Культурология Cultural Studies
УДК 908
Шевцова Алина Алексеевна
Краснодарский государственный институт культуры г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ В НОВГОРОДЕ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАМЯТНИКА
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема восстановления Новгородской церкви Спаса на Нередице после разрушительных действий гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание в данной работе уделяется уникальной фресковой росписи храма и кампании по ее реставрации. Автор рассмотрел современные методы и подходы по восстановлению памятника. Данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как культурное наследие важно для национальной самоидентификации и является важнейшим основанием для развития интеллектуально-творческой, нравственно-духовной личности. Несмотря на имеющиеся научные изыскания Л. Любимова, Б. Трехбра-това, А. Шаповалова и др., тема, затронутая в данной статье, несомненно, требует дальнейшего исследования, в чем и заключается ее новизна. Делаются выводы, что для нашего времени очень важно сохранить историческое наследие. Это позволит следующим поколениям иметь представление о культуре того времени.
Ключевые слова: Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, восстановление памятника, архитектура, Великая Отечественная война.
Для цитирования: Шевцова А. А. Церковь Спаса на Нередице в Новгороде: история создания и восстановления национального памятника. Культурный ландшафт регионов 2020. Том. 2. № 1. с. 158-170.
Alina A. Shevtsova
Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
CHURCH OF THE THANKS ON THE BEDROOM IN NOVGOROD: HISTORY OF CREATION AND RESTORATION OF THE NATIONAL MONUMENT
Abstract: this article discusses the problem of rebuilding the Novgorod Church of the Savior on Nereditsa after the destructive actions of Nazi Germany during the Great Patriotic War. Particular attention in this work is given to the unique fresco painting of the temple and the campaign for its restoration. The author considered modern methods
and approaches for the restoration of the monument. This topic is very relevant today, as the cultural heritage is important for national self-identification and is the most important basis for the development of intellectual, creative, moral and spiritual personality. Despite the available scientific studies of L. Lyubimov, B. Trekhbratov, A. Shapovalov and others, the topic addressed in this article undoubtedly requires further research, which is its novelty. It is concluded that for our time it is very important to preserve the historical heritage. This will allow future generations to have an idea of the culture of that time.
Keywords: Church of the Savior on Nereditsa in Novgorod, restoration of the monument, architecture, World War II.
For citation: Shevtsova A.A. Church of the Saviour on Nereditsa in Novgorod: history of creation and restoration of the national monument. Cultural landscape of the regions. 2020. Vol. 2. no. 1. PP. 158-170. (In Russ., Hbstr. in Engl.).
В Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия записано, что к культурному наследию относятся памятники, которые включают собой произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки [4]. Памятники от слова «память», поэтому общество должно принимать ряд комплексных мер, которые позволят не утратить памятники живописи и архитектуры на протяжении многих веков. Эта проблема остро встала в XX и XXI веках. Одним из основных факторов разрушения архитектурных сооружений являются войны, которые часто не оставляют от них даже фрагментов. Это в полной мере касается и культуры России.
Многие памятники русского монументального искусства требуют реставрации. Фрески утрачиваются, цвета становятся более блеклыми, а первоначальная архитектура теряет свои формы. Очень часто даже не природные факторы влияют на это, а виновата именно человеческая деятельность. Одной из образчиков такой деятельности стала Церковь Спаса на Нередице - храм Преображения Господня, разрушенная во время Великой Отечественной войны.
Церковь Спаса на Нередице является одним из главных памятников русской культуры и искусства, который был возведен в 1198 году по поручению князя Ярослава Владимировича (рис. 1). Роспись была произведена в 1199 году. Церковь стала настоящим эталоном зодчества XII века, наряду с Софийским собором в Киеве, Георгиевским собором Юрьева монастыря в Великом Новгороде. Внутри церкви находились фресковые росписи, которые занимали всю поверхность стен. Это был один из самых живописных ансамблей в России. Сейчас сохранены только отдельные фрагменты росписи, но даже они позволяют рассмотреть их красоту. На фресках можно увидеть Архангела Михаила. В алтарной апсиде находится изображение Богородицы Оранты (рис. 2), а также святителей. На жертвеннике расположено изображение Богоматери, которой поклоняются две фигуры. Это образ легенды о молении Алексея.
