Научная статья на тему 'Цепочка ассоциаций как лингвометодическая категория'

Цепочка ассоциаций как лингвометодическая категория Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
889
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ / ASSOCIATION CHAIN / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ГЕШТАЛЬТ / SEMANTIC GESTALT / ЕДИНИЦА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING UNIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Онякова Анна Леонидовна, Ружицкий Игорь Васильевич

В статье представлена возможность рассмотрения цепочки ассоциаций в качестве единицы обучения (целевая аудитория иностранные студенты второго сертификационного уровня владения русским языком и выше). Приводятся примеры выявленных на материале художественных текстов (рассказов А. Варламова) и данных Русского ассоциативного словаря константных цепочек ассоциаций, показываются варианты их применения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Онякова Анна Леонидовна, Ружицкий Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Association chain as a linguistic and methodological category

The paper presents the possibility to use the association chain as a teaching unit for upper-intermediate learners of Russian. It gives examples of association chains found out in fiction texts (alexey Varlamov's short stories) and taken from the Russian associative Dictionary, and shows how to use the data obtained in teaching.

Текст научной работы на тему «Цепочка ассоциаций как лингвометодическая категория»

А.л. онякова, и.в. ружицкий

УДк 81'23

цепочка ассоциации как лингвометодическая категория

В статье представлена возможность рассмотрения цепочки ассоциаций в качестве единицы обучения (целевая аудитория - иностранные студенты второго сертификационного уровня владения русским языком и выше). Приводятся примеры выявленных на материале художественных текстов (рассказов А. Варламова) и данных Русского ассоциативного словаря константных цепочек ассоциаций, показываются варианты их применения в учебном процессе.

Ключевые слова: языковое сознание, цепочка ассоциаций, семантический гештальт, единица обучения.

Anna L. onyakova, Igor V. Ruzhitskiy

association chain as a linguistic and methodological

category

The paper presents the possibility to use the association chain as a teaching unit for upper-intermediate learners of Russian. It gives examples of association chains found out in fiction texts (Alexey Varlamov's short stories) and taken from the Russian Associative Dictionary, and shows how to use the data obtained in teaching.

Keywords: language consciousness, teaching unit, association chain, semantic

gestalt.

В круг проблем, изучаемых в психолингвистике, входит вопрос о том, в каком виде язык представлен в сознании человека. Научные исследования, посвященные данному аспекту, могут иметь практический выход в преподавание иностранных языков, это позволяет применять последние достижения современных междисциплинарных исследований в практике обучения неродному языку, в том числе русскому как иностранному (далее - РКИ). Настоящая работа имеет своей целью показать, как психолингвистические представления о способе существования языка в человеческом сознании используются в методическом приложении, а именно - при определении того, что можно считать единицей обучения.

Исходя из актуального на сегодняшний день коммуникативно-деятельностного подхода, в преподавании за единицу обучения принимаются речевые действия (речевые единицы), которые могут реализовываться в различных формах. В качестве основной речевой единицы большинство исследователей предлагают рассматривать текст (как конечный результат речевой деятельности), а также высказывание, на уровне которого прослеживается взаимосвязь фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса (см. [Московкин, Щукин 2010: 127, 134]). Основным организующим такие единицы элементом выступает предложение. Роль речевых единиц могут выполнять и лексические единицы (слова, лексикализованные слово-

сочетания и т.д.), свободные словосочетания, фразы, сверхфразовые единства (см. [Пассов 2013: 235]). Существуют подходы, в которых за единицу обучения принимается упражнение, хотя в данном случае уместнее было бы говорить о форме презентации учебного материала.

Однако нельзя не отметить тот факт, что и текст, и высказывание, и предложение представляют собой некий фрагмент информационного пространства, облеченный в форму, необходимую и достаточную для его восприятия носителями языка в соответствии с определенными морфологическими и синтаксическими правилами данного языка. Если говорить о формальном аспекте, то обучение иностранцев РКИ на уровне выше второго сертификационного предполагает углубленное изучение уже знакомых студентам грамматических структур. В отношении же «информационной» составляющей (другими словами, лексического наполнения речевой единицы) складывается ситуация, когда учащимся не хватает знания только сочетаемости слова и его вхождения в ту или иную лексико-семантическую группу для адекватного восприятия и порождения аутентичного текста. Большую значимость приобретают такие типы связей между словами, как прагматические и фоновые, которые в совокупности с синтагматическими и парадигматическими образуют ассоциативное поле данного слова.

