Научная статья на тему 'ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ХОРЕЗМШАХОВ'

ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ХОРЕЗМШАХОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ ХОРЕЗМШАХОВ / ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ / ПРИНЕСЕНИЯ ПРИСЯГИ / ПАНЕГИРИЧЕСКИЕ СТИХИ / ПРИДВОРНЫЕ / АББАСИДСКИЙ ХАЛИФ / DYNASTY OF KHOREZMSHAHS / CEREMONIAL OF ENTHRONEMENT / TAKING OATH / PANEGYRIC VERSES / COURT / ABBASID CALIPH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хусенов Фаррух Рахимович

В статье автор на основе изучения средневековых источников, в частности, Джувайни, Рашид ад-Дина и ан-Насави, а также современных авторов анализирует историю церемониала возведения на престол правителей из династии Хорезмшахов. В частности автор делает акцент на происшедшем изменение в отношении аббасидского халифата представителями династии Хорезмшахов, так как их власть не признавалось халифатом. Отмечается, что придворные поэты стали участвовать в церемониале возведения на престол именно в период правления Хорезмшаха Текеша. Освещено история борьбы представителей династии Хорезмшахов за власть верховного правителя. Показано значение и торжественный характер проведения церемониала возведения на престол. Отмечается негативные последствия проведения дорогостоящего церемониала возведения на престол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTHRONEMENT CEREMONY OF KHOREZMSHAHS

In the article the author analyzes the history of the ceremonial of the rulers of the Khorezmshah dynasty based on the study of medieval sources, in particular, Juvaini, Rashid ad-Din and an-Nasavi, as well as contemporary authors. In particular, the author emphasizes the change in relation to the Abbasid caliphate by the representatives of the dynasty of Khorezmshah, since their authority was not recognized as a caliphate. It is noted that the court poets began to participate in the ceremonial erection of the throne during the reign of Khorezmshah Tekesh. The history of the struggle of representatives of the dynasty of Khorezmshahs for the power of the supreme ruler is highlighted. The significance and solemn nature of the ceremonial of the enthronement is shown. The negative consequences of carrying out an expensive ceremonial of the enthronement are noted.

Текст научной работы на тему «ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ХОРЕЗМШАХОВ»

2. Сабкй, Точвдцин Абунаср Абулваддоб ибни Алй. Таърихи тамаддуни исломй -Бейрут, 1967.-с.428

3. Нурулло Касой. Мадориси «Низомия»-Тедрон, 1995.-с.70

4. Ламбтон, Комбгир. Таърихи Эрон. -Лондон, 1973.-с.216.

5. Нурулло Касой. Мадориси «Низомия»-Тедрон, 1995.-с.71.

6. Сабки Точидцин Абунаср Абулваддоб ибни Алй.

7. Табакоталшофеъия.- Тедрон, 1964.-с.10

8. Нурулло Касой. Мадориси «Низомия»-Тедрон, 1995.-с.137.

ОТРИЦАЛИ ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

«НИЗОМИЯ»

В статье исследуется обучаемые предметы и учебная программа для учебных центров-«Низомия» Низомулмулка в период правления Селджукидов.

Ключевые слова: Низомия, обучения, программа, преподовател, университет, учебниы центр, мадраса, наука.

EDUCATIONAL CENTER AND TEACHING STAFF OF «NIZOMIYA»

The article considers the learning subjects and studding programs of learning centers epoch of Saljuqids, which known by the name «Nizomiya» is discussed in this.

Keywords: Nizomiya, studding, program, tutor, university, learning centre, madrasah, science.

Сведения об авторе:

Садриддини Айниддин - преподователь Кургантюбинского государственного университета им. Носира Хусрава, тел.: +992988647676

About the author:

Sadriddini Ayniddin - teacher of the Kurgan-Tube State University named after Nosiri Khusrav.

ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ХОРЕЗМШАХОВ

Хусенов Ф.Р.