В куполе расположено «Вознесение». На радуге восседает Христос, окруженный шестью ангелами, а снизу изображены апостолы. Это жест чуда «вознесения», а также принятие руководства миром. Позы спокойные и все погружены в раздумья. Остальные части церкви украшены сценами из священного писания. На одних участках изображены ветхозаветные сюжеты: «Жертвоприношение Авраама», «Явление троицы Аврааму», в трансепте находятся изображения, отсылающие к Новому Завету: «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение» и другие [9, с. 68]. Исследователь Л. Д. Любимов по этому поводу писал: «В образах святых с горящими глазами, выстроенных по стенам лицом к зрителю, грозно внушительных в своей неподвижности или мерной, тяжелой поступи, дышала некая первозданная мощь» [8, с. 76].
Все фрески выполнены в одно время, кроме одной. В западном нефе написано изображение отца Александра Невского Ярослава Всеволодовича, который подносит модель церкви Христу (рис. 3), выполненное около 1246 года [10].
Памятник стал объектом научного исследования. Особое внимание уделялось росписи, которую на протяжении нескольких поколений изучали историки. Первая архитектурная реставрация проводилась в 1903-1904 годах [2, с. 637-642].
Повреждения в храме были замечены еще в довоенное время. Утрачивалась роспись, но за восстановление в то время никто не брался. А вот во время Великой Отечественной войны храм находился прямо на линии фронта, что не позволило ему сохранить свой внешний вид. За время военных действий было уничтожено около 50 процентов кладки (рис. 4). Больше всего повредилась живопись, из которой сохранилось всего 15 процентов [7, с. 276-277]. Поскольку фрески храма были уникальными и имели культурную ценность, их восстановление после войны было чрезвычайно важным (рис. 5).
Государство должно было принять меры по восстановлению. Первые работы начались в марте 1944 года. В это время проводилась разработка проекта восстановительных работ. Памятник включили в первоочередной список. Это означало, что на него будет обращено особое внимание. В мае 1944 года был возведен специальный защитный навес, служивший средством защиты сохранившихся фресок [6, с. 358-371].
С августа по октябрь 1944 года живописцы, художники и археологи участвовали в экспедиции под руководством М. К. Каргера, одного из известных советских историков архитектуры. За это время были проведены обмеры, а также фиксация состояния объекта. Все работы по восстановлению были инициированы Новгородским музеем-заповедником.
Перед проведением работ были изучены исследования Н. П. Сычевой, В.К. Мясоедова, Л. А. Мацулевича, В. А. Булкина и других. Помимо этого, были рассмотрены и труды ряда исследователей, которые составляли описание церкви, среди них можно выделить работы Л.И. Лифшица, Э. С. Смирновой, Г.И. Вздорно-вой.
Разбор завалов, начавшийся в сентябре 1944 года, завершился к 1948 году, когда убрали всю территорию, а также вывезли 70 корзин фресок, представляющих историческую ценность. В это время был расчищен обширный участок, а также выбраны 3 тысячи фрагментов росписи, которые отправились в музей.
После этого начались работы, которые перешли в активную стадию по восстановлению. В 1945 году был возведен каркас временного шатра, но материалов хватало только на частичную обшивку.
Следующие три года (с 1946 по 1948) продолжались работы по освобождению от завалов. В 1946 году была расчищена территория алтарной части церкви. За это отвечала мастерская Л. М. Шуляк [1].
Основной этап работ проходил с 1949 по 1957 годы. За это время была проведена архитектурная реставрация, которая придала церкви ее прежний вид. Это стало возможным благодаря тому, что сохранились обмерные чертежи начала XX века, которые были сделаны архитекторами того времени. Восстановили верхние части стен, своды и купол. При этом некоторые фресковые росписи были утрачены безвозвратно без возможности их восстановления (рис. 3).
В фонде Новгородского музея Всероссийской Академией Художеств хранились фрагменты живописи, которые были собраны с 1944 года. Фрагменты штукатурки были так же сохранены и оставлены в деревянном сарае около церкви. В будущем их планировалось использовать для восстановления. Но постоянные перевозки корзин привели к тому, что из 72 сохранившихся, только 36 удалось вернуть обратно в церковь.
