкретизм проявляется в культуре ланкийцев, можно сказать, на каждом шагу. От христианских, буддийских и индуистских изображений, помещенных в один ряд на лобовом стекле тук-тука - крытого мотороллера, основного вида такси в Коломбо, до совместного надрелигиозного участия в буддийских фестивалях, особенно сопровождающихся торжественной процессией слонов.
© Прилуцкий А. М., 2015
166
Интересной формой религиозного синкретизма можно считать семантическую близость оформления предметов религиозного почитания. Во многих местах на улицах Коломбо, причем как в центральных, благоустроенных, так и периферийных - трущобных районах, устанавливаются своего рода мини-часовни. Так, с большой долей условности можно определить специальные конструкции, защищающие от непогоды сакральные скульптурные изображения. Обычно такая часовня представляет собой отлитое из белого пластика нишеобразное сооружение, спереди закрытое стеклом. Все сооружение устанавливается на невысокую платформу, снаружи обвивается гирляндами из искусственных цветов; другими атрибутами является небольшая чаша для подношений и курящиеся благовония. Сам по себе факт подобного оформления почитаемого изображения не вызывает особо интереса - намного любопытнее то, что внутри часовни может установлено одно из трех изображений: Распятие, изготовленное в соответствии с католической традицией, сидящий в классической позе Будда (в большинстве случаев - каноническое изображение «Первая проповедь») или индуистское божество Ганеша. Независимо от содержания внешний вид этих часовенок совершенно идентичен, не заглядывая внутрь, невозможно определить, к какой именно - христианской, буддийской или индуистской - традиции она относится. Помимо сходства на уровне оформления, наблюдаются и явные сходства семантики поклонения, в основании которого лежит тихая молитва и медитация. Неоднократно я наблюдал, как идущий по улице ланкиец поочередно останавливается и придается молитвенным медитациям перед христианскими и буддийскими религиозными символами, заходит поочередно в буддийские храмы и католические церкви.
Отношение к религиозной символике в целом весьма почтительное, хотя и бывают курьезы. В 2010 г. состоялась общественная дискуссия по поводу открытия «бара Будды», декорированного статуями Будды, «оформленными нетрадиционно для буддизма» [2, р. 125127], но это модернистское решение оформителей вызвало не столько возмущение, сколько недоумение у верующих.
О буддийских храмах Коломбо следует рассказать особо. Как правило, они достаточно новые, но, несмотря на это, не производят впечатления «новоделов». Крупнейший буддийский храм Коломбо Gangaramaya представляет собой целый храмовый комплекс, состоящий из нескольких зданий и внутренних дворов и двориков. Храм этот не старый, ему не больше 150 лет, но при его посещении местами возникает ощущение настоящей древности. Одна из особенностей
167
храма состоит в том, что он представляет собой своеобразное сочетание храма, музея и учебного заведения. Музейные стенды с минералами, различными подношениями, небольшими статуэтками из слоновой кости, книгами и даже антикварный автомобиль соседствуют в едином сакральном пространстве с алтарями, священными изображениями и столиками, на которых установлены горящие масляные лампы (последние находятся во внутренних дворах). При храме существуют учебные классы, в которых проходят занятия по истории буддизма, теологии и философии, программы профессионального и ремесленного обучения.
Другая особенность храма состоит в том, что в нем спокойно разгуливают курочки, а поскольку при входе в храм надлежит снимать обувь, это создает известные сложности. Возможно, предполагается, что верующие могут, покормив этих курочек, совершить тем самым доброе дело, - иначе это объяснить трудно.
Внутреннее пространство храма насыщено многочисленными живописными изображениями, бронзовыми скульптурами различного размера и даже целыми композициями, связанными с жизнью Будды. В большинстве случаев изображения выполнены в одной желтозолотой цветовой гамме. Причем скульптуры размещены на разной высоте: на полу, на стенах и даже под самым потолком. Впечатление странной фантасмагории производит размещенная под самым потолком статуя, которую я обозначил как «Слон: вид снизу» или «Летающий слон».
Несмотря на то, что храм сравнительно новый и эклектичный, ощущение старины поддерживают многочисленные бронзовые статуи Будды и индуистских богов (еще одно свидетельство синкретизма), покрытые благородной патиной. Особенно впечатляюще выглядит «стена Будд»: установленные на ступенчатом возвышении большие бронзовые статуи кажутся древними, хотя в действительности они просто старые.
При храме живет священный слон. Но тут получилось, как в известной басне: слона мы не заметили. Скорее всего, умное животное прячется где-то в тени, предоставляя представителям рода человеческого стоять на солнцепеке - днем в Коломбо температура достигает 40° С. Относительно посетителей храма у меня сложилось впечатление, что количество туристов и молящихся в обычный день примерно одинаково. Монахи ведут себя достойно и любезно по отношению ко всем посетителям, никто не выпрашивает подношений и не докучает предложениями помощи в надежде на несколько сот рупий.
