УДК 94(410.1)"18":27-774
ГРНТИ 03.61.21: Историческая антропология
О.А. Балабейкина, Е.А. Карасева, А.Д. Радкевич
Церковный приход как центр средоточия повседневной жизни адептов Государственной Христианской церкви Англии
(вторая половина XIX в.)
В статье на основе разнообразных англо- и русскоязычных источников, в том числе содержания богослужебных книг Государственной Христианской церкви Англии (ГХЦА) XIX в., выявляются характер и степень влияния вероучительной доктрины и института Церкви на различные аспекты повседневной жизни англикан в обозначенный период. В фокусе внимания авторов церковный приход как церков-но-административная единица, духовенству которой государством был делегирован целый ряд полномочий, касающихся регистрации актов гражданского состояния. Приход был и доминирующим в ареале проживания людей социально-культурным центром, откуда исходят ценностные установки, во многом определяющие характер поведения, быт и нравы населения. Привлечение современных данных ежегодной финансовой отчетности отдельных епархий ГХЦА позволяет утверждать, что специфика влияния деятельности приходов на различные категории людей существенно трансформировалась. В отличие от ситуации, характерной для второй половины XIX в., акценты с богослужебных практик, которые находили отражение в повседневном религиозно обусловленном поведении, смещены в сторону реализации социальной ответственности. Но при этом фундамент для современных тенденций был заложен именно во второй половине XIX в.
Ключевые слова: Церковь Англии, церковный приход, англиканство, религиозная повседневность, социальная деятельность Церкви.
Ol'ga A. Balabeikina, Ekaterina A. Karaseva, Alina D. Radkevich
The parish as the center of the daily life of adherents of the Church of England (second half of the XIX century)
Based on a wide range of English and Russian sources, including the content of liturgical books of Church of England of the XIX century, the article analyzes the nature and degree of influence of the doctrine of the faith and institution of Church of England on various aspects of the daily life of Anglicans in the designation period. The focus of the authors' attention is the ecclesiastical parish as a church-administrative unit, the clergy of which was delegated by the state a number of powers related to registration of acts of civil status. The parish was the dominant social and cultural center in the area where people lived, where do the value attitudes originate, which largely determine the nature of behavior, life and customs of the population. Using modern data from financial statements of individual dioceses of Church of England allows to assert that the speci-
© Балабейкина О.А., Карасева Е.А., Радкевич А.Д., 2020 © Balabeikina Ol'ga A., Karaseva Ekaterina A., Radkevich Alina D., 2020
46
ficity of the impact of the parish activities on various categories of people has been significantly transformed. In contrast to the situation typical for the second half of the XIX century, the accents from liturgical practices, which were reflected in everyday religiously conditioned behavior, are shifted towards the implementation of social responsibility. However, at the same time, the foundation for modern trends was laid precisely in the second half of the XIX century.
Key words: Church of England, ecclesiastical parish, Anglicanism, religious daily life, social activities of the Church.
В круге научных интересов отечественных специалистов тематика, связанная с функционированием церковных приходов в ретроспективе и современности, существенно обозначилась в постсоветские десятилетия. Так, в условиях общественно-политических трансформаций были опубликованы исследования, в контексте истории повседневности раскрывающие специфику модели поведения представителей купеческого сословия в геоконфессиональном пространстве [1], организацию семейного быта приходского духовенства в отдельных регионах нашей страны [2], будни сельских приходов в предреволюционные десятилетия [3] и т.д. В советский же период подобного рода разработки были табуированы или существенно искажены в содержании антирелигиозно направленной идеологией. Между тем, как раз рассмотрение в ретроспективном аспекте влияния религиозных организаций на повседневную жизнь населения может позволить создать ее полноценную историческую реконструкцию, что и продемонстрировали в своих работах такие ученые, как П.В. Филатов [4], Е.Д. Суслова [5], П.В. Крылов [6] и др. Последний из названных авторов подчеркивает, что «деятельность, имеющая религиозное измерение», выступает в качестве существенной формирующей повседневной жизни, даже если ее значение не осознается верующими и их окружением в качестве таковой [6, с. 30]. Религиозная составляющая интегрирована в повседневность и находит выражение в обусловленных нравственно-этическими предписаниями нормах бытового поведения, элементах интерьера жилища, употреблении в повседневной речи религиозной терминологии, рационе питания, распорядке дня и многом другом.