Худжандский государственный университета им. академика Б. Гафурова

Церемониал возведения на престол правителей Мавераннахра и Хорасана имеет давнюю историю. В проведение данного церемониала в разные эпохи под влиянием разных факторов происходила трансформация. Можно с уверенностью сказать, что церемониал возведения на престол была самым главным из дворцовых церемоний, так как именно после провидения данного церемониала власть правителя становилась легитимной. Цель нашего исследования, прежде всего более подробное раскрытие порядка проведение церемониала возведения на престол правителей из династии Хорезмшахов, а также выявление роли, значения и новшества появившееся в период правления династии Хорезмшахов.

Хорезмшахи, или Ануштегиниды (1097-1231) назначались правителями Хорезма сельджукидскими султанами и считались их вассалами. Как правило, наследник престола Хорезма воспитывался в Мерве, в столице Сельджукидов. Новому Хорезмшаху Сельджукиды по традиции отправляли почётные одежды и грамоту на управление Хорезмом.

Хорезмшах Атсыз (1128-1156) период своего правления приложил все силы, чтобы стать независимым от Сельджукидов. В 1133 г. халиф Багдада ал-Мустаршид (1118-1135) даже отправил Атсызу почётные одежды [2, с. 8]. Но это ещё не означало признания власти Атсыза халифатом. Целью аль-Мустаршида было укрепление союза с Хорезмшахом Атсызом против Сельджукидов, так как халифат вёл против них борьбу за восстановление политической власти Аббасидов.

В 1141 г. Хорезмшах Атсыз попросил у халифа ал-Муктафи (1136-1160) признания его независимым правителем Хорезма и других областей, которые он намеревался подчинить себе. Прошение Атсыза было удовлетворено, и халиф Багдада отправил ему почётные одежды, подарки и указ о признании его полновластным владыкой его земель с титулом султана. С этого

время Атсыз стал чеканить золотую монету со своим именем [2, с. 12-13].

Атсыз, которого большинство историков по праву считают основателем независимого государства Хорезмшахов, до конца жизни не смог обеспечить полную независимость Хорезма и в 1156 г. умер вассалом Сельджукидов.

После смерти Атсыза Хорезмшахом становится его сын Иль-Арслан (1156-1172). Когда умер Атсыз, Иль-Арслан находился в Хорасане, где заручился присягой эмиров и войска. Затем он отправился в Хорезм [3, с. 9-10]. Торжественное вступление на престол Иль-Арслана произошло 22 августа 1156 г. Первым его распоряжением было увеличение жалования войску и размеров наделов иктаъ [3, с. 10; 2, с. 32; 1, с. 395]. Такая политика Иль-Арслана была свойственна правителям, которые имели непрочные позиции у власти. Правители, с целью заручится поддержкою военной верхушки, в день возведения на престол раздавали им ценные дары и земельные надели. Увеличение жалования и раздача земельных наделов Иль-Арсланом свидетельствуют о том, что вначале правления его власть была непрочная.

Укрепив свою власть в Хорезме, Иль-Арслан отправил султану Санджару послание с выражением покорности и верности. Последний в свою очередь прислал Иль-Арслану указ (маншур) о признании его Хорезмшахом, а также почётные одежды [1, с. 395; 2, с. 32].

