Максим КИРЧАНОВ
Доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений Воронежского государственного университета
(Воронеж, Россия).
ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Резюме
В центре внимания настоящей статьи, которая продолжает и развивает предыдущие публикации автора1, находится участие Грузин-
1 См.: КирчановМ.В. Современный грузинский национализм в дискурсе СМИ: между политической нацией и традиционализмом // Центральная Азия и Кавказ, 2013, Том 16, Выпуск 2.
ской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в политической жизни страны, а также связанная с ней версия идентичности, выстроенная в традиционной системе координат, по-прежнему играющих значительную роль в жизни грузинского государства и общества.
КЛЮЧЕВЫЕ Грузия, православие, Грузинская Апостольская
СЛОВА: Автокефальная Православная Церковь, национализм,
идентичность.
Введение
Распад СССР и восстановление независимости Грузии содействовали росту авторитета Церкви и активизации ее роли в политической и экономической жизни, запустив процесс
важных социальных, культурных и политических трансформаций. В результате Церковь из чисто религиозного игрока превратилась в важного политического и экономического актора, каким была в средневековой Грузии. Политические процессы 1990—2000-х годов, разумеется, не обошли Церковь, которая последовательно отстаивала идеи территориальной целостности страны и на современном этапе поддерживает европейский выбор правящих политических элит.
Церковь и политика: специфика грузинской ситуации
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь и связанная с ней версия идентичности, выстроенная в традиционной системе координат, играла и продолжает играть значительную роль в жизни современного грузинского государства и общества.
Формально Грузия является светским государством, но, как гласит статья 9 Конституции, «государство признает исключительную роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии», хотя, «вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания», а также «независимость Церкви от государства»2. Роль Церкви в истории и современной жизни Грузии действительно не вызывает сомнения — на протяжении Средних веков, Нового и Новейшего времени именно Церковь была среди тех сил общества, которые актуализировали проблемы идентичности, ставили вопросы о сохранении и развитии нации и грузинского языка. Роль Церкви не была окончательно подорвана и в советский период, несмотря на официально декларируемую политику атеизма, — в Грузинской ССР Церковь, наряду с гуманитарными институтами Академии наук, была одним из наиболее действенных и влиятельных акторов в деле сохранения грузинской идентичности и языка.
Известно, что для грузинских властей, начиная с президента Михаила Саакашвили, Европейский союз (ЕС) выступал в качестве главного и универсального политического, экономического и культурного ориентира. С другой стороны, Европейский союз сегодня представлен целым рядом различных национальных обществ, которые (за исключением ряда католических стран — новых членов ЕС) в значительной степени подвержены идеям секуляризации и светского государства. В этом отношении Грузия с ее сочетанием европейских амбиций и стремлением не только сохранять, но и развивать традиционные ценности — если и не анахронизм, то по меньшей мере страна, по степени «европеизации» и «модернизации» близкая к Польше или к Хорватии.
Действительно, многие государственные и политические (формально светские) мероприятия в Грузии не обходятся без участия церковных иерархов и рядовых представителей православного клира. Церковь не стесняется устами своих лидеров высказываться на политические или политически значимые темы, осуждая, в частности, гомосексуализм, продвигая и поддерживая традиционные ценности. Иерархи Церкви активно выражают также свое мнение о международном положении, внешней политике Грузии, ее отношениях с другими странами.
В данной ситуации Грузинская Церковь, как и все прочие религиозные организации, играет не только религиозную и нравственную, но и политическую роль. Кроме того, грузинские политические элиты (как и их отдаленные предшественники эпохи Средневековья) получили в лице Церкви не только важного стратегического союзника, но и последовательного
2 Конституционный договор между государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью, 14 октября 2002 года, собор Светицховели [http://www.patriarchate.ge/?actюn=konstit], 21 марта 2014 (здесь и далее все приведенные источники опубликованы на груз. яз.).
критика, к мнению которого неизбежно будут прислушиваться все слои общества и влияние которого вполне сопоставимо с силой светских политических партий или аналитических структур и институтов и, вероятно, со временем будет только возрастать.
Правовые основы отношений Церкви и государства
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь играет значительную роль в политической и интеллектуальной жизни современного грузинского общества. Идеологи Церкви принимают активное участие в развитии концепций грузинского национализма. Церковь поддерживает грузинскую идентичность и язык, ее иерархи развивают нарратив о территориальной целостности Грузии. Церковь одобряет европейский и евро-атлантический выбор политических элит страны.