Роль церковных приходов - низовых единиц церковно-административного устройства в социальных процессах в прошлом была огромна. Именно вокруг них сосредоточивалась жизнь людей в условиях клерикальных государств, каковыми в рассматриваемый в
представленной работе период являлись и Российская империя, и большая часть иностранных государств.
Изучение вопросов, связанных с организацией приходской жизни, актуализировалось в наши дни, когда в России восстанавливается структура конфессионального пространства, а роль всех его элементов в общественных процессах проявляется все существеннее [7]. Причем, это касается как православия, преобладающего по числу адептов и густоте сети объектов культовой инфраструктуры, так и других религий и конфессий, представленных в нашей стране. С повседневной жизнью последователей религиозного учения, а также категорий людей, в меньшей степени погруженных в религиозную среду, наиболее тесно связан такой элемент церковно-административной структуры, как приход, на практике представляющий собой молитвенное помещение (храм), вокруг которого под руководством священника объединяется община верующих.
Понимание современных трансформационных процессов, которые характеризуют современное конфессиональное пространство, невозможно без обращения к его изучению в ретроспективном аспекте. Причем, внимания специалистов в этом плане заслуживает не только опыт Российской империи, но и зарубежных стран, особенно в случаях, когда модель государственно-церковных отношений направлена на конструктивное взаимодействие, религиозные традиции не прерывались грубым вмешательством политических процессов, а церковный приход преобладающей в стране христианской конфессии был и остается одной из социально-культурных доминант для населения. К таковым справедливо будет отнести приходы Государственной Христианской церкви Англии.
Цель исследования - выявить и представить степень и особенности влияния церковных приходов ГХЦА на повседневную жизнь ее адептов во второй половине в XIX в.
Современные реалии таковы, что ГХЦА сохраняет в Англии правовой статус государственного религиозного института, а также доминирующее положение в конфессиональной структуре региона, насчитывая на его территории более 12 тыс. приходов, сеть которых покрывает ее сплошным ареалом, а также охватывая более 25 млн адептов [8, с. 91, 9].
Мероприятия, с устоявшейся определенной периодичностью реализуемые на современных приходах ГХЦА, выходят далеко за рамки богослужебной деятельности, они стали неотъемлемой частью жизни их участников. Так, согласно данным ежегодных епархиальных отчетов ГХЦА [10] и ее отдельных епархий [11; 12], публикуемых в открытом доступе, на отдельных приходах организованы курсы, обучающие самым разным видам рукоделия, курсы английского языка для иммигрантов, регулярно предоставляется помощь в приготовлении домашних заданий для детей иммигрантов, проводятся самые разнообразные лекции и семинары, объединяющие семейные мероприятия (спортивные игры, концерты и т. д.). На данный момент в деятельности приходов акценты существенно смещены с богослужебной практики в область реализации социальной ответственности. Кроме того, усиливается влияние Церкви на жизнь тех, кто не является ее вероисповедными адептами (например, мигранты из традиционно мусульманских стран и их дети). Получается, что приходы ГХЦА в своей деятельности максимально стремятся ответить на постоянно меняющиеся социальные запросы современного общества, что подтверждает перечень основных статей финансирования в отдельных епархиях [13].
Если исходить из исторической ретроспективы, обнаруживается несколько иная картина приходской жизни, хотя многие современные тенденции, характеризующие ее, обозначились именно в XIX в. Объективное представление о численности приверженцев ГХЦА и посещаемости ими приходских храмов во второй половине XIX в. дает обращение к сведениям, отраженным в переписи населения, которая проходила в Англии 30 марта 1851 г. На тот момент на обозначенной территории проживало 17,96 млн чел., а сама она в церковно-административном отношении подразделялась на 11 728 англиканских приходов с 13 854 храмовыми зданиями [14, с. 13-14]. Данные эти вполне сопоставимы с современными и мало отличаются от них. Получается, что современная сеть первичных административно-территориальных единиц ГХЦА сложилась к середине XIX в.
