Научная статья на тему 'Церковно-приходские школы в Донской и Новочеркасской епархии в 60 - 70-х годах xix века'

Церковно-приходские школы в Донской и Новочеркасской епархии в 60 - 70-х годах xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД / НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ / PARISH / PRIMARY PUBLIC EDUCATION / PARISH SCHOOL / ORTHODOX PRIESTHOOD / DON AND NOVOCHERKASSK EPARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Наталья Владимировна

Освещается один из аспектов социальной деятельности православного духовенства Донской и Новочеркасской епархии в 60 70-е гг. XIX в. участие в деле развития начального народного образования. Выделены и описаны черты, характерные для церковно-приходских школ на Дону в 1860 1870-е гг. Рассмотрено, на каких основаниях организовывались, каким образом функционировали и содержались церковно-приходские школы в Донской епархии, какова была роль приходского духовенства в этом процессе, чем стимулировалась работа в данном направлении. Проанализированы факторы, препятствовавшие расширению сети церковно-приходских школ и их стабильному функционированию в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федорова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parish Schools in the Don and Novocherkassk Eparchy of 60 - 70 Years of the XIX Century

Deals with one of the aspects of the Orthodox priesthood social activity in the Don and Novocherkassk eparchy in the 1860s 1870s participation in the development of primary public education. Highlights and describes the main characteristic features of parish schools in the Don region in the 1860s 1870s. Considers the issues of setting up parish schools in the Don eparchy, their functioning and maintaining. It also examines the role of parish priesthood in this process and the ways of encouraging this activity. The factors preventing the extension of parish school network and its steady functioning in the given period have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские школы в Донской и Новочеркасской епархии в 60 - 70-х годах xix века»

УДК 281.9

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В ДОНСКОЙ И НОВОЧЕРКАССКОЙ ЕПАРХИИ В 60 - 70-Х ГОДАХ XIX ВЕКА

© 2011 г. Н.В. Федорова

Ростовский государственный университет путей сообщения, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, up-del@rgups. т

Rostov State Transport University, Rostovskiy Strelkoviy Polk Narodnogo Opolcheniya Sq., 2, Rostov-on-Don, 344038, up-del@rgups. ru

Освещается один из аспектов социальной деятельности православного духовенства Донской и Новочеркасской епархии в 60 - 70-е гг. XIX в. - участие в деле развития начального народного образования. Выделены и описаны черты, характерные для церковно-приходских школ на Дону в 1860 - 1870-е гг. Рассмотрено, на каких основаниях организовывались, каким образом функционировали и содержались церковно-приходские школы в Донской епархии, какова была роль приходского духовенства в этом процессе, чем стимулировалась работа в данном направлении. Проанализированы факторы, препятствовавшие расширению сети церковно-приходских школ и их стабильному функционированию в указанный период.

Ключевые слова: церковный приход, начальное народное образование, церковно-приходская школа, православное духовенство, Донская и Новочеркасская епархия.

Deals with one of the aspects of the Orthodox priesthood social activity in the Don and Novocherkassk eparchy in the 1860s - 1870s -participation in the development of primary public education. Highlights and describes the main characteristic features of parish schools in the Don region in the 1860s - 1870s. Considers the issues of setting up parish schools in the Don eparchy, their functioning and maintaining. It also examines the role of parish priesthood in this process and the ways of encouraging this activity. The factors preventing the extension ofparish school network and its steady functioning in the given period have been analyzed.

Keywords: parish, primary public education, parish school, orthodox priesthood, Don and Novocherkassk eparchy.

Вопрос о народном образовании в Российской им- стьян от крепостной зависимости. В основу действий перии встал особенно остро после освобождения кре- приходского духовенства по устройству сельских школ

было положено определение Святейшего Синода о первоначальном обучении поселянских детей Олонецкой губернии, утвержденное 3 сентября 1836 г. В документе указывалось, что начальное обучение поселянских детей - обязанность приходского духовенства. Предполагалось, что это обучение могло осуществляться в домашних условиях, в помещениях членов причта, без требования финансового «возмездия» от родителей учеников [1].