После смерти Иль-Арслана в 1172 г. по его завещанию на престол был возведён его сын Султаншах. Старший сын Иль-Арслана Текеш был правителем Дженда и находился там. Когда Текеш был вызван в Хорезм для принесения присяги новому Хорезмшаху, как того требовала этикет двора, он отказался прийти и не признал власть брата. Когда его хотели силой привезти в Хорезм, Текеш отправился к кара-китаям, заручился их поддержкой против Султаншаха и его матери, которая управляла страной от имени Султаншаха. Взамен на помощь кара-китаев Текеш обещал выплачивать им ежегодную дань. Когда Текеш с армией кара-китаев подошёл к Хорезму, Султаншах вместе с матерью бежали из Хорезма в Хорасан, а Текеш в понедельник 11 декабря 1172 г. овладел Хорезмом и официально занял престол Хорезмшахов [3, с. 11-12; 2, с. 3839; 1, с. 401]. Согласно сообщению Джувайни в честь Хорезмшаха Текеша (1172-1200) придворными поэтами были сочинены оды, которые в день его вступления на престол были прочитаны в торжественной обстановке [3, с. 12]. Нужно отметит, что в первоисточниках нет свидетельств о том, чтобы в честь предшественников Текеша в день коронации придворными поэтами прочитывались-бы стихи. В том числе, источники об участие придворных поэтов в церемониале возведения на престол в период правления Саманидов, Газнавидов и Сельджукидов, умалчивают. Но, нужно отметит, что в истории известно об участие поэтов в церемониале в честь назначения высокопоставленных чиновников государства, где в их честь они прочитывали хвалебные заранее сочиненные стихи. Например, в честь назначения визиря Масъуда Газнави (1030-1042) Ахмеда ибн Хасана придворным поэтом Фаррухи было прочитано заранее написанное хвалебное стихи [9, 304].

Хотя в 1172 г. на престол Хрезма вступил Текеш, его брат, закрепившись в Хорасане, в течение многих лет боролся за власть Хорезмшаха, тем самым оспаривая легитимность нахождения Текеша у власти. В этой борьбе удача была на стороне Текеша. Весной 1188 г. при посредничестве знатных людей и эмиров Хорасана между Хорезмшахом Текешем и его братом Султаншахом было заключено перемирие. Согласно перемирию, Текеш пожаловал Султаншаху Джам, Бахарз и Зир-Пул. Взамен Султаншах освободил находившихся у него в плену трёх сановников Текеша [2, с. 42].

После заключения перемирия с Султаншахом и признания им права Текеша на престол Хорезмшахов, Текеш объявил себя полновластным правителем и 4 июля 1189 г. в городе Радекан повторно провёл церемонию восшествия на султанский престол. Согласно Джувайни, торжества по этому случаю длились несколько дней, и по этому случаю придворные поэты читали панегирические стихи, посвящённые Хорезмшаху [3, с. 18].

В рассматриваемый период истории Хорезмшахи были единственной династией, власть которой даже после обретения её представителями независимости и могущества, не была признана халифатом. Предыдущие династии получив признания аббасидского халифа тем самым религиозно и политический легитимировали свою власть [5, с. 183-184]. Выше мы изложили факт, что в 1141 г. Хорезшаху Атсызу (1128-1156) халифом ал-Муктафи (1136-1160) была послана грамота на управление Хорезмом, а также почётные одежды, как этого требовали

традиции. Но в то время и до самой смерти Атсыз был вассалом Сельджукидов. Тем более после смерти Атсыза в церемонии возведения на престол Хорезмшахов не отмечалось участия послов халифа или признания власти преемников Атсыза халифатом, как это было при Саманидах, Газневидах или тех же Сельджукидах. Когда Хорезмшах Текеш в 1194 г. завоевал северозападный Иран, он мог бы заручиться поддержкой халифа и придать своей власти религиозную легитимность, как это делали предыдущие династии. Халиф ан-Насир даже отправил Текешу со своим визирем грамоту на владение, почётные одежды и подарки. Но военный отряд, сопровождавший визиря, по приказу Текеша был атакован [2, с. 55].

Решительный отпор Текеша действиям халифата историк Рашид ад-Дин объясняет тем, что до этого халиф требовал от Текеша передачи завоёванного им северо-западного Ирана халифату, на что Текеш ответил отказом. После этого халиф отправил к Текешу своего визиря с грамотой на управление, почётными одеяниями и дарами. Согласно Рашид ад-Дину, визиря сопровождали свыше 10 тысяч воинов - курдов и арабов. В этом сообщении Рашид ад-Дин явно намекает, что целью халифа было физическое уничтожение Текеша. Тем более, согласно тому же Рашид ад-Дину, визирь, прибыв в Астарабад1, послал Текешу извещение о своем прибытии и о цели прибытия. В этом извещении визирь также требовал, чтобы Текеш выехал ему навстречу и после встречи шёл пешим впереди его коня. В этих словах Текеш заподозрил обман и вместо себя отправил отряд, который и напал на сопроводительный отряд визиря халифа [4, с. 101-102].