День, когда проводилась перепись, был воскресным, когда всем верующим христианам предписывается обязательное посещение церковного богослужения. Согласно представленным данным, храмы ГХЦА 30 апреля 1851 г. посетило с этой целью около 4,3 млн чел.
49
(около 30% населения). Причем, больше всего верующих было на утренней службе (2,5 млн чел.), а днем и вечером по 1,89 млн и 860 тыс. чел. соответственно. В попытке проследить тенденции, отражающие степень участия в богослужениях ГХЦА жителей Англии второй половины XIX в., следует учитывать, что представленные сведения нельзя считать абсолютно репрезентативными - даже исходный документ содержит примечание, говорящее о том, что более тысячи церковных приходов не предоставили соответствующей информации. Но и с учетом этого факта становится ясно, что еженедельное посещение богослужений в рассматриваемый период было неотъемлемой частью ритма повседневной жизни для значительной части людей.
Вся жизнь адептов англиканства неизбежно сосредоточивалась вокруг приходского храма уже потому, что на церковный институт была возложена функция регистрирации актов гражданского состояния -рождение, смерть, брак, путем совершения соответствующих религиозных таинств и обрядов, а также документального фиксирования этого факта [15, с. 40; 16, с. 532, 749]. Кроме того, воскресные и праздничные богослужения собирали жителей прихода в храмовом здании, создавая коммуникационную ситуацию и способствуя развитию социальных контактов. Важные объявления, касающиеся государственно-общественной жизни, тоже обычно оглашались в храме.
Многие элементы, регламентировавшие тогда и по сей день во многом определяющие повседневную жизнь англиканских приходов, содержатся в сборнике богослужебных текстов, который называется «The Convocation Prayer Book and The Book of Common Prayer» (CPB) [17] (в дословном переводе - Книга общей молитвы). В CPB, датируемой 1888 г. [17], представлен перечень утренних и вечерних молитв, которые должны совершаться в храме или в часовне священнослужителем ежедневно, а также указаны определенные на каждый день года отрывки из Священного Писания. Получается, что все главы Священного Писания должны прочитываться за двухгодичный цикл богослужений. Порядок и содержание этих богослужебных текстов в ГХЦА сохранился без изменений до наших дней. Повседневная жизнь прихода была и остается неразрывно связанной с ежедневным совершением определенного молитвенного правила, обязательного для приходского священника. Прихожане могли участвовать в таких богослужениях по будним дням по возможности и желанию, которые в рас-
50
сматриваемый период находили проявление крайне редко. Более того, уже с XVIII в. обозначились и крепли тенденции пренебрежительного отношения к ежедневным богослужениям даже среди духовенства, наиболее благочестивые представители которого служили только по средам и пятницам, а среди обычных прихожан, как отмечает А.П. Лопухин «Самая мысль о необходимости ежедневного богослужения почти вымерла» [18, с. 10]. Приходы, где сохранялась практика ежедневного совершения богослужений, были редкостью.
Для прихожан практикой англиканской Церкви обязательно предписывалось совершение домашней (индивидуально или в семейном кругу) утренней и/или вечерней молитвы, форма и объем которой не обозначены в CPB, что предполагает свободное наполнение импровизированными молитвословиями, отрывками из Св. Писания и т. д. Выполнению ежедневного молитвенного правила придавалось большое значение: позиционировалось, что оно призвано оказывать благотворное влияние на весь день верующего , следовательно, на всю жизнь.
В быту англикан также находили выражение элементы, свидетельствовавшие о принадлежности к Церкви и ее вероучению. Это могло касаться, например, украшения жилища в определенные периоды церковного календаря. Многодневных обязательных для соблюдения всеми верующими религиозных постов в англиканской традиции нет, но 4-недельный период Адвента рассматривался и рассматривается как время духовной подготовки к празднику Рождества Христова. В это время обеденный стол мог украшаться зеленым венком с четырьмя свечами, которые по очереди зажигались во время семейного чтения Евангелия.
Деятельность, направленная на реализацию социальной ответственности, столь популярная на приходах ГХЦА в наше время, получила основной импульс к развитию именно во второй половине XIX в. Это было связано с тем, что с 1850-х гг. женщинам в Англии впервые открылась возможность получить оплачиваемую работу в Церкви, и воспользовались ею сначала преимущественно представительницы среднего класса [19, с. 656], направив свою деятельность на организацию благотворительных и культурно-образовательных мероприятий, оказание первичной медицинской помощи, преподавание в воскресных школах и т. д.