14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». К ним отнесены элементарные школы всех ведомств (в том числе цер-ковно-приходские), а также учреждаемые частными лицами воскресные. Этим положением духовенству предоставлялось право под наблюдением губернских и уездных училищных советов руководить церковноприходскими школами, а также преподавать Закон Божий и другие предметы и наблюдать за религиозно-нравственным направлением обучения во всех начальных народных училищах. Указанное положение предоставило местному самоуправлению и частной инициативе простор в деле народного образования. В 1864 г. с изданием «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» к сотрудничеству в области развития народного образования были привлечены земства. Но в этом приглашении многие земские и министерские деятели увидели признание несостоятельности школ, открытых духовенством. Большинством земств разделялась мысль о необходимости подготовки особых учителей для народных школ. Многие земства вместо материальной поддержки церковно-приходских школ предпочитали побуждать духовенство к передаче этих школ в ведение земств.

25 мая 1874 г. было утверждено очередное «Положение о начальных народных училищах», согласно которому эти училища, ранее зависевшие от различных ведомств, подчинены были Министерству народного просвещения. Изменения в законодательстве отражали направление государственной политики в сфере начального народного образования в сторону его секуляризации.

Ведомость о прихожанских детях, обучающихся

Василия Орлова, за

К особенностям функционирования церковноприходских школ в 60 - 70-х гг. XIX в. в Донской и Новочеркасской епархии следует отнести межсословный характер, широкий возрастной диапазон учащихся, нерегламентированность содержания обучения, отсутствие единых учебных программ, планов, постоянных источников финансирования, колебания численности церковно-приходских школ при сокращении их количества с середины 1860-х гг.

Церковно-приходские школы были всеобщими, с очень пестрым социальным и возрастным составом учащихся. Так, например, в церковно-приходской школе Мешковского хутора Мигулинской станицы (Усть-Медведицкий округ) в 1864 г. у пономаря Павла Летковского обучались: сын неслужилого дворянина, дети урядников, казаков, казаков Торгового общества, купеческих братьев, дьячков, государственных крестьян; среди них: в возрасте 7 лет - 2 чел., 8 лет - 4, 9 лет - 2, 11 лет - 3, 12 лет - 3, 13 лет - 1, 14 лет - 4, 15 лет - 1 чел. [2].

Положения о начальных народных училищах 1864 и 1874 гг. устанавливали перечень предметов, обязательных для изучения, в том числе и в церковно-приходской школе: Закон Божий (краткий катехизис) и священная история, чтение книг церковной и гражданской печати, письмо (чистописание), первые четыре действия арифметики, церковное пение (там, где его преподавание возможно). Что касается содержания обучения, то в указанных документах даже не упоминалось о программах для этих учебных заведений (специальные учебные программы для церковно-приходских школ, четко определяющие объем, порядок и последовательность изучения предметов, были введены только в 1886 г.). Не был установлен и полный срок обучения. Определена лишь цель - «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [3]. О преподаваемых предметах можно судить по поименным ведомостям, предоставлявшимся наставниками безмездных училищ при приходских церквях. Для примера приведем фрагмент такой ведомости (табл. 1) [4, л. 16 - 18].

Таблица 1

у пономаря Еланской станицы Николаевской церкви

вторую половину 1862 г.

№ Имена и фамилии обучающихся с званием отца Время вступления в учение Предметы, коим обучали

1. Иван Попов, сын урядника 8 марта 1860 г. Часослов и чистописание

2. Василий Гумаев, пасынок казака 25 марта 1860 г. Чистописание

3. Захар Гаврилов, сын дьячка 8 марта 1860 г. Часослов

5. Яков Попов, сын урядника 3 сентября 1860 г. Букварь

8. Александр Столповский, сын 3-й гильдии купца 1 ноября 1860 г. Псалтырь

9. Стефан Мценсков, сын государственного крестьянина 1 января 1861 г. Псалтырь и чистописание

