Научная статья на тему 'Церковно-приходские библиотеки Ярославской епархии во второй половине XIX начале XX в. '

Церковно-приходские библиотеки Ярославской епархии во второй половине XIX начале XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковно-приходские библиотеки / духовные библиотеки / Русская православная церковь / Ярославская епархия / социокультурная деятельность / parish libraries / spiritual libraries / Russian Orthodox Church / Yaroslavl diocese / social and cultural activities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Юрьевич Иерусалимский, Светлана Юрьевна Иерусалимская, Герман Павлович Харитонов

Статья посвящена изучению деятельности церковно-приходских библиотек Ярославской епархии Русской православной церкви во второй половине XIX начале XX в. В основе исследования лежит анализ сведений о церковных библиотеках, содержавшихся в ежегодных рапортах благочинных Ярославской епархии. Делается вывод, что церковно-приходские библиотеки внесли существенный вклад в интеллектуальное развитие и духовно-нравственное воспитание паствы, способствовали популяризации чтения среди широких слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юрий Юрьевич Иерусалимский, Светлана Юрьевна Иерусалимская, Герман Павлович Харитонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parish libraries of the Yaroslavl diocese in the second half of the 19th early 20th centuries

The purpose of this article is to study the activities of the parish libraries of the Yaroslavl diocese of the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th early 20th centuries. The main sources for the study of parish libraries were the reports by the deans of the church districts of the Yaroslavl diocese with information about church libraries, stored in the funds of the State Archives of the Yaroslavl Region. These reports were annually delivered to the Theological Consistory for the compilation of diocesan records and further forwarding to the Holy Synod. The obligation to compile such statements was established by the circular of the Holy Synod dated by January 28, 1869, regarding the delivery of information about parish trustees and church libraries. Based on the analysis of archival sources and materials of the regional periodicals, the article examines the main characteristics of parish libraries: the size and composition of funds, sources of funding, categories of users. The classification of libraries depending on the size of funds and areas of activity is given. Particular attention is paid to full-fledged public church libraries, the collections of which numbered several hundred books, and the subjects of publications went beyond the scope of theological literature. The authors come to the conclusion that the creation and functioning of parish libraries was a common phenomenon in the socio-cultural activities of the Yaroslavl diocese in the late 19th early 20th centuries. Small book collections of liturgical books were available in every church. Full-fledged libraries with a variety of subject-matter books were rarer, but nonetheless common. The parish libraries made a significant contribution to the intellectual development and spiritual and moral education of the flock, and contributed to the popularization of reading among the general population. Thus, church libraries developed active spiritual and educational activities, were the most important cultural and educational centers for the parish population.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские библиотеки Ярославской епархии во второй половине XIX начале XX в. »

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 85

Научная статья УДК 94(41/99) doi: 10.17223/19988613/85/5

Церковно-приходские библиотеки Ярославской епархии во второй половине XIX - начале XX в.

Юрий Юрьевич Иерусалимский1, Светлана Юрьевна Иерусалимская2, Герман Павлович Харитонов3

12•3 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

1 osniyar@uniyar.ac.ru

2 osniyar@uniyar.ac.ru

3 89159863968@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности церковно-приходских библиотек Ярославской епархии Русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX в. В основе исследования лежит анализ сведений о церковных библиотеках, содержавшихся в ежегодных рапортах благочинных Ярославской епархии. Делается вывод, что церковно-приходские библиотеки внесли существенный вклад в интеллектуальное развитие и духовно-нравственное воспитание паствы, способствовали популяризации чтения среди широких слоев населения.

Ключевые слова: церковно-приходские библиотеки, духовные библиотеки, Русская православная церковь, Ярославская епархия, социокультурная деятельность

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01231, https://rscf.ru/project/22-28-01231/

Для цитирования: Иерусалимский Ю.Ю., Иерусалимская С.Ю., Харитонов Г.П. Церковно-приходские библиотеки Ярославской епархии во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85. С. 39-46. doi: 10.17223/19988613/85/5

Original article

Parish libraries of the Yaroslavl diocese in the second half of the 19th -

early 20th centuries

Yuri Yu. Ierusalimskiy1, Svetlana Yu. Ierusalimskaya2, German P. Haritonov3

12•3 P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation

1 osniyar@uniyar.ac.ru

2 osniyar@uniyar.ac.ru

3 89159863968@mail.ru

Abstract. The purpose of this article is to study the activities of the parish libraries of the Yaroslavl diocese of the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th - early 20th centuries. The main sources for the study of parish libraries were the reports by the deans of the church districts of the Yaroslavl diocese with information about church libraries, stored in the funds of the State Archives of the Yaroslavl Region. These reports were annually delivered to the Theological Consistory for the compilation of diocesan records and further forwarding to the Holy Synod. The obligation to compile such statements was established by the circular of the Holy Synod dated by January 28, 1869, regarding the delivery of information about parish trustees and church libraries.

Based on the analysis of archival sources and materials of the regional periodicals, the article examines the main characteristics of parish libraries: the size and composition of funds, sources of funding, categories of users. The classification of libraries depending on the size of funds and areas of activity is given. Particular attention is paid to full-fledged public church libraries, the collections of which numbered several hundred books, and the subjects of publications went beyond the scope of theological literature.

