Научная статья на тему 'Церковный календарь-месяцеслов как исторический источник'

Церковный календарь-месяцеслов как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
696
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Наталья Петровна

В статье рассматриваются проблемы хронологии русской истории периода Киевской Руси. Автор обращается к такому ценному историческому источнику, как церковный календарь-месяцеслов. В Древней Руси при датировке исторических событий древнерусские летописцы, описывая то или иное событие, не отмечали его только одним названием месяца и числа, в какое оно происходило, а непременно к нему дают еще особое указание, либо имя святого, память которого приходится на известный день, либо церковный праздник, совпадающий с этим событием, т.е. данными месяцеслова. Отсюда ценность церковного календаря как исторического источника при уточнении датировки исторических событий, о которых идет речь в летописях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox calendar as historical source

In the article is considered chronological problems of Russian history (Kievskay Russ period). In ancient Russ every church had it’s own ecclesiastical calendar. That is why there were many calendars, which were used in that period of time in Old Russ. The matter is that ecclesiastical calendars did not have only church usage, but were used as a civil calendar. There were different calendars in the ancient Russ, which counted the days not according to the Julian calendar, but to memory days of saint patrons. During the rewriting of calendars and chronicles some changes were introduced and displacement of dates took place. The result of such changes is that historic events in ancient Russ (10-th-14-th centuries) were dated incorrectly. Orthodox calendar is the important historical source.

Текст научной работы на тему «Церковный календарь-месяцеслов как исторический источник»

Н.П. Иванова

Церковный календарь-месяцеслов как исторический источник

Современная историческая наука в последние десятилетия переживает особый

-

ным интересом к истории и историческим

-

--

тоявшихся десятилетиями воззрений на те

-

кации значительного массива источников,

ранее закрытых для исследователей по

-

роком применении методов математики и

информатики, передовых компьютерных

-

реживают вспомогательные исторические

дисциплины. К сожалению, долгое время

-

-

значительная.

Так, развитие исторической хронологии

-

--

вела к появлению мифов вокруг некоторых

исторических дат, а также к возникновению

-

-

ности датировки того или иного события. Практически не обращалось внимания на точность датировки исторических событий, важным было лишь то, вписывалось ли оно

в один из этапов истории классовой борьбы

-

ником и точно датировать события - это

-

рика.

-

крыты для исследователей по той причине,

что они относились к церковным реликвиям.

-

дарства, то источники, носившие церковный

-

нилищах музеев и библиотек, либо были

-

-

ние того или иного церковного источника

-

ных изданиях.

Долгие годы оставался без внимания

-

ные календари, или месяцесловы. Многие

-

--

сящихся к изучению месяцесловов. Так,

-

лолог, замечательный знаток древнерусских

рукописных книг, в одной из своих работ

-

-

дельных текстов с определенными днями

-

ских и южнославянских рукописях Х-Х1У вв. существенно различаются и, главное, изучены нами не достаточно» [1, с. 20]. Не случайно обращение автора статьи именно к

этому виду источников. Итак, цель данной

-

--

нерусский церковный календарь-месяцеслов.

Церковный месяцеслов, или календарь,

берет свое начало на древнехристианском

-

кой мы его видим и сейчас. С первых веков

-

-

ских праздников и дней памяти святых

угодников, прославивших христианскую

-

го календаря.

Первоначально месяцесловы были очень

-

образия, так как составлялись они по мере появления каких-либо особенных событий и лиц, достойных прославления церковью. Кроме того, каждая местная церковь или

христианская община вела свой месяцеслов

-

тых. Со временем представители церкви

-

--

ду начала обобщения всех месяцесловов и приведения их к относительному единству Е.Е. Голубинский в своем знаменитом труде

писал следующее: «Имеем мы один официальный акт, из которого открывается, когда

началось общее празднование святителям,

-

ников. Акт этот есть указ импер<атора> Льва Мудрого (+911), предписывающий,

чтобы после апостолов и мучеников было

-

---

ту, Кириллу Александрийскому и Епифанию

-

минаемый акт явился первой попыткой

-

--

роборца, который имел целью «привести,

так сказать, в радостную всем известность,

-

расилось духовными звездами - святыми

-

лось желание сделать их общим достоянием церкви и чрез общее празднование памятей всех их» [2, с. 382]. Итак, к X в. церковный календарь являлся важной составляющей церковно-богослужебной ЖИЗНИ.