Именно жестко организованная церковно-территориальная система Церкви Англии с ее делимитированными в границах приходами и фиксированным числом проживающих в их пределах прихожан позволила адресно направлять благотворительную деятельность в сторону наиболее нуждающихся слоев населения. Постепенно это стало неотъемлемой частью приходской жизни, начавшись с деятельности Ассоциации приходских женщин-миссионеров, одним из инициаторов которой выступила Кэролайн Джейн Тальбот. Эта организация находит упоминание в ежегодном сборнике Церкви Англии за 1883 г. [20, с. 70-71].
Одним из принципов миссионерской работы являлась как раз причастность к приходской системе Церкви Англии. Ассоциация нанимала женщин из рабочего класса в качестве миссионеров, в задачи которых входило посещение домов прихожан, где они должны были обучать хозяек приемам экономного ведения хозяйства, а также уборке жилища и способам поддержания чистоты. Краткое описание одного из примеров реализации такой деятельности, связанное с женщиной по имени Элизабет, трудившейся в одном из приходов Лондона, приводится историком Сарой Флю в монографии, где исследовались вопросы церковной благотворительности в XIX в. [21]. Данное описание, с одной стороны, демонстрирует нищету и отсутствие соблюдения правил гигиены, характерные для прихожан из бедных слоев во второй половине XIX в., но, с другой - подтверждает результативность организованной приходами миссионерской деятельности: дома, куда приходила для помощи с уборкой Элизабет, со временем приобретали черты ухоженности.
Во второй половине XIX в. церковный приход для адептов Церкви Англии был социально-культурным центром, откуда исходили многие определявшие повседневный быт и нормы поведения ценностно-ориентационные установки. Это касалось как моментов, связанных с непосредственным выражением религиозной принадлежности (утренние и вечерние молитвы, регулярное посещение богослужений), так с и аспектами жизнедеятельности, которые не относятся к прямым проявлениям религиозно обусловленного поведения. Именно в рассматриваемый период стала формироваться основа для организации социальной деятельности ГХЦА, которая является одной из приоритетных для обозначенного религиозного института на данный момент.
Список литературы
1. Акользина М.К. Влияние церковных институтов на социально-корпоративные связи торгово-промышленного населения городов аграрной губернии в XIX в. // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 10. -С. 160-169.
2. Фот А.Т. Семья приходского священника Оренбургской епархии в контексте реалий бытовой повседневности // Magistra Vitae: электрон. журн. по ист. наукам и археологии - 2015. - № 14 (369). - С. 144-152.
3. Самойлова О.А. Будни сельского прихода конца XIX - начала ХХ в.: история возникновения, традиции, люди (с. Кариан-Воронцовка Кариановской волости Тамбовского уезда // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. -2007. - № 11 (55). - С. 300-304.
4. Филатов П.В. Маленький человек сельского церковного прихода первой половины XIX века: казус повседневности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 2 - С. 61-64.
5. Суслова Е.Д. Церковный приход: средоточие социальной и духовной жизни крестьянского сообщества в Карелии раннего Нового времени // CARELICA. -2016. - № 2 (16). - С. 50-63.
6. Крылов П.В. Религиозная повседневность финнов-лютеран Санкт-Петербурга и Ленинградской области: православное влияние и секуляризация // История повседневности. - 2017. - № 2 (4). - С. 30-42.
7. Зубанова С.Г., Степанов И.И., Патюлина Н.Д., Рузанова Н.П. Социальное служение Русской Православной Церкви: вопросы истории, теории, практики. - М.: Лика, 2013. - 463 с.
8. Балабейкина О.А., Лавхаева Д.Н. Англиканская Церковь: экономический, правовой, территориальный аспекты деятельности в Великобритании // Журн. правовых и экон. исслед. - 2018. - № 1. - С. 91-98.
9. Балабейкина О.А., Карасева Е.А. Государственная Христианская Церковь Англии как конфессиональная доминанта региона: епархия Дерби // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сб. науч. ст. по итогам II Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - СПб.: СПБГЭУ, 2020. - С. 213-216.