Хорезшах Ала ад-Дин Текеш скончался 3 июля 1200 г., а его сын Мухаммад (1200-1220) вступил на престол 3 августа. Задержка вступления на престол Мухаммада была вызвана его соперничеством с сыном его брата Мелик-шаха Хинду-ханом, за права которого выступили гурцы, которым удалось овладеть некоторыми городами Хорасана [1, с. 413]. Рашид ад-Дин отмечает, что Мухаммад был посажен на престол после выполнения обряда оплакивания. Мухаммад, носивший до этого прозвище Кутб ад-Дин, принял титул своего отца Ала ад-Дин (Возвышение веры) [4, с. 138]. При этом вступление на престол Мухаммада происходило при стечении жителей Гурганджа и в присутствии вельмож и эмиров государства [2, с. 62].

Вступление на престол последнего Хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны произошло в скромной обстановке. Это было связано с нашествием монголов, когда Мухаммад Хорезмшах, бежав от них, укрылся на одном из островов Каспийского моря. До этого Мухаммад Хорезмшах благодаря вмешательству своей матери Туркен-хатун, минуя двух старших сыновей - Джалал ад-Дина Манкбурны и Рукн ад-Дина Гурсанджити, назначил наследником престола третьего сына, Кутб ад-Дина Узлаг-шаха, мать которого происходила из того же племени, что и Туркен-хатун [2, с. 129]. После того, как на острове усилилась болезнь Мухаммада Хорезмшаха и он узнал, что его мать попала в плен к монголам, шах вызвал трёх сыновей - Джалал ад-Дина Манкбурны, Узлаг-шаха и Ак-шаха, назначил Джалал ад-Дина наследником престола и обратился к сыновьям с наставлением, чтобы они были послушны и верны Джалал ад-Дину. По словам ан-Насави, на пояс Джалал ад-Дина Мухаммад Хорезмшах собственноручно повесил свой меч [7, с. 100; 8, с. 95].

Если предыдущие династии послов аббасидского халифа принимали в торжественном обстановке [6, с. 22-27], то Хорезмшахи, в особенности Мухаммад Хорезмшах принимал послов аббасидского халифа в скромном обстановке и обращался с ними неуважительно. Например, ан-Насави сообщает о прибытии посла халифа, о котором ему рассказал посол Хорезмшаха кадий Муджир ад-Дин Умар ибн Саъд ал-Хорезми, которого в своё время Мухаммад Хорезмшах несколько раз посылал послом в Багдад. После очередного его посольства, когда в Багдаде отказались выполнить требования Мухаммада Хорезмшаха, в качестве ответного посла его сопровождал шейх Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, который должен был удержать Хорезмшаха от его намерений. Сообщая о том, как не по достоинству был принят аббасидский посол Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, ан-Насави приводит слова кадия Муджир ад-Дина: «.. .когда тот прибыл к султану, то его высокое положение и значение, его превосходство над шейхами века по его достоинствам требовало, чтобы он был отмечен (большим) уважением и почётом по сравнению с другими послами, прибывшими к султану от имени дивана». Но

1 Средневековый город иранского Курдистана, между Хамаданом и Кенговером на пути из Хорасана в Багдад

Шихаб ад-Дин стоял во дворе, ожидая приёма. По разрешению Хорезмшаха аббасидский посол вошёл на приём. После прений аббасидский посол предложил рассказать хадис, как этого требовал тогдашний обычай. Мухаммад Хорезмшах разрешил ему это, и, чтобы выслушать хадис, опустился на колени. Но даже после того, как послом был рассказан хадис, Хорезмшах всё же остался при своём мнении [7, с. 55-56; 8, с. 51-52].