The authors come to the conclusion that the creation and functioning of parish libraries was a common phenomenon in the socio-cultural activities of the Yaroslavl diocese in the late 19th - early 20th centuries. Small book collections of liturgical books were available in every church. Full-fledged libraries with a variety of subject-matter books were rarer, but nonetheless common. The parish libraries made a significant contribution to the intellectual development and spiritual and moral education of the flock, and contributed to the popularization of reading among the general population. Thus,

© Ю.Ю. Иерусалимский, С.Ю. Иерусалимская, Г.П. Харитонов, 2023

church libraries developed active spiritual and educational activities, were the most important cultural and educational centers for the parish population.

Keywords: parish libraries, spiritual libraries, Russian Orthodox Church, Yaroslavl diocese, social and cultural activities

Acknowledgments: The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 22-28-01231, https://rscf.ru/en/project/22-28-01231/

For citation: Ierusalimskiy, Yu.Yu., Ierusalimskaya, S.Yu., Haritonov, G.P. (2023) Parish libraries of the Yaroslavl diocese in the second half of the 19th - early 20th centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya -Tomsk State University Journal of History. 85. pp. 39-46. doi: 10.17223/19988613/85/5

Во второй половине XIX в. как позитивное следствие либеральных реформ Александра II во всех слоях российского общества значительно возрастает интерес к образованию, культуре, приобщению к достижениям современной науки и техники, самообразованию и саморазвитию, причем не только интеллектуальному, но и духовному. Этому процессу способствовали расширение сети духовных и светских образовательных учреждений, заметное развитие книгоиздательской деятельности и книжной торговли, появление как центральных, так и провинциальных научных обществ, активная деятельность губернских и уездных земств в области народного образования, благотворительность меценатов.

Весомый вклад в повышение образовательного и культурного потенциала российского общества, духовно-нравственное воспитание население вносила Русская православная церковь. Под ее эгидой действовала сложная разветвленная система духовных образовательных учреждений: от начальных церковно-приход-ских школ до духовных семинарий и академий; синодальной типографией и местными епархиями велась активная издательская деятельность, церковными обществами и отдельными духовными деятелями проводилась широкая по охвату направлений и тем научная, просветительская и образовательная деятельность. Городские и сельские храмы являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни в российской провинции. При церквях и соборах открывались цер-ковно-приходские школы и училища, здесь же, в стенах храмов, образовывались церковные библиотеки, которые нередко являлись единственными книжными собраниями в округе.

Изучение библиотечного аспекта в социокультурной деятельности Русской православной церкви ведется на протяжении нескольких последних десятилетий. Значительный вклад в разработку данной темы внесла исследователь С.П. Фунтикова. Ее диссертационное исследование, учебное пособие и статьи подробно освещают вопросы становления и функционирования библиотек духовного ведомства, в том числе и цер-ковно-приходских (см.: [1; 2. С. 60-95; 3] и др.). Духовные библиотеки Русской православной церкви в сравнении с другими типами библиотек, а также вклад церкви в развитие библиотечного дела в Российской империи изучил в фундаментальном труде М.Ю. Матвеев [4]. Кроме того, в настоящее время активно исследуется региональная специфика деятельности православных библиотек, находившихся в ведении духовного ведомства [5-9]. Весомый вклад в изучение библиотек духовных образовательных учреждений По-

волжья - семинарии, епархиальных училищ и церковноприходских школ - внесла С.Ю. Иерусалимская [10].

В то же время следует отметить, что внимание исследователей было сосредоточено в первую очередь на библиотеках духовных учебных заведений и монастырей, которые являлись наиболее крупными и значимыми книжными собраниями в провинции. Наименее изученными на данный момент остаются благочинни-ческие и церковно-приходские библиотеки, действовавшие преимущественно в сельской местности и оказывавшие большое просветительское и духовно-нравственное влияние на духовенство и крестьянское население. Эти виды духовных библиотек и являются основным предметом исследования в данной статье.

Традиции церковно-приходских библиотек Ярославской епархии, в том числе учебного типа, были заложены в XVIII - первой половине XIX в. Так, в середине XIX в. стали создаваться библиотечные фонды при приходских училищах. Подобные библиотеки имелись во всех сельских образовательных учреждениях, подведомственных Ярославской епархии (см.: [11. Л. 1; 12. Л. 2] и др.).

К концу XIX в. в Российской империи процесс создания церковных библиотек находился на пике. К 1895 г. в стране насчитывалось 23 369 духовных библиотек, отличавшихся значительным видовым многообразием [13. С. 106]. По классификации С.А. Фунти-ковой, среди действовавших в рассматриваемый период духовных библиотек можно выделить следующие: 1) библиотеки при центральных духовных учреждениях (например, Синодальная библиотека); 2) монастырские библиотеки; 3) епархиальные и благочиннические (окружные) библиотеки; 4) церковно-приходские (храмовые); 5) библиотеки при духовных учебных заведениях (библиотеки духовных академий, семинарий, епархиальных училищ, церковно-приходских и воскресных школ); 6) библиотеки духовных просветительских и благотворительных обществ и братств; 7) личные библиотеки известных священнослужителей [3].

В Ярославской епархии во второй половине XIX -начале XX в. действовали все вышеперечисленные виды духовных библиотек, за исключением академических, что объясняется отсутствием в епархии подобного типа высшего духовного образовательного учреждения. Кроме того, в отличие от ряда других епархий, в Ярославской не сформировалось епархиальной библиотеки, а ее функции фактически выполняла библиотека Ярославской духовной семинарии [14].

