Научная статья на тему 'Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге: к истории строительства и реконструкции первоначального облика'

Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге: к истории строительства и реконструкции первоначального облика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ СВВ. СИМЕОНА И АННЫ / CHURCH OF STS. SIMEON AND ANNA / БАРОККО / АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ST. PETERSBURG ARCHITECTURE / ТЕССИН-ХОРЛЕМАНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / BAROQUE / TESSIN- HARLEMANN COLLECTION / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Станюкович-денисова Екатерина Юрьевна

В статье подробно прослеживается история строительства петербургской церкви свв. Симеона и Анны (1729?1734). На основании архивных сведений, чертежа из собрания Национального музея в Стокгольме делается попытка реконструкции ее облика на конец 1730-х гг. Строительство придворной церкви свв. Симеона и Анны осуществлялось лучшими петербургскими мастерами Канцелярии от строений и Гоф-конторы в кратчайшие сроки. В этом отношении она может служить эталоном при изучении других петербургских церквей аннинского времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church of Sts. Simeon the God-Receiver and Anna the Prophetess in St. Petersburg: on the History of Building and the Reconstruction of Original State

The article traces in details the history of construction of the Sts. Simeon and Anna church (1729-1734) in St. Petersburg. An attempt of its reconstruction by 1730s is done on the basis of archive documents and the drawings from the collections of the National Museum in Stockholm. The construction of the court church was carried out by the best Petersburg masters of the Chancellery for Building and Court offices in the shortest possible time. In this respect, the church is to be considered as a model for studying of other Petersburg churches of 1730s.

Текст научной работы на тему «Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге: к истории строительства и реконструкции первоначального облика»

Е.Ю. Станюкович-Денисова

(СПбГУ)

Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге: к истории строительства и реконструкции первоначального облика1

Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы являет собой редкий сохранившийся без значительных переделок пример храмового зодчества аннинского времени в Петербурге (Илл. 112)2. Это творение архитектора М.Г. Земцова высоко оценивалось уже современниками («хотя невелика, но превосходною архитектурою построена» [2, с. 299]), и со времени И.Э. Грабаря «заслуживает большего внимания, чем ему обычно принято уделять» [3, с. 105].

Еще в 1712 г. «тщанием царевича Алексея», имевшего свой дом неподалеку, вблизи от берега Фонтанки была заложена деревянная церковь, посвященная рождению дочери Петра I Анны (род. 27 января 1708 г.). Храм освятили 3 февраля 1714 г. [1, с. 223], в день памяти праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он был построен одновременно с церковью иконы Казанской Божьей Матери на Городовом острове и, как и другие петербургские церкви, был увенчан небольшим деревянным шпилем [8, с. 79-80] (Илл. 113). Тогда же архитектором Д.Трезини был начат постройкой каменный Петропавловский собор.

Через полтора десятка лет Симеоновская церковь обветшала, и возникла мысль о переводе ее в камень. После кончины цесаревны Анны Петровны в Киле 15 мая 1728 г., 5 июля того же года барон А.И. Остерман писал из Москвы директору Канцелярии от строений У.А. Синявину, «чтобы сделать каменный фундамент новой церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы», и уже 7 августа 1728 г. Канцелярия поручила М.Г. Земцову «сочинить чертеж новой церкви» [3, с. 104] и поставить ее ближе к Фонтанке [8, с. 263]. В 1728 г. при Симеоновской церкви Трезини советовал своему ученику архитектору Земцову как следует класть фундамент, чтобы его можно было использовать не только для деревянной, но и для каменной церкви. Единственным изображением церкви за первую половину XVIII в. является лист из Тессин-Хорлеманского собрания шведского Национального музея (ТНС ММ), на котором показан чертеж фасада тушью и карандашный план храма (Илл. 114)3. Именно он, дополненный архивными сведениями, может лечь в основу реконструкции облика каменной церкви на момент окончания строительства в середине 1730-х гг.

Генерал А.И. Ушаков, командир лейб-гвардии Семеновского полка (с апреля 1730 по 1734 г.), расквартированного в Литейной части, принимал живейшее участие в руковод-

Исследование выполнено в рамках НИР «Традиционное и современное искусство в России и Западном мире в контексте общеевропейских интеграционных процессов: модульное структурирование». Мер. 2. Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ 5.38.100.2012.