10. Николай Голушков, сын государственного крестьянина 12 мая 1860 г. Букварь

13. Арефий Капылов, сын казака 8 февраля 1862 г. История и чистописание

Из ведомости видно, что в школу дети поступали в течение всего года. В другой церковно-приходской школе - в Вешенской станице - на момент подачи ведомости числилось шесть учащихся, все они поступили в школу в ноябре 1862 г. Один из них изучал азбуку, дру-

гой - букварь, третий занимался чистописанием и чтением по букварю, четвертый изучал русскую грамматику, арифметику, священную историю и чистописание и еще двое - священную историю, катехизис и чистописание [4, л. 19 - 20]. То есть в преподавании не было едино-

образия и системности. Обычно после изучения азбуки и освоения механизма чтения обучали молитвам, затем переходили к часослову и псалтыри. Занятие в типичной церковно-приходской школе могло выглядеть так: «Каждый учащийся занят своей работой; один читает начатки христианского учения... другой читает по книжке журнала, третий по иной какой-либо книжке; есть книжки "Родного Слова" - Ушинского и Паульсона, научаются чтению по славянской азбуке. или по азбуке гражданской печати. В углу стоят рослые мальчики и делают. одни - маленькое сложение, маленькое вычитание (на числа небольшой величины), другие - большое сложение, большое вычитание и т. д.» [5].

Ведущую роль в образовательной деятельности в приходах, как правило, играл священник. Но степень участия приходских священников в работе организованных ими церковно-приходских школ была различной: от принятия на себя всех забот по содержанию школы и обучению детей до наблюдения за ходом обучения и общего руководства. Так, священник Успенской церкви хутора Чеботовского (Донецкий округ) Аристарх Пантелеймонов в рапорте от 1 ноября 1866 г. сообщает: «С 1861 года. и поныне состоит в этом хуторе, под моим непосредственным надзором, безмездное училище. . Дом для училища, отопление и уход за ним, все старания и радение за училищем зависят собственно от меня. По невозможности моей быть всегда, ежедневно в сем училище, я приглашаю стороннего, домашнего учителя, которому плачу за труды его и содержу на своем столе.» [6]. А, например, в «Ведомости о сельских училищах, открытых при приходских церквах с апреля по ноябрь 1867 года» в благочинии священника Михаила Платонова сообщается о шести действующих церков-но-приходских школах. В трех (при Стефано-Архи-диаконской церкви слободы Степановки, при Благовещенской церкви поселка Курнакова и при Троицкой церкви слободы Криворогской) «учителя наняты от общества, а священники объясняют Закон Божий и наблюдают вообще за учением», в школе при Покровской церкви слободы Покровской - «учит пономарь Иванов», а в школе при Николаевской церкви слободы Николаевской - «учит крестьянин Яковенков под наблюдением священников приходских» [7, л. 18].

С точки зрения организации работы церковноприходской школы и ее материального обеспечения можно выделить следующие вариации:

- преподавал в школе сам священник, члены причта или наемные учителя;

- занятия были либо совершенно бесплатными, либо оплачивались родителями (обществом) по договоренности с нанятым учителем;

- помещение для школы могло предоставляться приходским священником, местными жителями (безвозмездно или за арендную плату), иногда по решению общества выделялись средства на постройку специального здания, однако это происходило редко. Большая часть церковных школ первоначально размещалась в домах священнослужителей и причетников, часть - в церковных сторожках и крестьянских домах. Если помещение предоставлялось бесплатно, общество обычно брало на себя расходы по отоплению здания, уходу за ним и ремонту.

