Научная статья на тему 'Церковно-приходские попечительства на Урале во второй половине ХIХ – начале ХХ века: локальные особенности'

Церковно-приходские попечительства на Урале во второй половине ХIХ – начале ХХ века: локальные особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковно-приходские попечительства / Урал / храм / благотворительность / голод / школа / локальные особенности / parish guardianship / the Urals / temple / charity / hunger / school / local features

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна

В статье рассматривается исторический опыт деятельности церковно-приходских попечительств на Урале во второй половине ХIХ – начале ХХ века, выявляются локальные особенности их работы, обусловленные политикой государства и местными причинами их открытия. Являясь ответом на духовно-ментальные, социокультурные и экономические вызовы современности, церковно-приходские попечительства были полифункциональными по своей природе. В предлагаемом исследовании используется институциональный подход для осмысления данного исторического феномена. Общественные инициативы духовенства и прихожан анализируются в контексте социальной политики государства и РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARISH GUARDIANSHIPS IN THE URALS IN THE SECOND HALF OF THE 19th BEGINNING OF THE 20th CENTURY: LOCAL FEATURES

The historical experience of the activity of parish guardianships in the Urals in the second half of the 19th early 20th centuries is regarded in the article, the local features of their work, conditioned by the policy of the state and local reasons for their opening are identified. Parish guardianships were multifunctional in nature as a response to the spiritual-mental, socio-cultural and economic challenges of historical time. An institutional approach to comprehend this historical phenomenon is used in the proposed study. Public initiatives of the clergy and parishioners are analyzed in the context of the social policy of the state and the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские попечительства на Урале во второй половине ХIХ – начале ХХ века: локальные особенности»

УДК 94(470.342)

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2020-3-4-43-48

I

Церковно-приходские попечительства на Урале во второй половине XIX - начале ХХ века: локальные особенности

Е.Ю. Казакова-Апкаримова

Институт истории и археологии УрО РАН, 620990, Екатеринбург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Apkarimova@mail.ru

Резюме: В статье рассматривается исторический опыт деятельности церковно-приходских попечительств на Урале во второй половине XIX - начале ХХ века, выявляются локальные особенности их работы, обусловленные политикой государства и местными причинами их открытия. Являясь ответом на духовно-ментальные, социокультурные и экономические вызовы современности, церковно-приходские попечительства были полифункциональными по своей природе. В предлагаемом исследовании используется институциональный подход для осмысления данного исторического феномена. Общественные инициативы духовенства и прихожан анализируются в контексте социальной политики государства и РПЦ.

Ключевые слова: церковно-приходские попечительства, Урал, храм, благотворительность, голод, школа, локальные особенности. Для цитирования: Казакова-Апкаримова Е.Ю. Церковно-приходские попечительства на Урале во второй половине XIX - начале XX века: локальные особенности // История и педагогика естествознания. 2020. № 3-4. С. 43-48. D0I:10.24412/2226-2296-2020-3-4-43-48

PARISH GUARDIANSHIPS IN THE URALS IN THE SECOND HALF OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY: LOCAL FEATURES

Elena YU. Kazakova-Apkarimova

Institute of History and Archeology, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 620990, Yekaterinburg, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7852-3539, E-mail: Apkarimova@mail.ru

Abstract: The historical experience of the activity of parish guardianships in the Urals in the second half of the 19th - early 20th centuries is regarded in the article, the local features of their work, conditioned by the policy of the state and local reasons for their opening are identified. Parish guardianships were multifunctional in nature as a response to the spiritual-mental, socio-cultural and economic challenges of historical time. An institutional approach to comprehend this historical phenomenon is used in the proposed study. Public initiatives of the clergy and parishioners are analyzed in the context of the social policy of the state and the Russian Orthodox Church. Keywords: parish guardianship, the Urals, temple, charity, hunger, school, local features.

For citation: Kazakova-Apkarimova E.YU. PARISH GUARDIANSHIPS IN THE URALS IN THE SECOND HALF OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY: LOCAL FEATURES. History and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 3-4, pp. 43-48. DOI:10.24412/2226-2296-2020-3-4-43-48

История церковно-приходских попечительств на Урале исследована учеными довольно фрагментарно, чаще эти религиозные общественные организации анализируются в контексте церковно-общественной жизни Урала и рассмотрения истории других православных общественных институтов. Так, М.Ю. Нечаева на материалах Среднего Урала изучает историю епархиальных отделений Палестинского и Миссионерского обществ, религиозных братств, церков-но-археологических обществ и приходских попечительств. Автор доказывает, что эти общества сыграли большую роль в духовном воспитании и просвещении населения Среднего Урала (в сельской местности и городах), в миссионерской деятельности в XIX - начале ХХ века в рассматриваемом регионе [1]. В своих публикациях Нечаева обращает внимание и на факты «насаждения» некоторых общественных организаций сверху, в русле государственной политики [2]. Исследователи церковно-общественной жизни населения Оренбургского края во второй половине XIX - начале XX века констатируют очевидность исторических изменений, обусловленных ослаблением традиционных основ и секуляризацией общественного сознания, в частности пишут об охлаждении к вере и церкви городских жителей, вместе с тем признавая, что в целом нет оснований говорить о резком снижении религиозности [3]. Между тем ученые мало

