Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2017. Т. 20. С. 121-129
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 2-67
Церкви и религиозные организации: участие в европейском интеграционном процессе
А. А. Канунников
Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена исследованию отношений Европейского союза с представителями церкви и религиозными организациями стран Европейского союза. Показано формирование отношения различных конфессий и религиозных организаций к процессу евроинтеграции. Анализируются противоречия, возникшие при обсуждении проекта Конституции Евросоюза между светской властью, церквями и религиозными и неконфессиональными организациями. Показан достигнутый компромисс в вопросах отражения в документах значения христианства для европейской культуры. Анализируется отношение властных структур ЕС к религиозным сектам. Отмечается, что церкви и религиозные организации продолжают оставаться деятельными участниками общественных процессов в странах Старого Света, которые все активнее заявляют о своей позиции по широкому кругу острых общественно-политических проблем.
Ключевые слова: Европейский союз, церковь, гражданское общество, демократия, интеграционный процесс, христианство, секты, международные отношения.
Участие религиозных организаций в социально-политической жизни зарубежных стран и стран Европейского союза, в частности, находится в центре внимания российских и зарубежных исследователей. Особое внимание уделяется роли религиозных объединений в становлении гражданского общества в условиях интеграционного процесса и социально-политических трансформаций в странах Евросоюза [2].
Известно, что церкви на разных исторических этапах европейской истории традиционно играли весьма значительную роль. В новейшей истории церкви различных конфессий и многочисленные религиозные организации продолжают оказывать значительное влияние на формирование общественного мнения в странах Европейского союза. Сразу после окончания Второй мировой войны церковь сыграла большую роль в примирении народов тех стран, которые еще недавно воевали между собой. При поддержке церкви и религиозных организаций состоялось примирение между Францией и Германией. Церковь помогла и народам Германии и Польши преодолеть чувство ожесточения и обиды. Декларации взаимного прощения, предложенные епископатом, нашли широкую поддержку в гражданском обществе европейских стран. Многочисленные двусторонние и многосторонние контакты церкви, различные международные программы встреч религиозных неправительственных организаций также способствовали сближению соседних европейских народов в послевоенный период.
Учитывая роль церкви и религиозных организаций в общественно-политической жизни многих странах Европы, вполне ожидаемым был высокий интерес в религиозных кругах к обсуждению вопросов евроинтеграции. Действительно, христианские церкви Европы и их объединения одними из первых поддержали процесс европейской интеграции. Среди них следует назвать Конференцию европейских церквей (КЕЦ), которая является содружеством 126 христианских церквей - православных, протестантских и старокатолических изо всех стран Европы. Кроме этого 43 христианские европейские организации являются ассоциированными членами КЕЦ.
Напомним, что КЕЦ была создана в 1959 г. в условиях холодной войны с целью способствовать примирению народов Европы, разделенной после Второй мировой войны на Восточную и Западную. В создании КЕЦ активное участие принимала также Русская православная церковь.
Другим активным сторонником интеграции стал Совет епископских конференций Европы (СЕКЕ), включающий все структуры римско-католической церкви европейских стран.
Еще в конце 1980-х гг. на общей ассамблее КЕЦ и СЕКЕ представители этих организаций обсуждали идею объединенной Европы исходя из религиозных традиций, понимая под общеевропейским домом все народы и европейские нации, имеющие общую историю, культуру и ценности. В этой же парадигме неоднократно высказывался в свое время Иоанн Павел II, провозгласивший право всех европейских народов - от Атлантики до Урала и от Скандинавии до Средиземного моря, невзирая на разные идеологические системы или военные союзы, жить в Европе без границ по заповедям Евангелия [8].
Тема интеграции Европы детально рассматривалась религиозными мыслителями и иерархами церкви и была отражена в многочисленных церковных документах. Следует отметить, что вокруг идеи объединения Европы сплотились не только католическая и протестантская церкви, но и православная. Так, весной 2003 г. на острове Крит состоялось специальное совещание представителей десяти православных церквей, на котором обсуждался вопрос: «Европейская Конституция о Церквях и религиях: предложения православной церкви» [1]. В итоговом документе было заявлено, что будущая Конституция ЕС должна содержать прозрачную ссылку на христианское наследие Европы. Православные церкви при небольшом удельном весе православных в странах Европейского союза тем самым подтвердили свое сотрудничество с институтами ЕС, включая открытие константинопольским патриархатом и РПЦ официальных представительств в Брюсселе.