Существуют и другие причины, обусловливающие необходимость поиска единиц обучения нового типа. В связи с этим обратимся к понятию «языковое сознание», которое вошло в научный обиход, в частности, в психолингвистические исследования, сравнительно недавно. Этим термином в общем смысле обозначаются вербализуемые средствами национального языка результаты ментальной деятельности человека (см. [Овчинникова 2008]).

Методический аспект изучения настоящего феномена предполагает, что именно живое языковое сознание носителей языка, а также изучающих русский язык иностранных студентов должно являться базисом, опорой в практике преподавания РКИ. Обращение к живому языковому сознанию отвечает принципам функциональности и ситуативно-тематической организации материала, позволяет избежать искусственности при составлении учебников и учебных пособий, приводящей к появлению некоммуникативных примеров, неаутентичных текстов и т.п.

Для целенаправленного исследования структуры и содержания языкового сознания применяются особые методы его вербализации. В ходе исследований, проведенных отечественными и зарубежными психолингвистами (Ю.Н. Карауловым, Ю.А. Сорокиным, Е.Ф. Тарасовым, Н.В Уфимцевой, Дж. Кишем, Дж. Дизом и др.), было выдвинуто положение о том, что языковое сознание представляет собой совокупность ассоциативных структур (ассоциативных полей), которые могут быть выявлены в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента. Полученные в результате данные содержатся в ассоциативных словарях того или иного языка, отображающих сознание в его усредненном состоянии (см. [Уфимцева 2013: 235]).

Ассоциативное поле трактуется как совокупность слов-реакций на слово-стимул. В его структуре традиционно выделяются ядро и периферия. Ядром поля, на наш взгляд, следует считать цепочку ассоциаций, которая рассматривается как единица языкового сознания, с одной стороны, и как предлагаемая в настоящей работе единица обучения - с точки зрения методики преподавания РКИ.

Сопоставим термины «цепочка ассоциаций» и «ассоциативный ряд». Последний обычно используется в работах по психолингвистике вслед за А.Н. Леонтьевым (см. [Леонтьев 1983]), который трактует его как «некоторое органичное целое» (курсив А.Н. Леонтьева), в котором «каждое звено не только связано с двумя ближайшими соседними звеньями, но и непосредственно определяет как последующее, так и предыдущее звено, будучи в свою очередь само определено общей структурой ряда» [Леонтьев 1983: 71]. Другие исследователи понимают ряд ассоциаций как «цепочку, звеньями которой являются не только слова, но и целые высказывания и тексты» [Попова 2006: 69]. Из представленных определений можно вывести по крайней мере два свойства ассоциативного ряда: это ограниченное целое, элементы которого взаимосвязаны между собой. С учетом названных свойств, а также в целях решения конкретных методических задач, поставленных в данной статье, использование термина «цепочка ассоциаций» представляется более целесообразным.

Понятие «цепочка ассоциаций» (см., например, [Ружицкий 2011]) сближается по своему содержанию с термином «семантический гештальт», введенным Ю.Н. Карауловым, в том случае, когда речь идет о национально-обусловленных характеристиках данной единицы. Под семантическим гештальтом понимается особая структура ассоциативного поля, которая определяет отношения языка и действительности и задает «вполне определенный, целостный "образ" фрагмента, "кусочка" реальности, стоящей за тем или другим ассоциативным полем» [Караулов 2015: 19]. Использование национально-окрашенных цепочек ассоциаций в практике преподавания РКИ поможет проводить сопоставление языкового сознания носителей русского языка и представителей иных культур, что, в свою очередь, благоприятно скажется на формировании билингвальной личности учащегося.

Процесс выявления цепочек ассоциаций требует отдельного рассмотрения. Представляется возможным назвать как минимум два типа печатных источников, на материале которых производится настоящая процедура. С одной стороны, это ассоциативные словари (содержащие данные ассоциативного эксперимента), обращение к ним означает работу с непосредственно представленными словами-стимулами и словами-реакциями. Такие словари позволяют выделить значимые в некотором лингвокультурном сообществе ассоциативные поля определенного слова-стимула. С другой стороны, ассоциативные цепочки реконструируются на основе текстов, т.е. текст, прежде всего художественный, становится материалом для их выявления.

При описании входящих в цепочку ассоциаций элементов проведем аналогию с терминами, которые применяются в ассоциативном эксперименте, и сопоставим ее составляющие с понятиями «стимул» и «реакция».

