Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
99
нарушений у подростков с РОНПР и может быть рекомендован для широкого применения в повседневной практике. И хотелось бы, чтобы данный препарат включили в перечень гарантирования объема медицинских услуг для амбулаторного лечения.
Литература
1. Э.Г. Эйдемиллера Учебник «Детская психиатрия» 2005 г.
2. А.Е Личко «Подростковая психиатрия». 1985 г.
3. Журнал «Психиатрия, психотерапия и наркология» 2008 г
4. «Справочник Видаль» 2008 г. 5 издание.
Цераксон в коррекции нейрологических нарушений у детей с острым лейкозом
Кенжегулова Р.Б., Лепесова М.М., Сайдильдаева Ж.А. РНЦПППН, Алматы, Казахстан
Благодаря успехам онкологии в последние десятилетия увеличилась жизнь детей с онкологическими заболеваниями, а у значительной части их удалось добиться выздоровления. Особенно это касается одного из самых распространенных в детском возрасте вариантов опухолевых процессов- лейкоза, что связано с внедрением высокоинтенсивных программ химиотерапии. В тоже время введение химиотерапии привело к токсическим побочным эффектам на органы и системы, в том числе в первую очередь на нервную систему.
Общепринятых схем лечения нейротоксичности в настоящее время нет, терапия, как правило, эмпирическая (сосудистые и ноотропные препараты, средства, улучшающие тканевой обмен, блокаторы кальциевых каналов, антихолинэстеразные средства, витамины, ненаркотические анальгетики, психотропные средства и др.).
Перспективным в настоящее время в этом отношении является нейропротектор нового поколения, препарат австрийской фирмы Цераксон, сочетающий в своем спектре действия нейромедиаторные, нейрометаболические и вазотропные эффекты. Цераксон является аналогом эндогенного цитиколина-естественного вещества, которое присутствует во всех клетках организма. Его эффективность доказана многочисленными клиническими исследованиями. Цераксон служит донором холина в процессах синтеза ацетилхолина и является незаменимым метаболитом в биосинтезе фосфолипидов - основных компонентов клеточных мембран.
Для коррекции неврологических нарушений и нарушений когнитивных функций у детей с ОЛ на фоне полихимиотерапии было выбрано 32 детей получавших цераксон. Цераксон дети получали по 500 - 1000 мг в/в № 10. Для контроля было взято 28 детей того же возраста, которым проводилось неврологическое лечение стандартными ноотропами - пирацетамом. Пирацетам назначался в средней суточной дозе 800-1200мг/сут в/в струйно, курс лечения 10 дней.
Детям основной и контрольной группы проводились: неврологический осмотр, обследование ЭЭГ, тестирование по таблицам Шульте.
Дети основной и контрольной группы предъявляли жалобы на головные боли (100%) и мышечную слабость (45%). Кроме того, некоторые дети предъявляли жалобы на повышенную потливость (25%), тремор рук (15%), нарушение поведения (25%) и беспокойный сон (15%). На ЭЭГ у 65,6% детей основной и у 60,7% детей контрольной группы отмечались изменения биоэлектрической активности, диффузные изменения чаще были средней степени выраженности (31,2% и 28,6%), очаговые изменения регистрировались в виде билатеральной синхронизации (18,7%). Также было изучено влияние препаратов на когнитивные функций при помощи таблицы Шульте. Психологическое
тестирование показало нарушения когнитивных функций в виде снижения зрительной памяти, внимания, повышенную утомляемость у детей обоих групп, на выполнение задания в среднем уходило 75-85 мин. Таким образом, частота неврологических симптомов и изменений биопотенциалов мозга у обеих групп до лечения было примерно одинаковым. Все дети были исследованы до лечения и через 3 месяца после лечения.
Обследование детей через 3 месяца показало, что в основной группе уменьшилось количество детей с головными болями (40,6%), уменьшилась мышечная слабость (18, %). Проведенное лечение оказало влияние на вегетативные процессы - у детей уменьшился локальный и общий гипергидроз, на подкорковые образования - уменьшился тремор рук. На ЭЭГ у детей основной группы через 3 месяца изменения уменьшились, увеличилось количество детей с нормальной ЭЭГ (59,4%), диффузные изменения чаще были легкой степени выраженности (18,7%), количество детей с билатеральной синхронизацией уменьшилось (6,2%). Данные психологического тестирования детей при помощи таблицы Шульте через 3 месяца показали хорошие результаты, дети затрачивали на выполнение каждой таблицы в среднем 42-43 секунды, уровень психической устойчивости и врабатываемости был меньше единицы. Таким образом, влияние цераксона и нейромультивита подтвердилось при обследовании детей основной группы.
В контрольной группе через 3 месяца после лечения также отмечались положительные сдвиги в клинической картине, но они были не выражены, незначительны, головные боли сохранялись у 78,6% детей, мышечная слабость у 32,1%. Исследование биоэлектрической активности мозга у детей контрольной группы через 3 месяца показало незначительные изменения, нормальная ЭЭГ была у 39,3% детей, диффузные нарушения были чаще средней степени (17,9%), сохранялись очаговые изменения в виде билатеральной синхронизации (14,3%). Результаты нейропсихологического тестирования не выявили у детей контрольной группы положительной динамики, дети затрачивали на выполнение каждой таблицы большее количество времени, чем дети основной группы, у них отмечалась быстрая истощаемость.
Таким образом, можно сделать вывод, что цераксон и нейромультивит положительно влияют на все звенья нервной системы (центральную, периферическую, вегетативную), на когнитивные функции, на поведенческие реакции и на биоэлектрическую активность мозга. Комплексное действие цераксона и нейромультивита вызывает быстрое и длительное улучшение в неврологическом статусе больного. Пирацетам также оказывал благотворное действие на нервную систему, но действие его было замедленным, через 3 месяца и степень положительного влияния был меньше, чем от применения цераксона и нейромультивита.