2 Современный адрес: Санкт-Петербург, Моховая ул. д. 48 / ул. Белинского, д. 4.

3 NM THC-104. 41 х 52 см. Тушь, акварель; план нарисован карандашом. Надпись: «Die Kirche Nahmens Siemiona Boha Prieimtza» («Церковь во имя Симеона Богоприимца» - пер. авт.).

стве строительством. 15 сентября 1730 г., по сообщению Ушакова, «ее величество указала церковь построить на заготовленном фундаменте каменную по чертежу 3-го нумера <...> и чтоб в строении новой церкви иметь прилежное смотрение, дабы без продолжения времени была построена». В связи с этим осенью 1730 г. архитектору Земцову было разрешено взять из Летнего дому работных людей 50 человек.

Строительные работы начались с весны 1729 г., но одновременно Земцов уже продумывал детали будущего оформления интерьера. Так, в ноябре 1730 г. зодчий уже хлопочет о «написании в церковь (которая имеет быть построена - т. е. окончена - в будущем (1731) лете) святых икон», представляет их реестр и рисунок иконостаса4, однако писать оказалось некому, поскольку все лучшие живописцы были посланы в Москву, где в это время находился двор.

По докладу М.Г. Земцова Канцелярия от строений вновь обращается к вице-канцлеру Остреману с вопросом, «каким манером надлежит быть иконостасу», и с просьбой утвердить для написания икон иконописца Андрея Меркурьева (Поспелова) «со товарищи», которые были известны своими работами в Петропавловском соборе и в то время находились в Москве. В январе 1731 г. А.И. Ушаков дал формальное одобрение представленного ему рисунка иконостаса и реестра икон, необходимых для написания в церковь [5, с. 156].

Несмотря на большой объем работ, дело подвигалось споро, и к осени 1731 г. здание было вчерне окончено и отделывалось внутри.

К написанию икон в центральный иконостас был определен Андрей Меркурьев с командой. В 1731 г. ими было написано по крайней мере восемь икон, среди которых «Саваоф», «Спас», «Симеон Богоприимец» и др. [5, с. 156]. Якоб Штелин отмечает, что в них «обнаруживается самый утонченный вкус итальянской живописи с такой прелестью колорита, как и силой выражения», «в наилучшем вкусе ломбардской школы» [4, с. 53, 66]. По всей вероятности, именно Меркурьев привлек к работе московского живописца Василия Василевского [4, с. 104], написавшего образы Богоматери, Рождества Богородицы, Пророчицы Анны, Успения, архангела Гавриила, Благовещения, Встречи Марии и Елизаветы. Новгородский архиепископ Феофан Прокопович определял программу оформления иконостаса и утверждал как сюжеты, так и рисунки. В июле 1733 г. от него была получена резолюция, «каким быть иконам», и по представленному рисунку поручалось их исполнение Андрею Матвееву, Александру Захарову, Василию Ерошевскому и Леонтию Федорову [5, с. 157].

В октябре 1731 г. с одобрения Канцелярии от строений Земцов заказывает по своим чертежам для иконостаса восемь капителей коринфского ордера, четыре капители композитного ордера, «которые имеют быть на круглых точеных столбах», кронштейнов «в третей апартамент как те самые штуки заготовлены и с фестонами двух херувимов с фестонами ж двух», сто медальонов для карниза коринфского ордера, «во второй апартамент двух висячих фруктов показанными мерами, над северные и южные двери по два херувима, и вверх глории с сиянием и херувимов во облаках, в которой средине имеет быть написано в треугольник имя Божие на заготовленной доске» [3, с. 104].

К 1 апреля 1732 г. подрядчик Козьма Хомяков (за 80 руб.) обязывался доставить резьбу к иконостасу Симеоновской церкви («глория в сиянии, херувимами и облаками; два

4 РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 470. Оп. 5. Д. 89. Л. 118-119 об. (Рапорт М.Г. Земцова от 19 ноября 1730 г.).