При обсуждении проекта Конституции Евросоюза христианские церкви большинства стран Европейского союза выступили за то, чтобы в ней христианское наследие было отмечено особо. Стремление отразить роль христианства в становлении современной Европы объединило практически все наиболее влиятельные христианские церкви и религиозные организации, а уровень межхристианских интеграционных контактов нередко опережал интеграционные процессы в сфере политики. Характерно, что предложения христианских церквей были поддержаны не только представителями католических стран -
Польши, Италии, Испании и Португалии, но и протестантами Германии и Дании, а также, как было сказано выше, верующими православных стран. О том, что Европа широко и глубоко пронизана христианством, говорится во многих документах Римско-католической церкви. «Нет сомнений, - отмечается в одном из них, - что в сложной истории Европы центральным и определяющим фактором является христианство, которое на прочном фундаменте классического наследия и многих его проявлений образовало и консолидировало на протяжении веков различные этнические и культурные потоки. Христианская вера сформировала культуру континента и неразрывно связана с ее историей. Эта история не может быть понята без ссылки на события длительного периода евангелизации, занявшего много веков, когда христианство, несмотря на болезненное разделение между Востоком и Западом, утвердило себя религией европейцев. Даже в настоящее время, когда постепенно разрушается религиозное единство, возможно, из-за дальнейших расхождений между христианами, либо из-за процессов удаления культуры от горизонта веры, христианство продолжает играть значительную роль» [12].
Подчеркивая значение христианства для европейской культуры, католическая церковь утверждает, что «нельзя сомневаться, что христианская вера самым глубоким и решительным образом проникла в основы европейской культуры. Действительно, христианство сформировало Европу, заложив в нее несколько фундаментальных ценностей. Европа, которая дала миру демократические идеалы и провозгласила права человека, черпает эти ценности из своего христианского наследия. В большей степени, чем географическое понятие, ее следует рассматривать в первую очередь как культурное и историческое явление, ставшее реальностью в виде родившегося континента, в том числе благодаря объединяющей силе христианства, которое было способно интегрировать различные народы и культуры, и которое тесно связано со всей европейской культурой» [9].
Церкви активно доказывали, что «религиозным наследием» Европы является прежде всего христианство, которое исповедует большинство народов континента. Христианство стало одной из главных цивилизационных черт европейцев, и поэтому признание христианства как «религиозного наследия» Европы должно быть специально отражено в проекте Конституции ЕС.
При всех усилиях церкви и религиозных организаций конституционный конвент отказался включить в проект Конституции ЕС положение о христианском наследии Европы. Вместо этого в Преамбуле Конституции довольно мягко говорится, что создание объединенной Европы вдохновляется «культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы, на основе которого развивались универсальные ценности, нерушимые и неотъемлемые права личности, свободы, демократии, равенства и верховенства закона»1.
1 Цитируется по неофициальному переводу текста Конституции Европейского союза, сделанному департаментом информации и печати Министерства иностранных дел РФ.
Вступление религиозных организаций в дискуссию о европейской интеграции и расширении ЕС позволило им значительно активизировать религиозную жизнь в странах Европейского союза. Одновременно с изложением своих позиций по вопросам интеграции религиозные организации решают также свои внутренние задачи. Например, Польша, где влияние католической церкви среди населения значительно выше общеевропейского уровня, после избрания папой поляка Иоанна Павла II стала активно выступать с призывом к возвращению в лоно католической церкви жителей всех стран Европы.
Следует признать, что при всех трудностях церкви и религиозным организациям удалось достичь успехов в закреплении своих прав на общеевропейском уровне. В окончательной редакции статьи I-52 проекта Конституции Европейского союза, озаглавленной» Статус церквей и неконфессиональных организаций», записано:
1. «Союз уважает и не подвергает сомнению статус, которым пользуются по национальному законодательству церкви и религиозные ассоциации или общины в государствах-членах.
2. Союз в равной степени уважает статус, которым пользуются по национальному законодательству философские и неконфессиональные организации.
3. Признавая их самобытность и особый вклад, Союз поддерживает открытый, прозрачный и регулярный диалог с этими церквями и организациями»2.
Позже эти положения были включены в Лиссабонский договор.
Чтобы быть в курсе всех инициатив и изменений в европейской политике, которые могли бы повлиять на интересы церквей, а также в целях оказания влияния на европейскую политику через контакты с европейскими институтами на самом высоком уровне, церкви открыли свои представительства в Брюсселе [17]. Однако формализация отношений церкви и ЕС вызвала критику некоторых европейских НПО. Среди них следует назвать «Католиков за свободный выбор» (Catholics for a Free Choice - CFFC) и «Европейскую федерацию гуманистов» (European Humanist Federation - EHF).