уделяют внимания локальным особенностям деятельности церковно-приходских попечительств на Урале в рассматриваемое время, тогда как сами современники подчеркивали их значимость. Так, в одном из отчетов о деятельности церковно-приходских попечительств Оренбургской епархии в 1892 году подчеркивалось, что «вообще каждое приходское попечительство имело какую-либо черту, отличающую деятельность его» [4]. В связи с этим представляется перспективным обратиться к феномену церковно-приходских попечительств, готовых деятельно отвечать на духовно-мировоззренческие, социокультурные и даже экономические вызовы второй половины XIX - начала XX века. В частности ставится задача проанализировать их деятельность с целью выявления локальной специфики, что будет способствовать углублению научных представлений об эволюции церковно-общественной жизни православного населения в позднеимперской России.

Церковно-приходские попечительства на Урале открывались постепенно, по мере востребованности. Так, из краткого обзора их истории в Вятке и Вятском уезде М. Решетникова, составленного на основе информации, предоставленной духовенством Вятской епархии в Вятскую духовную консисторию, следует, что после издания Положения о церковно-приходских попечительствах 2 августа 1864 года

3-4 • 2020

История и педагогика естествознания

£3

попечительства стали открываться и в этом крае. «Старейшим по времени возникновения» стало церковно-приход-ское попечительство в селе Вознесенском, открывшееся 14 мая 1865 года В следующем году это попечительство оказывалось пока единственным во всем Вятском уезде, только в 1867 году открылось второе по счету попечительство -при Воскресенском соборе г. Вятки, а в 1868-м появилось еще 12 новых попечительств: одно в г. Вятке - при Донской Богородицкой церкви, а другие в сельской местности. В 1886 году число попечительств в Вятском уезде и городе возросло до 40, а в 1903-м году к ним присоединилось еще одно попечительство в с. Александровском. К следующему году в Вятском уезде попечительства существовали во всех селах, за исключением трех [5].

В отчете указывалось, что задачами открываемых попечительств согласно п. 1 Положения 1864 года было: попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также забота о первоначальном обучении детей и благотворительная поддержка бедных в проделах прихода. Открывались попечительства преимущественно по инициативе кого-либо из членов местного причта, чаще настоятеля приходской церкви. Руководители и разъясняли предварительно прихожанам значение и пользу этих учреждений в приходе.

Хотя попечительства открывались для выполнения указанных просветительно-благотворительных целей прихода, «ближайшим поводом к открытию большинства попечи-тельств являлись более частные причины, к каковым, например, нужно отнести: необходимость поправки казенного каменного дома (при Спасо-Хлыновской церкви города Вятки). Показателен тот факт, что бедность прихожан и необходимость в каком-нибудь благотворительном учреждении - в богадельне, например, или приюте - не были «в числе побудительных причин к открытию того или иного попечительства». Очевидно, что цель попечительств с самого начала их возникновения стала толковаться прихожанами и самим причтом несколько односторонне, что отразилось и на характере дальнейшей деятельности церковно-приход-ских попечительств в Вятском крае.

Обязанные своим открытием в большинстве случаев инициативе членов причта или настоятеля приходской церкви, многие попечительства своими председателями имели священников. Кроме председателя, в состав попечительства, согласно Положению (п. 2) входили: местные священнослужители, будучи непременными членами попечительства, и члены от прихожан, избираемые общим собранием прихожан на определенное число лет. Число светских членов каждого попечительства и срок их службы определялись также собранием прихожан. Непременными членами попечительств также являлись церковный староста и волостные старшины или головы. И чем больше будет активных участников в делах попечительства, понимали современники, тем успешнее, конечно, должна развиваться и его деятельность. В действительности же число членов в попечительствах было ограниченным [5].

Впрочем, и в Вятском крае были примеры, когда попечительство отдавало приоритет благотворительности. Так, в отчете за 1895 году указывалось, что деятельность одного из попечительств заключалась в пособиях сиротам, вдовам, действительно бедствующим нищим и калекам, попечении о слепых, обеспечении приютом лиц, лишенных всякого пристанища, оказании денежной помощи погорельцам и беднейшим из прихожан. При этом попечительство не забывало заботиться об украшении храма и о «религиозном преуспеянии прихожан», об охране нравственности прихода, улучшении церковного пения, о содержании школы и приходской библиотеки. Некоторые из попечительств

содержали на свои средства лечебницы и «другие учреждения, полезные для прихода в практическо-хозяйственном отношении» [6].