Последний представитель династии Хорезмшахов, Джалал ад-Дин Манкбурны, приложил все усилия, чтобы наладить отношения с халифатом. К этому его подтолкнула беда, которая постигла государство Хорезмшахов, а именно - нашествие монголов. Потеряв Хорезм, Мавераннахр, территорию нынешнего Афганистана и Хорасан, Джалал ад-Дин направился в Багдад с мыслью о том, что халиф ан-Насир поможет ему в войне против монголов. Но халиф ан-Насир помнил обиды, нанесённые ему отцом и дедом Джалал ад-Дина, и поэтому направил против Джалал ад-Дина 20-тысячную армию [4, с. 241].

После многолетнего обмена посольствами в 1230 г. власть Джалал ад-Дина была признана халифом, в честь которого был проведен специальный церемониал облачения в почётные одежды, посланные халифом, как это делалось во времена предыдущих династий. Джалал ад-Дин стал единственным независимым правителем из династии Хорезмшахов, власть которого была признана халифатом. После нескольких обменов посольствами халиф аз-Захир (1225-1226) согласился признать власть Джалал ад-Дина и отправил ему с послами почётные одежды. Но когда послы прибыли к Джалал ад-Дину, пришла весть о смерти халифа аз-Захира, и поэтому почётные одежды были возвращены в Багдад [7, с. 218]. Новый халиф Мустансир (1226-1242) согласился признать власть Джалал ад-Дина с условием, что он не будет требовать подчинения себе правителей Мосула, Ирбила, Джибаля и Шихаб ад-Дина Сулейман-шаха - правителя туркмен, а будет считать эти владения владениями халифа. Также халиф требовал восстановления упоминания имени халифа Багдада во время пятничных молитв во всех владениях Джалал ад-Дина1. Джалал ад-Дин согласился на все условия, предъявленные халифом, и отдал приказ о том, чтобы во всех его владениях во время пятничной молитвы упоминали имя халифа Мустансира [7, с. 235].

После того, как Джалал ад-Дин согласился на все требования халифа, халиф вручил его послу в Багдаде верительную грамоту на имя Джалал ад-Дина и сопроводил его двумя своими послами - Фалак ад-Дином ибн Сункур ат-Тавилом («Длинный») и Саъд ад-Дином ибн ал-Хасаном ал-Хаджибом. С послами были отправлены подарки. Послы халифа были приняты Джалал ад-Дином в Хилате, когда он был занят его осадой. По словам ан-Насави, в день приёма послов халифа Фалак ад-Дин на коне проехал через коридор, и в это время играли на трубах. Другой посол, Хасан ал-Хаджиб, служил ему в качестве хаджиба, следуя этикету [7, с. 237-238; 8, с. 230].

Ан-Насави подробно перечисляет прибывшие дары, состоявшие из следующих вещей:

«1.Два набора почётных одежд для султана. Один из них включал джуббу, чалму и индийский меч с разукрашенной перевязью. Другой состоял из кафтана (кабаъ), шапки (кумма), верхнего платья (фарджнййа), караджульского меча, украшенного золотом, с поясом, сплошь украшенным динарами, и драгоценным, богато унизанным ожерельем.

2.Два скакуна со сбруей, седлами и бунчуками, самыми красивыми, какие бывают, и восемь подков, прибитых к их копытам во время их передачи, весом каждая в сто динаров.

З.Золотой щит, инкрустированный редкими самоцветами: всего там был сорок один камень - двадцать яхонтов, двадцать бадахшанов и один большой камень бирюзы.

4.Тридцать коней - арабских скакунов, которые были покрыты попонами из византийского атласа, подбитыми атласом багдадским. Все лошади имели шёлковые поводья, и на каждой было нанизано по шестьдесят халифских динаров.

5.Тридцать или двадцать мамлюков, вооружённых, на своих конях.

6.Десять гепардов с атласными накидками и золотыми ожерельями.

