Научная статья на тему 'Церковно-приходская школа в системе народного образования Курской губернии в конце XIX начале XX в'

Церковно-приходская школа в системе народного образования Курской губернии в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалёв Александр Геннадьевич

Рассматриваются такие моменты, как состояние уровня грамотности населения накануне открытия церковно-приходских школ; динамика роста численности церковно-приходский школ на территории Курской губернии; говорится об организации учебно-воспитательного процесса, дается характеристика преподаванию школьных предметов, а также приводятся как положительные, так и негативные черты деятельности церковно-приходских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Parish Schools in the System of Public Education of Kursk Region in the End of XIX the Beginning of XX Century

The following questions are discussed: the level of literacy of people before the opening of parish schools, the dynamic of growth of the number of church parish schools in Kursk region, the article tells about the process of education, characterizes the teaching of different subjects, there are also listed positive, as well as negative features of activities of parish schools.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходская школа в системе народного образования Курской губернии в конце XIX начале XX в»

А.Г. Ковалёв

Церковно-приходская школа в системе народного образования Курской губернии в конце XIX - начале XX в.

Социальная нестабильность, стимулируемая политическими и экономическими преобразованиями, начавшимися в нашей стране с разрушения социалистической системы, привела к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Системные изменения затронули и российское образование, которое оказалось в ситуации непрерывного реформирования. Концепция модернизации отечественного образования (до 2010 г.) предполагает «комплексную и глубокую модернизацию системы образования» в качестве стратегического направления. Приоритетом провозглашается воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешно социализироваться в обществе и адаптироваться к условиям рыночной экономики. При этом подчеркивается необходимость сохранения лучших традиций и использования богатого опыта российской образовательной системы.

Законодательные акты РФ последних лет регламентируют отношения образования, имеющего светский характер, и церкви, которая отделена от государства, однако, заметим, не отделена от общества. Более того, официальная доктрина Русской православной церкви (РПЦ), отраженная в таких документах, как «Основы социальной концепции РПЦ», «Концепция молодежного служения РПЦ», материалы ежегодных Рождественских чтений, научно-практические конференции, свидетельствует о нарастающем интересе к православной педагогике и стремлении влиять на воспитание подрастающего поколения. Согласно социологическим исследованиям, 74% от общего числа верующих в нашей стране исповедуют православие.

В данном контексте увеличивается значимость религиозной (православной) традиции как культуросообразной для российской системы воспитания и образования, где приоритетными были духовные, нравственные ценности.

Анализ потенциала традиционных образовательных систем позволяет говорить о том, что религиозные представления, педагогические и антропологические по своей сути, были концептуальной базой для теории и практики образовательно-воспитательного процесса на протяжении значительной части человеческой истории. Тысячу лет, со времени принятия христианства, российская государственность связана с православием, ориентированным на воспитание человека духовного и нравственного.

Проведенный нами историко-педагогический анализ государственной системы образования в России позволяет говорить о трех веках ее существования. В этот период формировалась система народных и церковно-приходских школ на православной основе, в школах и гимназиях было обязательным преподавание Закона Божьего.

Церковно-приходские школы, как на всем пространстве России, так и на территории Курской губернии, являлись неотъемлемой частью просветительской системы Русской православной церкви. Епархиальные власти и приходское духовенство принимали самое активное участие в процессе создания системы начального народного образования. Православнохристианская идеология и ее основополагающие принципы стали ядром, которое было заложено в учебно-воспитательную модель церковно-приходской школы. Отличительной чертой этого типа начального народного образования и главной его целью было воцерковление воспитанников, т.е. их сближение с церковью, с храмом как домом Божьим, обретение ими глубокой и осознанной веры.

В России образование испокон веков было связано с православием. Содержательный его компонент носил всегда ярко выраженный религиозный характер [1, с. 6]. Таким образом, именно православная идеология являлась всегда, и в том числе в исследуемый нами период - конец XIX - начало XX в., мощным консолидирующим фактором, где вера выступает как система устойчивых ценностей, православно-христианская религия способна к интеграции различных социальных сил.

Церковные школы (церковно-приходские и школы грамоты) занимали важное место в региональной системе начального народного образования, представляя собой гармоничную и стройную структуру, где каждый элемент был функционально связан с другими.