На Среднем Урале в рассматриваемое время было немало городских попечительств, умело сочетавших очерченные в законе функции с насущными потребностями прихожан. Не забывали попечительства по необходимости заботиться о домах причта, хотя порой эти дела отодвигались на второй план. Так, собранием попечительства при Екатерининском соборе за 27 января 1898 года было обращено особое внимание на фонд по устройству домов для причта Екатерининского собора, так как фонд этот в 1897 году составлял лишь 30 руб. Попечительство постановило сбор на устройство домов для причта Екатерининского собора возложить на отдельного члена, снабдив его соответствующей книжкой «с непременным условием, чтобы собранные деньги ежемесячно сдавались в кассу попечительства» [7].

В приходе Екатерининского собора Екатеринбурга успешно развивалась благотворительность. Так, в журнале попечительства за 19 марта 1898 года фиксировалось постановление: в первый день Святой Пасхи «после великой утрени для беднейшего населения прихода устроить трапезу, пригласив для наблюдения за трапезой, а также и за раздачей пожертвований В.А. Фролова, Д.А Мягких, К.Г. Москвич и В.Е. Пузанова. За трапезой участвовало 78 человек, которые и получили пожертвования, а также вещи, которые хранились при попечительстве и оставались не розданными после устройства благотворительного базара (чай, сахар, кофе и проч.). На устройство трапезы от разных лиц поступило деньгами 24 руб., были пожертвования продуктами. Кроме того, попечительство приобрело куличи на 9 руб.

В 1898 году попечительство выдавало стипендию бедному воспитаннику 2-го городского училища Алексею Стар-цеву (на приобретение учебников и на оплату за право учения). В том же году попечительство получило от редакции Урала, присланные ей разными лицами 14 руб., которые кассиром попечительства приняты и записаны на приход по денежной книге для употребления их на совершение богослужений в ночлежном приюте [7].

В 1898 году попечительство неоднократно производило экстренные расходы на похороны умерших бедных прихожан, материально помогало их семействам, а также и другим бедным, живущим в пределах Екатерининского прихода. С этой целью Екатерининский приход был разделен на участки, каждым участком заведовал особый попечитель. Попечитель обязан был доводить до сведения попечительства информацию о бедняках, живущих на его участке. Попечительство по возможности оказывало им соответствующую помощь. Независимо от этого попечительство занималось поиском денежных средств для выдачи пособий нуждающимся, для этого по примеру прошлых лет попечительством был открыт сбор пожертвований по подписным листам, разделенным на членские взносы и частные пожертвования, кроме того, была «учреждена кружка, с которой члены попечительства обходили прихожан в церкви по праздникам за всенощной и литургией, были поставлены кружки и в дверях храма, в некоторых учреждениях и у частных лиц в их конторах и магазинах. Пособия попечительством выдавались единовременно и помесячно лишь лицам, живущим в пределах Екатерининского прихода, без различия звания, причем наибольший размер ежемесячного пособия составлял 5 руб., за исключением помощи, оказываемой школе грамоты и рукоделия учрежденной М.И. Шабалиной и М.М. Дмитриевой, а минимальный - 1 руб.» Размер пособия зависел от состава семьи. На получение

постоянных пособий попечительством выдавались специальные книжки. Единовременные пособия выдавались в разных случаях и «при неотложной нужде». К началу 1899 года всех пенсионеров насчитывалось 45 семейств в количестве 131 человека, которые все вместе получали от попечительства по 90 руб. 50 коп. в месяц [7].

Ответом на социокультурные вызовы современности стала деятельность церковно-приходского попечительства при Екатерининском соборе Екатеринбурга по содержанию существовавших и открытию новых церковно-приходских школ в районе прихода. В Екатеринбурге по переписи 1897 года насчитывалось 43 052 человека, включая до 2881 ребенка обоего пола школьного возраста (от 8 до 11 лет). В городе функционировали 12 начальных училищ в ведении инспекции Министерства народного просвещения, два подготовительных класса при мужской и женской гимназиях, семь школ в ведении епархиального училищного совета, одна школа при епархиальном женском училище и одна школа при женском монастыре - всего 23 начальных училища. В них в 1897 году обучалось 806 мальчиков и 727 девочки - всего 1533 человека. Таким образом, еще 1351 ребенок школьного возраста оставался вне школы. Некоторые из детей обучались дома [4]. Современник сетовал: «Многолюдный и оживленный город, имеющий среди жителей массу интеллигенции, значительное количество весьма богатых лиц, гордящийся разными учеными и изящными обществами, мечтающий о высшем учебном заведении, -этот город не в состоянии дать самое необходимое первоначальное образование чуть не половине детей своего населения. Нельзя не признать такой факт весьма прискорбным обстоятельством, не лестно характеризующим наш город» [8]. Отметив ограниченные финансовые возможности городского и земского самоуправления, автор газетной статьи уповал на общественность: «Было бы в высшей степени желательно учреждение в городе общества начального народного образования, подобно тому, как таковые общества существуют в некоторых других городах, напр.: в Томске, Кургане, Верхотурье, Красноярске и др. Доказательством того, что может сделать такое общество, может служить деятельность существующего в г. Екатеринбурге Екатерининского церковно-приходского попечительства» [8].