CFFC обратила внимание на возможные злоупотребления со стороны церквей и Ватикана, в частности в виде дальнейшего продвижения консервативных социальных программ [4; 5]. EHF, напротив, сосредоточила свою критику на положениях статьи 52 проекта Конституции, усмотрев в ней дисбаланс в отношениях между церковью и институтами ЕС [10]. Этот дисбаланс, по мнению EHF, появляется в результате предоставления эффективного иммунитета от вмешательства в статус церкви в соответствии с пунктом 1 статьи 52. Кроме этого, в пункте 3 церкви предоставляется доступ к высоким эшелонам принятия решений ЕС.
Также ряд светских неправительственных организаций потребовал удалить статью о «Статусе Церквей и неконфессиональных организаций». В декабре 2003 г. несколько неправительственных организаций» призвали лидеров
2 Цитируется по неофициальному переводу текста Конституции Европейского союза, сделанному департаментом информации и печати Министерства иностранных дел РФ.
ЕС исключить статью 52». Они утверждали, что данная статья «не только поддерживает привилегии Церквей в каждом государстве - члене Союза, но и определяет их как постоянных партнеров Европейского союза», что «будет означать конец принципа отделения Церкви от государства». Утверждалось также, что с присоединением к ЕС стран с сильным влиянием Ватикана «будут широко открыты двери для церковной иерархии навязывать свои реакционные социальные взгляды» [11].
Церкви и ее сторонникам удалось успешно противостоять тем, кто выступал за удаление статьи 52. Одна из противников этой статьи, Энн Ван Лан-кер (бывший депутат Европейского парламента в 1994-2009 гг.), утверждает, что существовала своего рода политическая сделка: «В конце концов, нам не удалось удалить статью 52, так как это была политическая цена, которую пришлось заплатить Европейской народной партии (ЕНП), чтобы избежать ссылки на Бога в Конституции» [20].
Одним из пунктов, по которому между церковью и институтами ЕС существуют расхождения, - это вопрос о вступлении Турции в ЕС. Несмотря на то что место в ЕС могут получить такие страны с большим удельным весом мусульманского населения, как Албания, Босния и Герцеговина, включение в Евросоюз 65-миллионного мусульманского населения Турции может радикально изменить культурно-религиозное лицо Европы. Эта проблема задевает интересы крупных христианских церквей, и иерархи Римско-католической церкви изначально выразили свои сомнения относительно целесообразности вхождения Турции в ЕС.
Говоря об участии религиозных и неконфессиональных организаций в процессе европейской интеграции и жизни Европейского союза в целом, необходимо остановиться на отношении ЕС к религиозным сектам. Европейский парламент на заседании 12 февраля 1996 г. принял постановление, в основу которого легли: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Договор о создании Европейского союза, в особенности статья F, абзац 2, статья К, абзацы 2, 5, 6, 7 и 9, а также статья К3, собственное решение от 8 июля 1992 г. о Европейской хартии о правах ребенка (примечание: АВ1.С 241 от 21.09.1992, стр. 67), рекомендации 1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях [23].
Подтверждая свою приверженность основным принципам демократического правового государства, таким как терпимость, свобода совести и религии, свобода мнений, свобода союзов и собраний, депутаты Парламента обратили внимание на опасную деятельность определенных объединений, называемых сектами.
Депутаты приняли во внимание, что деятельность сект и подобных им союзов постоянно расширяется, приобретая различные формы. Многие существующие в Европейском союзе религиозные секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской конвенции по правам человека.
Более того, определенные секты не ограничивают свою деятельность границами одной страны, а действуют во всех странах Европейского союза. Они постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность.
Парламентарии, подтверждая право на свободу мнений, совести и религии, а также на свободу союзов в рамках уважения свободы и частной жизни личности, считают необходимым защищать граждан от таких деяний, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т. п.
Европейский парламент призвал государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты. Важно, чтобы правительства государств-членов не предоставляли статус религиозной организации автоматически, а, в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту.
Депутаты Европарламента призвали государства-члены усилить взаимный обмен информацией, для того чтобы объединить сведения о феномене сектантства. Обращаясь к Европейской комиссии и государствам-членам, депутаты Европейского парламента призвали их не допускать саму возможность получения сектами государственной помощи.
Подводя итог, можно сказать, что церковь (особенно Римско-католическая) сыграла очень большую роль, особенно на начальном этапе процесса европейской интеграции. В этом вопросе Ватикан с самого начала занял недвусмысленную позицию в поддержку интеграции [3; 21; 24; 25]. Католическая церковь, как утверждает ряд исследователей, «активно способствовала европейской интеграции в различных формах и вдохновляла ее» [22]. В то же время роль религиозных неправительственных организаций на начальном этапе интеграционного процесса была минимальной.