Таким образом, первый этап восстановления был завершен к 1958 году. За это время был возвращен основной внешний вид здания церкви Спаса на Нереди-це. Это позволило приблизиться к полной реставрации важного объекта культуры [6, с 358-371]. При этом требовалась еще долгая и кропотливая работа, которая включала в себя восстановление живописи храма. За нее должны были взяться лучшие художники, которые смогли бы воссоздать внутренний облик храма.
Новгородский музей-заповедник для работ по восстановлению монументальной живописи привлек Татьяну Ромашкевич и команду, которая должна была выполнять реставрационную деятельность под ее началом. Это позволило вернуть красочный слой, шпаклевку, а также выполнить прочие косметические работы. При этом даже сейчас продолжается деятельность по подбору фресковой живописи, чтобы вернуть церкви ее первоначальный внутренний вид.
Первый этап работы по реставрации живописи начался в 1969 году. В это время исследователи А.П. и В.Б. Грековы вместе с бригадой реставраторов начали работу по восстановлению фресок [1].
Начиная с зимы 1970 года по весну 1971 года проводилась просушка фрагментов, их упаковка в ящики. Все они были возвращены в музей. Насчитывалось 81270 фрагментов, которые занимали площадь в 92,4 квадратных метра. Однако, при хранении собранных фрагментов, были допущены ошибки, что приводило к их частичному разрушению. Там увеличилось количество биологических поражений, произошло образованию солевых пленок.
С 1985 года было принято решение о том, что необходимо начать проведение работ по комплексному восстановлению фресок. До этого была проведена реставрация стен здания. Этот вопрос обсуждался на Совете по охране памятников культуры, проходившем в Новгороде. Начались реставрационные работы, главной целью которых было восстановление памятника, куда входила необходимость подборки фрагментов фресок для их возвращения на стены [6, с 358-371]. Все найденные фрагменты должны были быть возвращены в церковь. Это дало
возможность вернуть хотя бы часть композиций, каждая из которых считается уникальным объектом [3, с. 33-50].
За несколько последних десятилетий коллективы реставраторов занимались именно этой работой, чтобы восстановить вид штукатурки XII века. Ими применялись современные методики автоматизированной локализации и сборки фрагментов живописи. Это позволяло лучше восстанавливать различные объекты живописи, чтобы они были максимально идентичны тем, которые находились в церкви XII века.
Архитектурный памятник восстановлен не полностью, но работы ведутся довольно активно. Только одна композиция вернулась на свое место - «Ктитор-ская» фреска. Очень важный этап для церкви - это восстановление композиции Святой великомученицы Юлиании, которая продолжается в архитектурных мастерских. По окончанию, она будет возвращена в церковь. Остальные фрагменты находятся в архитектурных мастерских, где с ними ведется планомерная работа. По их окончанию они также будут возвращены на территорию культурного объекта. Сейчас ведется работа над композицией «Крещение».
Площадь восстановленных объектов очень мала по сравнению с пустыми стенами, так что понять, как выглядели отдельные, не восстановленные композиции, пока не представляется возможным. Даже подготовленный специалист не получит практически никакой комплексной информации [6, с. 358-371] (рис. 3, 4).
Сегодня для работ в обязательном порядке должны применяться компьютерные технологии, а не только классические методы реставрации. Это связано с тем, что ручной поиск и подбор фрагментов малоэффективен, и на это могут потребоваться многие годы. Становится также понятно, что многие объекты живописи восстановить в полной мере не получится по ряду объективных факторов: разрушение храма, перемещение фрагментов и их утеря.
Хотя полностью восстановить реальный вид церкви не получится, но сейчас производятся работы по созданию виртуальной модели росписи. Это позволит получить представление о том, какие историко-художественные особенности имеет памятник. Для этого были собраны архивные фотографии, проанализированы различные авторитетные источники. Реставраторам помогает и документальная фотофиксация памятника, копии и обмерные чертежи, которые были сделаны до тотального разрушения культурного объекта [1].
Таким образом может быть осуществлен комплексный подход к восстановлению церкви Спаса на Нередице. Но этот процесс займет много времени, и потребуются усилия большого числа реставраторов и ученых. Они должны работать вместе, чтобы вернуть хотя бы частично вид архитектурного объекта.