10. The Church of England: research and statistics for mission 2018 // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.churchofengland.org/ sites/default/files/201910/ 2018StatisticsForMission_0.pdf- (дата обращения: 8.10.2020).
11. Social Responsibility in the Diocese of Leicester. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.leicester.anglican.org/content/pages/documents/1565188033.pdf (дата обращения: 09.10.2020).
12. Together Leicester: Annual Report and Accounts for the period 23 August 2017 to 31 December 2018 // [Электронный ресурс]. - URL: http://apps.charitycommission.gov.uk/Accounts/Ends57/0001175357_AC_20181231_E _C.PDF (дата обращения: 03.10.2020).
13. Ministry costs 2019 of Southwell & Nottingham Diocese [Электронный ресурс]. - URL: https://southwell.anglican.org/wpcontent/uploads/2019/07/SD_ 2019MinistryCosts_WEB.pdf P. 2 (дата обращения: 08.10.2020).
14. Great Britain. Census Office, Horace Mann Census of Great Britain, 1851: Religious Worship in England and Wales // Harvard University. - G. Routledge, 1854. -142 p. - URL: http://www.archive.org/details/censusgreatbrit00manngoog
15. J.E.G. de Montmorency Divorce law in England. London, England, 1926. -49 p. - URL: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=8123& context=penn_law_review
16. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 1857. -p. 824. - URL: https://books.google.ru/books?id=hlVDAAAAcAAJ&printsec=frontcover &hl=ru#v=onepage&q&f=false
17. The Convocation Prayer Book and The Book of Common Prayer. - London: John Murray, 1880. - 472 p.
18. Лопухин А.П. История христианской церкви в XIX веке: в 2 т. - Пг.: Изд. А.П. Лопухина,1900-1901. Т. 1: Инославный христианский Запад. - 588 с.
19. Daggers J. The Victorian Female Civilising Mission and Women's Aspirations towards Priesthood in the Church of England // Women's History Review. - 2001. -V. 10. - P. 651-670.
20. Church of England The Official Year-book of the Church of England // Society for Promoting Christian Knowledge. - 1883. - P. 840. - V. 1. - URL: https://archive.org/details/officialyearboo05britgoog/mode/2up
21. Flew S. Philanthropy and the Funding of the Church of England, 1856-1914. -Routledge, 2015. - 272 p.
References
1. Akolzina M.K. Vliyanie cerkovnyh institutov na socialno-korporativnye svyazi torgovo-promyshlennogo naseleniya gorodov agrarnoj gubernii v XIX v. [Influence of church institutes on social corporate affairs of trade industrial population of the cities of the agrarian province in the XIX century/ // Socialno-ekonomicheskie yavleniya i process [Social and economic phenomena and processes/. - 2014. - № 10. - P. 160-169.
2. Fot A. T. Semya prihodskogo svyashennika Orenburgskoj eparhii v kontekste realij bytovoj povsednevnosti [The family of an Orenburg eparchy parish priest in the context of household daily life realities/ // Magistra Vitae: elektronnyj zhurnal po is-toricheskim naukam i arheologii [Magistra Vitae: electronic journal of historical sciences and archeology] - 2015. - № 14 (369). - P. 144-152.
3. Samojlova O.A. Budni selskogo prihoda konca XIX - nachala XX v.: istoriya vozniknoveniya, tradicii, lyudi (s. Karian-Voroncovka Karianovskoj volosti Tambovskogo uezda [Everyday life of a rural parish at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries: history of origin, traditions, people] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Human sciences] -2007. - № 11 (55). - P. 300-304.
4. Filatov P. V. Malenkij chelovek selskogo cerkovnogo prihoda pervoj poloviny XIX veka: kazus povsednevnosti [The little man of a rural parish of the first half of the XIX century: an incident of daily life] // Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. [Actual problems of the humanities and natural sciences] - 2012. - № 2 - P. 61-64.
5. Suslova E.D. Cerkovnyj prihod: sredotochie socialnoj i duhovnoj zhizni kresty-anskogo soobshestva v Karelii rannego Novogo vremeni [Church parish as the center of social and spiritual life of peasant community in early modern Karelia] // CARELICA. -2016. - № 2 (16). - P. 50-63.