168
Недалеко от храма расположены павильоны, предназначенные для медитации. По сути, это небольшой самостоятельный храмовый комплекс, отличающийся оригинальностью конструкции. Павильоны построены на сваях, вбитых в дно озер, все они соединены друг с другом и с берегом легкими деревянными мостками. В одном из крытых павильонов находится буддийский алтарь, над которым наподобие арки установлены два огромных слоновых бивня. Около алтаря размещаются обычные музейные витрины с книгами и какими-то мелочами. Омываемые водами озера со всех сторон павильоны действительно располагают к медитации, здесь не так жарко, как на берегу, но, несмотря на это, в павильонах практически нет молящихся, а сам храмовый комплекс скорее похож на туристскую достопримечательность, нежели на действующий храм. И, конечно, впечатляют бронзовые статуи Будды, стройными рядами расположенные вокруг павильонов. На фоне глади озера, воды которого нельзя сказать, что прозрачные, но все-таки достаточно чистые, и небоскребов Коломбо покрытая патиной бронза выглядит неожиданно и необычно. Общее впечатление несколько портят раскрашенные муляжи цветов лотоса, плавающие вокруг павильонов, они обращают на себя внимание именно своей вычурной неестественностью.
Около мостков, ведущих с берега к павильонам, в тени деревьев располагаются нищие, калеки и профессиональные попрошайки. Но их поведение не отличается особой назойливостью, кажется, им вообще нет особого дела до проходящих мимо. Большей навязчивостью отличаются тук-тукеры - местные таксисты. Как мы поняли, для иностранцев существует особый негласный тариф, примерно в 1,5 раза выше, чем для местных. А вообще торг начинается с заоблачных сумм, например, за поездку, продолжительностью 7 км с нас вначале хотели заполучить 1 500 рупий, в итоге же согласились вести за 300, примерно столько выходит по счетчику.
В дни полнолуний и других буддийских праздников улицы Коломбо преображаются. Кварталы, окружающие наиболее крупные храмы, вдруг практически моментально наполняются небольшими группами людей, одетых в чистую белую одежду и идущих в одном направлении. Интересно, что к храмам не принято подъезжать на машинах или тут-туках, но эта недавняя традиция не имеет сакрального содержания. Просто прилегающие к храмам улицы не могут предоставить парковочные места тысячам машин и мотороллеров. «У нас так принято», - коротко объяснил мне немолодой ланкиец, «К храму мы ходим пешком», т. е. машина паркуется за 2-3 квартала. Для сторонних наблюдателей, какими были мы, это создает известное удобство - вместо того, чтобы мучительно разбираться с картой города,
169
можно просто присоединиться к любой группе паломников. Вообще, навигация в Коломбо - дело сложное и темное. Улицы спланированы причудливо, таблички с их названиями повсеместно отсутствуют, многочисленные кольцевые развязки способны сбить с маршрута кого угодно. Даже электронная интерактивная навигация часто ошибается.
Несмотря на то, что Цейлон был британской колонией, английским владеют далеко не все цейлонцы. В любом случае полицейские, тук-тукеры, продавцы в крупных магазинах, персонал Макдональдсов изъясняются вполне сносно. Как ни странно, английским практически не владеют буддийские монахи, кроме выполняющих функции храмовых гидов. Причем это именно невладение языком, а не нежелание общаться с иностранцами и иноверцами. По всему было видно, что они хотят помочь, но не понимают вопросов.
Однако дойти до храма в праздничный день вовсе не значит в него попасть. Перед воротами в храм большая очередь, которая практически не движется. Вторая, стихийная очередь, начинается уже во внутреннем дворе храма. Давка, порожденная массой народа, жара, солнцепек, неприятные запахи проточной канализации превращают в эти дни посещения храма в подвиг благочестия. У входа в храм всем бесплатно предлагают бутылки с водой и бананы, которые охранник достает поштучно из огромного мешка. Причем берут их все, независимо от социального положения, отказываться не принято. Европейских туристов в очереди практически нет, хотя в обычные дни в храмах всегда можно встретить небольшие экскурсионные группы из Европы.
Исторический музей Коломбо не может похвастаться богатством экспозиции. Но история на острове индуизма, буддизма и христианства колониального периода представлена достаточно широко и интересно. Один из минусов - в музее нет кондиционеров (на Цейлоне начинаешь ценить это изобретение). Кроме того, устроители музея обладают, видимо, английским специфическим юмором (вот оно, наследие колониального времени). Так, в надежде на продолжение экспозиции посетитель, уже изрядно взмокший от жары, поднимается по крутой и длинной лестнице и в итоге попадает на крохотный балкончик, с которого ровным счетом ничего не видно.
Список литературы
1. Бонифатьева Л. И., Ершов Ю. А. Цейлон. Географический очерк. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1962. - 192 с.
2. «Politics» in Society, Religion, & State. - Maharagama: Tharanjee prints,
2011. - 162 p.