Правовые основы существования и функционирования Церкви в обществе и государстве были заложены «Конституционным соглашением между государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью», заключенным в 2002 году. В преамбуле Соглашения декларируется особое место Церкви, ее включенность в государственные структуры: «Грузия восстановила свое историческое положение в цивилизованном мире как независимое и демократическое государство, а... Церковь является его неотъемлемой частью». Соглашение предусматривает целый ряд сфер, в которых возможно сотрудничество Церкви и государства. Церковь в Грузии была признана в качестве юридического лица, а государство выступило гарантом неприкосновенности Католикоса-Патриарха. Кроме того, государство признало права Церкви в сфере начального, среднего и высшего образования. Защита культурного наследия была определена в качестве сферы совместной деятельности Церкви и государ-ства3. Помимо «Конституционного соглашения» Церковь заключила также Меморандум о взаимопонимании с Министерством образования4, заложивший основу для участия Церкви в реализации образовательной политики.
Религиозное и национальное в идеологии Грузинской Православной Церкви
Современная Грузинская Православная Церковь, в отличие, например, от Московской Патриархии РПЦ, заняла последовательную позицию в отношении советского периода в истории Грузии. Если иерархи и теоретики московского православия порой в угоду политической конъюнктуре стремятся реабилитировать советский режим, то Грузинская Церковь солидарна с грузинскими политическими элитами, которые, наоборот, склонны актуализировать нарратив о «советском тоталитарном режиме»5 и его негативной роли в грузинской истории. В современном политическом воображении грузинского православия советский
3 См.: Конституционный договор между государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью, 14 октября 2002 года, собор Светицховели.
4 См.: Меморандум о взаимопонимании совместной Комиссии Министерства образования и науки и Православной Церкви [http://www.patriarchate.ge/?action=text/samartaH09], 21 марта 2014.
5 Из заявления грузинского Патриарха, 27 января 2014 [http://www.patriarchate.ge/?action=news_show&mode= news&id=789], 21 марта 2014.
период фигурирует как национальная трагедия, время «гонений, разрушения храмов и убийств»6.
Принимая активное участие в политической жизни Грузии, деятели Церкви стремятся не только уделять внимание национальным интересам, но и не забывать об общехристианских и православных ценностях, подчеркивая принадлежность, например, Русской, Украинской, Константинопольской, Антиохийской, Греческой и собственной Грузинской Церкви к единой православной общности7. Актуализация подобной принадлежности тесно связана и с попытками Грузинской Церкви донести как до грузинского общества, так и до мира в целом позицию относительно событий 2013—2014 годов в Украине. 22 января 2014 года в заявлении Патриархата подчеркивалось, что Украина «переживает сложные времена, и напряженность положения может достигнуть критической точки»8. 19 февраля 2014 года Патриархат Грузинской Церкви выступил с заявлением, которое представляло официальную позицию Церкви. Грузинские иерархи подчеркивали «неустойчивость мира во всем мире», акцентируя внимание на том, что «Грузия имеет особые отношения с Украиной и поэтому особенно сильно переживает в связи с имеющими место событиями»9.
Значительное место в политическом воображении современной Церкви занимают националистические нарративы. Примечательно, что, несмотря на свой религиозный характер, Церковь фактически развивает светскую версию национализма, актуализируя, например, наррати-вы древней и славной грузинской истории, политической и гражданской консолидации, которая сделает Грузию «такой же великой, какой она была во времена Давида Строителя»10, внешних угроз («Бог дал нам замечательную землю, но мы имеем очень много врагов»11). Теоретики Церкви не отрицают своих политических амбиций, подчеркивая, что «Грузинская Православная Церковь, исходя из своих исторических традиций, является основной опорой и движущей силой строительства нового Грузинского государства, что проявилось не только в религиозной и церковной деятельности, но во всех сферах социальной, политической и культурной жизни страны»12.
В этом контексте заметно не только интеллектуальное влияние Церкви на общественную жизнь, но и объективное противостояние двух течений в грузинском национализме: светского, модернового, прозападного и традиционалистского религиозного. За подобными заявлениями церковных иерархов скрывается и амбициозное стремление приписать именно себе важнейшие заслуги в деле сохранения идентичности и строительства государственности, особенно в контексте того, что именно светские элиты несут моральную ответственность за потери грузинских территорий и сильнее скомпрометированы в глазах общества, чем Церковь, традиционно выступающая в роли миротворца и посредника.