Екатерининское церковно-приходское попечительство открылось в начале 1894 года. Уже в следующем году оно обратило внимание на церковно-школьное дело и, занявшись им серьезно, достигло в этом отношении весьма значительных результатов. В приходе Екатерининского собора первоначально существовали две церковные школы: церковно-приходская мужская, открытая в 1887 году, и женская школа грамоты и рукоделия, созданная в 1894-м году. Попечительство с 1895 года оказывало пособие цер-ковно-приходской школе в размере 120 руб. в год на увеличение жалованья двум учительницам школы (по 60 руб. каждой). Школе грамоты попечительство выдавало по 10 руб. в месяц на наем квартиры [8].

Церковно-приходская школа по мере увеличения числа учащихся вынуждена была искать для себя новое помещение. Попечительство обратилось в городскую думу с ходатайством предоставить на нужды школы свободное городское каменное здание вблизи собора. Дума уступила просимое здание попечительству в безвозмездное пользование сроком на 12 лет. А.А. Дрозжилов на свои средства отремонтировал здание и сделал к нему просторный пристрой, тоже каменный. Школа поселилась в своем собственном помещении, что дало возможность увеличить число учеников с 30 до 60.

Женская школа грамоты и рукоделия открылась 14 декабря 1891 года по инициативе двух девиц, окончивших курс

3-4 ■ 2020 История и педагогика естествознания

местной гимназии - Марии Ивановны Шабалиной и Марии Михайловны Димитриевой. Дочери довольно зажиточных екатеринбургских жителей, они прониклись стремлением посвятить свои силы делу просвещения детей беднейшего городского населения. При содействии покойного председателя попечительства, протоиерея Михаила Некрасова они открыли школу для девочек с целью обучения их грамоте, Закону Божию, а также какому-либо женскому рукоделию, чтобы после окончания школы они могли заработать себе на кусок хлеба. При открытии школы в нее поступило 16 бедных девочек [8]. Со временем их число возросло до 45 человек. Попечительство увеличило пособие на квартиру для школы, выдавая по 20 руб. в месяц вместо 10 руб. Таким образом, в 1897 году расходы Екатерининского попечительства на школы прихода достигали 360 руб. в год. И в дальнейшем, поскольку число учащихся продолжало расти, достигнув 65 учениц, пришлось подыскать новое помещение [8].

Увеличилось число учеников в церковно-приходской школе, так, в 1898 году было принято 86 мальчиков: в старшее отделение - 22, среднее - 34 и в младшее - 30 мальчиков. Вновь арендованное помещение для школы не позволило принять еще 12 мальчиков, желающих учиться [8]. Об этом сообщили председателю попечительства И.Ф. Чистякову. Илья Федорович инициировал подписку между членами попечительства и своими знакомыми с целью открытия новых школ, которая дала до 50 руб. ежемесячных пожертвований. Решено было открыть две новые школы: одну смешанную, другую женскую. Найденные для них помещения были отремонтированы и приспособлены к потребностям школы: для них были приобретены иконы, классная мебель, шкафы, столы и стулья. Председатель попечительства ходатайствовал перед епархиальным училищным советом о разрешении открыть в приходе Екатерининского собора две новые церковно-приходские школы: одна из проектируемых к открытию школ должна быть женской, а другая - смешанной, члены подыскали подходящие помещения для них: для школы женской - на углу Сенной и Ночлежной площадей, в доме Хлызова, для школы смешанной - на Кузнечной улице, дом Косяковой № 127. Для обеспечения школ в материальном отношении члены согласились между собою производить ежемесячно посильные денежные взносы на содержание их, к каковым взносам по мере надобности будут привлекаться и другие, известные своею отзывчивостью на доброе дело, лица» [8]. Прося о ходатайстве перед епископом об открытии школ смешанной с именем Ильинской (в честь пророка Божия Илии) и женской с именем Симеоновской (в честь святого праведного Симеона Верхотурского, Чудотворца), просил назначить в эти школы заведующих, законоучителей и учащихся. Епархиальный училищный совет «с большою готовностью» поддержал общественную инициативу [8].