Церковно-приходские школы не имели постоянных источников средств для своего существования. Устойчивость церковных начальных школ зависела от благосостояния населения и настойчивости духовенства. Содержаться эти школы должны были за счет церковных приходов. Например, в 1872 г. церковноприходские школы Донской епархии имели следующие источники содержания:

- в Черкасском округе: школа в хуторе Мокроба-тайском Старочеркасской станицы находилась на содержании наставницы - дьяконицы Маргариты Ле-витской; школа в хуторе Государевом Елисаветовской станицы - на содержании родителей учащихся;

- в Первом Донском округе: школа в станице Ниж-некундрюченской содержалась на средства родителей учащихся; школа в поселке Манычско-Балабинском находилась на содержании наставников - священника Василия Шапкинского и диакона Петра Федорова; в хуторе Сусатском - на содержании наставника, священника Михаила Васильева;

- в Донецком округе: школы слобод Волошиной и Молчевской находились на содержании священников-наставников; слободы Большинской - на содержании приходского попечительства;

- в Миусском округе: все школы (слобод Орловой, Ровенецкой, Ребриковой, Петровско-Кундрюченской, Дьяковой-Исаевой, Нагольной, Новопавловки, Дмитриевки, Мариновки, Артемовки, Мешковой, Степа-новки-Кутейниковой, Зуевки, Грабовой и поселка Большой Лог) содержалась на средства крестьянских обществ;

- в Хоперском округе школа хутора Сычева находилась на содержании наставника - священника Александра Ермилова [8].

Что касается церковно-приходских попечи-тельств, которые начали появляться при церквах Донской епархии с 1865 г., то они не обеспечивали необходимой материальной поддержки церковно -приходским школам: этого не позволяла структура пожертвований (табл. 2).

Таблица 2

Пожертвования, собранные церковно-приходскими попечительствами Донской епархии [9]

Год Количество церковноприходских попечительств Суммы пожертвований

на поддержание и украшение храмов на церковно-приходские школы и благотворительные учреждения на содержание причтов всего

1870 100 44 245 руб. 83 / коп. 1053 руб. 2 коп. 643 руб. 83 коп. 45 942 руб. 67/ коп.

1877 149 22 398 руб. 17 / коп. 1099 руб. 84 коп. 406 руб. 1 коп. 23 904 руб. 2/ коп.

Как видно из таблицы, значительные суммы жертвовались только на содержание и благоустройство храмов. На организацию начального обучения детей и благотворительные учреждения собирались значительно меньшие средства (причем большинством попечи-тельств на эти цели не собиралось вообще никаких средств), что отражало отношение общества к социальной деятельности церкви в пределах прихода, свидетельствовало о недооценке значимости этой деятельности и, возможно, сомнениях в ее эффективности.

Быстрому распространению церковно-приходских школ способствовал указ Святейшего Синода от 26 июля 1861 г. «О доставлении ежемесячных сведений об успехах в деле народного образования». Циркулярными предписаниями от 12 сентября 1861 г. Донская Духовная консистория через благочинных сообщила духовенству Донской епархии, что «на народное образование обращено особое Государя Императора внимание» и предписала «причтам тех церквей, где нет еще безмездных для прихожанских детей училищ, немедленно и с усердием озаботиться заведением таковых и, как об открытии тех училищ, так и о числе поступивших в оные учеников, ежемесячно предоставлять Благочинным ведомости по данной для этого форме» [10]. Но с активизацией деятельности светских властей и общественных сил в области народного образования приходские священники постепенно начали уступать свои позиции (табл. 3).

Таблица 3

Динамика численности церковно-приходских школ и учащихся в них в Донской епархии [8, 11]

Из таблицы следует, что с середины 1860-х гг. количество церковно-приходских школ в Донской епархии начинает сокращаться. Закономерно уменьшается и количество учащихся в них детей. Проанализировав ряд рапортов священников Донской епархии [12], можно выделить основные причины появления данной тенденции. Во-первых, это материальная необеспеченность деятельности приходского духовенства в сфере народного образования. Типичны рапорты, по содержанию подобные донесению, например, кафедрального протоирея Василия Смирнова от 30 ноября 1867 г., где он как благочинный сообщает об упразднении школы при Константино-Еленинской церкви, руководимой дьячком Лаврентием Нечаевым, «за неимением в его жилище помещения» [7, л. 4]. Следующая причина - увеличение количества приходских училищ - министерских, войсковых, куда уходили ученики («приходское училище» - официальное