Выявление цепочек ассоциаций на материале текстов начинается с поиска отношений, в которые вступает слово, выполняющее функцию стимула, со словами, функционирующими в качестве реакций. Для этого в обозначенном фрагменте текста выделяется слово с функцией стимула и производится поиск синтагматически связанных с ним лексических единиц. Простейший пример такой связи: книга -читаю. Далее рассматриваются эпидигматические отношения, которые отражают словообразовательные возможности слова, выступающего в роли стимула. На следующем этапе выявляются слова, связанные парадигматическими отношениями

со словом, функционирующим в качестве стимула. Парадигматические отношения могут иметь как характер непосредственной связи (книга - журнал), так и связи «через одно слово», к примеру, родовой термин: книга - (печатная продукция) -визитка. Далее рассматриваются прагматические отношения, в которых отражается оценка явления действительности, обозначенного словом, выступающим в качестве стимула. Завершает данную процедуру установление фоновых связей. В конце производится выборка из лексических единиц, функционирующих в качестве реакций, результатом которой должна стать цепочка ассоциаций, отражающая целостный «образ» фрагмента действительности.

Следует обратить внимание на то, что слово, выполняющее функцию стимула, может входить в цепочку ассоциаций наряду со словами, функционирующими в качестве реакций. Для иллюстрации данного положения приведем пример цепочки ассоциаций, самостоятельно составленной японским учащимся (базовый уровень владения русским языком): РОССИЯ - казак - балет - Путин (слово «казак» использовалось как название казачьего танца). Лексическая единица, выполняющая функцию стимула - РОССИЯ, - включена в цепочку ассоциаций по той причине, что она становится связующим звеном для первого и последнего элементов ряда слов, выступающих в роли реакций. Таким образом, в указанном выше примере РОССИЯ является словом-стимулом для появления слова-реакции казак, а последний элемент Путин, в свою очередь, замыкает цепочку, образуя ассоциативную связь с ее первым звеном. В итоге формируется замкнутое целое, элементы которого оказываются связанными не только со словом (или словосочетанием), выполняющим функцию стимула, но и между собой.

В качестве материала для иллюстрации изложенных теоретических положений используются тексты рассказов А. Варламова, а также данные Русского ассоциативного словаря (см. [РАС 1994-1997]). Ниже приводятся фрагменты рассказа А. Варламова и выявленные на этом материале цепочки ассоциаций:

Она часто говорила об этом с Юлией Николаевной и последней уходила из массивного профессорского дома на Ленинском проспекте. Юлия казалась ей идеалом женщины. Она рассказывала своей ученице про запрещенных писателей, давала неопубликованные или очень редкие книги стихов, Марианна читала их запоем и твердила наизусть строчки, которые не входили ни в школьную, ни в университетскую программы. Она жадно всё впитывала, запоминала, стремительно взрослела и начинала понимать, что ее знаменитый дед пишет плохие стихи, в которых нет ни ума, ни чувства, а только ловкость, но, когда однажды сказала об этом Юлии Николаевне, та покачала головой.

Цепочка ассоциаций: ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ - рассказывать ученице - профессорский дом - давать неопубликованные/очень редкие книги стихов -читать запоем - твердить наизусть - не входят в школьную/университетскую программы - жадно впитывать - запоминать.

В следующем примере слово, выполняющее функцию стимула, не входит в текстовый материал, оно восстанавливается как обозначение представленной ситуации.

Мы еще немножко выпили и легли спать. А наутро взяли резиновую лодку, сели в электричку и поехали на Оку под Серпухов. Ока кишела рыбой, но, сколько

я ни закидывал спиннинг, у меня не брало. Палатки у нас с собой не было, мы спали под открытым небом, варили макароны с тушенкой, слушали соловьев, а на другой день, когда плыли метрах в пятидесяти от левого берега Оки, Норвегов увидел барахтающегося в воде попугая.

Цепочка ассоциаций: РЫБАЛКА - резиновая лодка - поехать на Оку на электричке - кишеть рыбой - закидывать спиннинг - не брало - палатка - спать под открытым небом - варить макароны с тушенкой - слушать соловьев.

Фрагмент рассказа, представленный ниже, также не содержит лексической единицы, выступающей в качестве стимула.

Потом мы разбредались по двое по разным концам деревни, стучались в дома к старикам и старухам и спрашивали их о народных поверьях, нечистой силе, ведьмах, колдунах, о том, как раньше играли свадьбы, как хоронили, рожали, праздновали праздники, сажали пшеницу и убирали урожай. Старухи отвечали, что помнили, их ответы мы записывали в тетради или на магнитофон, а вечерами собирались в большой комнате, переписывали собранное на карточки, ужинали, немножко выпивали и выясняли, в каком доме лучше накормили. Карпатские хозяйки были гостеприимны, и внимание приезжих им льстило, тем более что часто спрашивающий и отвечающий менялись местами и образованные студентки рассказывали бабкам о похоронном обряде такие подробности, каких те и не слыхали.