Для привлечения в школы детей члены попечительства использовали интересный способ, разделив весь приход Екатерининского собора между членами на участки. В один из праздничных дней все дома и квартиры каждого из этих участков были обойдены членами для переписи адресов детей школьного возраста, нигде не обучавшихся. Затем эти дети распределялись по двум открываемым школам: в смешанную - 45 мальчиков и 7 девочек, в женскую - 10 девочек. Открытие школ произошло 1 октября 1898 года с разрешения и благословения епископа Екатеринбургского и Ирбитского Христофора. В два часа дня в Ильинской школе в присутствии председателя и членов Екатерининского попечительства епархиальным наблюдателем был отслужен молебен водосвятный и перед учением. После этого в присутствии тех же лиц был отслужен молебен перед уче-

нием в Симеоновской школе. С этого времени в приходе Екатерининского собора функционировали четыре школы: Екатерининская - мужская, Ильинская - смешанная, Си-меоновская - женская церковно-приходская и Екатерининская - женская школа грамоты и рукоделия; в них обучалось 247 человек. На содержание этих школ попечительство выделяло в год 2016 руб.

Современник в заключение подчеркнул: «...деятельность Екатерининского церковно-приходского попечительства в отношении народного просвещения детей прихода нельзя не признать выдающеюся, замечательною и в то же время образцовою. Она с очевидностью доказывает, насколько общество сильнее отдельного лица в достижении какой-либо цели. Пока говорят и пишут о введении всеобщего обучения и ожидают его длинные ряды лет от земств, Екатерининское церковно-приходское попечительство втихомолку осуществило в приходе Екатерининского собора это великое дело» [8]. Современник приводил статистические данные. В приходе Екатерининского собора действовали три городских училища, в них обучалось не менее 200 детей, функционировали две церковные школы с количеством учащихся в 100 человек Расширив одну школу, открыв еще две новых школы на окраинах прихода и тем увеличив число учащихся на 130 человек, Екатерининское попечительство довело общую цифру учащихся детей в приходе почти до 450 человек. При 5 тыс. населения прихода такое количество учащихся детей сильно превышает процентную норму детей школьного возраста (до 350 человек). Другими словами, с устройством двух новых школ в Екатерининском приходе не только все дети школьного возраста обучались в школах, но еще сотня детей из других приходов города могла воспользоваться этой возможностью [8].

По убеждению современника, одной из задач церков-но-приходских попечительств, «составляющей весьма важное их право», являлось попечение «об устройстве первоначального воспитания детей». Он писал, что эта задача «должна быть одною из главнейших сторон деятельности приходских попечительств и должна преследовать цель всеобщего обучения детей приходов. Такая цель при ограниченности круга деятельности попечительств вполне достижима и быстро осуществима». В заключение «духовный» желал, чтобы в Екатеринбургской епархии чаще открывались и росли такие благодетельные учреждения, как церковно-приходские попечительства, и чтобы они по примеру Екатерининского попечительства главной своей задачей ставили великое дело всеобщего обучения детей своих приходов [8].

В одной из заметок, опубликованных в местной периодике, говорилось об открытии 27 июня 1901 года при городской Свято-Духовской церкви церковно-приходского попечительства. Показательно, что в его фондовый капитал сразу при учреждении поступили довольно крупные пожертвования от разных лиц, составив в совокупности 700 руб. «Нельзя не порадоваться этому явлению, - писал современник, - церковно-приходские попечительства, при указанных им в Положении (1864 года - Е.К.] задачах, представляют одно из полезнейших учреждений <...> Если бы подобные попечительства существовали при каждой приходской церкви, то удовлетворение разного рода приходских нужд, происходило бы несравненно успешнее и своевременнее, например, школьное дело, тогда Епархиальный училищный совет едва ли имел бы надобность затрачивать свои небогатые средства на пособия в содержании церковных школ таким богатым церквам, как Екатеринбургский кафедральный собор и в то же время отказываться от учреждения школ в бедных сельских приходах, где нужда в

просвещении особенно настоятельна». С другой стороны, автор газетной статьи отмечал, что особенно необходима энергичная деятельность попечительств в случаях разного рода стихийных бедствий. Очевидец приводил пример «на заслуживающую всякой похвалы деятельность Нижне-Сал-динскаго церковно-приходского попечительства в 1900 г., когда в мае этого года страшный пожар истребил в Ниж-не-Салдинском заводе 225 дворов. Церковно-приходское попечительство немедленно принялось за организацию помощи погорельцам, и благодаря его стараниям было собрано для помощи погорельцам 16 388 руб., при этом 234 семейства получили своевременную помощь [9].

Начало 1890-х годов на Южном Урале по причине неурожая и голода оказалось для населения тяжелым временем. В этих сложных социально-экономических условиях в приходах благодаря церковно-приходским попечительствам велась посильная работа, направленная на помощь голодающим. Таким образом общественные инициативы дополняли социальную поддержку нуждающихся со стороны государства. Из отчета о деятельности церковно-приходских попечительств Оренбургской епархии следует, что в 1892 году их деятельность была направлена в значительной степени на помощь голодающим. Так, о пропитании голодающих заботилось Чесменское церковно-приходское попечительство. Тирлянское церковно-приходское попечительство собрало до 300 руб. и приобрело на эти деньги ржаной муки до 200 пудов, раздавая ее через председателя попечительства священника о. Георгия голодавшим, исходя из 30 фунтов на человека. Михаило-Архангельское попечительство села Михайловского собрало и использовало на строительство местного соборного храма 550 руб., а в пользу бедствовавших от неурожая - 29 пудов хлеба и 5 пудов мяса. Xристорождественским попечительством села Рождественского собрано и роздано голодавшим до 50 пудов хлеба.