Святейший Синод Русской православной церкви, осознавая значимость духовных библиотек в распро-

странении образования и духовно-нравственном просвещении как прихожан, так и членов церковных принтов, принимал меры к побуждению местных архиереев и священнослужителей к более широкому распространению церковных библиотек, призывая создавать их повсеместно. Еще в 1832 г. Святейший Синод предписал всем епархиям иметь при каждой церкви определенный набор духовных книг. В 1861 г. этот список был дополнен новыми изданиями. В рамках исполнения циркулярных предписаний Синода при приходских церквях постепенно начинают формироваться книжные собрания, содержавшие преимущественно богословскую литературу [15. С. 97].

Статистические сведения о распространении духовных библиотек в епархиях Русской православной церкви ежегодно публиковались в Отчете обер-прокурора Святейшего Синода. В отчете за 1868 г. отмечалось, что в Ярославской епархии церковные библиотеки существуют при 872 церквях, а общее количество книг в них простирается до 170 190 томов. Из приведенных в отчете данных можно составить представление и о размерах фондов данных библиотек. Так, подавляющее большинство (75%) содержало в себе не более 100 томов, и лишь в около 200 библиотеках (25%) количество книг варьировало от 100 до 300, в двух библиотеках насчитывалось 632 книги и в одной 1 648 [16. С. 127].

Динамика численности церковных библиотек Ярославской епархии по данным Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода

Годы 1870 1875 1880 1885 1890 1895 1900 1905 1910 1914

Состояло к началу года При церквях 872 872 872 872 877 877 912 877 877 877

При благочин-нических округах 4 4 5 7 8 10 11 11 11 9

Учреждено вновь При церквях 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

При благочин-нических округах 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1

Итого 876 876 877 880 885 888 923 888 888 887

Примечание. Таблица составлена по: С. 60-61; 23. С. 78-79; 24. С. 16-17; 25

13. С. 152-153; 17. С. 122-С. 18-19].

Выборка статистических данных по Ярославской епархии показывает, что начиная с 1870-х гг. число духовных библиотек почти не изменялось вплоть до начала XX в. (таблица). Приведенные в отчетах сведения, их неизменяемость год от года, дают основания предполагать о формальном подходе служащих Ярославской консистории к подсчету существовавших в епархии библиотек. За основу бралось предположение, что библиотеки априори существуют при каждом церковном приходе. Подтверждение этому находим в епархиальном отчете за 1883 г., где прямо отмечалось, что библиотеки существуют при каждой церкви [26. Л. 20]. Отчасти подобный подход при подсчете библиотек был оправдан. Ведь необходимое для совершения богослужений минимальное число церковных книг имелось в каждом храме. Однако подобное собрание, насчитывающее порой 20-30 книг, нельзя считать полноценной библиотекой. Известно, что при сборе сведений из епархий о количестве церковных библиотек Святейший Синод не давал местным церковным властям никаких разъяснений относительно обязательных критериев для выделения подобных церковных библиотек. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия объективных статистических данных, характеризующих количество и размеры церковных библиотек в Ярославской епархии.

Компенсировать недостаток сведений официальной церковной статистики помогают архивные источники, а именно рапорты благочинных церковных округов Ярославской епархии со сведениями о церковных библиотеках. Данные рапорты ежегодно доставлялись в Духовную консисторию для составления общеепархиальных ведомостей для дальнейшей отсылки в Святейший Синод. Обязанность составления подобных ведомостей была установлена циркуляром Святейшего Синода от 28 января 1869 г. относительно доставления сведений

123; 18. 118-119; 19. С. 118-119; 20. 116-117; 21. С. 104-105; 22.

о церковно-приходских попечительствах и церковных библиотеках [27. С. 69-70]. Форма требовала от благочинных указания числа состоящих в округе церковных и благочиннических библиотек и отдельно числа библиотек, вновь открытых в течение прошедшего года. Кроме того, рекомендовалось дополнять обязательные сведения описаниями наиболее примечательных библиотек и сообщениями о значительных пожертвованиях на их развитие.

В фондах Государственного архива Ярославской области были выявлены рапорты благочинных за 18701910-е гг. При рассмотрении данных рапортов мы вновь сталкиваемся с проблемой определения понятия «библиотека» уже не на уровне консистории, а среди благочинных и приходского духовенства. Так, в ряде рапортов благочинными заявлялось о полном отсутствии библиотек в церковном округе, в других, напротив, наличие библиотек приписывалось всем храмам благочиния несмотря на то, что их «фонды» состояли исключительно из богослужебных книг и не превышали 20-30 наименований. Некоторые наиболее ответственные благочинные, пытаясь внести в свой отчет ясность, присылали более развернутые рапорты, содержавшие подробные описания существующих церковных книжных собраний. Например, благочинный 2-го благочиннического округа в городе Ростове сообщал: «...при всех приходских церквях... имеются небогатые библиотеки, состоящие из необходимых книг для отправления богослужения в течение годового круга, но систематически организованных библиотек нет» [28. Л. 13].

Анализ рапортов благочинных позволяет выделить три категории церковно-приходских библиотек, распространенных в Ярославской епархии во второй половине XIX - начале XX в. К первой категории относились немногочисленные собрания исключительно

богослужебных книг, необходимых для проведения церковных служб. Такие библиотеки имелись повсеместно, являясь частью обязательного для любого храма набора церковных предметов и утвари. Они редко пополнялись новыми изданиями и по этой причине не могли удовлетворить запросы читателей из среды прихожан и священнослужителей.