наименование низших городских и сельских школ, и слово «приход» употреблялось в нем в чисто административном плане, так как церковь в содержании этих училищ не участвовала). Среди причин упадка цер-ковно-приходских школ - несочувственное отношение к деятельности духовенства по организации школ со стороны чиновников и местного населения. Например, священник Успенской церкви хутора Чебо-товского (Донецкий округ) Аристарх Пантелеймонов, не имея средств для содержания и обеспечения безмездного училища, в рапорте от 1 ноября 1866 г. просил Митякинское станичное правление об отоплении училищного дома и о назначении помощника из казаков для ухода за этим домом. Правление отказало ему в этом, а станичный судья еще и пригрозил церковному попечителю Успенской церкви: «вас всех повязать, чтобы не заводили там училищ: есть у нас одно училище, пусть и представляют сюда детей» [13]. И, наконец, одной из причин сворачивания самостоятельной деятельности приходского духовенства в сфере народного образования являлось нежелание приходских священников обременять себя дополнительными обязанностями и совмещать основную деятельность с преподаванием в школе.

Сокращение количества церковно-приходских школ происходило не только за счет их закрытия, но и вследствие перехода многих таких школ в разряд министерских (а позднее - и земских) начальных народных училищ. Передача церковно-приходских школ под юрисдикцию Министерства народного просвещения (или в ведение земства) предполагала ограничение учительской деятельности священнослужителей преподаванием одного Закона Божия. Это было выгодно приходскому духовенству, поскольку позволяло, во-первых, избавиться от необходимости самостоятельно изыскивать средства на содержание школ, во-вторых, освободиться от части неосновных обязанностей, в-третьих, приобрести дополнительный источник дохода (в некоторых светских училищах священники получали вознаграждение за преподавание Закона Божия, хотя во многих случаях они делали это бесплатно).

В Области войска Донского земские учреждения были введены в 1875 г. С 1 января 1878 г. на Область войска Донского распространено действие «Положения о начальных народных училищах» 1874 г. На основании его было преобразовано управление низшими учебными заведениями: учреждены областной и семь окружных училищных советов, в состав которых помимо членов, указанных в положении, вошло по одному представителю от войска. Введены были должности директора и двух инспекторов народных училищ, которым подчинялись окружные, приходские и вообще все низшие учебные заведения и лица, занимающиеся частным и домашним обучением. С этого года в области стали открываться земские народные училища. В конце 1870-х гг. в рапортах Донской духовной консистории подавляющее большинство благочинных Донской епархии сообщает об от-

Год Число училищ Количество учащихся

мужского пола женского пола всего

1859 89 1617 182 1799

1860 104 1788 186 1974

1861 172 2873 349 3222

1862 197 3074 316 3390

1864 152 2897 413 3310

1867 92 2452 297 2749

1872 25 578 99 677

сутствии в их благочиниях церковно-приходских школ. Приходское духовенство не протестовало против перехода церковных школ в земские, даже приветствовало его, поскольку в церковно-приходскую школу оно вкладывало не только труд, но и свои средства, а работая в земских училищах, как минимум не несло материальных расходов (могло и получать вознаграждение). Когда ввиду разработки вопроса об участии духовенства в деле народного образования обер-прокурор Синода в отношении от 9 декабря 1882 г. просил епархиальных преосвященных о содействии в получении сведений о постепенном переходе церков-но-приходских школ в земские, Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан в своем ответе (от 15 июня 1883 г.) сообщил о наличии в Области войска Донского только двух церковно-приходских школ: в слободе Степановско-Крымской и поселке Калиновском Миусского округа [14].

Приведенный анализ свидетельствует, что статус церковно-приходских школ в 60 - 70-е гг. XIX в. был неоднозначным. Согласно законодательству, они стояли в одном ряду с другими начальными учебными заведениями и с правовой точки зрения подпадали под действие «Положения о начальных народных училищах». С финансовой и организационной точек зрения, церковно-приходские школы были, с одной стороны, близки к общественным (так как ни одним ведомством не финансировались и нуждались в поддержке обществ), или к частным, в том смысле, что организатором школы было конкретное лицо, например, приходской священник, он же принимал решение о ее закрытии (при наличие на это веских причин), а с другой стороны - ведомственными, поскольку священно- и церковнослужители находились под контролем епархиального начальства и полной самостоятельности в своей деятельности не имели.