6. Krylov P. V. Religioznaya povsednevnost finnov-lyuteran Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti: pravoslavnoe vliyanie i sekulyarizaciya [Religious daily routine of the Finnish-Lutheran in Saint-Petersburg and Leningrad region: the Orthodox influence and secularization] // Istoriya povsednevnosti [history of everyday life]. - 2017. -№ 2 (4). - P. 30-42.
7. Zubanova S.G., Stepanov I.I., Patyulina N.D., Ruzanova N.P. Socialnoe slu-zhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: voprosy istorii, teorii, praktiki [Social ministry of the Russian Orthodox Church: questions of history, theory, practice]. - M.: Lika, 2013. -463 р.
8. Balabejkina O.A., Lavhaeva D.N. Anglikanskaya Cerkov: ekonomicheskij, pravovoj, territorialnyj aspekty deyatelnosti v Velikobritanii [Anglican church: economic, legal, spatial dimensions of religious activities in Great Britain] // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij [Journal of Legal and Economic Research]. - 2018. - № 1. -P. 91-98.
9. Balabejkina O.A., Karaseva E.A. Gosudarstvennaya Hristianskaya Cerkov An-glii kak konfessionalnaya dominanta regiona: eparhiya Derbi /The Church of England as the region's denominational dominant: diocese of Derby] // Gumanitarnye nauki i vyzovy nashego vremeni: sbornik nauchnyh statej po itogam II Vserossijskoj nauchnoj konfer-encii s mezhdunarodnym uchastiem [Human sciences and challenges of our time: collection of scientific articles on the results of the II All-Russian scientific conference with international participation]. - SPb.: SPBGEU, 2020. - P. 213-216.
10. The Church of England: research and statistics for mission 2018 // [Electronic resource]. Access mode: https://www.churchofengland.org/ sites/default/files/201910/2018StatisticsForMission_0.pdf- (data obrashcheniya: 08.10.2020).
11. Social Responsibility in the Diocese of Leicester. [Electronic resource]. Access mode: https://www.leicester.anglican.org/content/pages/documents/1565188033.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2020).
12. Together Leicester: Annual Report and Accounts for the period 23 August 2017 to 31 December 2018 // [Electronic resource]. Access mode: http://apps.charitycommission.gov.uk/Accounts/Ends57/0001175357_AC_20181231_E _C.PDF (data obrashcheniya: 03.10.2020).
13. Ministry costs 2019 of Southwell & Nottingham Diocese// [Electronic resource] Access mode: https://southwell.anglican.org/wpcontent/uploads/2019/07/SD_ 2019MinistryCosts_WEB.pdf P.2 (data obrashcheniya: 08.10.2020).
14. Great Britain. Census Office, Horace Mann Census of Great Britain, 1851: Religious Worship in England and Wales // Harvard University. - G. Routledge, 1854. -142 p. - URL: http://www.archive.org/details/censusgreatbrit00manngoog
15. J.E.G. de Montmorency Divorce law in England. London, England, 1926. -49 p. - URL: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=8123& context=penn_law_review
16. The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland, 1857. -p. 824. - URL: https://books.google.ru/books?id=hlVDAAAAcAAJ&printsec= frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
17. The Convocation Prayer Book and The Book of Common Prayer. - London: John Murray, 1880. - 472 p.
18. Lopuhin A.P. Istoriya hristianskoj cerkvi v XIX veke: v 2 t. [History of the Christian Church in the XIX century in 2 volumes]. - Petrograd: izdanie A. P. Lopuhina [edition A.P. Lopuhina], 1900-1901. T. 1: Inoslavnyj hristianskij Zapad [Unorthodox Christian West]. - P. 588.
19. Daggers J. The Victorian Female Civilising Mission and Women's Aspirations towards Priesthood in the Church of England // Women's History Review. - 2001. -V. 10. - P. 651-670.
20. Church of England The Official Year-book of the Church of England // Society for Promoting Christian Knowledge. - 1883. - P. 840. - V. 1. - URL: https://archive.org/details/officialyearboo05britgoog/mode/2up
21. Flew S. Philanthropy and the Funding of the Church of England, 1856-1914. Routledge, 2015. - 272 p.