Характерное описание подобного типа библиотек в своем рапорте привел благочинный 3 -го округа Рома-ново-Борисоглебского уезда: «Церковные библиотеки округа находились в 1908 г. совершенно в том же положении, что и в предшествующие годы, то есть они продолжали существовать, книги, занесенные в церковную опись, сохранялись на том же месте, что и 2030 лет тому назад, и большей частью (или, вернее, за очень малым исключением) ни разу за это время не потревоженные. Библиотеки только продолжали "существовать", но давно не функционируют. Ни духовенство, ни паства ими почти не пользуются» [28. Л. 17]. Таким образом, такие немногочисленные собрания богослужебных книг, имевшиеся в каждом храме, вряд ли в полной мере стоит считать полноценной церковной библиотекой.

Ко второй категории следует отнести церковноприходские библиотеки, в состав которых помимо богослужебных книг входили также книги богословского и духовно-нравственного содержания. Такие библиотеки выступали в качестве служебных и использовались исключительно представителями церковного причта, как правило, в целях самообразования. Прихожанам книги из таких библиотек для чтения не предоставлялись. К этой категории церковных библиотек относились и благочиннические библиотеки, которые открывались при храмах - центрах церковных округов епархии. Целью создания подобных библиотек являлось содействие духовному саморазвитию и самообразования священнослужителей, проживающих в пределах данного округа [2. С. 65].

Третья категория библиотек представляла собой полноценные библиотеки в полном понимании этого слова. Как правило, их собрания насчитывали несколько сотен книг, а тематика изданий выходила за рамки богословской литературы и была представлена изданиями по истории церкви, книгами духовно-нравственного содержания, русской классической литературой. Характерной особенностью подобных библиотек было наличие подписки на церковные журналы и газеты, которые пользовались большой популярностью у прихожан. К третьей категории библиотек следует отнести и противораскольнические библиотеки, создававшиеся преимущественно в местностях, в которых компактно проживали старообрядцы. Требование открытия подобных библиотек содержалось в циркуляре Святейшего Синода от 21 декабря 1892 г. [29. С. 316] По данным на 1913 г. , в Ярославской епархии действовала 41 библиотека данного вида [30. Л. 66].

Рапорты благочинных показывают, что в Ярославской епархии преобладали первые две категории библиотек, тогда как библиотеки, относящиеся к третьей категории, являлись редкими исключениями. В 1894 г. в Ярославском уезде функционировало 13 подобных

библиотек, в Мышкинском уезде - 14, в Мологском -8, в Любимском уезде - 11, в Пошехонском уезде - 24, а в городе Любиме - 5 [9. С. 128].

Сведения из рапортов благочинных также позволяют проанализировать состав и тематическое направление книг, содержавшихся в церковных библиотеках. Так, общим для всех трех категорий перечисленных выше церковных библиотек являлось наличие богослужебных и богословских книг, творений Святых Отцов, Четьи Минеей святого Димитрия Ростовского, житий святых, сочинения П.И. Нечаева «Практическое руководство для священнослужителей». В некоторых храмах встречались единичные тома старых журналов и подшивки церковных и епархиальных газет, выписываемых по указанию епархиального руководства [30. Л. 15].

Закономерно, что подобные книги массовым спросом со стороны прихожан не пользовались. Благочинный 2-го округа Ростовского уезда сообщал, что «... книгами из церковных библиотек пользуются почти исключительно одни причты церквей, и лишь изредка только берутся Четьи Минеи Святителя Димитрия Ростовского» [31. Л. 10]. Некоторые благочинные справедливо отмечали, что по содержанию церковные библиотеки состоят из книг случайного подбора и страдают отсутствием изданий для народного чтения, а также работ, трактующих вопросы современной жизни с позиции церкви [30. Л. 52]. В то же время прогрессивные священнослужители, заинтересованные в развитии церковных библиотек, занимались пополнением собрания через покупку популярных книг, выписку газет и журналов, зачастую осуществляя это на личные весьма скромные средства [28. Л. 10]

В церковных библиотеках, отнесенных выше к третьей категории, состав книжных собраний был намного шире и многообразней, что обеспечивало их широкую популярность среди прихожан. Например, в открытой в 1907 г. в Ярославле Свято-Духовской цер-ковно-приходской библиотеке им. Иоанна Златоуста почти четверть собрания составляли книги для детей, кроме того, в распоряжении читателей находились издания по истории, философии, более 160 томов журналов [32. Л. 13].

Фонд библиотеки постоянно пополнялся: с 360 томов в год открытия к 1915 г. он увеличился до 1 668 томов [32. Л. 5]. По данным на 1910-1911 гг. бесплатной церковной библиотекой пользовались 603 человека, в том числе 292 ребенка [32. Л. 8]. Другой ярославской приходской библиотекой, при храме Святого Симеона Столпника, насчитывавшей к 1913 г. 172 названия книг в 210 тома, активно пользовались учащиеся расположенной рядом с храмом мужской гимназии [30. Л. 54].