По своей цели и по содержанию учебного курса цер-ковно-приходские школы 60-х гг. XIX в. соответствовали народным взглядам на начальное образование и грамотность и удовлетворяли скромным требованиям, предъявляемым основной массой населения к элементарному учебному заведению. Увеличивая число грамотных людей, они вносили в массы сознание необходимости образования, располагали народ к школе, подготавливая почву для развития светских учебных заведений. На этапе становления системы народного образования в Российской империи церковно-приходские школы, несмотря на примитивную организацию и несовершенство приемов обучения, внесли значительный вклад в дело распространения элементарной грамотности среди широких слоев населения. Но по ряду причин цер-ковно-приходские школы не выдержали конкуренции с активно развивающимися во второй половине XIX в. светскими начальными школами различных типов.

В жизни церковной школы 60 - 70-х гг. XIX в. в Донской епархии можно выделить два периода: 1) этап роста количества школ (1861 - 1864 гг.); 2) этап сокращения их численности (1865 - 1881 гг.). Материальная

Поступила в редакцию

необеспеченность церковно-приходских школ и самого приходского духовенства, назначение пособий этим школам с обязательным подчинением их земствам, несочувственное отношение к школьной деятельности духовенства со стороны населения, училищных советов и инспекторов народных училищ, недостаток у духовенства времени на преподавание вследствие исполнения основных обязанностей - таковы причины сокращения количества церковно-приходских школ. Передав в руки Министерства народного просвещения и земств значительную часть своих школ, духовенство уже редко брало на себя обязательства по организации новых начальных училищ. К концу 1870-х гг. количество церковно-приходских школ в Донской епархии сократилось до минимума (от 197 в 1862 г. до двух в 1883 г.). Таким образом, к середине 70-х гг. XIX в. приходское духовенство Донской епархии от непосредственного участия в деле народного просвещения через организацию собственных начальных школ и преподавание в них перешло в основном к опосредованному, т.е. через участие в деятельности учебных заведений других ведомств (в основном - это преподавание Закона Божия в светских школах, освящение начинаний и успехов в школьном деле во время торжественных мероприятий, таких как открытие училищ, публичные экзамены, а также использование авторитета церкви для побуждения светских властей и общества развивать образование на местах).

Литература

1. Секретный указ Святейшего Синода от 29 октября 1836 г. По Высочайше утвержденному 3 сентября 1836 г. определению Святейшего Синода о распространении Высочайше утвержденных правил касательно первоначального обучения поселянских детей в Олонецкой губернии на все губернии, где есть раскольники // Правила о церковно-приходских училищах православного духовного ведомства. - СПб., 1865. С. 1 - 3.

2. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5452. Л. 7 - 9.

3. Положение о начальных народных училищах 1874 г. // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С.А. Каменева. М., 1936. Т. IV. С. 64.

4. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5233.

5. Остгеймское и Зуевское сельские начальные училища и Новопавловская школа грамотности // Донские областные ведомости. 1880. № 93. С. 2 - 3.

6. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5770. Л. 2.

7. Там же. Д. 5763.

8. Там же. Ф. 358. Оп. 1. Д. 444. Л. 16 - 19.

9. Там же. Ф. 226. Оп. 2. Д. 6160. Л. 2 - 42; Д. 7119. Л. 40.

10. Там же. Д. 5764. Л. 22.

11. Там же. Д. 5120. Л. 6; Д. 5118. Л. 69; Д. 5324. Л. 72; Д. 5507. Л. 72; Д. 5901. Л. 5.

12. Там же. Д. 5313; 5452; 5759; 5763; 5760; 5770; 5924; Оп. 3. Д. 7036; 7373; 7562.

13. Там же. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5457. Л. 94.

14. Там же. Оп. 3. Д. 7820. Л. 50.

20 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.