Цепочка ассоциаций: СОБИРАТЬ ФОЛЬКЛОР - стучаться в дома - старики и старухи - спрашивать - народные поверья - нечистая сила - ведьмы - колдуны - как играли свадьбы - хоронили - рожали - праздновали - убирали урожай

- отвечать - помнить - записывать в тетради/на магнитофон - вечер - собираться - переписывать - выпивать.

Выявленные на материале текстов А. Варламова цепочки ассоциаций отражают индивидуальное, авторское восприятие определенных явлений (в данном случае - творчество запрещенных официальной советской властью писателей, рыбалку и собирание фольклора). В качестве единицы обучения такие цепочки можно вводить только для того, чтобы изучать творчество А. Варламова и говорить о его произведениях. В целях иллюстрации коллективного представления данных явлений должны использоваться материалы ассоциативного словаря и тексты разных авторов.

Ниже в качестве примера приводятся цепочки ассоциаций, составленные на основе данных РАС. Словами, выполняющими функцию стимулов, являются СТИХОТВОРЕНИЕ, РЫБАЛКА и ФОЛЬКЛОР.

СТИХОТВОРЕНИЕ - Пушкина - поэма - Лермонтов - выучить Маяковского - Есенина - памятник - учить наизусть

РЫБАЛКА - удочка - уха - водка - летняя - зимняя - улов - комары - ножницы - пьянка - червяк

ФОЛЬКЛОР - народный - музыка - песня - петь - балалайка - ложки - быль

- сказка - частушка

На практических занятиях по преподаванию РКИ цепочки ассоциаций могут быть использованы как самостоятельно, так и в виде основы для создания упражнений, а также стать конституирующим звеном при составлении учебного текста. В различного рода игровых заданиях данная единица выступает в качестве само-

стоятельного элемента для анализа: Восстановить слово, функционирующее в качестве стимула по предложенным словам, выполняющим роль реакций; Дополнить недостающее звено в цепочке ассоциаций; Сопоставить слова, функционирующие в качестве реакций и входящие в ассоциативную цепочку у русских и у учащихся (представителей иных культур). Некоторые цепочки ассоциаций могут быть предложены для запоминания, при условии если они дают полное и законченное представление о специфике национального менталитета, о реалиях страны изучаемого языка, об особенностях восприятия тех или иных явлений русскими и т.д.

Ниже приводятся примеры заданий с использованием представленного практического материала. Задание № 1 рассчитано на студентов первого сертификационного уровня владения русским языком, остальные упражнения - на студентов-филологов, начиная со второго сертификационного уровня. Выбор целевой аудитории осуществлялся в соответствии со спецификой иллюстрируемых данными цепочками ситуаций.

Задание 1. Прочитайте цепочки ассоциаций (составлены на основе рассказа А. Варламова «Попугай на Оке» и Русского ассоциативного словаря). Что нового вы узнали о рыбалке в России? Объясните значение кишеть рыбой, не брало. Сравните рыбалку в России и рыбалку в вашей стране. Напишите эссе на эту тему.

РЫБАЛКА - резиновая лодка - поехать на Оку на электричке - кишеть рыбой - закидывать спиннинг - не брало - палатка - спать под открытым небом - варить макароны с тушенкой - слушать соловьев.

РЫБАЛКА - удочка - уха - водка - летняя - зимняя - улов - комары - ножницы - пьянка - червяк.

Задание 2. На основе предложенной ассоциативной цепочки восстановите исходное слово (слово-стимул). Какие поэты наиболее популярны в России? Прокомментируйте появление слова памятник в данной цепочке. В вашей стране в школе учат стихотворения наизусть? Каких поэтов? Можете ли вы вспомнить/рассказать одно из таких стихотворений?

- памятник - учить наизусть.

Задание 3. На основе предложенной цепочки ассоциаций постарайтесь понять, о каком явлении идет речь. Скажите, в какой период данное явление существовало в СССР? Каких запрещенных в эти годы писателей (поэтов) вы можете назвать? Расскажите об этом явлении, опираясь на данную цепочку ассоциаций, при необходимости используя дополнительные источники.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ - профессорский дом - неопубликованные/ очень редкие книги стихов - читать запоем - твердить наизусть - не входят в школьную/университетскую программы - жадно впитывать.