В Ростове в 1902 г. при Крестовоздвиженской церкви была создана библиотека-читальня ростовского духовенства. По каталогу к 1909 г. в библиотеке числилось 1 968 томов книг и 800 выпусков 36 наименований журналов. Библиотекой на условиях внесения ежегодного взноса размером 5 руб. пользовались священники города Ростова и преподаватели Ростовского Дмитриевского духовного училища. Без взимания платы за пользование библиотека была доступна для всех

учащихся церковных приходских школ Ростовского уезда [28. Л. 14].

Востребованные прихожанами богатые универсальные книжные собрания встречались и в сельских церковных библиотеках. В церковно-приходской библиотеке-читальне в селе Николо-Замошье Мологского уезда, открытой на средства приходского попечительства в 1899 г., к 1908 г. было накоплено внушительное по размерам книжное собрание, насчитывавшее 2 963 тома. При этом духовно-нравственная литература составляла менее половины фонда библиотеки (1 180 томов). Оставшуюся часть составляли беллетристика, книги по истории, географии, естествознанию, медицине, сельскому хозяйству, педагогике и праву, выписывалось 12 наименований журналов. Библиотекой постоянно пользовались 275 читателей [28. Л. 2]. В другой сельской церковной библиотеке-читальне, расположенной в селе Мормужино Пошехонского уезда, помимо книг религиозно-нравственного содержания имелись и сочинения популярных русских писателей [33. С. 776].

Таким образом, церковные библиотеки, не ограничивавшие свои фонды исключительно богословской литературой, регулярно пополнявшиеся новыми изданиями, журналами и газетами по самой широкой тематике, привлекали к себе читателей, становясь центрами духовной и культурной жизни как в городах, так и в сельской местности.

На протяжении всего рассматриваемого периода функционирования церковных библиотек остро стоял вопрос о их финансировании и пополнении фондов. Скудность книжных собраний была продиктована в первую очередь отсутствием централизованного финансирования деятельности библиотек со стороны епархиального начальства. Участие Духовной консистории ограничивалось лишь крайне редкими рассыл-ками книг и брошюр во исполнение циркуляров Святейшего Синода и решений местного архиерея, при этом зачастую на приходских священников возлагалась обязанность полностью возместить стоимость этих изданий и расходы на их пересылку. Причтам бедных церквей разрешалось часть причитающегося взноса заимствовать из церковной суммы [34. Л. 1].

Следовательно, открытие и пополнение библиотек оставались заботой местных священнослужителей и церковно-приходских попечительств, вынужденных вкладывать в развитие библиотек собственные средства или искать дополнительные источники финансирования. В то же время в рапортах благочинных отмечалось, что зачастую искреннее желание приходских священников оформить подписку на газеты и журналы и пополнить библиотеку новинками литературы наталкивалось на противодействие старост храмов, в чьем распоряжении находились церковные средства. Старосты считали, что лучше потратить имеющиеся ограниченные денежные средства на ремонт и благоустройство храмов [28. Л. 45]. Более устойчивым в финансовом плане было положение благочиннических библиотек, средства на содержание которых в обязательном порядке вносились всеми приходами церковного округа, однако и этих средств было недостаточно для регулярной закупки дорогостоящих изданий [28. Л. 10].

Пополнение фондов церковных библиотек осуществлялось и с помощью частных пожертвований, выражавшихся в форме дарения книг или предоставления денег на их покупку. Как правило, такие пожертвования были редкими и незначительными. Однако встречались примеры и крупных безвозмездных книжных даров, когда в собственность церковной библиотеки переходили целые собрания, насчитывавшие несколько сотен, а иногда и тысяч томов. Так, в 1879 г. коллежским советником, преподавателем Новгородской семинарии Георгием Семеновичем Горским для библиотеки Ильинской церкви села Бедарево Любимского уезда было пожертвовано 1 200 книг, принадлежавших раннее его брату архиепископу Херсонскому и Одесскому Ионикию [31. Л. 13]. Выбор церкви был неслучаен: в Бедареве служил отец архиепископа, в этих местах прошло его детство, и столь крупным даром жертвователь хотел увековечить память о родителях и брате [35. Л. 2].

Пожертвование Г.С. Горского не ограничилось лишь книгами. Для устройства библиотеки на собственные средства он соорудил каменную пристройку к храму в виде паперти, покрытой железом, в которой разместил 18 выкрашенных лаком деревянных шкафов для книг. Пристройка с мебелью и прочими приспособлениями для библиотеки обошлась меценату в 1 305 руб. Еще 1 000 руб. Г.С. Горский внес в качестве неприкосновенного капитала, проценты с которого должны были впредь использоваться для покупки новых книг и выписки газет и журналов [36. С. 222].

Обширное книжное собрание церковной библиотеки села Бедарево было систематизировано, все книги учтены в каталоге. Библиотека состояла из 9 отделов. Первый отдел включал в себя книги Священного писания на славянском и русском языках (54 тома), второй отдел - книги, касающиеся церковной археографии и патрологии (72), третий - книги богословского содержания (146), четвертый - книги по литургике, гомилетике, а также проповедническую литературу (143), пятый - книги по библейской и церковной истории (101), шестой отдел состоял из книг, относящихся к церковному праву (27), в состав седьмого отдела входили духовные журналы (22 наименования, 452 тома); восьмой отдел содержал книги, не принадлежащие к духовной литературе: по истории, археологии, географии, астрономии, медицине (38), 9 - смешанный - отдел включал в себя справочную литературу: месяцесловы, календари, памятные книжки (80 томов) [36. С. 222-223].