кронштейна и два херувима с фестонами; над северными и южными дверьми по два херувима в группе; 8 капителей коринтического ордена круглых; 4 капители коринти-ческого ордена круглых; два фрукта во второй апартамент басрылевом [барельефом - Е.С.]; моделионов по образцу до 100 штук; царские врата со всеми арнаментами, и то все обязуются зделать по рисунку и по показанию»5). В августе 1733 г. живописец Александр Захаров требует к золочению иконостаса разных материалов и людей6. Эта работа осуществлялась под руководством лакового мастера Гендрика ван Брумкорста, приехавшего из Голландии в 1703 г. Его лакирная мастерская и склады находились поблизости в Итальянском доме.

Наружная отделка, по доношению Земцова, предполагала постановку вокруг барабана двенадцати резных статуй «апостольских и ангельских». Резного дела мастеру Кондрату Ганну было поручено вырезать шестнадцать капителей коринфского ордера к пилястрам вокруг барабана, восемь кронштейнов для верхнего фонарика и 38 точеных ваз «фламом» (то есть «с пламенем»), а для колокольни — восемь фестонов7.

Литье на Симеоновской церкви «по чертежу» включало постановку полых фигур ангелов из листовой красной меди с литыми крестами на колокольне и сидящего ангела над алтарной частью. Купол венчался медной чеканной короной из такой же меди, кроме того, надлежало сделать два клейма свинцовых и восемь круглых капителей коринфского ордера под балкон8 (Илл. 115). Железо для церкви покупалось у «дворянина Демидова»9.

Еще осенью 1732 г. Земцов был вынужден вносить изменения в проект, в первую очередь, касавшиеся создания шпица над колокольней. Несомненно, была сделана проектная модель. Части модели церкви Симеона Богоприимца, в том числе шпиц, сохранялись после смерти Земцова в 1743 г. [10, с. 180].

Также по императорскому указу 2 ноября 1732 г. в симеоновской церкви повелевалось быть приделам: одному во имя архангела Михаила, другому — св. Ефрема Сирина. «Иконы в приделы писать Андрею Матвееву. Штукатурную работу приказано исправлять без замедления»10.

К концу лета 1733 г. работы спешно завершались, поскольку по указу церковь должна была быть готова к освящению в сентябре. Земцову помогал И. Бланк.

Работы по созданию фигур вел резной мастер Кондрат Ганн11.

Плотницкие работы выполнялись плотником Алексеем Никоновым, столярные — ох-тенскими мастерами. Отливкой декора занимался штукатурных дел мастер Игнатий Рос-си, как и Трезини, выходец из Тессина.

Крыльца были настланы мраморными плитами, хоры, лестницы и балконы укреплены железными связями12.

В октябре Земцов просит отпустить мрамор на закладную доску в алтарь церкви: «камень с написанием в которое время оная церковь зачата строить мерою в 1,5 или 2 фута (квадрат)»13.

Там же. Д. 103.

Там же. Д. 122. Л. 6.

Там же. Д. 104. Л. 37.

Там же.

Там же. Ф. 467. Оп. 2. Кн. 26. Д. 19.

Там же. Ф. 470. Оп. 5. Д. 120. Л. 23-24.

Там же. Д. 119. Л. 34.

Там же. Д. 122.

Там же. Д. 123. Л. 2.

17 ноября 1733 г. по контракту «велено Олонецкого уезда Кижского погоста деревни Сунны дворцовому крестьянину Моисею Мурину отправлять по чертежам и по показанию архитектора М. Земцова при Симеониевской церкви на колокольне шпиц по новому проекту за 470 рублей и просит на доделку дать еще 140 рублей»14. Прежде этому же подрядчику поручалось «равняние земли у церкви», поскольку площадь перед храмом надлежало выстлать диким камнем.

Торжественное освящение нового храма состоялось в присутствии императрицы Анны Иоанновны 27 января 1734 г., его совершил архиепископ Феофан Прокопович в со-служении пяти архиереев и восемнадцати священников15. Однако, по всей вероятности, отделка не была полностью завершена16, и освящение придела св. Ефрема Сирина, день памяти которого совпадал с днем рождения императрицы Анны Иоанновны (28 января), состоялось 25 февраля 1734 г.