На территории Курской губернии в конце XIX - начале XX в. церковные школы были открыты во многих приходах и внесли свой вклад в распространение грамотности, особенно среди крестьянского населения. Дореволюционная Курская губерния была разделена на 15 уездов и занимала пространство в 39582 кв. верст. Подавляющее большинство населения региона на рубеже Х1Х-ХХ столетий в конфессиональном отношении составляли православные - 98,7%, причем это было значительно выше общероссийского показа-

теля, согласно которому по переписи православных верующих было 69,5% [2, с. 46].

Прежде чем перейти к освещению деятельности церковно-приходских школ Курской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв., следует коснуться вопроса о состоянии грамотности в регионе в конце XIX в. В исследуемый нами период Курская губерния относилась к разряду типичных российских аграрных регионов, соответственно, большинство населения здесь составляло крестьянское сословие. Об уровне грамотности населения дореволюционной Курской губернии можно судить по результатам Всероссийской переписи, проводившейся в 1897 г. По ее данным число грамотных курян составляло 16,3% от всего населения. Горожане были значительно грамотнее селян и соответственно составляли 39,4 против 14%. Доля грамотного мужского населения в этой группе - 26,4% (сельского), а грамотных женщин было лишь 6,8% [3, с. 80].

Как было отмечено, крестьянское понимание грамотности и обучение неразрывно были связаны с религиозностью, с православной верой. Это выражалось в том, что грамотный крестьянин в Курской губернии читал прежде всего религиозные, «душеполезные» книги - Библию, Евангелие, жития святых угодников [4, с. 26].

Таким образом, учреждение церковно-приходских школ в Курской губернии имело весьма благодатную почву: менталитет русского человека, в частности поселянина, соответствовал специфической учебновоспитательной модели церковно-приходской школы и органично сочетался с ней.

Рассмотрим вопрос, касающийся динамики роста церковных школ на территории Курской губернии. Так, в 1890 г. общее количество церковных школ духовною ведомства составляло 372 с 11459 учащимися (обоего пола). В последующие годы наблюдается положительная тенденция количественного роста церковно-приходских школ и школ грамоты, заполнявших собою образовательное пространство региона. Следовательно, система начального образования охватывает все большее число детей школьного возраста и взрослых. Открытие повсеместно церковно-приходских школ должно было обеспечить массовый доступ населения к системе начального образования.

К началу 1891/92 учебного года в Курской епархии, территориально совпадавшей с губернией, было 405 церковных школ, среди которых 202 церковно-приходских, а 206 - школ грамоты, а к следующему году их общее число выросло на 78, 221 церковно-приходская школа и 265 школ грамоты, всего 486 школ. Начальных народных училищ других ведомств на территории региона было 592 [5, с. 421]. Таким образом, система начального образования духовного ведомства начинает завоевывать прочные позиции на всем региональном пространстве.

В Курской губернии и в последующие годы сохранилась положительная динамика распространения церковных школ, в том числе церковно-приходских [6, с. 100]. Школы духовного ведомства, в том числе и церковно-приходские, на 1 января 1905 г. находились в непосредственном подчинении Курского епархиального училищного совета, а по специфике учебных программ и структуре подразделялись на три типа;

1) церковные школы высшей группы (двуклассные);

2) одноклассные церковно-приходские школы (самые массовые);

3) школы грамоты.

Сами церковно-приходские школы также подразделялись на две группы:

- школы повышенного типа (второклассные и двуклассные);

- обычные одноклассные школы.

В начале XX в. на территории Курской губернии наиболее массовое распространение получили церковно-приходские школы 2-го типа - одноклассные. Например, в 1904 г. их насчитывалось 626, или 64,7% от всего числа начальных народных школ, а школ грамоты было 336, или 34,7%, что свидетельствует о качественных изменениях в структуре начального образования.

Подавляющее большинство церковных школ Курской губернии (866) находилось в сельской местности, и только 77 школ приходилось на долю городов, что являлось общероссийской тенденцией. Так, в отчете обер-прокурора Синода за 1900 г. отмечалось, что начальные школы духовного ведомства сосредоточены в сельской местности, а в городе находится лишь 5% от их общего количества [7, с. 338].

Церковно-приходская школа наряду с храмом являлась в конце XIX - начале XX в. как на всероссийском, так и на региональном уровне своеобразным культурным и просветительским центром, оказывающим позитивное влияние на духовно-нравственное развитие православного крестьянина. Русская православная церковь посредством церковно-приходских школ несла в массы богатство христианской религии, русской православной культуры.