Показательно, что в это тяжелое для населения Южного Урала время возродилась деятельность еще одного попечительства - Заречного при Александро-Невской церкви г. Троицка. Члены попечительства осуществляли сбор по приходу хлебом и деньгами в пользу церкви. Попечительство заботилось о создании при церкви певческого хора. В приходе функционировали две школы грамоты, расположенные в квартирах псаломщиков, которые и занимались сами обучением детей. Соборное церковно-приходское попечительство было одним из старинных, открытых сразу после обнародования Положения о церковно-приходских попечи-тельствах. Благодаря его деятельности в городе появился детский приют, переданный в ведение города, который и содержал его в последующее время, а попечительство даже на некоторое время прекратило свое существование, «было вызвано к жизни снова уже распоряжением Его Преосвященства в конце 1891 г.». В 1892 году Градотроицкое церковно-приходское попечительство наравне с другими по мере возможности служило делу попечения о голодающих [10].

Посильную помощь голодающим оказывало Гурьевское Николаевское церковно-приходское попечительство. Попечительство села Ивановка содержало «даровую столовую», в ней в среднем ежедневно кормилось до 90 человек. Благодаря местным активным членам попечительства в селе Софийском была налажена работа по оказанию помощи нуждающимся, церковный староста Иван Павлов, занимаясь выдачей пособий на страстной седмице, почти безотлучно находился в храме [7]. Священник Полоцкого поселка Константин Комаров из собственных средств удовлетворял нужды прихожан, «хотя и сам был лишен многого» [4]. В отчете говорилось: «Вообще должно сказать, что некоторые попечительства, при всей ограниченности своих сборов,

при всем недостатке хлебных и денежных средств у самих прихожан, по требованию нужды и времени оказали посильную услугу нуждающимся» [10]. Попечительства действовали рука об руку с государством и епархиальными структурами, заботясь о помощи бедствующему населения края. Так, Петровское попечительство собрало пожертвований в пользу голодающих 76 руб. 47 коп. и хлеба 1 пуд 15 фунтов. Из епархиального комитета было получено 345 руб. На всю эту сумму попечительством было куплено муки 298 пудов 32 фунта и из комитета получено 52 пуда, благодаря чему «продовольствовалось этим хлебом в течение семи месяцев 38 семейств, вдов, сирот и немощных, в количестве 98 человек, не получавших от правительства пособия» [10].

Белоярским церковно-приходским попечительством на 3661 лицо обоего пола прихожан было открыто три столовые: одна в самом селе, две при церкви и школе и одна в деревне Чесноковке. Денежные средства для своей деятельности попечительство получало из нескольких источников: от Епархиальнаго комитета, Челябинского попечительства Российского общества Красного Креста и от его Чумлякско-го отделения, а также от местного комитета, состоящего под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны, и от частных жертвователей (по письмам и подписным листам). В ведении Белоярского попечительства находились все престарелые, потерявшие способность добывать пропитание своими руками, и круглые сироты. «Ежемесячно пользовались на протяжении восьми месяцев выдачею тридцати фунтов муки на каждое лицо и единовременно по десять фунтов мяса к Рождественскому разговению». С 16 ноября 1891 года по август поступило пожертвований в пользу голодающих 2552 руб. 16 коп., из них израсходовано 1673 руб. 2 коп. по Чесноковской столовой, по школьной столовой - 392 руб. 2 коп. и по церковной - 281 руб. 38 коп. Посетители столовых получали простую, но сытную пищу. Во всех столовых ежедневно приходящие получали горячий обед, состоящий из щей с капустой, картофелем и мясом в скоромные дни, а в постные - супа из картофеля, горошницы и кулеша из круп ячменных и просяных. В приправу к горячему употреблялись лук, масло и уксус. В посты для столовых покупалась и рыба. Каждый обедающий получал по 1 фунту печеного хлеба на взрослого и по 2 фунта на малолетку (до 10 лет). Ежедневно в церковной столовой обедало от 100 до 200 человек, в школьной - до 36 человек, в Чесноковской от 50 до 100 и даже более. Количество лиц, получавших помощь от Белоярского попечительства выдачей на руки на каждый месяц по 30 фунтов на лицо, на протяжении всей благотворительной деятельности попечительства в разное время варьировалось. Кроме того, из средств школьной столовой было выдано на детей от трех и четырех лет, не пользовавшихся ссудой от попечительства, по 15 фунтов на каждого в июле (самом голодном месяце) [4].