Получив такое значение в религиозном отношении, месяцеслов должен был стать известным везде, куда только проникало христианство, и входить в употребление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Христианство, приходя на смену язычеству,

-

слова. Именно по церковному календарю

определялись дни празднования наиболее

-

мечались дни памяти святых, прославивших христианскую веру.

--

сяцеслова в церковной практике большое значение имело то обстоятельство, что часто церковный календарь служил приложением

к важнейшим церковно-богослужебным

-

де, в форме простого списка событий и

-

лах, Требниках, месячных Минеях, в более

-

-

ной Псалтыри. И, наконец, в полнейшей

-

-

щался в Прологах и особенно в Четьи-

Минеях [3, с. 8]. Безусловно, что по мере

-

жен был входить в употребление церковный

-

ность.

С принятием христианства Древняя Русь,

безусловно, заимствовала и все церковные

-

ковный календарь как их составную часть.

Однако хотелось бы обратить внимание на

-

шлом веке указывал профессор Санкт-

-

--

вянским паломникам во время странствий. «Разумеется, греки не имели охоты именно

те рукописи, которые были особенно нужны

-

цам дарили или продавали такие книги, в

которых не было практической надобности.

-

--

польским» [4, с. 196].

По самому содержанию древнерусский

-

начально все греческие, явился в той полной

и определенной форме, в какой он предстает

-

рово Софийское (1056), Архангельское Евангелие (1092), Мстиславово Евангелие XII в., содержащие в своем составе древние церковные месяцесловы, неполны и отличны в некоторых местах друг от друга. При этом календари этих памятников имеют немало чисел, под которыми нет никаких указаний, т.е. не значится ни одного имени святого. Обращает на себя внимание и тот факт, что первая половина церковного года обычно была более богата на количество святых угодников, дни памяти которых отмечены в церковном календаре, т.е. практически на каждый день приходилась память какого-либо святого. Тогда как во второй половине

года мы очень часто находим дни, в которых

-

вования того или иного святого. Объяснение этому можно найти в том, что именно на

вторую половину года приходился Великий

-

чались. Только в ХШ-ХГУ вв. в месяцесловы

стали записывать имена святых и в эти дни.

С течением времени, когда в русской

церкви стали появляться лица и события,

-

-

подняться. Так, уже в XI в, в древнерусских месяцесловах появились имена Владимира Великого, князей русских Бориса и Глеба (+1015 г.), Феодосия Печерского (+1074 г.) и других.

По своему содержанию месяцесловы,

имевшие хождение в разных княжествах и

-

----

казаны в днях и даже месяцах совершенно

иных, чем они отмечались по греческим или

-

-

ков (то же самое, что и месяцеслов). В них

-

---

нообразия послужила раздробленность древнерусских княжеств. Удельная система,

отделяя древнерусские территории одну от

-

данском отношении, способствовала и их разъединению в церковной жизни.

---

чили особенный отпечаток церковности.

-

-

ной жизни. Наши предки нашли для себя

-

ние не по одним сухим отвлеченным числам

-

стианской церковью святых. Столь широкое применение церковного календаря в жизни

народа проявилось и в том, что в XIX в.

-

го день своего рождения только по имени святого, память которого отмечалась в этот день, и при этом не знавшего, какой это день по юлианскому календарю.

Для историка же более ценным является

-

--

ют его не только одним названием месяца и

-

менно к нему дают еще особое указание -

-

дится на известный день, либо церковный праздник, совпадающий с этим событием.

Это объясняется, видимо, тем, что святцы

-

дящей основой для применения языческой

-

лендарный перечень христианских святых

угодников представлял собой, по сути,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

ного дневного счета, откуда каждый автор, руководствуясь своими соображениями, мог выбрать одну или несколько подходящих для него опорных точек» [5, с. 64], Потребность в таком использовании святочного

календаря была актуальной в Х1-ХП вв. тем

-

вольно большие пробелы.