Специально для работы в церкви Спаса на Нередице были разработаны новые методы восстановления объекта. Для этого используется современная аппаратура. Из-за того, что консервация церкви не была проведена вовремя, большинство фрагментов живописи были утрачены, а часть имела стертые края. Новая методика использует прежние наработки российских реставраторов, а также современное программное обеспечение, которое позволило проанализировать архивные фотографии, и по ним восстановить контуры фресок. Они будут через проекторы выводиться в реальную величину на стену, сделав работу реставраторов более точной. При невозможности обследования внешней стороны фрески, будет
проводиться внутренний анализ. На места, где восстановить прежний вид не удается, накладываются «пробелы», что позволит получить полное представление обо всех изображениях.
Есть все основания говорить о том, что Новгородская церковь Спаса на Не-редице в значительной степени была восстановлена после практически полного разрушения во время Великой Отечественной войны. Это стоило больших усилий архитекторов, реставраторов и других специалистов. При этом государство активно поддерживало инициативы по восстановительным работам, связанные с уникальным памятником XII века.
Для нашего времени очень важно сохранить даже небольшие фрагменты росписи. Это позволит следующим поколениям иметь представление о культуре того времени. Для исследователей важной задачей является именно восстановление всего ансамбля. Все реконструкции проводятся именно с научными целями, так как это позволяет обеспечить исследовательский процесс достоверными сведениями о памятниках архитектуры.
Таким образом, именно восстановление культурных памятников должно быть в приоритете министерства культуры и всего государства, для сохранения культурных ценностей, а также памяти об истории живописи XII века. Использование современных методов позволяет добиваться значительного прогресса в работе, результаты которых положительным образом сказываются на культурном наследии всего общества.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде внесена в Список Всемирного наследия по решению ЮНЕСКО. Там не проводятся службы, и только иногда совершаются молебны. Это памятник русской архитектуры, за которым теперь обязано следить государство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице // Новгородский государственный объединенный музей-заповедник / Режим досту-па:URL: http://novgorodmuseum.ru/restavratsionnaya-shkola-1/96-rekonstruktsiya-rospisi-tserkvi-spasa-.html (дата обращения: 08.12.2019).
2. Богословский Н. Г. Новгородские древние святыни: I. Спасо-Нередицкий монастырь близ Новгорода // Христианское чтение. - 1877. - Ч. II. - № 11-12. -С. 637 - 642.
3. Булкин В. А. Спасо-Преображенская церковь на Нередице и новгородская архитектурная школа XII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. - М., 2005. - 573 с.
4. Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (Заключена в Париже 16.11.1972. Вступила в силу 17.12.1975. Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 09.03.1988 № 8595^) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV: Междунар. Договоры СССР, вступившие в силу с 1 янв. По 31 дек. 1989 г. М.: Международные отношения, 1991. С. 482492
5. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков. - М.: Терра - Книжный клуб, 2002.
- 525 с.
6. Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков. - М.: Памятники исторической мысли, 2004.
- 694 с.
7. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. - М.: Искусство, 2000. - 304 с. (Славяно-византийский свод). Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121 (дата обращения: 10.12.2019).
8. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1974. - 336 с.
9. Трехбратов Б. А. Золотые купола. Краснодар. 2016. - 112 с.
10. Шаповалова А. Н. Средневековое искусство Великого Новгорода: специфика заказа и художественные особенности // vox medii aevi. 2015// Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovoe-iskusstvo-velikogo-novgoroda-spetsifika-zakaza-i-hudozhestvennye-osobennosti/viewer (дата обращения: 10.12.2019).
REFERENCES
1. Reconstruction of the painting of the Church of the Transfiguration of the Savior on Nereditsa. Novgorod State United Museum-Reserve URL: http://novgorodmuseum.ru/restavratsionnaya-shkola-1/96-rekonstruktsiya-rospisi-tserkvi-spasa-.html (accessed: 08.12 .2019).
2. Theological N. G. Novgorod ancient shrines: I. Savior-Nereditsky monastery near Novgorod. Christian reading. 1877. Part II. No. 11-12. PP. 637 - 642.
3. Bulkin V. A. The Transfiguration Church on Nereditsa and the Novgorod architectural school of the 12th century. Church of the Savior on Nereditsa: from Byzantium to Russia. To the 800th anniversary of the monument. Moscow. 2005 . 573 p.