Таким образом, в структуре культурно-просветительской деятельности русского православия и Курской губернии на рубеже ХК-ХХ вв. именно церковно-приходская школа занимает доминирующее положение и является ее центральным элементом, который способствовал реальному преобразованию социокультурного пространства региона.

Финансирование церковно-приходских школ производилось из нескольких источников: так, в 1905 г. от церквей поступило 4080 руб., от земств - 12160 руб., сельских обществ - 22200 руб., а доля частных пожертвований составила весьма значительную сумму - 16780 руб. [8, с. 111].

Правительственный курс, направленный на широкое распространение церковно-приходских школ, одним из главных принципов их функционирования провозглашал доступность. На территории Курской губернии число церковно-приходских школ с бесплатным обучением составило подавляющее большинство - 90%, лишь в некоторых школах была введена плата за обучение - от 50 коп. до 3 руб.

Недостаток финансовых средств мешал полноценной деятельности церковно-приходских школ, в результате чего многие из них (почти 50%) не имели собственных зданий, что, безусловно, оказывало негативное влияние на качество учебно-воспитательного процесса [9, с. 37].

Сельские общества выделяли денежные суммы на развитие церковно-приходских школ, в том числе и на постройку школьных зданий, а также их содержание. Например, в 1899 г. они израсходовали на различные нужды церковных школ 29867 руб., в том числе на постройку и перестройку зданий школ духовного ведомства и земских школ 419382 руб. [10, с. 42].

Ядром учебно-воспитательной модели церковноприходских школ было преподавание Закона Божьего, на изучение которого отводилось по 6 часов в неделю, а в двуклассных школах также с I по III отделения -6 часов, а в IV и V отделениях этот предмет преподавался 5 часов в неделю. Учебный план одноклассных народных училищ, утвержденный в 1897 г. Министерством народного просвещения, также предусматривал преподавание Закона Божьего в объеме 6 часов в неделю.

Таким образом, приоритетным направлением в деятельности церковноприходских школ был именно воспитательный компонент, предусматривающий духовно-нравственное совершенствование личности, основанное на христианских ценностях, а также идеологический аспект, ориентированный на воспитание в духе преданности самодержавию.

Церковно-приходские школы открывались при приходских храмах, которые считались духовно -культурным центром прихода и его организующим началом, аккумулируя в себе большой культурный и просветительный потенциал. Главным органом епархиальной власти, в компетенцию которого входил контроль за развитием и благоустройством школ, а также эффективностью их деятельности и качеством учебно-воспитательного процесса в них, был Курский епархиальный училищный совет - региональное подразделение училищного совета по делам церковноприходских школ, созданного при Синоде. Но высшее управление системой церковно-приходских школ на территории Курской епархии согласно изданным в 1884 г. правилам осуществлял правящий архиерей [11, с. 452].

Как контролирующий орган в системе четко организованного управления церковно-приходскими шко-

лами епархиальный училищный совет имел довольно широкий круг полномочий, а именно:

- учреждение новых церковно-приходских школ и школ грамоты на территории епархии;

- решение кадровых вопросов (назначение и увольнение членов отделений совета наблюдателей, а также перемещение и увольнение учителей школ);

- распределение между школами различных учебных пособий, книг и т.д.;

- решение финансовых проблем школ, назначение им денежных пособий;

- разнообразная текущая деятельность: рассмотрение ходатайств, постановлений, журналов, годовых отчетов уездных отделении совета и т. д.; выдача и рассылка по уездным отделениям совета финансовых средств [11, с. 453].

Епархиальный училищный совет во всех 15-ти уездах Курской губернии имел свои территориальные подразделения - уездные отделения. Они должны были оказывать содействие в открытии церковных школ в различных частях уезда, контролировать качество учебно-воспитательного процесса, принимать необходимые меры к материальному обеспечению школ «во всех отношениях» [11, с. 465].

Контроль за качеством учебного и воспитательного процесса в церковных школах епархии, деятельностью учителей, духовно-нравственным состоянием воспитанников был постоянным, причем на всех уровнях, в том числе и в уездах. Особая ответственность в этом важном деле лежала непосредственно на заведующих церковно-приходскими школами -приходских священниках.