Так, в летописи читаем: «Поставлен

-

-

мента епископа, а в Ростов пришел на свой стол месяца февраля в 25 день на память св.

отца Тарасья,... а в Володимер вшел того же

-

сея человека Божья и друга Божья Лазаря.

-

любивого КНЯЗЯ -

-

рьи... Того ж лета заложи благоверный и христолюбивый князь Всеволод Юрьевич град Переяславль месяца иуля в 29 день, на память св. мученика Каллиника» [6, стб. 411-412].

Часто летописцы помимо точной даты и

-

нительные сведения об астрономических

-

рить дату с современным календарем. К примеру, в Новгородской первой летописи

младшего извода читаем: «В тоже лето

-

фии от грома клирос все падоша и с людьми

-

раженъ бысть, месяца майя в 14 , в час 10, вечернюю поющимъ. А на вечеръ бысть знамение в луне...» [7, с. 204]

Наконец, нередко в летописи отмечается

одно название церковного праздника без

-

бытие совпадало с важнейшим церковным

-

кресения Господня прииде из Царьграда на Русь преевященный Киприан митрополит» [3, с. 15]. Таким образом, для наших предков

более важными были данные месяцеслова.

-

исчисления по месяцам и числам, то оно считалось второстепенным.

-

го летописания было то, что летописцами

обычно были люди, носившие духовный

-

---

тием трудоемким и дорогим, в прямом

смысле этого слова. К тому же летописание

-

--

тописным записям, как и к книгам вообще,

относились особенно трепетно и бережно,

-

сывать. При переписке нередко допускались ошибки нечаянные или сознательные. Ошибки переписки можно обнаружить как в летописях, так и в церковно-богослужебных книгах. Выше уже упоминалось о различиях

древнерусских месяцесловов. Эти различия

-

писях, потому что месяцеслов использовался для датирования летописных известий.

-

жалуй, первым не только отметил разность

-

вать причины некоторых несоответствий

-

ный Устав XVI в., он обнаружил, что в нем и

в святцах XVII в. память построения в Киеве

-

полагается под 26 ноября, а в Новгородском

Евангелии 1270 г. в день Бориса и Глеба (24

-

димый Д.И. Прозоровским: в Новгородском

Уставе память апостола Марка отмечена 26

апреля, а в современном автору святочном

-

дователь, причина заключалась в том, что в

1533 г. в Новгороде был мор, после которого

-

-

кладывались в воскресные дни. В данном

-

ля, в связи с чем и был перенесен день

празднования памяти апостола Марка. Этот

-

тописи [8, с. 143].

-

ти святым в месяцесловах XI-XIV вв. и

-

но много. Поэтому еще в начале XX в. Н.В. Степанов предостерегал исследователей: «...Перевод древнелетописной даты, данной

по святцам, требует особой осторожности, а

-

----

имствовались русскими от разных народов

-

---

этому, прежде чем переводить дату, данную

-

цами пользовался в данное время летописец.

-

-

зуясь современными святцами, то можем

-

-

вождаются в летописях числами юлианского

-

ки, и могли бы послужить исходной точкой для суждения о характере данных святцев» [9, с. 24].

Литература

1. -

сика Архангельского Евангелия 1092 года //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

-

тели. М„ 1997.

2. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. Ч. 2. М„ 1997.

3. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М,, 1997.

4. Болотов В.В. Следы древних месяцесловов поместных церквей // Христианские чтения. Вып. 4. М,, 1893.

5. Цыб C.B. Древнерусское времяис-

-

нография. Барнаул, 1995.

6.

Т. I. М., 1962.

7. Новгородская первая летопись стар-

-

дисл. А.Н. Наносова. М.;Л., 1950.

8. Прозоровский Д.И. О старинном

-

хеологического съезда в Санкт-Петербурге. Вып. 2. СПб., 1881.

9. Степанов Н.В. Календарно-

-

тописи до XIII в. // ИОРЯС ПАН. Т. XX. Кн. 2. 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.