7.Десять соколов, увенчанных колпачками с маленькими жемчужинами.

8.Сто пятьдесят свертков (бокча), в каждом из которых было по десять комплектов платья.

1 Мухаммад Хорезмшах своё время отдал приказ не упоминать имени халифа во время пятничных молитвах

9.Пять шаров из серой амбры, оправленных золотом.

10.Дерево алоэ (уд), длиной в пять или шесть локтей, которое переносили двое мужчин.

11.Четырнадцать почётных даров для ханов. Все они состояли из коней со сбруей и

бунчуком, золотых подпруг и тифлисских застёжек (какбабиш ат-тифлисия).

12.Тридцать комплектов одежды для эмиров: каждый комплект состоял только из кафтана и шапки. Набор одежды для Шараф ал-Мулька состоял из чёрной чалмы, кафтана, фарджийи, индийского меча, двух шаров амбры, пятидесяти рубашек и мулицы.

13.Двадцать комплектов одежды для чинов (султанского) дивана. Каждый комплект состоял из джуббы и чалмы» [7, с. 238-239; 8, с. 230-231].

Во время приёма посла халифа список перечисленных даров и кому они были предназначены, был прочитан личным секретарём Джалал ад-Дина Шихаб ад-Дином ан-Насави. По словам ан-Насави, посол халифа хотел, чтобы султан посетил шатёр, где находились привезённые дары, и там облачился в почётные одеяния. Но Джалал ад-Дин приказал, чтобы поставили шатёр близ султанской сокровищницы, куда и перенесли одежды. В течение дня Джалал ад-Дин дважды подъезжал к шатру и облачился в обе почётные одежды, а после него их стали надевать и остальные [7, с. 239; 8, с. 232].

Изученные материалы показывают, что традиция возведения на престол нового Хорезмшаха в целом сохранял преемственность. Таким образом, проведение церемонии возведения на престол, прежде всего, имело политический характер. Местные дворы получали религиозную и политическую легитимацию своей власти путём признания халифом Багдада, но династия Хорезмшахов имела открыто враждебную отношению к халифату и за исключением последнего Хорезмшаха Джалал ад-Дина, другие представители этой династии не были признаны халифатом. Церемония возведения на престол нового Хорезмшаха согласно традиции проводилась после завершения обряда оплакивания умершего правителя, которая в соответствии канонам ислама проводился в течение трёх дней. Во время церемонии возведения на престол новому правителю присягали войска, вельможи, а затем народ.

В день церемониала возведения на престол новый правитель по традиции одаривал придворных, а также военачальников драгоценными подарками, а в некоторых случаях присваивал им высокие чины. В период правления династии Хорезмшахов в этот день устраивали пышные приёмы, где придворные поэты читали заранее сочинённые стихи, восхваляющие нового Хорезмшаха.

На наш взгляд проведения дорогостоящего церемониала возведения на престол, когда новый правитель с целью заручиться поддержкою двора, прежде всего военной аристократии дарил им дорогостоящие подарки, а также земельные надели, в истории Мавераннахра и Хорасана имела негативные последствия. После таких церемоний казна опустошался, а во многих случаях военачальники требовали еще больше привилегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Т.1./В.В. Бартольд. - М.: ИВЛ, 1963.-761 с.

2. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов - Ануштегинидов (1097-1231)./З.М. Буниятов. -М.: Наука, 1986. -248 с.

3. Джувайни А. История завоевателя мира. Том II. (на перс. яз.)/А. Джувайни. -Тегеран: Завор, 1392. -420с.

4. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I, книга вторая / Рашид ад-Дин. -М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952. -316 с.

5. Хусенов, Ф.Р. Церемониал коронации при Газневидском дворе и описание убранства их дворца / Ф.Р. Хусенов//Учёные записки. -№2 (39). -Худжанд, 2014. -С.183-192.