Для повышения культурного уровня прихожан при школах духовного ведомства организовывались разнообразные просветительские акции - воскресные и праздничные чтения, причем не только для учащихся школ, но и для взрослого населения. Содержательный аспект чтений не был ограничен определенной тематикой - здесь были представлены и исторические рассказы, и беседы. Не только духовенство, но и учителя были призваны «положить начало этому доброму делу» [12, с. 9].

Касаясь проблемы образовательного уровня учащихся школ духовного ведомства, епархиальный наблюдатель отмечал: «Его Превосходительство, Наблюдатель церковных школ Ведомства православного исповедания требует, чтобы в каждой школе церковной, и особенно церковно-приходской, церковное пение, церковно-славянское чтение и письма, не говоря уже о Законе Божьем, были поставлены на возможную степень высоты, причем предлагаю к непременному исполнению и требую, чтобы:

- все учащиеся в каждой по возможности школе могли... стройно петь литургию и всенощные бдения и основательно знать осьмогласие;

- славянское чтение должно быть неспешное, осмысленное и выразительное, и воспитанники старшего отделения обязаны читать в церкви за совершением праздничных и воскресных служб всё, положенное по уставу;

- письмо должно быть красивое и достаточно грамотное» [13, с. 6].

В советской исторической науке прочно укоренилось мнение, что в церковно-приходских школах дореволюционной России царили зубрежка, грубое обращение с учениками, не выучившими урок, выражавшееся в их избиении розгами, но анализ различных источников показывает, что это не вполне соответствует действительности. В Курской губернии в церковно-приходских школах существовала своя система мер дисциплинарного воздействия на воспитанников, главной двуединой целью которой было отучение детей от «вредных привычек», культивирование в них духовно-нравственных качеств и гуманистического мировоззрения. Меры воздействия на учащихся были самыми разнообразными и применялись в комплексе; это могли быть выговор, замечание, убеждение, задержание в классе после уроков, лишение мест во время занятий в классе, а также сообщение о «ленивых и шаловливых» учениках родителям и лишь в крайних случаях, когда все эти меры не давали ожидаемою эффекта, следовало исключение из школы. Важно отметить и то, что телесные наказания вообще не рассматривались в качестве воспитательного влияния на учеников и «ни в каком виде в школах не допускались» [14, с. 624].

Посещение приходского храма было одним из наиболее важных мероприятий воспитания учащихся в духе православной веры. В воскресные и праздничные дни воспитанники всех школ Курской епархии за редким исключением находились в Божьем храме при совершении всенощного бдения и Божественной литургии. В период Великого поста учащиеся присутствовали во время совершения Преждеосвященных литургий. Само посещение храма оставляло неизгладимые впечатления на воспитанников школ. Но не менее важным элементом религиозно-нравственного воспитания являлось и участие детей в богослужении, например, они пели известные им песнопения, читали на клиросе часы, шестопсалмие, кафизмы, а некоторые учащиеся старшего отделения прислуживали в алтаре [14, с. 625].

Большое значение епархиальное руководство придавало вопросу создания в церковно-приходских школах певческих хоров, а преподавание церковного пения являлось важным этапом на пути воцерковление учащихся. Русское православное пение отличалось особой красотой и лиричностью. К.П. Победоносцев писал, что оно «как народная песнь, льется широкой, вольной струей из народной груди, и чем оно полнее, тем полнее говорит сердцу» [15, с. 263].

Помимо освоения отдельных предметов программы и религиозно-нравственного воспитания учащиеся овладевали и некоторыми практическими умениями: так, мальчики изучили различные ремесла, а девочки обучались рукоделию. Правда, реализовать это удавилось не во всех школах, но это было жизненно необходимо и способствовало выработке у учащихся самостоятельности, да и получение дополнительных умений с прагматической точки зрении давало больше возможностей [16, с. 533].

Ремесленная подготовка учащихся одно- и двуклассных народных и высших начальных училищ в соответствии с существующим законодательством и практикой решения этой проблемы ограждала общее образование от излишней сложности. Обычно ремесленные классы организовывались в церковноприходских школах в виде дополнительных занятий и рассматривались как профессионально-техническая подготовка, для чего было выделено отдельное время и создано соответствующее материально-техническое обеспечение: помещения, оборудование, финансовые ассигнования и педагогический персонал.