И после освящения работы по завершению убранства не останавливались. Летом Зем-цову понадобились холсты для обвивания трибуны под карнизом, продолжали «отпуск материалов к делу малого иконостаса и киота»17. К концу лета при участии Г. ван Боле-са был установлен шпиль. В сентябре 1734 г. фигуры ангелов, евангелистов и апостолов были завершены резчиком Кондратом Ганном [9, с. 199], и их было необходимо доставить из его мастерской18.

Только весной 1736 г. в Канцелярии встал вопрос «о выкрашении <...> на церкви Симеона Богоприимца <...> часовых кругов и протчего что надлежит и о вызолочении короны с подушкою и о зделании оной звездочки и гвоздей о модели <...> и о постановлении на горнее место киоты мастеру Фанболесу»19. В 1738 г. на колокольне установили часы с боем, снятые с церкви Вознесения из усадьбы А.Д. Меншикова на Васильевском острове. За устройство «колокольной игральной музыки часов» на колокольне отвечал обер-мей-стер Христофор Ферстер20.

Голландцы Геринг ван Болес и Индрик фон Эршем обязались «против церкви сделать каналы, которые прорыло дождевой водой, при каналах сделать пять дамб, где они шлюзами должны быть для пропущения и задержки воды», и три моста21.

В дальнейшем храм подвергался перестройкам: в 1770-х гг. (при устройстве нового придела) и в 1803-1808 гг., когда архитектором М.П. Выборовым была пристроена ризница. Более значительные изменения, связанные с расширением и поновлением церкви, произошли при работах архитектора Г. Винтерхальтера в 1869-1872 гг. После революции в разграбленной церкви находился склад, а затем Метеорологический музей. Современная реставрация завершится в 2014 г.

Таким образом, строительство придворной церкви свв. Симеона и Анны осуществлялось лучшими петербургскими мастерами Канцелярии от строений и Гоф-конторы в кратчайшие сроки. В этом отношении она может служить эталоном при сравнительном

14 Там же. Д. 125. Л. 21.

15 Санкт-Петербургские ведомости. - 1734. - № 19 (7 марта). - С. 86.

Еще 29 января в Канцелярии обсуждался вопрос о покупке красок для написания в приделы образов архангела Михаила и св. Ефрема (РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Д. 127. Л. 31), а 11 февраля 1734 г. — об отпуске досок для киота или малого иконостаса Фанболесу и Кондрату Ганну (РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Д. 128. Л. 16 об.).

17 РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Д. 132. 1743, июнь. Л. 7, 19.

18 Там же. Д. 147. Л. 18.

19 Там же. Д. 151.

20 Там же. Ф. 467. Оп. 2. Кн. 26. Д. 19.

21 Там же.

анализе других петербургских построек аннинского времени: церкви св. Пантелеймона, несохранившейся церкви Рождества Богородицы, проектировавшихся в 1730-х гг. каменных Троицкой и Воскресенской церквей и др.

Литература

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - Т. 1. - 288 с.

2. Богданов А.И. Описание Санкт-Петербурга. 1749-1753. - СПб.: Северо-Западная Библейская комиссия, 1997. - 416 с.

3. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. - СПб.: Лениздат, 1994. - 383 с.: ил.

4. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: В 2 т. / ред. К.В. Малиновский. - М.: Искусство, 1990. - 696 с.

5. Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.: ил.

6. Иогансен М.В. Михаил Земцов. - Л.: Лениздат, 1975. - 142 с.: ил.

7. Камнев И. Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой улице в С.-Петербурге. Сост. к 200-летнему юбилею храма. - СПб.: Типо-лит. И.Я. Земцова, 1913. - 16 с.: ил.

8. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. - СПб.: Крига, 2008. - 574 с.

9. Малиновский К.В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. - СПб.: Крига, 2007. -494 с.

10. Овсянников Ю. Доменико Трезини. - Л.: Искусство, 1987. - 223 с.: ил.

11. Преображенский А.С. Святая икона Божией Матери Троеручицы в храме святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Моховой улице в Санкт Петербурге. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1889. -32 с.

12. Содальский Н.П. Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой улице. - СПб.: Печатня В.И. Головина, 1873. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.