Церковная библиотека села Бедарево имела статус благочиннической библиотеки, поэтому главной целью ее деятельности являлось содействие самообразованию местного духовенства, но, несмотря на это, библиотека не пользовалась популярностью среди священнослужителей. Например, за 1884-1885 гг. услугами библиотеки воспользовались лишь восемь священников и один псаломщик, взяв в общей сложности всего 28 книг [36. С. 224].

Церковные библиотеки открывались не только при храмах и церковно-приходских школах. Стремясь использовать просветительское значение книги и чтения для моральной поддержки и духовно-нравственного

перевоспитания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, священнослужители создавали библиотеки при благотворительных учреждениях. В 1900 г. по инициативе священнослужителей Ярославля, поддержанной архиепископом Ионафаном, при городском ночлежном доме была открыта библиотека-читальня под наблюдением священника Вознесенской церкви Николая Астрова [37. Л. 22]. На момент открытия в фонде библиотеки значилось 468 названий книг в 900 томах [38. С. 680-681].

Начиная с 1890-х гг. в Ярославской губернии под эгидой земства начался процесс создания народных библиотек-читален, которые открывались преимущественного при волостных правлениях и земских школах. Ярославское губернское земство со своей стороны стимулировало этот процесс выдачей денежных пособий

[39]. Известно, что пособиями земства пользовались и некоторые церковно-приходские библиотеки [28. Л. 2].

В связи с резким увеличением численности народных библиотек и читален в 1890 г. министром внутренних дел были утверждены «Правила о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними»

[40]. Церковные библиотеки под действие этого документа не попадали. Принятие решения об их открытии и надзор за ними по-прежнему осуществляло епархиальное начальство. При этом устанавливалось, что надзор за бесплатными народными читальнями возлагается на лиц учебного или духовного ведомства. Ввиду увеличивающегося с каждым годом количества вновь открываемых читален по предложению ярославского архиепископа в феврале 1888 г. было введено правило, по которому наблюдение за приобретением книг для народных читален, а также за чтениями с туманными картинами духовного содержания было возложено на местных священников [35. Л. 2]. Таким образом, законодательно священнослужители были вовлечены и в процесс создания народных библиотек.

Народные библиотеки и читальни обладали более светским по тематике изданий фондом и, ежегодно

получая денежные пособия от земства, имели возможность расширять свои собрания, закупая новинки литературы. Некоторые приходские священники Ярославской епархии, осознавая, что церковные библиотеки не в состоянии конкурировать с народными библиотеками, начали передавать церковные книжные собрания народным библиотекам. Например, священник села Верхне-Никольского Мологского уезда Николай Израилев в 1901 г. подал рапорт ярославскому архиепископу, в котором просил разрешить ему передать во временное пользование в открывшуюся в селе библиотеку-читальню имеющиеся в церковной библиотеке книги: «12 книг житий святых Протопопова, 24 книги Троицких листков, Четьи Минеи за 12 месяцев Св. Димитрия, духовные журналы за прошедшие годы, проповеди и поучения. и другие полезные и удобопонятные для простого народа книги» [41. Л. 1].

Таким образом, создание и функционирование цер-ковно-приходских библиотек являлось распространенным явлением в социокультурной деятельности Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. Небольшие книжные собрания богослужебных книг имелись в каждом храме. Полноценные же библиотеки с разнообразным по тематике книжным фондом действовали далеко не во всех приходах епархии, но в тех местностях, особенно сельских, где они разворачивали активную духовно-просветительскую деятельность, они являлись важнейшими культурными и образовательными центрами для приходского населения. Священнослужители путем развития церковных библиотек не просто стремились пробудить в прихожанах интерес к чтению как приятному времяпрепровождению, но и старались через популяризацию чтения способствовать интеллектуальному развитию и духовно-нравственному воспитанию своей паствы. Вклад церковных библиотек в развитие чтения и распространение грамотности в целом сопоставим с деятельностью подобного рода государственных, земских и частных заведений.

Список источников

1. Фунтикова С.П. История и современное состояние православных библиотечных фондов в России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.,

2000. 17 с.

2. Фунтикова С.П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М., 2002. 256 с.

3. Фунтикова С.П. Библиотеки, которые мы потеряли // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного

общества : тез. докл. Пятой междунар. науч. конф. (Москва, 25-26 апр. 2000 г.). М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. С. 174-176.

4. Матвеев М.Ю. Российские библиотеки во второй половине XIX - начале XX века. СПб. : Рос. нац. б-ка, 2014. 552 с.

5. Финогина Л.С. Православные библиотеки Кубани (конец XVIII - начало XX в.): формирование инфраструктуры и основные направления

деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 26 с.

6. Степанова Н.А. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX - нача-

ла XX вв.: на примере Орловской губернии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 31 с.

7. Елизарова Н.В. Библиотеки Русской православной церкви в распространении духовного просвещения среди населения Западной Сибири

в 1881-1917 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2007. 23 с.

8. Горохова О.В. Просветительная деятельность духовных и светских библиотек российской провинции во второй ноловине XIX - начале

XX веков (на материале Костромской губернии) : дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 2005. 313 с.

9. Люборец А.Г. Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Яро-

славль, 2011. 214 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Иерусалимская С.Ю. Исторический опыт функционирования системы народного образования Верхнего Поволжья в XIX в.: от становления до модернизации : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2015. 585 с.