6. Хусенов Ф.Р. Церемониалы встреч и проводов послов аббасидских халифов при Газневидах / Ф.Р. Хусенов // Вестник ТГУПБП. -№2 (63). -Худжанд, 2015. -С.22-27.

7. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны: перевод с арабского, предисловие, комментарии, примечания и указатели З.М. Буниятова. -Баку: Элм, 1973. -450с.

8. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны): перевод с арабского, предисловие, комментарии, примечания и указатели З.М. Буниятова. -М.: ИВЛ, 1996.-798 с.

9. Фаррухи Систани. Диван хакима Фаррухии Систани. -Тегеран: Заввора, 1371. -524 с.

ЦЕРЕМОНИАЛ ВОЗВЕДЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ХОРЕЗМШАХОВ

В статье автор на основе изучения средневековых источников, в частности, Джувайни,

Рашид ад-Дина и ан-Насави, а также современных авторов анализирует историю церемониала возведения на престол правителей из династии Хорезмшахов. В частности автор делает акцент на происшедшем изменение в отношении аббасидского халифата представителями династии Хорезмшахов, так как их власть не признавалось халифатом. Отмечается, что придворные поэты стали участвовать в церемониале возведения на престол именно в период правления Хорезмшаха Текеша. Освещено история борьбы представителей династии Хорезмшахов за власть верховного правителя. Показано значение и торжественный характер проведения церемониала возведения на престол. Отмечается негативные последствия проведения дорогостоящего церемониала возведения на престол.

Ключевые слова: династия Хорезмшахов, церемониал возведения на престол, принесения присяги, панегирические стихи, придворные, аббасидский халиф.

ENTHRONEMENT CEREMONY OF KHOREZMSHAHS

In the article the author analyzes the history of the ceremonial of the rulers of the Khorezmshah dynasty based on the study of medieval sources, in particular, Juvaini, Rashid ad-Din and an-Nasavi, as well as contemporary authors. In particular, the author emphasizes the change in relation to the Abbasid caliphate by the representatives of the dynasty of Khorezmshah, since their authority was not recognized as a caliphate. It is noted that the court poets began to participate in the ceremonial erection of the throne during the reign of Khorezmshah Tekesh. The history of the struggle of representatives of the dynasty of Khorezmshahs for the power of the supreme ruler is highlighted. The significance and solemn nature of the ceremonial of the enthronement is shown. The negative consequences of carrying out an expensive ceremonial of the enthronement are noted.

Key words: dynasty of Khorezmshahs, ceremonial of enthronement, taking oath, panegyric verses, court, Abbasid caliph.

Маълумот дар борам муаллиф:

Хусенов Фаррух Рахцмович, муаллими кафедраи таърихи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail:_farrukh 2522@mail.ru

Сведения об авторе:

Хусенов Фаррух Рахимович, преподаватель кафедры Всеобщей истории факультета истории и права Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: farrukh 2522@mail.ru

About the author:

Husenov Farruh Rahimovich, the teacher of the Chair of General History of Khujand State University named aftar academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:_farrukh 2522@mail.ru

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИОТЕК ТАДЖИКИСТАНА В 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Мухидинов С. Р., Раджабова С. С.

Таджикский государственний институт искусств и культуры им М. Турсун-заде

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) нанесла огромный урон народному хозяйству и культуре советской страны. Значительно пострадала в годы войны и Таджикская республика. Немаловажное значение в послевоенном восстановлении страны имели культурно-просветительные учреждения, в том числе библиотеки. «В годы войны библиотечная сеть сильно сократилась. Книжные фонды многих библиотек износились, значительное количество книг, а иногда целые библиотеки были переданы воинским частям и госпиталям. Поэтому сразу после войны началась работа по восстановлению сети библиотек в республике и их книжного фонда» [5, 219].

В данной статье мы попытаемся с историографическим подходом рассмотреть важнейшие вопросы, касающиеся восстановления и развития деятельности библиотек республики в 50-х годах ХХ века. В данной статье историографический анализ осуществлен согласно строгим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.