Говоря о влиянии церкви на жизнь Европы в ближайшие годы, некоторые исследователи считают, что оно будет снижаться, так как сокращение числа верующих и уменьшение соблюдения религиозных традиций уже очевидны и отчетливо отражаются в жизни гражданского общества [13; 16]. В то же время исследователи утверждают, что модернизация, конечно, означает, что влияние религии будет продолжать снижаться во всех сферах жизни европейского общества, но религиозные убеждения и поведение при всех глубоких изменениях все еще будут формировать отношения и поведение в обществе [6; 7; 14]. Есть ученые, которые убеждены, что европейскую религию
ждет возрождение, будь то в результате иммиграционных процессов [18] или изменения уровня рождаемости [19], или в результате новой религиозной «конкуренции» [15]. Как видим, оценки ученых значительно отличаются, и делать окончательные выводы преждевременно.
Однако вопреки ожиданиям многих исследователей религии, в начале XXI в. религиозные организации продолжают оставаться деятельными участниками общественных процессов в странах Старого Света. Лидеры европейских церквей и различных религиозных организаций все активнее заявляют о своей позиции по широкому кругу острых общественно-политических проблем, волнующим гражданское общество, а европейским политикам приходится все чаще сталкиваться с вопросами, касающимися роли и места религии и религиозных институтов в интегрирующейся Европе.
Список литературы
1. На острове Крит состоялось Межправославное совещание по проекту конституционного договора Европейского союза [Электронный ресурс] // Рус. православ. церковь : офиц. сайт Моск. патриархата 1997-2009. - URL: https://mospat.ru/archive/ 2003/04/nr303313/ (дата обращения: 04.07.2016).
2. Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт : [коллектив. моногр.] / Ин-т Европы Рос. акад. наук, Центр по изучению проблем религии и о-ва ИЕ РАН ; под ред. А. А. Красикова, Р.Н. Лункина. - М. : ИЕ РАН, 2016. - 336 с.
3. Boomgaarden H. Religion and Euroscepticism: Direct, Indirect or No Effects? / Hajo Boomgaarden, Andre Freire // West European Politics. - 2009. - Vol. 32, N 6. -P. 1240-1265.
4. Catholics Join Broad Coalition of Civil Society in Protest against Special Status of Vatican Granted through Article 51 in European Draft Constitution [Electronic resource] : press release // CFFC. - 2003. - URL: http://www.catholicsforchoice.org/news/pr/ 2003/20031105vaticaneruoconstitution.asp (mode of access: 04.07.2016).
5. Catholics Join Coalition of 165 European NGOs in Appeal to Convention not to give Religion Unfair Influence in Constitutional Treaty [Electronic resource] : press release // CFFC. - 2003. - URL: http://www.catholicsforchoice.org/news/pr/2003/ 20030522 eurongocoalition.asp (mode of access: 04.07.2016).
6. Davie G. Europe: The Exception that Proves the Rule? / G. Davie ; еd. Peter L. Berger // The Desecularization of the World. - Grand Rapids, MI Eerdmans, 1999. -P. 65-83.
7. Davie G. Religion in Modern Europe: A Memory Mutates / G. Davie. - Oxford, UK : Oxford University Press, 2000. - 230 p.
8. Discurso del Santo Padre Juan Pablo II a la Organización de las Naciones Unidas para la educación, la ciencia y la cultura - UNESCO [Electronic resource]. - París, lunes 2 de junio de 1980. - URL: https://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/es/speeches/1980/june/ documents/ hf_jp-ii_spe_19800602_unesco.html (mode of access: 04.07.2016).
9. El Evangelio de la esperanza confiado a la Iglesia del nuevo milenio [Electronic resource]. - URL: http://www.clerus.org/bibliaclerusonline/es/fib.htm#bd (mode of access: 04.07.2016).
10.European Humanist Federation, Coalition for the Withdrawal of Article 51 [Electronic resource] : press release // EHF. - 2003. - URL: http://www.humanism.be/in/doc/ pdfs/ const08-en-parl%20press%20bis.pdf (mode of access: 04.07.2016).
11.Evans R. Religion ignites debate over EU constitution: Church v. State / R. Evans // National Post (Canada). - 2003. - 9 Jan. - P. 2.