11. Угличский филиал Государственного архива Ярославской области (УФ ГАЯО). Ф. 31. Оп. 1. Д. 1.

12. УФ ГАЯО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 26.

13. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. СПб., 1898. XIV, 427, 159 с.

14. Тимченко М.Ю. Из истории библиотеки Ярославской духовной семинарии (1747-1918 годы) // Чтения по истории и культуре древней и новой России : материалы конф. (Ярославль, 7-9 окт. 1998 г.). Ярославль : Яросл. ист.-архит. музей-заповедник, 1998. С. 150-152.

15. Монякова О.А. Церковные и светские библиотеки российской провинции в середине XIX в. (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Библиотековедение. 2013. № 1. С. 94-99.

16. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1868 г. СПб., 1869.

17. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1870 г. СПб., 1871.

18. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1875 г. СПб, 1876.

19. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1880 г. СПб, 1882.

20. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1885 год. СПб., 1887. IX, 292, 127 с.

21. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1890 и 1891 годы. СПб., 1893. XIV, 511, 235 с.

22. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903.

23. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. СПб., 1910. XII, 304, 268 с.

24. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 год. СПб., 1913. X, 338, 131 с.

25. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. СПб., 1916. X, 328, 144 с.

26. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 230. Оп. 3. Д. 2132.

27. Ярославские епархиальные ведомости. Часть оф. 1869. № 9.

28. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 3055.

29. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. СПб.,1901. 444 с

30. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 3226.

31. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 3054.

32. ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 1460.

33. Ярославские епархиальные ведомости. Часть неоф. 1897. № 50.

34. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 8. Д. 351.

35. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 2676.

36. Ярославские епархиальные ведомости. Часть оф. 1886. № 28.

37. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 2701.

38. Ярославские епархиальные ведомости. Часть неоф. 1900. № 43.

39. Локтин А.А. Народные библиотеки в Ярославской губернии // Русская школа. 1904. № 7-8. С. 76-77.

40. О бесплатных народных библиотеках и читальнях : правила от 15 мая 1890 г. М., 1905. 81 с.

41. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 2732.

References

1. Funtikova, S.P. (2000) Istoriya i sovremennoe sostoyaniepravoslavnykh bibliotechnykh fondov v Rossii [History and current state of Orthodox library

collections in Russia]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Moscow.

2. Funtikova, S.P. (2002) Pravoslavnye biblioteki: proshloe i nastoyashchee [Orthodox libraries: past and present]. Moscow: Profizdat.

3. Funtikova, S.P. (2000) Biblioteki, kotorye my poteryali [Libraries that we have lost]. Bibliotechnoe delo — 2000: problemy formirovaniya otkrytogo

informatsionnogo obshchestva [Librarianship - 2000: Problems of forming an open information society]. Proc. of the Fifth Conference. Moscow, April 25-26, 2000. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts. pp. 174-176.

4. Matveev, M.Yu. (2014) Rossiyskie biblioteki vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka [Russian libraries in the second half of the 19th - early

20th centuries]. St. Petersburg: Russian National Library.

5. Finogina, L.S. (2012) Pravoslavnye biblioteki Kubani (konets XVIII — nachalo XX v.): formirovanie infrastruktury i osnovnye napravleniya

deyatel'nosti [Orthodox libraries of Kuban (late 18th - early 20th centuries): Formation of infrastructure and main areas of activity]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Krasnodar.

6. Stepanova, N.A. (2013) Kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' pravoslavnykh bibliotek v rossiyskoy provintsii vtoroy poloviny XIX — nachala

XX vv.: na primere Orlovskoy gubernii [Cultural and educational activities of Orthodox libraries in the Russian province of the second half of the 19th - early 20th centuries: A case study of Oryol province]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Moscow

7. Elizarova, N.V. (2007) Biblioteki Russkoy pravoslavnoy tserkvi v rasprostranenii dukhovnogo prosveshcheniya sredi naseleniya Zapadnoy Sibiri

v 1881—1917 gg. [Libraries of the Russian Orthodox Church in the dissemination of spiritual education among the population of Western Siberia in 1881-1917]. Abstract of History Cand. Diss. Kemerovo.

8. Gorokhova, O.V. (2005) Prosvetitel'naya deyatel'nost' dukhovnykh i svetskikh bibliotek rossiyskoy provintsii vo vtoroy nolovine XIX — nachale

XX vekov (na materiale Kostromskoy gubernii) [Educational activities of spiritual and secular libraries of the Russian province in the second half of the nineteenth- early 20th century (a case study of Kostroma province)]. History Cand. Diss. Kostroma.

9. Lyuborets, A.G. (2011) Sotsiokul'turnaya deyatel'nost' dukhovenstva Yaroslavskoy eparkhii v kontse XIX — nachale XX v. [Sociocultural activities

of the clergy of the Yaroslavl diocese in the late 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Yaroslavl.

10. Ierusalimskaya, S.Yu. (2015) Istoricheskiy opyt funktsionirovaniya sistemy narodnogo obrazovaniya Verkhnego Povolzh'ya vXIX v.: ot stanovleniya do modernizatsii [Historical experience of the functioning of the public education system of the Upper Volga region in the 19th century: From formation to modernization]. History Dr. Diss. Moscow.