Нарративы, связанные с идеей единства территории Грузии, вообще занимают особое место в политическом воображении современного грузинского православия. Периодически иерархи Церкви подчеркивают: «Некоторые говорят, что мы потеряли Абхазию. Эти слова никто и ни при каких обстоятельствах не должен произносить. Абхазия была, есть и будет
6 Воскресная проповедь Священнейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II. Собор Сиони, 24 декабря 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?actюn=qadageba_show&id=132], 21 марта 2014.
7 См.: Из заявления грузинского Патриарха, 24 февраля 2014 года [http://www.patriarchate.ge/?actюn=news_ show&mode=news&id=793], 21 марта 2014.
8 Из заявления Католикоса-Патриарха, 22 января 2014 года [http://www.patriarchate.ge/?actюn=news_show&mode= news&id=790], 21 марта 2014.
9 Из заявления грузинского Патриарха, 19 февраля 2014 года [http://www.patriarchate.ge/?actюn=news_show&mode= news&id=792], 21 марта 2014.
10 Воскресная проповедь в праздник Девы Марии Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II. Храм Гори, 21 сентября 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?actюn=qadageba_show&id=122], 21 марта 2014.
11 Воскресная проповедь в праздник Девы Марии Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, 24 июля 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?action=qadageba_show&id=119], 21 марта 2014.
12 О Фонде [http://patriarch.ge/about-us/], 21 марта 2014.
частью Грузии. просто мы временно не можем контролировать эти земли, но милостью Божьей придет тот день, когда мы будет праздновать наше возвращение... то же относится и к Цхинвали, мы не потеряли этот регион. мы всегда там были, есть и будем»13. В этом отношении Церковь действует в рамках стратегии светских политических элит, которые не признают отторжения от Грузии Цхинвальского региона и Абхазии, воспринимая утвердившиеся там зависимые от России режимы как нелегитимные. Развивая подобные нарративы, Церковь также вносит важный вклад в развитие концепта Грузии как политического Отечества, как особого политического сообщества, временно утратившего контроль над некоторыми территориями.
Церковь и традиционализм
При этом современная Церковь не боится открыто заявлять о тех трудностях, с которыми сталкивается при осуществлении своей миссии. И здесь нередко акцент вольно или невольно переносится с политического национализма на национализм этнический. В частности, Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II декларирует, что «в XXI веке Грузия вошла в качественно новый период своего развития. На пути строительства независимого государства появилось много объективных и субъективных сложностей, которые отразились во внутренней и внешней политике страны». Поэтому Церковь предпринимает усилия, направленные на актуализацию, защиту и развитие грузинской идентичности, подчеркивая, что «в условиях всемирной глобализации политические и экономические границы государств теряют прежнее значение, что сопровождается сложным процессом ассимиляции народов и культур, поэтому основным фактором национальной идентификации остается лишь культурный ареал, тем более для такой маленькой страны, как Грузия»14. В этом контексте идеология современной Церкви в определенной степени приближается к этническому национализму, что проявляется в стремлении не связывать Грузию с неким абстрактным современным сообществом граждан, которые разделяют демократические ценности, но соотносить ее с более архаичными ценностями языка, крови и этнической солидарности перед лицом внешних угроз и вызовов.
Весьма критически отзываясь в целом о современном мире и тенденциях глобализации, занимая охранительные и традиционно ориентированные позиции (Церковь, например, последовательно выступает с осуждением абортов15), признавая, что грузинское общество вынуждено существовать в «сложный период — эпоху интеграции и глобализации»16, особое внимание иерархи Православной Церкви тем не менее уделяют европейскому, а в более широком контексте — атлантическому выбору Грузии. В апреле 2004 года грузинские иерархи выразили благодарность Соединенным Штатам, которые «помогали нам в самый сложный период в нашей истории»17. Кроме того, иерархи Церкви полагают, будто «сегодня, когда интеграция и глобализация стали необратимыми процессами, на Церковь ложится большая ответственность, чем раннее», что актуализирует отношения Грузии с европейскими партнерами,
13 Воскресная проповедь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, 16 июля 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?action=qadageba_show&id=118], 21 марта 2014.
14 О Фонде.