Очевидно, что трудная социально-экономическая обстановка в регионе вызвала к жизни еще одно церковно-при-ходское попечительство - при градочелябинской Свято-Троицкой церкви, открытое 22 ноября 1891 года Деятельность его заключалась «в том, что каждый член попечительства собирал сведения о лицах, действительно нуждающихся в пособии, каковые сведения представлялись на обсуждение всего попечительства, после чего немедленно выдавалось уже пособие». Размер пособия зависел от возраста нуждающегося в нем: взрослому ежемесячно выдавалось пособие по 1 пуду муки или по 30 фунтов сухарей, детям же в зависимости от возраста и степени нужды родителей выдавалось от 5 до 20 фунтов муки или сухарей, получившим же правительственную ссуду - пособие от попечительства выдавалось «только как добавочное - в половинной пропорции против не получавших правительственной ссуды».

3-4 ■ 2020 История и педагогика естествознания

Известно, что само попечительство получило от Санкт-Петербургского епархиального комитета через местный бла-гочиннический комитет хлеба с 24 декабря 1891-го года. по 1 июня 1892 года в следующем количестве: сухарей - 462 пуда 5 фунтов, муки - 433 пуда 22 фунта, зерна - 256 пуда 10 фунта, а всего в распоряжении попечительства имелось 1151 пуда 37 фунта хлеба. Получивших помощь от попечительства пищевыми продуктами за все время его деятельности с 2 января но 1 июля 1892 года насчитывалось 2335 душ обоего пола [4].

Многие попечительства Оренбургской епархии продолжали материально поддерживать и даже открывать новые школы грамоты, поддерживать «благолепие» своих храмов, откликаться на другие нужды прихожан. Так, в 1892 году школу грамоты открыло Великопетровское церковно-приходское попечительство. Исаевское церков-но-приходское попечительство во время холерной эпидемии было озабочено выполнением соответствующих мер предосторожности против заражения и разъяснением медицинских мер (прихожане воздерживались от употребления в пищу овощей не пили сырую воду даже при полевых работах). Попечительство в селе Исаеве заботилось о работе церковной школы грамоты, имеющей «хорошее наемное помещение». Наконец, члены церковно-приходского попечительства занимались просветительской работой, вразумляя молодежь и искореняя некоторые неполезные обычаи (например, кулачные бои, которые стали в некоторой мере сокращаться [10].

Подводя итоги деятельности церковно-приходских попе-чительств в России и на Урале во второй половине Х1Х -начале ХХ века, можно привести противоречивые оценки. Так, в журнале «Трудовая помощь» оценивалась их благотворительная работа: в 1900 году таких попечительств в России насчитывалось 13 662; ими было израсходовано 4 343 329 руб., в том числе собственно на благотворительность - 692 984 руб., остальные деньги пошли на церкви - 3 343 502 руб. и на причты - 306 842 руб. В среднем каждое попечительство в 1900 году пожертвовало на благотворительность 37 руб. Вывод был категоричным: общественная приходская благотворительность составляет совершенно «ничтожную» часть общей суммы затрат в России на дела благотворительности [11]. Если же посмотреть на оценки современников относительно «благодетельного» значения отдельных церковно-приходских попечительств на Урале во второй половине Х1Х - начале ХХ века, то они существенно скорректируют этот неутешительный вывод. Будучи ответом на духовно-ментальные, социокультурные и экономические вызовы современности, церковно-приходские попечительства выполняли важные функции, особенно успешно раскрывая свой мощный социальный потенциал в кризисных условиях. Говоря о локальных особенностях их работы, нельзя забывать, что ее эффективность в значительной степени зависела от личностного фактора. Многие из них весьма преуспели на ниве народного просвещения, успевая заботиться о «благоукрашении» своих храмов. Наконец, весьма показательно, что в условиях революционаризации населения и падения нравов в народе под воздействием секуляризации в начале ХХ столетия Святейший Синод, озабоченный «мыслью об утверждении веры и благочестия в православных приходах, о теснейшем единении пастыря с паствою и взаимообщения пастырей, а также о способах удовлетворения приходских нужд в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях, в своем определении от 18 ноября 1905 г. за № 5900 предложил всем настоятелям церквей созывать общие церковно-приходские собрания из прихожан, основывать церковно-приходские советы, попечительства, братства и

др. приходские учреждения». Святейший Синод призывал русские приходы к деятельной, совместной, дружной работе с целью поднять их религиозно-нравственное состояние и объединить церковный приход для взаимопомощи в делах благотворения, веры и благочестия. При этом Святейшим Синодом четко очерчивался главный круг деятельности приходских организаций: «Они должны касаться приходской жизни настолько, насколько она имеет отношение к делам церковным; что же касается отношения церков-но-приходских учреждений к делам гражданским, государственным, то здесь деятельность их уже прекращается». В другом определении Святейшего Синода, от 25 января -