11. The Uglich Branch of the State Archives of Yaroslavl Region (UF GAYaO). Fund 31. List 1. File 1.

12. The Uglich Branch of the State Archives of Yaroslavl Region (uF GAYaO). Fund 31. List 1. File 26.

13. Russian Empire. (1898) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1894 i 1895 gody [The most faithful report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for the years 1894 and 1895]. St. Petersburg: [s.n.].

14. Timchenko, M.Yu. (1998) Iz istorii biblioteki Yaroslavskoy dukhovnoy seminarii (1747-1918 gody) [From the history of the library of the Yaroslavl Theological Seminary (1747-1918)]. Chteniya po istorii i kul'ture drevney i novoy Rossii [Readings on history and culture of Ancient and New Russia]. Proc. of the Conference. Yaroslavl, October 7-9, 1998. Yaroslavl: Yaroslavl Historical and Architectural Museum-Preserve. pp. 150-152.

15. Monyakova, O.A. (2013) Tserkovnye i svetskie biblioteki rossiyskoy provintsii v seredine XIX v. (na materialakh guberniy Verkhnego Povolzh'ya) [Church and secular libraries of the Russian province in the middle of the 19th century (based on materials from the provinces of the Upper Volga region)]. Bibliotekovedenie. 1. pp. 94-99.

16. Russian Empire. (1869) Izvlechenie iz Vsepoddanneyshego otcheta ober-prokurora Svyateyshego Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1868 g. [Extract from the Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1868]. St. Petersburg: [s.n.].

17. Russian Empire. (1871) Izvlechenie iz Vsepoddanneyshego otcheta ober-prokurora Svyateyshego Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1870 g. [Extract from the Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1870]. St. Petersburg: [s.n.].

18. Russian Empire. (1876) Izvlechenie iz Vsepoddanneyshego otcheta ober-prokurora Svyateyshego Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispoveda-niya za 1875 g. [Extract from the Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1875]. St. Petersburg: [s.n.].

19. Russian Empire. (1882) Izvlechenie iz Vsepoddanneyshego otcheta ober-prokurora Svyateyshego Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1880 g. [Extract from the Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1880]. St. Petersburg: [s.n.].

20. Russian Empire. (1887) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1885 god [The Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1885]. St. Petersburg: [s.n.].

21. Russian Empire. (1893) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1890 i 1891 gody [The Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1890 and 1891]. St. Petersburg: [s.n.].

22. Russian Empire. (1903) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1900 god [The Most Faithful Report ofthe Chief Prosecutor ofthe Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1900]. St. Petersburg: [s.n.].

23. Russian Empire. (1910) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1905—1907 gody [The Most Faithful Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1905-1907]. St. Petersburg: [s.n.].

24. Russian Empire. (1913) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1910 god [The Most Faithful Report ofthe Chief Prosecutor ofthe Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1910]. St. Petersburg: [s.n.].

25. Russian Empire. (1916) Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1914 god [The Most Faithful Report ofthe Chief Prosecutor ofthe Holy Synod for the Department of Orthodox Confession for 1914]. St. Petersburg: [s.n.].

26. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 2132.

27. Yaroslavskie eparkhial'nye vedomosti. (1869) 9.

28. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 3055.

29. The Holy Synod. (1901) Tsirkulyarnye ukazy Svyateyshego pravitel'stvuyushchego sinoda 1867—1900 gg. [Circular decrees of the Holy Governing Synod of 1867-1900]. St. Petersburg: [s.n.].

30. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 3226.

31. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 3054.

32. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 1118. List 1. File 1460.

33. Yaroslavskie eparkhial'nye vedomosti. (1897) 50.

34. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 8. File 351.

35. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 2676.

36. Yaroslavskie eparkhial'nye vedomosti. (1886) 28.

37. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 2701.

38. Yaroslavskie eparkhial'nye vedomosti. (1900) 43.

39. Loktin, A.A. (1904) Narodnye biblioteki v Yaroslavskoy gubernii [Public libraries in the Yaroslavl province]. Russkaya shkola. 7-8. pp. 76-77.

40. Russian Empire. (1905) O besplatnykh narodnykh bibliotekakh i chital'nyakh: pravila ot 15 maya 1890 g. [On free public libraries and reading rooms: Rules of May 15, 1890]. Moscow: [s.n.].

41. The State Archive of Yaroslavl Region (GAYaO). Fund 230. List 3. File 2732.

Сведения об авторах:

Иерусалимский Юрий Юрьевич - доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (Ярославль, Россия). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru Иерусалимская Светлана Юрьевна - доктор исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (Ярославль, Россия). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru

Харитонов Герман Павлович - младший научный сотрудник, аспирант кафедры отечественной средневековой и новой истории, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, член лаборатории военной истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (Ярославль, Россия). E-mail: 89159863968@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Ierusalimskiy Yuri Yu. - Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Russian Medieval and Modern History of P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru

Ierusalimskaya Svetlana Yu. - Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher at the Scientific and Educational Laboratory "Russia and Europe: Comparative study of Pre-industrial societies" of P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: osniyar@uniyar.ac.ru

Kharitonov German P. - Junior Researcher, Post-Graduate Student of the Department of Russian Medieval and Modern History, Senior Lecturer of the Department of Advertising and Public Relations, member of the Laboratory of Military History of P.G. Demidov Yaroslavl State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: 89159863968@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.06.2023; принята к публикации 03.10.2023 The article was submitted 22.06.2023; accepted for publication 03.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.