15 См.: О криминализации абортов // Благодать, февраль — март 2004 [http://www.patriarchate.ge/?action=text/ samartali14], 21 марта 2014.
16 Воскресная проповедь Священнейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II. Собор Сиони, 2 августа 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?action=qadageba_show&id=121], 21 марта 2014.
17 Воскресная проповедь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, 18 апреля 2004 года [http://www.patriarchate.ge/?action=qadageba_show&id=104], 21 марта 2014.
например с Польшей, которая позиционируется как страна «древней культуры», сопоставимой по своему уровню с грузинской18.
Заключение
Политическое влияние Церкви в современной Грузии невозможно рассматривать как временное и случайное явление. Политический авторитет Церкви имеет чрезвычайно древние и устойчивые основания. В этом отношении нынешнюю роль Церкви в жизни современного общества можно воспринимать как своеобразный религиозный Ренессанс, реставрацию и возрождение того статуса, которым она пользовалась на протяжении всей истории Грузии — от официального принятия христианства до утраты государственной независимости.
В чем же причина как активности, так и значительного влияния Церкви в общественной и политической жизни Грузии и грузинского общества? Единственно верный и категорический ответ на этот вопрос дать практически невозможно, но, вероятно, истоки современного политического авторитета Православия и связанной с ним религиозной организации (Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь) следует искать в перипетиях новой социально-политической истории Грузии. Как известно, ее можно отнести к тем странам, где процессы политической, социальной и экономической модернизации начались позднее, чем в остальных регионах Европы, и протекали медленнее. Подобная замедленная модернизация в контексте длительного сохранения в обществе как неполной социальной структуры, так и архаических институтов привела к тому, что современная грузинская нация была воображена и институционализирована грузинскими интеллектуалами несколько позже, чем это произошло с другими европейскими нациями.
Иными словами, в отличие от европейского Запада, процессы трансформации традиционных аграрных и городских сообществ в политическую гражданскую грузинскую нацию протекали не на фоне секуляризации, развития капитализма и роста светских политических идеологий, порожденных европейским Просвещением и европейскими же буржуазными революциями, но одновременно с политической активизацией Церкви, которая не столько стояла на защите традиционных и архаических институтов (как на Западе), сколько, наоборот, брала на себя миссию антиимперской политической борьбы, направленной сначала на восстановление статуса Церкви в Российской империи, а позднее на защиту не только религии как системы ценностей, но и грузинской нации как основы Грузинской ССР в советский период.
В этом отношении политическое влияние Церкви в Грузии не только вполне объяснимо, но и сравнимо с опытом целого ряда стран (Польша, Хорватия, Литва), где именно церкви играли немалую роль в национальных движениях. Именно поэтому в современной независимой Грузии Православная Церковь — не просто религиозная организация, но и один из самых важных политических институтов. В связи с этим представляется перспективным анализ роли и деятельности Церкви в контексте разного рода институциональных теорий. Если воспринимать Церковь как политический институт, то ее участие в общественной и политической жизни Грузии обретает качественно новые измерения и характеристики.
Церковь обретает новые качества, которые, казалось бы, не характерны для церквей в современном мире, но имеют отношение к истории средневековой Европы. В подобной ситуации Церковь не только занимается спасением душ верующих, но и активно участвует в процессе государственного и политического строительства.
Нынешняя политическая и социальная динамика в Грузии позволяет сделать ряд предположений: роль Церкви будет сохраняться, и ожидать падения ее авторитета и влияния не при-
18 См.: Воскресная проповедь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, 2 мая 2004 года. Собор Светицховели [http://www.patriarchate.ge/?action=qadageba_show&id=105], 21 марта 2014.
ходится (по крайней мере — в ближайшей перспективе); Церковь будет, как и прежде, играть роль интегрирующего и стабилизирующего института в грузинском обществе и, разумеется, политическая компонента в ее деятельности будет сохраняться и развиваться.
В этом контексте роли и статусы, которыми обладает Церковь, имеют немало общего со статусами и атрибутами политических партий. Аналогия Церкви с партией становится более уместной, если принять во внимание то, что в Грузии действует ряд партий христианско-на-ционалистической направленности. Впрочем, их деятельность и идеология, а также деятельность и идеологически-интеллектуальные предпочтения Грузинской Церкви в целом, заслуживают того, чтобы стать предметом дальнейших самостоятельных междисциплинарных исследований.