Подавляющее большинство учащихся церковноприходских школ на всем пространстве Курской губернии в конце XIX - начале XX в. были представителями крестьянского сословия, «поэтому в некоторых из них осуществлялось преподавание основ сельскохозяйственных знаний и овладевание агрокультурой: при школах организовывалось обучение огородничеству, садоводству, земледелию» [16, с. 535].

Программа церковно-приходских школ, а также организация в них обучения ремеслу, рукоделию и основам сельского хозяйства составляли вместе органичную и цельную учебно-воспитательную модель, которая способствовала формированию в личности учащегося позитивных качеств и черт характера.

Как видно, воспитательный компонент в деятельности церковно-приходских школ, имеющий приоритетное значение, способствовал формированию в личности ребенка лучших человеческих качеств, развитию в нем христианских добродетелей.

Независимо от типа учебного заведения положение учителя в исследуемый период в России было непростым, и их деятельность в конце XIX - начале XX в., в том числе и просветительская деятельность православных пастырей, носила подвижнический характер [17, с. 409].

Православный священник в конце XIX - начале XX столетия все же пользовался авторитетом среди прихожан, он был не просто настоятелем приходского храма, но и грамотным человеком, что среди народа было редкостью, особенно в сельской местности.

Именно через приходского священника шла своеобразная трансляция в общество православнохристианского вероучения, причем во всех начальных и средних школах, как церковных, так и светских,

и в определенной степени священники вынуждены были контролировать учителей и учащихся.

В церковно-приходских школах работали помимо законоучителей-священников и учителя из состава причта (дьяконы, псаломщики), а также особые учителя и учительницы - «учащие», в соответствии с терминологией периода конца XIX - начала XX в., которые не входили и состав причта. Их образовательный ценз, как правило, в большинстве своем был довольно низким: это были лица, получившие образование в таких учебных заведениях, как семинарии, духовные училища, женские прогимназии, а также окончившие учебный курс городских училищ, относящихся к ведению Министерства народного просвещения, и др.

Высокий образовательный ценз имело меньшинство учительского состава церковно-приходских школ, функционирующих на территории Курской губернии на рубеже ХК-ХХ вв. Как правило, это были лица, окончившие средние учебные заведения: учителя -духовные семинарии, учительницы - женские епархиальные училища, и среди них очень редко встречались выпускники мужских и женских гимназий и имеющие домашнее образование. К своей службе подавляющее большинство учащих относилось «очень усердно», что позитивно отражалось на качестве учебно-воспитательного процесса [18, с. 498].

Перед тем, как занять должность учителя в церковно-приходской школе, кандидат обычно проходил экзаменационные испытания. Программа экзаменационных испытаний для претендующих на место учителя в церковной школе была установлена в соответствии с требованиями, разработанными и утвержденными Синодом. Соискатель, желающий работать в церковно-приходской школе, должен был обладать определенным объемом знаний и умений, и это касалось прежде всего Закона Божьего, некоторых молитв, Ветхого и Нового Заветов, а также церковно-славянского языка и церковного пения. Кандидату необходимо было знать и предметы, которые были определены учебным курсом церковно-приходской школы - арифметику, отечественную историю, географию, русский язык и чистописание.

В учебно-воспитательной работе церковно-приходских школ были нередки случаи, когда освоение учащимися программы происходило не всегда успешно и гладко, и это в значительной степени было связано с отсутствием профессионального опыта у преподавателей.

В целом деятельность учителей и учительниц на просветительском поприще носила подвижнический характер и была успешной, ярким доказательством этому служит то, что ежегодно подрастало количество воспитанников, выдерживающих экзаменационные испытания на получение льготных свидетельств по воинской повинности. Как сказано в одном из отчетов,

учителя «первыми являются в школу и последними ее покидают».

С целью обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса в церковных школах Курской губернии молодым педагогам оказывали всяческую помощь и поддержку приходские священники, а для повышения их профессионального мастерства и накопления необходимого опыта была предусмотрена практика, когда молодые учителя самостоятельно давали пробные уроки в церковноприходских школах.