Задание 4. Прочитайте фрагмент рассказа А. Варламова «Чоловик». Сравните составленную на основе данного текста и Русского ассоциативного словаря цепочки ассоциаций. Расскажите, какие сходства и различия в представлении о фольклоре можно отметить, если сравнивать простого носителя языка и специалиста-филолога.

Расскажите о фольклоре в вашей культуре. Какие известные произведения устного народного творчества вы можете назвать? Напишите эссе на тему «Фольклор в России и в моей стране».

Пушкина - поэма - Лермонтов - выучить Маяковского - Есенина

В качестве материала для задания предлагается приведенный выше отрывок из произведения А. Варламова, а также следующие цепочки ассоциаций:

СОБИРАТЬ ФОЛЬКЛОР - стучаться в дома - старики и старухи - спрашивать - народные поверья - нечистая сила - ведьмы - колдуны - как играли свадьбы

- хоронили - рожали - праздновали - убирали урожай - отвечать - помнить - записывать в тетради/на магнитофон - вечер - собираться - переписывать - выпивать.

ФОЛЬКЛОР - народный - музыка - песня - петь - балалайка - ложки - быль

- сказка - частушка.

Выполнение настоящих заданий предполагает предварительное ознакомление учащихся с некоторыми терминами: «цепочка ассоциаций», «слово-реакция», «слово-стимул». Одним из вариантов такого ознакомления может быть ассоциативный эксперимент, проведенный в аудитории. Студенты предлагают свои реакции на определенное слово-стимул, после чего преподаватель зачитывает ассоциативную цепочку (первым членом которой является данное слово-стимул), составленную на материале РАС. Сопоставление ассоциативных цепочек носителей языка и иностранных студентов наглядно продемонстрирует те различия, которые существуют в языковом сознании русских и представителей других культур. Стоит также обратить внимание учащихся на взаимосвязь образующих цепочку элементов и показать, как «работает» данное образование (например, в качестве «каркаса» для составления текста).

Выбор материала осуществлялся нами исходя из того культурологического потенциала, который несут в себе взятые для анализа фрагменты текста. Другими словами, уделялось внимание тому, чтобы предложенные примеры (прежде всего, составленные на основе данных РАС) отражали знания и представления, которыми обладает представитель русской культуры. В случае если целью занятия является изучение творчества определенного автора, фрагменты текста отбираются в соответствии с их значимостью в контексте данного произведения и - шире - творческого наследия писателя и даже исторической эпохи. Предназначенный для анализа отрезок текста должен нести в себе «некий сверхсмысл <.. .> выходящий за пределы непосредственного значения <...> и соотносимый с произведением в целом, с его идейным содержанием, темой, сюжетом или выходящий в "затекстовое пространство"» [Караулов 2015: 21]. Таким образом, выбор материала определяется более глобальными целями цикла уроков или учебного курса.

В заключение подчеркнем, что цепочку ассоциаций целесообразно использовать в качестве самостоятельной единицы обучения РКИ. Преимущество ее применения в практике преподавания состоит в актуализации элементов живого языкового сознания, отраженных в ассоциативных словарях, художественных произведениях и в речи. Цепочка ассоциаций, выступающая в качестве единицы обучения, позволяет формировать в языковом сознании иностранных студентов ассоциативные поля, аналогичные существующим в языковом сознании русских.

Литература

Варламов А.Н. Рассказы H Октябрь: сетевая версия журнала. - 2004. - № 7. Проза и поэзия. URL: http://magazines.mss.m/october/2004/7/ (дата обращения: 1.11.2015).

Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Вопросы психолингвистики. - 2015. - № 3 (25). - С. 14-35.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-231.

Овчинникова И.Г. Что скрывается на термином «языковое сознание»? // Филологические заметки: славистический гуманитарный журнал. - 2008. - Ч. 1. Македония - Словения - Хорватия - Россия. URL: http://philologicalstudies.org/ dokumenti/2008/vol1/1/8.pdf (дата обращения: 1.11.2015).

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.

Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: уч. пособ. - М.: Флинта, 2006. - 72 с.

Ружицкий И.В. Цепочка ассоциаций как единица восприятия. Россия и русские в языковом сознании носителей иных культур // Вестник ЦМО МГУ - 2011. - № 3. Культурология. - С. 75-82.

РАС - Русский ассоциативный словарь: Ассоциативный тезаурус современного русского языка: в 6 кн. / Под ред. Ю.Н. Караулова, Е.Ф. Тарасова, Ю.А. Сорокина и др. - М., 1994-1998.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. - М.: Ин-т языкознания РАН, 2011. - 252 с.

Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. - М: Русский язык. Курсы, 2010. - 552 с.

Вопросы психолингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.