6 февраля 1906 года № 488, было сказано, что «одной из важнейших задач церковно-приходских собраний и советов является удовлетворение нужд прихода в просветительном отношении», церковно-приходским попечительствам предписывалось обратить особое внимание на школу. Звучал также призыв активнее заниматься делами благотворительности, «привлекая к ним и женщин, как наиболее отзывчивых сердцем к несчастию ближнего. «Дело общественной помощи, - говорилось в рекомендациях, - должно быть так широко поставлено, чтобы каждый член приходской общины в случае какого-нибудь несчастия мог рассчитывать на поддержку целого прихода» [12].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Нечаева М.Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX - начала ХХ века. Екатеринбург: Информ.-издат. отд. Екатеринбургской епархии, 2008. 194 с.

2. Нечаева М.Ю. Русская православная церковь и общественные организации на Среднем Урале середины XIX - начала XX в. // Урал индустриальный: Бакунинские чтения: Мат. IX Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 2. С. 226-234;

3. Королева Е.Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: Автореф. ...канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2007. 27 с.

4. Сведения о церковно-приходских попечительствах Оренбургской епархии за 1892 год (окончание) // Оренбургские епархиальные ведомости. 1893. № 18. С. 211.

5. Решетников М. Краткий обзор церковно-приходских попечительств г. Вятки и Вятского уезда. Неофициальный отдел // Вятские епархиальные ведомости, 1905. 1 августа. № 15. С. 806-814.

6. Вятские епархиальные ведомости, 1897. 1 февраля. № 3. С 125-126.

7. Извлечение из отчета о церковно-приходского попечительства при Екатерининском соборе за 1898 год // Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1899. 16 декабря. № 24. С. 678-688.

8. Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1898. 1 ноября. № 21. С. 577-592.

9. Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1901. 16 июля. № 14. С. 665.

10.Сведения о церковно-приходских попечительствах Оренбургской епархии за 1892 год // Оренбургские епархиальные ведомости, 1893. № 17. С. 201-205.

11.Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года (окончание) // Трудовая помощь. 1907. № 3. С. 289-306.

12.Афанасьев И. О церковно-приходских учреждениях // Уфимские епархиальные ведомости, 1906. № 19. С. 651-652.

REFERENCES

1. Nechayeva M.YU. Yedineniye vo imya Khrista: Pravoslavnyye obshchestvennyye organizatsii Srednego Urala seredinyXIX- nachalaXX vekov [Unity in the name of Christ: Orthodox public organizations of the Middle Urals of the mid-19th - early 20th centuries]. Yekaterinburg, Inform.-izdat. otd. Yekaterinburgskoy yeparkhii Publ., 2008. 194 p.

2. Nechayeva M.YU. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i obshchestvennyye organizatsii na Srednem Urale serediny XIX - nachala XX v. [The Russian Orthodox Church and public organizations in the Middle Urals in the mid-19th - early 20th centuries]. Trudy IX Vseros. nauch. konf. [Proc. of the IX All-Russia. scientific. conf.]. Yekaterinburg, 2009, pp. 226-234.

3. Koroleva YE.D. Tserkovno-obshchestvennaya zhizn pravoslavnogo naseleniya Orenburgskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX- nachale XX vv. Diss. kand. ist. nauk [Church and social life of the Orthodox population of the Orenburg province in the second half of the 19th - early 20th centuries. Cand. hist. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2007. 27 p.

4. Information about the parish guardianship of the Orenburg diocese for 1892 (end). Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1893, no. 18, p. 211 (In Russian).

5. Reshetnikov M. A brief overview of the parish guardianship of the city of Vyatka and the Vyatka district. Unofficial department. Vyatskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1905, no. 15, pp. 806-814 (In Russian).

6. Vyatskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1897, no. 3, pp. 125-126 (In Russian).

7. Extract from the report on the parish guardianship at the Catherine Cathedral for 1898. Yekaterinburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1899, no. 24, pp. 678-688 (In Russian).

8. Yekaterinburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1898, no. 21, pp. 577-592 (In Russian).

9. Yekaterinburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1901, no. 14, pp. 665 (In Russian).

10. Information about the parish guardianship of the Orenburg diocese for 1892. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1893, no. 17, pp. 201-205 (In Russian).

11. Benzin V.M. Parish charity in Russia after 1864 (end). Trudovayapomoshch', 1907, no. 3, pp. 289-306 (In Russian).

12. Afanas'yev I. About parish institutions. Ufimskiye yeparkhial'nyye vedomosti, 1906, no. 19, pp. 651-652 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна, д.и.н. истории и археологии УрО РАН.

доцент, в.н.с., Институт

Elena YU. Kazakova-Apkarimova, Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Leading Researcher, Institute of History and Archeology, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.