Просветительная деятельность православного духовенства в регионе в конце ХК - начале ХХ в. была плодотворной и социально-значимой, а церковно-приходская школа способствовала реальной трансформации социального бытия сельского населения и была по-настоящему народной по своему характеру, обеспечивая доступность начального образования значительному числу детей и культивируя посредством православно-христианской идеологии позитивные социальные и духовные ценности. В этом процессе роль и значимость церковно-приходских школ трудно переоценить, несмотря на имеющиеся недостатки в их работе.

Но все же следует отметить, что в деятельности церковно-приходских школ были как позитивные, так и негативные черты, и позитивные состояли в следующем:

- церковно-приходские школы как одна из наиболее массовых и доступных форм начального народного образования способствовали распространению грамотности среди населения, особенно в крестьянской среде, и как следствие, качественному изменению их социокультурного бытия, оживлению приходской жизни;

- данные школы становились культурными и просветительскими центрами приходов, что значительно улучшало общую социокультурную ситуацию на уровне конкретного прихода;

- опора учебно-воспитательной модели на традиционные национальные духовные ценности, основу которых составляла православно-христианская идеология;

- определенный вклад в поддержание социальной стабильности в обществе.

Негативные черты церковно-приходских школ как одной из форм начального народного образования состоят в том, что:

- учебная программа имела весьма низкий образовательный потенциал и давала лишь первоначальные неглубокие знания;

- жесткая подчиненность идеологическим установкам самодержавия и функционирование в рамках заданного государством образовательного и социального заказа, и как следствие, некоторый формализм и стандартизация.

Следует отметить, что церковно-приходская школа и конце XIX - начале XX в. развивалась в непростых условиях усиленной экспансии земской школы на образовательное пространство как по всей России, так и в Курской губернии, укрепляющей свои позиции, что делало неизбежной конкуренцию между этими типами начальных народных школ - церковной и светской. К началу XX столетия на региональном образовательном пространстве церковно-приходская школа занимала достойное место, представляя собою весьма специфическое учебное заведение, главными принципами функционирования которого были доступность и народность.

Церковно-приходская школа стала центральным элементом просветительской системы РПЦ на всем региональном пространстве, представляя собой поли-функциональную структуру, и это делало ее по сути культурным центром приходской жизни. Реализуя идеологические установки самодержавного государства, она вместе с тем способствовала трансформации социального бытия сельского населения. Несмотря на некоторые недостатки учебно-воспитательной модели церковно-приходской школы, она внесла значительный вклад в развитие системы начального народного образования и способствовала поддержанию социальной стабильности.

Библиографический список

1. Чурсина, Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики : дис. ... канд. пед. наук / Э.А. Чурсина. - Елец, 2001.

2. Бугров, Ю.А. История Курской епархии / Ю.А. Бугров.

- Курск, 2003.

3. Панфилов, Я. В. Школа Курской губернии накануне и в первые годы Великой Октябрьской революции : дис. ... канд. пед. наук / Я.В. Панфилов. - М., 1955.

4. Благовещенский, Н.А. Крестьянская грамотность и образование Центрального района Курской губернии / Н.А. Благовещенский // Промыслы и грамотность Центрального района Курской губернии. - Курск, 1885.

5. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Курской епархии за 1891/92 уч. год // Курские епархиальные ведомости. - 1893. - №28.

6. Обзор состояния начального образования в Курской губернии (1895/96 - 1895/96 гг.). - Курск, 1902.

7. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Синода по Ведомству Православного исповедания за 1900 год.

- СПб., 1893.

8. Златоверховников, Н. Курский сборник с путеводителем по гор. Курску и планом города / Н. Златоверховников.

- Вып. V. - Курск, 1907.

9. Текущая школьная статистика Курского губернского ведомства (1904/05 уч. год). - Курск, 1905.

10. Текущая школьная статистика Курского губернского ведомства (1899/00 уч. год). - Курск, 1900.

11. Курские епархиальные ведомости. - 1893. - №28.

12. Государственный архив Курской области (ГАКО).

- Ф. 792. - Оп. 1. - Д. 327. - Л. 33.

13. ГАКО. - Ф. 792. - Оп. 1. - Д. 327. - Л. 32.

14. Курские епархиальные ведомости. - 1893. - №40.

15. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени / К.П. Победоносцев. - М., 1993.

16. Курские епархиальные ведомости. - 1893. - №35.

17. Курские епархиальные ведомости. - 1898. - №29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Курские епархиальные ведомости. - 1893. - №32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.