4. The Convention "On the Protection of the World Cultural and Natural Heritage" (Concluded in Paris on 11/16/1972. Entered into force on 12/17/1975. Ratified by Decree of the Presidium of the USSR Armed Forces of 09.03.1988 No. 8595-XI). Collection of international treaties of the USSR. Vol. XLV: Int. Treaties of the USSR, which entered into force on January 1. By Dec 31 1989, Moscow: International Relations, 1991.S. 482-492
5. Monuments in pre-revolutionary Russia. Essays on the history of architectural restoration / ed. A. S. Schenkov. Moscow: Terra - Book Club, 2002. 525 p.
6. Monuments in the Soviet Union. Essays on the history of architectural restoration . ed. A. S. Schenkov. Moscow: Monuments of historical thought, 2004. 694 p.
7. Lazarev V. N. Art of Ancient Russia. Mosaics and frescoes. Moscow: Art, 2000. 304 p. (Slavic-Byzantine arch). Available at: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=en&book_id=121 (accessed: 12/10/2019).
8. Lyubimov L. D. Art of Ancient Russia. M., 1974. - 336 p.
9. Trekhbratov B. A. Golden domes. Krasnodar. 2016 . - 112 p.
10. Shapovalova A. N. Medieval art of Veliky Novgorod: specifics of the order and artistic features // vox medii aevi. 2015. Available at:
https://cyberlemnka.ru/artide/n/srednevekovoe-iskusstvo-veHkogo-novgoroda-spetsifika-zakaza-i-hudozhestvennye-osobennosti/viewer (accessed: 12.12.2019)
Иллюстрации:
Рис. 1. Новгород. Церковь Спаса на Нередице (вид с юго-востока до разрушения). 1911 г.
Fig. 1. Novgorod. Church of the Savior on Nereditsa (view from the southeast to destruction). 1911
Источник, Source: https://anashma.com/cerkov-spasa-na-neredice-v-veHkom-novgorode/ (дата обращения 10.12. 2019)
Рис. 2. Новгород. Церковь Спаса на Нередице. Богоматерь Великая Панагия. Фреска в алтаре
Fig. 2. Novgorod. Church of the Savior on Nereditsa. Our Lady of the Great Panagia. Fresco in the altar
Источник Source: https://www.icon art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121&chap=8&ch_l2=19 (дата обращения 10.12. 2019)
Рис. 3. Новгород. Церковь Спаса на Нередице. Князь Ярослав Всеволодович с моделью храма Спаса перед Христом. Копия фрески. ГРМ, СПб.
Fig. 3. Novgorod. Church of the Savior on Nereditsa. Prince Yaroslav Vsevolodovich with a model of the Church of the Savior before Christ. Copy of the mural. Timing, St. Petersburg.
Источник Source: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121&chap=8&ch_l2=19 (дата обращения 10.12. 2019)
Рис. 4. Новгород. Церковь Спаса на Нередице. 1944 г. Fig. 4. Novgorod. Church of the Savior on Nereditsa. 1944
Источник Source: https://slovo-bogoslova.ru/publikacii/zapiski-restavratora-opyt-vosstanov/
(дата обращения 10.12. 2019)
Рис. 5. Новгород. Церковь Спаса на Нередице. Спас Нерукотворный. Копия фрески. ГРМ, СПб.
Fig. 5. Novgorod. Church of the Savior on Nereditsa. Spas miraculous. Copy of the mural. Timing, St. Petersburg.
Источник Source: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=121&chap=8&ch_l2=19 (дата обращения 10.12. 2019)
Информация об авторе: Шевцова Алина Алексеевна, студентка 4 курса факультета дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33), e-mail: [email protected] г. Краснодар, Россия
Поступила: 18.01.2020 После доработки: 18.02.2020 Принята к публикации: 27.02.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Shevtsova Alina Alekseevna, 4th year student of the Faculty of Design, Fine Arts and Humanities, Krasnodar State Institute of Culture (33, 40th Anniversary of Victory St., Krasnodar, e-mail: [email protected] Krasnodar, Russia
The paper was submitted: 18.01.2020
Received after reworking: 18.02.2020
Accepted for publication: 27.02.2019
The author have read and approved the final manuscript.