12.Exhortación apostólica postsinodal Ecclesia in Europa del Santo Padre Juan Pablo II a los Obispos, a los Presbíteros y Diáconos a los Consagrados y Consagradas y a todos los fieles laicos sobre Jesucristo vivo en su Iglesia y fuente de esperanza para Europa [Electronic resource]. - URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/es/apost_exhortations/ documents/ hf_jp-ii_exh_20030628_ecclesia-in-europa.html (mode of access: 04.07.2016).
13.Greeley A. M. Religion in Europe at the End of the Second Millennium / A. M. Greeley. - New Brunswick, NJ : Transaction Publishers. - 2003. - 252 p.
14.Greeley A. M. Religion in Europe at the End of the Second Millennium / A. M. Greeley // New Brunswick, NJ : Transaction Publishers. - 2003. - P. 11.
15.Introvigne M. Religious Competition and Revival in Italy: Exploring European Ex-ceptionalism [Electronic resource] / Massimo Introvigne, Stark Rodney. - 2005. - URL: http://www.religjournal.com (mode of access: 04.07.2016).
16.Jagodzinski W. Secularization and Church Religiosity / Wolfgang Jagodzinski, Ka-rel Dobbelaere // The Impact of Values / Eds. Jan W. van Deth, Elinor Scarborough // Oxford, UK : Oxford University Press, 1995. - P. 76-122.
17..Jansen T. Europe and religions: the dialogue between the European Commission and churches or religious communities / T. Jansen // Social Compass. - 2000. - № 47 (1). -P. 103-112.
18.Jenkin Ph. God's Continent: Christianity, Islam, and Europe's Religious Crisis / Ph. Jenkin. - N. Y. : Oxford University Press, 2007. - 352 p.
19.Kaufmann E. Shall the Religious Inherit the Earth? / E. Kaufmann. - London : Profile Books, 2010. - 320 p.
20.Mudrov S. A. Christian Churches as special participants of European integration: the process of EU Treaties' Reform [Electronic resource] // University of Salford. - URL: http://ecpr.eu/Events/PaperDetails.aspx?PaperID=10583&EventID=1 (mode of access: 04.07.2016).
21.0'Mahony A. The Vatican and Europe: Political Theology and Ecclesiology in Papal Statements from Pius XII to Benedict XVI // International Journal for the Study of the Christian Church. - 2009. - Vol. 9, Issue 3. - P. 177-194.
22..Philpott D. Faith, freedom and federation: the role of religious ideas and institutions in European political convergence / Daniel Philpott, Timothy Samuel Shah // Religion in an Expanding Europe. - Cambridge University Press, 2006. - P. 34-64.
23.Resolucion sobre las sectas en Europa. B4-0259, 0264, 0266, 0271 y 0274/96 [Electronic resource] // Site. - URL: http://www.europarl.europa.eu/workingpapers/ cito/w10/annex1_es.htm (mode of access: 04.07.2016).
24.Risso L. Cracks in a facade of unity: the French and Italian Christian democrats and the early stages of the European integration process, 1945-1957 // Religion, State and Society. - 2009. - Vol. 37, N 1, 2. - Special Issues. - P. 99-114.
25. Venneri G. Alcide De Gasperi and Antonio Messineo: A Spiritual Conception of Politics and a Pragmatic Idea of Religion? / Giulio Venneri, Paolo O. Ferrara // Religion, State and Society. - 2009. - Vol. 37, N 1, 2. - Special Issues. - P. 115-129.
Churches and Religious Organizations: Participation in the European Integration Process
A. A. Kanunnikov
Center for Social Development Problems of Europe, the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Moscow
Abstract. The article is devoted to the study of relations of the European Union with the representatives of churches and religious organizations of the European Union countries. The development of relationships among various denominations and religious organizations in the European integration process is considered. The article analyzes the contradictions that arose during discussion of the European Constitution draft among the secular authority, Churches and religious and non-confessional organizations. Compromise concerning covering the value of Christianity for the European culture in the documents is shown. The attitude of the authorities of the EU institutions to religious sects is analyzed. It is noted that churches and religious organizations continue to be active and participate in the social processes of the countries in the Old World, which make their positions clear on a wide range of acute social and political problems.
Keywords: the European Union, the Church, civil society, democracy, the integration process, Christianity, sects, international relations.
Канунников Анатолий Алексеевич
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр проблем социального развития Европы Институт Европы РАН 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11 тел.: 8(495)6295715 e-mail: [email protected]
Kanunnikov Anatoly Alekseevich
Candidate of Sciences (History,) Leading Research Fellow, Center for Social Development Problems of Europe Institute of Europe the Russian Academy of Sciences
11, Mokhovaya st., Moscow, 125009 tel.: 8(495)6295715 e-mail: [email protected]